Храм веры, надежды и любови и матери их софии
Содержание:
- 15 бабушек на гору кирпичей
- Диагноз человечества
- История
- История и описание
- В каких случаях оказывает содействие вознесение молитвословия святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии?
- Мысли святителя ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
- Воспользуюсь, но не сейчас
- Как доехать до храма на Миусском кладбище
- МОЛИТВЫ
- Храм возвратили верующим только — в 1990 году
- Получил — и о Боге можно смело забыть
- Чудотворная икона
- История[править]
15 бабушек на гору кирпичей
До 1991 года отец Дмитрий служил в Никольском соборе в Калининграде.
«Тогда у нас был нормальный человеческий быт, дети росли. Сейчас они уже большие. А потом батюшку отправили служить в Багратионовск. Нужно было храм строить, а деньги на это самим найти», — вспоминает матушка.
В солнечный день купола храма видно издалека.Фото: АиФ/ Станислав Ломакин
До них в области не было традиции строительства православных церквей. Когда отец Дмитрий приходил спрашивать денег на храм, на него смотрели так, будто с Луны свалился.
Время было трудное: распад державы, дефицит, тысячекратная инфляция. Все вокруг рушилось. Только у матушки сомнения не было, что здесь будет стоять храм.
Отец Дмитрий церковь до последней маковки выдумал сам. А московский архитектор Сергей Конев сделал профессиональный эскиз. Правда, батюшка трижды заворачивал проект, пока не получил то, что задумал.
«Ну хорошо, денег собрали, а материалы где взять? Это сейчас — зайди в строительный магазин — любую тебе скобу, гайку, оттяжку подадут. А тогда я гонял по всем флотам, собирал по крошкам. А где достать крест? Мы ломали голову, из дерева его делать или из металла ковать? А сейчас присылают прайсы с разных заводов каждый день в церковь. Бери любой купол, хочешь — желтый, хочешь — красный», — рассказывает настоятель.
Статья по теме
«Вера увеличилась на 17,5%». Как работает армейский батюшка из Калининграда
«Помню, батюшка стоит на машине, выгружает, полы рясы развеваются, а все только в окна смотрят. 500 тысяч кирпичей и всего 15 бабушек, которые пришли на подмогу. Каждый кирпич 3 — 4 раза прошел через их руки. Я и растворы месила, и кирпич клала, и строителей кормила. Пришлось бросить работу буфетчицы и окончательно переехать в Багратионовск. Потому и осталась без стажа, теперь пенсия у меня — 3211 рублей. Зато есть орден святой Ольги — Патриарх Кирилл наградил им в 1997 году за строительство нашего храма», — качает головой матушка.
Диагноз человечества
Мало кто это понимает. Мало кто приподнимает завесу суеты, окутавшей наш мир, чтобы превозмочь себя, свое земное «я» и прикоснуться к Богу. Большинство из нас слепо следуют принципу «Бери от жизни все», в котором неизвестно чего больше — легкомыслия или цинизма. Этот лозунг выражает полную, абсолютную безответственность и одновременно отсутствие малейшего желания найти духовную альтернативу навязанным светским стереотипам. Все высшее, духовное и святое — где-то в стороне, а нам все равно, мы не стремимся к этому.
Вот такой экзистенциальный парадокс современности: нормальное стало ненормальным, и наоборот. Можно назвать это современным диагнозом человечества, выбирающего — абсолютно сознательно — временное, а не вечное, тварное, а не Творца, человека, а не Бога.
Красноречиво говорил об этом еще св. Иоанн Кронштадтский — великий русский святой начала XX века: «Настоящая жизнь не шутка и не игрушка…, а между тем люди обратили ее в шутку и игрушку: легкомысленно играют временем, данным для приготовления к вечности, играют праздными словами. Соберутся в гости, сидят и празднословят… соберутся в театре, и там лишь забавляются; иные забавляются своими умственными дарованиями, человеческими слабостями или добродетелями, способностью хорошо говорить и писать; забавляются даже пищею или питьем, употребляя в излишестве, вместо того, чтобы употреблять их только для необходимаго насыщения; забавляются одеждами своими, забавляются лицами своими, забавляются детьми своими, вместо того, чтобы воспитывать их в вере, благочестии и страхе Божием. Вся жизнь у них забава. Но горе забавляющимся» („Моя жизнь во Христе“, т. 1, стр. 142-143).
Вечный маскарад, неумолкающая ярмарка суеты и тщеславия — и за всем этим стоит князь мира сего, великий виртуоз лжи, враг человеческого спасения.
Это он — автор и вдохновитель всего представления, потому что его главная цель — увести любимое творение Божие, человека, от неудобного, но спасительного пути к вечному Божиему Царству.
А жизнь несется стремительно, бежит, утекает словно песок сквозь пальцы — у всех нас, и прозревших и не прозревших. Но нам, христианам, не следует относиться к этому порочному кругу как к данности. Наш долг — благовестить Христа и помогать тем, кто пребывает в заблуждении. Посему будем молить Подателя всех благ Христа послать всем нам сил для открытия духовной реальности среди искушений современного мира, чтобы преодолеть в Духе силу земного притяжения и самый яркий синдром нашего времени — «Пожить!». Только так можно обрести духовное зрение и по-настоящему осознать слова Спасителя: «Я — Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин.14:6).
ИсточникФото: Анна Гальперина
История
Основан в 1771 году. Сначала, к 1773 году, был построен деревянный храм, освященный года в честь одной из покровительниц Екатерины II, по данному ей при коронации обету построить в Москве храмы в честь святых Екатерины, Софии, и святых, на день памяти которых пришлась коронация.
В 1823 на месте деревянного храма была выстроена каменная церковь в стиле ампир. Средства на строительство выделил купец первой гильдии Иван Петрович Кожевников. Автор проекта — архитектор Александр Филиппович Элькинский. Чин освящения храма совершил митрополит Московский и Коломенский святитель Филарет (Дроздов).
В 1834 году пристроены приделы иконы Божией Матери «Знамение» и святителя Митрофана Воронежского. Позже со стороны западного фасада над приделами были возведены две одноярусные колокольни.
В 1912 году возведена четырёхъярусная колокольня, богадельня и расширена трапезная (прибавлены северо-западные и юго-западные углы) на средства гвардии прапорщицы А. А. Нероновой.
В начале 1920-х годов в храме неоднократно служил святитель Тихон Патриарх Всероссийский.
года, во время кампании по изъятию церковных ценностей, из храма было изъято «4 пуда 4 фунта 25 золотников золотых и серебряных церковных украшений и утвари».
В 1934 году храм закрыт, крест сбит, колокольня разрушена до первого яруса. За апсидами, по бокам купола и над трапезной сделаны уродливые пристройки. В здании храма разместился цех оборудования «Медучпособие» Минздрава РСФСР.
Храм был возвращён Русской Православной Церкви в 1990 году. Богослужения возобновлены года. Настоятелем храма был назначен протоиерей Борис Присяжнюк.
года распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при храме открыто представительство Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. Настоятелем храма — Патриаршего подворья на Миусском кладбище — назначен глава Митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилёв).
Это интересно: Храм в честь Трех Святителей в Симферополе: познаем подробно
История и описание
В истории храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови история чумы — это только небольшой эпизод. Впоследствии это кладбище стало местом упокоения жителей Марьиной рощи, Бутырки, т. е. окрестных районов, прилегающих непосредственно к этой территории.
Церковь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище
В дальнейшем судьба храма складывалась следующим образом:
- в 1773 году деревянная церковь появилась на территории кладбища;
- на средства купца И. П. Кожевникова было построено каменное здание храма в 1823 году, архитектором нового здания стал А. Ф. Элькинский;
- в 1835 году пожертвовала значительную сумму вдова гвардии прапорщика Александра Абрамовна Неронова, так что смогли пристроить к храму приделы в честь свт. Митрофана Воронежского (прославленного в 1832 году) и иконы Божией Матери «Знамение»;
- в один ярус колокольни появились по обе стороны храма
В 1912 году произошли последние крупные перестройки в храме дореволюционной эпохи. Тогда расширили трапезу и возвели колокольню в четыре яруса, в таком виде церковь Веры, Надежды Любови и Софии дожила до наших дней.
Интересный факт! Святитель Московский Филарет (Дроздов) после пристройки приделов в 1835 году храм освятил сам. После 1917 года священномученик Патриарх Тихон в церкви не раз служил здесь.
Вплоть до своего закрытия в 1934 году храм принадлежал обновленцам и посещался москвичами весьма редко. После закрытия церковь передали в ведомство Министерства здравоохранения, которое использовало его как подсобное помещение, причем было пристроено две совершенно не вписывающиеся в облик храма постройки.
В это время были сломаны кресты разрушены три яруса колокольни. Только в 1990 году церковь Веры, Надежды, Любови г. Москвы была передана Русской Церкви, и началось её восстановление, в том же году в храме прошли первые богослужения. И ныне храм восстановлен в прежнем своем облике.
Внутреннее убранство церкви на Миусском кладбище
Московская церковь Веры, Надежды, Любови является памятником архитектуры и культуры федерального значения и охраняется государством. Крестообразный по форме храм венчает купол-ротонда и четыре небольшие главки по углам. В передней части расположена колокольня о четырех ярусах.
Важно! В 2012 году совершилось знаменательное событие: храм стал Патриаршим Подворьем, его настоятелем назначен митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Таким образом, церковь стала представительством православного Казахстана в столице России
В каких случаях оказывает содействие вознесение молитвословия святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии?
рекомендуем к прочтению
- Икона Покрова Богородицы
- Молитва Паисию Святогорцу
Устремление с мольбой к данным Пресвятым оказывает помощь при построении крепкой, надежной семье и обретении семейного счастья.
Помимо этого, многие христианские верующие люди высылают молитву к облику для:
• Появление на свет малыша.
• Здоровья ребенка.
• Исцеления женского заболевания.
• Исцеления боли в суставе.
В случае, если произносить текст молитвословия с искренностью пред обликом Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, то он окажет помощь и отведет близкого человека от искушения. Молитвословие помогает в возвращении спокойствия, радости и счастья в семье.
Самое ключевое, это тот факт, что произносить молитву, необходимо с искренними, чистыми помыслами и открытой душой.
Дата почитания Непорочных Угодниц – 30 сентября. Помимо этого, данные сутки, являются Днем ангела девушек, что носят одно из имен Непорочных Пресвятых.
Мысли святителя ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА
Пасха, Господня Пасха! От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. И вот Воскресение это «ангелы поют на небеси», увидев светлость обоженного естества человеческого в предопределенной ему славе в лице Господа Искупителя, во образе коего силою Воскресения Его, имели претвориться все истинно верующие в Него и прилепляющиеся к Нему вседушно.
Слава, Господи, преславному Воскресению Твоему! Ангелы поют, сорадуясь нам и предзря восполнение сонма своего; нас же сподоби, Господи, Тебя, Воскресшего, чистым сердцем славить, видя в Воскресении Твоем пресечение снедающего нас тления, засеменение новой жизни пресветлой и зарю будущей вечной славы, в которую предтечею вошел Ты Воскресением нас ради. Нечеловеческие только, но вместе и ангельские языки не сильны изъяснить неизреченную Твою к нам милость, преславно Воскресший Господи!
Тропарь на Пасху (Светлое Христово Воскресение), глас 5
Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Кондак на Пасху (Светлое Христово Воскресение), глас 8
А́ще и во гроб снизше́л еси́ Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко победи́тель Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый, ра́дуйтеся: и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.
Воспользуюсь, но не сейчас
Ясен Шинев
Я люблю оставаться в храме после Литургии — особенно в будни, когда можно спокойно посидеть в благодатной тишине, пропитанной ароматом ладана, или прогуляться в ограде. Вне богослужения здесь можно встретить самых разных людей — и верующих, и неверующих. Одни приходят в надежде получить ответ на давний сокровенный вопрос, другие — помолиться о скорейшем разрешении какой-либо проблемы, третьи — просто за утешением.
Обычно я сам начинаю разговор и, в зависимости от желания человека, говорю с ним о вере, о молитве, о личном диалоге с Богом — в общем, обо всем, что может быть интересно. Это удивительные минуты — когда, в тишине церковного дворика, душа открывается навстречу живым словам о Христе, пусть даже от такого недостойного служителя, как я. Такие разговоры несут огромную пользу как для того, кто зашел в храм, так и для священника. Они обогащают, вдохновляют и, хотя бывают огорчительными, подталкивают обоих собеседников к переосмыслению Евангелия — на примере собственной жизни.
Несколько дней назад я увидел в храме молодого человека. Юноша поставил свечку перед иконой и сосредоточенно молился, не отрывая глаз от огонька. Я подошел, поздоровался, молодой человек приветливо ответил, и я продолжил разговор.
— Хорошо, что пришли в храм! — сказал я. — Когда воскресный день начинаешь за Литургией, многое становится понятно, в том числе и свет нашей православной веры.
Юноша вежливо дослушал, а затем ответил с улыбкой:
— Благодарю, отче, но я здесь не частный гость. Сегодня у меня важная встреча по работе — вот и зашел помолиться. Не могу сказать, что я сильно верующий: мне, честно говоря, пока особо не до этого. Но я всегда чувствую, что Бог мне помогает, и очень благодарен Ему, потому что вижу — Он меня любит.
Согласен с вами: храм, богослужения — это прекрасно, но вашими советами я воспользуюсь не сейчас, а позже, когда реализую все задуманное в этой жизни.
Я уже решил, что ближе к старости непременно стану ближе к религии. Потом, не сейчас. Как бы это объяснить… Понимаете, мне пожить хочется! Согласитесь, в жизни столько всего интересного, правда?
Мы попрощались, юноша ушел, а я задумался. Хочется пожить… Очень современная, очень понятная мысль.
Как доехать до храма на Миусском кладбище
Общественным транспортом
На метро:
От станции «Савёловская» пройти 800 м к храму. От ст. «Марьина Роща» автобусами №№ 384, 84, 84к, т18 или троллейбусом № 42 можно проехать 3 остановки до «Новосущёвской улицы» и пройти к храму 500 м по территории Миусского кладбища.
В автомобиле:
С Садового кольца (Самотечная эстакада) на Олимпийский просп., затем влево, на ул. Сущёвский Вал. Через 2 км вправо, на Савёловский проезд, через 220 м снова вправо, к храму.
С МКАД на Ярославское ш. и просп. Мира, через 6 км съезд вправо, на ул. Сущёвский Вал, через 2 км поворот вправо, на Савёловский проезд и снова вправо, к храму.
Телефон
+; +.
В храме при Миусском кладбище можно заказать требы по усопшему. Для тяжелобольных совершаются таинства:
- исповедь;
- соборование;
- причастие в больнице или на дому.
С помощью городской ритуальной службы «Ваш Ритуал» при организации православных похорон можно подать записку об упокоении м заказать совершение треб:
- отпевания в храме и на дому;
- заочного отпевания, если тело умершего отсутствует;
- панихиды;
- сорокоуста.
Цены на похороны в Москве и Московской области
Подробнее
Комплект для погребения в православной традиции:
Покрывало (саван), крест нательный, крест в руку, венчик на голову, листок с разрешительной молитвой, надгробный восьмиконечный крест.
Средний размер пожертвования при отпевании в храме
На отпевание, согласно устоявшейся традиции, принято делать посильное добровольное пожертвование. При этом средняя сумма составляет 2 – 5 тысяч рублей.
МОЛИТВЫ
Тропарь апостолу и евангелисту Марку
Апо́столе святы́й и Евангели́сте Ма́рко, моли́ Ми́лостиваго Бо́га, да прегреше́ний оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.
Ин тропарь апостолу и евангелисту Марку
У верхо́внаго Петра́ научи́вся, апо́стол Христо́в был еси́ и, я́ко со́лнце страна́м возсия́л еси́, Александри́ом удобре́ние быв, блаже́нне: тобо́ю Еги́пет от пре́лести свободи́ся, ева́нгельским твои́м уче́нием просве́щ вся, я́ко свет, столп церко́вный. Сего́ ра́ди твою́ па́мять чту́ще, све́тло пра́зднуем, Ма́рко, Богогла́се, моли́ тобо́ю благовести́маго Бо́га, да согреше́ний оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.
Сегодня, 30 апреля во вторник Светлой седмицы благочинный приходов Краснооктябрьского района г. Волгограда, иерей Дионисий Прозоров в сослужении духовенства благочиния совершил Божественную литургию в храме святых мучениц Веры, Любви, Надежды и Софии при больнице № 5 г. Волгограда.
В конце Литургии духовенство и прихожане прошли Крестным ходом вокруг храма. На остановках батюшки читали Евангелие и щедро окропляли народ святой водой.
По окончании Литургии был совершен молебен в честь Иверской иконы Божией Матери, которая особо празднуется в третий день Пасхи.
28 апреля – СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА
Торжественное Пасхальное богослужение в нашем храме совершил настоятель иерей Дионисий.
фото А Сазонов
Храм возвратили верующим только — в 1990 году
Храм вернули верующим в 1992 году, и уже почти сразу начали проводить богослужения. Восстанавливать храм дали настоятелю храма протоиерею Борису Присяжнику.
Был воссоздан облик храма начала 20 века. Полностью заменили крышу, расписали стены, иконы расставили по своим законным местам.
Не стоит, не сказать, об этом замечательном человеке. Родился Борис в семье простого рабочего. В детстве он потерял очень многих. Отец погиб на войне, немцы сожгли хату, в которой погибла младшая сестра. Спустя некоторое время другая сестра умирает от воспаления легких.
Мать Бориса помогала монахам, и они отправили в Бориса в школу, а затем учиться в духовное училище. После окончания, Борис был повенчан с девицей Зинаидой Ершовой.
Протоиерей Борис Присяжнюк — первый, кто восстанавливал храм Веры, Надежды Любови, после разрухи. Почил 1 сентября 2011 года
Отца Бориса отправили восстанавливать храм Веры, Надежды, Любови в Москву. Он очень любил этот храм и совершал богослужения с любовью в сердце.
До конца жизни батюшки, матушка была его спутницей и помощницей на всем его жизненном пути. Она пела в церковном хоре и помогала отцу Борису в строительстве храма.
Они вырастили вместе 3 детей. Отец Борис был очень скромным человеком, он обладал странным талантом — бесконечно слушать. Он постоянно и подолгу разговаривал со своими прихожанами в храме. Он принимал все с любовью, кто бы к нему не обратился.
К сожалению, 1 сентября этот замечательной души человек, отошел ко Господу. 3 сентября 2011 года Божественную литургию вместе с чином отпевания совершил Преосвященный Тихон, епископ Подольский.
Многие присылали телеграммы с соболезнованиями, одним из которых был даже Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
Кирилл
Святейший Патриарх Московский и всея Руси
14 марта 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, распорядился, чтобы при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище в Москве открыли представительство Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан.
После Патриарх назначил настоятелем храма главу Митрополичьего округа митрополита Астанайского и Казахстанского Александра.
Митрополит Александр — епископ Русской православной церкви. Митрополит Астанайский и Казахстанский, глава Казахстанского митрополичьего округа. Именно его назначили настоятелем храма Веры, Надежды, Любови в Москве
Митрополит Александр был крещен в честь святого благоверного князя Александра Невского. В дар храму он подарил копию иконы чудотворной Божией Матери «Феодоровская».
Чудотворный образ Божией Матери «Феодоровская». Именно этот образ митрополит Александр, настоятель храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподнес в храм
В дар храму настоятель митрополит Александр преподнес ковчег с десницей преподобноисповедника схиархимандрита Севастиана, старца Карагандинского.
В том же году он передал в дар храму частицы мощей святых преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских.
Получил — и о Боге можно смело забыть
Наша жизнь в бурной стихии этого мира целиком подчинена нашему эго. Амбиции, удовольствия, успехи и развлечения переполняют существование современного человека до краев. И для Христа уже просто нет места, а если и есть, то где-то на периферии, в дальнем, забытом уголке, о котором и не вспоминаешь.
Мы обращаемся к Нему лишь тогда, когда нужно срочно решить какую-то проблему, причем решить немедленно. Мы относимся к Богу как к золотому ключику, волшебной палочке, как к волшебнику, который по первому зову должен примчаться на ковре-самолете и выполнить наше желание. Ведь именно так в современном мире оказываются услуги, не правда ли? Быстро и недорого — на языке рекламы. А когда желаемое достигнуто, о Боге смело можно забыть — пока Он снова не понадобится.
Именно так рассуждает современный мир, проповедующий бесконечную суету-катализатор всех процессов в пульсирующей неожиданностями жизни. Такое представление о Боге в наши дни стало настолько распространенным, что воспринимается уже совершенно естественно, как любое другое.
Самое печальное, что так рассуждает не только молодежь. Пожилые люди относятся к Богу не менее потребительски, и в этом нет ничего удивительного, потому что такое отношение передается из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери. Люди привыкают и уже не желают искать путь к Богу, великолепно оправдываясь — в первую очередь, перед собой.
Именно о таких из нас мудро сказал св. Паисий Святогорец: «не желающие обрести духовный смысл жизни». Мы не понимаем своим суетным умом, что жизнь — это великий и чудный дар, данный нам Творцом для того, чтобы, выйдя из небытия в бытие, открыть для себя его дивный смысл и разделить с Ним краткий путь на грешной, потерянной земле.
Наполнить свою жизнь смыслом, освятить каждый день, освятить ум, душу и сердце — всего себя, — вот призвание, данное нам Господом.
Цель нашего пребывания здесь, во временном, смутном и туманном пристанище — обожение, и на пути к этой цели нам дается благая возможность с помощью Таинств матери Церкви вести осмысленную, святую жизнь. Мы — изгнанники из рая — призваны вновь обрести его, среди скорбей, тревог и лишений подвизаясь трудами молитвы и милосердия.
Чудотворная икона
После стройки у Надежды «расшалился» позвоночник — 7 месяцев пролежала в больнице. Так что теперь кирпичи она таскать не сможет.
«Видно, это Господь меня направил — нужно другой работой заниматься, — считает она, — сейчас с людьми разговариваю. К примеру, пришла девушка, говорит, свою маму ненавижу. А начали разбираться — мама не виновата. Она просто надумала себе, что родительница обязана ей и то, и это. А то, что она ее родила, вырастила, выкормила. Я ее заставила писать каждый день маме письма о том, как она ее любит. Несколько писем она отослала — и наладилась жизнь, Мать по-другому стала к ней относиться. А то ведь эти два человека не хотели друг друга слышать и жалеть».
Матушка Надежда теперь помогает людям словом. Фото: АиФ/ Евгения Бондаренко
Однажды к матушке пришел мужчина: изменил жене — она не прощает.
«Мы с его супругой три часа разговаривали — чуть не подрались. Все-таки уговорила я ее простить. Оба сейчас довольны. Приходят люди, у которых по нескольку лет нет детей. Начинаем анализировать, как они живут. Одна пара 8 лет не имела детей. Начали ходить к иконочке — и родили двоих: девочку и мальчика. Вот это — наша работа: налаживать правильную жизнь, какая должна быть между людьми», — улыбается матушка.
В багратионовской церкви есть своя святыня: лет 15 назад начала мироточить икона «Богородица-скоропослушница». Это изображение Девы Марии с младенцем Иисусом на руках. Говорят, что многие благодаря ей исцелились: девочка из Черняховска — от болезни крови, мужчина из Калининграда — от опухоли. Один москвич, год пролежавший в коме, вернулся к жизни. Все они до сих пор приезжают навестить настоятеля и его супругу.
«Но чаще всего просят деток, когда уже нет никаких шансов. А здесь очистятся от грехов, простят что-то друг другу — и, бывает, случается чудо», — признается матушка Надежда.
История[править]
Храм в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище был основан во второй половине XVIII века.
Миусское кладбище учреждено во время эпидемии чумы 1770-1771 годов за Камер-Коллежским валом близ местности Миусы, от которой и получило свое название. Интересно происхождение названия местности: Миусы (Миусское поле) известно с конца XVIII в., когда его приспособили под склад и продажу лесоматериалов (в XIX в. территорию называли Миусская Лесная). Есть версия, что во время строительства в 1696г. Петром I в устье реки Миус (на Азовском море) новой гавани здесь мог размещаться склад материалов для неё. В то же время бытует легенда, что здесь был казнён сподвижник Степана Разина казак Миюска. Некоторые исследователи выводят это название из тюркского языка (мюс, мюйюз — «рог, «угол»).
На Миусском кладбище главным образом хоронили купцов, ремесленников и мещан из соседних районов — Бутырок и Марьиной рощи.
Первая небольшая деревянная церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии была освящена здесь 20 января 1773 года.
В 1823 году на средства купца И. П. Кожевникова взамен деревянной построена каменная в стиле ампир (архитектор А.Ф, Элькинский).
Чин освящения храма совершил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский.
В 1834 году по сторонам пристроены приделы в честь иконы Божией Матери «Знамение» и святителя Митрофана Воронежского на средства гвардии прапорщицы Александры Абрамовны Нероновой. Позже со стороны западного фасада над приделами, симметрично главной оси храма, возведены две одноярусные колокольни. Однако в 1912 году храм снова перестраивался — была расширена трапезная часть, возведена четырехъярусная колокольня.
В начале 1920-х годов в храме неоднократно служил святитель Тихон, Патриарх Всероссийский.
В 1922 году из уцелевших храмов и монастырей изымаются церковные ценности. Разорение храма на Миусском кладбище пришлось на 5 апреля, когда было изъято «4 пуда 4 фунта 25 золотников золотых и серебряных изделий».
На 1 января 1933 года в храме свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище служили «живоцерковники»1: (ГАРФ. Ф. р-5263. Оп. 1)
В 1934 году храм закрыт, крест с него сбит, колокольня сломана до первого яруса. За апсидами, по бокам купола и над трапезной сделаны уродливые пристройки. В здании храма разместился цех оборудования «Медучпособие» Минздрава РСФСР.
Русской Православной Церкви храм возвращен в 1990 году, и с 28 сентября здесь возобновлены богослужения. Под руководством настоятеля храма, протоиерея Бориса Присяжнюка (+2011) было воссоздано архитектурно-художественного облика храма начала ХХ века. Была заменена крыша, которая теперь полностью покрыта медью, в храм заняли своё место иконы в киотах, расписаны стены.
С 2012 года храм является Патриаршим Подворьем.
14 марта 2012 года распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище в Москве открыто представительство Митрополичьего округаРусской Православной Церкви в Республике Казахстан.2
Указом Святейшего Патриарха Кирилла настоятелем храма — Патриаршего подворья на Миусском кладбище — назначен глава Митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.
Копия чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери