Непорочная дева мария: житие

Известные списки иконы

Ныне списки прославленной иконы имеются практически в каждом православном храме. Даже восстановление грандиозного храма Христа Спасителя в Москве началось со строительства часовни, освященной в честь Державной Божьей Матери.

Храмы, посвященные этому образу, есть во многих странах мира, но больше всего их, разумеется, в России. На данный момент их число превышает восемь десятков.

В столице есть несколько почитаемых списков Державной Богоматери. В качестве чудотворных более всего почитаются образы, пребывающие в храме Иоанна Воина и Николо-Перервинском монастыре (ныне часть патриаршего подворья).

В Перервинскую обитель список попал из рук монахини Агнии. Она принесла икону, истекающую миро, и передала священнослужителям. Образ мироточил более месяца, чему имеются документальные подтверждения. Что интересно: Евдокия, которая поспособствовала обретению образа, тоже была родом из Перерв!

Дева Мария. Отрочество

Дева Мария мечтала жить при храме и посвятить себя Богу. Но оставить при храме после совершеннолетия (в те времена возраст совершеннолетия достигали в 12 лет) Ее не могли. Для того времени и это было удивительным решением, потому что решение не вступать в брак, чтобы посвятить себя Господу стало распространенным позже. В те времена «плодитесь и размножайтесь» воспринимали не как благословение, но, скорее, как заповедь и необходимость. По законам того времени Дева Мария должна была вернуться в дом родителей или выйти замуж. Тогда Марию обручили с праведным Иосифом. Иосиф к тому времени уже достиг почтенных лет, поэтому брак не был браком в полном смысле этого слова. Иосиф не знал Марию, он стал, скорее опекуном и наставникам, поскольку после совершеннолетия идти ей было уже некуда. Она осталась сиротой.

Пресвятая Богородица

Во Успении Твоем мира не оставила еси…

Из тропаря

Воистину так! Столько чудес сотворено было Божией Матерью! Сколько чудотворных икон прославила Она в земле нашей! И не напрасно в каждом православном доме мы видим икону Ее. И архиереи носят на груди своей панагию (что по-гречески значит «Пресвятая»), и это свидетельствует о православности нашей веры. И вообще во всех богослужениях мы непременно поминаем Богородицу в Богородичнах. А сколько в году Ее праздников! Сколько икон в храмах! Все это мы хорошо знаем.

Но более всего мы верим Ее собственным словам, которые Она сама произнесла о Себе у праведной Елизаветы: Се… ублажат Мя вcu роди (Лк. 1, 48).

И это сбылось и сбывается.

Пресвятая Богородица

И мы прославим Пречистую Богородицу. Самая великая слава Ее в том, что Она сподобилась быть Матерью Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа! И за одно это стала «честнейшею херувим и славнейшею без сравнения серафим».

Но мы приведем здесь хоть несколько чудес Ее в Российской стране нашей, где мы так усердно чтим Заступницу нашу. Вспомянем прежде всего чудеса от прославленных икон Ее, о которых знаем мы твердо.

Молитва и акафист Богородице перед иконой «Благодатное Небо»

Помимо обычных просьб о помощи, Пресвятой Богородице возносят акафист. Читать молитвы нужно с чистой душой, открытым сердцем, искренне, не отвлекаясь на посторонние мысли. Царица Небесная услышит каждого и дарует свое благословение. Она поможет преодолеть жизненные трудности, избавиться от недоброжелателей, укрепить веру.

Молитва Божией Матери

Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невеста Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты – самое Небо, из Тебе бо воз сия Солнце Правды – Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли Тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеро девственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистинну Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее

глас 6

Что Тя наречем, о Благодатная?/ Небо – яко возсияла еси Солнце Правды;/ рай – яко прозябла еси Цвет нетления;/ Деву – яко пребыла еси нетленна;/ Чистую Матерь – яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога./ Того моли спастися душам нашим.

Кондак Божией Матери

глас 6

Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице,/ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Святой образ «Благодатное Небо» – сильное оружие против дьявольских происков. Совершаемые добрые дела вместе с ежедневными молитвами помогут истинному христианину противостоять злу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Молитва и акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Трех Радостей»

Тропарь, глас 4

От святыя иконы Твоея, радости неизреченныя / преисполнила еси сердце благочестивыя жены. / О, Пречистая Владычице мира, / Всемощная Царице радосте, Приснодево, твари, /егда возвратила оной, — и мужа, и сына, и достояние ея, / такожде и всем нам милосердствуеши, / даруй исполнение благих желаний, /источая приснотекущий источник радости, молящимся Тебе / и вседушно вопиющим: / радость всему миру родившая, // радости исполни неоскудевающей чтущих Тя.

Молитва пред иконой

О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, первопрестольнаго града и святаго храма сего покрове, всем же сущим во гресех и скорбех верная Предстательнице и Заступнице! Не презри моления нас, недостойных раб Твоих, но умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам, с верою и умилением пред чудотворным образом Твоим поклоняющимся, по коегожде потребе да дарует: грешником — вседейственное вразумление, покаяние же и спасение; сущим в скорбех и печалех — утешение; в бедах и озлоблениих пребывающим — совершенное от них избытие; малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и изобилии живущим — непрестанное Богу благодарение; сущим в болезни — исцеление и укрепление. О, Госпоже Пресвятая, умилосердися ко всем чтущим всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление, от враг видимых и невидимых люди Твоя защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслии утверди; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения; от домашния свары единокровныя люди миром и любовию огради, и всем нам подаждь друг ко другу любовь, мир и благочестие, и здравие со долгоденствием, да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианского и, сие ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего со безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Радость можно и нужно испытывать, не только получая просимое. Душевное удовлетворение от совершенного доброго дела трудно с чем-то сравнить. Если христианин способен в трудную минуту прийти на помощь другому человеку, поддержать его и даже спасти, Пресвятая Матерь Божья всегда ему в этом поможет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Образ как слово

Лишь много позже к ним добавляются образы – как бы иллюстрации к тексту прп. Романа Сладкопевца. Именно они имеют особенности, отличающие их от других икон Пречистой.

Интересный фактСама идея образа-иллюстрации к молитвенному тексту появляется в XII-XIII в., но активно распространяется как среди христиан Запада, так и Востока около XV-XVI вв.

Основной смысл такой иконы – зрительное воплощение того или иного песнопения Акафиста в виде особого изображением Матери Божией. Позже иконы начинают создаваться и на тексты других Богородичных песнопений. Хотя такие образы и именуют «Акафистными», подобное название уже довольно условно.

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ ИКОНА «БЛАГОДАТНОЕ НЕБО» И КАК МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД НЕЙ

Чудотворная икона Богородицы «Благодатное Небо» помогает во многих бедах и скорбях:

Молитва перед этой иконой вселяет надежду на лучшее, дарует истинную Благодать. Доверие Господу, вера в помощь Его Матери — вот залог духовной жизни и избавления от всех напастей. Поистине, тоска, депрессия и отчаяние — смертные грехи, как о том говорит Церковь. Они могут больше поломать человека, чем сами житейские трудности, которым мы зачастую придает слишком большое значение.

Читать молитву иконе Божией Матери можно ежедневно или единожды, в любое время суток. Чтобы исцелиться и преодолеть жизненные трудности, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин. Эти молитвы можно найти в любом молитвослове. Обычно они занимают 10-15 минут. Ежедневно к своему молитвенному правилу можно добавлять молитву или тропарь Богородице. Молитву Божией Матери перед иконой «Благодатное Небо» можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

«Как назовем Тебя, о Благодатная Богоматерь, Чистая Дева, Невинная Мария? Какими песнопениями прославим Тебя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и людьми? На Тебе Господь показал никогда, во все века неизвестное ни земным людям, ни Ангелам Небесным таинство, которое ни ум, ни слово выразить не могут — воплощение Бога Слова, явившегося прежде начала времен от Безначальнаго Бога Отца без матери и обретшего тело человеческое в Твоей утробе, с ненарушенной печатью девственности Твоей на свет родившегося.
Это чудо, большее всех древних и новых чудес! Неложное слово Самого Бога о победоносном семени и зачатии Господа исполнилось и совершилось в Девушке Незамужней.
О, великая глубина премудрости и славы Божией! Какими же именами назовем Тебя, о Невеста Неневестная? Зарей ли назовем восходящего на небе солнца? Но Ты — само Небо, потому что из Тебя просияло Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Назовем ли Тебя Царскими вратами, открывающих людям грешным потерянный Адамом и Евой рай, изобиловавший всеми благами и красотой? Но ведь Ты Сама — благодатный рай, вырастивший Цветок нетления, лечащий и прогоняющий Ароматом Своим зловоние греха и непослушание прародителей.  Назовем Тебя ли юной Невинной Девушкой, не познавшей брачного ложа? Но Ты и до старости осталась без мужа, девственной была до Рождения, во время и после рождения Твоего Божественного Сына осталась. Назовем ли Тебя Чистой и Святой Девой Марией, превзошедшей Своей чистотой всех матерей и бабушек? Ты не только родила Младенца Христа, но и носила Его на Своей груди, питая Твоим молоком Того, Который Сам питает всех созданий земных, Которому со страхом и трепетом предстоят Небесные силы и Которого прославляет все человечество, звери и все земные создания.
О, воистину Ты дивная среди женщин, чудная среди девушек, неподражаемая среди матерей!  Тебе перед Твоим Божественным ликом поклоняемся и перед Твоими святыми ногами повергаем и оставляем все наши мысли, желания, намерения и чувства

Освяти их Твоим, Богоматерь, вниманием и принеси их, как жертву нашего смиренного сердца, словно маленькую дань от нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего. Пусть Сам Он, Ему Одному известными судьбами, руководит наш жизненный путь к спасению и наследованию Царствия Его, не имеющего конца во веки веков

Аминь».

Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!

Это интересно: Икона Пресвятой Богородицы «Черниговская-Гефсиманская»

Списки иконы «Неувядаемый Цвет» прославленные в России

Московские святыни

В дореволюционной России известно несколько чтимых списков иконы «Неувядаемый Цвет». Один из самых древних хранился в Алексеевском монастыре города Москвы. Это была первая в городе обитель, предназначенная для незамужних девушек. Поэтому икона здесь оказалась на своем месте, ведь одной из главных просьб, с которыми обращаются к этому образу, является молитва о сохранении чистоты души и тела.

Алексеевский список, видимо, был привезен в Россию в конце 17 века, так как известна его копия, сделанная в 1691 году. Он существенно отличался от распространенного сейчас образа. Богомладенец на нем стоял в полный рост, опираясь согнутой ручкой на плечо Девы Марии. Правую же руку Божией Матери обвивала лента, на которой было выведено название иконы. Красивая цветочная ветвь помещалась на престоле, в особом кувшине.

Другой известный московский список иконы находился в Успенском храме на Могильцах. На нем Христос, поддерживаемый Богоматерью, стоит на прекрасном цветке, произрастающим из нижней части образа. В руке у Богородицы белая лилия, а над головой – Ангелы, венчающие ее царским венцом. Этот храм, возведенный в самом центре столицы, упоминается в произведениях русских классиков: Л.Толстого, Ф. Достоевского и А. Грибоедова. Сегодня он снова возрожден, но чудотворная икона пропала при Советской власти, и сейчас в церкви появился ее современный список.

Чудотворные иконы из глубинки

Российская провинция тоже не была оставлена без чудесного образа. В небольшом монастыре городка Кадом, Рязанской губернии, прославился особый список. На нем возле главы Христа можно было увидеть поясное изображение Иоанна Предтечи.

История иконы необычна. Она была принесена в дар монастырю семьей Богдановых. Глава семейства привез образ из Грузии. Икона сопровождала его везде и не раз спасала в военных походах: и при переправе через бурный Терек, и от пуль черкесской конницы. А самое главное – образ, согласно воспоминаниям старожилов, будучи уже в храме, очень почитался великим русским Святым Серафимом Саровским.

Особо чтился прихожанами и список, находившийся в городе Кунгуре, Пермского края. Его особенностью было поясное изображение Девы Марии как бы произрастающее из великолепной цветочной гирлянды. Его копия хранится сегодня в Третьяковской галерее.

В иконах 19 века множественность элементов, как правило, исчезает. Мария чаще всего изображается со скромной веткой или даже одним цветком в руке. Не видно на таких образах и пышных гирлянд из цветов, переливающихся богатством красок. Их авторы стараются вернуться к более выразительным образцам средневековья, стараясь сосредоточиться на главном – фигурах и ликах Богоматери и Христа.

Какие бывают иконы Богородицы?

Церковные историки Никифор Каллист и монах Епифаний сохранили для нас сведения о традиционном написании образа Богородицы. На Деве Марии непременно пурпурный мафорий (покрывало замужней женщины, закрывающее голову и плечи), и туника (длинное платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды на голове и плечах.

Самым распространенным типом изображений Богородицы является Оранта.  На изображении Богородица стоит в полный рост с распростертыми в сторону руками, с развернутыми ладонями наружу. Этот жест символизирует заступническую молитву.

К таким иконам относится, например, известная в России икона Пречистой Девы «Неупиваемая Чаша», перед которой молятся в избавлении от пьянства. О том, в каких случаях и перед какой иконой в своих нуждах молятся верующие, мы подробном поговорим ниже.

Владимирская икона Божией Матери

Иконографический тип Елеуса (Умиление) наиболее был популярен в сюжетах древнерусской иконописи. Здесь Богородица представлена с младенцем Иисусом на руках и прижимающимся к Ее щеке. Самые известные русские иконы, такие как «Владимирская» или «Почаевская»  — наиболее яркие примеры данного типа.

Среди икон Одигитрии характерной особенностью является Пречистая Дева с младенцем Христом правая рука которого зажата в благословляющем двуперстном жесте, а в левой держится свиток или книга. Например, «Казанская» икона Богородицы относится к данному типу.

Казанская икона Божией Матери

Панахранта или «Всемилостивая» серия богородичных икон представляет собой Божью Матерь, сидящую на троне, что символизирует Ее царственное величие. Одной из самых известных икон этого типа считается «Всецарица».

икона Богородицы “Всецарица”

А вот на изображениях Агиосоритисса Богородица изображается в повороте в три четверти рук с молитвенным сложением рук. К типу этой иконы можно отнести «Боголюбскую» Богородицу (по имени князя Андрея Боголюбского). Получив широкое распространение в Византии, Агиосоритисса была популярна и в древнерусском церковном искусстве.

Боголюбская икона Божией Матери

Особенности иконографии

Именно с появления икон-иллюстраций эти образы обретают собственную иконографию, отличающую их от других изображений Пречистой.

Икону легко узнать по надписи, обычно вверху – как правило, это строфа (или ее часть) из текста Акафиста, либо иной молитвы. С ней соотносится изображение Богородицы:

  • на образе «Радуйся, Невесто Неневестная» Она написана без Христа, с молитвенно сложенными руками, в момент Благовещения;
  • на многих подобных образах Богородица изображается с Младенцем Христом восседающей на престоле;
  • с XVII в. появляются иконы «Неопалимой Купины», иллюстрирующие соответствующие строфы песнопения; Пречистая пишется внутри восьмиконечной звезды, окруженная Ангелами, Апостолами, Евангелистами;
  • на иконе «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…», созданной не на песнопения Акафиста, а на молитву, входящую в чин литургии свт. Василия Великого, изображена Богородица в окружении Ангелов и Небесный Иерусалим;
  • на известном образе «Всех скорбящих Радость», также считающемся акафистным, но написанном по тексту другой молитвы, Богородица представлена окруженной святыми; у Её ног – молящиеся страдающие люди.

Почитание и дни празднования

Особое почитание иконы сложилось в 19 веке. По указанию митрополита Филарета были собраны сведения о чудесах, явленных по молитвам перед иконой. В это время проводили реставрацию Архангельского собора. После проведенного расследования образ признали чудотворным, количество паломников увеличилось.

Икону глубоко чтили не только православные. Больная христианка, исповедующая лютеранство, увидела чудесный образ во сне. Она отправила свою православную горничную в храм, молить о заступничестве и исцелении. После шестинедельных молебнов лютеранка полностью излечилась и сама стала ходить в церковь, чтобы поклониться чудному образу.

В православных храмах икону славят:

  • 19 марта;
  • в неделю Всех Святых.

Бойцы ВДВ чтят икону, как свою заступницу. В полевых храмах, в частях ВДВ находятся списки образа, освящают церкви в честь иконы. Александр Покрышкин, герой ВОВ, прославленный летчик, родился в день празднования образа. Богородица хранила героя, защищала невидимой рукой во время тяжелых боев.

Медаль, носящее название «Благодатное небо», с образом Божией Матери, учреждена для награждения тех, кто защищает воздушные рубежи Родины, осваивает космос.

О чем просят перед образом

Филермская икона помогает в следующих просьбах:

  • преодолеть неверие людей;
  • защитить от атеистов, лжепророков и распространителей ложных учений;
  • укрепиться в христианской вере;
  • об исцелении недугов.

Филермская Божия Матерь — заступница в любых жизненных трудностях. Она покровительствует людям, рожденным 25 октября. К образу обращаются за помощью в преодолении препятствий, для укрепления силы духа и защиты от недоброжелателей.

Перед иконой можно молиться о защите близких людей. В старину верующие свидетельствовали о случаях исцеления от слепоты перед Филермским образом. Святыня помогает телесному и духовному прозрению.

Самый главный образ

«Спас Нерукотворный» — это икона, которая особенно почитается православной церковью. Согласно церковному преданию, история ее создания относит нас к тому времени, когда Иисус ходил по земле и творил благие дела. В небольшой стране Озроена, столицы Эдессы, что располагалась на юго-востоке от Палестины, был царь Авгарь. Он страдал от неизлечимой проказы, и до него дошли слухи о нахождении в Иерусалиме человека, который творил чудеса. Царь истинно уверовал в дар Иисуса Христа как сына Божьего и отправил с письмом своего живописца Ананию с мольбами о помощи ему в исцелении.

Ему пришлось долго ходить по пятам за Иисусом, не раз пытался он срисовать его лик, но ничего не выходило. Чудесным образом лицо Иисуса постоянно преображалось. На Ананию уже нашло отчаяние, что никогда ему не передать письма, но тут Иисус попросил своего апостола Фому привести его к нему. Не спросив ни слова, Христос назвал причину его визита и имя живописца. В знак благодарности за преданность и верность царя Иисус попросил Ананию принести убрус — четырехугольный платок. Затем он умыл свое лицо и утерся убрусом. Божественный лик отпечатался на том платке, вода превратилась в краски, и нерукотворный образ сохранился на нем.

Живописец отвез платок царю Авгарю, и когда он его раскрыл, комната озарилась ослепительно-ярким светом. Царь пал ниц перед образом Христа с любовью и верой и тут же почувствовал облегчение. Немного позже, после таинства крещения, он полностью исцелился, выйдя из купели с чистой душою и телом. Двенадцать столетий (до 1204 года) на православном Востоке «Нерукотворному образу» поклонялись верующие. До тех пор, пока он не был похищен венецианцами-крестоносцами из Константинополя. Как только корабль вышел в Мраморное море, разразилась страшная буря, и корабль потонул вместе со святыней.

Благо на тот момент существовали копии, срисованные с «Нерукотворного образа». Созданные византийскими мастерами иконы, в числе которых и образ Богородицы, были привезены в Киевскую Русь, когда она обратилась в православную веру.

Почитание

Днем почитания чудотворного образа является 28 августа. Икона Богородицы выносится в центр храмов, проводятся богослужения, славящие Пречистую Деву, поются акафисты. Христиане знают, что произнесенные в этот день молитвы имеют большую силу.

Первые иконы появились во времена жизни апостолов и Святой Девы из желания запечатлеть их лица. Это были портреты, которые писались с натуры. Известна история возникновения изображения Христа «Спас Нерукотворный». По преданию, художник Ананья никак не мог воссоздать лицо Иисуса, тогда Спаситель умыл лицо и вытерся холстиной. На ткани чудесным образом отпечатался его лик.

Иконы начали писать, чтобы христианам было легче обращаться к святым. Изображения были понятны людям, говорящим на разных языках, неграмотным и необразованным. По образам можно было изучать библейские сюжеты, жизнь Христа и святых.

Особым почитанием отмечены иконы, явившие чудеса. По молитвам к чудотворным образам совершались исцеления, отступали полчища врагов. Молящиеся чувствовали благодать, исходящую от ликов святых. Написанный Лукой лик Пречистой Девы считается подлинным изображением, сделанным с согласия и благословения Марии. Поэтому Вифлеемская икона пользуется особым уважением православных и католиков. Глубокое почитание образа началось после множества явленных чудес.

Русские традиции иконописи заимствованы у греческих мастеров. В дальнейшем эти установления были развиты, отечественные иконописцы стали создавать образы русских святых. Иконы обычно отличались значительным размером и использованием темных тонов.

Справка: отметим, что некоторые исследователи считают Вифлеемскую икону Богородицы работой русских мастеров. Допускается, что это копия творения евангелиста Луки, сам оригинал утерян.

История происхождения

Первые изображения Девы Марии созданы Лукой, который писал также портреты апостолов. По христианским преданиям, евангелист сделал 3 изображения Богородицы и представил на суд матери Христа. Дева Мария остановила свой выбор на этом образе, сказав, что с тем, кто будет молиться перед ним, пребудет Божья благодать. Счастливая мать на иконе улыбается, радуясь рождению сына и Спасителя.

Эта икона имела портретное сходство с Богородицей, передавала черты лица и суть личности святой. Поздние изображения Девы Марии копировали ранние творения Луки, воссоздавали лик святой по первым иконам.

Первые достоверные сведения о явленном иконой чуде относятся к 463 году. В это время византийская столица Константинополь была осаждена войсками скифов. Орды окружили город и угрожали разграблением. Глубоко верующая императрица Евдокия, чтобы обрести защиту и помощь Богородицы, привезла Вифлеемский образ в Константинополь. Она подолгу молилась перед иконой, просила святую о помощи, и город был спасен – скифы отступили. Согласно церковным источникам, в дальнейшем икона хранилась в храме Влахерна (по некоторым данным – Одигона). Вифлеемским образом был благословлен князь Владимир на крещение Руси и получил драгоценную икону в дар.

Еще одно чудо икона явила, исцелив Елизавету Романову после гибели мужа. Горячие молитвы перед ликом Святой Девы помогли вернуть княгине здоровье и вступить на путь подвижнической помощи страждущим и больным. Она приняла постриг и основала обитель. Посетители храма в Вифлееме не раз замечали мироточение – слезы скорби о людских грехах, текущие из глаз Богородицы и младенца Иисуса. Паломники со всего мира, посещающие Святую Землю, преклоняют колени и просят Богоматерь о помощи и заступничестве в Вифлеемском храме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector