Иоанн кронштадтский: моя жизнь во христе (краткая биография)
Содержание:
- Память: 20 декабря / 2 января, 1 июня / 14 июня
- История жизни св. Иоанна Кронштадского
- Многие отца Иоанна не понимали и не одобряли
- Святой Иоанн Кронштадтский: миссионер, проповедник, благотворитель, писатель, политик
- Примечание
- Критика в литературе и печати
- Семейная жизнь Иоанна Кронштадтского не сложилась
- Иконе святого Иоанна Кронштадтского молятся для исцеления от пьянства
- Труды
- Молитвословия
- Книга «Моя жизнь во Христе» ― личный дневник Иоанна Кронштадтского
- Семья
- Самое начало жизни
- Детство и юношество святого праведного Иоанна Кронштадтского
- Всероссийская слава тяготила святого
- Сочинения
Память: 20 декабря / 2 января, 1 июня / 14 июня
Мудрый наставник и добрый пастырь,
сделавший много для укрепления веры, помощи людям, умирения страны,
спасения от надвигающейся смуты. Податель многих
исцелений и помощи в различных житейских нуждах,
болезнях, при одержимости пьянством. Покровитель
миссионеров и катехизаторов, ему возносят молитвы о помощи детям в учебе.
Праведный Иоанн Кронштадтский
«Вся ко благоугождению Твоему и
мудрствующе и деюще»
Молитва пред Евангелием на Литургии
Не предпосылаю моему изданiю
предисловiя: пусть оно говоритъ само за себя. Все
содержащееся въ немъ есть не иное что, какъ благодатное
озаренiе души, котораго я удостоился отъ
всепросвещающаго Духа Божiя въ минуты глубокаго къ себе
вниманiя и самоиспытанiя, особенно во время молитвы.
Когда могъ, я записывалъ благодатныя мысли и чувства, и
изъ этихъ записей многихъ годовъ составились теперь
книги. Содержанiе книгъ весьма разнообразно, какъ
увидятъ читатели. Пусть они судятъ о содержанiи моего
изданiя.
Духовный возтязуетъ убо вся, а самъ той
ни отъ единаго востязуется .
Протоиерей I. Сергiевъ.
История жизни св. Иоанна Кронштадского
Он родился в 1829 году в небогатой семье дьяка. Мальчик рос очень болезненным, плохо учился, но, с самого детства приученный к молитвам, неустанно молился, чтобы Господь даровал ему разум и способность к учению. И вот как-то ночью во время молитвы он ощутил, как его осенила Божья благодать, а с глаз словно спала завеса. С этого момента учеба у него пошла очень успешно, а в Архангельской духовной семинарии даже был лучшим учащимся.
Закончив Санкт-Петербургскую Духовную академию и получив степень кандидата богословия, Иоанн вступил в брак с Елизаветой, дочерью протоиерея Несвицкого. Поразительна история его семейной жизни: Елизавета дала обет девства, даже находясь в браке, и всю свою жизнь супруги прожили в единстве и согласии как брат с сестрой.
После рукоположения Иоанна назначили служить в Андреевском соборе в Кронштадте. В те времена царское правительство ссылало в этот город всякого рода уголовников, которые ютились в подвалах и землянках. Иоанн ежедневно посещал этих отверженных, но не только вел с ними душеспасительные беседы, но и помогал ухаживать за больными, на собственные деньги покупал для них еду и лекарства, а порой даже снимал с себя обувь и рясу, чтобы отдать несчастным. Горожане ежедневно наблюдали этот подвиг милосердия и иногда приносили матушке вещи и обувь, так как видели, что он идет по улице босой.
Иоанн понимал, что его скромных средств не хватит, чтобы помочь всем нуждающимся, и тогда обратился к жителям Кронштадта с просьбой о помощи. На их пожертвования он добился устройства в Кронштадте Дома трудолюбия, где были не только мастерские, но также детский сад, школа, приют, столовая, библиотека, бесплатная лечебница, ночлежный и странноприимный дом.
Его самоотверженная благотворительная деятельность вскоре снискала широкую известность, он получал огромные пожертвования и тратил все эти миллионы на благие цели. Но отца Иоанна заботило не только то, чтобы обеспечить людям нормальные условия существования, но и их душевное здоровье, которое он видел в вере. Храм был для него местом, где скорбящие души могли получить надежду и исцеление, а Литургию он совершал с такой страстью, будто лично беседовал с Богом.
Молитвы, возносимые отцом Иоанном, порой приводили к настоящему чуду, слухи о котором распространялись по Кронштадту, Петербургу, а потом и по всей России. К нему потянулись сотни и тысячи людей; в Андреевском соборе, который мог вместить до семи тысяч молящихся, яблоку негде было упасть, а сам он по 12 часов в день принимал исповеди, и количество пришедших исповедаться ему доходило до шести тысяч.
Особенно способствовала этому его исповедальная книга «Моя жизнь во Христе». Глубоко чтил его и император Александр III, который перед кончиной призвал отца Иоанна к своему смертному ложу. С просьбой помолиться за них ему писали люди не только со всей России, но и из Европы, Америки, Индии.
Скончался Иоанн Кронштадский в 1908 году, кончина его была тихой и мирной.
Многие отца Иоанна не понимали и не одобряли
Клирики собора, в котором святой Иоанн Кронштадтский служил, не понимали и не одобряли его. Их примеру следовало школьное начальство.
Дело в том, что отец Иоанн чрезвычайно эмоционально относился к проповедям. Кроме того, в 1860-х годах у него открылся дар исцеления по молитве. Естественно, что скептики не верили этому.
Обложка журнала «Пулемёт» с сатирическим изображением отца Иоанна, покидающего Кронштадт во время восстания матросов в 1905 году
Несмотря на устную и печатную критику, священника-новатора церковное начальство заметило.
Первоначально он был в храме третьим священником.
1899
в этом году святой Иоанн стал митрофорным иереем
В 1875 году он стал протоиереем, далее настоятелем Андреевского собора, а с 1899 года — митрофорным протоиереем.
Дом трудолюбия в Кронштадте. 1882 г. Архитекторы В. О. Титов, А. Я. Силин. Репродукция с рисунка нач. XX в . Отец Иоанн открыл дом трудолюбия с мастерскими для того, чтобы обеспечить бедных работой
Святой всегда занимался благотворительностью. Иногда он возвращался домой от нуждающихся босиком, раздав все свои вещи.
За это его в печати называли юродивым. В дальнейшем отцом Иоанном открыт работный дом с мастерскими, школа для бедных детский приют, женская богадельня.
Кроме того, он состоял почётным членом Свято-Князь-Владимирского братства.
Святой Иоанн Кронштадтский: миссионер, проповедник, благотворитель, писатель, политик
Святой Иоанн Кронштадтский — это многосторонняя личность. Отец Иоанн прославился как выдающийся проповедник и миссионер.
За заслуги перед Православной церковью он награждён правом ношения митры. Таким образом, он имел духовное звание митрофорного протоиерея.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, 1890-е годы. Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) прославился как миссионер, яркий проповедник, благотворитель и бессребреник
Служение в качестве священника он нёс в качестве Настоятеля Андреевского собора в Кронштадте.
Святой активно участвовал в церковной жизни и стал в 1906 году членом Святейшего правительствующего синода, хотя от участия в его заседаниях уклонялся.
При этом протоиерей имел талант писателя. Он написал известную в православном мире книгу «Моя жизнь во Христе».
В СССР святого Иоанна Кронштдтского называли мракобесом и реакционером.
Февраль 1917 г. Фотография. Святой Иоанн Кронштадтский имел дар пророчества. Он предсказал события Русской революции и Гражданскую войну в России
Иоанн Кронштадтский активно участвовал в политике и пытался противостоять революционной смуте.
Он придерживался правоконсервативных и монархических взглядов. Именно поэтому отец Иоанн стал вдохновителем и почётным членом Союза русского народа.
Кроме того, его приняли в члены Императорского православного палестинского общества. В СССР его фигура оценивалась крайне отрицательно. Официальная пропаганда называла его мракобесом и реакционером.
Примечание
I том содержит в себе: 1) беседы о Боге
Пресвятой Троице; 2) беседы о блаженствах евангельских;
3) слова и поучения на праздники Господни и 4) слова и
поучения на праздники Божией Матери.
II том заключает в себе полный годовой
круг слов, поучений и бесед на недельные (воскресные)
дни и св. четыредесятницу.
III том имеет своим содержанием: 1)
поучения, слова и речи на храмовые праздники (Кронштадтского
Андреевского Собора) и разные случаи; 2) слова на
высокоторжественные дни; 3) разные речи, слова и
поучения и 4) житие, страдания и чудеса св. всехвальной
великомученицы Евфимии.
IV и V тома заключают в себе извлечения
из дневника под заглавием: «Моя жизнь во Христе, или
минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного
чувства, душевного исправления и покоя в Боге».
1. Митрополит
Санкт-Петербургский Исидор, в миру Яков Сергеевич
Никольский, род. 1 окт. 1799 г., умер 7-го сент. 1892 г.
2.
Преосвященнейший Никанор, в миру Александр Иванович
Бровкович, родился в 1826 г., умер 27 дек, 1890 г. Он
известен как красноречивый проповедник и писатель. Из
сочинений его особенно замечательно «Разбор римского
учения о главенстве»; за это произведение архиепископ
Никанор был в 1869 г. удостоен степени доктора
богословия. (Прим. С.О.)
3. Давид, второй
царь народа Израильского, пророк и псалмопевец; сын Исаи
или Иессея (Ииши) из колена Иудина, был избран на
царство после смерти Иевосфея, сына Саулова. Давид
завоевал Иерусалим и увеличил счастливыми войнами
Израильское царство; при жизни много претерпел горя от
возмущения своих сыновей, Авессалома и Адонии. Умер 70
лет, около 1018 г. до Рожд. Христ. (Прим. С.О.)
4. Манассия, царь
Иудейский, сын Езекии, наследовал отцу в 697 г. до Рожд.
Христова, уведен в плен Ассириянами в 642 г. (Прим. С.О.)
5. Спирит –
последователь спиритизма, т. е. веры в возможность
общения с душами умерших, в прежнее время – при
посредстве разных заклинателей (Эмануэль фон Сведенборг)
и магнетизеров (Юстин Кернер), а в настоящее время (с
1849 г.; сестры Фокс в Америке) – с помощью медиумов или
посредников между таинственным миром духов и
обыкновенными людьми, задающими вопросы чрез медиума и
чрез него же получающими ответы, будто бы, от духов. (Прим.
С.О.)
6. Пашковцы –
последователи секты, отличающейся крайне протестантским
характером и начавшейся с проповедей лорда Редстока,
приехавшего в Петербург в 1874 г. Англичанин Редсток
нигде не имел такого огромного успеха, ни у себя на
родине, ни в Париже, ни в Швейцарии, как у нас в
Петербурге, и преимущественно, среди аристократического
общества (кн. Гагарина, генеральша М. Черткова, граф М.
Корф и др.). Секта получила свое название от имени
отставного гвардии полковника Пашкова, сделавшегося
горячим поклонником Редстока и ставшего во главе секты.
Отец Иоанн Кронштадтский известен, как могучий борец
против ереси пашковцев: «Около самого Петербурга, на
пути, откуда пришел к нам начальник ереси (лорд Редсток),
является пастырь с особым даром молитвы и исцеления.
Этот смиреннейший пастырь – живой и сильный обличитель
гордого суемудрия сектантского», сказал про отца Иоанна
П. А. Смирнов, настоятель кафедрального Исаакиевского
собора, в Петербурге, – замечательный проповедник.
7. Толстовцы –
последователи верований графа Л. Н. Толстого,
гениального русского романиста, но неудачного и
увлекшегося толкователя Евангельских истин. (Прим. С.О.)
Критика в литературе и печати
По мнению исследователя Н. Б. Киценко, повесть Н. С. Лескова «Полунощники», вышедшая в свет в конце 1891 года, была жестокой сатирой как на самого о. Иоанна, так и его окружение.
После издания Высочайшего манифеста 17 октября 1905 года и последовавшей либерализации цензуры, в русской прессе стали печатать негативные статьи и карикатуры на Иоанна Кронштадтского, порой носившие непристойный и насмешливый характер. Возмущенные такого рода публикациями его почитатели хотели учредить общество для защиты отца Иоанна от нападок прессы, но проект Устава общества не был утвержден митрополитом Антонием (Вадковским).
Некто В.Протопопов на основе критических газетных публикаций про Иоанна Кронштадтского написал пьесу «Чёрные вороны», вызвавшую «шумное одобрение» критически настроенной печати и негодование верующей части русского общества, расценившей пьесу как кощунственную и клеветническую. В «благонамеренной печати» появился ряд статей против «Черных воронов». Ситуацию осложняло то, что актёры в пьесе выполняли ряд «подлых и возмутительных» жестов и действий помимо программы. Благодаря деятельности и приезду в Петербург епископов Саратовского Гермогена (Долганёва) и Орловского Серафима (Чичагова) показ пьесы был прекращён.
Лейб-хирург Н. А. Вельяминов, проведший вместе с о. Иоанном в Ливадии последние дни жизни императора Александра III так оценивал о. Иоанна и отношение к нему императора в книге, изданной в эмиграции в 1920 году: «Ливадия дала мне тоже достаточно материала для наблюдений над этим бесспорно недюжинным священником. Думаю, что это был человек по-своему верующий, но прежде всего большой в жизни актёр, удивительно умевший приводить толпу и отдельных более слабых характером лиц в религиозный экстаз и пользоваться для этого обстановкой и сложившимися условиями. Интересно, что отец Иоанн больше всего влиял на женщин и на малокультурную толпу; через женщин он обычно и действовал; влиять на людей он стремился в первый момент встречи с ними, главным образом, своим пронизывающим всего человека взглядом — кого этот взгляд смущал, тот вполне подпадал под его влияние, тех, кто выдерживал этот взгляд спокойно и сухо, отец Иоанн не любил и ими больше не интересовался. На толпу и на больных он действовал истеричностью тона в своих молитвах. Я видел отца Иоанна в Ливадии среди придворных и у смертного одра государя — это был человек, не производивший лично на меня почти никакого впечатления, но бесспорно сильно влиявший на слабые натуры и на тяжело больных. Потом, через несколько лет, я видел его на консультации больным в Кронштадте, и это был самый обычный, дряхлый старик, сильно желавший еще жить, избавиться от своей болезни, и нисколько не стремившийся произвести какое-либо впечатление на окружавших. Вот почему я позволил себе сказать, что он прежде всего был большой актер…».
Семейная жизнь Иоанна Кронштадтского не сложилась
Святой Иоанн Кронштадтский рассказывал о том, что когда он учился в духовной академии, он увидел себя служащим в соборе Кронштадта в священнических одеждах.
После того как ему приснился этот вещий сон, он получил предложение взять в жёны дочь настоятеля этого собора.
Естественно, что Иоанн согласился это сделать.
Прав. Иоанн Кронштадтский с супругой. Фрагмент фотографии К. Буллы. Нач. XX в. Отец Иоанн Кронштадтский женился на Елизавете Несвицкой
К сожалению, детей у иерея не было. Официальное издание «Краткого жития» святого Московского патриархата сообщает о том, что супруги «приняли на себя подвиг девства».
При этом первое официальное житие, которое благословило священноначалие Русской зарубежной церкви, говорит о том, что «брак о. Иоанна был фиктивным».
Якобы он женился на Елизавете Несвицкой, дочери протоиерея кронштадтского Андреевского собора для «прикрытия самоотверженных пастырских подвигов».
У супругов имелись воспитанницы. Это две дочери сестры Елизаветы Константиновны Анны — Елизавета и Руфина. Руфина впоследствии записала проповеди, которые произносил отец Иоанн в последние годы своей жизни.
В 1909 году вышло две книги об отце Иоанне и Елизавете Константиновне. Руфина — их автор.
К сожалению, личная жизнь отца Иоанна не сложилась. В его дневнике имеются записи о том, что во второй половине 1870-х годов его супруга стала ревновать, проявлять подозрительность и враждебность к отцу Иоанну.
Кроме того, члены его семьи стали отходить от Церкви. Например, в 1883 году они не постились.
Прав. Иоанн Кронштадтский с семьёй. Нач. XX в. У Отца Иоанна Кронштадтского и его супруги имелись две воспитанницы — племянницы Елизавета и Руфина
Елизавета Константиновна в конце жизни перенесла тяжёлую операцию. После неё она лишилась ног. Скончалась она 22 мая 1909 года.
Иконе святого Иоанна Кронштадтского молятся для исцеления от пьянства
День памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского отмечается 2 января ― это день его кончины, и 14 июня. Это день прославления святого. Икона его обычно изображает старца в одеянии священника.
Держит святой левой рукой Чашу и Евангелие. Правой рукой он благословляет всех обратившихся к нему за помощью.
Иногда также святого изображают с крестом в правой руке и Кронштадтским Собором в левой.
Праведный Иоанн Кронштадтский. Икона. XX век. Обычно святого праведного Иоанна Кронштадтского изображают с чашей как символом Причастия
О чём молятся святому можно узнать в ближайшем храме. Обычно же его просят:
- излечить тяжёлые болезни;
- избавить от пьянства и наркомании;
- избавить от душевных мук.
Но для того чтобы святой помог, мало знать, в чём помогает он. Необходимо молиться. Например, для исцеления читается молитва следующего содержания:
О, святый праведный отче Иоанне, Всероссийский светильниче и предивный чудотворче!
Ты от младенческих лет Богом избран был еси и, духом пламенея,
яко истинный пастырь, житием, словом, любовию, верою,
чистотою людем послужил еси.
Сего ради молим тя, праведный отче:
моли Человеколюбца Бога Церковь святую миром и тишиною оградити, землю Российскую во благоденствии сохранити,
пастыри благодати и истины преизобильно исполнити,
власти умудрити, православное воинство укрепити,
немощныя исцелити, развращенный исправити,
юныя воспитати, старцы и вдовицы утешити и
нам всем во Царствии Небеснем сподобитися со всеми святыми прославляти
Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь
Труды
- Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге, М., 1894; 5 изд., 1899;
- Беседы о Боге-Творце и Промыслителе мира, СПб., 1896;
- Мысли о различных предметах христианской веры и нравственности, СПб., 1897; 2 изд. 1899;
- Несколько слов в обличение лжеучения графа Л.Н.Толстого, М., 1898;
- Слова и поучения, произнесенные в 1896, 1897 и 1898 гг., СПб., 1897-98;
- Правда о Боге, о Церкви, о мире и о душе человеческой. Из нового дневника. Размышления православного христианина, М., 1900;
- О блаженствах евангельских, СПб., 1896;
- Правда о Боге, мире и человеке, Кронштадт, 1899;
- Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта, СПб., 1900;
- Благодатные мысли о небесном и земном, СПб., 1901;
- Христианская философия, СПб., 1902;
- Созерцания и чувства христианской души, СПб., 1905;
- Мысли христианина, СПб., 1905;
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Православныя веры поборниче. / Земли Российския печальниче, / пастырем правило и образе верным, / покаяния и жизни во Христе проповедниче. / Божественных таин благоговейный служителю / и дерзновенный о людех молитвенниче, / отче праведный Иоанне, / целителю и предивный чудотворче, / граду Кронштадту похвало / и церкви нашея украшение, / моли всеблагаго Бога / умирити мир и спасти души наша.
Ин тропарь, глас 4
Росси́йския земли́ па́стырь до́брый показа́лся еси́, / в служе́нии пресви́терстем жизнь во Христе́ стяжа́в, богому́дре о́тче Иоа́нне. / Благода́ть изоби́льную от Влады́ки Христа́ прия́л еси́: / неду́ги отгоня́ти, / малоду́шныя утеша́ти, / в Та́йне Пречи́стаго Те́ла и Кро́ве ве́рныя со Христо́м соединя́ти. / Сего́ ра́ди восхваля́ем тя,/ я́ко моли́твенника о душа́х на́ших.
Ин тропарь, глас тойже
Со апо́столы изы́де веща́ние твое́ в концы́ вселе́нныя,/ с испове́дники стpа́дания за Хpиста́ пpетеpпе́л еси́,/ святи́телем уподо́бился еси́ Сло́ва пpопове́данием,/ с пpеподо́бными во благода́ти Бо́жией пpосия́л еси́./ Сего́ pа́ди вознесе́ Госпо́дь бе́здну смиpе́ния твоего́ пpевы́ше небе́с,/ и даpова́ нам и́мя твое́ во исто́чник пpеди́вных чуде́с./ Те́мже во Хpисте́ во ве́ки живы́й, чудотво́pче,/ любо́вию ми́луй су́щия в беда́х,/ слы́ши ча́да твоя́, ве́pою тя пpизыва́ющия,/ Иоа́нне пpа́ведне,/ возлю́бленный па́стыpю наш.
Кондак, глас 3
Днесь па́стырь Кроншта́дтский / предстои́т Престо́лу Бо́жию / и усе́рдно мо́лит о ве́рных / Христа́ Пастыренача́льника, / обетова́ние да́вшаго: / сози́жду Це́рковь Мою́ / и врата́ а́дова / не одоле́ют ей.
Ин кондак, глас 6
Пропове́дником и́стины, богоно́сным отце́м подражая,/ всего́ себе́ на служе́ние Бо́гу и бли́жним вдал еси́,/ и сан свяще́нства нося́, поко́я не ве́дал еси́,/ слу́жбы Бо́жия в хра́ме при́сно соверша́я,/ и в доме́х ве́рных моле́бныя пе́ния воспева́я,/ нужда́ющимся ще́дро благотворя́,/ та́ко наименова́ние благотво́рца и безсре́бренника стяжа́л еси́, Иоа́нне./ Те́мже и по успе́нии твое́м росси́йския лю́дие прославля́ют и́мя твое́,/ и ве́чную па́мять тебе́ возглаша́юще,/ пою́т Бо́гу: аллилу́ия.
Книга «Моя жизнь во Христе» ― личный дневник Иоанна Кронштадтского
Святой Иоанн Кронштадтский вёл дневник. Он и тексты проповедей, записанные его последователи, стали литературной основой для его книг.
Центральное место среди них занимает книга «Моя жизнь во Христе или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге».
Батюшка написал её в 1894 году.
Книга «Моя жизнь во Христе» Иоанна Кронштадтского прижизненного издания 1905 года
В книге приводятся философские и религиозные размышления отца Иоанна на основе личного опыта. Имеются здесь и дневниковые записи, в которых сохранены пророчества святого.
Критики его некоторые цитаты из сочинения высмеивали. Примером таких высказываний может служить определение Иоанном Бога как «зиждительную, живую и животворящую Мысль.
Семья
После получения высшего образования пастырь Церкви взял в жены дочь протоиерея Кронштадтского собора Елизавету. Детей они не имели, приняв на себя подвиг девства, но вырастили двух дочек сестры жены Анны. После женитьбы на попечении молодого супруга оказался также овдовевший отец его жены, трое ее братьев и две сестры.
Иоанн Кронштадтский и его жена Елизавета Константиновна
Матушка Елизавета учила родных племянниц французскому языку, провожала в гимназию, хлопотала по хозяйству. Отец Иоанн ежедневно следил за их успехами в учебе
По воспоминаниям одной из приемных дочерей, благочестивые супруги отличались трогательной заботой друг о друге и вниманием
Самое начало жизни
Рождение малыша
История жизни будущего святого началась 19 октября 1829 года (это его день рождения по старому стилю), когда в бедной семье, живущей в селе Сура, что находится под Архангельском, родился первый ребенок. Мальчик появился на свет слабеньким, поэтому родители, как говорится в книге «Житие Иоанна Кронштадтского», не долго думая, окрестили его в первые же дни жизни и дали ему имя Иоанн.
Свое имя в Крещении будущий всенародный пастырь получил в честь болгарского святого Иоанна Рильского, так как был рожден именно в день памяти преподобного (перенесение его мощей).
Впоследствии, в семье Ильи и Феодоры — так звали родителей мальчика Иоанна — родилось ещё пятеро детей. Но из всех осталось жить только трое.
Отец Илья Михайлович Сергиев имел прямое отношение к церкви: всю жизнь прослужил дьяконом в Никольском храме родном селе Сура. Умер довольно рано: в возрасте 48 лет и был похоронен возле места своего служения.
Мать Феодора Власьевна (девичья фамилия Порохина) прожила 63 года. Она несколько раз приезжала в Кронштадт, в гости к своему первенцу — Иоанну.
В один из таких приездов она заболела холерой и вскоре умерла. Похоронена в Кронштадте на городском кладбище. Над ее могилой в 2008 году построена часовня-усыпальница.
В семье Сергиевых было 6 детей: 4 мальчика и 2 девочки. Первенцем стал будущий о.Иоанн. Два его брата умерли во младенчестве, третий — в отрочестве.
Тяжело в учении
Когда малыш немного подрос, отец купил Букварь. Однако, обучение шло очень сложно, и Иван переживал, что грамота ему никак не дается. И как известный русский святой Сергий Радонежский, оказавшись в похожей ситуации, он молился Богу о даровании ему разумения к учебе.
И в этот непростой период произошло, наверное, самое важное и самое запоминающееся в его жизни событие. Прямо возле себя Иоанн увидел сияющего ангела, который, улыбаясь, сказал ему, что будет помогать и оберегать его всегда и везде
Конечно, для маленького мальчика, да как и для всех, эта встреча имела большое значение. Семья была глубоко верующей, некоторые члены рода как по линии отца, так и по линии его мамы были священниками или имели другие церковные должности.
Годы учебы в семинарии
По окончании школы Иоанн поступил на обучение в приходское училище, находившегося не очень далеко Архангельска, а после этого — в семинарию
За отличную успеваемость его направили получать знания дальше, в духовную академию Петербурга и, что немаловажно для небогатой семьи, за казённый счёт
Обучаясь там, как рассказывал впоследствии сам отец Иоанн, он увидел самого себя во сне совершающим Богослужение в Кронштадтском храме. Так и случилось чуть позже.
Окончив академию и, как это положено по правилам этого учебного заведения, защитив там диссертацию, юноша стал кандидатом Богословия. Сначала он решил стать монахом и уехать в Сибирь, а потом и в Америку, чтобы исповедовать там христианскую веру.
Детство и юношество святого праведного Иоанна Кронштадтского
В роду Иоанна Кронштадтского было много священников. Сам же он появился на свет 19 октября 1829 года, в Архангельской губернии, в селе Сура Пинежского уезда, в христианской семье. Большого достатка семья не имела, зато отличалась ревностью к Богу и благочестием. Отец Иоанна, Илья Сергиев, служил псаломщиком в местной церкви. Его жена, Феодора, мать Иоанна, выделялась простотой нрава и глубокой верой.
Иоанн родился болезненным и очень слабым: настолько, что родители, переживая за его жизнь, были вынуждены торопиться с крещением. Имя выбрали в честь преподобного Иоанна Рыльского. После Крещения мальчик стал поправляться, набирать силу и крепнуть.
Отмечают, что ещё в детстве он стал свидетелем чуда: однажды Иоанн узрел в горнице светоносного ангела, который, увидев смущение ребёнка, успокоил его и сообщил, что он — его Ангел-Хранитель, и будет оберегать его до конца земных дней.
На шестом году жизни, при посредстве родителей, Иоанн стал учиться читать. Отец часто брал его в храм, знакомил с богослужением и богослужебными книгами. Со временем, Иоанн проникся их духом и содержанием. Рассказывают, что уже с детства сельчане приметили в нём особую расположенность к Богу.
Когда мальчик подрос, родители, с трудом собрав необходимую сумму, устроили его в Архангельское Приходское Училище. В тот период ему было около десяти лет. Поначалу обучение складывалось нелегко: не получалось, как следует, уразуметь и запомнить преподаваемый материал. Это сильно печалило юного Иоанна: с одной стороны, он был и слыл отстающим, а с другой, понимал, как тяжело было бедным родителям оплатить его пребывание в училище.
Однажды, после сердечной молитвы перед сном, Иоанн, по его личному признанию, почувствовал, что его словно бы потрясло, точно завеса спала с глаз и раскрылся ум; ему ясно представился учитель и урок; он вспомнил его содержание. В той горячей молитве он просил Бога о помощи, и Бог ответил ему. Тогда душа наполнилась радостью, и он уснул так спокойно, как не спал прежде. С рассветом, поднявшись с постели, Иоанн взял в руки книги и начал читать. И, о чудо, он вдруг заметил, что в нём произошло внутреннее преображение: он легко усваивал и запоминал то, что читал.
С тех пор, посещая уроки, он и чувствовал, и вёл себя совершенно иначе: хорошо разумел учебный материал, хорошо отвечал. Постепенно Иоанн перешёл из последних учеников в число лучших. По завершении курса он был переведен в семинарию, а по её окончании, в 1851 году, поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию на казенный счёт.
В период обучения в Академии, у него умер отец. То бедственное положение, в котором по смерти кормильца оказалась семья, весьма тяготило Иоанна. Испытывая жалость и свою личную ответственность перед матерью, Иоанн стал искать возможного заработка и нашёл. Зная о его стесненных обстоятельствах и хорошем почерке, ему пошли навстречу, предложив место писаря. За эту работу Иоанн получал до десяти рублей ежемесячно. Отправляя матери деньги, он искренне радовался, что смог её поддержать.
Однажды, придя домой после прогулки по академическому саду, Иоанн заснул и увидел в сновидении, что он — священник, и служит в соборе, в котором до этого никогда не был. Вскоре увиденное в таинственном сне исполнилось наяву.
Всероссийская слава тяготила святого
Деятельность кронштадтского священника обратила на себя внимание народа. Где бы он ни появлялся, тысячи людей сопровождали его
Некоторые из них желали милостыни, другие чуда, а третьи просто хотели услышать проповедь святого.
Пребывание святого праведного Иоанна Кронштадтского в Вятке. Фотография. Утро 17 июня 1904 года. Святого тяготила всероссийская известность, так как она мешала ему передвигаться по стране
Последователи отца Иоанна преумножали его славу. Это тяготило святого, ведь слава создавала трудности при передвижении и в обеспечении безопасности.
Один раз жители Риги разорвали на нём рясу, чтобы получить хотя бы кусочек её.
Видя такое почитание и широкую благотворительность святого, ему стали много жертвовать. <Иногда в год через него проходило до миллиона рублей.
На эти деньги Иоанн построил в родном селе Суре каменную церковь. Кроме того, им здесь основан женский монастырь — Иоанно-Богословская женская община.
Иоанновский монастырь 1900-е гг. Святой Иоанн Кронштадтский на пожертвованные ему деньги основал Иоанновский женский монастырь — Иоанно-Богословску женскую общину
Постепенно вокруг святого сложился некий «бизнес». Секретари, доверенные лица и т.д. регулировали доступ к нему просителей.
Расцвело мздоимство. Это ставилось в вину отцу Иоанну, хотя к нему он не имел никакого отношения.
Кроме того, его упрекали за отступления от церковных правил. Например, он ввёл общую исповедь, а также призывал часто приобщаться Святых Тайн, хотя тогда в России это делали один или два раза в год.
Сочинения
На базе проповедей и дневниковых записей слагались многочисленные религиозно-учительные сочинения Иоанна Кронштадтского; центральное место среди них занимает «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге» (1894).
При его жизни также были изданы:
- Полное собрание сочинений, СПб., 1890—1894.
- О блаженствах евангельских, СПб., 1896.
- Беседы о Боге-Творце и Промыслителе мира, СПб., 1896.
- Мысли о различных предметах христианской веры и нравственности, СПб., 1897; 2 изд. 1899.
- Слова и поучения, произнесенные в 1896, 1897 и 1898 гг., СПб., 1897-98.
- Несколько слов в обличение лжеучения графа Л. Н. Толстого, М., 1898.
- Правда о Боге, мире и человеке, Кронштадт, 1899.
- Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта, СПб., 1900.
- Правда о Боге, о Церкви, о мире и о душе человеческой. Из нового дневника. Размышления православного хрестианина, М., 1900.
- Благодатные мысли о небесном и земном, СПб., 1901.
- Христианская философия, СПб., 1902.
- Мысли христианина, СПб., 1905.
- Путь к Богу. СПб., 1905.
- Созерцания и чувства христианской души, СПб., 1905.