Сочинение про праздник масленицу

Масленица для детей

В феврале или марте издавна на Руси праздновали Масленицу. Это один из немногих языческих праздников, который дошёл до нас от наших предков — древних славян. Но связана она и с Церковью: это последняя неделя перед Великим постом.

Из истории праздника Масленица

Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние считали блин символом солнца и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. С введением христианства изменился и обряд празднования. Христианская церковь оставила главное празднование весны, чтобы не вступать в противоречие с традициями русского народа. Но сдвинула любимый праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому посту, и сократила срок праздника до 7 дней. Поэтому после Крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.

Масленица получила своё название от церковного календаря, потому что в последнюю неделю перед Великим постом разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в православной церкви именуется Сырной. Дни Масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост.

* * *

В народе каждый день Масленицы имеет своё название.

Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горки, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с горок и отведать блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы и блины испечёны — просим жаловать».

Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя, тёща приглашала и других гостей.

Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица гулялась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: катаниям с гор, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам.

Пятница — тёщины вечёрки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Суббота — золовкины посиделки. Золовка — сестра мужа. Молодая невестка приглашала в гости на блины золовку. И должна была подарить ей какой-нибудь подарок.

Прощёное воскресенье — последний день Масленицы. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других священнослужителей и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят: «Бог простит».

Семь дней Масленица звенит бубенцами, кричит гармошками, горит пёстрыми красками нарядов. Народ провожает надоевшую зиму, встречает долгожданную весну.

Торговые ряды в Масленичном городке ломятся от всевозможных лакомств: бархатный чай из пузатых самоваров, душистые связки баранок, орехи, медовые пряники, да не обычные, а с узорами да надписями: «Кого люблю — тому дарю», «От милого подарок — дороже золота». Соленья, рыба, икра — ешь до отвала! Но самое главное — это блины! Блины подают с икрой, со сметаной, с красной и белой рыбой. Народ веселится, радуясь уходу надоевшей зимы и ожидая приход весны. Ведь круглый румяный горячий блин — это символ солнышка.

А когда ещё можно прокатиться на расписных санях так, чтоб захватило дух? Спуститься с огромных ледяных гор? Покружиться на гигантских каруселях? Закружит широкая Масленица в танцах и хороводах — ноги сами пойдут плясать под задорные частушки и прибаутки. А шуты и скоморохи насмешат до слёз. В балаганах и театрах — представления без конца. А тот, кто не захочет остаться просто зрителем на этом празднике, может сам поучаствовать в маскараде.

В воскресенье, последний день Масленицы, по языческому обряду торжественно сжигают чучело Масленицы (или чучело Зимы). Его делают из веток и соломы, наряжают в ветхую старенькую одежонку. Зачем? У наших предков это был символ избавления от всего ненужного, отслужившего свой век и надежды на обновление, достаток. Затем чучело торжественно сжигают на пустыре. Прощай, Масленица, до следующей зимы!

❀ Масленица для русских — всё равно что карнавал для итальянцев, тем более что и первоначальный смысл праздников один и тот же: ведь в переводе с итальянского «карнавал» (carne-vale) означает «говядина, прощай!», а Масленица, предшествующая Великому посту, встарь называлась Мясопустом, потому что в эту неделю запрещалось есть мясо.

Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права.

Праздник масленица для детей, краткая история

Одна из древних легенд гласит, что Масленицей звали дочь самого Мороза. Девочка спасла группу людей из зимней пурги, отогрела, накормила и развеселила. С тех давних времен неделю перед постом считают масленичной.

Из выше сказанного, да и из практики мы знаем, что масленица потешный и добрый праздник. Ура, конец холодной долгой зиме. Все ждут эту пору и особенно дети. Первые солнечные лучи касаются и греют щеки. Вкусные ароматные блины на каждом столе. С медом, вареньем, сметаной – «радость» для живота. Массовые гуляния, катания с гор на санях, песни, хороводы. Это просто не может не радовать маленьких деток. Задача родителей превратить это торжество, в сказку посвящая своих чад в традиции.

Празднование в детских садах и школах

Там к родителям присоединяются учителя и воспитатели. Дети ставят постановки к празднику. Учат историю, традиции. Разучивают песни, стихи и частушки. Девочки соревнуются в выпечки самого вкусного блина. Мальчики строят горки и замки из снега. Все участвуют в создании чучела, которое потом сжигают.  А еще масленичная неделя, как и любые другие праздники, позволяет родителям больше провести времени с детьми. Совместные посиделки с блинами и ароматным чаем, походы в парк, катания на горках и игры очень сближают. В повседневные рабочие дни такая возможность выпадает редко.

Вот мы и узнали историю праздника масленицы и его традиции. Соблюдайте традиции своих предков. Отмечайте всей семьей. Ведь это не только весело, но и вкусно!

Масленица в других Церквях

Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу. Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира.

С Сырной седмицей дело обстоит иначе. Она есть в календарях всех Православных Церквей греческой традиции. Знают ее и западнорусские униаты – православные, признавшие примат Рима, но сохранившие греческий обряд.

У католиков-латинян аналог Сырной седмицы – воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» – последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами – массовыми гуляниями. Карнавалы тоже имеют языческое происхождение, а их смысл приблизительно тот же, что и у восточных славян. Во всяком случае, был. Сейчас карнавалы (как и Масленица) превращаются в коммерческое мероприятие и красочное шоу, которое полностью утратило связь не только с древней языческой, но и с церковной традицией тоже.

И, наконец, стоит вспомнить праздник Армянской Апостольской Церкви – Бун Барекендан («Истинная Масленица»). Он отмечается в воскресенье перед Великим постом. Этот день знаменит не только богатыми угощениями, ярмарками и народными гуляниями, но и тем, что бедняки и нищие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола. В субботу перед Истинной Масленицей завеса алтаря закрывается на весь период Великого поста и открывается только в день Воскресения Христова. В день Масленицы Литургия в Армянской Церкви совершается за закрытой завесой.

История праздника[править | править код]

По канонам Православной Церкви сыропустная неделя предназначалась для подготовки верующих людей к посту, когда каждый из них должен был проникнуться настроением, соответствующим наступающему времени телесного воздержания и напряженных духовных размышлений (см. Посты). (В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Её празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи».

Празднование Масленицы. Потчевание, катание с гор всей деревней.

В деревнях в ней принимали участие все жители, независимо от возраста и социального положения, за исключением больных и немощных. Неучастие в масленичном веселье могло повлечь за собой, по поверью, «жизнь в горькой беде». Празднества начинались встречей масленицы в воскресенье перед масленой неделей. Однако этот обряд не был широко распространен. Там, где он был известен, масленицу встречали блинами, которые раскладывали на возвышенные места с призывами: «Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!», а также пением песен: Масленица годовая, Гостья наша дорогая! Она пешей к нам не ходит, Все на конях приезжает. У ней кони вороные, Слуги молодые. Первые три дня масленой недели шла подготовка к празднику: привозили дрова для масленичных костров, убирали избы. Основные празднества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье — дни широкой масленицы. Все масленичные развлечения проходили обычно на улице.

Масленицу встречали блинами.

В дома заходили только для того, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься праздничными яствами. Нарядно одетые люди — девушки, парни, семейные пары, дети, старики и старухи — все высыпали на улицу, участвовали в праздничном гулянье, поздравляли друг друга, шли на ярмарку, где покупали нужные и ненужные вещи, удивлялись чудесам, которые показывали в балаганах — передвижных театрах, радовались кукольным представлениям и «медвежьим потехам» — выступлениям вожака с медведем.

Масленичный комплекс включал в себя такие развлечения, как катание с гор, катание на санях, различные обряды чествования молодоженов, кулачные бои, шествия ряженых (см. Ряженье), военные игры, как, например, «Взятие снежного городка» и т. д. Характерной особенностью масленицы было употребление большого количества жирной пищи, а также пьянящих напитков. Из напитков предпочитали пиво, а из пищи — сметану, творог, сыр, яйца, всевозможные мучные изделия: блины, сырники, пряженцы, хворост, лепешки. Преобладание молочной еды обусловливалось церковным запретом на употребление мяса в неделю, предшествовавшую Великому посту.

В масленицу звучало множество песен, прибауток, приговоров, большая часть которых не имела обрядового значения, это были веселые песенки, посвященные масленице и масленичному гулянью:

Ах ты, масленка дорогая,
Дорогая, лели, дорогая. К нам в гости приезжала,
Приезжала, лели, приезжала. Да сыр с маслицем привозила,
Привозила, лели, привозила. А мы масленку прокатили,
Прокатили, лели, прокатили. На вороненком коне катались,
Мы катались, лели, катались.

Прощались с масленицей в воскресенье (см. Проводы Масленицы). В этот день в северных и центральных районах Европейской России жгли костры, а в южных — хоронили соломенное чучело Масленицы. Масленица — явление сложное и неоднозначное. Этот праздник восходит к весенним аграрным обрядам дохристианской эпохи жизни славян, когда масленица приурочивалась к дню весеннего равноденствия — рубежу, отделяющему зиму от весны. Обрядовые действия были направлены на то, чтобы зимние тяготы закончились и наступила весна, а за ней теплое лето с обильными хлебами. В XIX—начале XX в. в праздновании масленицы на первый план вышли элементы развлекательного характера.

Обряд сжигания чучела на Масленицу

Для прощания с масленицей и зимой было принято изготавливать чучело самостоятельно. Его делали из сухой травы, мешка и тряпок.

Куклу наряжали, как правило, в женскую одежду и устанавливали в первый день в самом центре основной улицы. Старались одевать чучело в старую и ненужную одежду, чтобы в последующем году в дом пришел достаток и обновка.

После сжигания чучела молодые люди прыгали через костер, загадывали желания, радовались, целовались и искренне желали счастья и добра.

Такой ритуал имеет глубокий смысл: нужно было уничтожить символику зимы до наступления теплых весенних деньков. Считалось, что чем веселее провести это время, тем удачнее и благополучнее будет весь последующий год.

Традиции

В древние времена Масленичную неделю называли Сырной седмицей. В народе Масленицу ласково называют «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честнáя», «веселая», «объедуха», «ясочка».
Масленичная неделя длилась с понедельника по воскресенье, но праздновать ее начинали даже раньше. Известно, что наши предки перед Масленицей отмечали Пеструю, или Мясопустную неделю. Называли ее так, потому что постные дни и дни, когда можно было употреблять в пищу мясо, чередовались — получался такой «пестрый» период.
Каждый день Масленичной недели глубоко символичен и имеет свои названия.

Понедельник – встреча. В понедельник полагалось соорудить чучело Масленицы из соломы. Там, где проходили народные гулянья, строились горки, крепости из снега. В этом активное участие принимали дети, подростки. Женщины приступали к выпеканию блинов. Причем первый полагалось отдать нищим с просьбой помянуть умерших родственников. Невестки отправлялись к своим родителям. Встреч в первый день Масленицы было запланировано немало.

Вторник – заигрыши. начинаются народные гулянья. Но центральным занятием было не это, а сватовство. Неженатые юноши ходили на смотрины, выбирали невест. Сегодня многие верующие сохранили эту традицию, а потому именно во вторник делают предложение руки и сердца своим любимым. Если сватовство проходило удачно, свадьба могла состояться на Красную горку.

Среда – лакомка. На третий день Масленицы теща должна угостить блинами своего зятя. Считается, что чем богаче ее стол, тем больше она благоволит к мужу своей дочери.

Четверг – разгул. Начало Широкой Масленицы. С этого дня все верующие прекращали какую-либо работу и приступали к активным гуляниям. Молодежь участвовала в кулачных боях, многочисленных конкурсах, состязаниях. Веселые песни, хороводы также были обязательным сопровождением «Разгуляя».

Пятница – тещины вечерки. Наоборот со средой в этот день теща наведывается в гости к зятю и своей дочери. При этом на Руси было принято брать с собой в гости подруг, перед которыми можно было похвасталась своим зятем.

Суббота – золовкины посиделки. В предпоследний день Масленицы невестки принимают гостей со стороны мужа. В первую очередь, приглашаются золовки.

Воскресенье – проводы. В последний день Масленицы народ готовится к Великому посту, этот день называют Прощенным воскресеньем. Принято просить прощения у своих близких за все причиненные обиды, а вечером поминать на кладбищах усопших. Кроме того, в этот день принято сжигать чучело, сделанное в первый день, чтобы прогнать зиму.

Следующая за Масленицей неделя – Федорова неделя, первая неделя Великого поста. В 2020 году Великий пост в России длится с 2 марта по 18 апреля.

Сочинение по картине Кустодиева Масленица

Один из известных русских художников, Б.М.Кустодиев, родился в 1878 году, в Российской империи. Картины, которые он писал в течение своей жизни — это портреты людей. Картина «Масленица» — является воплощением его мечты, совместить на одном полотне изображение природы, городского колорита и фигур людей. Не смотря на то, что на картине изображен праздник, сам художник, в этот период своей жизни, был прикован к инвалидному креслу.

Картина посвящена веселому славянскому празднику — масленице, которая празднуется перед Великим Постом. Смотря на картину, мы понимаем, что зима сдает свои позиции. Не смотря на то, что все вокруг в снегу, изображение облаков, пробивающиеся солнечные лучи, стаи птиц на голубом небе — все это говорит о том, что скоро придет весна.

Центральное место в картине занимают расписные сани, запряженные тройкой лошадей, которыми лихо управляет кучер. В санях едут знатные господа, спешат к кому-то в гости или просто катаются, радуясь солнечному дню. Упряжки лошадей видны с разных сторон. Преодолевая снежные сугробы, мчится в других санях, народ попроще. На втором плане — ребятня катается с горы, внизу виден шатер и собравшийся народ. Вдали видна панорама города с его церквями и храмами. Золотые купола припорошены снегом.

Ощущение праздника и веселья вызывает изображение на картине. Так и слышится звон бубенцов, смех и говор простого люда, Глядя на картину, хочется принять участие в этом веселом празднике.

Как появился праздник?

Истоки Масленицы берут свое начало в глубокой древности. День весеннего равноденствия вызывал у праславян благоговейный ужас. На территориях их проживания в это время наблюдались резкие колебания погодных условий. То морозы ударят, то оттепель начинается. Люди говорили: «Весна с Зимой борются». В день весеннего равноденствия происходила главная битва Зимы с Весной. Чтобы Весна победила Зиму, язычники задабривали богов. Совершали различные ритуалы и готовили жертвенные блюда.

История возникновения Масленицы тесно связана с языческой древнеславянской Комоедицей. Празднование Комоедицы начиналось за неделю до дня весеннего равноденствия и длилось еще неделю после него. В те времена у славян самым почитаемым зверем был медведь. Его называли Комом и считали ипостасью языческого бога Велеса. С весенним пробуждением медведя после зимней спячки оживала природа и приходило тепло.

Прощаясь с Зимой, древние славяне славили Ярило – бога весеннего солнца. Чтобы поддержать молодое крепчающее солнце Ярило, праславяне пекли лепешки – круглые и желтые, как дневное светило. Первая лепешка доставалась Кому – медведю. В те времена и появилась поговорка: «Первый блин комам» (медведям).

На праздничном столе раньше преобладали вегетарианские блюда. Их готовили, чтобы задобрить медведя – любителя растительной пищи.

Пятую часть приготовленных блюд несли к Священному огню. Рядом с костром ставили соломенное чучело Марену (Мару). Образ Марены отождествлялся со смертью и с сезонными обрядами гибели и возрождения природы.

Возле святилища рассыпали зерно, угощая птиц. Пернатые символизировали умерших предков. В день весеннего равноденствия живые и мертвые представители рода соединялись.

Во время празднования Комоедицы совершались ритуальные прыжки через Священный костер. Праславяне верили, что пламя способно изгонять злых духов. Водой, растаявшей на Священном костре, умывались. Она давала здоровье, силу и красоту.

На Комоедицу в древней Руси славили молодые супружеские пары. Холостяков «метили веревкой» и принуждали сделать выбор или откупиться праздничными блюдами.

В конце празднования древние славяне сжигали Марену, прославляя Ярило.

Масленичные традиции

В начале масленичной недели все готовились к празднику. Пекли блины, пироги, готовили и прочее угощение, ведь после праздников начинался Великий пост. Основные гуляния начинались с четверга и длились до конца недели. Молодежь катались на санках с горки, парни участвовали в уличных состязаниях и даже в кулачных боях. Дети строили снежные крепости, взрослые тоже готовили ледяные крепости и делясь на команды разыгрывали целые представления: одни обороняли свои строения, другие нападали и захватывали их.

В конце праздника обязательным атрибутом всего действия было сжигание чучела Масленицы в знак того, что зима уходит и наступает весна, тепло, пробуждается природа. Сжигание чучела являлось и продолжает быть кульминацией праздника. Чучело делали из соломы, наряжали его в тряпье и в конце праздника сжигали. Согласно традициям, каждый из семи праздничных дней недели имел свое название и в этот день необходимо было проводить определенные мероприятия.

Понедельник – Встреча Масленицы

В этот день было принято встречать Масленицу. Из тряпья и соломы мастерили чучело, похожее на человеческую фигуру. В селах Масленицу-чучело катали по селу на санях и пели прибаутки. В понедельник дети и родители строили снежные горки, замки, крепости, на ночь заливали их водой, чтобы строения больше простояли.

Первый день праздника был ознаменован проведением кулачных боев среди мальчишек, молодых парней и мужчин. Силой мерились поочередно, каждый в своей весовой категории в иерархическом порядке. Задавали тон боям мальчишки, затем парни и в конце доходила очередь и до опытных бойцов. Несмотря на то, что кулачные бои были достаточно жестокими, все участники строго соблюдали определенные правила.

С вечера понедельника хозяйки начинали печь блины. Все старались наесться вдоволь и блинов, и прочего угощения, ведь впереди был Семинедельный пост.

Вторник – Заигрыши

Во вторник молодежь каталась на санках и эти катания продолжались до конца недели. Сани и санки украшали пестрыми цветными лоскутами, колокольчиками и бубенчиками. Лошадей, которых запрягали в сани тоже не забывали, в эти праздничные дни они носились по селам очень нарядными, в разноцветных сбруях, дугах. На заигрышах парни выбирали себе невест, а девушки – женихов. Накатавшись на санях, народ ходил по гостям и угощался блинами.

Среда – Лакомка

В среду женатые парни отправлялись к тещам на блины. Испокон веков отношения тещи и зятя были своеобразными, поэтому о них сложено не мало шуток, анекдотов и комичных рассказов. Угощение блинами знаменовало взаимную любовь мамы девушки и ее мужа. С старинные времена люди в Масленицу не работали, а только и делали, что ходили по гостям, угощались вкусными блинами, пели песни, устраивали пляски и праздновали Масленицу.

Четверг – Разгул

С четверга начинались массовые гуляния в селах. Соломенное чучело снова вес день катали на санях, вместе с ним ездили ряженые, с песнями и плясками народ выходил на улицу. Нередко застолья приобретали коллективный характер. Но самым главным занятием этого дня было взятие снежной крепости, которая к четвергу становилась очень прочной и крепкой. Все желающие принять участие в игре делились на команды и одни обороняли выстроенную крепость, а другие, напротив, штурмовали ее. Победители подергались почетному купанию в проруби, особо отличившиеся ратники потчевались вином.

Пятница – Тещины вечерки

В пятницу тещи отправлялись в гости в семьи своих дочерей. Зять лично шел к теще и, кланяясь в пояс, приглашал тещу к себе. В знак согласия теща отправляла с зятем в дом дочери все необходимую утварь, чтобы печь блины: сковородки, миски, плошки и прочее. Тесть же отправлял муку и молоко. Смыслом таких действий было налаживание отношений в семьях. Зять приглашал в дом и других гостей, чтобы таким образом показать теще свое уважение и почет.

Суббота – Посиделки у золовки

В этот день молодые жены приглашали к себе родню мужа и главным образом сестер мужа. Если золовка была незамужней, то можно было позвать и своих незамужних подруг на посиделки. Если же золовка уже была семейной дамой, то и в гости могли прийти только такие же семейные подруги молодой жены.

Невестка должна была одарить сестру мужа подарками, угостить блинами и после застолья все вместе отправлялись гулять на улицу и кататься на санках.

Воскресенье – Проводы Масленицы и Прощеное Воскресенье

В этот день провожали Масленицу, снова возили по селу в санях чучело Масленицы в сопровождении тех же ряженых, выехав за околицу, устраивали песни и хороводы и сжигали чучело. После этого расходились по домам. В последний день праздника было принято просить друг у друга прощение за старые обиды. После окончания Масленицы в понедельник наступал строгий Великий пост.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector