Электронные публикации

Мощи и почитание

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, стали называть Победоносцем.

Святой Георгий прославился своими великими чудесами, из которых самым знаменитым является его чудо о змие. По преданию, недалеко от города Бейрута в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные жители для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя. Её отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления чудовища. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, поразил копьём змея и спас девицу. Этим юношей был святой Георгий, своим явлением прекративший жертвоприношения и обративший ко Христу жителей той страны, до этого бывших язычниками.

Чудеса святого Георгия послужили поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Георгий Победоносец также издавна почитался как покровитель воинства. «Чудо Георгия о змие» — излюбленный сюжет в иконографии святого, который изображается верхом на белом коне, копьем поражающим змея. Этот образ также символизирует победу над диаволом — «древним змием» (; ).

Св. Георгий Победоносец. Серебро, X — XI вв., Музей Изобразительных Искусств в Тбилиси, 19 х 18,5 см.

В Грузии

Вместе с Пресвятой Богородицей, мученик Георгий считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. Во многих языках Грузия называется «Георгией», и широко распространена версия о том, что это имя было дано Иверии именно в честь святого Победоносца.

Чудо Георгия о змие, спасении царевны и града, и об избавлении пленника. Фреска XVI в., скит св. Анны, Греция.

В Арабских странах

Особенным почитанием святой Георгий пользуется в арабских землях, с которыми связаны предания о многих его чудесах, начиная с чуда о змие. Ещё одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имя которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках, сидящая на крупе коня позади святого Георгия. Такой образ святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов . Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.

Чудо св. Георгия о змие. Икона, конец XIV в.

На Руси

Изображение всадника, поражающего змия, известное на русских монетах с раннего времени, впоследствии стало символом Москвы и Московского государства.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.

Молитвы Георгию Победоносцу в чем помогают

Великомученик Георгий Победоносец является покровителем Москвы со времен правления Дмитрия Донского, также он изображен на гербе Российской Федерации. Георгиевский крест и георгиевская ленточка являются символами победы и величия русской армии.

Я знала о чудотворных делах святого Георгия от других людей, но однажды мне довелось ощутить чудотворную помощь от молитвы Георгию Победоносцу самой. Это было во время нападок и преследования недругов на работе, когда один из них захотел получить мою должность управляющей.

Искренняя вера в сердце и горячие молитвы полностью изменили обстоятельства, и недруги решили перейти в другую организацию.

Житие

  • Жизнь героического святого Георгия Победоносца была наполнена неустанной борьбой с гонителями церкви Христовой. Это были тяжелые времена сопротивления язычников учению Иисуса, когда земные правители физически уничтожали первых христиан. Грозный языческий царь Диоклетиан жестоко расправлялся во всеми, исповедующими веру во Христа.
  • Святой Георгий родился у богатых родителей и был принят на воинскую службу к императору. Однако святой Георгий уверовал во Христа и стал тайно ему служить. Когда император узнал об этом, приказал его схватить. Долгое время императорские солдаты пытали Георгия, заставляя отречься от Христа.
  • Воины императора гнали юношу копьями, но металлические наконечники чудесным образом превращались в мягкое олово. Трое суток святого держали в наполненной негашеной известью яме, но его тело чудесным образом оставалось невредимым. Стойкого юношу опаивали ядами, избивали до полусмерти — но он чудесным образом восстанавливал свои силы. Это было невероятное свидетельство благодати божьей.
  • Героическая смерть святого была примером невероятной стойкости человеческой плоти перед страшными мучениями: 8 раз после страшных пыток тело святого полностью исцелялось благодатью Духа Святого и силой молитвы Христу.
  • Что только не делали с великомучеником Георгием, какие пытки не применяли — он на утро был целым и невредимым. Только отрубив голову, вельможи смогли избавиться от демонстрации чудес божьих великомучеником Георгием. Только тогда смерть забрала душу святого, и он обрел Царствие Божие.

После своей мученической смерти Георгий был причислен к лику святых, он и после своего успения продолжает помогать верующим людям в их скорбях и немощах.

О чем просить святого

Нет ни одного верующего христианина, который бы не почитал святого Георгия Победоносца. Он считается покровителем всех воинов и защитников отечества, а также людей, в силу своей профессии спасающих народ от чрезвычайных происшествий. Молитва Георгию Победоносцу — очень сильная защита от разных напастей и бед.

Также в молитвенном прошении к святому обращаются при:

  • любых опасностях;
  • безопасности на охоте и в лесу;
  • подготовке к участию в боевых действиях;защите от агрессии недоброжелателей на работе или в другом обществе;
  • подготовке к участию в спортивных соревнованиях;
  • прохождении службы в вооруженных силах;
  • освобождении из плена или рабства;
  • благословении урожая на текущий год;
  • избавлении от порчи и колдовства злых людей.

Раньше на Руси все военные походы сопровождала икона святого Георгия Победоносца, воины возносили молитвы на победу.

Принято просить помощи святого и при отправке в дальний путь. Человек не знает, какие опасности могут его поджидать в чужих землях, поэтому заранее просил благословения и защиту на дальнюю дорогу.

Традиционно Георгий Победоносец является покровителем землепашцев и скотоводов. Ярослав Мудрый построил храм в честь Георгия, и с тех пор день освящение храма 26 ноября назван Юрьевым днем. Также в этот день завершаются все сельскохозяйственные работы на селе. Начало полевых работ тоже приурочено к почитанию святого Георгия — 23 апреля.

Молитва Георгию Победоносцу от врагов видимых и невидимых:

Однако при молитвенном обращении помните, что святой Георгий зрит людские сердца. Если вашим скрытым желанием станет надежда наказать невинного человека из зависти, то будете наказаны именно вы — за обман и неправомочное обвинение человека.

Перед тем как просить защиты от врагов, следует покаяться на исповеди и причаститься Святых Даров. Только после этого можно возносить молитву св. Георгию Победоносцу о заступничестве. Помните, как Иисус учил молиться? Он сказал прежде всего простить недругов, а потом возносить молитвы богу.

Если вас преследуют тяжелые времена, нужно заказать Сорокоуст о здравии в церкви, и все 40 дней читать молитву святому Георгию. Ваши просьбы не останутся без ответа.

Где расположена святыня

Согласно апокрифам и греческим сказаниям, мощи святого Георгия преданы захоронению на территории Израиля, в современном городе Лоде. Лод – это населенный пункт, который расположен к югу от Тель-Авива. Этот город был в прошлом городом Лидда, а также носил название Георгиополиса, Диосполиса.

Лод многократно указывается в писании Нового Завета. Известно, что после одной из иудейских войн город был полностью уничтожен римлянами, как центр неповиновения еврейского населения. Позднее на этом месте образовалась колония, которая названа «городом богов». Георгиополисом город был назван в честь Георгия Победоносца, носил это название на протяжении нескольких веков.

Главная достопримечательность Лода – это гробница Георгия Победоносца, ею владеет православная церковь Иерусалима. Гробница была воздвигнута в V веке, намного позже вокруг нее построили храм, получивший название Святого Георгия. Во времена войн за независимость церковь была неоднократно разрушена, но постоянно восстанавливалось. Дата последнего восстановления: 1870 год.

Оружие воина, его глава хранятся над главным алтарем Римского храма Сан-Джорджо – эн-Вила бро, который посвящен святому. Сан-Джорджио построен в стиле базилики. Реликвии находятся там с начала XII века. Они привезены сюда по велению Папы Римского, Григория IV.

Часть мощей размещена в святой капелле Парижа. Это готическая постройка, имеющая статус реликвария. Ценные реликвии соседствуют с терновым венцом, обагренным христовой кровью, частицами Креста Господня, а также частью копья римского воина, которое было вонзено под ребра Христа, висевшего на кресте.

Десница (или правая рука до локтя) сохраняется на Святой горе Афон, находящейся на юге Греции в монастыре Ксенофонт. Соборный храм монастыря построен в честь Георгия Победоносца, среди известных святынь: части мощей Марины Великомученицы, Иакова Персианина, мученицы Параскевы.

Прижизненные чудеса

Помимо посмертных чудес, известны прижизненные чудеса, связанные с днями пыток Георгия. Вера святого Георгия была так велика, что Бог помог ему воскресить мертвого христианина. После этого к темнице, где сидел Георгий, стали приходить люди. Там они творили молитвы, прося помощи в болезнях и бедах.

Среди посмертных чудес самым популярным сказанием является легенда о Георгии Победоносце, как змееборце. Сказание гласит, что он победил коварного змея, поработившего город Ливан, разорившего страну. По преданию, язычники, чтобы задобрить змея, поставляли ему человеческих жертв.

Когда выбор пал на царскую дочь, явился Величественный Всадник на белом коне с копьем в руках. Совершив крестное знамение и воззвав к Христу, он бросился на змея и поразил его копьем. После оглашения об этом событии население города приняло веру Христа.

Победоносец, который пронзает острым копьем змея, означает для русских символ победы над ордой. Этот образ был прочно закреплен геральдикой Московского государства, стал базой для создания византийского двуглавого орла, являвшегося старинным символом царских печатей и гербов.

Георгий Святой Победоносец, как воин, был почитаем на территории Грузии. Жители Осетии изображают Георгия седобородым старцем в доспехах, который, по легендам, одержал немало побед, являясь воинам во время сражений или перед ними.

Информация! Многие предания повествуют, что Георгий Победоносец побеждает не змия, а дракона.

Описание христианской святыни, фото образов

Существует несколько вариантов икон, изображающих Георгия Победоносца. Христианские художники создавали великомученика:

  • восседающим на коне с копьем и убивающим дракона;
  • стоящим на земле рядом с другими святыми;
  • без доспехов и оружия, в скромном облачении;
  • верхом на скакуне вместе со спасенным мальчиком;
  • в окружении нескольких житийных сюжетов-клейм.

Самой распространенной и узнаваемой является картина, на которой Георгий Победоносец предстает в виде грозного конного воина. Такой образ выглядит очень впечатляюще. На нем великомученик поражает копьем (иногда – мечом) распростертого на земле безобразного дракона. Именно этот сюжет стал наиболее распространенным в русской иконописи. На картине также изображен Спаситель, благословляющий святого воина с небес. Часто на иконах рисуют спускающегося к Георгию ангела. Он послан Всевышним для того, чтобы возложить на его голову корону, которая означает победу над темными силами.

В основе сюжета иконы, изображающей победу над змеем, лежит легенда об одном из самых выдающихся прижизненных подвигов Георгия. Во владениях одного царя в водах глубокого озера поселилось злобное чудовище, которое безжалостно уничтожало скот и местное население. Справиться с этим драконом никто не мог, и люди были вынуждены отдавать ему на съедение своих детей. Однажды пришел черед принести в жертву Елисаву (Елизавету) – единственную царскую дочь. Когда принцесса ожидала на берегу озера своей смертельной участи, внезапно появился Георгий на белом коне. Когда он узнал о ее страшной беде, то вознес Господу молитву с просьбой победить чудовище. Тут же раздался голос с неба, благословляющий святого на этот подвиг. Сотворив крестное знамение, праведник ринулся в бой. Божий угодник одержал победу над лютым зверем, и усмиренный дракон пал к его ногам. После этого Георгий убил змея и призвал всех жителей царства уверовать во Христа, поскольку раньше они были язычниками. Благодарный народ с радостью принял крещение, а на месте, где был уничтожен дракон, построили храм в честь святого воина.

Другие варианты картины

На полотне, изображающем Георгия без верного коня, также предстают другие святые. На такой иконе великомученика рисуют с копьем и в римских доспехах вместе с покровителями супружеской верности –Самоном, Авивом и Гурией. Рядом с ними присутствует пророчица Анна и монахиня по имени Евдокия. В облаках, возвышающихся над всеми фигурами, парит благословляющий Иисус Христос.

Другой вариант образа, на котором Георгий Победоносец предстает без оружия и доспехов, принадлежит к наиболее древним. На таких картинах святого изображают в мантии. Его рисуют не воинственным, а умиротворенным, сосредоточенным на чтении молитв и беседе с Господом.

Картина, демонстрирующая святого верхом на скакуне вместе с мальчиком, посвящена истории о спасении юного христианина. По преданию, он служил в монастыре Святого Георгия на побережье Черного моря. Однажды после нашествия мусульманского войска юноша был захвачен в плен. Молодой монах усердно молился великомученику о спасении и был услышан. Святой прибыл к нему во сне на белом коне, забрал пленника с собой и доставил к его семье.

Дни почитания великомученика

Даты, когда Победоносца вспоминают, как св. Георгия, вписаны в церковных календарях для православных верующих:

  1. 9 декабря. Празднование освящения церкви, построенной во имя Георгия на территории Киева в XI веке. Дата среди крестьян прозвана Юрьевым днем, установлена еще Ярославом Мудрым.
  2. 23 ноября. Напоминание о пытках, жесточайшем колесовании Георгия.
  3. 16 ноября. Отмечают создание нового собора, воздвигнутого вокруг мощей святого Георгия Победоносца.
  4. 6 мая. Вспоминают о гибели преподобного Святого.

Кроме того, по православному календарю отмечают День ангела Георгия. Священнослужители считают, что при наступлении Дня Ангела необходимо посещать церковь, совершать молитвы перед ликом святого. Дни для почитания Георгия: 16 ноября, 6 мая. Именины празднуются дважды в год, с помощью молитв, возносимых покровителю.

Иконография

См. также: Фракийский всадник

Русская икона к. XV века (полная композиция)

Новгородская икона XV века (сокращённая композиция)

Изображения Георгия в образе всадника появляются в X—XI века на его родине в Каппадокии, но миниатюры, изображающие его победу над драконом, известны с IX века (псалтырь Лобкова).

Иконописный подлинник приводит следующее пространное описание сюжета, который должен быть изображён на иконе:

Однако в большинстве случаев на иконах изображают сокращённую композицию: конный воин поражает копьём змия, а с небес его благословляет Христос или его рука. Иногда над главой Георгия изображают ангела с венцом в руках. Город на иконах обычно изображают в виде башни. Отличительной чертой русских икон, изображающих этот сюжет, является то, что Георгий поражает дракона копьем не в глаз, как в западной живописи, а в пасть.

В иконописи сюжет чуда Георгия о змие представлен как мистическая битва между добром и злом. При этом «Георгий не делает усилий, его господство над врагом выглядит как нечто извечное и предопределенное свыше

».

Георгий Победоносец в России

Русский витязь Егорий Хоробрый Великомученик Георгий Победоносец — один из самых уважаемых святых во многих странах, но для россиян он приобрел особое значение. На Русь культ святого проник вместе с христианством, он почитался в княжеских семьях и среди знати как покровитель престола и воинских побед. Статус общегосударственного святого Георгий приобрел в 11 веке во время правления Ярослава Мудрого, крестившегося под именем Георгия и всю жизнь прославлявшего своего небесного заступника.

Во славу святого Георгия (на Руси его называли еще Егорием или Юрием) князь выстроил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Великом Новгороде, возвел храм Георгия Победоносца в Киеве. Основателем Москвы также был князь по имени Юрий, нам он известен как Юрий Долгорукий. Поэтому на гербе Москвы до наших дней изображается Георгий Победоносец, побеждающий змея.

Со временем святой Георгий стал считаться не только покровителем Москвы, но и охранителем всего Русского государства, и его изображение появилось на российском гербе.  Особым уважением святой Георгий традиционно пользовался у воинов, считался их помощником и защитником. С древних времен в народе ходило множество рассказов о видениях святого на войне, где он являлся христианам и помогал им в бою. Поэтому по всему миру воины стали обращаться к Георгию как к своему заступнику и просить его о помощи.

Русское же воинство считало святого Георгия своим небесным покровителем и потому почитало его особо. Начиная с 16 века за особую храбрость воинов жаловали серебряной монетой с изображением Победоносца, ее полагалось носить на шапке. А в 1769 году Екатерина Вторая учредила орден Святого Георгия, с того времени и до 1917 года остававшийся самой почетной воинской наградой. Кавалерами ордена Святого Георгия в разное время стали А.В. Суворов, М.И. Кутузов, П.С, передает сайт Wordyou. Нахимов и многие другие. Орден был предназначен для офицерских чинов, а для нижних в 1807 году учредили Георгиевский крест — знак отличия для солдат и унтер-офицеров «за неустрашимую храбрость». Обычно солдаты награждались по представлению командиров, но также практиковалась выдача крестов отличившемуся в бою подразделению, с тем чтобы потом распределить награды с учетом мнения самих солдат. Этот порядок назывался «приговор роты», и получить крест таким образом считалось особенно почетным. Кавалеры Георгиевского креста освобождались от телесных наказаний, получали большее жалованье и имели право переводиться из армии в гвардейские части без потери в чинах.

«Чудо Святого Георгия о змие»

Икона Георгия Победоносца представляет Святого в различных образах. Как уже говорилось выше, наиболее распространенным является изображение на коне с копьем, где он убивает змея. Ему предшествует следующая легенда, согласно которой действие происходило через много лет после смерти Георгия. В озере с питьевой водой, недалеко от Бейрута, поселился страшный змей. Чтобы жители могли спокойно набирать воду, каждый месяц змею на съедение отдавали молодую девушку или парня. Это продолжалось до тех пор, пока во всем селении осталась лишь одна девушка — дочь правителя. Когда девушка стояла и плакала на берегу озера, перед ней неожиданно появился Святой Георгий, который убил этого змея.

Смысл, который воплотила в себе икона Георгия Победоносца, предельно ясен и символичен: как Святой победил змея, так и христианская Церковь с помощью многочисленных чудес и всепоглощающей любви к ближнему положила конец многовековому террору язычества.

В чём помогает молитва к образу вмч.?

О чём же молятся перед иконой? История гласит, что Георгия Победоносца просят о помощи те, кто защищает Родину. Часто святому молятся накануне сражений. Считается покровителем для военнослужащих и оказавшихся в зоне боевых действий. Защищает от врагов.

  • Считается, что Георгий Победоносец покровительствовал маршалу Жукову и являлся на полях боя. Любопытно, что официально Германия предложила подписать акт о капитуляции 6 мая 1945 года (в день празднования великомученика).
  • Кроме того, ему молятся земледельцы и скотоводы (о дожде, об урожае и об удаче на охоте).
  • Разочаровавшихся в жизни святой может укрепить в вере, даровать им силу духа и храбрость.
  • Также Георгий помогает улаживать конфликты в семьях.
  • Исцеляет больных.
  • Помогает бездетным семьям.
  • Поддерживает беззащитных людей.
  • В некоторых странах святого просят об избавлении от заразных болезней.
  • Путешественникам он помогает в дороге.

Примечания

  1. 123 Чудеса святого великомученика Георгия
  2. 123 [www.krotov.info/acts/06/3/georgiy.htm Чудеса святого Георгия]
  3. 123 [lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4969 Чудо Георгия о змие // Институт русской литературы (Пушкинского Дома) РАН]
  4. [www.pravenc.ru/text/162188.html Георгий Победоносец] // Православная энциклопедия
  5. [www.icon-art.info/topic.php?lng=ru&top_id=77&month=0&style=old&mode=iconogr Чудо Георгия о змие // Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV — начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963]
  6. Шеппинг Д. О. [vrn-id.ru/filzaps841.htm Св. ЕГОРИЙ ХРАБРЫЙ /Этюды из народных сказаний] // Филологические записки. Воронеж, 1884.
  7. Пропп В. Я. [ec-dejavu.ru/g-2/Saint_George.html Змееборство Георгия в свете фольклора]// Фольклор. Литература. История. (Собрание трудов). М.: Лабиринт, 2002, с. 92-114
  8. [heraldry.hobby.ru/gub/mosc.html Рево О. А. Из истории герба Москвы // Наука и жизнь. 1997. № 7]
  9. [days.pravoslavie.ru/Life/life6523.htm Великомученик Георгий Победоносец]
  10. Сабин Баринг-Гоулд. Мифы и легенды Средневековья. М., 2009. С. 152—178
  11. 12 [www.pravoslavie.ru/jurnal/136.htm Кутковой В. О древнерусских иконах. «Чудо св. Георгия о змие»]
  12. [www.ikona.ru/georg06.html «Чудо о змие» в иконографии]
  13. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. — М.: Искусство, 1967. Т.1. С. 158.
  14. [www.gerb.bel.ru/pages/russia/imperia.htm Большой герб Российской империи]
  15. [www.statesymbol.ru/russymbols/symbols/20050407/39593456.htmlrf.boom.ru/rus15.html Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации» от 20 декабря 2000 года]
  16. [www.statesymbol.ru/russymbols/regions/20050418/39594978.html Город федерального значения Москва]

В чем помогает икона Георгия Победоносца

  • Еще с давних пор Святец был покровителем для всех военнослужащих и тех, кто оказался в зоне проведения боевых действий;
  • К святыне также очень часто обращаются в надежде защититься от врагов и на обретения мира не только для себя, но и для своих близких. Для того чтобы получить содействие от чудотворного лика необходимо рядом с его образом поставить свечу и произнести свое пожелание;
  • Помимо всего вышеупомянутого икона святого Георгия Победоносца способна также уберечь и от различных заболеваний. Большое количество православных посещают церкви и соборы, чтобы воззвать в молебне к преподобному для помощи в борьбе с хворью. Также существует некоторые доказательства что это божественное изображение способно также излечить женское бесплодие;
  • Ещё к божественному лику возносится и молитва на победу;
  • К образу также как мужчины так и женщины, и даже дети, так как Святой способен помочь абсолютно всем кто имеет хоть малейшую веру в то что его прошение будет исполнено.

Иконография[ | ]

См. также: Фракийский всадник

Русская икона к. XV века (полная композиция) Новгородская икона XV века (сокращённая композиция)

Изображения Георгия в образе всадника появляются в X—XI века на его родине в Каппадокии, но миниатюры, изображающие его победу над драконом, известны с IX века (псалтырь Лобкова).

Иконописный подлинник приводит следующее пространное описание сюжета, который должен быть изображён на иконе:

Однако в большинстве случаев на иконах изображают сокращённую композицию: конный воин поражает копьём змия, а с небес его благословляет Христос или его рука. Иногда над главой Георгия изображают ангела с венцом в руках. Город на иконах обычно изображают в виде башни. Отличительной чертой русских икон, изображающих этот сюжет, является то, что Георгий поражает дракона копьем не в глаз, как в западной живописи, а в пасть.

В иконописи сюжет чуда Георгия о змие представлен как мистическая битва между добром и злом. При этом «Георгий не делает усилий, его господство над врагом выглядит как нечто извечное и предопределенное свыше

».

Иконография

На иконических рисунках и фресках Георгий предстает в качестве отважного воина или мученика, прославляющего веру:

  1. Облаченный в хитон, поднимая копье и сидя на белом коне, Георгий пронзает дракона или змея, тем самым символизируя превосходство в сражениях с врагами. Рядом с чудовищем на некоторых иконах бывает нанесено изображение дочери правителя, которую спас воин. Это символ защиты народа от врага, избавление от угрозы сражений.
  2. С красным плащом на левом плече Георгий предстает великомучеником. Святой держит копье, как воспоминание о статусе Победоносца, и крест, как символ бесконечной веры и поклонения Христу.
  3. Георгий Победоносец, сидящий на небесном троне, принимает от ангела мученический венец. Это старейшее изображение, повествующее о принятии воином лика великомученика.
  4. Иконографический свод изображает Победоносца с другими святыми войнами, например, известно изображение святого Георгия и Димитрия Солунского на конях.

Многочисленные фрески в храмах и церквях изображают Георгия победителем или мучеником. Одна из известных фресок изображает его, как христианина, несущего слово Божье людям. Он идет по земле в алом плаще мученика с ангельским ореолом вокруг головы. Особняком стоит новгородская икона, написанная в технике станковой живописи. На ней Георгий выписан по пояс. Икона является одной из самых древних.

Легендарный подвиг Георгия Победоносца стал культовым изображением всадника, убивающего змея

Изображение Георгия, убивающего змея основано на легенде о чудесах великомученика. В озере города Бейрута завелось страшное чудовище, поедающее горожан и опустошающее посевы.

Чтобы откупиться от злого чудовища, решили жители принести ему в жертву царскую дочку. Вступился храбрый воин за избранницу чудища, перекрестился, помолился и поразил змея одним ударом копья.

Картина Паоло Уччелло «Битва святого Георгия со змеем»

Убив черного змея, Георгий Победоносец спас от верной гибели царевну, чем прославился не только в странах Востока, но и в Европе. Английский король объявил мученика своим покровителем.

Почему святой Георгий так любим в России ?

По словам Георгия Кочеткова, мучили святого Георгия вполне добропорядочные законные власти Римской империи. И всего-то они хотели от него одного – подчинись, исполни закон, признай императора богом. Так положено: есть некий порядок, и чтобы его укрепить, император назначил себя богом. Все, включая самого императора, понимают, что это условность. Казалось бы, сделай условный жест, прославь императора как бога, пусть даже не веря в это – и спасешь свою жизнь. Но юный красавец-офицер отказывается это сделать, соглашается на пытки, положенные в таких случаях, и расстается с жизнью.

Казалось бы, кто победил? И каков смысл такого свидетельства? Человек гибнет, на этом дело заканчивается. Но потом оказывается, что не совсем заканчивается, что с ним гибнут еще другие люди, которые успели «заразиться» его верой, его свидетельством: мученица царица Александра, мученик Антоний, мученик Протолеон. И по человеческому рассуждению понять это очень сложно.

А по Божьей правде все очень ясно. Чтобы жить целостной жизнью, нужно быть до конца последовательным, как настоящий свидетель правды и истины. Нужно всего лишь набраться мужества, чтобы эту целостность, это целомудрие своей души, своей жизни пронести до конца, не оглядываясь назад, чтобы ценности мира сего поставить хотя бы на второе место, а на первом сохранить Господа Бога. У христианина на первом месте всегда должен стоять Христос. Если христианин потеряет Христа, он потеряет дар Духа Святого, потеряет Отца Небесного, путь к Нему, потеряет себя.Иконописец Димитр Кочнов из Трявны. 1838 г. Болгария. Исторический музей, Великое Тырново, Болгария / Свв. Георгий и Дмитрий. Кон. XVIII – нач. XIX в. Болгария. София, Крипта, филиал староболгарского искусства при Национальном художественном музее

«Это так ясно, когда мы смотрим на все глазами веры, и так трудно, когда мы смотрим глазами людей мира сего, – говорит Георгий Кочетков. – Жизнь великомученика Георгия дает повод задуматься над тем свидетельством, которое мы должны нести в этот мир».

По словам священника, любовь в России к этому святому обусловлена не только примером целостности его жизни, его верностью Божьей правде, но и жаждой русского народа иметь перед глазами такого героя-рыцаря и аристократа духа. Эта потребность русского народа в таком примере говорит о большом потенциале, скрытом в нас самих и требующем раскрытия в реальной жизни. Прежде всего, в виде свидетельства, которое мы сами призваны нести в этот мир. Христиане не должны молчать и на слово и действие Божье в своей жизни должны всегда отвечать действием, а не просто принимать его к сведению. Ведь великомученик – это не тот, кто вышел из какой-то элиты. Это тот, кто больше других донес весть о Боге и его действии до людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector