«философский пароход» (1922 год): эмиграция интеллигенции
Содержание:
- Общение интеллигенции с европейскими государствами до революции
- Примечания
- Крушение надежд
- «Корабль Тесея» в массовой культуре
- Репрессии до 1922 года
- Русская эмиграция — изгнанные гении
- Николай Лосский
- Сергей Трубецкой
- Предпосылки и исторический контекст
- Высланные
- Декрет «Об административной высылке»
- Борьба с инакомыслием
- Русская интеллигенция — классовые враги советской России
- Высланные
- Причины эмиграции
Общение интеллигенции с европейскими государствами до революции
В результате осуществленного в 1931 году анкетирования выяснилось, что 472 русских ученых работали за рубежом. 5 академиков, а также около 140 профессоров высших школ и университетов было среди них. До того как произошла революция, тесное общение представителей интеллигенции с европейскими государствами было явлением естественным и никаких препятствий со стороны правительства не встречало. Художники отправлялись совершенствовать мастерство во Францию и в Италию, ученые тесно контактировали с зарубежными коллегами, молодежь считала престижным для себя окончить Сорбонну или другие университеты, расположенные в Австрии, Германии или Праге. Талантливые русские женщины, такие как Лина Штерн и Софья Ковалевская (на фото ниже), вынуждены были обучаться за рубежом, так как в России высшее образование для них было недоступно.
Имевшие средства россияне ездили за границу лечиться. Легальная эмиграция до середины 20-х годов также не встречала существенных препятствий: для этого достаточно было лишь получить разрешение руководителей страны. За рубежом, таким образом, всегда проживало постоянно или временно большое количество выходцев из России. Вместе с эмигрантами, изгнанными или добровольно покинувшими страну после Гражданской войны и революции, количество россиян, находящихся за рубежом, составляло около 10 млн.
Примечания
- ↑ Е.Ю.Спицын и Н.А.Дмитриева. . Исторические зарисовки. Канал МПГУ (25 декабря 2017).
- ↑ Дмитриева, Нина Анатольевна. . журнал «Пушкин», № 4, с. 58-63.. Скепсис, научно-просветительский журнал (2009). Дата обращения: 5 марта 2021.
- Коллектив авторов. Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 т / Гл. ред. д. и. н. С. А. Кондратов. — М.: Терра, 2008. — Т. 1. — С. 391. — 560 с. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00561-7.
- Степун Ф. А. Бывшее и несбывшееся: / послесл. Р. Гергеля. — 2-е изд., доп. — Санкт-Петербург: Алетейя. — Т. 1—2. — С. 621—622. — 644, с. — ISBN 5-89329-195-6.
- Коллектив авторов. Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 т / Гл. ред. д. и. н. С. А. Кондратов. — М.: Терра, 2008. — Т. 1. — С. 393. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00561-7.
- ↑ Фёкла Толстая. . Наблюдатель. телеканал «Культура» (25 сентября 2017).
- Розенталь, Марк Моисеевич: . leninism.su. Издательство политической литературы (1969). Дата обращения: 5 марта 2021.
- . Высылка интеллигенции. Фонд Александра Яковлева (19 мая 1922). Дата обращения: 27 января 2010. РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 23211. Л. 2-2об. Автограф. Опубликовано: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 54. С. 265—266.
- Культурная революция // Большая Российская энциклопедия. — Т. 16. — М., 2010 г.
- . old.ihst.ru. Дата обращения: 30 июля 2019.
- Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. М., 1922 г., № 51, ст. 646
- Сарнов Б. М. // Сталин и писатели. Книга третья. — Эксмо, 2009. — 992 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-36669-9.
Крушение надежд
Интеллигенция, долгие годы готовившая революцию, полагая, что она даст русскому народу справедливость и свободу, не могла смириться с тем, что надежды были разрушены. В автобиографии «Самопознание» Н. А. Бердяев (фото его представлено ниже) писал, что он коммунизму противопоставлял лишь абсолютный, изначальный принцип духовной свободы, который нельзя променять ни на что. Он также отстаивал высшую ценность личности, независимость ее от внешней среды, от государства и общества. Бердяев отмечал, что он — сторонник социализма, однако социализм его не авторитарный, а «персоналистический».
«Корабль Тесея» в массовой культуре
Известный с древних времен парадокс нашел отражение в искусстве.
Одноименный фильм
«Корабль Тесея» — драма индийского кинорежиссера Ананда Ганди. Картина, премьера которой состоялась в 2012-м в Торонто на Международном кинофестивале, получила признание критиков. Киноленту назвали «скрытой жемчужиной года».
Сюжет фильма вращается вокруг трех персонажей, судьбы которых, на первый взгляд, никак не связаны.
Героиня первой новеллы — девушка-фотограф, потерявшая зрение. Сделанные наощупь снимки получались уникальными. После операции зрение вернулось. Но фотографировать стало сложнее: мир стал пестрым и шумным, а снимки — всего лишь фиксацией «без души».
Другой персонаж — монах, который борется против испытаний лекарств на животных. У мужчины диагностируют цирроз печени. Он нуждается в трансплантации и тех самых лекарствах, из-за которых страдают животные. До последнего отказываясь от лечения, он отстаивает свои этические принципы. Но в конечном итоге соглашается на операцию.
В третьей новелле биржевой маклер оказывается вовлеченным в историю индуса, у которого вместе с аппендиксом удалили почку. Украденный орган пересадили шведу. Тот в свою очередь присылает индусу деньги на операцию, но пострадавший решает, что с такой суммой неплохо проживет и с одной почкой.
Автор проводит странную параллель: в корабле Тесея заменялись доски, а в фильме людям пересаживают органы. Остается ли человек прежним, теряя часть себя?
В литературе
Парадокс можно встретить в юмористическом фэнтези Терри Пратчетта «Пятый элефант». В книге упоминается топор, у которого заменяют то рукоятку, то лезвие. Герои рассуждают о том, что теперь этот инструмент не может считаться прежним физически, но эмоционально — вполне.
В детской книге «Волшебник из страны Оз» кузнецу проклятым топором отсекало то одну, то другую часть тела. Он выковывал себе новые до тех пор, пока не стал Железным Дровосеком.
Репрессии до 1922 года
В 1921 году арестовали членов Помгола, после чего были высланы его создатели и активные члены: Е. Кускова и С. Прокопович. Эта организация занималась тем, что помогала людям, которые голодали. Но она, к несчастью, завоевала значительный авторитет у населения и потому показалась власти опасной. Членам ее предъявлены были обвинения в шпионаже — тактика, позднее подхваченная и развитая И. Сталиным. Большевистская власть, таким образом, освобождалась очень активно от интеллигенции, мыслящей независимо, хотя она и не была ее политическим противником и не намеревалась бороться за власть. К этому времени уже разгромили политическую оппозицию, которую составляли меньшевики и эсеры — бывшие союзники большевиков, участвовавшие в подготовке и проведении революции. Часть из них была безжалостно расстреляна, другая — выдворена из страны или помещена в лагеря.
Русская эмиграция — изгнанные гении
Советские лидеры по-разному говорили об оппозиционно настроенной интеллигенции. Однако взгляды представителей большевистской элиты объединяло желание выслать из страны контрреволюционных учёных. К примеру, Владимир Ленин так писал Феликсу Дзержинскому: «К вопросу о высылке за границу писателей и профессоров, помогающих контрреволюции. Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим… Всё это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация её слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих «военных шпионов» изловить и излавливать постоянно, и систематически и высылать за границу». Также в историю вошло выражение Льва Троцкого, касающееся людей с философского парохода: «Расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».
Розыском оппозиционных интеллигентов занимался Дзержинский и подчинённые ему люди. В результате контрреволюционной кампании большевики репрессировали 225 человек, 67 из которых отправились в изгнание. Арестами и допросами представителей цвета русской нации часто занимались неграмотные люди. Философ и публицист Михаил Осоргин вспоминал: «За исключением умного Решетова, все эти следователи были малограмотны, самоуверенны и ни о ком из нас не имели никакого представления; какой-то там товарищ Бердяев, да товарищ Кизеветтер, да Новиков Михаил…». «Одно зимнее и одно летнее пальто, один костюм, по две штуки всякого белья, две денные рубашки, две ночные, две пары кальсон, две пары чулок» — таков небольшой список вещей, которые изгнанникам разрешали взять с собой в путь. Драгоценности, даже нательные кресты, вывозить за пределы РСФСР строго запрещалось.
Пароход, открывший список «философских», отошёл от Платоновского мола одесского порта в сторону Константинополя 17 сентября 1922 года. На борту корабля были два человека, которых принудили отправиться в путешествие. Первый — историк Антоний Флоровский; второй — учёный Борис Бабкин, занимавшийся изучением физиологии.
Пароход «Oberbürgermeister Haken». (wikipedia.org)
Мало кто знает, что буквально спустя шесть дней после отплытия первого философского парохода, 23 сентября, поездами Москва—Рига и Москва—Берлин за пределы РСФСР отправили экономистов, социологов, мыслителей. Однако наиболее предпочтительным способом высылки оппозиционных интеллигентов оставался корабль. В конце всё того же месяца, 29 сентября, из Петрограда в Штеттин отправился пароход Oberbürgermeister Haken («Обербургомистр Хакен»). На его борту оказались крупнейшие представители русской философии 20-го столетия — Николай Бердяев, Иван Ильин, Семён Франк, Сергей Трубецкой и многие другие. Также на корабле находился один из самых выдающихся инженеров в истории человечества, первопроходец в области телевидения Владимир Зворыкин. Подавляющая часть учёных покидала родину вместе с семьями. Лучшие умы России думали, что на берегу европейского города их встретят русские эмигранты. Однако ничего подобного не произошло — философы прибыли на территорию иностранного государства как самые обычные граждане.
16 ноября из бывшей столицы России в Штеттин ещё раз отплыл пароход. Назывался он Preussen («Пруссия»). На борту его оказались 44 человека, отправленных на чужбину за свои контрреволюционные взгляды. Поначалу большая часть философов-мигрантов, отправленных за пределы России на кораблях, жила в Германии. Однако с приходом в 1933 году к власти в стране Гёте Адольфа Гитлера многие из них перебрались во Францию. Жизнь на чужбине не уничтожила в русских философах интерес к осмыслению исторического пути развития родной страны, многие из них написали свои лучшие труды о России, находясь в изгнании.
Николай Лосский
О чем думал
Николай Онуфриевич Лосский – русский религиозный мыслитель, один из основателей интуитивистской философии. Интуитивизмом Лосский называет «учение о том, что познанный объект, даже если он составляет часть внешнего мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта, так сказать, в личность и поэтому понимается как суще¬ствующий независимо от акта познания» . Философ выделяет три вида интуиции — чувственную, интеллектуальную и мистическую. Важнейшим вкладом Лосского в русскую культуру считается сделанный им перевод «Критики чистого разума» Канта.
За что выслали
С 1916 года Лосский был профессором Санкт-Петербургского университета. Однако после революции его лишили кафедры за христианское мировоззрение. После запрещения преподавательской деятельности последовала и высылка из России.
Вне России
До 1942 года Лосский жил в Праге, где остановился по приглашению философа, социолога и первого президента Чехословакии Томаша Масарика. С 1942 по 1945 г. был профессором философии в Братиславе, в Чехословакии. Потом перебрался в Нью-Йорк, там он преподавал в Русской духовной академии. Умер Лосский в 1965 году, в Париже.
Сергей Трубецкой
О чем думал
Сергей Евгеньевич Трубецкой – сын религиозного философа Евгения Николаевича Трубецкого. В 1912 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. На Первую мировую войну пытался уйти добровольцем, но не был допущен из-за проблем со здоровьем. После Февральской революции занимался антисоветской деятельностью. В 1919 году стал одним из инициаторов создания Тактического центра – объединения подпольных антибольшевистских организаций.
За что выслали
Сергей Трубецкой был арестован в феврале 1920 года по обвинению в пособничестве контрреволюции. Верховный ревтрибунал при ВЦИК приговорил его к расстрелу, но наказание было заменено на 10 лет лишения свободы. В конце 1921 года Трубецкого освободили от отбытия наказания, а 29 сентября 1922 года выслали за границу.
Вне России
Сергей Трубецкой поселился в Берлине. До 1938 года работал в Русском общевоинском союзе (РОВС) – самой массовой организации русских эмигрантов, созданной П. Н. Врангелем; занимался публицистикой и переводами. Самая известная работа Сергея Трубецкого – книга мемуаров «Минувшее».
Предпосылки и исторический контекст
Идеологические расхождения с советской властью и её неприятие побудили многих представителей русской культуры начала ХХ века покинуть родину, и это происходило уже с 1917 года.
В 1917 году выехал С. В. Рахманинов, в 1918-м — С. С. Прокофьев, в 1919-м — В. В. Набоков, в 1920-м — И. А. Бунин, И. С. Соколов-Микитов, З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, К. Д. Бальмонт, в 1921-м — Н. К. Метнер, А. Белый, А. М. Ремизов, Б. К. Зайцев, И. Г. Эренбург, В. В. Кандинский, в начале—середине 1922-го — Ф. И. Шаляпин, М. И. Цветаева, В. Б. Шкловский, Н. Н. Берберова, В. Ф. Ходасевич… Некоторые из них не вернулись из эмиграции.
Обсуждая причины высылки интеллигенции в 1922 году, когда Гражданская война уже закончилась, С. С. Хоружий указал, что при видимом распространении свобод при НЭПе советская власть начала сосредоточивать идеологические рычаги в своих руках и вела дело к идеологической диктатуре, инициатором которой был В. И. Ленин.
В третьем номере журнала «Под знаменем марксизма» за 1922 год вышла статья Ленина «О значении воинствующего материализма», которая ознаменовала начало борьбы с идеологическим ревизионизмом, считает кандидат философских наук А. П. Козырев. В ней Ленин указал на «связь между классовыми интересами и классовой позицией буржуазии, поддержкой ею всяческих форм религий и идейным содержанием модных философских направлений», которую не всегда видят материалисты из некоммунистов, которым кажется, что философская борьба ведется лишь ради достижения абстрактной истины, тогда как на деле следует не только опровергать ошибочные философские теории, но и разоблачать врагов материализма. Он подчеркнул, что столкновение философских взглядов есть вместе с тем форма классовой борьбы.
Н. А. Дмитриева предлагает видеть истоки событий в более раннем периоде: в 1921 году советская власть предприняла первую попытку сотрудничества с широкой общественностью для преодоления голода при организации Комитета помощи голодающим — Помгола. «Большевиков смутило то, что вместо помощи голодающим на местах члены комитета стали активно устанавливать связи с заграницей и собираться туда в качестве миссионеров для проведения переговоров о поставке продовольствия, к чему советская власть не была готова, — указывает учёный. — Эмигрантская пресса освещала эти события превратным образом. В частности, белоэмигрантская газета „Общее дело“ писала, что на местах отряды Помгола захватывают власть, поскольку Советы не справляются с проблемами». На деле никаких отрядов у Помгола не существовало в принципе и именно советская власть и работала на местах, так что стратегии власти и общественников в борьбе с голодом не совпали.
Высланные
В сентябре 1922 года началась массовая высылка контрреволюционеров. С собой разрешалось брать лишь одежду (пиджак, брюки, пальто и шляпа), сменное белье (2 пары кальсон и носков) и обувь (2 пары). Деньги, драгоценности и ценные бумаги высылаемых подвергались конфискации.
19 сентября из Одессы в Константинополь ушел первый пароход с представителями интеллигенции: историком Флоровским, физиологом Бабкиным и другими. 23 сентября из Москвы в Ригу был направлен поезд с крупной партией «инакомыслящих» (экономист и бывший министр Временного правительства Пешехонов, ученый-социолог Сорокин, член правления Сельскосоюза Сигирский и другие), а следом – поезд в Берлин (литературный критик Степун, кооператор и член правления Сельскосоюза Любимов и иные).
29 сентября от петроградской пристани отчалил теплоход «Обербургомистр Хакен» с философами Бердяевым, Франком и Трубецким, зоологом Новиковым, бывшим председателем фракции левых эсеров Баккалом и другими. В германский город Штеттин было доставлено около 70 человек. 16 ноября на пароходе «Пруссия» из Советской России в тот же город были высланы философы Лосский, Карсавин и Лапшин, литературный критик Котляревский, математик Селиванов и прочие лица.
Всего за 1922 год за рубеж было выслано более 200 человек. Страна лишилась выдающихся литераторов, врачей, экономистов, инженеров, агрономов, педагогов, кооператоров, юристов, религиозных и политических деятелей.
Выбери ответ
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
Классы
- 11 класс
- 10 класс
- 9 класс
- 8 класс
- 7 класс
- 6 класс
- 5 класс
- 4 класс
- 3 класс
- 2 класс
- 1 класс
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Декрет «Об административной высылке»
Решительное наступление на «буржуазную интеллигенцию» было начато в 1921 году. В этом году чекисты арестовали общественников организации Помгол, оказывающей помощь голодающим Поволжья, за критику советской власти. Среди них были видные представители науки и культуры.
В феврале 1922 года Ленин в связи с «профессорской забастовкой» рекомендовал Каменеву и Сталину уволить бастующих профессоров. А через несколько месяцев у него родилась новая идея. В мае «вождь революции» предложил новый метод борьбы с «инакомыслящей» интеллигенцией – высылку из страны. Вскоре большевики составили предварительные списки изгнанников, в которые попало около 200 человек. Уже в июне за границу были высланы руководители Помгола Прокопович и Кускова.
10 августа ВЦИК издал Декрет «Об административной высылке». Отныне граждане РСФСР могли быть высланы по решению органов власти за пределы страны без права на самовольное возвращение. Через неделю произошли массовые аресты среди интеллигенции:16-17 августа – в Москве, Петрограде и Казани, 17-18 августа – в Украине. Со всех арестованных была взята подписка с обязательством выехать за рубеж и не возвращаться в РСФСР.
В конце августа в «Правда» появилось сообщение о высылке контрреволюционеров из «среды профессуры, врачей, агрономов, литераторов». В ней было указано, что эта мера наказания является «предупреждением Советской власти по отношению к этим слоям».
Борьба с инакомыслием
В октябре 1917 года в результате переворота к власти пришли большевики. Однако многие не поддержали Октябрьскую революцию. В результате в стране началась Гражданская война, продолжавшаяся почти 5 лет. К концу 1922 года Красная армия расправилась с белыми, интервентами и прочими антибольшевистскими воинскими формированиями.
За годы Гражданской войны большевики уничтожили и политических конкурентов. В ноябре 1917 года Совнарком объявил кадетов «партией врагов народа», предусматривавший арест ее лидеров. В 1918 году из Советов всех уровней были исключены меньшевики и эсеры, после чего начались их массовые задержания. К началу 1920-х годов большинство лидеров оппозиции, не выдержав давления, уехали за границу или изменили свои взгляды.
После уничтожения политических конкурентов большевики начали борьбу с видными деятелями науки и культуры. Лишь часть интеллигенции поддерживала РКП(б) и советскую власть. Подавляющее большинство заняло позицию невмешательство в политику («колеблющиеся») или открыто выступило против революции.
Отказ значительной части интеллигенции от сотрудничества с советской властью привел к тяжелым последствиям для отраслей науки и культуры. Были приостановлены научные исследования, практически не работали ВУЗы и школы, закрывались музеи и театры. В итоге интеллигенты, оказавшиеся в безвыходном положении, пошли на сотрудничество с большевиками. А самые ярые «контрреволюционеры» были высланы за границу.
Русская интеллигенция — классовые враги советской России
Октябрьский переворот 1917 года разделил интеллигенцию на две части. Часть бывшего царского офицерства возглавила верхушку молодой Рабоче-крестьянской Красной армии. Другие же собрали Добровольческую армию, попытавшись дать отпор сторонникам революции.
«Мирная» интеллигенция тоже по-разному отнеслась к новой власти. Кто-то, как Иван Бунин, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, постарался в первые же годы уехать за пределы молодого советского государства. Часть интеллигенции, настроенная против большевиков, заплатила жизнью за свою позицию, яркий тому пример — расстрелянный в августе 1921 года поэт-акмеист Николай Гумилёв. Однако были и те литераторы и деятели культуры, которые активно шли на сотрудничество с советским руководством. К примеру, футуристы во главе с Владимиром Маяковским, поэт-символист Александр Блок, режиссёр Сергей Эйзенштейн — все они с радостью приветствовали большевиков.
Иван Ильин — один из наиболее ярких русских философов. (wikipedia.org)
Но были люди, отличавшиеся от остальных в выстраивании взаимоотношений с советской властью. Были учёные и философы, негативно относившиеся к сторонникам Владимира Ленина и идеям Карла Маркса, одновременно желавшие остаться на территории родной России. У этих интеллигентов революция ассоциировалась с настоящим адом на земле, бунтом хамов и уголовников. Однако им хотелось продолжать заниматься просвещением в высших учебных заведениях, оставаясь частью русской культуры. Несколько лет после Октябрьского переворота философы активно сотрудничали с университетами, развивали свои концепции. К сожалению, это не могло продолжаться вечно: большевистская власть после победы в Гражданской войне решила покончить со всяким инакомыслием, избавившись от элементов, способных критиковать социалистическое государство и сеять смуту в головах студентов.
Высланные
Профессор И. А. Ильин и князь С. Е. Трубецкой. Рисунок И. А. Матусевича, сделанный на борту парохода, плывущего в Германию. 1922
Наиболее известные из высланных представителей интеллигенции:
- Баккал, Илья Юрьевич
- Бердяев, Николай Александрович
- Булгаков, Валентин Фёдорович
- Булгаков, Сергей Николаевич
- Зворыкин, Владимир Васильевич
- Ильин, Иван Александрович
- Карсавин, Лев Платонович
- Кизеветтер, Александр Александрович
- Котляревский, Нестор Александрович
- Кузьмин-Караваев, Дмитрий Владимирович
- Кускова, Екатерина Дмитриевна
- Лапшин, Иван Иванович
- Лосский, Николай Онуфриевич
- Мякотин, Венедикт Александрович
- Новиков, Михаил Михайлович
- Осоргин, Михаил Андреевич
- Прокопович, Сергей Николаевич
- Сорокин, Питирим Александрович
- Степун, Фёдор Августович
- Трубецкой, Сергей Евгеньевич
- Угримов, Александр Иванович
- Франк, Семён Людвигович
- Цветков, Николай Николаевич
- Ясинский, Всеволод Иванович
Причины эмиграции
Почему же люди согласились сесть на «философский пароход»? 1922 год — очень сложное время в истории нашей страны. Эмиграция была во всех случаях добровольной, хотя всегда имела веские причины. Она охватывала широкие слои общества. Значительное количество эмигрантов принадлежало к интеллигенции. Ведь она была лишена свободы, которой она пользовалась до революции. Г. Федотов (на фото ниже), историк и богослов, уехавший из страны в 1925 году, объясняя причины, по котором интеллигенция покинула Россию, отмечал, что большевизм с самого начала своей целью поставил перековать сознание народа, создать в стране принципиально новую культуру — пролетарскую. Был предпринят опыт воспитания нового типа человека, лишенного национального сознания, личной морали и религии.
В 1918 году большевики закрыли все газеты, кроме своих, в том числе и «Новую жизнь». А ведь именно здесь печатались из номера в номер «Несвоевременные мысли» Максима Горького, обличавшие власть. Вся литература, все искусство, СМИ были подвергнуты жесткой цензуре. Невозможно было просочиться через нее ни слову правды. Заменила ее выгодная власти ложь. Конечно, интеллигенция не могла равнодушно отнестись к проводимой политике. И тогда она начала рассматриваться новой властью как серьезный враг. Окончилась неудачей предпринятая большевиками попытка сделать послушной интеллигенцию, «приручить» ее. Тогда решено было избавиться от самых значительных представителей с помощью насильственной высылки, организовав «философский пароход». Такая суровая мера применена была в 1922-23 годах к российской интеллигенции.