Каким должен быть православный крестик

Содержание:

Крест святого Лазаря

В православной традиции крест может изображаться по-разному: от перекрещенных двух линий до сложного сочетания нескольких перекладин с дополнительными символами. Все виды православных крестов несут единый смысл и значение — спасение. Особое распространение получил восьмиконечный крест, который распространен также в странах восточного Средиземноморья и восточной Европы. Этот восьмиконечный символ носит особое название — крест святого Лазаря. Часто на данном символе изображают распятого Христа.

Восьмиконечный православный крест изображается с двумя поперечными перекладинами вверху (верхняя короче нижней) и третьей — наклонной. Эта перекладина несет значение подножия: на нее опираются ноги Спасителя. Наклон подножия всегда изображается одинаково — правая часть выше левой. Это имеет определенный символизм: правая нога Христа опирается на правую сторону, которая выше левой. Согласно словам Иисуса, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку от него, а грешники — по левую. То есть правый конец перекладины символизирует путь в небеса, а левый — путь в адскую обитель.

Малая перекладина (верхняя) символизирует табличку над головой Христа, которую прибил Понтий Пилат. На ней было записано на трех языках: Иисус Назорей, царь иудейский. Вот такое значение креста с тремя перекладинами в православной традиции.

Явление в религиозной жизни европейцев

Еретические движения в Европе — это явление довольно однотипное и достаточно прямое по своей идеологии, если рассматривать его с точки зрения догматики. Следует сказать, что европейские еретические течения и неканоничные секты Московской Руси 15−16 вв. были в этом похожи. Участники подобных движений стремились толковать Библию без посредничества церкви. Таков был главный лейтмотив всех еретических сект и движений в Средневековой Европе, коих было великое множество.

Священное Писание — источник знаний о боге и о божественном законе, на который опирались идеологи ересей. По их мнению, простой человек и сам мог понять Библию.

Церковь же считала, что Священное Писание невозможно верно истолковать без её посредничества, ведь Библия изобилует рядом формальных противоречий. Например, закон Моисея и слово Иисуса имеют расхождения. Позиция церковников была твёрдой — они представляют институт общественной жизни, который призван учить человека закону божьему. Ведь без этого невозможно найти спасения, понять Господа и его законы. В начале 17-го века эти идеи сформулировал деятель католической церкви кардинал Роберто Беллармин. Инквизитор полагал, что Библия для несведущего человека — это набор запутанной информации.

Иными словами, если у общества отпадёт надобность в посреднической миссии церкви в познании Библии, то церковная иерархия также окажется невостребованной. Именно поэтому подавляющее большинство средневековых еретических течений Западной Европы выступало против церковной организации как института общественной жизни.

Как отличить православный крест от католического?

Католическая церковь использует только один образ Креста — простой, четырехугольный с удлинением нижней части. Но если форма креста чаще всего не имеет значения для верующих людей и служителей Господу, то положение Тела Иисуса является принципиальным разногласием этих двух религий. В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела, по лицу и с ран на руках и ногах струится кровь. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Православная же традиция изображает Спасителя символически, облик Его выражает не крестную муку, а торжество Воскресения. Ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он Бог, и весь его образ говорит об этом.

Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии. Дело в том, что среди православных святынь имеются четыре гвоздя, которыми предположительно и был пригвождён Иисус Христос к кресту. А значит, руки и ноги были прибиты по отдельности. Католическая церковь не согласна с этим утверждением и хранит свои три гвоздя, которыми был закреплен на кресте Иисус. В католическом Распятии ноги Христа сложены вместе и прибиты одним гвоздем. Поэтому когда Вы приносите крестик в храм на освящение, его будут внимательно рассматривать на предмет количества гвоздей.

Отличается также и надпись на табличке, прикрепленной над головой Иисуса, где должно было быть описание его проступка. Но так как Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. Соответственно на католических крестах Вы увидите надпись на латыни I.N.R.I., а на русских православных — I.Н.Ц.I. (встречается также И.Н.Ц.И.)

Символ Лобного места

Голгофский Крест всегда изображается на некоем постаменте, олицетворяющем гору Голгофу, название которой переводится с древнееврейского языка как «череп». Это послужило основанием для другого названия, упомянутого в славянском и русском переводах Евангелия, – «Лобное место». Известно, что в древние времена оно служило местом казней особо опасных преступников. Есть свидетельства, что состоящая из серого известняка гора действительно внешне напоминала череп.

Как правило, Голгофа изображается в нескольких вариантах. Это может быть полусфера, а также пирамида с ровными или ступенчатыми краями. В последнем случае эти ступени называют «ступенями духовного восхождения», и каждая из них имеет определённое название: нижняя – Вера, средняя – Любовь, высшая – Милосердие. С обеих сторон горы, на которой изображён Голгофский Крест, помещаются две буквы — «ГГ», что значит «Гора Голгофа». Их начертание является обязательным.

Миф № 2. Крест может быть только из серебра или олова. Золотой крест оскорбляет Христа — этим человек показывает свою любовь к богатству — и лишает человека помощи небесных сил.

Неважно, из какого металла сделан крест — из серебра, золота, олова или дерева. Главное, чтобы человек относился к нему как к знамению своего спасения

Очень часто для человека крест — не символ спасения, а некое украшение, наряду с кольцами, браслетами, цепочками. Конечно, таким отношением человек оскорбляет Христа. Если он выставляет свой крест напоказ как символ своего богатства — это оскорбление Бога.

Крест не надо выставлять напоказ, носить поверх одежды. Крест должен быть у тебя на груди. А из какого металла он сделан — это сугубо личные предпочтения. Даже если он сделан из золота — я не вижу здесь нарушений.

Частица Божьей Благодати

Схематическое изображение места распятия Христа – Голгофский Крест, нательный, наперстный и напрестольный – прочно вошло в число наиболее почитаемых православных символов. В наши дни оно является не только атрибутом монастырской аскезы, но и святыней, бережно хранимой благочестивыми мирянами.

Большинство россиян, иногда даже те из них, которые не причисляют себя к верующим людям, придерживаются, тем не менее, старинных традиций и носят на груди символы христианства, в том числе и Голгофский Крест. Серебро ли пошло на его изготовление, золото, или выполнен он из иных металлов, освящённый в церкви Христовой, он всегда несёт в себе частицу Божественной Благодати, столь необходимой в жизни каждого из нас.

Из истории наперсного креста

Наперсный крест происходит от реликвариев

–мощевиков (другое название —энколпион ), которые носили верующие, в том числе и священнослужители, с древнейших времен.

История наперсного креста в России знала разные этапы. Было время, когда крупные нагрудные кресты возлагали поверх своей одежды и миряне, а было – когда и священники не носили их.

В Древней Руси

наперсные кресты носили и представители простых сословий – в частности, мы встречаем нечто подобное на изображении мастера-строителя. Во временацаря Алексия Михайловича Тишайшего наперсный крест был принадлежностью царского одеяния и указывал на Богом данный характер государевой власти.

Во времена Петра I

право ношения наперсного креста принадлежало толькоархиереям и особо заслуженнымархимандритам – то есть фактически, его статус был почти таким же, как сегодня у панагии.

В 1722

году ношение наперсного креста было разрешеноархимандритам , являющимся членамиСинода . Царицы Екатерина I и Анна Иоанновна давали право ношения наперсного креста архимандритам в качестве награды, а императрица Елизавета Петровна, наконец, сделала его принадлежностью сана архимандрита вообще, чтобы отличить его носителей от игуменов. После введения этого правила, представители епископата во избежание путаницы стали носить вне богослужения главным образомпанагии .

Екатерина II наградила наперсными крестами нескольких игуменов и иеромонахов.

Император Павел I

стремился упорядочить все сферы русской жизни. Он разработал систему награждения духовенства, которая легла в основу практики, действующей по сей день. Именной указ царя гласил: «А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее; во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфьи; и, наконец, третие, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты, с тем, однако ж, что сии отличные почести не инако, как по воле или утверждению нашему даваемы или дозволяемы будут ».

Крест, введенный Павлом I, священники носят по сей день. Он имеет простую четырехконечную форму и выполнен из позолоченного серебра. На обороте его начертаны слова «Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием

», восходящие к Первому посланию апостола Павла к Тимофею, где сказано: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою » (1 Тим. 4:12). На реверсе креста также был вензель императора Павла I и дата: «Установлено 1797, декабря 18 ». На гладкой лицевой стороне находилось накладное рельефное изображениеРаспятия . Размер павловского креста при его введении в обиход составлял 11х7,5 сантиметров, а длина цепи для него равнялась 126 сантиметров. До 1881 годанаграждение наперсным крестом утверждалось личноимператором , затем же стало полномочиемСинода . В современной практикеПавловский крест соответствует упоминаемому Положением о наградах Русской Православной Церкви кресту золотистого цвета, которым награждаются священники по истечении 10 лет беспорочного служения в сане.

Император Николай II

в 1896 г. пожаловал право ношения наперсного креста всем священникам. «Николаевские » кресты также в обиходе по сей день: одни батюшки носят исторические артефакты, перешедшие к ним по наследству от предшественников, другие возлагают на себя копии, выполненные в наши дни.Николаевский крест – восьмиконечный, из белого металла (изначально – из серебра). На его обороте начертано: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою ». Такой крест возлагается на священника сразу по рукоположении.

В Царской России

существовала практика награждать священников крестами «из кабинета Его Императорского Величества ». Такое награждение происходило по указуЦаря , и сподоблялись его относительно немногие. В современной практике ему соответствует наградной крест с украшениями, который возлагается на священника, отслужившего не менее 20 лет. Основными отличительными признаками такого креста являютсяподвеска , крепящаяся к его нижней части икорона вверху.

Аббревиатуры и шифры: кресты на Руси

В 1551 году на Руси стал официальным русский православный крест, изображение которого до сих пор присутствует почти на любой российской церкви.

Этот восьмиконечный крест, представляющий собой модифицированное латинское распятие, был известен в Византии с VI века и отличался от прочих дополнительной верхней чертой, обозначающей табличку с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (ее повесили для осмеяния Христа), а также дополнительной нижней косой чертой, обозначающей перекладину-подножку для фиксации ног распятого.

Вариант этого креста представляет собой восьмиконечное распятие, стоящее на полумесяце.

Христиане разных эпох трактовали ее как другие церковные символы — якорь, Луна, на которой в Апокалипсисе стояла Жена, облеченная в Солнце, или чаша с кровью Христа.

Третий вариант православного распятия — схимнический, или голгофский крест, который используют православные монахи.

Его подножие символизирует подножие Голгофы, где был распят Иисус, и маркировано буквами Г Г («Гора Голгофа»). Под крестом нарисован череп, помеченный буквами Г А, — это «Глава Адама», по легенде, похороненного в том же месте, где распинали Христа. По мнению богословов, когда кровь Спасителя пролилась на череп Адама, первородный грех Адама и Евы был смыт ею и человечество вновь получило шанс на спасение. Выше мы видим надписи МЛ и РБ, шифрующие фразу «Место Лобное Рай Бысть» — это означает, что теперь, после того как Христос дал распять себя за грехи человечества, всем верующим стал доступен рай. Рядом с этими буквами из подножия креста наверх направлены копье и трость с губкой с уксусом: эти два предмета, по легенде, римские солдаты использовали против умирающего Спасителя. Предметы также отмечены буквами — К («копие») и Т («трость») соответственно. Выше написано «НИКА», на греческом — «победа», слово, обозначающее победу Иисуса над смертью, а еще выше — его имена.

Вместе с общей для Европы Нового времени тенденцией к геометричности и к кодифицированию как можно большего количества информации на одном изображении на Руси, в старообрядческой среде в конце XVI века возникают свои варианты голгофского креста. Эти вырезанные по дереву кресты применялись в качестве надгробий, а также для охраны домов от нечистой силы или как моленные образы. Горка, изображаемая в центре, всё так же отмечала Голгофу, а девять куполов храма, изображенные на кресте, отсылали к девяти ангельским чинам (другое число куполов тоже имело особое значение — от одного, обозначающего единого Бога, до тридцати трех, символизирующих земные годы Христа). Сверху на кресте могла быть написана молитва: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…».

Далее шли аббревиатуры, которые можно найти только на старообрядческих голгофских крестах. Они не только сокращают, но и шифруют в заглавных буквах высказывания, понятные лишь знающим — старообрядцам. На иконе XVIII века сверху мы видим следующие тайные надписи:

КХВВ: Крест Христов возвещает воскресение.

ККЦ: Крест — красота церковная.

КЦД: Крест — царям держава.

КАС: Крест — ангелам слава.

КВУ: Крест — верным утешение.

КБЯ: Крест — бесам язва.

Ниже, вокруг креста, изображено еще больше аббревиатур:

КТПВ ИВТС: Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и воскресение Твое славим (строка из тропаря Кресту).

ББББ ВВВВ: Бич Божий бьет бесов, всей Вселенной возвещает веру.

ВВВВ ДДДД: Всем верным возвращение в рай, древо добро — досада дьяволу.

ДДДД НННН: Древо дарует древнее достояние, нощь неведения не светла неверным.

ОООО КККК: Обретенный обретатель обретен от Бога, Крест — крепость Константина к вере.

ППППТ ППППЕ: Пою, почитаю, поклоняюся подножию Твоему, паки подает по роду поклоняющимся Ему.

***

После Нового времени история разнообразнейших форм креста в христианских землях не закончилась. Сегодня кресты изобретают многочисленные новые церкви и религиозные организации, особенно национально-патриотического толка. Как и раньше, кресты служат мощной идеологемой, связывающей смотрящего на них человека с землей, верой и государством.

Миф № 6. Нельзя поднимать чужой нательный крест и тем более носить его, смена нательного креста — это смена судьбы.

Когда я ещё не был священником, то, бывало, находил нательные кресты. Я просто относил их в храм. Там прекрасно знают, что с ними делать. Если ты нашёл крест — ни в коем случае нельзя пройти мимо, чтобы святыня не попиралась ногами. Нужно забрать его и принести в тот храм, в который ты ходишь, отдать священнику либо в иконную лавку.

А суеверия, что я нашёл крест и взял на себя чьи-то грехи или изменил судьбу — это из области магии. Христианство вообще отрицает понятие судьбы. Свою жизнь человек строит сам. Человек — абсолютно свободное творение Бога. Он волен выбирать, идти ему влево или вправо, творить зло или добро.

Говоря о судьбе, мы говорим о каком-то преопределении в своей жизни. Это ошибка. Предопределения нет. Есть дары, которые Господь даровал каждому человеку при его рождении. Один хорошо рисует, другой хорошо пишет, третий прекрасный математик. Этот дар зависит только от тебя — либо ты будешь его развивать, либо закопаешь в землю. Это и есть твоя судьба.

Мы недавно в Евангелии читали притчу о талантах — кто-то их приумножил, а кто-то зарыл в землю. Те люди, которые свои таланты приумножают, имеют счастливую жизнь, а те, кто закапывают — несчастную. Но зависит это не от Бога, а от самого человека.

Когда мы говорим «не сложилась жизнь» или «не сложилась судьба», то прежде всего нужно посмотреть на поступки этого человека, как он распорядился теми дарами, которые давал ему Господь. А нательный крест к этому абсолютно никакого отношения не имеет. Это знамя нашего спасения. К твоей судьбе имеешь отношение только ты сам — твои дела и поступки.

Если ты надел на себя сегодня один крест, а завтра другой, и у тебя что-то в жизни пошло не так, то крест здесь ни при чём. Ищи проблему в своей жизни. Анализируй свои действия и поступки и делай выводы.

Крест – картина великого события

Его очертания знакомы каждому, кто так или иначе встречался с православной символикой, и увидеть их можно на облачении монахов, предметах церковной утвари, а также в атрибутах, связанных с освящением жилищ и транспорта. Голгофский Крест представляет собой стилизованную картину события, происшедшего более двух тысяч лет назад в Палестине, коренным образом изменившего весь ход мировой истории.

В его композицию включены изображения Креста – орудия мучения Спасителя нашего Иисуса Христа, горы Голгофы, на вершине которой произошло это событие, головы Адама, покоящейся в её недрах, традиционно изображаемой у подножия Креста. Кроме того, сюда включены надписи, имеющие как пояснительный, так и сугубо сакральный характер.

Символическое мерило греховности

В нижней части вертикального столба помещается небольшая наклонная перекладина — символическое подножие, укреплённое уже после того как Спасителя пригвоздили ко Кресту. Голгофский Крест, как и вообще все православные кресты, изображается с перекладиной, у которой правый край выше левого.

Эта традиция восходит к библейскому тексту, повествующему о том, что по обеим сторонам от Спасителя были распяты два разбойника, причём тот, что справа, покаялся, обрёл жизнь вечную, а тот, что слева, хулил Господа и обрёк себя на вечную смерть. Таким образом, наклонная перекладина играет роль символического мерила человеческой греховности.

Крест-якорь и крест-буква: раннее христианство

Путь креста к статусу главного символа христиан был долгим и тернистым. В первые века существования христианства в Римской империи куда более распространенными были другие символы — агнец или пастух с агнцем — символ Спасителя или Иисуса и его паствы; хлеба и рыба — те, что Христос чудом умножил; птица с веткой в ключе или лавровый венок — символы воскресения; рыба или рыбы — потому что древнегреческое слово «ихтус» («рыба») использовалось христианами как акроним греческих слов «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель». Ученые находят эти символы в катакомбах, местах захоронения христиан, где также проводились собрания и молитвы.

На ихтусе стоит остановиться подробнее.

Крест — картина великого события

Его очертания знакомы каждому, кто так или иначе встречался с православной символикой, и увидеть их можно на облачении монахов, предметах а также в атрибутах, связанных с освящением жилищ и транспорта. Голгофский Крест представляет собой стилизованную картину события, происшедшего более двух тысяч лет назад в Палестине, коренным образом изменившего весь ход мировой истории.

В его композицию включены изображения Креста — орудия мучения Спасителя нашего Иисуса Христа, горы Голгофы, на вершине которой произошло это событие, головы Адама, покоящейся в её недрах, традиционно изображаемой у подножия Креста. Кроме того, сюда включены надписи, имеющие как пояснительный, так и сугубо сакральный характер.

Миф № 1. Нательный крест нельзя снимать ни при каких обстоятельствах.

Крест действительно нельзя снимать. Он оберегает человека. Он всегда должен быть на нас. Нося на себе крест, мы исповедуем Христа. Но бывают моменты, когда, допустим, в больнице во время лечебных мероприятий, крест желательно снять. Это не говорит о том, что его надо вообще убрать. Его можно надеть на руку, положить в карман. Когда мне делали операцию, врачи сказали снять крест. Но я надел его на руку.

Крест должен быть всегда либо на человеке, либо рядом с ним. Когда человек с крестом — он с силой Божьей. Но, с другой стороны, не надо к кресту относиться как к какому-то талисману или оберегу. Крест — это не талисман. Это знамя нашего спасения.

Отличие православного креста от католического

С обретением веры предков многие новоиспеченные христиане не знают основных отличий католического креста от православного. Обозначим их:

  • На православном кресте всегда больше одной перекладины.
  • В католическом восьмиконечном кресте все перекладины параллельны друг другу, а в православном нижняя — косая.
  • Лицо Спасителя на православном кресте не выражает мучений.
  • Ноги Спасителя на православном кресте сомкнуты, на католическом изображены одна над другой.

Привлекает особое внимание изображение Христа на католическом и православном кресте. На православном мы видим Спасителя, даровавшего человечеству путь к вечной жизни

На католическом кресте изображен мертвый человек, претерпевший страшные мучения.

Если вы будете знать эти отличия, без труда определите принадлежность символа христианского креста к той или иной церкви.

Несмотря на разнообразие форм и символики креста, его сила заключается не в количестве концов или изображенного на них распятия, а в покаянии и вере в спасение. Любой крест несет в себе животворящую силу.

Три памятных креста

Римский историк Евсевий Памфил описывает это знамя с изображением Креста в виде копья с поперечной перекладиной и начертанного сверху буквенного сокращения Несомненно, что Голгофский Крест, фото которого представлено в статье, стал результатом последующих видоизменений символа, украшавшего боевое знамя римского императора.

После победы, одержанной Константином, в знак благодарности Спасителю он приказал установить три памятных Креста и нанести на них надпись «Иисус Христос победитель». По-гречески она выглядит так: IC.XP.NIKA. Такую же надпись, но по-славянски, содержат все православные Голгофские Кресты.

В 313 году свершилось великое событие: на основании Миланского эдикта, принятого по инициативе императора Константина, в Римской империи была установлена свобода вероисповедания. Христианство после трёх веков гонений получило, наконец, официальный государственный статус, и его символике был дан мощный импульс для дальнейшего развития.

Миф № 7. Уронить свой нательный крест — тоже к несчастью. Особенно если это произошло на кладбище. В этом случае поднимать свой крест нельзя: он уже принадлежит духам умерших.

Ничего страшного в этом нет. Перекрестись, поцелуй свой крест и снова надень его на себя. То же самое на кладбище. Придавать какое-то сакральное значение кладбищенской земле или самому месту не стоит. Духи умерших находятся у Бога, в Его обителях, они не на кладбище. Здесь одно из народных суеверий, которых великое множество.

С ранних веков появились разные формы православных крестов, каждая из которых имела своё духовное значение.

Крест восьмиконечный

Он наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был распят Христос. Верхняя перекладина означает надписание «Иисус Христос Царь Иудейский», которое сделал Понтий Пилат, а нижняя — подножие.

Крест «мальтийский», или «георгиевский»

Эта форма креста была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Георгиевский крест стал высшей наградой воинов. Нередко кресты такой формы встречаются и в качестве нательных.

Крест каплевидный

«Капли» на концах символизируют кровь Иисуса. Такой крест впервые был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого II веком. Он также символизирует борьбу за веру до конца.

Крест четырёхконечный

Православная Церковь, называя этот крест «латинским», не отвергает его, также признавая истинной формой креста, равночестной другим. Начиная с III века такое самое простое изображение креста появляется в римских катакомбах.

Крест святой Нины

По преданию, крест, сплетённый из веток виноградной лозы, вручила Пресвятая Богородица просветительнице Грузии, посылая её на проповедь. Реликвия хранится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Уменьшенные копии святыни очень популярны в Грузии.

Трость, копьё и череп

Кроме всего вышеперечисленного, Голгофский Крест, значение которого, прежде всего, — в олицетворении жертвенности и искупления человечества через страдания Христа, как правило, изображается с атрибутами палачей, упомянутыми в Евангелии. Это трость, на конце которой — губка с уксусом, и копьё, пронзившее тело Спасителя. Обычно они помечаются соответствующими буквами — «Т» и «К».

Важное место в общей композиции занимает и череп, изображённый внутри Голгофы. Это символическая голова прародителя нашего Адама, о чем свидетельствуют начертанные возле неё буквы «Г» и «А»

Принято считать, что жертвенная кровь Христа, проникнув сквозь толщу горы, омыла её от первородного греха. По поводу того, каким образом голова Адама оказалась в недрах этой горы, существует несколько версий. Одна из них утверждает, что тело прародителя было принесено сюда ангелами, согласно другой, его захоронил тут потомок Адама Сиф, а по наиболее распространённой версии, тело принесли воды Всемирного потопа.

Многовековая военная традиция & российское ноу-хау

Впервые череп с костями был помещен на черные шапки-мирлитоны прусских гусар Фридриха Великого в середине 18 в. Носили символ и уланы британской армии, а также венгерские, немецкие, австрийские и итальянские кавалеристы, летчики, штурмовики и танкисты на всем протяжении 19 и 20 веков. В русском армии череп впервые закрепили на шапках петербургские кавалеристы-ополченцы конного Бессмертного полка, сражавшиеся во время Отечественной войны 12-го года.

Бело-серебряный череп со скрещенными костями украшал нагрудный знак в виде черного мальтийского креста и головные уборы черных гусар большую часть времени, что существовал полк, но неофициально. При этом символ был настолько популярен, что гусары любовались им в быту, заказывая мебель, столовые приборы и предметы обстановки с Веселым Роджером. Огромный череп из металла со светящими глазами-фонарями был даже установлен на балконе одного из зданий польского Калиша, где в начале прошлого века собирались офицеры. Только в 1913 году император Николай Второй официально закрепил использование этого символа. Гусары первого и второго эскадрона отличались тем, что первые носили черный значок с серебряным черепом в рамке из серебряного гусарского галуна, а у вторых серебряный галун отсутствовал.

С 50-х гг. 18 века понятия смерти и бессмертия были чрезвычайно популярны в западноевропейской культуре, а мода на романтизм побуждала гусар использовать «мертвую голову» для поддержания романтического образа. Но если в западных армиях череп с костями символизировал, в общем-то, смиренную готовность отдать жизнь на поле брани, то в русской – бесстрашие перед лицом смерти, готовность пожертвовать собой ради высшей цели (победы в бою и спасения отечества).

Праздник или трагедия?

Все события, переживаемые нами в Церкви, насыщены самыми разными чувствами и переживаниями, здесь могут быть рядом радостью и скорбь, страх и надежда на воскресение. Как и каждая встреча с Богом для нас – это и суд, и радость встречи, и воскресение, и страшное Второе пришествие.

Вообще, всякое евангельское событие, отраженное в православном богослужении, это встреча с реальностью. Но реальность не может быть однозначной, так как мы в ней пока еще живем, мы ее еще осуществляем. И, с одной стороны, встреча с реальностью для человека – это всегда большое счастье, потому что он встречается с правдой. В тоже время, эта правда не всегда бывает сладкой.

Вот и сейчас, мы будем стоять в храме перед Крестом и понимать, что наша горькая правда встречи с крестом такова, что это одновременно и страдания и свет, и переживание отдаленности от Бога, и радость от того, что Он нас все же безмерно и бесконечно любит.

Что значит надпись НИКА на кресте?

Любой образованный человек скажет, что «Ника» в переводе с греческого означает «победа». Так, кстати, звали древнегреческую богиню победы, близкую родственницу древнеримской Виктории. Так почему имя языческой богини часто красуется на православных крестиках?

Так вот, слово НИКА на крестике означает «победа». Согласно историческим хроникам, кресты с инициалами Спасителя и словом «Ника» установил в Византии император Константин. Это было сделано в честь победы над римским императором Марком Аврелием и знаменовало торжество новой веры. Сейчас эту надпись трактуют проще: Спаситель искупил грехи человеческие и победил саму смерть.

Главное в православном крестике – это не форма или рыночная стоимость, а духовное содержание. А им наделяют символы веры исключительно люди, их носящие и почитающие!

06.04.21

Миф № 4. Несколько крестов — лучше, чем один.

Часто можно увидеть, что люди надевают на себя и крест, и иконку, и ладанку. На одной руке браслет с иконками, на другой браслет с крестом, на поясе повязка с молитвой… Но это прямое язычество. Человеку кажется, чем больше он на себя чего-то наденет, тем больше у него будет защита. Так думали язычники — чем больше я жертв богам принесу, надену амулетов, тем лучше боги будут меня оберегать.

Православный христианин понимает, что нательного креста вполне достаточно. Не надо его чем-то «усиливать». Как говорит сейчас продвинутая молодёжь, не надо «апгрейдить». Достаточно одного нательного креста. А два, три креста — абсолютно ни к чему. Ведь тогда получается, что человек не верит в силу своего креста.

В первые века христианства крест на груди носили лишь внутри медальона. Это было связано с невозможностью открыто исповедовать свою веру. Нередко вместо креста на внутренней части медальона изображался Агнец. Например святитель Григорий Великий, папа римский, в VI веке послал королеве Ломбардской Феоделинде два плоских медальона с изображением на них распятия для ношения на груди.

Однако в актах VII Вселенского Собора, проходившего в XVIII веке, (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (умер в 303 году), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (умер в 304 году).

О нательном кресте, даваемом младенцам в таинстве Крещения, говорит в IV веке святитель Иоанн Златоуст. Порицая неразумных женщин, возлагавших на крещёных младенцев амулеты, он писал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста».

Кресты всегда было принято христианами носить под одеждой. Поверх неё их надевали только духовные лица или князья.

Старообрядчество – что это?

рекомендуем к прочтению

  1. Молитвы Матроне Московской разные
  2. Молитвы перед Причастием и Исповедью
  3. Икона Оптинских старцев
  4. Ченстоховская икона Божией Матери

Старообрядчество появилось в середине 17 века, когда Русская Православная Церковь перенесла реформа Патриарха Никона. Старообрядцы (они же староверы, раскольники) инициировали церковный раскол, который был не столь кардинален, как деление Церкви на Католическую и Православную потому, что догматы Церкви реформами не затрагивались. Патриарх Никон пытался лишь насадить греческие обряды, унифицировав богослужения Константинополя и России, которые в течение веков после Крещения Руси несколько видоизменились. Например, в Русской Церкви богослужения стали очень долгими, была практика читать одновременно некоторые молитвословия в разных концах Церкви, сохранялось двоеперстное крещение. Реформирована была внешняя, обрядовая сторона богослужения, переписаны и заново переведены некоторые богослужебные книги.

Старообрядчество стало определенным культурным и историческим феноменом Руси. У староверов была своя правда, однако история показала неправильность пути старообрядцев: отойдя от Православной Церкви, создав раскол, часть из них лишилась благодати апостольского преемства и осталась «беспоповцами», то есть не имеющими священников. Люди, находящиеся в таком религиозном течении, не имеют возможности приступать к Таинствам Церкви: Венчанию, Крещению, Миропомазанию, Причастию и Исповеди – а потому можно считать их лишенными церковной благодати.

Теперь старообрядцы делятся на ряд групп, называемых согласиями и толками. Часть старообрядцев имеет священников и называется Единоверческой Церковью. Они совершают обряды по канонам 17 века, принимая догматы Православной Церкви и Ее руководство. Именно «поповцев» единоверцев принимает и сегодня в каноническое общение Православная Церковь. Беспоповцы со временем исчезли почти совершенно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector