Народы россии: чуваши

Поминально-погребальные обряды.

Комплекс поминально-погребальных обрядов у
чувашей-язычников свидетельствует о развитом культе предков. Умерших хоронили
головой на запад, на могиле ставили временный памятник из плоского дерева в
виде фигуры (салам юпи — «прощальный столбик»), осенью в юпа уйах («месяц
столба, памятника») сооружали на могиле умершего в течение прошедшего года
антропоморфный юпа — памятник из камня или дерева — мужской — дубовый, женский
— липовый. Поминки у чувашей-язычников сопровождались ритуальными песнями и
плясками под пузырь (шапар) или волынку (купас), чтобы умилостивить покойника,
сделать ему приятным пребывание в могиле; разжигались костры, совершались
жертвоприношения. Ученые (А. А. Трофимов и др.) выяснили, что
похоронно-поминальная обрядность чувашей, устройство кладбищ (масар) с
непременным мостом, положенным через ручеек или овражек (мост дл; перехода в
мир предков), и сооружение намогильных памятников юпа в виде столба (акт сотворения
вселенной), разжигание огня-костра во время похорон и поминок (куда кидали не
только жертвенную пищу, но и вышитые головные уборы сурпаны, украшения алка,
ама и др.), наконец, композиционная и образная структура культовых скульптур
имеют более чем выразительную связь с этносами индо-иранского культурного круга
и полностью согласуются с учением Зара-туштры. По-видимому, основные
определяющие черты языческой религии чувашей сформировались у их предков —
болгаро-суварских племен — еще в период их пребывания на территории Средней
Азии и Казахстана и в последующем, на Северном Кавказе.

Боги и духи.

Чуваши почитали также божков, олицетворяющих солнце,
землю, гром и молнию, свет, огоньки, ветер и т. п. Но многие чувашские боги
«обитали» не на небесах, а непосредственно на земле.

Злые божества и духи были независимы от Султи тура:
других богов и божеств и враждовали с ними. Бог зла и мрака Шуйттан пребывал в
бездне, хаосе. Непосредственно от Шуйттана «произошли»:

Эсрель — злое божество смерти, уносящее души людей,
Ийе — домовой и костолом, Вопкан — дух, насьыающий эпидемии, а Вупар (упырь)
вызывал тяжелые болезни, ночное удушье, лунные и солнечные затмения.

Определенное место среди злых духов занимал Иёрёх,
культ которого восходит к матриархату. Иёрёх представлял собой куклу в виде
женщины. Она передавалась из поколения в поколение по женской линии. Иёрёх был
покровителем семьи.

Самыми вредными и злыми божествами считались киремети,
которые «обитали» при каждом селении и приносили людям бесчисленное
множество несчастий (болезни, бездетность, пожары, засухи,  градобития, грабежи, бедствия от помещиков,
приказных служителей, пуянов и т.п.). В киремети будто бы превращались души
злодеев и угнетателей после их смерти. Само название киремети происходит от
мусульманского культа святых «карамат». У каждого селения было не менее одного
киреметища, были и общие для нескольких селений киремети. Место
жертвоприношения киремети огораживалось, внутри строилось небольшое здание с
тремя стенами, обращенное открытой стороной на восток. Центральным элементом
киреметища было одиноко стоящее старое, часто уже засохшее дерево (дуб, ветла,
береза). Особенность чувашского язычества состояла в традиции умилостивления
как добрых, так и злых духов. Жертвы приносились домашними животными, кашей,
хлебом и т. п. Жертвоприношения совершали в специальных капищах — культовых
сооружениях, которые обычно устраивались в лесах и также назывались
ки-реметями. За ними ухаживали мачауры (мачавар). Они вместе с главарями
молений (кёлёпусё) совершали обряды жертвоприношений и молений.

Добрым богам и божествам чуваши посвящали общественные
и частные жертвоприношения и моления. В большинстве это были жертвоприношения и
моления, связанные с земледельческим циклом: уй чукё (моление об урожае) и др.

Леса, реки, особенно омуты и пруды, по поверьям
чувашей, были заселены арсури (подобие леших), вуташ (водяной) и другими
божествами.

Благополучие в семье и хозяйстве обеспечивал хёртсурт
— дух женского пола, в скотном дворе обитало целое семейство духов-покровителей
домашней живности.

Все надворные постройки имели духов-покровителей:
хранители клети (кёлетри ыра), погреба (нухреп хуси), сторож овина (аван
кётусё). В бане ютился зловредный дух ийе — своеобразный домовой-костолом.

«Загробный мир» представлялся язычникам-чувашам
продолжением земной жизни. «Благоденствие» покойников зависело от того,
насколько щедро потчевали их живые родственники на поминках.

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.),
обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь.
Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы.

Подробнее

Поможем написать работу на аналогичную тему

Реферат

Любая тема

От 250 руб.

Контольная работа

Любая тема

От 250 руб.

Курсовая

Любая тема

От 700 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному
проекту

Узнать стоимость

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector