Геноцид греков

8. Геноцид понтийских греков

Время осуществления: 1919 – 1923 гг.Жертвы: грекиМесто: причерноморские районы ТурцииХарактер: этническийОрганизаторы: турецкие националисты под руководством Мустафы
Кемаля

Репрессии против греков, так же как и против других христианских
народов Османской империи, проводились периодически и до 1919 г.
Например, немало греков и ассирийцев погибли во время организованных
султаном Гамидом II армянских погромов 1894 – 1896 гг. В марте 1915
г. в окрестностях г. Смирны (ныне Измир) младотурками была осуществлена
резня греков, призванных незадолго до этого в турецкую армии.

Однако геноцидальная политика по отношению к греческому населению
Турции стала активно проводиться турецкими националистами под руководством
Мустафы Кемаля (Ататюрка) во время греко-турецкой войны 1919 – 1922
гг. Надо отметить, что война была начата Грецией в нарушение Мудросского
перемирия, заключенного между Антантой и капитулировавшей в первой
мировой войне Турцией, с целью возвращения исторических греческих
территорий в Малой Азии и европейской части Турции.

Сопротивление греческой армии оказывали войска турецких националистов,
не признававших ни Мудросского перемирия, ни заключенного позднее
в 1920 г. Севрского мирного договора. Вплоть до лета 1921 г. греческая
армия продолжала наступление и дошла почти до Анкары. Однако благодаря
умелой игре на противоречиях между странами-членами Антанты кемалистам
удалось закупить вооружение у Франции и Италии, а также получить
военную помощь от большевиков (10 млн. рублей золотом, оружие, аммуницию)
и, перегруппировав силы, перейти в наступление. В августе-сентябре
турки нанесли грекам тяжелое поражение, после которого началось
отступление греческой армии. Наступление войск Кемаля сопровождалось
тотальной резней мирного греческого населения Турции. Апогеем разрушения
стало взятие турками Смирны: кемалисты и местные турки подожгли
греческие, армянские и европейские кварталы города и устроили резню
христиан. Количество погибших в течение семидневного погрома составило
примерно 100000 человек.

Примечательно, что за резней и поджогами наблюдали со своих боевых
кораблей союзники греков, в частности британцы, имеющие приказ не
вмешиваться в происходящее. Позднее очевидец погрома американский
консул Джордж Хортон написал: “Одно из самых сильных моих впечатлений
было чувство стыда за то, что я принадлежу к роду человеческому”.

В 1923 г. по условиям Лозанского мирного договора Греция и Турция
совершили обмен: 1,2 млн. греков, проживавших в Восточной Фракии
и Малой Азии, были отправлены в Грецию, а в Турцию переселились
375 000 турок из Греции. Стамбульские греки в качестве исключения
были освобождены от переселения.

Число жертв геноцида греков по разным оценкам составляет от 600000
до 1 млн. человек. Большой утратой для человечества является также
уничтожение культурной самобытности понтийского гречества. Понтийский
греческий являлся звеном, связывавшим древний и современный греческие
языки. Сегодня понтийский диалект и сопутствующая ему культура находятся
на грани вымирания. В современной греческой литературе события 1919
– 1923 гг. называются греческим холокостом или понтийским геноцидом.

Контекст

Первая страница New York Times сообщила, что христианское население Трабзона «истреблено».

Статья опубликована в газете The Scotsman 25 июля 1915 года.

По данным Международной лиги за права и освобождение народов , между и , почти 350 тысяч греков из Понта были убиты. Меррил Д. Петерсон  (в) указывает 360000 жертв. По словам Г.К. Валаваниса, «гибель людей среди понтийских греков от Великой войны доМарт 1924 г.можно оценить в 353 238 человек в результате убийств и повешений, а также голода и болезней ». Греческий журналист и историк Тассос Костопулос показал, что это число было результатом произвольного прибавления 50 000 погибших к 303 238, представленного в греческой брошюре 1922 года, предназначенной для повышения осведомленности об общем мнении относительно преследования греков в Малой Азии. В брошюре говорилось о 303 238 перемещенных лицах, но Валаванис ложно представил их как уничтоженных людей. Количество c. 350 000 смертей, установленных Валаванисом еще в 1925 году, были воспроизведены многочисленными понтийскими греческими активистами и приобрели официальный статус, упоминаясь почти во всех поминальных церемониях. Костопулос оценивает число понтийских греков, истребленных с 1912 по 1924 год, примерно в 100 000–150 000 убитых. По словам советника немецкой армии Исмаила Энвера , министр обороны Турции заявил в 1915 году, что он хочет «решить греческую проблему … так же, как он думал, что решил армянскую проблему  ».

Выжившие нашли убежище в основном в царской России (которая позже стала Советским Союзом ) и, в меньшей степени, в Румынской Добрудже . Понтийских греков , которые не остались в Османской области Понта до конца греко-турецкой войны (1919-1922) были высланы в Грецию в рамках форсированного обмена населением между Грецией и Турцией в , за исключением меньшинство, принявшее ислам и объявившее себя турком.

Одним из методов систематического уничтожения греков было учреждение Службы принудительного труда ( Амеле Табурлары на турецком языке, Τάγματα Εργασίας Tagmata Ergasias на греческом). Среди них много молодых и здоровых людей были реквизированы для принудительных земляных работ для османской администрации во время Первой мировой войны, а затем для турецкого правительства после создания Турецкой Республики. Знаменитый писатель Элиас Венесис  (in) описал ситуацию в своей книге «Число 31328» ( Το Νούμερο 31328 ). Университетское исследование принудительного труда, проведенное профессором Лейлой Нейзи  (in) из Университета Сабанджи  (in) , на основе газеты Yaşar Paker, еврея из Турции, призванного в армию, поскольку оно не указывает на истинную волю к геноциду: на самом деле, турецкая власти эксплуатировали нежелательные группы населения, не заботясь об их выживании, их исчезновение не планировалось и не предотвращалось.

Другой вариант этой политики — насильственные марши на смерть пожилых людей, инвалидов, женщин и детей.

Выражение «массовые убийства белых» использовалось для обозначения всех этих косвенных средств причинения смерти (голод, депортация, концлагерь и т. Д.).

Последствия

Прошлое и настоящее распространение понтийских греков.

Вынужденная миграция после Лозаннского договора привела к почти полному устранению присутствия греческого населения из Анатолии и значительному уменьшению турецкого присутствия в Греции, особенно в районе Салоник . Невозможно определить, сколько греков из Понта, Смирны и остальной части Малой Азии умерло в период с 1916 по 1923 год, и сколько греков из Анатолии было изгнано в Грецию или Советский Союз, тем более что некоторые из них прошли через Румынию или Болгарию на борту. Суда SMR . По словам Г.В. Ренделя, «… более 500 000 греков были депортированы, но очень немногие выжили». Эдвард Хейл Бирштадт указывает, что «согласно официальным свидетельствам, турки хладнокровно вырезали 1 500 000 армян и 500 000 греков, включая женщин и детей». Согласно Манусу И. Милдраски в его книге «Убийственная ловушка» , количество убитых анатолийских греков составляет примерно 480 000. Наконец, следует отметить, что значительное число понтийцев обратились в ислам и объявили себя турками, чтобы выжить и сохранить свое имущество, не говоря уже о детях убитых понтийских семей, усыновленных и воспитанных турками.

Хортон указывает, что «самый разумный ответ, данный теми, кто несет ответственность за турецкую пропаганду, заключался в том, что убитые христиане были так же плохи, как и их палачи, что было 50-50». При этом он указывает, что «если бы греки после резни, которая произошла в Смирне и на Мосту, вырезали всех турок Греции, то действительно было бы 50-50 — почти». В качестве свидетеля он приветствует греков за их «отношение к тысячам турок, живущих в Греции, в то время как в Анатолии массовые убийства продолжались весело …», что, по его словам, является «одной из самых красивых глав истории. страны «.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector