Племена яджудж и маджудж
Содержание:
- Кто такие Яджудж и Маджудж
- Деяния Гога
- Видение пророка Иезекииля
- Где расположена стена Александра?
- Армагеддон — бессмысленная война
- Примечания
- Текст пророчества из книги пророка Иезекииля, 38-39 гл
- Гог и Магог в иудаизме
- Другие версии
- Гог и Магог
- Происхождение
- Александр Македонский против племён Яджудж и Маджудж
- Апокалипсис — период, когда все рушится
- Разные люди и события
- Локализация
Кто такие Яджудж и Маджудж
Согласно исламской точке зрения, это племена, которые состоят не из джиннов или духов, а сообщества людей, живущих среди нас сегодня. Подтверждением служит изречение Пророка Мухаммада (с.г.в.): «В Судный день Всевышний обратится к своему первому пророку – Адаму со словами: «Выведи людей, которые попадут в Ад». Тогда Адам спросит: «А сколько их?» И Господь миров скажет: «Выведи по 999 из каждой тысячи!» Услышав эти слова, верующие спросили Посланника Аллаха (с.г.в.): «А кто же будет тем одним из тысячи, удостоенным Рая?» На что Мухаммад (с.г.в.) пояснил: «Этот счастливый – один из вас, а остальные 999 – из Яджудж и Маджудж» (Бухари).
На основании этого хадиса появилось мнение, что многие грешные люди в будущем присоединятся к этим племенам и станут сражаться против верующих людей.
Но существуют и другие версии относительно происхождения этих народов. Некоторые богословы уверены, что Яджудж и Маджудж – это азиатские народы монголоидной расы. В качестве аргументации здесь приводится хадис, в котором они описываются: «Их глаза узки, а волосы рыжие» (Ахмад).
Кроме того, сторонники этой позиции проводят и историческую аналогию с ХIII веком. Тогда великая монгольская армия под предводительством Чингисхана и его потомков сметала всё на своём пути и уничтожила множество государств того времени. Среди таких стран были Хорезм и Волжская Булгария, народы которых исповедовали ислам. Именно армию монголов некоторые учёные считают племенами Яджудж и Маджудж, которые в будущем, как и в Средние века, начнут своё новое завоевание.
Некоторые учёные высказали мнение, что Яджудж и Маджудж – это предки современных тюркских народов, которые, будучи язычниками, совершали набеги на соседние земли. Как известно, у пророка Нуха (Ноя, а.с.) было три сына. И каждый из них стал предком определенной группы народов. Сторонники этой позиции считают, что Яджудж и Маджудж произошли от младшего из них – Яфеса, праотца тюрков.
Деяния Гога
В пророчестве Иезекииля Гог станет вождем великой армии, которая атакует землю Израиля. Гог описывается как «земля Магог, князь Рош, Мешех и Тубал» (Иезекииль 38: 2-3). Бой Иезекииля в Гоге и Магоге происходит в период скорби, более конкретно, в первые 3 1/2 года. Самым сильным доказательством этой точки зрения является то, что нападение случится, когда Израиль будет в мире (Иезекииль 38: 8, 11).
Описание из Иезекииля относится к нации, которая имеет безопасность и обеспечила себе надежную защиту. Израиль пребывал в состоянии войны, и немыслимо, чтобы народ отложил свою оборону, если бы причиной этому не стало крупное событие. Когда завет Израиля с Зверем / Антихристом сбудется в начале 70-й недели Даниила (также известной как 7-летняя скорбь, Даниил 9: 27а), Израиль будет в мире. Возможно, битва произойдет незадолго до середины семилетнего периода. Согласно Иезекиилю, Гог будет побежден Самим Богом на горах Израиля. Урон будет настолько велик, что потребуется семь месяцев, чтобы похоронить всех мертвых (Иезекииль 39: 11-12).
Видение пророка Иезекииля
Пророк вместе со своим народом находится в Вавилонском плену. Храм уже разрушен и нация практически мертва. Господь показывает Иезекиилю видение: в большой долине множество сухих костей (Израиль). Господь дает повеление Иезекиилю, чтобы он начал пророчествовать и говорить костям. Когда Иезекииль говорит костям, эти кости начинают оживать, обрастают плотью и нация возрождается. Господь дает через Изекеииля замечательное пророчество, что нация будет жить вновь на той земле, которая дана им когда-то.
(Иез 37:24) А раб Мой Давид будет Царём над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их.
(Иез 37:26-27) И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. Устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Моё навеки. И будет у них жилище Моё, и буду их Богом, а они будут Моим народом.
Где расположена стена Александра?
В Священном Писании не говорится о том, где именно находится стена, возведённая Зуль Карнайном. Но многие пытались установить её местонахождение. Существуют следующие версии:
1. Кавказский хребет
Некоторые богословы полагают, что она находится на Кавказе, а точнее, в районе Кавказского хребта, где между двумя горами имеется небольшое ущелье. Там то и возвёл стену Александр Македонский, защитив тем самым местный народ от набегов разбойников с северо-востока.
2. Дербент
Вторым местом, где может находиться стена Зуль Карнайна, считается один из древнейших городов мира – Дербент, расположенный на территории Дагестана. В этом городе есть стена, которая в древности защищала местных жителей от набегов северных кочевников. И именно она, возможно, была возведена Македонским.
3. Татарстан
Некоторые учёные уверены, что этим местом была Волжская Булгария (территория современного Татарстана). Сторонники данной позиции исходят из того, что булгары считали себя потомками армии Александра. Эта вера укрепилась после принятия ислама Волжской Булгарией, которая стала самым северным государством мусульманского мира. Булгары полагали, что они – защитники мусульман от язычников, подобно воинам Зуль Карнайна.
4. Китай
Наименее распространённая версия гласит, что Македонский возвёл Великую Китайскую стену, которая также была возведена для защиты от северных народов.
Армагеддон — бессмысленная война
Армагеддон – это война против всех. Бессмысленная по итогу, недопустимая, но ожидаемая, отраженная во многих кинолентах и литературных произведениях. Прикрываясь ложной идеологией, во многих уголках Земли ведутся боевые действия, поражающие своей разрушительной силой и абсолютной бессмысленностью. И если изначально упоминаемых во всех известных религиозных описаниях «гога-магога» относили к земле верных, к Израилю, то сегодня эти определения можно отнести к любым вторжениям и военным конфликтам. К сожалению, предотвратить царящий хаос не получилось, несмотря на предсказания. Хочется верить, что конец света и предшествующее нашествие «народов с Севера» останется в описаниях в теории, а не станет историческим фактом.
Примечания
- Отк.
- ↑
- Иез.
- — статья из
- Иосиф Флавий. Иудейские древности, 1.6:1.
- Феатрон или позор исторический (или «Лютеранский хронограф»), 1720. 10-й лист репринтного издания. Перевод Г. Бужинского.
- W. W. Tarn. The Greeks in Bactria and India. Cambridge, 1938. — P. 81.
- Herrman. Massagetai. Pauli—Wissowa, Realencuclopadie, 1930. — B. 142, Halbb. 28. Col. 2127—2130.
- Куклина И. В. Этнография Скифии по античным источникам. — Л., 1985. — С. 114—117.
- Деланоз. Sur l’Агахе des Massagetes. См.: Hist, de l’academie des inscript. — T. 36.
- Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. — С. 216.
- Ю. Джафаров. Гунны и Азербайджан. Баку, 1993. — С. 18.
- «Античные авторы считали, что на крайнем севере раскинулось застывшее море, называемое Кронийским, в честь титана Кроноса, повелителя «страны блаженных». — Кондратов А. М. Была земля Арктида. — Магадан, 1983.
- В. Я. Петрухин, Д. С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье. — С. 141.
- Hieronymus. Epistolae, 77. 8.
- Н. Пигулевская. Сирийские источники по истории народов СССР. — М. — Л., 1941. — С. 70.
- Протоиерей о. Иоанн Ильичев Сергиев (Кронштадтский). . dugward.ru. Дата обращения: 27 ноября 2016.
- Арье Ольман. Гог и Магог: война последних дней.
- Али-заде А. А. Зулькарнайн // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8. (CC BY-SA 3.0)
- в английской Википедии.
Текст пророчества из книги пророка Иезекииля, 38-39 гл
«Острожская Библия», 1851. Книга пророка Иезекииля . Фрагмент 853-го листа репринтного издания, 1988.
Гог из земли Магог, простирающейся «от пределов севера» (), князь Роша, Мешеха и Фувала (), во главе «великого сборища полчищ», среди которых войска Ирана, Эфиопии и Ливии (), а также «Гомер со всеми отрядами его», «дом Фогарма от пределов севера» и многие другие народы () вторгнется в землю Израиля () с целью завладеть большой добычей ().
В тот день гнев Божий воспылает в ярости () и Он призовёт меч против Гога () и будет судиться с ним и его войском «моровою язвою и кровопролитием», и прольёт «на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу» (). Гог, войска его и все народы, которые будут с ним, погибнут в Израиле и будут отданы на съедение «всякого рода хищным птицам и зверям полевым» (), после чего «на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно», Бог пошлёт огонь ().
В результате этих событий Бог будет прославлен перед глазами многих народов (, ) и в глазах народа Израиля (), который будет знать, что Бог есть «Господь Бог их, от сего дня и далее» ().
Гог и Магог в иудаизме
В Книге Йехезкель (гл. 38 и 39) сказано, что в конце дней придет на Землю Израиля народ с севера, чтобы завоевать её, но Господь не допустит этого2. Сын человеческий! Обрати лицо твое к Гогу в земле Магог8. …в конце лет придешь ты в страну, освобожденную от меча, собранную из народов многих, которые были опустошенными всегда, но (народ Йисраэйля) был выведен из народов, и поселились в безопасности все они.9. И поднимешься, как великое бедствие придешь ты. Как туча, покрывающая эту землю, будешь ты и все отряды твои, народы многие с тобой11. И скажешь ты: «Поднимусь на страну неукрепленную, пойду на успокоившихся, обитающих в безопасности, – все они обитают без стены, ни засова, ни дверей нет у них»12. Чтобы грабить грабежом, добыть добычу, наложить руку твою на развалины заселенные (вновь) и на народ, собранный из народов, обретший стада и богатство, на обитающих на пупе земли15. И придешь ты с места твоего, с окраины севера – ты и народы многие с тобой, всадники на конях все они, толпа огромная и войско великое16. И поднимешься на народ Мой Йисраэйль, как туча, чтобы покрыть эту землю. В конце дней будет это, и приведу Я тебя на землю Мою, чтобы знали Меня народы, когда освящусь Я через тебя пред глазами их18. И будет в день тот, в день прихода Гога на землю Йисраэйля, – слово Г-спода Б-га! – возгорится гнев Мой в ярости Моей21. Но призову на него (на Гога) меч на всех горах Моих, – слово Г-спода Б-га. Меч каждого будет против брата его.22. И буду судиться с ним мором и кровью, и ливень проливной, и град камней, огонь и серу пролью на него и на отряды его, и на народы многие, которые с ним.23. И Я возвеличусь, и освящусь, и появлюсь пред глазами народов многих, и узнают, что Я – Г-сподь
Другие версии
Гог и Магог также упоминаются в высказываниях Пророка Ислама Мухаммада как знак близости Судного дня. Именно они разрушат цивилизации (Книги Сахих Аль Бухари и Сахих Аль Муслим).
«Но когда Гог и Магог освобождаются, и они мчатся с головой на каждую высоту (или преимущество)» (Коран 21:97).
Они появятся во время царствования Иисуса и будут многочисленны, чтобы пить воды Тигра и Евфрата. Говорят, что Бог разделил человечество на десять частей – девять десятых составляют Гог и Магог, а оставшаяся десятая составляет человечество. Некоторые мусульманские ученые, такие как Абул калам Азад, Сайед Муудуди и Тибри, считают, что они были монголами, которые всегда совершали набеги и уничтожали персидскую и индийскую цивилизации и, наконец, уничтожили мусульманскую династию Багдад и Хварзам (Центральная Азия).
Другие, следуя исламскому ученому Ибн Катиру, который разместил племена Гога и Магога между Черным и Каспийским морями, утверждают, что это относится к хазарам этого региона, которые в девятом веке в значительной степени перешли в иудаизм.
В ходе проведенных исследований удалось выяснить интересную информацию, что означает Гог и Магог в Библии. Символизируют они как царя и его страну, так и народности. Иногда эти имена упоминаются в исламе как названия злодеев или скорого наступления Судного дня.
Гог и Магог
ГОГ И МАГО́Г (евр. gôḡ wemāḡôḡ
), в эсхатологических представлениях иудаизма и христианства, а также ислама («Йаджудж и Маджудж»), воинственные антагонисты «народа Божьего», которые придут «в последние времена» с севера или с других окраин населенного мира. Имена «Гог» и «Магог» (обычно «Гог» – имя предводителя и народа, «Магог» – имя страны и народа) не сразу появляются в своем привычном сочетании. Магог упомянут в Библии как сын Иафета (Быт. 10:2; 1Пар.1:5), родоначальник-эпоним какого-то северного по отношению к Палестине народа, поставленного в связь с мидянами и киммерийцами. В «Книге Иезекииля» Гог – князь Роша, Мешеха и Фувала (канонический текст Библии добавляет «в земле Магог», в чем современная текстология склонна видеть интерпретирующую интерполяцию, впрочем, верную по смыслу, ибо она дает тот же образ враждебного кочевого севера, что «Рош, Мешех и Фувал»); Гог поведет рать конников «от пределов севера» в союзе с другими народами, и произойдет это «в последние дни», когда Израиль вернется из пленения и будет жить «безопасно»; Сам Господь выступит против Гога, произведет страшное землетрясение, поразит «на горах Израилевых» войска Гога и пошлет огонь на землю Магог (Иез. 38–39). Позднеиудейская традиция прямо связывает нашествие Г. и М. с пришествием Мессии и Страшным Судом, объединяя эсхатологические катастрофы в понятии «родовых мук» мессианского времени (раввинистические авторитеты спорили, займет ли совокупность этих событий 7 лет, 12 месяцев или какой-либо иной срок). В новозаветном пророчестве имя «Гог» понято как обозначение народа, что не противоречит первоначальному смыслу (перенос этнонимических обозначений на царя и обратно – норма архаической семантики), а нашествие Г. и М. приурочено к истечению сроков тысячелетнего царства, когда сатана выйдет из заточения (характерен мотив прорыва запертых до времени сил зла, присутствующий и в мусульманской версии); придя с «четырех углов земли», Г. и М. в неисчислимом множестве окружат «стан святых и город возлюбленный», но будут пожраны огнем с небес (Откр. 20:7–9).
Среди множества предположений относительно этимологии Г. и М.: название страны Магог возникло из аккадского названия «страны Гугу» – malGugu; Гог у Иезекииля ассоциируется с царем Лидии Γύγης (Herodot. I. 8, 14). Иудейская ученость эпохи эллинизма и Римской империи отождествляла Магога (соответственно Г. и М.) со скифами (напр., у Иосифа Флавия), иногда с мидянами и парфянами; византийцы сопоставляли Г., «князя Роша», с русскими («Рош» транскрибируется по-гречески как Ros); с XIII в. Г. и М. ассоциировались с татаро-монголами.
Происхождение
Слушателям Иезекииля имена Гога и Магога были вполне знакомы. Ранее в тексте Библии они встречаются в книге «Бытие». Магог, Фувал и Мешех упоминаются в числе потомков Иафета, одного из трёх сыновей Ноя, чьи дети заселили Землю после Всемирного потопа. Позднее эти имена оторвались от конкретных правителей и стали обозначать целые народы.
Так, в Средние Века возникло представление о Гоге и Магоге, как о народах, запертых Александром Македонским в горах за Каспийским морем. Эта трактовка отразилась даже на средневековых картах. Кроме того, Гога и Магога ассоциировали и с воинственными кочевниками Чингисхана.
В дальнейшем к яфетической ветви народов стали относить индоевропейцев. Поэтому толкователи Библии начали искать Гога и Магога именно среди них. Многие авторы считают, что «Рош, Мешех и Фувал» созвучны с названиями «Россия», «Москва» и «Тобольск» (т.е. Сибирь). Взаимозаменяемость «Рош» и «Русь» встречается даже в русских летописях. Составитель «Повести временных лет», по версии исследователя Дмитрия Добровольского, заимствовал у византийцев идею об отождествлении своей страны с царством Гога и Магога. Летописец также внёс в строительство такого образа собственную лепту, сближая этих библейских персонажей с князьями Игорем и Олегом.
В период Крымской войны в Великобритании звучали проповеди пастора Джона Камминга, который утверждал, что Гог – это царь Николай I, напавший на Турцию.
Тема Гога и Магога стала популярна в XX веке среди американских протестантов, особенно у так называемых «христианских сионистов». В 1970-х годах миллионными тиражами в США печаталась книга «Бывшая великая планета Земля», написанная телепроповедником Хэлом Линдси. Этот автор доказывал, что Советский Союз и есть тот самый ужасающий «Гог и Магог», который устроит ядерный Армагеддон, напав на Израиль. Защищать ближневосточную страну в этом конфликте, по версии Хэла Линдси, пришлось бы США.
Сегодня древнее пророчество вновь иногда всплывает в религиозно-политической риторике. В частности, скорую «войну Гога и Магога» предрекли в 2021 году некоторые раввины. Случится ли что-то подобное на самом деле, покажет время. Ясно одно – отождествление с Гогом и Магогом, которое импонирует некоторым русским, в сущности, достаточно сомнительно, поскольку данные племена, согласно Библии, всегда оказываются в числе уничтоженных.
Александр Македонский против племён Яджудж и Маджудж
Яджудж и Маджудж существовали и в глубокой древности, совершая набеги на земли единобожников. Многим сегодня известно имя Александра Македонского – одного из величайших полководцев в мировой истории. Но мало кто знает, что именно он был защитником верующих людей от неверующих племён Гоги и Магоги. Об этом говорится в Священном Коране:
«Они (верующие) сказали: «О Зуль Карнайн!* Йаджудж и Маджудж распространяют на земле нечестие. Быть может, мы уплатим тебе дань, чтобы ты установил между нами и ними преграду?» Он сказал: «То, чем наделил меня мой Господь, лучше этого. Помогите мне силой, и я установлю между вами и ними преграду»» (18:94-95)
*Так на арабском Востоке называют Александра Македонского. «Зуль Карнайн» переводится как «двурогий». Дело в том, что великий полководец носил шлем с двумя рогами – прим.ред.
После того, как верующие обратились к Александру за помощью, он построил большую стену, которая стала преградой от язычников из племён Яджудж и Маджудж. Как они ни старались выбраться за неё, у них ничего не получалось. Так будет вплоть до конца времён, когда стена рухнет и Яджудж и Маджудж хлынут со всех сторон.
Апокалипсис — период, когда все рушится
И еще одно слово, которое сегодня чаще всего трактуют в далеком от изначального определения — Апокалипсис. Сейчас оно в основном воспринимается большинством как конец света. В библейском «Апокалипсисе» описывается ситуация, когда мир будет рушиться. Именно в этот момент сам Сатана сойдет на Землю. Он призовет к себе на службу царя Гога с земли Магога.
А с ним народ, число которого будет больше, чем морского песка. Магоги будут давить, пытать, истреблять людей, стирать их с лица земного. И становится ясно, что Апокалипсис – это не крушение всего мира, это глава Библии. А перевод с греческого дает точное описание – это есть Откровение, последняя библейская книга. В ней Иоанн Богослов излагает свои видения.
Разные люди и события
Важно признать, что имена Гога и Магога из Иезекииля 38-39 сильно отличаются от того, что описано в Откровении 20: 7-8. Ниже приведены некоторые из наиболее очевидных причин, почему они относятся к разным людям и битвам
- В битве при Иезекииле 38-39 войска идут в основном с севера и включают лишь несколько народов земли (Иезекииль 38: 6, 15, 39: 2). В битве в Откровении 20: 7-9 будут задействованы все народы, поэтому армии будут поступать со всех сторон, а не только с севера.
- Нет упоминания сатаны в контексте Иезекииля 38-39. В Откровении 20: 7 контекст явно ставит битву в конце тысячелетия с сатаной как основным персонажем.
- Иезекииль 39: 11-12 утверждает, что мертвые будут погребены в течение семи месяцев. Не было бы необходимости хоронить мертвых, если битва в Иезекииля 38-39 — это то, что описано в Откровении 20: 8-9, ибо сразу после Откровения 20: 8-9 следует суд Великого Белого Трона (20: 11-15), а затем текущие или настоящие небо и земля уничтожаются, заменяются новым небом и землей (Откровение 21: 1). Очевидно, что необходимо будет похоронить мертвых, если битва состоится в начале скорби, ибо земля Израиля будет оккупирована еще на 1000 лет, длина тысячелетнего царства (Откровение 20: 4-6).
- Битва в Иезекииля 38-39 используется Богом для возвращения Израиля к Нему (Иезекииль 39: 21-29). В Откровении 20 Израиль был верен Богу в течение 1000 лет (тысячелетнее царство). Те, кто в Откровении 20: 7-10, которые непослушны, уничтожаются без возможности раскаяния.
Гога и Магога в Библии означают царя и страну – так утверждают православные священники.
Локализация
Карта из «Исторической хрестоматии и атласа Библейской географии», 1854.
Маскут и массагеты (Massagetae) в начале нашей эры на французской карте «L’Arménie majeure dressée sur les auteurs arméniens et divisée en 16 grandes provinces», 1788.
Карта Азии Джованни Джакомо Де Росси. 1687 г. Монголы (Ieka-Moal) отождествлены с народами Гог и Магог.
В разные времена были распространены версии связывающие «Гога и Магога» с так называемыми «полунощными» (или «северными») народами. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» писал, что «Магог же положил начало тому народу, который от него получил название Магога, а ими именуется скифами». «Лютеранский хронограф» XVII века, переведённый в 1720 году Гавриилом Бужинским, повествует, что «От магога родишася Геты и Массагеты племя Скифское».
А. П. Лопухин, толкователь Священного Писания, основываясь на том, что массагеты во времена Геродота предположительно жили между Каспийским и Аральским морями, сомневается в том, что массагеты могут отвечать имени «Магог». Однако некоторые из исследователей, например У. Тарн, полагают, что массагеты господствовали от Каспийских степей до Карпат, что на востоке их ограничивало устье Яксарта (совр. Сырдарья), а севернее Каспия жившие там аорсы.
И. Пьянков, Деланоз и Г. Штейн полагают, что в геродотовом «Араксе» следует видеть армянский Аракс, то есть, по их мнению, массагеты времён Томирис обитали на западных берегах Каспийского моря, севернее реки Аракс. М. Геворгян, комментируя переведенную им «Историю Бузанда» пишет, что «Маскуты или массагеты жили на берегу Каспийского моря, принадлежали к скифскому племени. По Географии VII в. Анании Ширакского, их местопребывание значится у западных берегов Каспийского моря, до города Дербента».
По мнению других исследователей, поражение, нанесённое гуннам армянским царём Трдатом III, могло обуславливать их некоторую политическую зависимость от их южных соседей, известных под именем «маскуты» (арм. форма «массагеты»), что и побудило некоторых авторов говорить о существовании в IV веке на территории Кавказской Албании «гуннского государства» во главе с маскутским царем Санесаном. Л. Коулмен, автор «Исторической хрестоматии и атласа Библейской географии», локализует Магога («Magog») на северо-западе Прикаспийской низменности, именно там, где в своём «Землеописании» локализует гуннов Дионисий Периегет. Дионисием гунны располагаются при Каспийском море, описание которого он начинает с его северо-западной стороны. С его слов гунны пребывали между каспиями и скифами, последние из которых населяли побережье Кронийского моря, по «устью» (возможно, дельта Волги) Каспийского.
По мнению современных исследователей, военные походы гуннов IV века воспринимались европейской цивилизацией как исполнение библейских пророчеств и ассоциировались с «Гогом и Магогом». Иероним Стридонский, описывая азиатский поход гуннов 397 года, сообщает, что гуннская орда двигалась с Танаиса (совр. Дон), где находились «невероятные», «страшные» массагеты; весь восток «содрогнулся» от сообщений вестников, что «от далекого Меотиса, земли ледяного Танаиса и страшного народа массагетов, где в Кавказских ущельях Александр дверью запер дикие народы, вырвалась орда гуннов». Феофан Византиец утверждал, что народы, живущие на восток от Танаида, в древности носили имя массагетов. Прокопий Кесарийский рассказывает об римском полководце Аэции, который в битве на Каталаунских полях, одержал победу над огромным войском массагетов и других скифов, возглавляемых царём гуннов Аттилой.
В поздние времена «Гог и Магог» отождествлялись с восточнославянскими племенами и татаро-монголами. Например, Лев Диакон в своей «Истории», описывая поход князя Святослава на Византию, говорил о восточных славянах, «что этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, что он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие; говорит об этом и божественный Иезекииль такими словами: „Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос“».
Датский хронист XII века Саксон Грамматик для обозначения Руси применял форму «Konuhardіa», а её население попеременно именовал русами и гуннами. По этому поводу Олаф Верилий писал, что «Саксон Граматик русов и гуннов считает одним и тем же народом».