Да, евразийцы
Содержание:
- Турция
- Славянофильский миф
- Что близкого евразийцы видели в азиатских странах?
- Что такое Восток «внутренний»?
- Пассионарность
- История евразийской интеграции
- Евразийская концепция государства и права
- Начало 20 века
- Общественный идеал «правды»
- Обрести себя
- Группы, частично происходящие от древних северных евразийцев
Турция
Распространение тюркских народов в Евразии.
С конца 1990-х гг. Евразийство приобрело в Турции последователей в националистических ( улусальских ) кругах. Самой известной фигурой, связанной с Дугиным, является Догу Перинчек , лидер Патриотической партии ( Vatan Partisi ). Некоторые аналитики современной турецкой политики предполагают, что ультранационалистическая и светская элита, которая также связана с членами турецких вооруженных сил , которые подверглись тщательной проверке в связи с делом о перевороте в Эргенеконе , имеет тесные идеологические и политические связи с евразийцами.
Тюркский совет
Тюркский совет или, в полном объеме, Совет сотрудничества тюркоязычных государств — международная организация, в состав которой входят некоторые тюркские страны . Он был основан 3 октября 2009 года в Нахчыване .
Генеральный секретариат находится в Стамбуле , Турция . Страны-члены — Азербайджан , Казахстан , Кыргызстан , Узбекистан и Турция . Туркменистан и Венгрия в настоящее время не являются официальными членами совета из-за своей нейтральной позиции; однако они являются возможными будущими членами совета. Узбекистан объявил о своем намерении присоединиться к совету 30 апреля 2018 года и официально подал заявку на членство 12 сентября 2019 года. С конца 2018 года Венгрия является наблюдателем и вскоре может запросить полноправное членство в Тюркском совете.
Славянофильский миф
Отвергая вестернизированный подход к объяснению явлений русской истории, Алексеев, в то же время, не принимал и исторические мифы, идеализирующие русский народ в противовес западническим воззрениям. Самый устойчивый из таких «мифов», по мнению Алексеева, был создан славянофилами в середине XIX столетия. Славянофилы представляли себе историческое развитие России как бесконфликтное, а русский народ – как пассивный материал для государственного строительства. Историческая концепция славянофилов, с точки зрения Алексеева, совершенно не объясняла многочисленных смут и восстаний, которыми изобилует прошлое России. Славянофильская концепция не в состоянии раскрыть тех побуждений и стремлений, которые двигали народными массами в Смутное время, восстаниях Разина и Пугачёва, а равно и в большевистскую революцию. Не объясняла она и извечного движения русского народа на простор, на волю – в казаки, на новые земли. Между тем, по убеждению Алексеева, «уход от государства есть первостепенный факт русской истории, который физическое своё воплощение нашёл в казачестве и своё нравственное оправдание – в различных политических воззрениях, оправдывающих бегство от организованных форм общественной жизни».
Что близкого евразийцы видели в азиатских странах?
Россия-Евразия, по мнению евразийцев, есть особая часть Старого Света. Ее границы совпадают с границами СССР начала 1920 годов. Это уникальный мир, отличный как от «Европы», так и «Азии», при этом ему присущи отдельные признаки и первой, и последней. Многие азиатские страны, как считали евразийцы, также напоминали Евразию, поэтому и рассматривались ими по аналогии с нею. Главный евразийский востоковед Василий Никитин в своих работах сравнивал Евразию с Ираном. При этом Туран как термин, в древности обозначавший место проживания кочевых ираноязычных народов прежде всего в Средней (Центральной) Азии, сегодня становится частью Евразии. Несмотря на то что Туран населяли ираноязычные и тюркские народы, в силу своего кочевого статуса, непричастности к зороастризму и иранской имперской традиции коренные жители Ирана воспринимали туранцев посторонними народами.
Никитин подчеркивал, что, с одной стороны, Иран впитал в себя античную культуру и философию (в эллинистическую эпоху страна подпадала под власть македонцев и греков), с другой — воспринял древнеиранскую традицию Ахеменидов, идеи, связанные с имперостроительством и зороастризмом. И, наконец, Иран как мусульманская страна находится под влиянием особого шиитского религиозно-правового толка — джафаритского. Синтез этих трех начал порождает промежуточное пространство, особый внутренний мир, который не является ни первым, ни вторым, ни третьим, но одновременно их совокупностью и особенным сплавом. И именно этот сплав различных начал на территории одного государства делает Евразию схожей с Ираном. Однако Никитин также осознавал, что в силу своей географической удаленности и культурной самобытности Иран не связан с Евразией напрямую.
Еще одной страной, интересовавшей Никитина, был Йемен. Эта страна, подобно Евразии, также находится на перепутье, соединяя в себе традиции разных культур (с одной стороны, Аравии, с другой — Эфиопии и так далее). Многие евразийцы, разделявшие взгляды Никитина, полагали, что Иран и Йемен — своеобразные «месторазвития», которые необходимо тщательным образом исследовать. Китай и Индия в этом смысле интересовали евразийцев гораздо меньше. Во-первых, потому что среди евразийцев на тот момент не было хороших китаеведов и специалистов по культуре Индии, во-вторых, эти страны не подпадали под евразийский образ сложной амальгамы различных влияний. Индия и Китай в понимании евразийцев были странами намного более монолитными.
Что такое Восток «внутренний»?
Евразийцы видели в Евразии не только собственно славянские народы, но и своеобразный «внутренний Восток», который можно назвать туранским Востоком, населенный финно-угорскими, монгольскими и тюркскими этносами.
Важно напомнить, что изначально евразийство позиционировало себя как православное учение, неправославные народы России воспринимались евразийцами как «потенциальные православные». Убеждение о потенциальном православии вытекает из религиозного осмысления философом Львом Карсавиным в статье «Восток, Запад и русская идея» (1922) сущности религий Старого Света
Как и Николай Трубецкой, автор полагал, что не следует искать на «Востоке» новые религии — те не являются истинными, не приемлют подлинную идею личности. Но потенциально эти религии могут стать христианством.
Большая заслуга евразийцев в том, что они, с одной стороны, ввели изучение неславянских народов России в рамки отечественной истории, с другой — акцентировали внимание на азиатских странах, граничащих с Россией
Постепенно евразийство начало уходить от подобного «оправославления» народов России, поскольку стало понятно, что «оправославить» всех очень сложно и политически неэффективно. Подобное «отступление» привело к тому, что в конце 1920-х годов к евразийцам начали примыкать буддисты, евреи и др. Из православного по своей направленности движения евразийство постепенно стало сверхконфессиональным.
Помимо культурной и политической реабилитации неславянских народов России евразийцы подчеркивали их влияние на становление российской государственности. Николай Трубецкой в своей анонимно написанной работе «Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока» (1925) впервые пытался объяснить, что без туранцев (кочевых народов Евразии) России бы не было. Именно монголы, а не Киевская Русь дали импульс к объединению народов Евразии. Киевская Русь представляла собой обычное европейское государство, которое контролировало определенный бассейн рек между Балтийским и Черным морями. Монголы же, завоевавшие Русь и окружающие ее народы, сообщили ей новое политическое единство, подарили России новую политическую жизнь. Монголам удалось перестроить русское население так, что народ, не изменившись внешне, изменился внутренне. И последующее, в т.ч. советское стремление к коллективизму есть результат развития тюркской психологии. По мнению Н.С. Трубецкого, туранцы склонны к схематизму, построению больших государственных систем.
Важно при этом отметить, что отношения евразийцев и лидеров тюркской (туранской) национальной интеллигенции были довольно сложными, во многом они строились на зыбкой почве непонимания и разных ценностных представлениях. К примеру, негативно о евразийстве отзывались Заки Валиди и Гаяз Исхаки
Для тюркских народов евразийство было новой формой русского империализма. Тем не менее евразийство сыграло заметную роль в изучении «внутреннего Востока», в частности, в обозначении такого направления, как «кочевниковедение», изучение жизни народов Центральной Азии. Так, историк Г.В. Вернадский, долгое время примыкавший к евразийству, в своей работе «Древняя Русь» (1943) сделал акцент не на Киевской Руси, а на пространстве Евразии, включая Алтай, Среднюю Азию, Урал и т.д.
Пассионарность
В дневниках Льва Николаевича часто проскальзывают мысли о других ученых-евразийцах. Где-то он признает, что идеи коллег гораздо более состоятельные. Но каждый раз осекается и замечает, что они не понимают главного в теории этногенеза – феномена пассионарности. Его придумал сам Гумилев.
По мнению историка, именно пассионарные толчки определили состояние современной Евразии и обоюдную нужду славян и тюрков друг в друге. Кроме того, идея пассионарности позволяет развенчать главный миф славянофилов. Россия или Евразия – конечно, далеко не единственный центр мира. А лишь один из центров. На понимании этого основана современная политическая концепция многополярного мира.
Фото: Википедия/ChelseaFunNumberOne
Пассионарность объясняет и необходимость существования таких союзов, как ЕАЭС. Гумилев отмечал, что у тюрков и славян – идеально сочетающиеся карты толчков (пассионарный толчок, согласно Гумилеву – микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах; проявляется в виде полос на поверхности Земли шириной около 200-400 километров – прим. ред.). Когда пассионарные поколения рождаются у славян, они могут поддержать отставших тюрков, и наоборот. В 1992 году Лев Николаевич говорил, что Россия подошла к периоду спада пассионарности. Этот период – наиболее критический в истории страны. Поэтому поддержка Казахстана, Кыргызстана, Армении и Беларуси в Евразийском Союзе приходится как никогда кстати.
История евразийской интеграции
Как и историю европейской интеграции, историю евразийской интеграции можно разделить на две стадии: на современнейшую историю интеграции, т.е. на все то, что случилось после распада СССР (после 1991 года), и, в силу того, что мы пока не нашли более подходящий термин, на до-современнейшую историю интеграции, т.е. на все то, что случилось до 1991 года.До-современнейшую историю интеграционных процессов в Евразии можно разделить на четыре больших этапа:
- Скифская культурная общность (13-й по 2-й века до н.э.);
- Тюркские каганаты (5-й и 6-й века н.э.);
- Монгольская империя (13-й по 15-й века н.э.);
- Российская империя и СССР (18-й по 20-века н.э.).
Как мы видим, пространство «Малой Евразии» с древнейших времен вплоть до наших дней периодически была объединена культурно и политически. В период монгольского владычества и Советского союза мы также видели объединение большой части «Большой Евразии». Причем, движущей силой этой интеграции стали разные народы: не только русские, но и скифы, тюрки и монголы. Данное наблюдение опровергает бытующее на Западе утверждение, будто современная евразийская интеграция является продуктом исключительно российских интересов, и, что под «объединенной Евразии», в отличие от объединенной Европы, якобы отсутствует своя историческая и культурная база.Современнейшую историю евразийской интеграции можно разделить на три этапа:
- Этап декларативной интеграции (1991 – 2000);
- Этап институциональной интеграции (2000 – 2008);
- Этап фактической интеграции (2008 – по настоящее время).
После распада Советского союза, 90-е годы 20-го века можно охарактеризовать как этап «декларативной интеграции». О реинтеграции постсоветского пространства была заявлена, например, в известном выступлении президента Казахстана Н.А Назарбаев в 1994 году, но все инициативы во многом остались лишь на бумаге. СНГ (1991) был организацией «цивилизованного развода», таможенные союзы 1995 и 1999 годов не реализовались, об успешности или не-успешности Союзного государства Беларуси и России спорят по сей день. Данный период «интеграционных фальстартов» объясняется тем, что новые суверенные государства, в том числе Российская Федерация, буквально недавно приобрели независимость от единого высокоцентрализованного государства и боялись заново потерять эту независимость.В 2000-м году с приходом к власти президента России В.В. Путина начинается этап «институциональной интеграции» региона. В этот период, несмотря на отсутствие фактической интеграции, мы видим создание институциональной основы для реальной интеграции в дальнейшем. Так, в 2000 году были созданы ЕвразЭС и ОДКБ, в 2006 году был учрежден Евразийский банк развития. Любопытно, что данное время совпало с периодом высоких доходов нефтяной отрасли и стремительного экономического роста России и Казахстан.Однако, лишь мировой финансово-экономический кризис 2008 года и учащение т.н. «цветных революций» на постсоветском пространстве, подтолкнули страны Малой Евразии приступить к следующему этапу – стремительной «фактической интеграции». В 2008 году было принято решение о создании Таможенного союза, который вступил в силу в 2010 году. В 2011 году была создана Зона свободной торговли СНГ. В 2012 году был учрежден первый после распада СССР наднациональный институт региона – Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК, тогда – Комиссия Таможенного союза). Далее, в 2013 году, следуя классической модели интеграционной иерархии (пирамиды), к Таможенному союзу РБ, РК и РФ добавляется Единое экономическое пространство.Серьезным достижением современнейшей истории евразийской интеграции стало подписание в 2014 году в Астане «Договор о Евразийском экономическом союзе» и учреждение Евразийского экономического союза (ЕАЭС) 1 января 2015 году. В том же году к объединению присоседились Армения и Кыргызстан.Литература:
- Кофнер Ю.К. Два евразийства. 2017. // http://eurasian-studies.org/archives/4427
- Кофнер Ю.К. Принципы евразийской интеграции в исторической перспективе. 2017. // http://eurasian-studies.org/archives/3397
- Кофнер Ю.К. Культурные факторы экономического развития в евразийском учении об экономике. 2017. // http://eurasian-studies.org/archives/3296
- Кофнер Ю.К. Концепция Большой Евразии: культурно-географическое и полит-экономическое понимания. 2018. // http://eurasian-studies.org/archives/8027
- Евразийский экономический союз. – Санкт-Петербург: ЦИИ ЕАБР, 2017. – 296 с.
Евразийская концепция государства и права
В евразийстве не менее важное место, чем историософские и геополитические построения, занимает своеобразная концепция права и государства. Главную роль в её разработке сыграл Николай Николаевич Алексеев
Государственно-правовая сторона евразийского учения была развита им в его работе «На путях к будущей России (советский строй и его политические возможности)», статьях «Русский народ и государство», «Евразийцы и государство», «О гарантийном государстве», «Обязанность и право» и мн. др., написанных им в 20-30-е гг. ХХ века.
Конструируя идеальную модель будущего евразийского государства, Алексеев стремился исходить из реального состояния России после большевистской революции. Освобождение России от коммунизма, считал Алексеев, будет не полным отрицанием Советского государства, а дальнейшим развитием содержащихся в нём положительных элементов, соединённых с ещё более высокими потенциями государственно-правового развития, заложенными в историческом опыте России. В государственно-правовой доктрине евразийства Алексеев пытался синтезировать различные политические традиции России, начиная со времён Московской Руси и заканчивая Россией советской.
Характерной особенностью этой доктрины явилось её сознательное противопоставление западной либеральной правовой парадигме.
Обоснование своей концепции Алексеев подыскивал в русской истории, параллельно утверждая своё, евразийское её понимание. «Вся наша история и есть прежде всего борьба с Азией, приспособление к Азии и ассимиляция Азии». Отстаивание своего бытия в борьбе с кочевниками, которые сначала были в этой борьбе победителями, а потом стали побеждёнными, требовало особой организации на основе тягла – всеобъемлющих и всеохватных обязанностей перед государством. Это суровое военное тягло наложило отпечаток на всю жизнь народа. Не все могли выдержать такое напряжение, тем более когда рядом лежали обширные пространства неосвоенных земель. В этой неопределённости пространства и состоит отличие нашей истории от западноевропейской. Запад стремился к усовершенствованию социальной жизни, русский народ – к расширению в пространстве. Запад шёл путём интенсивным, мы же – экстенсивным.
Начало 20 века
Орфографическая проекция Большой России / Евразии и ближнего зарубежья
Советский Союз в 1945 году
(Советские территории, никогда не входившие в состав Российской империи : Тувинская АССР , Калининградская область и Закарпатье , Львовская , Станиславская и Тернопольская области на западе Украины )
Дополнительная аннексированная / оккупированная территория Российской империи ( Великое княжество Финляндское и Конгресс Польша )
Максимальное распространение советского ближнего зарубежья, 1955 г. ( Варшавский договор , Монгольская Народная Республика и Северная Корея )
Максимальный размер сферы влияния Российской империи после продажи Аляски в 1867 году, несмотря на более поздние попытки Советского Союза восстановить их ( Северный Иран , Синьцзян , Маньчжурия )
Евразийство — политическое движение, берущее свое начало в русской эмигрантской общине 1920-х годов. Движение утверждало , что русская цивилизация не принадлежит к категории «Европейской» (несколько заимствования из славянофильских идей Константина Леонтьева ), а также о том , что Октябрьская революции из большевиков была необходимая реакция на быструю модернизацию российского общества. Евразийцы считали, что советский режим способен превратиться в новое национальное, неевропейское православное христианское правительство, сбросив первоначальную маску пролетарского интернационализма и воинствующего атеизма (которому евразийцы были категорически против).
Евразийцы критиковали антибольшевистскую деятельность таких организаций, как РОВС , полагая, что энергия эмигрантского сообщества будет лучше сосредоточена на подготовке к этому ожидаемому процессу эволюции. В свою очередь, их оппоненты среди эмигрантов утверждали , что евразийцы призывали к компромиссу с и даже поддержку советского режима, в то время как оправдывая свои безжалостные политики (таких , как гонения на РПЦ ), а всего лишь «преходящие проблемы» , которые были неизбежные результаты революционного процесса.
Ключевыми лидерами евразийцев были князь Николай Трубецкой , Петр Савицкий , Петр Сувчинский , Д.С. Мирский , Константин Чхеидзе , Петр Арапов, Сергей Ефрон . Философ Жорж Флоровский изначально был сторонником, но отказался от организации, заявив, что она «поднимает правильные вопросы», но «дает неправильные ответы». Николай Бердяев писал, что он, возможно, повлиял на принятие евразийцами революции как факта, но он отметил, что ряд ключевых евразийских постулатов были ему совершенно чужды и враждебны: они не любили свободу, как он, они были государственниками, они были враждебны западной культуре в отличие от Бердяева и формально принимали Православие.
Примерно в то же время в эмигрантском сообществе возникло несколько организаций, похожих по духу на евразийцев, таких как промонархистские Младоросси и Сменовеховцы .
Несколько членов евразийцев пострадали от советской провокационной операции TREST , в результате которой в России была организована фальшивая встреча евразийцев, на которую в 1926 году присутствовал лидер евразийцев П. Н. Савицкий (более ранняя серия поездок была совершена двумя годами ранее евразийцами. член П. Арапов). Раскрытие TREST как советской провокации нанесло евразийцам серьезный моральный удар и дискредитировало их общественный имидж. К 1929 году евразийцы прекратили выпуск своих периодических изданий и быстро исчезли из русского эмигрантского сообщества.
Общественный идеал «правды»
Несмотря на различия, все традиционные направления русской политической мысли, по мнению Алексеева, объединялись попыткой сформулировать общественный идеал, основанный на «правде». Это самое «громадное напряжение русского народа в искании политической и социальной правды», составляющее главнейшую черту русской национальной психологии, с особой силой проявилось в российской революции. Она выбросила на поверхность тот идейный «примитив», который русский народ вынашивал и которым духовно жил на протяжении веков.
Когда рухнул старый государственный строй, оказалось, что либеральные идеалы чужды русскому народу. «Русский ум не мирится с тем, что капитализм основной целью хозяйственной деятельности считает не удовлетворение законных потребностей человеческой личности, но исключительно приобретательство и увеличение богатства… Сила советского государства заключается в том, что оно своею целью поставило решительную борьбу с капитализмом, объявило себя, таким образом, некоторым “государством правды” и заставило многих поверить» в это.
В 1917 году, по мнению Алексеева, возобладали: 1) идея вольницы, 2) идея диктатуры, 3) идея социального устроения на земле на началах коммунизма». В большевизме народ воспринял не новую «интеллигентскую», а старую русскую «правду». Но большевизм добавил и нечто новое, что позволило создать государственный порядок. Большевизм «на место непосредственной казацкой демократии поставил своеобразно построенное народное государство, опирающееся на сочетание диктатуры с народным представительством».
Алексеев был убеждён, что большевистский строй обречён на гибель. «Не может быть никакого сомнения, что рано или поздно русский народ придёт к полному сознанию, что “правда” советского государства превратилась в “кривду” коммунистической системы». Но победить коммунизм окажется способна только такая политическая сила, которая сумела бы предложить народу иной, не коммунистический и не капиталистический идеал «государства правды»
Алексеев пророчески предсказывал, что после падения большевизма возвращение к капитализму может на какое-то время показаться лучшей альтернативой, но даже в этом случае «русский народ примет капиталистическую систему условно, не веря в неё и не считая её праведной… Русский народ по-прежнему будет бороться с эксплуатацией и рабством во имя человеческой свободы. Но уже не в коммунистических целях и не коммунистическими средствами».
Предсказал Алексеев и возможность распада СССР в результате курса на искусственное «нациестроительство»: «Коммунистическая политика словно всеми силами стремится сделать реальною ту невероятную возможность, что… отдельные, входящие в состав России народы, разрушат и Россию и интернационализм и, так как они сами едва ли способны к самостоятельному государственному бытию, то придёт некто третий, не русский и не интернационалист, который и превратит их землю в свою колонию».
Обрести себя
Масштабная пиар-кампания в экспертной среде и медийном пространстве вокруг нового цивилизационного мегапроекта Большой Евразии и поворота на Восток направлена на обоснование проводимого курса и потенциальных выгод от него, в том числе обеспечение поддержки инициативы населением страны. Поэтому в данном контексте вся риторика о возрождении евразийской сущности России воспринимается пока только как попытка придать повороту на Восток естественный характер и решить сразу несколько проблем, в том числе и идеологических.
История свидетельствует о том, что искусственно созданные нарративы и насаждённые сверху конструкты редко бывают жизнеспособны. Элементом официальной идеологии Советского Союза был нарратив о возникновении новой общности, человека нового типа, именуемой советским человеком. Эта идея активно форсировалась властью, но конструкт рассыпался вместе с СССР.
На юбилейном заседании Валдайского клуба В. Путин сказал: «Мы также понимаем, что идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии. Такая конструкция неустойчива и очень уязвима, мы знаем это по собственному опыту, она не имеет будущего в современном мире. Необходимо историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм. Только тогда наша идентичность будет основана на прочном фундаменте, будет обращена в будущее, а не в прошлое».
Без национального самоопределения и самоидентификации государство не может долго существовать, как успешная команда не может существовать без общей цели и солидарности между её членами. Необходимо сформировать национальную идентичность внутри страны, чтобы определить её как целостный субъект, а рассуждения о евразийской идентичности в поддержку политико-экономического курса страны пока напоминают попытку построить дворец на хилом фундаменте. Но не исключено, что в поиске внешнеполитических союзников и экономических возможностей мы также обретем себя.
Группы, частично происходящие от древних северных евразийцев
Восточные охотники-собиратели (EHG) — это линия, происходящая преимущественно (75%) от ANE. Он представлен двумя особями из Карелии , один из Y-гаплогруппы R1a-M417, датируемый ок. 8,4 , другой из Y-гаплогруппы J, датируемый ок. 7,2 тыс. Лет назад; и один человек из Самары , Y-гаплогруппы R1b-P297, датированный ок. 7,6 тыс. Эта линия тесно связана с образцом ANE из Афонтовой горы , датируемым ок. 18 тыс. После окончания последнего ледникового максимума, линии западных охотников-собирателей (WHG) и EHG объединились в Восточной Европе, что объясняет раннее присутствие предков, происходящих от ANE, в мезолитической Европе. Факты свидетельствуют о том, что когда древние северные евразийцы мигрировали на запад из Восточной Сибири, они поглотили западных охотников-собирателей и другие западноевразийские народы.
Кавказские охотники-собиратели (CHG) представлены особью Сацурблия, датируемой ~ 13 тыс. Лет назад (из пещеры Сацурблия в Грузии ), и содержали 36% примеси, производной от ANE. В то время как остальная часть их предков происходит от пещерного индивида Дзудзуана, датированного ~ 26 тыс. Лет назад, в котором отсутствовала примесь ANE, родство дзудзуаны на Кавказе уменьшилось с появлением ANE в ~ 13 тыс. Лет назад.
Скандинавские охотники-собиратели (SHG) представлены несколькими людьми, захороненными в Мотале , Швеция, ок. 6000 г. до н.э. Они произошли от западных охотников-собирателей, которые первоначально заселили Скандинавию с юга, а затем от популяций EHG, пришедших в Скандинавию с севера через побережье Норвегии .
Люди эпохи неолита Ирана (Iran_N), датированные ~ 8,5 тыс. Лет назад, содержали 50% примеси, полученной из ANE, и 50% примеси, связанной с дзудзуаной, что свидетельствует о том, что они отличаются от других ближневосточных и анатолийских неолитов, в которых не было примеси ANE. На смену неолиту Ирана позднее пришла иранская энеолита, которая представляла собой смесь неолита Ирана и неолита Ближнего Востока Леванта.
Древние берингийцы / предки коренных американцев — это особые археогенетические линии, основанные на геноме младенца, обнаруженного на участке Upward Sun River (названном USR1), датируемом 11500 лет назад. Линия AB расходилась с линией предков коренных американцев (ANA) около 20 000 лет назад.
Западно-сибирские охотники-собиратели (WSHG) представляют собой особую археогенетическую линию, о которой впервые сообщили в генетическом исследовании, опубликованном в Science в сентябре 2019 года. Было обнаружено, что WSG имеют примерно 30% -ное происхождение EHG, 50% -ное происхождение ANE и от 20% до 38%. Восточноазиатское происхождение.
Западная Степная Пастухи (WSH) является имяданное отчетливым наследственного компонентакоторый представляет происхождение тесно связано с культурой Ямная в степи понтийских-Каспийского . Эту родословную часто называют ямной или степной.
Поздний верхний пэолит озера Байкал — Усть-Кяхта-3 (UKY) 14 050-13 770 л.н. были смесью 30% предков ANE и 70% восточноазиатских предков.
Голоцен озера Байкал — байкальский энеолит (Baikal_EN) и байкальский ранний бронзовый век (Baikal_EBA) произошли от 6,4% до 20,1% предков от ANE, в то время как остальная часть их предков произошла от жителей Восточной Азии. Fofonovo_EN около озера Байкал были смесью 12-17% предков ANE и 83-87% восточноазиатских предков.
Люди Хоккайдо Дзёмон конкретно относятся к населению периода Дзёмон на Хоккайдо всамойсеверной Японии. Хотя сами народы Дзёмон произошли в основном из восточноазиатских линий, одно исследование показало сходство между Хоккайдо Дзёмон и североевразийским образцом Яна (группа, родственная ANE, относящаяся к Мальта), и предлагает в качестве объяснения возможность второстепенного Яна поток генов в популяцию Хоккайдо Дзёмон (а также другие возможности).