«создали секту». епархия рассказала о причинах закрытия храма в удмуртии

Ничего святого

Более века назад на окраине села Каменное Заделье Балезинского района на средства прихожан построили Трифоновскую церковь и несколько хозяйственных построек. В 1992 г. райисполком передал церкви в бессрочное пользование земельный участок площадью шесть гектаров. Священный синод РПЦ принял решение о создании здесь Покровского женского монастыря. С той поры здесь проживают 25 монахинь, у восьми из них здесь зарегистрировано место жительства. Митрополит Николай возвёл монахиню Наталью (монахиня Даниила) в сан игумении. Возложил на неё наперстный крест с вручением игуменского жезла и назначил настоятельницей монастыря.

«Оказалось, что параллельно с этими событиями втайне от нас происходили манипуляции с земельным участком, храмами и строениями Покровского монастыря. Право собственности на них переходило из рук в руки, – рассказывает игумения Даниила. – Управление юстиции УР обратилось в Глазовский городской суд с просьбой ликвидировать религиозную организацию «Православный приход Преподобного Трифона Вятского Ижевской Епархии РПЦ». В январе 2006 г. суд принял положительное решение. Под этим предлогом в ноябре 2009 г. администрация  Балезинского района вынесла постановление о прекращении права бессрочного пользования земельным участком за Трифоновской церковью. Бывший глава администрации Александр Васильев без нашего ведома подал в Балезинский районный суд заявление о признании бесхозяйным храма 1910 г. постройки и признания его муниципальной собственностью. Мотивировал он это тем, что в Росреестре по УР нет сведений о собственнике храма и земельном участке, на котором он находится. Суд заявление удовлетворил. Решение никто не обжаловал, так как его вынесли втайне от граждан. Его нигде не опубликовали, в том числе и на сайте Балезинского районного суда. На основании этого решения право муниципальной собственности незаконно было зарегистрировано не только за храмом, но и за всеми объектами недвижимости: келейные, трапезная, гараж, жилые дома. Так как прокуратура Удмуртии отказалась оспаривать незаконные сделки с недвижимостью, то такой иск подали мы».

«Мы никого не гоним»

После решения Синода РПЦ о ликвидации Покровского монастыря приход храма преподобного Трифона Вятского (единственная юридически зарегистрированная религиозная организация на этом месте) был передан в ведение Ижевской епархии. Юридически никакой монастырь никогда здесь не регистрировался, поэтому всё имущество находится в собственности прихода. На данный момент здесь официально прописаны и проживают новый настоятель, назначенный Ижевской епархией, – иеромонах Трифон, две монахини и одна послушница. Продолжают здесь пребывать и насельницы, находящиеся в расколе, – их около 20 человек.

После ухода монашеской общины в раскол насельницы на протяжении нескольких лет не допускали в храм назначаемых епархией священников. Доступа в храм не имели и прихожане. Сегодня Ижевская епархия делает всё, чтобы наладить нормальную богослужебную жизнь. Что же касается раскольниц, никто их выселять не планирует.

«С самых первых встреч им говорили, что у них есть возможность остаться в помещениях прихода, либо поселиться в одном из женских монастырей епархии или в одном из ставропигиальных женских монастырей. Мы заинтересованы в мирном урегулировании конфликта», – говорят в Ижевской епархии.

По словам руководителя юридической службы Ижевской епархии Алексея Артемьева, в сведениях о зарегистрированных лицах на территории прихода значится только одно лицо. Это одна из бывших насельниц – женщина, которая в данный момент содержится в доме престарелых. Остальные законной регистрации не имеют, что подтверждается данными МВД по Балезинскому району. Более того, насельницы отказались от ИНН, российских паспортов, при составлении протоколов предъявляют паспорта СССР. На сегодня они не пускают законных жильцов в их дома, выстраивают живые изгороди, отключают отопление и электричество – все факты самоуправства зафиксированы МВД.

Суд мирской и Божий

Затем по просьбе митрополита тот же Александр Васильев подарил отмежёванный земельный участок при монастыре Удмуртской епархии.

В 2014 г. Глазовская епархия выделилась в самостоятельное юрлицо, возглавляемая епископом Виктором. В 2015 г. Митрополит Удмуртский Николай ушёл на покой, а новый Митрополит Викторин подарил Глазовской епархии земельный участок со всеми храмами, строениями Покровского женского монастыря и с его жителями.

«Все сделки с недвижимостью и судебные акты не могут быть законными. При их свершении не учли, что там зарегистрировано место жительства восьми монахинь (ст. 234 ГК РФ). Более 15 лет они открыто владели и пользовались этим недвижимым имуществом. Прокурор Удмуртии отказался оспаривать эти сделки, решение районного суда и принимать иные меры по восстановлению законности. Последние два года Глазовская епархия стала требовать от трифоновских монахинь покаяния за религиозные взгляды, которые якобы противоречат Русской православной церкви. Из-за этого в октябре 2020 г. Глазовская епархия обратилась в Балезинский районный суд с иском о выселении их из женского монастыря», – рассказывает адвокат Валерий Новичков.

Инициатором такого способа разрешения религиозного спора стал бывший работник прокуратуры Удмуртии Станислав Клюев (ныне адвокат и священник Глазовской епархии). Мотивировал он это тем, что Удмуртская епархия всё ещё не завершила госрегистрацию Покровского женского монастыря как юрлица, а монахини проживают там без письменного согласия Глазовской епархии как нового собственника объектов недвижимости.

«Монахини вселились в монастырь по одобрению митрополита задолго до рождения Глазовской епархии и получения ими этих объектов в собственность, – добавляет адвокат. – Так как у истца отсутствовало субъективное право на подачу такого иска, то его оставили без движения и вернули обратно. Тогда Глазовская епархия изменила иск, требуя выселить только одну настоятельницу игумению Даниилу и истребовать Покровский женский монастырь из её «незаконного владения», хотя указ митрополита Николая о возведении её в сан игумении и назначении настоятельницей монастыря тоже не отменили. Судья Татьяна Беркутова такой иск удовлетворила. Её поддержали прокуратура и Верховный суд Удмуртии. Однако Шестой кассационный суд (Самара) полностью отменил это незаконное решение. Это обстоятельство объективно охарактеризовало юридическую грамотность как судебной системы, так и прокуратуры Удмуртии».

Епископы

Ижевское викариатство Сарапульской епархии
  • Стефан (Бех) (15 сентября 1921 — 10 ноября 1922)
  • Амвросий (Казанский) (январь 1923 — 17 февраля 1924) в/у, епископ Воткинский
  • Флавиан (Сорокин) (20 февраля 1924 — январь 1925) в/у, епископ Котельнический
  • Ириней (Шульмин) (1925) в/у, епископ Малмыжский
  • Алексий (Кузнецов) (1925) в/у
Ижевская епархия

Стефан (Бех) (26 февраля — 18 мая 1926)

Ижевское викариатство Сарапульской епархии

Стефан (Бех) (18 мая 1926 — 16 сентября 1926)

Ижевская епархия
  • Виктор (Островидов) (16 сентября 1926 — октябрь 1927)
  • Трофим (Якобчук) (8 декабря 1927—1928)
  • Симеон (Михайлов) (1927—1928) в/у, епископ Златоустовский
  • Синезий (Зарубин) (12 декабря 1928 — 26 февраля 1930)
  • Николай (Ипатов) (февраль 1930 — июнь 1931)
  • Симеон (Михайлов) (12 июня 1931 — 13 мая 1932)
  • Георгий (Анисимов) (13 мая — 13 июня 1932)
  • Тихон (Русинов) (29 июня 1932 — 13 февраля 1933)
  • Николай (Покровский) (13 февраля — 18 июля 1933)
  • Николай (Ипатов), 2-й раз (1933)
  • Киприан (Комаровский) (август 1933 — 11 июня 1934)
  • Софроний (Арефьев) (11 июня 1934 — февраль 1936)
  • Павел (Чистяков) (февраль 1936 — январь 1937)
  • Авраамий (Дернов) (1937)
  • Николай (Ипатов)

    1938—1943 — кафедра вдовствовала

    , 3-й раз (1937 — 29 августа 1938)

  • Иоанн (Братолюбов) (19 ноября 1943 — 14 февраля 1945)
  • Вениамин (Тихоницкий) (февраль — 3 января 1946) в/у, архиепископ Кировский
  • Николай (Чуфаровский) (3 января 1946 — 30 октября 1947)
  • Вениамин (Тихоницкий) (30 октября 1947 — 27 февраля 1948) в/у, архиепископ Кировский
  • Иероним (Захаров) (27 февраля 1948 — 31 июля 1952)
  • Ювеналий (Килин) (31 июля 1952 — 28 декабря 1958)
  • Гавриил (Огородников) (1958—1959) в/у, епископ Вологодский
  • Михаил (Чуб) (5 марта 1959 — 8 августа 1961)
  • Поликарп (Приймак) (16 марта по июнь 1961) в/у, епископ Кировский
1961—1988 — управляли архиереи Казанские
  • Палладий (Шиман) (30 ноября 1988 — 22 марта 1993)
  • Николай (Шкрумко) (25 марта 1993 — 5 мая 2015)
  • Викторин (Костенков) (с 5 мая 2015)

Отказ от всего мирского

Проживающая в Каменном Заделье община находится в расколе уже более 20 лет. Некогда их духовный отец – игумен Владимир (Наумов), ныне покойный, начал проповедовать приближение конца света и призывать всех отказаться от новых паспортов и ИНН.

Отец Иоанн, проживший в этой общине более десяти лет, считает, что игумен Владимир, дело которого сегодня успешно продолжает «монахиня» Даниила (Наталья Машкова), фактически создал деструктивную секту.

«В общину я попал трёхлетним ребёнком вместе с мамой и до подросткового возраста воспитывался там. Территория прихода полностью оторвана от цивилизованного мира. Вся жизнь подчинена воле игумена. В умы насельников вбивался инфернальный образ внешнего мира, с которым нельзя контактировать. Нельзя было даже прибегать к медицинской помощи. Так однажды, когда у меня была тяжелейшая форма воспаления лёгких, игумен не разрешил вызвать даже скорую. Скорую вызывали всего несколько раз и чаще всего – самому игумену Владимиру. К получению образования детьми, проживавшими там (а всего нас было трое), относились скептически. Для нас организовали обучение на дому – и таким образом мы проучились четыре класса».

В 2014 г. ныне покойный митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) по своему усмотрению вручил монахине Данииле указ о назначении её игуменьей монастыря. Именно на основании этого она до сих пор считает себя настоятельницей. Однако этот указ не легитимен, поскольку такие решения принимает только Священный Синод.

По всем признакам, община продолжает жить в формате замкнутой секты. Удерживать адептов помогает, с одной стороны, психологическая зависимость, с другой – манипуляция со стороны руководителей. К тому же куда пойдут люди без документов? К вопросу о руководителях стоит добавить, что сама «монахиня» Даниила вовсе не спешит отказываться от документов – имеет ИНН и российский паспорт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector