Пасха для усопших

Содержание:

Как одеть покойного, полагая в гроб

Раньше было принято одевать покойника во
все белое, причем погребальная одежда готовилась
заранее. Мужчине голову покрывали саваном – тонким
платком с острым верхом и опускающимся на спину
полотнищем, женщине светлым платком. Сегодня покойного
принято одевать во все новое, чистое. Одежда должна быть
закрытой, с длинными рукавами, небольшим вырезом у шей
(без декольте), длина юбки у женщин — не выше колен.

Согласно христианской традиции, перед
погребением тело покойного нередко одевают в светлые
одежды — некий знак того, что успение есть не только
скорбь расставания с ближними, но и радость встречи с
Богом.

Одежда должна хорошо подходить по
размеру

Если человек при жизни заготовил себе костюм
или платье для похорон, его желание важно исполнить. На
руке покойного, если он был в браке, можно, при желании
близких, оставить обручальное кольцо

Хоронить усопшего следует в обуви.
Необязательно покупать «белые тапочки», просто обувь
должна быть.

Военных людей обычно хоронят в парадной
форме, с наградами.

Есть традиция класть в гроб книги,
деньги, драгоценности, продукты, фотографии. С
православной точки зрения — это пережиток язычества,
когда считалось, что вещи будут продолжать иметь
значение, могут «пригодиться» усопшему на том свете.
Однако и христиане убеждены, что есть «вещи»,
необходимые для усопшего: любовь и молитвы о нем его
близких, их милостыня и добрые дела в его память.

Что означает, если человек умирает в Великий пост, не дожив до Пасхи

Существует особое отношение к тому, как человек умирает, особенно если это произошло в пост перед Пасхой. Многих интересует, что это могло бы означать для души умершего: хорошо или плохо ей придется на Небесах. Суеверия по этому поводу не находят поддержки у священнослужителей. Таинство смерти и дальнейшие мытарства для души определяются поступками человека.

Хорошо или плохо, когда человек умирает в Великий пост

Смерть человека для кого-то является большой потерей. В такую минуту родные хотят думать, что его душа меньше будет терпеть мытарства и получит разрешение в Рай. Именно такие мысли присутствуют у родственников, когда умирает кто-то в пост перед Пасхой. Этот период считают более особенным, чем другое время в году.

Священнослужители объясняют, что нет никакой привязки между постом и смертью человека. В это время просто человек больше углубляется в себя и острее воспринимает такое событие. В церкви поясняют, что нет прямой дороги в Рай, и каждой душе нужно будет держать ответ за свои поступки. В священном писании сказано:

«В чем застану, в том и буду судить».

Это слова Господа, поэтому время смерти не может влиять на жизненную дорогу, которую прошел человек.

Правда ли, что много людей умирает перед Пасхой

Мудрые знания людей, которые передавались предками, имеют глубокий смысл. Чего стоит только выражение:

«Снег растает, и люди за водой пойдут».

Эта фраза касалась количества смертей, которые происходили в пост. Ведь он всегда приходится на весенние месяцы. В те времена, когда жили славяне, никто не вел статистику, но примета каждый год подтверждалась.

То, что количество умерших перед Пасхой в пост увеличивается, подтверждают современные похоронные бюро. Они с таким сталкиваются каждый год, и в марте у них самый большой объем работы.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Для чего и как нужно соблюдать Великий Пост православным христианам

Почему хорошо, когда умирает человек в пост

Планировать смерть никто не может, и никто не знает, какая жизненная дорога ему предначертана. Кому и что выпадет на том свете, может знать только Господь, который рассудит, насколько праведная жизнь была у человека.

Считается, что в пост умирать хорошо. Так всегда раньше говорили старые люди. Возможно, это связано с тем, что перед тем как вступить в пост, человек исповедуется, и ему прощаются грехи. Умирая в такое время, он уже успел облегчить свою участь. Еще большим является соборование, но такое рекомендуется людям, которые находятся при смерти, или в очень тяжелом состоянии.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Приметы, связанные со смертью близкого человека, к которым обязательно стоит прислушаться

В других случаях смерть в пост ничем не отличается от другого времени. Умерший убийца, насильник или другой грешник не может быть автоматически прощен и попасть в Рай. В Священном писании написано, что каждому дано будет по его поступкам. Поэтому при жизни нужно думать о своих деяниях и вести праведную жизнь, не надеясь на смерть в благоприятное время.

Можно ли ходить на Пасху на Кладбище?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов

В жизни Церкви всё очень мудро устроено. Каждая традиция или обряд имеет свой смысл. И для всего в ней есть своё место.

Мы можем поминать своих родных и близких усопших  в собственных молитвах, это наше право и, более того, это очень важно и для нас и для тех, чью память мы чтим. В Церкви существуют дни особого поминовения усопших, когда совершаются определенные богослужения, читаются молитвы

И у нас есть возможность помолиться вместе со всей церковью

В Церкви существуют дни особого поминовения усопших, когда совершаются определенные богослужения, читаются молитвы. И у нас есть возможность помолиться вместе со всей церковью.

Пасха — не время для того, чтобы ездить на кладбище.

Это особый день, самый главный в году.

Время Великой радости.

Только вдумайтесь, мы празднуем победу жизни над смертью. Христос пострадал за нас на кресте, а теперь он Воскрес, Он даровал нам жизнь вечную. Сама Пасхальная седмица призывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти усопших, в то, что мы расстались с нашими близкими. Наоборот, она призывает радоваться вхождению в новую жизнь, в вечность, в соединение со Христом. Ведь Его смертью и Его Воскресением была одержана победа над смертью, мы ей радуемся. А первое поминовение усопших после Пасхи совершается на Радоницу.

№ 6. Узнаем ли мы друг друга после смерти, сохраним ли родственные связи, ведь Христос сказал: «Там не будут ни жениться, ни выходить замуж»?

Христос не говорит, что не будет родственных привязанностей, — не стоит Ему приписывать того, что Он не имел в виду. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что муж и жена будут знать, что они муж и жена, но семейных отношений, супружеских отношений больше не будет: супруги будут любить друг друга, и совместно возрастать в любви к Господу. Поэтому неправы те, кто утверждает, что за гробом мы друг друга не узнаем, никому ни до кого не будет дела. Когда Христос говорит, что там уже не женятся и не выходят замуж, это означает, что люди уже не создают новых семей, не рожают детей, не живут такой бытовой семейной жизнью, к какой мы привыкли здесь. Это очевидно, на то оно и Царствие Небесное — совершенно иное состояние, а не просто какой-то очередной этап земного существования.

О наших телах после воскресения апостол Павел пишет, что они будут такими, какое было тело у Христа по его воскресении. Из этого иногда делают вывод, что мы все будем 33-летними… Да, мы знаем, каковы будут свойства нашего тела — как у тела Христова, но про возраст ничего нельзя сказать, нет такого однозначного церковного учения об этом! Хотя бы потому, что несложно представить себе, как воскреснет в 33-летнем теле 80-летний старик, но как, например, в этом возрасте воскреснет абортированный младенец, не сформировавшийся ни телесно, ни как личность?.. Мы не знаем.

Если вы посмотрите на святоотеческие творения, то почти не увидите в них каких-то подробных описаний загробного мира. Потому что акцент в христианском богословии всегда ставился на другое — на воскресение мертвых и на жизнь будущего века. Зачастую все подробные описания загробного мира мы находим в апокрифах, то есть в книгах неканонических, чей авторитет не абсолютен: «Мытарства блаженной Феодоры», например,— тоже апокриф, благочестивое педагогическое повествование, довольно позднее, которое на определенном уровне церковного сознания полезно, но не является точным, совершенно адекватным изображением того, что будет происходить после смерти.

Поэтому вопросы «Узнаем ли мы друг друга?», «Какого возраста будут наши родные в загробном мире?» и так далее — это вопросы о мире после воскресения мертвых, о Царствии Небесном, а не о загробном мире

А я думаю, что такое пристальное внимание к тому, что будет в Царствии Небесном, это большая ошибка, это неправильно. Православный христианин не должен этим интересоваться, он должен молиться, надеяться на Бога и не выспрашивать у Него, как Он собирается содержать души в Своем Царствии — это все не наше дело! Они у Бога, и Господь знает, где они, — всё, больше ничего не нужно

Это в том числе и вопрос доверия к Богу. Господь милостив, и мы должны понимать, что Он поступит с умершими с любовью и настолько благо по отношению к человеку, насколько это вообще возможно.

Лейбниц в свое время писал, что наш мир —наилучший из миров. То же самое можно сказать и о загробной участи человека: Бог поступит с ним наилучшим образом — настолько, насколько сам человек позволит с собою поступить (тут мы не должны забывать о свободе человека).

spbda/www.flickr.com

В чем смысл Пасхи?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин

Пасха — это ветхозаветное установление. Евреи хотели уйти из Египта, чтобы вернуться на родину. Но фараон, у которого они были в плену, желая обогатиться бесплатной рабочей силой, не выпускал их.

В годы этого плена Господь не раз посылал фараону знамения через раба своего Моисея, чтобы фараон отпустил народ в Землю обетованную. Последнее, что Бог повелел египетскому народу, пока евреи были в их плену, — заклать ангца (то есть ягненка) и его кровью помазать косяки дверей. Сделать это надо было потому, что в ночь должен был прийти ангел-губитель и убить всех первенцев земли египетской. Но если на двери будет кровь агнца, ангел-губитель пройдет мимо дома.

Таким агнцем, но уже в Новом Завете, стал Иисус Христос. «Пасха» как раз переводится как «шествие мимо», шествие мимо смерти. Мы в празднике Воскресения Христова, причащаясь Тела и Крови Ангца Божия, как сам себя называет Христос, становимся помазанными Его кровью. И смерть проходит мимо нас. Пасха — это жизнь вечная, это освобождение от смерти. Христиане нашли тот рецепт, который делает человека бессмертным.

Пасха и поминовение усопших

Известно, что если кто-либо ушел из жизни в день Светлого Христова Воскресения, то это считается особой Божией милостью. Отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений. Итак, можно ли хоронить на Пасху?

«Если кончина проходится на Светлую неделю, то совершается отпевание особым чином, пасхальным. Особенно трогательное оно относительно младенцев, потому что утверждается их безгрешность и принадлежность к Пасхе сразу», — рассказывает протоиерей Александр Абрамов.

А вот посещать кладбище лучше в специальный день Радоницу. Название, очевидно, происходит от слова «радость», ведь празднование пасхи еще продолжается. Этот праздник приходится на вторник после Пасхальной недели.

Именно в этот день служат заупокойную службу и верующие идут на кладбище, чтобы помолиться о своих усопших родственниках. Такова истинная церковная традиция, сообщает сайт Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловская Слобода.

Таким образом, вопрос можно ли ходить на кладбище на Пасху, возник в советское время, когда не имея возможности посетить Храм, верующие шли на кладбище, поминали родственников и оставляли там часть пасхальных яиц и куличей, что также считается церковью суеверием. Кощунством считается и обычай сопровождать посещения погил употреблением спиртных напитков.

Вместо этого следует и очень важно правильно поминать усопших. Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник

Почему именно в этот день?

С одной стороны церковь вспоминает о сошествии Христа Спасителя в ад, соединяемое в Фоминым воскресением, с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. И здесь мы снова возвращаемся к Радонице и разрешении для верующих посещать могилы усопших родственников, чтобы принести им благую весть — о Воскресении Христовом.

Вот почему даже домашние молитвы близких родственников, а также молитвы на кладбище у могилы усопшего имеют важнейшие значение. Молиться о близких — по сути это долг каждого православного христианина. Считается, что особенную помощь верующим в этом плане может оказать поминовение в Церкви.

Перед посещением храма на Радоницу, нужно прийти в храм к началу службы и подать записку с именами усопших родственников для поминовения на алтаре. Лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами. После окончания литургии служат панихиду.

На кладбище завершают усиленное моление (литию). Для этого зажигают обычную церковную свечу. Для совершения чина литии при поминовении усопших приглашают священника. Но обычно используют более краткий чин. После при желании верующий может прибрать могилу и просто постоять немного, помолчать, вспоминая покойного. Церковь не рекомендует оставлять на могиле пищу и напитки — это пережитки язычества. Еду лучше отдать нуждающимся.

Можно ли работать на огороде в Пасху?

Пасха приходится на горячую пору садовых работ, поэтому вопрос о том, можно ли трудиться на огороде в Светлое Христово Воскресенье, для многих остается открытым. Мнения на протяжении многих годов разделились: одни утверждают, что категорически нельзя, а другие относятся к этому положительно. Если изучить Библию, то в ней нет строгого запрета на садовые хлопоты в Пасху. Однако по канонам церкви в этот день не рекомендуется тяжелый труд.

Трудясь на огороде, нужно испытывать счастье и радость, пребывать в хорошем настроении.

На Пасху можно заниматься неотложными делами, например, посадить пропадающую рассаду или несколько ягодных кустиков. Главное, чтобы это не шло в сопротивлении со своей душой. Нельзя допускать сильной усталости, чтобы не валиться с ног в конце дня. Можно выбрать место для будущего цветника, распланировать расположение грядок или заняться побелкой стволов деревьев. Не рекомендуется в этот день сажать картошку до ночи, усиленно копать огород, проводить санитарные работы: обрезку кустов, вывоз мусора. И ни в коем случае не стоит заниматься борьбой с вредными вредителями, опрыскиванием кустарников с помощью инсектицидных средств.

Можно ли крестить перед Пасхой?

Отвечает протоиерей Александр Абрамов

Небольшой экскурс в историю.

Интересно, что в древние времена в церкви вообще не крестили индивидуально. Это у нас сейчас такое. Мы переносим потребительские привычки на церковь.

К примеру, мы пришли в поликлинику и нам кажется совершенно диким, что нас примут одновременно ещё с четырьмя людьми. И точно также мы думаем и о крестинах. А раньше крестили совершенно иначе.

Во-первых, крестили не в храме, а как правило, на открытых водоёмах, и выбиралось для этого два или три дня в году. Людей готовили, беседовали с ними, они проходили учения в вере, если речь идёт о взрослых людях и потом либо в Сочельник Рождества, Богоявления (Крещения Господня), либо в Великую субботу всех вместе крестили.

Есть дни, когда неуместно было бы говорить о Крещении, скажем в Страстную пятницу, когда мы целиком сосредоточены на Страстях, страданиях Христовых. Хотя я, просто даже из соображений какого-то благочестия и почитания Бога не стал бы крестить на Страстной неделе.

Но если говорить в целом, то принять таинство Крещения можно в любое время и на Светлой неделе тоже.

Можно ли хоронить и отпевать в церкви того, кто умер на неделе перед Пасхой

Если человек умирает на страстной неделе, это не значит, что придется отменить какие-либо типичные ритуальные действия. Усопших хоронят и во время Великого поста. Человек не может выбрать лучший день и час своей смерти, поэтому устраивать какие-либо репрессии из-за того, что он умер в неделю поста странно и глупо. Если бабушка скончалась после Вербного воскресенья, нельзя забывать о ритуальных обрядах.

Похороны в Страстную седмицу не являются редкостью. Отпевание новопреставленных также не запрещено в эти дни (кроме Великого Пятка). Единственная проблема, актуальная для похорон в Великую пятницу и субботу, может быть связана с занятостью церковнослужителей накануне Пасхальной службы. Поэтому рекомендуется заранее подойти в храм и узнать, насколько будет загружен священник в этот день. Некоторые священнослужители рекомендуют переносить похороны и отпевание на день-два раньше (к примеру, в Чистый четверг). Если родственники усопшего согласятся на это пойти, в этом не будет ничего страшного.

Поминальный стол в дни Страстной седмицы (особенно в субботу) должен быть постным. Не стоит готовить блюд из мяса, птицы и рыбы. Нельзя пить спиртные напитки. Можно ограничиться овощным рагу, киселем, хлебом и какими-либо другими простыми продуктами.

Годовщина – год по смерти близкого человека

Литургический цикл в православии длится год. Через год после смерти родственники уже приняли свою потерю, смирились с неизбежным. Поминки же устраиваемые в годовщину знаменуют рождение души в Вечной жизни.

В этот день близким просто необходимо прийти на кладбище, посидеть вместе за единым поминальным столом, вспомнить былое и утешиться. Кому как не родственникам надлежит заботиться о том, чтобы память об умершем продолжала жить.

После годовщины принято заниматься вопросами установки на могилу постоянного памятника. За прошедшее время грунт даст естественную усадку и более тяжёлое чем деревянный крест надгробие уже будет установлено на долгосрочной основе, без риска перекоса или деформации.

Хоронить на Пасху

Церковные каноны разрешают похороны на Пасху, позволительно также отпевание. Только следует учесть, что в храмах вечером в субботу и ночью, утром в воскресенье совершаются службы, поэтому священнослужители бывают заняты другими делами. Рекомендуется заранее встретиться с батюшкой (в субботу или раньше) и обсудить возможность отпевания в день Пасхи. Возможность хоронить в день радостной Пасхи церковными законами допускается.

Совершается отпевание в пасхальные дни по особому чину, вместо обычных молитвословий звучат пасхальные песнопения. Большая часть обычных молитвенных песнопений опускается, поскольку Пасха – праздник торжества, а не скорби. Полную панихиду можно провести позже.

Священники допускают заочное отпевание в любой день после погребения и завершения пасхальной недели. Проводится оно, если:

  • отпевание после похорон в нужное время не совершалось;
  • произошла гибель в чрезвычайных ситуациях;
  • храм на доступном расстоянии отсутствует;
  • усопшего похоронили поспешно (в братской могиле, при военных действиях и т.д.).

В службе, вспоминающей воскресение Христа, звучит просьба воскресить усопшего для вечной жизни. После службы священник вручает родственникам землю, которую нужно высыпать на могилу усопшего. Заочное отпевание возможно также для похорон, проведенных после Пасхи.

Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом?

С поминальным столом связано множество
обычаев, не имеющих ровно никакого отношения к
церковному пониманию загробной жизни. Например,
существует обычай на поминках ставить рюмку водки и
кусок хлеба, которые как бы предназначены поминаемому
человеку (или выпивать за помин души усопшего на
кладбище сразу после похорон). Нередко рюмка с хлебом
ставятся перед фотографией усопшего. Если родственникам
так легче, — никто не запретит им это делать. Однако
никаких христианских смыслов этот обычай не отражает.
Будет ли поставлена рюмка водки с хлебом или нет – это
никак не повлияет на посмертную судьбу покойного.

Традиции пасхальной недели и обряды

По традициям, девушки, наряжаясь в свои лучшие наряды, состязались в ловкости, сбивая длинной расписанной палкой фигуры из дерева. Это проводилось для того, чтобы парни смогли выбрать себе самую ловкую и проворную жену.

Обряды и традиции отличались в зависимости от деревни, где проводилась послепасхальная неделя:

  1. Понедельник в некоторых регионах называют Обливанным: в этот день девушек обливают холодной водой с ведра.
  2. Всю неделю определенный мужчина проводил Волочебные напевы (от слова “волочиться”): ходил по селу и напевал песнопения. Считалось, что это позволит сделать урожай более насыщенным.
  3. Во вторник существовал обряд обливания ледяной водой тех, кто проспал заутреню (молитву, совершаемую рано утром).
  4. Девицы собирались на церковной площади покрасоваться, показать свои наряды, после чего разъезжали на лошадях по селу.
  5. Мужчины и женщины проводили поиски цветы ряста (хохлатка), топтали их, повторяя: “Чтобы и на тот год дождаться рясту топтать”.
  6. В первую среду после Пасхи обходили поля с громничной свечой — это предохраняло посевы от летнего града.
  7. Начиная с четвертого дня проводили смотрины — свободные от уз брака юноши приглядывали себе невесту.
  8. В четверг устраивали обряд “вождение кобылы”: прикрепляли самодельную голову к палке, подвязывали хвост и поверх накрывали тканью. Сверху на импровизированную лошадку садились те, кто хотел поучаствовать. Один из селян переодевался в цыгана и выгуливал лошадь по дворам. Когда “кобыла” падала, цыган “грыз” ей ухо, и она поднималась

На заметку!

Девушки в пятницу умывались холодной водой — этот процесс помогал оставаться здоровее весь год, согласно народным повествованиям.

Одной из популярных игр была катание яиц. Возле невысокой горки складывались полукругом яйца желающих поучаствовать. После чего один из тех, кто принимает участие, скатывает свое сверху, пытаясь сбить максимальное количество чужих. Сбитые трофеи оставляет себе, если не сбил ничего — лишается своего. Каждый раскрашивал свой реквизит как можно ярче и необычнее, чтобы проще было определить, где чье лежит. Такая игра существует с языческих времен и была призвана к пробуждению сил земли и обеспечению хорошего урожая.

Так как неделя называлась Святой, многие юноши и девушки устраивали обряды гадания. Чтобы умершие могли попасть в свой дом, их родственники не закрывали двери ни ночью, ни днем, а также размещали на окнах полотенца или веревки, чтобы те смогли попасть внутрь.

Для того чтобы приворожить мужчину, девушки клали в карман избраннику освященное пасхальное яйцо или кусочек кулича. Это еще одна примета в дни после Пасхи. На протяжении всей недели в доме должен стоять Артос – квасной хлеб, на котором изображен Крест или Воскресение Христово. Считается символом вечной жизни: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать (Ин 6:35). В субботу, после богослужения, его полагается раздать нуждающимся.

В воскресенье девушки и юноши одевались в яркие одеяния, собирались в дюжины и окликали пары, поженившиеся в предыдущем году. Они полностью обходили всю деревню и близлежащие поселения. Этот обряд назывался Вьюнишник.

В четверг в некоторых селах варили белые яйца по количеству умерших детей в семье; их съедали на открытом месте, так дети на небесах видели и давали благословение семье, которая помнит о них. В течении всей недели проводился церковный Крестный ход: священники всех уровней проходили по деревне, читая молитвы и неся иконы. Этот поход был очень важен для крестьян, так как во время их проведения выносили запрестольные образы.

В церквях обычные молитвы сменялись пасхальными молебнами, что, по убеждениям жителей сел, приносило благополучие и богатство в семью. Чтобы выйти замуж, среди девушек было поверье: нужно было в субботу встать раньше всех, забраться на колокольню и позвонить в колокол. Это помогало найти своего суженого.

Такое большое количество обрядов, связанных с венчанием – не случайность: Пасхальная неделя — это праздник воскресения, обновления жизни, а свадьба — создание новой ячейки общества.

Значит, если человек умер накануне Пасхи, его неделю нельзя отпеть?

Нет, можно.

Казалось бы, действительно – неужели нужно изображать радость только потому, что радуются все христиане, тогда как у нас личное горе? Разве горе может подождать?

На Светлую неделю погребают и совершают отпевание, но – особым чином, который разительно отличается от обычного отпевания. Таинство начинается с пения Пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав». Также поются стихиры Пасхи, пасхальный канон, обычное «Господи, помилуй» на ектенье – поется праздничным распевом, звучит пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» и т.д. Такой особый чин отпевания – радостный – совершается на Светлой седмице, как сказано в Требнике, «величия ради и чести светлого праздника Воскресения: веселия бо и радости, а не сетования есть праздник».

На Светлой седмице, к примеру, отпевали в 1993 году в Оптиной пустыни убитых на Пасху монахов – иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима. Вот как об этом вспоминает Нина Павлова, автор книги об убиенных оптинских монахах «Пасха Красная»:

О Парастасе

– Владыко, каждую пятницу накануне субботы в Великий пост служится Парастас, а в субботу заупокойная Литургия. Скажите, что такое Парастас, каково его значение, почему он совершается в Великий пост, ведь это время покаяния в первую очередь?

– С греческого языка Парастас переводится как «ходатайство». Обычно Парастас служится накануне родительских суббот – дней, когда поминаются усопшие. Особенность этой службы в том, что ее песнопения и молитвы в основном об упокоении умерших, как на панихиде. Основа Парастаса – утреня, на которой вместо полиелея духовенством совершается чтение 17-й кафизмы (эта кафизма называется также заупокойной) посреди храма.

Почему именно постом? Действительно, пост – это время сугубого покаяния, и при этом почти каждая суббота родительская. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «покаяние свидетельствуется не словами, а делами» – делами любви и милосердия. И, естественно, дела милосердия и любви должны простираться не только на живых, но и на умерших. Таким образом, во время поста мы выражаем молитвой свою любовь к усопшим, совершаем в отношении их дело милосердия и исполняем заповедь о любви.

Это духовная причина. А есть еще и Уставная: во время поста в будние дни не совершается полная Литургия, не приносится бескровная Жертва, в том числе за усопших. И суббота – это первый день недели, когда вновь совершается полная Литургия, потому и творятся особые молитвы за умерших.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector