Стеняев о.в. / все видео

Пять основных методов экзегезы

Благодаря трудам Отцов и Учителей Церкви
и позднейших экзегетов смысл Св. Писания от эпохи к
эпохе раскрывается все более полно в своей духовной
неисчерпаемости и глубине. Существует пять основных
методов экзегезы, или толкования, Ветхого Завета,
которые не исключают, а дополняют друг друга.
«Иное в Писании, – замечает свт. Иоанн Златоуст, –
должно понимать так, как говорится, а иное в смысле
переносном; иное же в двояком смысле: чувственном и
духовном» (Беседа на Пс 46). Точно также преп. Иоанн Кассиан Римлянин указывал, что толкование Библии
«разделяется на две части, т.е. на историческое
(буквальное) толкование Св. Писания и духовное
(таинственное) разумение.

Метод аллегорического толкования
зародился у иудеев Александрии и был развит известным
религиозным мыслителем Филоном († ок. 40 г. н.э.). Филон
и его предшественники заимствовали этот метод у античных
писателей. Аллегорическая экзегеза была воспринята
христианской школой Александрии – Климентом и Оригеном
(II-III вв.), а затем свт. Григорием Нисским (332-389).
Все они исходили из мысли, что Ветхий Завет содержит
гораздо больше, чем можно обнаружить при его буквальном
понимании. Поэтому экзегеты стремились путем расшифровки
аллегорий изъяснить сокровенный, духовный
смысл Писания. Однако, при всей его плодотворности,
александрийскому методу недоставало надежных критериев
для точного понимания древневосточной символики, которая
использовалась в Ветхом Завете, а это нередко приводило
к произвольным догадкам. Большой заслугой
александрийской школы явилась попытка
изложить учение Библии на богословском языке.

Метод буквального толкования сводился к
тому, чтобы по возможности связно и ясно представить
себе ход библейских событий и прямой смысл
учения, изложенного в Ветхом Завете.  Этот метод был
разработан в III и IV веках сирийскими Отцами Церкви (Антиохийская
и Эдесская школы), из которых наиболее известен прп.
Ефрем Сирин (306-379). Сирийцы были близко знакомы с
обычаями Востока, что позволяло им лучше, чем
эллинистическим авторам, реконструировать картину
библейского мира. Но факт многозначного смысла Писания
зачастую оставался вне поля зрения этих экзегетов.

Методы двух вышеназванных школ сочетали
Отцы Церкви, предлагавшие нравственно-гомилетическое
толкование Ветхого Завета. Оно преследовало прежде всего
цели назидания, проповеди, делая ударение на
нравственном и догматическом аспектах Писания.
Высочайшим образцом такого толкования являются труды
свт. Иоанна Златоуста (380-407).

Типологический, или прообразовательный,
метод толковани
я. Этот метод строится на том, что Библия
содержит многозначные прообразы (греч. типос – образ,
прообраз) истории спасения, которые могут быть отнесены
не к одному, а к различным ее этапам. Так,
например, в исходе из Египта видели прообраз возвращения
из плена, а позднее – прообраз исхода из рабства греху
(воды моря – символ вод крещения). Этот метод
применяется уже в Евангелии (Ин. 3:14), у ап. Павла (Гал. 4:22-25) и присутствует почти во всей
святоотеческой письменности, начиная от свт. Климента
Римского (ок. 90 г.). С прообразами тесно связаны и  пророчества о Мессии, в явной или прикровенной
форме рассеянные по всему Ветхому Завету. Типологический
метод играет большую роль в понимании духовной
целостности Библии, которая говорит о деяниях единого
Бога в единой истории спасения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector