Приморский район. церковь димитрия солунского

Архитектурные особенности Новодевичьего монастыря, его основные сооружения

Весь монастырский комплекс представлен 14 зданиями, 8 из которых являются храмами, а остальные 6 – жилыми и хозяйственными постройками. Его стены и башни изначально были деревянными, но при Софье их укрепили и расширили. На сегодняшний день их общая протяженность составляет 870 м.

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Высота конструкций варьируется в пределах 7 – 11 м, значение толщины достигает 5 м. В совокупности их форма напоминает неправильный пятиугольник, окружающий подворье в 5 га. По периметру стен проходят 12 башен, привлекательных богатыми навершиями. Четыре угловые круглые башни называются Чеботарная, Напрудная, Сетуньская и Никольская, и к ним пристроены стрелецкие караульни. Башни Швальная, Лопухинская, Предтеченская, Царицынская, Покровская, Саввинская, Затрапезная, Иоасафовская имеют форму четырехугольника.

Самой древней постройкой из камня на территории монастыря является Смоленский собор. Шестистолпный храм, окруженный с трех сторон широкой галереей, стоит на высокой подклети. В первые годы после его строительства на галерее находились 4 придельные церкви. Сегодня из них остались только 2 – это церковь святой мученицы Софии и церковь святых апостолов Прохора и Никанора.

Караульня у Напрудной башни

Церковь святого Амвросия Медиоланского является вторым по значимости комплексом обители. Святыня дополнена трапезной и палатами, в которых проживала царица Ирина. Во 2-й половине XVI столетия постройка представляла собой отдельную усадьбу, хозяйками которой были княгиня Ульяна Удельная и царица Ирина Годунова (обе известны в монашестве под именем Александра). В результате сильного пожара, вспыхнувшего на подворье в 1796 г., здание этой церкви сильно пострадало и утратило первоначальный вид.

Трапезная палата – обширное бесстолпное сооружение площадью 323 кв. м, стоит на высокой подклети. С востока к нему примыкает четверик Успенской церкви. На втором ее этаже расположен придел, обустроенный в честь Сошествия Святого Духа. В нем хранится древний иконостас. Украшением и вершиной храма служило изящное пятиглавие, но оно пострадало во время пожара 1796 г. Древнее здание окружала открытая белокаменная галерея, однако из-за ветхости в начале XIX века ее пришлось разобрать. Благодаря ряду восстановительных работ, проведенных по проекту Казакова, здание Успенской церкви приобрело свой нынешний вид.

Слева направо: Никольская башня, Царицынская башня

Надвратная Покровская церковь стоит над южными вратами обители. Ее оригинальный облик обусловлен использованием в строительстве приема, характерного для украинского зодчества. Так, 3 ярусные главы выставлены в один ряд над притвором храма, его трапезной и алтарем. В боковых главах оборудованы звонницы. Мариинские палаты – жилище царевны Марии Алексеевны, примыкают к Покровской церкви с востока.

Преображенская церковь возведена над северными, или святыми воротами. Ее еще называют визитной карточкой всей Новодевичьей обители, ведь при взгляде на нее кажется, будто она парит над всеми сооружениями. Окна на высоком четверике церкви идут в 3 ряда, сам же четверик опоясан крупными белокаменными раковинами и гранеными барабанами с главками. С западной части двора к церкви примыкают Лопухинские палаты. Изначально они предназначались для проживания царевны Екатерины Алексеевны, но впоследствии стали покоями первой жены Петра I, царицы и инокини Лопухиной Евдокии Федоровны.

Церковь Спаса Преображения

Главной достопримечательностью Преображенской церкви является резной иконостас, изготовленный Карпом Золотаревым. Все иконы в нем отличаются уникальностью письма и тонкостью исполнения. Среди них находятся удивительные и ценные экземпляры, отражающие идеи царевны Софьи.

Монастырская колокольня строилась в последние годы правления Софьи (1687 – 1689 гг.). Ее 72-метровая конструкция представлена 6 ярусами восьмериков, окруженных роскошными галереями с балюстрадами из белого камня. На 3-м и 5-м ярусах располагаются звонницы. Первый ярус занимала церковь, построенная в память о преподобных Варлааме и Иоасафе, царевиче Индийском. У подножия колокольни располагались покои Евдокии Алексеевны Милославской, которые соединялись с обозначенной церковью.

Колокольня

Сегодня Новодевичий монастырь остается одним из наиболее посещаемых туристических объектов Москвы и с каждым годом привлекает все большее количество паломников. Главным праздником для насельников обители является день Смоленской иконы Богоматери.

Расписание служб

Посетить службу можно в любой день недели.

По будним дням:

К 9.30 колокола созывают прихожан на литургию;

Однако если на дворе – Великий Пост, приходить следует на 2,5 часа раньше – к 7:00.

К 17.00 верующие собираются к Вечерне.

По субботам:

  • Божественную литургию служат чуть раньше, чем в будни – в 9.00;
  • день завершается Всенощным бдением в 17.00.

Воскресенье – особенный день, поэтому:

  • Литургию предварят чтение акафиста Иллариону Троицкому в 8.40;
  • Литургия, как и в обычные дни, начинаетсяс 9.30;
  • завершается день Вечерней в 17.00.

После Вечерни можно исповедоваться, на следующий день после Литургии — Причаститься  Святых Тайн Христовых 

Деятельность прихода

Состав духовенства храма представлен несколькими клириками. Его настоятель отец Андрей Милкин, был назначен на эту должность 10 мая 2011 года. Действуют здесь и другие священнослужители:

  • прот. Виктор Сарана;
  • иер. Александр Дружинин;
  • иер. Игорь Иванов;
  • иер. Андрей Кривоногов;
  • диак. Алексей Заварнов.


Центральный иконостас церкви Димитрия Солунского

Когда по окончании реставрационных работ службы в храме стали проходить ежедневно, сюда потянулось множество верующих, а с ними и детей. Начала работать воскресная школа, в которой есть несколько возрастных групп обучения:

  • дошкольная;
  • школьная;
  • молодежная;
  • взрослая.

Проводит обучение иерей Алексий Митюшин, который 2001-2013 гг. был клириком этого храма, а затем переведен на должность настоятеля храма Живоначальной Троицы в Кожухово.

Беседы, проводимые в воскресной школе, помогают детям воцерковляться, выстраивать связь между церковью и миром, обретать духовные ориентиры. Взрослую группу обучает основам веры отец Игорь Иванов.

История монастыря

Новодевичий монастырь – одна из крупнейших московских обителей, которая находится на Девичьем поле в Хамовниках, в излучине великой Москвы-реки. Название «Девичье» поле в этой местности получило из-за того, что здесь в годы нашествий татаро-монгольского ига отбирали русских красавиц для Золотой Орды. Сам же монастырь наименовали Новодевичьим для его отличия от Стародевичьего Вознесенского монастыря, находящегося в Кремле.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Некоторые источники объясняют название обители фамилией ее первой игуменьи Елены Девочкиной, вышедшей из монахинь. В древности Новодевичий монастырь был известен и под другим именем – Богородице-Смоленский. Но, как бы его не называли, он все равно остается одной из старейших и знаменитых женских обителей, существующих в русском Православии.

Закладка Новодевичьего монастыря приходится на 1524 г., когда князь Василий III взял Смоленск. Желая увековечить успешное освобождение жителей города от векового господства литовцев, при возвращении из похода он заложил деревянную церковь. Через год в нее крестным ходом перенесли копию иконы Смоленской Божьей Матери, которая считалась заступницей русских войск. Так 1525 г. вошел в историю как год основания обители. Подобно другим храмам-крепостям с высокими неприступными стенами, Новодевичий монастырь должен был стать не просто местом для вознесения хвалы Богу, но и взять на себя функции крепости, защищая Москву с юга.

Слева направо: Чеботарная башня, колокольня, Швальная башня

В памятное в истории России Смутное время обители пришлось пережить разорение. Но благодаря богатым пожертвованиям царских и боярских дочерей, жен, сестер и просто вдов, принимающих постриг, ее облик был восстановлен до прежнего уровня. После смерти царя Федора Ивановича в монастырь ради служения Господу прибыла его вдова и после совершения пострига сменила имя Ирина на Александра. Со временем в монастырь прибыл и Борис Годунов – ее брат, и здесь же он принимал избрание на царство, когда его просили стать главой российской державы.

Царевна Софья – еще одна важная персона, проживавшая в монастыре. Но она обитала в нем «на покое», то есть не как постриженная монахиня. В Новодевичий монастырь она прибыла после проигрыша в политической битве с Нарышкиными. Ее единомышленников не оставили в живых – все они были казнены прямо у стен обители. Как в заточении здесь пребывали и Мария, Екатерина и Федосья Милославские, и Евдокия Лопухина – бывшая жена Петра I, мать царевича Алексея. Гробницы скончавшихся Софьи и Евдокии находятся на сохранении в Смоленском соборе.

Слева направо: Царицынская башня, церковь Спаса Преображения над северными воротами, Напрудная башня

В 1812 г., когда наполеоновские полчища бесчинствовали в Москве, обитель ожидала печальная участь – ее хотели взорвать. Но благодаря монахине Саре монастырь остался цел – женщина успела вовремя погасить фитили, тлеющие возле бочек с порохом.

Новодевичий монастырь стал последним пристанищем для многих известных людей того давнего времени. Здесь похоронены некоторые декабристы, поэт-партизан Давыдов, сыновья историка Соловьева, и сам Соловьев. С 1898 по 1904 гг. в южной части монастырского двора появилось новое кладбище, обнесенное стенами.

Трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы

В 1922 г. обитель получает новую жизнь – сначала она становится Музеем раскрепощения женщины, а затем – Историко-бытовым и художественным музеем. Благодаря открытию этих учреждений удалось сохранить архитектурный комплекс монастыря практически в неизменном виде. В 1934 г. Новодевичий монастырь вошел в Государственный исторический музей в качестве филиала. В 1943 г. при нем открылись богословские курсы, а вслед за ними – и Богословский институт. С 1994 г. в древнюю обитель возвращается былая жизнь – в ней появляется монашеская община. Наконец, с 1995 г. монастырь становится памятником архитектуры федерального значения, а с 2004 г. в связи с 480-летием со дня основания он входит в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Престольные праздники

Первое патриаршее богослужение после восстановительных работ прошло в храме Димитрия Солунского в день памяти святого 8 ноября 2007 года. Его совершил Алексий 2, который был поражен огромным количеством детей, пришедших к литургии.

Такого он до сих пор не встречал нигде и никогда. Одних только детей патриарх причащал полчаса. Все это благодаря тому, что в храме очень доброжелательное отношение ко всем прихожанам, так как приход живет по правилам и наставлениям святых отцов, покойного ныне Святейшего Патриарха.


Богослужение в храме Дмитрия Солунского

В храме существуют свои устоявшиеся традиции:

  • каждую субботу на вечерней службе совершается лития, проводится исповедь;
  • пекут крестики (Крестопоклонная неделя), жаворонки (день памяти Севастийских мучеников), «лесенки» (памятование Иоанна Лествичника);
  • кормят бутербродами с чаем на Рождество и Пасху;
  • отмечаются детские праздники в воскресной школе;
  • все прихожане на Пасху могут позвонить в колокол;
  • проводятся театрализованные представления Православным клубом исторического фехтования.

Храм Димитрия Солунского стал центром не только молитвенной, но и общественной жизни жителей района Соколиная гора, а также местной достопримечательностью.

Церковь на удельной голубая: с момента основания по сей день

В конце 19-го века численность населения деревни Коломяги составляла около тысячи человек, в летнее время жителей становилось примерно в 5 раз больше. Ближайшим был Благовещенский храм в Старой Деревне, возведенный по приказу известного деятеля эпохи правления Елизаветы I – А.П. Бестужева-Рюмина.

В 1883 году жители Коломяг построили на горе часовню, спроектированную немецким архитектором Ф.К. Пирвицем. Летом 1885 года ее освятили во имя князя А. Невского. Позднее к зданию была добавлена пристройка, где проводились литургические службы, но прихожане все равно не могли уместиться в церкви. Из-за холода в осенне-зимнее время службы проводили только по воскресеньям и в праздничные дни.

Через 3 года коломяжцы начали сбор денег для переоборудования часовни в теплый храм. Помимо внушительной суммы, граф А. Орлов-Денисов-Никитин выделил земельный участок для новой деревянной церкви. Так была построена церковь Димитрия Солунского в Коломягах. На ее возведение потребовалось всего 4 месяца. Архитектор А. Всеславин создал проект бесплатно и курировал строительство на всех этапах.

Святой великомученик Димитрий Солунский на Руси олицетворяет память о военных подвигах в честь Отечества. Икона Димитрия Солунского в православии – главный оберег для людей, чьим делом жизни является защита родины. На ней великомученик изображен в воинских доспехах, а в руках держит копье и меч.

Первым настоятелем храма Димитрия Солунского стал протоиерей И. Лебедев. Со времени открытия удельная церковь ни разу не закрывалась, лишь на несколько месяцев здесь устроили клуб, который, впрочем, не пользовался успехом. Хотя власти не раз пытались прекратить работу церкви путем подрыва духа верующих, вели строгий контроль имущества и даже самих прихожан, но все попытки не увенчались успехом.

Это одна из немногих церквей, работавших в период блокады Ленинграда. В военное время она оказывала помощь Русской армии, собирая патриотические взносы с прихожан. У северной стены здания похоронен протоирей Иоанн Горемыкин. Он проводил службы в тяжелые для всех ленинградцев времена, а во время голодовки жители привозили батюшку на службу на санях, так как он не мог передвигаться самостоятельно, обессилев от голода. У другой стены захоронили героя страны – летчика Ф. Белякова, который, находясь при смерти, просил похоронить его на территории церкви.

И сегодня храм Димитрия Солунского в Коломягах (Санкт-Петербург) продолжает работать. Тут хранятся мощи многих великих православных святых, в том числе преподобного Серафима и целителя Пантелеимона, а также самого Димитрия Солунского. Икону Божией Матери Холмской почитают местные жители и паломники со всей Европы. Здесь открыта воскресная школа.

Храм Димитрия Солунского в Коломягах, священники которого за вековую историю менялись довольно часто, был преображен до неузнаваемости с приходом протоирея Ипполита Ковальского в 1990 году. Здесь произошли многочисленные изменения – полная внешняя и внутренняя реставрация здания, а также благоустройство прихрамовой территории, на которой теперь часто гуляют матери с маленькими детьми. Число прихожан возросло в десятки раз, даже в будни в церкви Димитрия Солунского причащаются, в среднем, 30 человек, в выходные – от 50 до 200. Из-за большого наплыва прихожан, желающих провести крестины, рядом с храмом построили церковь во имя святой преподобномученицы Евгении – покровительствующей медицинским работникам, где проводят Таинство Крещения. Это единственная церковь в Санкт-Петербурге, построенная в ее честь.

Храмы Новодевичьего монастыря

В центре комплекса Новодевичьего монастыря расположился древний Смоленский собор, возведённый в XVI веке. Именно в нем находится древнейший список иконы Иверской Божьей матери, который считается главной и наиболее чтимой реликвией Новодевичьего монастыря. 

Впоследствии собор увенчали пятью куполами, в интерьер добавили оригинальную фресковую живопись. Позднее, в XVII веке, во времена царствования Софьи Алексеевны все здания монастыря были укреплены и расширены. При Новодевичьей обители находится одноименное кладбище, ставшее последним пристанищем многих знаменитых деятелей искусства, культуры, политики. Здесь похоронены Чехов, Гоголь, С. Т. Аксаков, И. И. Левитан, актриса Любовь Орлова, Хрущев, Борис Ельцин. 

В ансамбль Новодевичьего монастыря входят:

  • 2 красивейших надвратных храма. Над южными воротами (сейчас замурованными, за ними находится Новодевичье кладбище) возвышается храм Покрова Пресвятой Богородицы конца XVII века постройки с Мариинскими палатами.
  • Над северным входом находится изящный храм Спаса Преображения Господня, того же времени постройки.
  • Другой доминантой монастыря является удивительной красоты «кружевная» колокольня, возведенная в 1690 г. и имеющая высоту 72 м.
  • Храм Успения Божией Матери.
  • Палаты Софьи (в монашестве Сусанны) располагались около Напрудной башни в стрелецкой караульне.
  • Певческие палаты (начало XVIII в.).
  • Казначейские палаты (конец XVII в.).
  • Мавзолей Волконских 1830 г. постройки.
  • Лопухинская башня и Покровская надвратная церковь.
  • Царицынская и Никольская башни.
  • Смоленский собор.
  • Трапезная.
  • Амвросиевская церковь.
  • Палаты царицы Ирины Годуновой.
  • Филатьевское училище.
  • Больничные палаты.

Новодевичий монастырь. Фото @natalja_prokofeva

В наши дни в Новодевичьем монастыре по-прежнему живут и трудятся монахини. Существуют мастерские с традиционными для церкви ремеслами: 

  • написанием икон,
  •  вышивание золотом 
  •  просто шитьем.

Также монастырь — это филиал Государственного исторического музея и церковный музей Московской епархии РПЦ. В последнем есть возможность увидеть разнообразные фотографии, документы, иконы и другие объекты, связанные с известными личностями и историческим прошлым монастыря. 

В обители долгие годы хранятся известные православные святыни: ковчеги с частицами мощей разных святых, частица мощей и икона святого Николая, многие старинные иконы XV–XVII веков. В храме Успения Божией Матери хранится Иверская икона Божьей матери — точный список с афонского образа. 

Еще одна чудотворная икона, хранящаяся в Новодевичьем монастыре, — Смоленская Богородица. 

На сегодняшний день службы в монастыре проходят в будние, выходные и праздничные дни. Исповеди и крещения проводят по записи.

С расписанием богослужений вы можете ознакомиться на официальном сайте монастыря. Оно обновляется дважды в месяц.

Новодевичий монастырь. Фото @nataliya_bykova

Описание архитектуры и внутреннего убранства

При построении храма использовалось несколько архитектурных стилей. В нем присутствуют греческие и русские мотивы, — соединен крестовокупольный храм с трехнефной базиликой. Это символизирует единство духовного пути двух святых: Димитрия Донского и его небесного покровителя Димитрия Солунского.

Такой прием сочетания в одном сооружении разных исторических форм и стилевых элементов свойственен для эклектики. Это одно из популярных направлений в архитектуре того времени, получил новый толчок в своем развитии, начиная с 30-х гг. 19 века. Пришел на смену классицизму и предоставил полную свободу творчества для зодчих.

История постройки

Есть в городе Москве район, который по старинке привыкли называть Благуша. На рубеже 19-20 вв. это был пригород столицы, ее рабочая окраина, расположенная между с. Измайлово и Семеновской заставой. Сейчас Благуша входит в состав одного из восточных районов Москвы, — Соколиная гора.

Здесь было много кирпичных заводов, текстильных фабрик. С конца 19-го века началась активная застройка и к 1906 году в районе уже проживало больше 10 тыс. человек. Своей церкви в районе не было и люди шли в храм Воскресения Христова на Семеновском кладбище.

Притч здесь был небольшой, священнослужителей явно не хватало. Поэтому люди обратились к московскому владыке с просьбой об увеличении числа клириков в Семеновской церкви. Митрополит решил поступить более дальновидно и распорядился о строительстве нового храма на Благуше.


Храм великомученика Дмитрия Солунского на Благуше, Москва

Дальше все складывалось очень благополучно:

  • часть средств на воплощение этого проекта уже имелась. Было завещание некоего благочестивого горожанина Д. Ф. Ермакова, который оставил 100 тысяч рублей на строительство храма в честь Димитрия Солунского и праведной Анны, небесных покровителей его и супруги;
  • в 1906 г. Николай 2 выделил участок земли под застройку и начались поиски архитектора. Выбор остановился на Н. И. Орлове, который хотя до этого и не занимался храмовым зодчеством, но сумел создать великолепный проект;
  • 1908 г. начались строительные работы;
  • 1909 г. торжественно был заложен первый камень в основание будущего храма. После речи митрополита Владимира в фонд строительства потекли реки пожертвований, благодаря которым церковь удалось выстроить всего за 2 года;
  • 29 июня 1911 г. состоялось Великое освящение храма в честь Димитрия Солунского;
  • 16 января 1912 года был освящен придел в память Успения прав. Анны;
  • еще один придел был освящен в честь свт. Петра, митрополита Московского. Такой выбор был сделан по просьбе одного из жертвователей храма, крестьянина П. М. Сидорина.

Таким образом по улице Ибрагимова 6а, был выстроен один из наиболее вместительных храмов Москвы в честь Димитрия Солунского. Одновременно мог вместить до 3000 верующих. Своего первого настоятеля обрел уже в 1910 году, им стал протоиерей Михаил Перферансов.

А 29 июня 1911 года митрополит Владимир, в то время возглавлявший Московскую епархию, освятил новый храм и отслужил здесь первую Божественную литургию.

Судьба храма св. Димитрия Солунского в Москве на Благуше сложилась сложно и трагически. После своего строительства, созидания он просуществовал только 20 лет. Богу было угодно разделить этому храму судьбу сотен тысяч храмов по всему лицу нашей необъятной Родины.


Колокольня церкви Димитрия Солунского

После революции, в 1931 году, его перестроили под заводские помещения для обработки драгметаллов. Здание церкви было изуродовано до неузнаваемости:

  • сняты кресты;
  • снесены купола;
  • частично разобрана колокольня (верхние ярусы);
  • в алтаре разместили плавильные печи;
  • под сводом устроили кислотный цех.

Но потом в 1991 году храм был возвращен в собственность РПЦ. Он вновь открыл свои двери для верующих людей. Много православных христиан обрели духовную радость и счастье молиться под сводами этого величественного и красивого храма.

Современное состояние

Полностью разоренное, лишенное всех городских коммуникаций, здание храма в начале 90-х годов прошлого века вернулось во владение православной церкви. Кислотный и плавильный цеха основательно разрушили стены здания.

Участок был заражен и семиметровый слой земли пришлось снять и заменить другим, здоровым грунтом. Если раньше здание церкви было выложено из красного кирпича, то теперь его оштукатурили и покрасили.

Образовался приход при церкви под руководством и духовным окормлением протоиерея Сергея Косова. Впоследствии его сменил священник Петр Липатов. Они возглавили работы по восстановлению попранной большевиками святыни. 17 ноября того же знаменательного года прошло освящение и установка крестов.

Все дальнейшие реставрационные работы осуществились очень быстро. Уже в 2001 году храм стал действующим и престольный праздник совершался на основном его приделе.


Освящение Дмитриевского храма патриархом Кириллом

26 февраля 2012 года, в Прощеное воскресенье, возрожденный храм был освящен Патриархом Кириллом. Святейший подарил храму древний Феодоровский образ Богородицы, почитаемый православными верующими как помощницу в родах. Возродилась в храме и воскресная школа, образовался Православный клуб исторической реконструкции, где стали проводиться занятия по фехтованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector