Гагаузы

Ссылки [ править ]

  1. (на румынском языке). п. 41 . Проверено 31 июля 2019 года .
  2. 6 июля 2007 г. на Wayback Machine
  3. . Архивировано из 29 октября 2007 года . Проверено 13 января 2009 года .
  4. (на русском языке ) . Дата обращения 5 августа 2019 .
  5. (на белорусском языке). Статистика Беларуси. п. 4. Архивировано из 18 октября 2013 года.
  6. . Министерство внутренних дел Латвии . Проверено 31 июля 2019 года .
  7. . Historyia.ro . Проверено 7 августа 2019 .
  8. . nccedi.government.bg (на болгарском языке).
  9. . pub.stat.ee . Проверено 31 июля 2019 года .
  10. . Статистика Литвы (на литовском языке). п. 155 . Проверено 31 июля 2019 года .
  11. ^ Менз, Астрид (2006). «Гагаузы». На Кубани, Доган (ред.). Тюркоязычные народы . Prestel. ISBN 978-3-7913-3515-5.
  12. ^ . Medgenetics.ru . 2009 . Проверено 10 января 2018 .
  13. ^ . Интернет-энциклопедия Украины . 2014 . Дата обращения 6 августа 2020 .
  14. . Russia.rin.ru . Проверено 10 января 2018 .
  15. ^ Энциклопедия мировых культур | 1996 | Губоглу Михаил; Фридрих, Пауль
  16. . Yahad in Unum. Архивировано из 25 февраля 2015 года . Проверено 24 февраля 2015 года .
  17. Мерсия Макдермотт (1 июня 1998). Болгарские народные обычаи . Издательство Джессики Кингсли. п. 27. ISBN 978-1853024863.
  18. Wittek, Yazijio Gh Lu «Али на христианских турках … , стр. 648-649, +659
  19. Wittek, Yazijio Gh лу «Али на христианских турках … , стр. 661-662
  20. Wittek, Yazijio Gh лу «Али на христианских турках … , стр. 666
  21. Кейт Fleet-Machiel Киль: Кембридж История Турции Том 1, Cambridge Press, ISBN 978-0-521-62093-2 с.141 
  22. Клод Каен: Pre Османская Турция (j.Jones Willims, Taplinger Publishing Co., New York, 1968, p.279
  23. . Knigabg.com . Проверено 10 января 2018 .
  24. Бойкова Елена Владимировна; Рыбаков, РБ (2006). Родство в алтайском мире . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 47
  25. MacDermott, Мерсии (1998). Болгарские народные обычаи. Издательство Джессики Кингсли. п. 27.
  26. . Помимо «турецкого», единственными тюркскими языками, на которых, по данным переписи 1897 г., говорят в Бессарабии, были «татарский» (777 носителей языка), туркменский (405) и чувашский (73).
  27. Насидзе, Иван; Куинк, Доминик; Удина, Ирина; Кунижева Светлана; Стоункинг, Марк (1 мая 2007 г.). «Гагаузы, языковой анклав, не являются генетическим изолятом». Анналы генетики человека . 71 (3): 379–389. DOI . PMID . S2CID .
  28. . Edoc.ub.uni-muenchen.de . п. 86 . Проверено 10 января 2018 .
  29. Генетическая история Европы
  30. Am J Hum Biol. 2009 май-июнь; 21 (3): 326-36. DOI: 10.1002 / ajhb.20863. Варзари А. и др., В поисках происхождения гагаузов: выводы из анализа Y-хромосомы.
  31. Генетическое наследие балто-славянских говорящих популяций: синтез аутосомных, митохондриальных и Y-хромосомных данных, Алена Кушняревич и др. 2 сентября 2015 г .; DOI: 10.1371 / journal.pone.0135820
  32. Варзари, А .; Харьков, В .; Стефан, В .; Дергачев, В .; Пузырев, В .; Weiss, EH; Степанов, В. (2009). «В поисках происхождения гагаузов: выводы из анализа Y-хромосомы». Являюсь. J. Hum. Биол . 21 (3): 326–36. DOI . PMID . S2CID .
  33. 19 февраля 2006 года в Wayback Machine (Закон об использовании языков, на которых говорят на территории Республика Молдова): «Молдавский RSS поддерживает желание молдаван, проживающих за пределами республики, и, учитывая реально существующую языковую молдо-румынскую идентичность — румын, проживающих на территории СССР, заниматься своими исследованиями. и удовлетворение их культурных потребностей на родном языке «.
  34. . Українер . 25 июля 2019 . Дата обращения 6 августа 2020 .

Язык

Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков. Гагаузский язык имеет два диалекта — чадырлунгско-комратский (центральный) и вулканештский (южный).

Были выявлены основные различия между центральным и южным диалектами. В области фонетики:

1. Степень употребляемости гласных переднего ряда ä и е.

В центральном диалекте гласный ä закономерно выступает в конечном открытом слоге имён и глагольных форм (например: gecä ‘ночь’) и в аффиксах под ударением после основ с гласными переднего ряда (köklär ‘корни’, evdän evä ‘из дома в дом’, gidän ‘уходящий’, gidärdi ‘он уходил’ и т. п.). В южном говоре гласному ä в указанных случаях соответствует гласный е (maale, gece, hergele / kökler, evden eve, giden, giderdi).

2. Варианты личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного
числа
. Bän // sän в центральном диалекте и ben // sen в южном диалекте.

3. Употребление долгих гласных ää и её в конце слова. В комратско-чадырском диалекте употребляется долгая гласная ää, например: gezmää ‘ходить’, gülmää ‘смеяться’, gözçääz ‘глазок’, köpää ‘собака’ (дат.п., вин.п. в результате выпадения согласного k между гласными), a в вулкэнештском диалекте в этой же позиции — долгая
гласная её: gezmee, gülmee, gözçeez, köpee.

4. Степень влияния согласного у (йот) и аффрикаты с (дже) на
предшествующие широкие гласные а и е.

В комратском и чадыр-лунгском говорах гласные а, е перед среднеязычным спирантом у (йот) и аффрикатой с (дже) сужаются и редуцируются, в вулкэнештском же диалекте это явление выражено очень слабо (Ср.: burdêim — burdayım ‘я здесь’, sobıêi — sobayı ‘печка’ (вин.п.), alıcek — alacak ‘он возьмет’, gidicek (gicek) — gidecek ‘он пойдет’ и т. п.

5. Выпадение конечного r в аффиксе множественного числа в южном говоре и его сохранение в центральном диалекте: Например: Kızla(r) topladıla(r) çiçek da ördüle(r) feneţ. ‘Девушки собрали цветы и сплели венок’.

6. Выпадение согласного h в начале слова.

Согласный h, звучащий в гагаузском языке как лёгкое придыхание, выпадает в вулкэнештском диалекте и сохраняется в комратско-чадырском. Например: (h)ava ‘погода’, (h)ayvan ‘животное’, (h)asta ‘больной’ и т. п.

В целом, при сравнении данных центрального и южного диалектов южный диалект представляется более архаичным и более устойчиво сохраняющим черты строя тюркских языков.

В советский период развивалась и гагаузская культура. Был создан алфавит на основе кириллицы, издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, ), «Узун керван» (Длинный караван, ), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, ) и многие другие.

До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. 30 июля 1957 года указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР была введена письменность для гагаузского языка на основе русской графики. В настоящее время официально используется алфавит на основе латинской графики.

Культура

Одежда


Гагаузы в национальной одежде

В конце XIX века женщины носили полотняную рубаху, безрукавное платье с фартуком, большой чёрный платок (чемьберь) поверх тонкого белого платка (мода). В зимнее время надевали платье с рукавами, суконную кофту и меховую безрукавку. Обязательны серьги, браслеты, бусы, в том числе ожерелье из золотых монет (лифт). Мужская одежда: рубаха, широкие суконные штаны, широкий красный пояс (кушак), шляпа — летом, каракулевая меховая шапка (калпак) — зимой. У пастухов обычная рубаха сочеталась со штанами из овчины (мешин) мехом внутрь; меховая безрукавка и короткая куртка из овчины (кюрк), иногда декорированная красной или зелёной строчкой.

Национальная кухня

Важное место в питании занимал хлеб, делавшийся из пресного и дрожжевого теста. Хлебные лепёшки считаются одним из древних хлебных продуктов

Из квашеного теста изготовляли пирожки (karmyarik), внутри которых находилась брынза, капуста, творог, обжаренные в масле. Также были популярны слоёные пироги из пресного теста с начинкой из брынзы и творога (pidä/pide, kivirma, plaçinta, kirdä).

Из мясных блюд выделяется kaurma — обжаренное мясо баранины или свинины с потрохами, приправленное укропом, петрушкой и другими травами. Из свиных или куриных голов и ножек варился холодец paça (пача). Под общим названием manca (манджа) известны соусы с различными основами — луковый соус, соус со щавелем, соус со сливками, соус из яиц с брынзой, и другие.

Религия

До переселения в Бессарабию, гагаузы на Балканах придерживались болгарской и греческой православной церкви. После переселения в начале XIX века части населения гагаузов из территории южной Добруджи на территорию Бессарабии, гагаузы на новой территории вместе с остальными переселенцами перешли в лоно русской православной церкви. Большинство гагаузов Молдавии в настоящее время исповедует православие. Также широко распространены протестантские общины: баптисты и пятидесятники.

Браки

Для гагаузов Молдавии было долгое время характерно преобладание моноэтничных браков: из 100 браков, заключённых в 1970 году, моноэтничными были 73, а из 100 браков, заключённых в 2003 году такими являлись 77. В 2003 году гагаузские мужчины Молдавии чаще вступали в брак с женщинами своей национальности (78 %), реже с молдаванками (9 %), болгарками (5 %), русскими (4 %) и украинками (3 %). Для гагаузских женщин Молдавии в 2003 году эти показатели составили соответственно: 75 %, 8 %, 5 %, 4 % и 5 %. Для гагаузов Кишинёва характерны, напротив, преимущественно национально-смешанные браки, на которые в 2000 году пришлось 97 % всех браков гагаузов обоего пола. На 2018 год количество моноэтничных браков снизилось.

Имена

Гагаузское имя состоит из личного имени, отчества и фамилии. Наиболее узнаваемая форма имени, как правило, состоит из имени и фамилии. Такая система у гагаузов закрепилась во второй половине XX века. Современные личные гагаузские имена принадлежат различным эпохам. Все имена относятся к христианским. В основном имена имеют греческие, болгарские, латинские происхождение. В последние время гагаузы все чаще заимствуют иностранные имена.

Имя ребёнку даётся двумя способами:

  • по имени дедушки или бабушки
  • по имени крёстных

Гагаузские фамилии имеют балканское происхождение. В основном они с гагаузского, болгарского, греческого языка. Кроме того, фамилии происходят от профессий, уличных прозвищ, имени отца. При заключении гражданского брака женщины принимают фамилию своего супруга.

Источник

Происхождение гагаузов неясно. В начале 20 века болгарский историк М. Димитров насчитывает 19 различных теорий об их происхождении. Спустя несколько десятилетий гагаузский этнолог М. Н. Губогло увеличивает число до 21. В некоторых из этих теорий гагаузы представлены как потомки Булгары, то Половцы-Кипчаки (есть современная гагаузская фамилия Qipcaqli) или клан турок-сельджуков, или как лингвистически тюркизированные болгары. Тот факт, что они исповедуют восточное православное христианство, может свидетельствовать о том, что их предки уже жили на Балканах до османского завоевания в конце 14 века.

Сельджукская (анатолийская) гипотеза

Согласно 15 веку Огузнаме рассказ, в 1261 г. туркмен дервиш Сари Салтук сопровождал группу Туркмены в Добруджа, где они были поселены византийский Император Михаил VIII для защиты северной границы империи. Однако в тот же период Добруджа была оккупирована татарами. Этот же источник помещает его в Крым после 1265 г., по туркменам, перенесенным туда Татарский хан Berke, а после 1280 г. упоминает, что он вел кочевников обратно в Добруджу. После смерти Сари Салтика часть туркмен вернулась в Анатолию, а другая осталась и стала христианами. становясь предками гагаузов. Они сохранили свою политическую независимость от Вторая болгарская империя. Их небольшое княжество Добруджа существовало до османского завоевания в 1417 году. Имя гагаузы может быть воспоминанием об имени Кайкаус II.

Степная гипотеза

В Степь гипотеза предполагает, что гагаузы могут быть потомками других тюркских кочевых племен, кроме сельджуков: например, Булгары и Половцы-кипчаки из евразийских степей. В 19 веке, до их переселения в Бессарабия, гагаузы с болгарских территорий Османская империя считали себя болгарами. Этнологические исследования показывают, что «гагаузы» были языковым, а не этническим. Гагаузы в то время называли себя «Хасли Булгар» (Истинный Булгары) или «Эски Булгар» (древние булгары) и считали термин Гагаузский, примененный к ним Славяноязычный Болгары (кого они называли тукан), унизительно. Гагаузы называли свой язык турецким и, соответственно, заявляли о своем происхождении от ранних тюркских булгар, которые в 7 веке основали Первая болгарская империя на Дунай. Действительно, одна современная гагаузская фамилия Qipcakli.

В Перепись населения Российской Империи 1897 г. не выделял гагаузов как особую группу, но сообщал о существовании 55 790 носителей «турецкого языка» (предположительно, Гагаузский язык) в Бессарабская губерния.

Гагаузская мафия ограбила склад Порошенко

Узнав цель командировки – украинская Гагаузия, один из знакомых – старый опер – угрозыска качает головой: «Смотри там осторожней. Там несколько сел, где компактно живут гагаузы. Виноградовка еще «семь-восемь», а вот Дмитровка – там даже при СССР власти не было, а милиция заскакивала туда наездами и только днем – на десять, пятнадцать минут. Гагаузы вообще безбашенный народ. Промышляют грабежами складов, «бомбят» рынки в России, Украине, Румынии и Болгарии. В МУРе, в Москве, вообще специальный отдел создан из семи человек – по борьбе с организованными гагаузскими группировками».

Из общения с полицейскими складывается впечатление, что несколько гагаузских сел на западе Одесской области стали этакой украинской «Сицилией», поставляющей в крупные города этническую гагаузскую мафию – «Гага Ностру».

Криминальная специализация гагаузских преступных группировок – грабежи крупных складов на оптовых рынках, кражи из банкоматов, кражи минеральных удобрений из агрофирм и вооруженные налеты – грабежи предпринимателей.

Примечательно, что гагаузские организованные преступные группировки, по сути, объединены в одно большое сообщество и работают вахтовым методом: месяц-два на выезде, месяц отдыхают дома. Обычная численность гагаузской вахтовой бригады – около сорока-ятидесяти человек. Причем в одном городе одна и та же бригада постоянно не действует из соображений безопасности.

Впрочем, лидеры гагаузских ОПГ давно пустили корни в больших городах, вахтовым методом работают исполнители – мужчины от 16 до 50 лет. Сами лидеры давно установили тесные связи с правоохранителями в тех городах, которые подвергаются «набегам» вахтовиков из гагаузских сел. Схемы преступлений разрабатываются лидерами гагаузских ОПГ задолго до совершения преступления. В «жирную» фирму устраиваются по подложным документам члены банды – охранниками, экспедиторами или водителями.

Вычисляется объем товарооборота предприятия, момент, когда на складе фирмы окажется наиболее солидная и дорогостоящая партия товара. В «час Х» свои охранники открывают ворота, вырубают видеокамеры, в склад въезжают заранее подготовленные погрузчики и грузовики. Громадные партии товара в считанные минуты погружаются и вывозятся. Гагаузские ОПГ давно обзавелись своими логистами и маркетологами, которые заранее находят покупателей и сдают награбленное за полцены.

Масштабы такой «бомбежки» складов впечатляют – в конце прошлого года гагаузской ОПГ был разграблен склад крупного агропредприятия в Виннице – преступники украли дорогие минеральные удобрения на два миллиона долларов.

Интересно, что потерпевшая агрофирма контролируется семьей президента Петра Порошенко. Украденный товар вернуть не удалось, хотя было задержано пятеро подозреваемых. Четверых в итоге отпустили, один остался в следственном изоляторе.

Популярны среди гагаузских ОПГ налеты в «гангстерском» стиле на богатых предпринимателей. Например, 10 июля 2017 года шестеро уроженцев Гагаузии напали на стоянке одесского оптового рынка «7-й километр» на двух киевлян – отца и сына, которые приехали с крупной суммой денег на закупку товара. Бандиты несколько раз выстрелили в киевлян из травматических пистолетов, отобрали сумку с 5 млн грн и, снося шлагбаумы, вырвались на двух джипах «Мерседес» со стоянки. Впрочем, спустя месяц налетчиков удалось задержать.

Получат ли грабители приговоры – пока неясно. По мнению источников «Страны» в уголовном розыске, гагаузская этническая мафия давно обзавелась тесными связями среди прокуроров, судей и полицейских. «Сразу после задержаний по горячим следам у подозреваемых членов гагаузских ОПГ сразу появляются адвокаты, следствие «вдруг» начинает буксовать, а через короткое время большую часть бандитов отпускают – за недоказанностью вины – судьи. Лидеры гагаузской мафии в Одессе, Киеве, Москве и Бухаресте известны полиции, но это не мешает им жить, ничего не опасаясь», – говорит сотрудник киевского уголовного розыска В.

Примечания

  1. Без учёта населения Приднестровья (ПМР)
  2. ↑ .
  3. ↑ .
  4. ↑ .
  5. . bigenc.ru. Дата обращения: 16 октября 2020.
  6. ↑ .
  7. ↑ Гагаузы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. Варна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. — изд. 2-е, переработанное и дополненное. — Кишинёв: Elan Poligraf, 2002. — С. 146. — 360 с. — ISBN 9975-9719-5-4.
  10. . www.minelres.lv.
  11. Языки народов СССР: в 5-ти томах. Тюркские языки. — М.: Наука, 1966. — Т. 2. — С. 112—113.
  12. Никогло Д. Е. Система питания гагаузов в XIX — начале XX века. — Кишинев, 2004. — С. 66—70.
  13. Никогло Д. Е. Традиции питания // История и культура гагаузов. — Кишинев, 2006. — С. 717, 723—724.
  14. , с. 131.
  15. ↑ , с. 133.
  16. , с. 137.
  17. . Дата обращения: 24 ноября 2007.
  18.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 сентября 2014.
  19.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 сентября 2014.

Литература

на русском языке
  • Губогло М. Н. // Народы и религии мира: Энциклопедия / Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Рос. Акад. Наук (Москва); Гл. ред. В. А. Тишков; Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М.: Большая рос. энцикл., 1998. — 928 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-155-6.
на других языка
  • Zanet T. Gagauzluk: Kultura, ruh, adetlär: Gagauz folkloru / Inst. de Filologie al Acad. de Ştiinţe a Moldovei, Inst. de Folclor al Acad. Naţ. de Ştiinţe a Azerbaidjanului. — Ch.: Pontos, 2010. — 554, p.
  • Metin Omer, «Agenda politică a unui intellectual din Turcia kemalistă: Hamdullah Suphi Tanrıöver, turcismul şi găgăuzii», Intelectuali Politici şi Politica Intelectualilor, Cetatea de Scaun, 2016, p. 345—362 (ISBN 978-606-537-300-6).

Водоснабжение и водоотведение

Доступ к централизованным услугам водоснабжения в Гагаузии обеспечен 79 % населения, в том числе 83 % в городской местности и 76 % в сельской. Вода подаётся населению и промышленности при помощи артезианских скважин (из нижне-среднего и верхнесарматского горизонтов) и шахтных колодцев, с глубин от 10 до 50 м. Качество питьевой воды в автономии не соответствует минимальным нормативным требованиям.
Власти Гагаузии, в качестве системного решения проблемы качества воды в регионе, рассматривают возможность подачи в автономию воды из реки Прут, используя существующие водозаборы в городах Кагул, Леова и Кантемир.

Охват населения Гагаузии услугами канализации составляет 17 %, что ниже среднего показателя по всей стране в 2,3 раза (40 %). Общей проблемой являются отсутствующие или нефункционирующие очистные сооружения.

Библиография

  • Ваня Матеева, 2006 г. София, «Гагаузите — еще един поглед»
  • Димитрис Михалопулос, «Митрополит Гагаузский: посол Танривер и проблема турок-христиан-православных в Румынии», Турция и Румыния. История партнерства и сотрудничества на Балканах, Стамбул: Союз муниципалитетов тюркского мира и Стамбульский университет, 2016 г., стр. 567-572. ISBN 978-605-65863-3-0
  • Шабашов А.В., 2002, Одесса, Астропринт, «Гагаузы: система родства и происхождение народа», (Шабашов А.В., «Гагаузы: система терминов родства и происхождение народа»)
  • Михаил Губогло, 1967, «Этническая принадлежност гагаузов». Советская этнография, № 3
  • Дмитриев Н.К., 1962, Москва, Наука, «Строение тюркских языков», статьи «О лексике гагаузского языка», «Гагаузские этюды», «Фонетика гагаузского языка», (Дмитриев Н.К., «Структура Тюткских Языков», статьи «К вопросу о словарном составе гагаузского языка», «Гагаузские этюды», «Фонетика гагаузского языка»)
  • Михаил Чакыр, 1934 г., Basarabyalı Gagavuzların İstoryası
  • Ковальский, Т., 1933 Краков, «Les Turcs et la langue turque de la Bulgarie du Nord-Est».
  • Шкорпил, К. и H., 1933 Praha, «Материали към въпроса для съдбата на прабългарите и на севере и към въпроса для произхода на съвременните гагаузи». Византинославица, Т.5

История

Большинство современного населения Гагаузии является потомками задунайских переселенцев, пришедших с Балканского полуострова, и начавших заселять земли Бессарабии после начала русско-турецкой войны 1806—1812 годов. После утраты над ней контроля Порты и ухода буджакских ногайцев, количество переселенцев значительно увеличилось. Переселенцам были выделены земли в пяти округах: Измаильском, Верхне-Буджакском, Нижне-Буджакском, Кагульском и Прутском. Расселение происходило преимущественно в местах, где уже ранее были обустроены поселения татар-ногайцев. Прибывающие переселенцы имели греческое вероисповедание, их определяли как болгар, однако большинство из них разговаривало на турецком диалекте.

11 ноября 1940 года, когда уезды Молдавской ССР были разделены на районы, гагаузское население в основном стало занимать Конгазский, Комратский, Чадыр-Лунгский и частично Вулканештский районы.

В 1990-х годах на фоне войны в Приднестровье проблемы Гагаузии решались сравнительно мирно, хотя она также провозгласила независимость и желание остаться в Союзе (в СССР, затем в несостоявшемся ССГ) и некоторое время была непризнанным государством Республика Гагаузия.

В декабре 1994 года парламент Молдавии принял Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз-Ери), наделивший регион с компактным проживанием гагаузов правами автономии. 22 июля 1995 года Вулканештский, Комратский и Чадыр-Лунгский районы стали внутренними районами Гагаузии, однако границы районов изменились после референдума, проводимого в вышеперечисленных сёлах, а также соседних района Басарабяски и Тараклийского районов.

В 1999 году, после проведения административной реформы, АТО Гагаузия окончательно закреплено в конституции Молдавии.

В 2000-х годах значительную помощь Гагаузии оказывала Турция. За счёт средств, поступивших из Турции, была построена система водоснабжения, позволившая в большой степени снять проблему обеспечения водой жителей населённых пунктов всего юга Молдавии. Также был открыт молдавско-турецкий лицей в Чадыр-Лунге, выпускники которого получали возможность продолжать учёбу в турецких университетах.

Со второй половины 2000-х возросли.

2 февраля 2014 года власти автономной республики провели референдум, в ходе которого 98 % избирателей поддержали интеграцию в Таможенный союз ЕврАзЭС и высказались за «отложенный статус автономии», который даёт ей право выйти из состава Молдовы в случае утраты ею независимости. Власти Молдавии объявили проведение референдума незаконным, а его результаты — не имеющими юридической силы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector