«ёжик в тумане» юрия норштейна
Содержание:
- Биография[править]
- Вы, наверняка, не знали, что…
- Достойное
- Популярное
- Юрий Норштейн — мастер анимации
- Символы
- Секрет тумана
- Главный секрет
- Альтернативные трактовки
- В чем смысл мультфильма Ежик в тумане
- Профиль ежика
- «Нельзя поить ребенка ужасом, нужен выдох»
- Сюжет
- Лента
- История создания мультфильма
- Творчество
- Заключение
Биография[править]
Юрий Норштейн родился 15 сентября 1941 года в селе Андреевка Каменского района Пензенской области, где его мать находилась в эвакуации, отец был на фронте. Его отец Борис Лейбович Норштейн (1905—1956), получив только начальное хедерное образование, работал наладчиком деревообрабатывающих станков, мать Бася Гиршевна Кричевская (1912—2001) — воспитательницей в детском саду. Вырос в Москве, в Марьиной роще. Окончив двухгодичные курсы мультипликаторов, в 1961 году начал работать на киностудии «Союзмультфильм». В качестве художника-мультипликатора (а впоследствии в качестве сорежиссёра на фильме «Сеча при Керженце») работал с известным режиссёром Иваном Ивановым-Вано.
В 1968 году Норштейн дебютировал мультфильмом «25-е, первый день» — совместной работой с Аркадием Тюриным, — в котором были использованы работы советских художников 1920-х годов Лентулова, Альтмана и Петрова-Водкина.
Норштейн, неизменно выражающий восхищение работами изобретателя «игольчатого экрана» Александра Алексеева (1901—1982), использует многоярусный мультстанок авторской конструкции и классический метод перекладок, и наотрез отказывается пользоваться компьютерной анимацией. Вместе с приёмами, изобретёнными для каждого кадра отдельно, его стиль придаёт мультфильмам эффект трёхмерного изображения.
Работает вместе со своей женой, художником-постановщиком Франческой Ярбусовой. Много лет длился творческий союз Норштейна с оператором Александром Жуковским (1933—1999) и композитором Михаилом Мееровичем (1920—1993).
В 1981 году Норштейн начал работу над мультипликационным фильмом «Шинель» по повести Гоголя, над которым работает и по сей день.
В 1993 году вместе с Андреем Хржановским, Эдуардом Назаровым и Фёдором Хитруком основал Школу-студию «ШАР».
У Юрия Норштейна есть двое детей (сын Борис и дочь Екатерина), а также восемь внуков.
Вы, наверняка, не знали, что…
«Филин – это тот же Ёжик, только наоборот. Он такой же простодушный, только дурной», — именно так описывал известное противостояние Юрий Норштейн.
В сцене с деревом можно разглядеть собор. Конечно, если очень внимательно приглядеться.
Ёжик падает в реку Лету – в греческой мифологии это река забвения в подземном царстве мёртвых. Чтобы образ стал еще понятней, напомним об известном выражении в русском языке – «кануть в Лету», то есть исчезнуть из памяти.
Фильм получил более 35 международных и всесоюзных премий. Первые призы случились уже в 1976 году на Всесоюзном фестивале мультипликационных фильмов во Фрунзе и на Фестивале фильмов для детей и юношества в Тегеране. В 2003 году «Ёжик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времён по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран.
В октябре 2009 года пародия на «Ёжика в тумане» была использована в эпизоде «Spies Reminiscent of Us» американского мультсериала «Гриффины».
В январе 2009 года в Киеве, на пересечении улиц Золотоворотской, Рейтарской и Георгиевского переулка, был установлен памятник Ёжику. Фигура Ёжика выполнена из дерева, колючками послужили шурупы. Он изображён сидящим с узелком на высоком пне.
Одна из серий современного мультсериала «Смешарики» — «Ёжик в туманности», полностью создана по мотивам уже знакомого нам «Ёжика…»
Классик японской анимации Хаяо Миядзаки называл «Ёжика в тумане» среди своих самых любимых работ, признавая Норштейна выдающимся художником. Создатель «Уоллеса и Громита» Ник Парк тоже называет «Ёжика…» в числе своих любимых мультипликационных фильмов.
Достойное
- неделя
- месяц
- год
- век
Тест на человеческое достоинство, право на Жизнь! |
Слабость и сила «Тыдебила» |
Анализ основных положений марксизма с точки зрения ПСУ. (Ч.I ) Материалистическое понимание истории |
Без обмана, без насилия и с песнями! |
Шафран – не Анка-пулемётчица, А Россия не Швабия, господа! |
Тест на человеческое достоинство, право на Жизнь! |
Вопросы врачам-героям |
О текущем моменте №2(142), 2021г. О выборах депутатов Госдумы VIII созыва и перспективах |
Слабость и сила «Тыдебила» |
Инфотехнология войны и Женщина |
Животный уровень общения |
Ох, и дура же была Москва до Собянина! Очередные командно-штабные учения убийц |
Памяти великого человека Земли Русской Владимира Михайловича Зазнобина |
Главный итог уходящего года |
Без обмана, без насилия и с песнями! |
Контакт с «тонким миром» |
Путеводные заметки: Свет Лей |
Тебе дан ключ… Оккультный приоритет гибридной войны |
Свинство матрицы «успешности» и молодёжь |
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские |
Центральный банк России работает на её уничтожение |
Ну, за самодержание!… |
7 советов от гениального врача Николая Амосова . |
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? |
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно |
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат |
Смотрите ж: всё стоит она! |
Популярное
Не-тайное послание Восточного Форума. Когда Новак и Дворкович поедут копать каналы? 2322 |
М.В. Величко. Ответы на вопросы читателей блога «Восстановление смыслов», август 2021 г., ч. 2 1557 |
ГП — люди, или функция 1541 |
Половоe воспитание, дневники советских девушек и сборище уродов 1519 |
Казанские манёвры глобалистов 1363 |
Вопрос ответ Валерий Пякин от 20 сентября 2021 г. 1284 |
Здравоохранение — дело каждого 1249 |
Тебе дан ключ… Оккультный приоритет гибридной войны 1231 |
Нас мало, но КПД за 100 процентов! 1201 |
Призраки, которые мешают найти работу 1197 |
Световесть. Совесть. Самосохранение. Методологическое богословие 1183 |
Дальше сам! Россия и «Я» человека Сатана отбирает своих. Творец — тоже! 1151 |
И хитрили они, … и хитрил Аллах, НО Аллах – лучший из хитрецов! 1140 |
Путин уходит, что дальше? / Взгляд на экономику и жизнь либерала и гражданина. 1136 |
Куда направлен вектор времени? 1135 |
Банк над правдой, пороки капитализма и депутаты Верховного Совета СССР 1102 |
Шафран – не Анка-пулемётчица, А Россия не Швабия, господа! 1099 |
Мы знаем, где мозги у Эрдогана 1094 |
Их рецепт нашего коронобесия 1093 |
Ох, и дура же была Москва до Собянина! Очередные командно-штабные учения убийц 1086 |
О текущем моменте №2(142), 2021г. О выборах депутатов Госдумы VIII созыва и перспективах 1073 |
Методика обмана молодёжи 1061 |
Юрий Норштейн — мастер анимации
Режиссёр‑мультипликатор, сценарист, художник Юрий Борисович Норштейн родился 15 сентября 1941 года.
После окончания средней школы в 1958-1959 годах работал на мебельном комбинате столяром-сколотчиком.
С 1959 по 1961 год Норштейн учился на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм».
С 1961 по 1989 год работал на киностудии «Союзмультфильм». С 1961 по 1973 год в качестве художника-мультипликатора принимал участие в производстве более 50 фильмов. В их числе «Левша» (режиссёр Иван Иванов‑Вано), «Каникулы Бонифация» (режиссёр Фёдор Хитрук), «Варежка», «Чебурашка» (режиссёр Роман Качанов), цикл фильмов по рисункам Александра Пушкина (режиссёр Андрей Хржановский).
С 1973 по 1989 год Юрий Норштейн работал режиссёром мультипликационных фильмов на киностудии «Союзмультфильм». Он является режиссёром фильмов «Двадцать пятое, Первый день», «Сеча при Керженце», «Лиса и Заяц», «Цапля и Журавль», «Ёжик в тумане», «Сказка сказок», «Шинель» (не окончена), «Русский сахар» — четыре рекламных ролика, заставка к телепередаче «Спокойной ночи, малыши», фильм по стихам Басе в японском цикле «Зимний день» (Япония).
Чтобы лучше понять чем живёт и дышит Юрий Борисович можно проанализировать его ответы на вопросы и высказывания, которые он давал на своих интервью и лекциях. Мы разделим их по группам.
Общественный строй и место в нём человека
«Неважно какой режим, важно кто ты». «В советское время поступков было больше»
«В советское время поступков было больше».
«Социализм никогда не выживет, если в нём заведётся гадость, а капитализм без гадости никогда не выживет».
«Нужно говорить не всё что угодно, а всё что важно для нашей жизни». «Не дай Бог
У него нет порядка политического мыслителя» (о Навальном)
«Не дай Бог. У него нет порядка политического мыслителя» (о Навальном).
«Я бы запретил говорить против. Скажи, что за? Где то место, где ногу поставить».
Состояние общества
«Я не слышу сейчас звонких детских голосов как тогда» (в советское время).
«Двор превратился в пустыню. Машины, машины, машины».
«Хозяин пространства — это уже преступление».
«Единственное право возвысится над другим — это возвысится над собой».
Искусство и творчество
«Искусство — это как иглой в зуб, в нерв».
«Власти (в советское время) мешали (творчеству), ну и хорошо, что мешали. По крайней мере человек был собран, постоянно в состоянии атаки, находил пути, которыми он мог обойти…» Здесь мы видим описание фактора давления среды. И если после испытания, человек выходит на более качественный уровень развития, то это говорит о том, что он преодолел фактор давления. Мирозданию нужны такие люди, способные развиваться и развивать других.
«Если мы говорим о культуре пространства, то это то, что потом входит в нашу душу и открывает в нас те клапаны…».
Про семью и воспитание
«Какое это счастье — семья. Возвращаться домой, а там покой, тишина, мама штопает носки, папа читает, брат играет на скрипочке».
«У каждого должна быть пядь — точка, которая для тебя является абсолютной и священной и если тебе плохо, ты возвращаешься к ней и она тебе дарит по воспоминаниям такие смыслы, такие количества, что ты можешь… Вот отсюда вдохновение тоже».
«Нужные книги нужно читать вовремя».
«Хотите получить кусок счастья — Борис Шергин».
Символы
Туман
Туман, в котором бродит Ежик, символизирует время. Туман скрывает от нас то, что находится позади, и то, что ждет нас впереди, то есть прошлое и будущее.
На какое-то мгновение Ежик оставил узелок с вареньем и отошел от нее в туман, а потом не смог ее найти. Котомка символизирует потерю, а смысл ее странного исчезновения заключается в простой фразе: “Потерянного не воротишь”. Иногда потерянная вещь может остаться в прошлом – там, где сами мы ее не найдем.
Также мы не знаем, с чем столкнемся в будущем: от нас это скрыто туманом времени. Мы не представляем, скольких мы можем встретить друзей и врагов в этой самой мгле.
Филин
Филин, который идет за Ёжиком – это смерть. По ходу содержания картины герой ее не замечает. Он просто идет в гости к Медвежонку и не знает, что его жизнь может оборваться в любой момент.
Филина отвлекает собственное эхо, и Ежик прячется в тумане, не подозревая, насколько он был близок к концу.
Смысл в том, что иногда смерть ходит за нами по пятам, а мы этого не замечаем и просто занимаемся ежедневной рутиной. Примечательно, что по ходу содержания ленты Ежик не замечает реальной опасности, однако падающего листочка он боится всерьез.
Из-за тумана Ежик не заметил реку и упал в нее, и пережил своего рода смерть — у него не было сил, чтобы попытаться выбраться на берег. Эта река символизирует некие негативные обстоятельства, произошедшие после других проблем. Прошлые проблемы иногда так нас выматывают, что с новыми обстоятельствами мы бороться не в силах.
Кадр из мультфильма.
Река
Ежик, упав в реку, был очень уставшим и напуганным. И он сказал: “Пускай река сама несет меня”. После чего его понесло вниз по течению. Это символизирует такой момент в жизни человека, когда он не может или не хочет противиться обстоятельствам, и говорит: “Эх, будь, что будет”.
Голос
Вскоре Ежик понял, что он замерз, и, вероятно, скоро утонет. В этот момент он услышал голос, который предложил спасти его. Ежик так и не узнал, кем был его спаситель… Трактовка здесь простая: в нашей жизни помощь часто приходит оттуда, откуда мы ее не ждем.
Белая лошадь и улитка
Белая Лошадь и Улитка символизируют людей, которые встречаются нам иногда в тумане нашей жизни. О ком-то мы вскоре забываем, а о ком-то продолжаем вспоминать еще очень долго, хотя и видели-то человека мельком, как Ежик — Лошадь.
Пес
В самый страшный момент своего пути Ежик встретился с Псом, и буквально оцепенел от страха. Но дружелюбный Пес просто вернул ему узелок с вареньем, который он ранее потерял и без посторонней помощи не нашел бы. Так и мы часто ожидаем от людей плохого, а они, наоборот, помогают нам, поддерживают нас.
Медвежонок
В финале Ежик встречается с Медвежонком. Объяснение концовки достаточно простое: эта сцена символизирует воссоединение с теми, кого мы любим, и кто делает нашу жизнь лучше.
Кадр из мультфильма.
Секрет тумана
Мультфильм «Ежик в тумане», снятый Юрием Норштейном на студии «Союзмультфильм», вышел в 1975 году и стал одной из самых популярных и узнаваемых работ режиссера. Мультипликационная картина Юрия Борисовича сразу завоевала любовь детей и взрослых, несмотря на оттенки грусти, таинственную и загадочную атмосферу, созданную во многом при помощи полифонического музыкального сопровождения. Для создания нарисованной сказки использовались акварельные краски, кисти, цветные карандаши, а также специальные ярусы из стекла. Однако главной проблемой для художников тогда стал вопрос, как сделать «туман» из подручных средств и материалов, ведь компьютерной графики в те времена еще не существовало.
На лекции, которую позже Юрий Борисович провел для своих коллег, художников-мультипликаторов, он, отвечая на вопросы, рассказал о том, каким образом создавался эффект тумана, в котором исчезает сказочный герой. Для этого использовались листы белой кальки, которую то приближали к основной картинке, то отдаляли, чтобы получить желаемый результат. При этом камера оператора не была зафиксирована, а свободно двигалась. Также при создании мультфильма применялись ярусные декорации: фигуры персонажей размещались на стеклянных пластинах и меняли свое местоположение при смене кадра, чтобы создать видимость движения.
Любопытно, что стекла, которые использовались командой Норштейна, некоторое время держали в необорудованном и захламленном помещении, чтобы они покрылись слоем пыли для получения нужного эффекта. Но однажды технический сотрудник во время уборки случайно уничтожил эти ценные «накопления», протерев пыльные стекла влажной тряпкой. Пришлось начинать трудоемкий процесс заново.
Главный секрет
Также стоит отметить следующий интересный факт о Юрии Норштейне. В очередном интервью режиссер рассказал о главном совете для родителей и детей. Когда на киностудию к нему приходили ребята с рисунками и просили посмотреть на процесс создания любимых мультфильмов изнутри, Юрий Борисович просил маленьких посетителей как можно больше мечтать и привлекать к своим мечтам родных людей, родителей и вместе вглядываться в мир, узнавать его секреты и открывать живые связи.
Также Норштейн советует людям относиться к профессии, которую они когда-то для себя выбрали, как к искусству и любить ее всем сердцем. Только тогда у каждого получится сотворить то, что до этого открыть было никому не под силу. И тогда люди, которые встретятся на жизненном пути, будут рады такой встрече и обретут силу жить дальше.
Альтернативные трактовки
У мультфильма “Ежик в тумане” есть и скрытый смысл.
“Ежик в тумане” — одна из сказок в сборнике Сергея Козлова. По ряду причин есть основания полагать, что истории там располагаются не в хронологическом порядке.
Дело в том, что в вышеупомянутой истории Ежик говорит с умирающим медвежонком, которому пробило голову упавшее дерево. Они разговаривают о смерти и о перерождении.
Медвежонок просит поливать место, где Ёжик его похоронит, чтобы он вырос вновь. То есть, если Ёжик отправился к нему, выходит, что он тоже умер. Отсюда символика смерти из различных религий по мере его пути сквозь туман.
Кадр из мультфильма.
Это место в тумане – чистилище, попав в которое Ёжик не вполне осознает, что с ним случилось. И что случилось с его другом, тоже. Дерево символично, потому что оно стало причиной смерти Медвежонка и прохождение через него – осознание акта перехода в иной мир, который уже совершил Медвежонок (то есть он как бы идет его путем).
Именно с осознанием своей смерти он теряет узелок – свою решимость, с которой он отправился к покойному другу. Ему страшно от неизвестности, которая теперь, с утратой уверенности в своей цели, давит со всех сторон.
Собака – символ преданности. Преданность другу возвращает ему уверенность в том, что его путь верный. И в этот самый момент он слышит голос Медвежонка.
Падение в реку – последняя стадия его отбытия в загробный мир. Поначалу Ёжик пытался из нее выбраться или хотя бы понять куда она его несет, но когда все его попытки повлиять на течение провалились, он просто расслабился и позволил потоку унести его.
Это символизирует то, что он отпустил свою прошлую жизнь и теперь готов к переходу. Как только он вверяет себя потоку, появляется рыба и предлагает отвезти Ёжика на берег (вероятно, это отсылка к Харону из древнегреческой мифологии).
На берегу его ждет Медвежонок и говорит: “как хорошо, что мы снова вместе”. А вместе они считают звезды, то есть оценивают плоды своих прижизненных трудов, так как ранее в одном из рассказов они протирали звезды от пыли, чтобы те светили ярче. Теперь же они могут ими лишь любоваться.
Кадр из мультфильма.
Действие мультфильма разворачивается глубокой осенью – в темное время года, когда все живое умирает. Та же участь ожидает и главного героя.
Тревожное настроение мультфильма “Ежик в тумане” создается благодаря гнетущей музыке и серому туману. Перед тем, как уйти по ту сторону, Ежик должен узнать некую истину, которую олицетворяет Белая Лошадь.
Собака, нашедшая пропавший узелок, во многих мифологиях мира является проводником в мир мертвых. Река, в которую упал герой – тоже важный мифологический образ, символизирующий переход на иную сторону бытия.
В чем смысл мультфильма Ежик в тумане
Каждое создание человека имеет скрытый смысл. Есть он и в мультфильме «Ёжик в тумане».
Мистический вариант
Загадочный мультфильм полон мистики. Туман, в который попал Ёжик, символизирует загадочный потусторонний мир, полный фантастических существ. Сова, преследующая главного героя — символ злых сил, собака, вернувшая Ёжику узелок с вареньем — символ добра. Символизируют зло и летучие мыши, а грустная белая лошадь олицетворяет смерть.
Зрители с развитой фантазией видят путь Ёжика в загробный мир по реке, несущей его куда-то. Реку они сравнивают с рекой мертвых из мифологии.
Космическая версия
При внимательном изучении мультфильма возникает мысль, что Ёжик попал в космос. В начале мелькает едва заметный силуэт летающей тарелки, а такой плотный туман и яркие звёзды могут быть только в космосе, таком далёком и близком.
Философская
Есть в добром мультфильме и философский смысл. Ёжик блуждает в тумане собственного сознания и размышляет о таинствах бытия и о загадочности окружающего мира.
Выходя из тумана нелепостей и противоречий, Ёжик встречает добро. Но задумываться о смысле жизни не перестаёт.
А таинственное дерево символизирует познание. Стоит только пройти через него, и многое станет понятно.
Воспитательная
Создатели доброй истории о Ёжике учат детей преодолевать детские страхи. Каждый в детстве чего-то боялся. Деревья могли казаться злобными великанами, туман и темнота порождали жутких чудовищ.
Но маленький храбрый Ёжик преодолел все страхи и вышел из тумана к другу.
Дружеская
Сказка о Ёжике и Медвежонке учит добру и истинной дружбе. Медвежонок беспокоился за друга и пошёл его искать. Мультфильм учит верить в настоящую дружбу, ценить и беречь её. Иначе с кем же тогда считать звёзды?
На примере загадочных персонажей мультфильм учит помогать другим. Странное существо помогло Ёжику, когда тот упал в реку, собака принесла узелок с вареньем. Все они помогли Ёжику, ничего не требуя взамен.
О вере
Есть в добром мультфильме и намёк на религию — светлячок, летающий над веточкой в руках Ёжика напоминает церковную свечу. И складывается впечатление, что персонаж совершает свой собственный крестный ход, стремясь к свету из тьмы.
Когда Ёжик плывёт по реке, он отдаётся на волю течения и ожидает, что река куда-нибудь вынесет.
Ученье — свет
В мультфильме встречаются и символы, показывающие пользу знаний.
Ёжика преследует сова — символ мудрости, сначала пугающая, потом уже и не страшная. Как и учёба, которая сначала пугает. Дерево с таинственным проходом олицетворяет вход в мир знаний.
Ёжика не пугают мотыльки, не пугает жуткая сова. Он знает, что вреда эти создания ему не сделают
Для взрослых
Есть и ещё скрытый смысл в детском мультфильме.
Взрослые заметят там чёткие ассоциации с реальной жизнью. Люди, до этого бродившие в тумане незнания и веры, выходят на свет.
Профиль ежика
К интересным фактам о мастерстве Юрия Норштейна относится и получившая известность легенда о том, что «основой» для профиля Ежика послужил слепок лица писательницы Людмилы Петрушевской, которая позже написала сценарий для еще одной работы режиссера «Сказка сказок». Внимательные зрители заметили, что у Ежика и писательницы действительно есть общие черты во внешности: вздернутый нос и «взъерошенная прическа». Людмила Стефановна также сама написала об этом в 6-м томе мемуаров.
Однако Юрий Норштейн позже опроверг эту информацию, назвав ее «чепухой», и рассказал, что на самом деле ситуация обстояла совершенно иначе. Рисовать главных героев и весь фильм Юрий Борисович доверил своей супруге Франческе Ярбусовой. Однако совместная творческая работа шла с трудом: была сделана масса эскизов главного героя, но ни один из них не показался авторам тем самым, запоминающимся среди сотен других подобных персонажей, появляющихся на экране. Ситуация однажды накалилась до предела: режиссер требовал, чтобы профиль героя мгновенно отпечатался в воображении зрителей, был запоминающимся, четким и ясным.
И после скандала и истерических криков супруга, которые окончились приемом сердечных капель, Франческе удалось собраться с мыслями, сесть и нарисовать окончательный вариант, удовлетворивший требования Норштейна.
«Нельзя поить ребенка ужасом, нужен выдох»
― А можно ли считать искусство само по себе тождественным Богу или нет?
― Нет, тождественным считать нельзя, но чувствовать себя неким демиургом в этом пространстве – да. Когда только начинаешь работать, это чистый лист. Мультипликация в этом смысле – чудовищное искусство, потому что ты должен все собрать из небытия и заполнить этот лист, он тебе дан, и ты должен его заполнить до предела. И вот я все время думаю: «Боже, где же эта первая точка?» Я все время ищу, где начало этого бытия, этого нового фильма. Вы знаете, а начала нет. Оно уже есть где-то, но здесь его еще нет, потому что оно только собирается, начинает компоноваться: там точка, там, там… Я еще даже не знаю, во что они соединятся – вдруг возникает этот эпизод или эта сценка, или этот жест. И потом, когда вдруг это все начинает сползаться и соединяться, и вдруг начинает образовываться клеточка мира, ты начинаешь понимать, что, кажется, ты нашел и ту начальную точку.
Но если в этот момент ты удовлетворяешься тем, что пользуешься жизненным опытом: «А, я опять нашел, как и в прошлый раз», – это твоя катастрофа, потому что ты оказываешься в ситуации апатии, которая может лишить тебя нужной энергии. Ты все время должен находиться в ощущении, что это все может разрушиться, обвалиться.
Знаете, когда я думаю о человеческом организме, я изумляюсь: «Боже мой, миллионы соударений в одном человеческом жесте. Если человек берет в руки молоток, то в этом действии участвует весь его организм, все его бытие». И здесь происходит та же самая история – начинает образовываться некий мир, и вдруг в какой-то момент этот мир начинает, сам начинает предлагать тебе решения. Ты даже не понимаешь, за счет чего это происходит, но можешь почувствовать, что есть какая-то необыкновенная энергия, которая вдруг становится к тебе благодарной, и дает тебе то и это. Я говорю Франческе: «Франик, каким же я вчера был идиотом, как я не мог придумать эту простую сцену? Вот же она!» Вот как это происходит. Но всему этому предшествует абсолютно невозможная, невероятно напряженная работа.
― Слушайте, а может быть, вы переросли «Шинель»?
― Нет, если я что-то и перерос, то не «Шинель». Я могу перерасти сам род занятий искусством.
― Мне кажется, вы не заканчиваете этот мультфильм сознательно.
― Нет, это неправда. Если бы я вел дневник, я прямо по дневнику бы вам сказал. Я в течение семи лет сделал 60 минут мультипликации – это очень большая скорость. Если еще учесть, что Франческа – единственный художник, и нет никого из декораторов, практически мы с ней вдвоем. Еще кинооператор – вот, практически три человека делают кино. Я работаю с огромной скоростью, с такой скоростью не работает у нас в студии никто. Как мультипликатор я мог в месяц снять 2,5 минуты, и это очень много.
― Но это были совершенно другие работы, это другая история.
― Но все равно у меня каждая работа была создана на пути к чуду. Допустим, «Ёжик в тумане»: худсовет я начал словами: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу». Понимаете? И после этого ко мне подошел зам. главного редактора, Аркадий Снесарев, который до этого очень протестовал против этого мультфильма, и сказал: «Я кажется понял о чем ты делаешь кино». Хотя, с точки зрения экшн, энергии, действия, там ничего нет, мультфильм довольно спокойный. Там есть только один эпизод, где развивается бешеный темп, когда Ёжик в ужасе теряется в этом пространстве и понимает, что конец всему, и ему тоже конец. Но важен был момент перехода от одного к другому, потому что нельзя поить ребенка ужасом. Он может это пережить, но надо, чтобы потом все-таки произошел выдох. Так что, это хотя и другие фильмы, но они все равно об одном и том же.
Сюжет
Сюжет 10-минутного мультфильма “Ежик в тумане” достаточно простой. Главный герой, Ежик, взяв банку с вареньем, отправляется к своему другу Медвежонку — считать звезды. По пути он попадает в Туман, в котором встречает Филина, Белую Лошадь и еще нескольких зверей.
Он потерял узелок с вареньем, но на выручку пришел Пес, который принес его Ежику обратно. Потом Ежик обнаружил большое дерево, под которым он услышал голос Медвежонка.
Идя на голос друга, Ежик попал в реку и его понесло течением до тех пор, пока Некто не помог ему выбраться на берег. Ежик успешно дошел до Медвежонка, но мысленно он постоянно возвращался к Белой Лошади.
Лента
Геополитика за 6 минут: Д.Маккиндер, А.Мэхэн, К.Хаусхофер, Н.Данилевский |
Кинчев против принудительной вакцинации и QRепостного права |
Отдел кадров президентов и премьер министров. |
Советская печать о недостатках советского строя |
Тест на человеческое достоинство, право на Жизнь! |
Чёрный ворон |
Вопрос-Ответ от 16 ноября 2021 г. Валерий Пякин |
Анализ основных положений марксизма с точки зрения ПСУ. (Ч.I ) Материалистическое понимание истории |
Слабость и сила «Тыдебила» |
Не опоздать бы нам с Костей. |
Пивко со Сталиным, детский труд и полуголые проводы Брежнева |
Без обмана, без насилия и с песнями! |
И хитрили они, … и хитрил Аллах, НО Аллах – лучший из хитрецов! |
Про элитных баранов |
Здравоохранение — дело каждого |
Писатель Русской Души — 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского |
История создания мультфильма
Мультфильм “Ежик в тумане” покорил не только советского, но и мирового зрителя, приобрел культовый статус.
В основу идеи мультфильма легла одноименная повесть Сергея Козлова, который лично занялся ее адаптацией. Для создания оригинальных спецэффектов режиссер мультфильма пригласил Александра Жуковского.
Весь фильм был нарисован женой Юрия Норштейна, художником Франческой Ярбусовой. Музыку к фильму по наброскам Норштейна написал композитор Михаил Меерович.
Режиссер и мультипликатор Юрий Норштейн и художник Франческа Ярбусова. Фото взято с сайта cinemotions.blogspot.com.
Творчество
После окончания курсов Юрий Борисович остался трудиться на киностудии в качестве художника-мультипликатора.
Дебютировал Норштейн в 1968 году, вместе с Аркадием Тюриным создав к 50-летию Октябрьской революции фильм-плакат «25-е, первый день». В основу произведения легли работы советских художников, таких как Александр Дейнека, Юрий Пименов, Казимир Малевич и другие. Из-за политической цензуры фильм так и не вышел в том виде, который задумывался, однако благодаря ему режиссер осознал возможности мультипликации.
Спустя год Юрий Борисович в соавторстве с Иваном Петровичем Ивановым-Вано выпустил кукольный мультфильм «Времена года», в котором были использованы кружева и вятская игрушка. А двумя годами позже этот же тандем работал над проектом «Сеча при Керженце».
Отрывок из мультфильма Юрия Норштейна «Ежик в тумане»
В 1973 году режиссер снял мультфильм «Лиса и заяц» в пересказе Владимира Даля, который стал первой совместной работой Юрия Борисовича и его жены Франчески Ярбусовой. Позже женщина вспоминала, что мультик не принимали из-за грустных еврейских глаз у зайчика. На следующий год супруги вместе работали над «Цаплей и журавлем», также в редакции В. Даля.
Работой, покорившей мир мультипликации, стала сказка «Ежик в тумане». В отличие от ранней анимации, в фильмографии Норштейна, где для озвучки приглашался только один актер, для «Ежика» пригласили сразу трех. Так, колючего героя озвучила Мария Виноградова, подарившая голос, наверное, большинству советских персонажей. Голосом Медвежонка говорил Вячеслав Невинный, а рассказчиком был Алексей Баталов. Сложным моментом оказалась сцена, в которой Ежик после знакомства с Филином произносит слово «псих», так как здесь требовалось сохранить некий баланс между наивностью и испуганностью героя.
Поначалу откликов по поводу картины не последовало, но начиная с конца 70-х критики стали отмечать достоинства ленты. Профессор Марк Уайтхед отметил, что «Ежик…» очаровательный и меланхоличный, драматург Людмила Петрушевская назвала анимацию национальным хитом, а культовый японский аниматор Хаяо Миядзаки назвал работу Норштейна любимым мультфильмом.
В 1979 году вышла еще одна значимая в карьере художника мультипликационная работа под названием «Сказка сказок», которая удостоилась 7 кинонаград в семи странах.
В том же году Юрий Борисович начал преподавательскую деятельность на факультете анимационного кино Высших курсов сценаристов и режиссеров, которая продлилась до 1996 года.
В начале 80-х Норштейн начал работу над мультипликацией повести Н. В. Гоголя «Шинель», которую не закончил и спустя 40 лет по причинам, которые отказывался называть.
Рисунок Юрия Норштейна
Параллельно с преподаванием художник совместно с ведущими режиссерами Андреем Хржановским, Федором Хитруком и Эдуардом Назаровым организовал производственную студию «ШАР», где преподавал до 1998 года. Мультипликатор ездил с лекциями по ближнему и дальнему зарубежью, был в Великобритании, Японии, Норвегии, Швеции, Франции и Соединенных Штатах.
В 1999 году Норштейн стал автором новой заставки для передачи «Спокойной ночи, малыши!». Правда, нарисованный заяц, звенящий в колокольчик, вызвал негативную реакцию со стороны телезрителей из-за глаз и зубов.
Режиссер является автором статей и книг об искусстве мультипликации. В 2005 году вышел сборник лекций по анимации «Снег на траве» и «Сказка сказок», написанная в соавторстве с супругой Франческой.
Также рисунки почетного профессора ВГИКа Юрия Норштейна красовались на выставках в Токио, Париже и Нью-Йорке.
Заключение
Чем же привлекает нас эта короткая незатейливая история, от которой невозможно оторваться все 10 минут, пока разворачивается повествование мультфильма? Захватывающий сюжет, оригинальные образы героев, великолепная музыка — всё это, в совокупности, создаёт тот необыкновенный и глубокий мир Ёжика в тумане.
В том и заключается сила воздействия мультфильма на мировоззрение детей и взрослых, что он при всей своей простоте содержит очень богатую палитру образов, позволяющую подумать о большом и сложном. Вся мощь мультфильма состоит в том, что он показывает в самых простых формах путь глубокого жизненного преображения личности.