Как правильно обращаться к священнику в церкви
Содержание:
- Как здороваются со священниками?
- Приветствие православных христиан при встрече
- Отличие диакона от священника — наличие наперсного креста
- Правила устных обращений распространяются и на письменные
- Что такое благословение
- Советы родителям
- Общепринятые правила и формы обращений
- Приветствие православных христиан при встрече
- Кто такой и зачем нужен священник?
- Нюансы!
- Основания
- Для каждого сана есть свое обращение
- Иерархия церковных санов
- Какие качества характера должны быть у человека, желающего быть диаконом?
- Как здороваются со священниками?
- Основы церковного этикета
Как здороваются со священниками?
В период празднования Пасхи (с первого её дня и последующие сорок дней после неё) батюшку принято приветствовать словами: «Христос Воскресе!». Батюшка, благословляя, ответит: «Воистину Воскресе!»
Если вопрос, как здороваться с батюшкой в церкви, можно легко решить, просто спросив совета у окружающих, более опытных людей, то что следует говорить священнику при случайной встрече на улице? Встретив священника, который даже не одет в священническое облачение, вы всё равно можете подойти и попросить у него благословения.
Следует знать, что благословение может иметь несколько значений. Одним из них является приветствие. Здороваться с батюшкой рукопожатием разрешено только равному ему по сану. Всем остальным, даже диаконам, при встрече с ним нужно принимать благословение. Для этого сложенными вместе ладонями принимают в них благословляющую руку. После получения благословения верующему нужно поцеловать руку батюшки.
Также батюшка может благословлять прихожан и по-другому, к примеру, осенив крестом голову верующего или же дать благословление на расстоянии.
Расставаясь, прихожане не прощаются со священником, а снова испрашивают у него благословения. При этом нужно сказать: «Простите, батюшка, и благословите».
Приветствие православных христиан при встрече
В дореволюционные времена, когда православная вера занимала в жизни русских людей очень важное место, было принято входить в дом к хозяевам со словами: «Мир вашему дому». На это в ответ звучало «С миром принимаем»
В таком приветствии заключено гораздо больше смысла, чем в нынешних «привет», «давай», «увидимся». Впрочем, определённые особенности в приветствиях вырабатывались со временем в каждом отдельном регионе. Свою роль играл возраст, местные обычаи.
Правила православного этикета основаны на любви и утверждении к вере в Бога
В прошлые века люди при встрече говорили: «Христос посреди нас!», на что им отвечали: «Есть и будет!». Встречалось и «Мир вам!», с ответом «И духу твоему». Вообще, второй вариант один из самых древних. Так приветствовал людей сам Иисус Христос со своими апостолами.
До нашего времени дошло много письменных материалов, повествующих о том, как здоровались миряне на заре христианства. К слову, таким образом, всегда здоровались священники, сопровождая приветствие троекратным лобызанием в щёку и поцелуем в правую руку. Православные христиане говорят друг другу: «Христос воскресе!» в дни Пасхи. А отвечать на эти слова необходимо: «Воистину воскресе!».
Важно! В установленные церковью праздничные дни и по воскресеньям миряне обращаются к родным и знакомым так: «С праздником!». Также среди верующих людей было принято целовать друг друга в щеку
Мужчины при этом крепко пожимали друг другу руку. Московский обычай предполагал троекратный поцелуй в щеку — мужчины с мужчинами, женщины с женщинами. В монашеской среде принято лобызание в плечо. Некоторые миряне позаимствовали и это. Ещё один обычай имеет монашеские корни. Например, когда человек хочет войти к кому-то в комнату, он говорит: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!». Войти можно только после того, как из комнаты ответят: «Аминь». Для мирской жизни это вряд ли применимо, в отличие от монастырской
Также среди верующих людей было принято целовать друг друга в щеку. Мужчины при этом крепко пожимали друг другу руку. Московский обычай предполагал троекратный поцелуй в щеку — мужчины с мужчинами, женщины с женщинами. В монашеской среде принято лобызание в плечо. Некоторые миряне позаимствовали и это. Ещё один обычай имеет монашеские корни. Например, когда человек хочет войти к кому-то в комнату, он говорит: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!». Войти можно только после того, как из комнаты ответят: «Аминь». Для мирской жизни это вряд ли применимо, в отличие от монастырской.
В апостольские времена христиане приветствовали друг друга «святым лобзанием»
При встрече со священником, как правило, произносят: «Благословите!». Также можно приветствовать и обычных людей. Разница в том, что батюшка на такое обращение отвечает: «Бог благословит!», а мирянин должен ответить: «Благословите!».
Уходящих из дома можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе»!«, «Бог в помощь!», «Храни тебя Господь!». Православные верят, что так можно уберечь близкого человека от невзгод в пути.
Чтобы обратиться к незнакомому человеку, в православной среде говорят: «сестра», «сестрица», к замужним женщинам обращаются «матушка». Мужчин называют «брат», «братец», «отец». Можно воспользоваться обращением «госпожа», «господин», хотя в условиях нынешнего общества не всегда могут правильно истолковать значение данных слов.
За оказанную услугу или помощь наши прадеды говорили: «Спаси Бог!», «Спаси Христос!». Не воцерковленные люди будут, скорее всего, удивлены, поэтому им можно отвечать просто «Благодарю!». Таким образом, каждый может продемонстрировать, что он ценит сделанное для него.
Отличие диакона от священника — наличие наперсного креста
Священник обязательно носит наперсный крест и к нему можно обратиться «батюшка» Отличить диакона от священника довольно просто: у диакона нет наперсного креста. Архимандрит носит крест с украшениями, протоиерей (игумен) – крест позолоченный или с украшениями, иерей (иеромонах) — крест серебряный.
Чтобы не ошибиться, можно воспользоваться самым простым обращением: Отец (имя), а если знаете должность, то (настоятель, наместник, благочинный): Отец настоятель, отец диакон и т.д.
Иногда получить подсказку на вопрос как приветствовать священника (лицо духовного сана) поможет знакомство. Сами священнослужители, когда представляются, называют свои сан и имя: протоиерей Василий, архидиакон Николай и так далее.
Правила устных обращений распространяются и на письменные
Указанные правила необходимо соблюдать и в письменных обращениях. Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные – на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа обычно не используется). Патриарху не принято посылать письмо на бланке.
При письменном обращении к иерархам Поместных Православных Церквей титул Предстоятеля Церкви (Патриарха, Митрополита или Архиепископа) всегда пишется с заглавной буквы. Так же пишется титул Первоиерарха Автономной Церкви. Если Первоиерарх носит двойной (тройной) титул Патриарха и митрополита (архиепископа), то все эти титулы также пишутся с заглавной буквы: Блаженнейший Филарет; Архиепископ Минский.
К священнослужителям более низких рангов обращаются кратко: Его Высокопреподобию (Преподобию) протоиерею (или иерею) (имя, фамилия, должность); при этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.
В соответствии с принятыми правилами письмо состоит из: указания адресата, обращения (адрес-титула), непосредственно текста, комплимента, подписи и даты. В официальном письме адресат включает в себя полный титул лица и его должность, в дательном падеже, например, «Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), Архиепископу (название кафедры), Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)».
Обращение или адрес–титул – почетный титул адресата. Им начинают письмо и используют в тексте. «Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху), «Ваше Величество» (в письме к монарху), «Ваше Превосходительство» и т. д. Комплимент – выражение вежливости, которым заканчивают письмо.
Пример комплимента: «Прошу молитв Ваших. С истинным почтением и любовью о Господе пребываю». Личная подпись автора сопровождается печатной расшифровкой. Дата отправки письма включает в себя день, месяц и год, а в официальных письмах еще указывается исходящий номер.
Всякий верующий считает непременным при встрече с батюшкой испросить благословения
Что такое благословение
Священнослужители — это люди, которые получили благодать Святого Духа через Таинство Священства служить Христовой Церкви. Они получили особое разрешение благословлять христиан по их просьбе.
Благословение – это действия священника направленные на пожелание добра и счастливого исполнения просьбы человеку, который пришёл просить Божьей помощи.
Когда батюшка благословляет просившего, то он складывает пальцы так, что они означают Иисус Христос. Это означает, что через священнослужителя нам посылает помощь наш Иисус Христос.
У этого церковного ритуала есть свои каноны, которые надо соблюдать. Если рукоположение происходит в церкви при большом скоплении народа, то священник осеняет всех крестом, Евангелием или Чашей. В этом случае все крестятся и кланяются в пояс.
А когда осеняет свечами, благословляет рукой или кадит, говорит «Мир всем», то необходимо просто поклониться, не складывая руки как при личном обращении за помощью. Руки надо опустить вниз и стоять с поклоном в пояс.
Как правильно вести себя, если хотите получить благословение себе лично? Подходя к батюшке, надо сложить руки крестом: правую на левую, повернув ладони вверх, произнося слова: «Благословите, батюшка (или владыка)».
Получив благословение, верующий должен взять руку священника и легко приложиться к ней губами, словно к невидимой руке Самого Спасителя.
Святитель Иоанн Златоуст говорил об этом действии так: «не человек благословляет, а Бог его рукою и языком». Поэтому священник говорит – «Бог благословит!»
Советы родителям
Разрешите поделиться с родителями ненавязчивыми размышлениями.
1. Нам, взрослым, необходимо возгревать в своей душе огонек непрестанной сердечной молитвы, чтобы ее незримый свет, помимо слов и действий, просвещал и согревал детские души. Помните тот «несказанный свет», который Сергей Есенин, поэт православного воспитания, созерцал духовными очами над материнской «избушкой», куда он мечтал возвратиться, вырвавшись из губительных объятий столичной жизни?
2. Дети свободны в своем произволении, и мы не можем их вечно «заставлять» молиться и ходить в храм; необходимо, чтобы вера и благочестие стали для наших отпрысков внутренней потребностью, неотъемлемой от их самостоятельной жизни. Какая разумная мать об этом не мечтает? Но силы наши слабы, педагогических талантов не хватает
Вот почему важно мысленно посвятить свое дитя Господу, вверить Ему и Божией Матери душу ребенка, ежедневно обновляя свой «тайный договор» тайной молитвой, в которой мы бы просили Спасителя избавить от всех бед и напастей наше непутевое чадо и поставить его на служение Себе Самому. Пример святых Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Девы Марии, несомненно, вдохновит каждого…
3. Нужно учиться искусству преподавания Закона Божия, равно как и педагогике, у… Создателя. Посмотрите, «как прекрасен этот мир», воззванный к бытию Творческими перстами! Общение с живой природой никогда не наскучивает ни детям, ни взрослым. Между тем Сам Творец остается невидим. Он не принуждает, не требует взаимности, не угрожает, но всем изливает Свои благость и любовь, проявляя ежедневное Отеческое попечение о каждом из Своих творений… Так и нам дóлжно учиться быть вдохновенными и светлыми в общении с детьми. Неприятные вещи говорить с приятностью. Воспитывая, не подавлять, назидая, не уничижать. Быть не в тягость, а в радость, привлекать, но не отталкивать…
4. Детям, покуда они не вошли во вкус молитвы, необходимо найти в храме дело, служение. Пусть самое простое и незаметное: приносить записочки в алтарь, следить за свечами и прочее. В храмах, где это понимают и за этим следят, царствует добрая атмосфера, благоприятная для воцерковления детей.
5. Чтобы удержать детей в Церкви, ими дóлжно заниматься и вне храмового богослужения. Здесь все средства и формы хороши – от изостудии до бальных танцев и туристических походов. Главное – под эгидой прихода или монастыря. Тогда и общение подростков будет здоровым и безопасным. Но, как говорится, «доверяй, да проверяй»…
Фото: Павел Гирин/astrsobor.ru
Общепринятые правила и формы обращений
Обращение к священнику в храме:
- Обращайтесь только на «Вы»;
- Дождитесь, пока священник освободится (закончит службу, разговор с другим человеком);
- У священников не принято рукопожатие, поэтому можно немного поклониться перед началом беседы и после слов приветствия попросить благословения;
- Называйте по имени, например, «Отец Сергий». Если вы не знаете его — «Батюшка»;
- Имена и титулы произносятся только на церковнославянском: диакон, а не дьякон; Алексий, а не Алексей;
- При прощании попросите благословения, как и для приветствия;
- Встретив батюшку на улице или в транспорте, без облачения, можно подойти и взять благословение (если это не помешает его делу). В случае невозможности взять благословение просто слегка кивните.
Обращение к священнику по телефону:
Священнослужителю можно позвонить по телефону в случае необходимости или близкого знакомства.
- По телефону не видно, кто отвечает, поэтому беседу можно начать со слов: «Алло, это Отец Андрей?» и после получения положительного ответа сказать: «Отче, благословите!»;
- Нужно представиться, назвать свое имя;
- Далее можно рассказать по какому поводу звоните;
- Общение со служителем церкви по телефону – не лучший способ, поэтому не обсуждайте откровенный темы и не исповедуйтесь так. Можно договориться о встрече, либо узнать другую полезную информацию. А все остальное оставьте для разговора с глазу на глаз;
- При прощании, как и в храме, можно попросить благословения и положить трубку.
Формы обращений
- Обращение к монаху, не имеющему духовного сана: «честной брат», «отец»;
- Обращение к послушнице и монахине: «сестра»;
- Обращение к диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон» или просто «отец (имя)»;
- Обращение к иерею (священник) и иеромонаху (монашествующий священник): «Ваше Преподобие» или «отец (имя)», (неофициальное обращение – «отец (имярек.)», «батюшка»);
- Обращение к протоиерею (священник), игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие» (неофициальное обращение к протоиерею – «отец (имярек.)», «батюшка»);
- Обращение к игуменье женской обители: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)»;
- Обращение к архиерею: Ваше Святейшество, Ваше Блаженство, Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство;
- Обращение к епископу: Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка или просто Владыка (либо используя звательный падеж славянского языка: Владыко);
- Обращение к митрополиту: Ваше Высокопреосвящество или Высокопреосвященнейший Владыка.
Правила, понятия и тонкости церковного этикета описаны в труде епископа Марка Головкова «Церковный протокол».
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Приветствие православных христиан при встрече
В дореволюционные времена, когда православная вера занимала в жизни русских людей очень важное место, было принято входить в дом к хозяевам со словами: «Мир вашему дому». На это в ответ звучало «С миром принимаем»
В таком приветствии заключено гораздо больше смысла, чем в нынешних «привет», «давай», «увидимся». Впрочем, определённые особенности в приветствиях вырабатывались со временем в каждом отдельном регионе. Свою роль играл возраст, местные обычаи.
Правила православного этикета основаны на любви и утверждении к вере в Бога
В прошлые века люди при встрече говорили: «Христос посреди нас!», на что им отвечали: «Есть и будет!». Встречалось и «Мир вам!», с ответом «И духу твоему». Вообще, второй вариант один из самых древних. Так приветствовал людей сам Иисус Христос со своими апостолами.
До нашего времени дошло много письменных материалов, повествующих о том, как здоровались миряне на заре христианства. К слову, таким образом, всегда здоровались священники, сопровождая приветствие троекратным лобызанием в щёку и поцелуем в правую руку. Православные христиане говорят друг другу: «Христос воскресе!» в дни Пасхи. А отвечать на эти слова необходимо: «Воистину воскресе!».
Важно! В установленные церковью праздничные дни и по воскресеньям миряне обращаются к родным и знакомым так: «С праздником!». Также среди верующих людей было принято целовать друг друга в щеку
Мужчины при этом крепко пожимали друг другу руку. Московский обычай предполагал троекратный поцелуй в щеку — мужчины с мужчинами, женщины с женщинами. В монашеской среде принято лобызание в плечо. Некоторые миряне позаимствовали и это. Ещё один обычай имеет монашеские корни. Например, когда человек хочет войти к кому-то в комнату, он говорит: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!». Войти можно только после того, как из комнаты ответят: «Аминь». Для мирской жизни это вряд ли применимо, в отличие от монастырской
Также среди верующих людей было принято целовать друг друга в щеку. Мужчины при этом крепко пожимали друг другу руку. Московский обычай предполагал троекратный поцелуй в щеку — мужчины с мужчинами, женщины с женщинами. В монашеской среде принято лобызание в плечо. Некоторые миряне позаимствовали и это. Ещё один обычай имеет монашеские корни. Например, когда человек хочет войти к кому-то в комнату, он говорит: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!». Войти можно только после того, как из комнаты ответят: «Аминь». Для мирской жизни это вряд ли применимо, в отличие от монастырской.
В апостольские времена христиане приветствовали друг друга «святым лобзанием»
При встрече со священником, как правило, произносят: «Благословите!». Также можно приветствовать и обычных людей. Разница в том, что батюшка на такое обращение отвечает: «Бог благословит!», а мирянин должен ответить: «Благословите!».
Уходящих из дома можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе»!«, «Бог в помощь!», «Храни тебя Господь!». Православные верят, что так можно уберечь близкого человека от невзгод в пути.
Чтобы обратиться к незнакомому человеку, в православной среде говорят: «сестра», «сестрица», к замужним женщинам обращаются «матушка». Мужчин называют «брат», «братец», «отец». Можно воспользоваться обращением «госпожа», «господин», хотя в условиях нынешнего общества не всегда могут правильно истолковать значение данных слов.
За оказанную услугу или помощь наши прадеды говорили: «Спаси Бог!», «Спаси Христос!». Не воцерковленные люди будут, скорее всего, удивлены, поэтому им можно отвечать просто «Благодарю!». Таким образом, каждый может продемонстрировать, что он ценит сделанное для него.
Кто такой и зачем нужен священник?
Официально признанное значение священника – служение религиозному культу. В христианской церкви священник имеет вторую степень, то есть он стоит по рангу ниже епископа, но выше диакона. Это дает ему право совершать богослужения, все таинства, кроме рукопожатия. В православной церкви получить облачение священнослужителя может человек, который:
- Прошел специальную подготовку: обучение в семинарии в течение 5 лет и сдал все экзамены.
- По окончании семинарии священнослужитель должен жениться и принять монашество, либо отложить принятие сана.
- После обучения выпускник прикрепляется к приходу, где шагает по лестнице получения новых санов.
- Если человек не заканчивал специального образовательного учреждения, то поучить сан священнослужителя он может только через рукопожатие главы прихода.
- Получить профессию может сын от отца.
Священничество – это не должность, а образ жизни, требующий ответственности и самопожертвования.
Нюансы!
Здороваться мужчинам-мирянам за руку со священниками не принято, правильно будет сложить руки по благословение, священник вас благословит и пожмет Ваши руки, далее принято поцеловать руку благословляющую.
Имена нужно произносить так, как они звучат по-церковнославянски, некоторые имена имеют особенность в произношении: Не Сергей, а Сергий. Не Иван, а Иоанн, не Алексей, а АлексИй (ударение на последний слог).
Если Вы подошли, к рядом стоящим священникам, то благословение принято брать по старшинству от старшего к младшему. Если благословение у каждого взять не имеет возможности по сложившимся обстоятельствам, можно просто сказать: «Благословите, Отцы ЧестнЫе»
Сам же священнослужитель должен представиться таким образом: «Здравствуйте, меня зовут иерей Николай», или, если позволяет сан, «протоиерей Николай».
Не должно представляться: «Отец Николай» — это не чинно и не скромно.
Но несмотря на то как священник сам Вам представился, обращаться к священнику принято именно так, как описано выше.
Основания
Работа священнослужителей подчиняется 2 системам: канонической и светской.
В каноническом праве опираются:
- в православных деноминациях на Книгу Правил, каноны Вселенских Соборов;
- в католической церкви – Кодекс Канонического Права;
- у греко-католиков в РФ – Кодекс Восточных Церквей.
Если священник совершает «каноническое преступление», граждане имеют право направить жалобу. Для этого нужно знать, какой именно канон он нарушил. Но так как малоцерковные люди не вникают в такие нюансы, принимают от них любые обращения, связанные с недовольствами по поводу работы церкви и священников.
Светская правовая система рассматривает церковные дела, прежде всего, в рамках нарушения закона «О свободе совести и религиозных объединений» и ст. 123 ГК РФ.
Но Церковь, как и ее работники, – это также субъекты, которые подчиняются мирским законам. Поэтому при их нарушении граждане могут привлекать государственные ведомства. Например, при несоблюдении санитарных норм пишут в Роспотребнадзор, а управу на батюшку, который устроил драку, ищут в полиции.
В тему! Какие налоги платит церковь в России.
Для каждого сана есть свое обращение
Для каждого сана есть свое, принятое в церковном протоколе, обращение. Чтобы понять, какое из них выбрать, необходимо определить кто же перед вами: диакон или архимандрит. В Православной Церкви существует три степени священнослужителей:
- Диаконская (архидиакон, протодиакон, диакон, иеродиакон);
- Иерейская (протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах);
- Епископская (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ).
И две категории духовенства: черное (монашествующее) и белое. Белое духовенство является самым многочисленным: к нему относятся священнослужители, не дававшие монашеских обетов.
Им разрешено иметь семью и детей, они наиболее приближены к мирской жизни. Монашествующее духовенство предполагает полное безбрачие, они посвящают свою жизнь служению Богу и дают три монашеских обета — целомудрия, послушания и нестяжания (добровольной нищеты).
Диакон не носит наперсный крест и к нему обращаются «отец диакон»
Белое духовенство | Монашествующее духовенство | Форма обращения |
Диакон, архидиакон, протодиакон | Иеродиакон | к архи-, протодиакону: отец архи-, протодиакон (имя)…, к диакону, иеродиакону: отец (имя)… |
Иерей | Иеромонах | Ваше преподобие, отец (имя)… |
Протопресвитер, протоиерей | Игумен, архимандрит | Ваше Высокопреподобие, отец (имя) |
Игумения | Досточтимая матушка (имя) | |
Епископ | Ваше Преосвященство, Преосвященнейший владыко (имя) | |
Архиепископ, митрополит | Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший владыко (имя), (Ваше Блаженство, Блаженнейший владыко (имя) | |
Патриарх | Ваше Святейшество (имя), Святейший владыко (имя) | |
Монах, послушник | честной брат (отец) (имя) | |
Монахиня, послушница | сестра (имя) |
В совокупности три степени, составляя трехчинную иерархию Православной Церкви, образуют клир. Поэтому называются клириками, или по-другому священнослужителями. Помимо священнослужителей есть и церковнослужители — иподиаконы, чтецы (певцы), свещеносцы.
Они являются низшими клириками и помогают священнослужителям в совершении богослужения. К ним, как правило, прихожане не обращаются.
Кроме того, священнослужители, священники и высшие чины Церкви имеют строгие разделения в своих обязанностях:
- Диаконы возглашают молитвенные прошения во время богослужений, помогают священнику во время проведения Таинств;
- Священники (иереи, протоиереи), могут совершать Таинства;
- Епископы не только совершают Таинства, но и могут рукополагать в дьякона и священника.
Иерархия церковных санов
Прежде всего при посещении храма мы обращаемся к работникам церкви. Значит, знание духовных санов можно назвать началом изучения церковного этикета.
Итак, в православии принято разделять всех служителей Церкви на три ступени иерархии.
- Диаконат — лица, которые проходят обучение и находятся на начальной ступени духовенства. Они не имеют права сами совершать церковные таинства, а выступают в роли помощников священников. К ним относятся протодиаконы и диаконы (иеродиаконы и архидиаконы, если говорить о монашестве).
- Священство (священники) — люди в Церкви, которые соответственно своему чину могут совершать священные таинства. Иереи, протоиереи, протопресвитеры — список чинов священников. В монашестве им соответствуют иеромонахи, игумены и архимандриты.
- Архиереи (епископы) — это люди, которых относят к высшей иерархической ступени в духовенстве. Именно они возглавляют епархии. К ним относятся епископы и архиепископы, митрополиты и патриархи.
Какие качества характера должны быть у человека, желающего быть диаконом?
Нужно обладать теми же качествами, что и священники, потому что по сути это одно и то же служение. Если отталкиваться непосредственно от задач, то диакон должен любить порядок и чистоту. Чистота в алтаре — это наша главная забота, потому что он — это святая святых. Если диакону не свойственна чистоплотность и он всё время себя заставляет делать то, что делает, то рано или поздно произойдут какие-то ошибки, случатся упущения.
Ещё в нашем служении важны дисциплинированность, порядочность, образованность. Надо уметь помочь людям мудрым и добрым словом, поддержать их в разных ситуациях
Очень важно хорошо знать Священное Писание, постоянно изучать его. Очень некрасиво, когда ты — служитель алтаря, ходишь в подряснике, но не можешь ответить людям на их вопросы
Словом, диакон — это особое служение, которое требует постоянного развития, а также ответственности по отношению к себе и людям.
Как здороваются со священниками?
В период празднования Пасхи (с первого её дня и последующие сорок дней после неё) батюшку принято приветствовать словами: «Христос Воскресе!». Батюшка, благословляя, ответит: «Воистину Воскресе!»
Если вопрос, как здороваться с батюшкой в церкви, можно легко решить, просто спросив совета у окружающих, более опытных людей, то что следует говорить священнику при случайной встрече на улице? Встретив священника, который даже не одет в священническое облачение, вы всё равно можете подойти и попросить у него благословения.
Следует знать, что благословение может иметь несколько значений. Одним из них является приветствие. Здороваться с батюшкой рукопожатием разрешено только равному ему по сану. Всем остальным, даже диаконам, при встрече с ним нужно принимать благословение. Для этого сложенными вместе ладонями принимают в них благословляющую руку. После получения благословения верующему нужно поцеловать руку батюшки.
Также батюшка может благословлять прихожан и по-другому, к примеру, осенив крестом голову верующего или же дать благословление на расстоянии.
Расставаясь, прихожане не прощаются со священником, а снова испрашивают у него благословения. При этом нужно сказать: «Простите, батюшка, и благословите».
Основы церковного этикета
Почему стоит знать нормы вежливого обращения и общения в Церкви? Ответ прост — пренебрежение правилами этикета может вызвать некоторые проблемы. Во-первых, человек может не знать, как стоит обращаться к священнослужителям или в какой форме составить то или иное письмо. Во-вторых, неподобающее поведение может вызвать негативную реакцию со стороны всех остальных, кто посещает храм. Также знание правил религиозного этикета воспитывает в человеке терпимость к другим и вырабатывает правильное поведение.
Основой именно церковного этикета и его отличительной чертой является основополагающая связь с почитанием Бога. В современном мире давние традиции в большинстве своем утеряны в силу их запрета в двадцатом веке. Поэтому, перед тем как изучить правила обращения к митрополиту в письме, стоит часть времени посвятить и основным нормам поведения в церкви.