Бог забирает лучших

Страдания переполняют землю

Когда встречаешься с людьми, которые пережили страшную трагедию, говорить о страданиях трудно. Если бы я сейчас смотрел в глаза матери, у которой погиб ребенок, мужу, у которого погибла жена, сыну, у которого погибла мать, я не знаю, что бы я сказал… Хотя я сам пережил подобное и понимаю, как это тяжело. У меня умерла жена, умерло трое моих внуков в младенчестве. Мир становится черно-белым вместо цветного. Еда теряет свой вкус, когда ты рядом с близким человеком переживаешь опыт умирания. Хотелось бы, чтобы страданий не было, чтобы все жили счастливо, весело, радостно, чтобы никто не болел раком, рассеянным склерозом, чтобы люди никогда не попадали в автокатастрофы, чтобы не разбивались самолеты. Но тем не менее страданий и скорби никому не миновать. Они есть в жизни. Как к ним относиться?

Недавно ко мне пришел один человек — очень хороший, очень верующий. Он рассказал, что не может больше молиться, не может заходить в храм. С ним произошла страшная история. У него была знакомая двадцати лет, которую он знал с детства. У этой бедной девушки были долгие периоды депрессий, она была психически тяжело больна. Они с мамой были некрещеные, неверующие. Однажды эта девушка пропала. Ее долго не могли найти. Но по телефону смогли определить, что она пошла в лес, туда, где были вышки, с которых летом можно прыгать вниз на резиновом канате — такой аттракцион. Когда мой друг искал ее, он очень горячо молился. Ему казалось, что Бог его слышит и что она обязательно останется жива. Но он сам ее нашел. Она была мертва. Девушка покончила собой, спрыгнув с вышки. Это было страшно. И он не смог принять то, что Бог допустил смерть этой девочки. Ясно, что мир несовершенен. Но как всесильный Бог, который сотворил этот мир, как Он мог это допустить? И как можно верить в Бога, когда такое происходит на земле?

Почему не получается зачать ребенка?

Вот семья создана, но никак не получается зачать ребенка. Возникает вопрос: почему Бог не дает детей? Проблема может быть как духовной, так и физиологической. Если дело в нарушенном здоровье, то это вам не к священнику, а к врачу соответствующей квалификации. Не думайте, что Бог по «мановению волшебной палочки» исцелит вас от ваших недугов, это еще нужно заслужить. Чудеса случаются, но только в особых обстоятельствах и с определенной целью, для всех же остальных случаев болезней есть врачи.

Что же касается духовных проблем, то давайте сразу отбросим все разговоры о том, что Бог не дает детей за грехи родителей. Эта тема многократно раскритикована, а подобного мнения придерживаются лишь те, кто не читает Священного Писания и святоотеческой литературы. Я не стану углубляться и подробно разбирать данную проблему, а отмечу лишь те источники, в которых опровергается рассматриваемое мнение:

  • Книга пророка Иезекииля (глава 18).
  • Книга пророка Иеремии (31:29–30).
  • Свт. Кирилл Александрийский (Толкование на Евангелия от Иоанна, том 1, книга 6, глава 1).
  • Прп. Ефрем Сирин (Толкования на Священное Писание, книга пророка Иезекииля, глава 18).
  • Евфимий Зигабен (Толкование на Евангелия от Иоанна, глава IX).

Перечисленными ссылками вопрос не ограничивается, но, думаю, что и этого достаточно, дабы понять: каждый несет ответственность за свои грехи. Поясню еще также, что мы не исключаем определенную склонность как к порокам, так и к добродетелям, наследуемые от родителей, но склонность может быть и не реализована. Ребенок также всегда воспринимает негативный пример отца или матери, но каждый греховный поступок – уже будет лично его, а не кого-то другого.

Если же со здоровьем всё в порядке, но долго не получается зачать ребенка, то стоит вспомнить наставление свт. Иоанна Златоуста, что просить нужно с верой, упованием, непрестанно, быть уверенным, что всемогущий Господь способен выполнить нашу просьбу, но также не забывать делать должное со своей стороны. Когда рождение ребенка становится самодовлеющей целью и даже навязчивой идеей, то Бог действительно может положить препятствия к этому. Тогда стоит немного остановиться и отпустить ситуацию, вспомнить, что цель христианского брака – взаимопомощь друг другу в спасении. Два человека – это уже семья, нормальная, а не какая-то неполноценная. Если чувствуете, что хватает любви и широты сердца, то можете усыновить ребенка. Если же кто-то из супругов понимает, что не потянет, то лучше отложите этот вопрос. В общем, ищите причины в себе, в своих взаимоотношениях и постоянно что-то делайте. Помните, что дорогу осилит лишь идущий, а любой труд не останется незамеченным Богом.

Чи дійсно вмирають кращі?

Наскільки б не була душа цінніша розуму, але його допитливість все ж не можна залишати незадоволеною, адже він має вплив на душу, а тому може захопити як до Бога, так і від Нього. Отже, чому Бог забирає найкращих? Відповідь на це питання криється не у властивостях, характері або чеснотах людини, а в самому питанні. Для будь-яких нормальних матері або батька їхнє чадо буде найкращим. Якщо в парі люди люблять один одного, то і для чоловіка його дружина буде кращою жінкою на світі, як і для дружини — її чоловік. Це ж правило можна віднести і до наших друзів, адже ми дружимо з тими, хто близький нам по духу, по життєвим принципам і цілям. Тому в будь-якому такому або подібному випадку померла людина буде для нас найкращою, тобто характеристика «кращий» фактично, як би сухо це не звучало, зводиться до нашої суб’єктивної оцінки. Насправді ж далеко не завжди людина є найкращим в світі взірцем християнського життя. Та й недозволених непорозумінь залишається тут чимало. Кращий в чому? У програмуванні, в ремонті автомобілів, в проведенні складних хірургічних операцій, в політичних баталіях? Або, може, кращий в сімейному житті, у допомозі нужденним, в молитві і духовному подвизі? Та й як визначити цю «кращість», на підставі яких критеріїв?

В реальності ж кожна людина грішна, кожен є носієм пороку і кожен «заражений» головним недугою людства — смертю, ліки від якого ми можемо знайти тільки в Воскреслого Христа, та й то самі пройшовши через горнило смерті. Блаженний Августин писав, що абсолютно невинних людей не буває. Всі ми разом і кожен з нас окремо постійно вносить свою лепту в загальну «скарбничку» зла в світі. Ми самі страждаємо через себе, і весь світ, як створений для нас, страждає через нас. Наша всесвіт — це один великий організм, де все взаємопов’язано, де ціле немислиме без складових його частин, а й де частина не може існувати без цілого. Господь наділив цей світ законами функціонування, не залишаючи Свого піклування про світ, Він все ж дав йому певну автономію. Більш того, Бог дарував людині свободу, зла реалізація якої і призвела до знівечення обличчя світу. Саме тому створені Богом закони тепер іноді працюють проти нас. Дослідивши та відкривши закони, ми не тільки навчилися лікувати, рятувати і робити наше життя більш комфортним. Ми створили зброю — і тепер, навіть без військових дій, випадкова куля при розборках на вулиці може догодити в перехожого. Ми створили автомобілі — і тепер недбайливий, недбалий або просто тупий нахабний водій може на смерть збити пішохода, що переходить вулицю на зелений сигнал світлофора. Що тут говорити, ми навіть створили штучні хвороби, від яких люди помирають і сьогодні. Все це зроблено не Божими, а людськими руками, так хто тоді в усьому цьому винен?

Почему Бог забирает детей у родителей

Опять начнешь тут юлить, разводить демагогию про скорби и небесное Царствие.

Моему сыну было 8 лет. Бог его забрал через мученическую онкологию.

Можешь ничего не отвечать, ибо я тебе, гад, все равно не поверю.

Почти за шесть с половиной лет существования сайта я впервые получаю такое гневное письмо.

На девушку с именем Катерина я не обижаюсь.

Ее эмоции и нападки вполне обоснованны. И ее критика, наверное, не лишена основания и здравого смысла.

Здравствуйте, Катерина.

Моего Сашеньку Бог забрал в возрасте 11 лет.

Его сбил пьяный водитель, который получил смехотворное наказание.

Я, также как и Вы, отвернулась от религиозного православия пока не осмыслила горе, которое опустилось на мои поседевшие локоны.

Умоляю простите и не сердитесь, ругая, но Бог забрал у Вас ребенка не потому, что Вы плохая и жестокая мать.

К сожалению, только ему известна истинная причина своих порой труднообъяснимых решений.

Говоря исключительно от своего лица, мне пришлось наблюдать за другими людьми.

Я повидала много горя и печали, когда дети скатывались в такую леденящую пропасть, что еще один шаг, и они наложили бы на себя окровавленные руки.

Господь Бог забрал ребенка у достойной матери, когда он был на грани самоистязания. Безответная любовь, вино, агрессия и полное отсутствие контроля над своим поведением.

Парень умер от сердечного приступа, и Господь Бог спас его от самого страшного.

В Вашем случае все намного сложнее. Трудно объяснить, почему восьмилетнего ребенка, который еще не успел нагрешить, забирают у заботливых родителей.

Теряется смысл бытия, и в душе зарождается остервенелая злоба.

Она распространяется на остальных: администратора этого сайта, Бога и людей, которые ни в чем перед Вами не провинились.

Прямо сейчас, в эту минуту, Вы (как и я 19 лет назад) не сумеете ответить на поставленный вопрос.

Но я Вам гарантирую, что пообщавшись с горемыками, потерявшими детей, Вы отыщите свою, уникальную трактовку.

Простите меня.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

Почему Бог посылает человеку испытания Как объяснить мужу что он алкоголик

goldlass.ru

Дым большой нелюбви

Андрей Макаревич в одной из своих песен нашел очень точное с православной точки зрения определение человеческой истории — «Эпоха большой нелюбви». Люди, в сердцах которых не было любви к своему Создателю, оказались неспособны любить и друг друга. Более того, они не смогли с любовью относиться и к прекрасному миру, который Бог дал им в удел. Всё зло мира, все страдания человечества на протяжении всей его истории — это лишь отражение нашей нелюбви к Богу, друг к другу, и к миру вокруг нас.

Обижать, обворовывать, мучить и убивать можно только тех, кого не любишь. В этом корень всех людских страданий и бед. Даже природные катаклизмы зачастую являются следствием нравственной деградации человека. Мы не можем с точностью отследить эту зависимость во всех случаях, но иногда она вполне очевидна.

Когда летом вся Москва бывает затянута едким дымом от горящих торфяников, нужно знать, что у этого стихийного бедствия есть конкретные авторы. В годы первых пятилеток советской власти правительством было принято решение осушить Каширские торфяные болота, чтобы создать огромный ресурс топлива для Каширской электростанции, работавшей тогда на торфе. Делалось это под девизом: «Мы не должны ждать милостей от природы, взять их у нее — вот наша задача!» Болота осушили, электростанция давно уже работает на угле и мазуте. А вот торф осушенных болот каждый год горит из-за небрежности туристов и местных жителей, посаженных на эту пороховую бочку борцами с природой, не желавшими ждать от нее милости. В результате — страдают все москвичи. Но не Бог виноват в этом, а человеческая нелюбовь к Богу и Его творению.

Что делать?

Да, нам очень хотелось бы, чтобы Бог остановил действие зла Своей всемогущей волей. Но здесь возможны только два варианта:

  • преображение мира и человека;
  • уничтожение мира и человека.

Первый возможен благодаря Искупительному Подвигу Христа, но предполагает реализацию свободной воли и свободного выбора человека. В таком случае всегда остается возможность существование зла. «Полюс» святости и любви (а мы помним, что насильно любить невозможно) подразумевает также хотя бы потенциальную вероятность существования «полюса» ненависти и злобы. Ради спасения святых Бог терпит зло. Но нужно помнить, что зло не самобытно, во всей онтологической глубине даже нельзя сказать, что зло существует – оно реально, но не имеет собственной сущности. Зло всегда будет ущербностью добра. Бог желает добра и не желает зла, именно поэтому насильственное уничтожение зла для Него неприемлемо, потому что тогда Ему пришлось бы уничтожить весь мир, насквозь пропитанный злом. При этом такое уничтожение уже само по себе было бы злом. Господь заботится, промышляет о мире, но для каждого из нас окончательная победа над смертью еще впереди.

Господь не услышал и забрал сына…

Господь не услышал и забрал сына…

Мир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

В редакцию сайта приходят довольно много различных вопросов, касающихся семейной и духовной жизни. Нередки также и вопросы, касающиеся смерти.

Например: как пережить смерть близкого человека?; Виноват (виновата) ли я в том, что близкого мне человека не стало?; Почему Господь меня не услышал и забрал родного человека из этой жизни?…

Последний вопрос более всего будоражит людей. И, наверное, если люди маловоцерковленные, то есть, не живут церковной жизнью (ежевоскресно не посещающие службу, раз в 3-4 недели не приступающие к Таинтвам Исповеди и Причащению), им сложно объяснить весь глубинный смысл сложившейся ситуации, которая только на первый взгляд является трагичной.

«Здравствуйте. Хотелось бы тоже оставить свой комментарий. У Матронушки была дважды. Приезжала к ней когда жила на Крайнем Севере, и потом с Белгорода. Молилась и читала акафист. Просила за сына о здоровье, судьбе. Сынок у меня был замечательный: умница, верующий. красивый, спортивный и успешный. Добился много в жизни, и все сам. А в сорок лет в апреле этого года у него заболела спинка, взяли анализы. Поставили диагноз: рак желудка 4 стадии и через 40 дней его не стало. Как мы эти ужасные сорок дней молились… Сыночек иконку святой Матроны не выпускал из рук, спал с ней, умолял ее о помощи бессонными страшными ночами. Пил только водичку от Матронушки. И ничего… Сын умер, на Троицу его похоронили. Иконы и книжки с акафистами я отнесла в церковь.»

Данную ситуацию объясняет духовник сайта «Семья и Вера» — священник Димитрий Синявин:

Здравствуйте, Ирина!

Хотелось бы Вас познакомить с житием одного праведника Божия. Его звали Евдокимом. Жизнеописание сего святого читайте на странице сайта Святой праведный Евдоким – житие Приведем отрывок из его жизнеописания:

Как жаль, что мы привязываемся к сей временной земной жизни, как к чему-то основному, главному…

Из Ваших слов видно, что Ваш сын был хорошим человеком. И Господь призвал его в лучшем состоянии души. В жизнь нескончаемую — Вечную, где царствует радость и блаженство!

Вспоминается и другой случай, который можно назвать страшным…

Одна мать молилась за своего умирающего младенца. Всю ночь на коленях стояла на холодном полу. Излила ручьи слез. И не просто умоляла, но настаивала на своей молитве, чтобы Господь не забрал душу младенца. Под утро Господь показал ей в видении, что мальчик, когда вырастет, станет революционером и убийцей, а, затем, повеситься. Но мать, под влиянием страсти и привязанности к ребенку, стала дальше молиться о его здоровье. Господь выполнил её прошение. Сын вырос и стал революционером-убийцей. Затем и повесился…

Мы не должны настаивать на своих просьбах. Господь лучше знает, что полезней. Святые отцы учат, что Господь забирает людей в жизнь Вечную в лучшем их духовном состоянии. (Грешников же забирает, когда видит, что они упрямо не исправляются, и только становятся все хуже).

Даруй Господи Вашему сыну Царствие Небесное, а Вам непоколебимой веры!»

Выражаем Ирине свое соболезнование, и присоединяемся к пожеланию о. Димитрия.

Слава Богу за все, и за скорбь и за радость!

Почему просимое не сбывается?

Нужно ли у Бога что-то вымаливать?

<< На главную страницу Вопросы священнику >>

Пояснити — означає виправдати

У видатного римського комедіографа Тита Макцій Плавта є вираз: «Улюбленці богів помирають молодими». Думка начебто непогана, але якщо копнути трохи глибше, то ми побачимо, що вона ніяк не відповідає на питання: «Чому Бог забирає хороших людей раптово?» — а тільки посилює проблему. В такому випадку виходить, що Бог — винуватець смерті, а смерть — це добре, адже «улюбленець» Бога відразу вирушає до Нього. Чого ж тоді сумувати і плакати? Ті, кому доводилося втрачати близьких, знає, що жалюгідні виправдання подібного роду ніякого полегшення не приносять. Дати його може тільки живий Господь, Який Сам пройшов через Голгофу. Краще нагадаємо слова царя Соломона, який писав, що Бог смерті не створював і ніяк не радіє за гибель не тільки людей, а й усіх живих істот (Прем. 1:13).

Я прекрасно розумію, що нам хотілося б знайти якісь чіткі відповіді на питання про причини загибелі тієї чи іншої людини. Щось ми можемо «намацати», але це завжди буде половинчасте рішення. Філософ Семен Франк писав, що зло в будь-якому його прояві не може бути до кінця пояснене, тому що для нас це означало б виправдати його. Приклад з цитатою Плавта це ясно продемонстрував. Саме неможливість пояснити зло викликає у нас обурення, неприйняття, відкидання його і бажання з ним боротися. Зла і смерті не повинно існувати, але вони є і причини їх виникнення нам всім добре відомі.

В кінцевому підсумку на питання: «Чому Бог забирає найкращих і молодих?» — я відповім: «Не знаю». Але одне знаю напевно: єдиний вихід з цього глухого кута — покрити все мовчанням і перестраждати страждання. Саме страждання, пережите разом з Христом, втрачає свій виключно негативний сенс і стає поворотним шляхом до Бога, шляхом до досконалості.

Почему Всевышний забирает некоторых людей так рано

Почему Всевышний Аллах лишает жизни молодых, нельзя ли, чтобы они прожили долгую жизнь?

Это мир является лишь временным пристанищем для людей. Всевышний Аллах создал человека не для того, чтобы он вечно пребывал в этом бренном Мире. Поистине, его ждет вечная жизнь на том свете. Но где и в каком положении человек окажется в Ахирате, зависит только от него самого. Все люди в итоге смертны, и никто не в состоянии отсрочить дату своего ухода из жизни даже на одну секунду. Рано или поздно каждый из нас покинет эту землю, и это доподлинно известно всем нам.

Всевышний Аллах в священном Коране сказал:

كُلُّ نَفْسٍ ذَآئِقَةُ الْمَوْتِ وَإِنَّمَا تُوَفَّوْنَ أُجُورَكُمْ يَوْمَ الْقِيَـامَةِ فَمَن زُحْزِحَ عَنِ النَّارِ وَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ فَقَدْ فَاز وَما الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلاَّ مَتَـاعُ الْغُرُور

«Каждая душа вкушает смерть, и вам сполна будут даны ваши награды в день воскресения. И кто будет удален от огня и введен в Рай, тот добился успеха. А земная жизнь – только пользование обольщением». (сура Али Имран, 185)

Всевышний Аллах оповещает, что все творения без исключения вкусят смерть. Это подобно слову Всевышнего Аллаха:

كُلُّ مَنْ عَلَيْهَا فَانٍ وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلالِ وَالإِكْرَامِ

«Всякий, кто на ней (Земле), исчезнет, а вечен лишь твой Господь Обладатель величия и щедрости». (сура Ар-Рахман, 26-27)

Всевышний Аллах единственный, кто не умирает, в то время как люди и джины смертны, так же, как и ангелы и даже носители ‘Арша. Он – единственный, Кому принадлежит качество постоянства и вечности. Этот аят по сути является некрологом для всех творений, ведь на земле нет никого, кто не умрёт.

Как только закончится срок, определённый Аллахом потомству Адамову и когда придет установленный Аллахом Судный день, Он воскресит нас и воздаст всем людям и джиннам за их деяния – за великие и незначительные, за многократные и малочисленные, за большие и малые. Он не поступит несправедливо ни с кем даже на вес пылинки.

Смысл жизни заключается не в долголетии, а в праведности совершённых человеком деяний. Момент рождения, смерти и его пропитание, время проживания на земле и продолжительность жизни определены Всевышним Творцом изначально.

Человек же должен стремиться прожить свою жизнь согласно повелениям Всевышнего Аллаха, выполняя все Его предписания, отдаляясь от всех Его запретов, раскаиваясь в совершенных грехах и прибегая к защите Всемогущего Аллаха.

В зависимости от того, как проводит человек свою жизнь на этой земле, его уход из этой жизни будет либо наказанием, либо благодатью. Кто-то, может, не успеет совершить покаяние и умрёт погрязшим в грехи. А кто-то, наоборот, не совершал грехов – уйдя в мир иной, он избежит многих неприятностей, и смерть для него будет благодатью.

Только Всевышнему Аллаху известно, какая мудрость скрывается в ранней смерти того или иного человека. Поэтому нам остаётся только уповать на Всевышнего Аллаха и быть готовым к встрече ангела смерти в любой момент. Ибо никто не знает, сможет ли он выдохнуть тот воздух, который только что вдохнул.

Человек подобен плоду дерева, который имеет разные сроки созревания. Созревший раньше остальных плод мы заботливо срываем, не давая ему переспеть и сгнить, а несозревшие мы не трогаем. Поэтому интересоваться, почему человек умер раньше или позже – это в корне неверное мышление.

Что такое смерть и что происходит с душой после смерти?

Часто вспоминайте смерть!

Смерть уже не учит нас

Бойтесь умереть в неверии

Смерть это только начало…

Смерть непременно настигнет вас

Два пути

Но, может быть, Господь слишком уж развязал человеку руки? Может быть, некоторых «буратино», таких, как Гитлер или Чикатило, все же стоило бы прибить к полу и лишить возможности реализовывать свою свободу полюбившимися им способами? Увы, тогда пришлось бы каждого из нас заковывать в наручники еще в младенческом возрасте. Потому что нет и не было на земле человека, который хоть однажды не причинил бы боли другим людям. Но кто, кроме Бога, может определить меру зла, скажем так — «допустимую» для того, или иного человека? Мы возмущаемся жестокостью злодеев, представших перед судом. А сколько злодеев еще не пойманы, сколько вокруг нас людей, с виду вполне нормальных, но в душе которых тлеет тьма злых замыслов… Наконец, сколько в нас самих всякой мерзости, сколько мелких или больших гадостей мы совершили, или, что гораздо страшнее — можем совершить из-за того, что не любим Бога и ближнего…

Но Господь не спешит останавливать человека на его путанных житейских дорогах. Он ждет нашего покаяния, ждет, когда каждый из нас просто не сможет без отвращения смотреть на следы зла в своей душе. У Шекспира Гамлет «…повернул глаза зрачками в душу, а там, повсюду — пятна черноты». Увидав эту греховную черноту в своем сердце, человек, опять же, свободен в выборе своего отношения к увиденному. Он может ужаснуться и сказать: «Господи, неужели это — я? Какой кошмар! Но я не желаю быть таким, я хочу измениться. Боже, приди и помоги мне!»

Бог терпеливо ожидает этого приглашения от каждого из нас. Удивительное дело: всемогущий Бог смиренно просит разрешения войти в наше запятнанное грязью сердце, чтобы не нарушить нашей свободы: «Вот, стою у двери и стучу; если кто, услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). И если эта встреча человека с Богом состоялась, начинается их совместная работа по восстановлению всех разрушений, которые зло произвело в человеческом естестве. Это — путь покаяния.

Однако свобода выбора предполагает также и другой путь. Черные пятна видны только на светлом фоне, но если вся душа станет черной, пятна перестанут бросаться в глаза. Поэтому, увидав в себе зло, человек может полностью подчинится ему, утешая себя мыслью о том, будто это и не зло вовсе. И тогда окажется, что обиженные были сами виноваты, пострадавшие — заслужили свои страдания, а целые народы будут записаны в «недочеловеки», с которыми можно делать все, что только придет в больную голову. До такого почерневшего сердца уже не достучаться… Но что же после смерти происходит с душой, изуродованной злом до такой степени?

Как помочь людям, которые не хотят есть, спать, думать, жить, потеряв близкого человека?.. если умер ребенок?..

Лучше всего тут могут помочь специалисты-психологи. Но если такой человек оказался рядом с тобой, а ты ни разу не психолог, существует веками проверенный способ, описанный в Новом Завете: «…плачьте с плачущими» (Рим 12:15). В сущности, каждый из нас так или иначе оказывает психотерапевтическую помощь своим близким. Мы утешаем друг друга, стараемся поддерживать тех, кому сейчас плохо, что-то для этого говорим и делаем. Формы такой помощи могут быть разными, но непременным условием является искреннее участие в чужой беде.

Чтобы помочь, нужно взять на себя часть чужой боли, прочувствовать ее как свою собственную, заплакать с плачущим не просто «за компанию», а оттого, что ты реально вошел в чужое горе, принял его как — свое, и теперь тебе тоже от него больно.

Это трудно, на это способен далеко не каждый, но без такого искреннего участия ни о какой помощи не может быть и речи.

Потеря ребенка — самое страшное горе для матери. И тот, кто хочет оказать ей помощь в такой ситуации, должен ясно понимать, что для этого ему придется принять часть этого страшного горя в свое сердце, придется плакать, придется участвовать в чужом страдании, то есть — со-страдать. Если же такой готовности нет, а желание помочь есть, то лучше просто молиться о пострадавших, просить Господа послать им утешение, облегчение и крепость духа. Молитва, это ведь тоже — помощь.

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Объяснить – значит оправдать

У выдающегося римского комедиографа Тита Макция Плавта есть выражение: «Любимцы богов умирают молодыми». Мысль вроде бы неплохая, но если копнуть немного глубже, то мы увидим, что она никак не отвечает на вопрос: «Почему Бог забирает хороших людей внезапно?» – а только усугубляет проблему. В таком случае получается, что Бог – виновник смерти, а смерть – это хорошо, ведь «любимец» Бога сразу отправляется к Нему. Чего ж тогда горевать и плакать? Те, кому приходилось терять близких, знает, что жалкие оправдания подобного рода никакого облегчения не приносят. Дать его может только живой Господь, Сам прошедший через Голгофу. Лучше напомним слова царя Соломона, который писал, что Бог смерти не создавал и никак не радуется о гобели не только людей, но и всех живых существ (Прем. 1:13).

Я прекрасно понимаю, что нам хотелось бы найти какие-то четкие ответы на вопрос о причинах гибели того или иного человека. Что-то мы можем «нащупать», но это всегда будет половинчатое решение. Философ Семен Франк писал, что зло в любом его проявлении не может быть до конца объяснено, потому что для нас это означало бы оправдать его. Пример с цитатой Плавта это ясно продемонстрировал. Именно невозможность объяснить зло вызывает у нас возмущение, неприятие, отвержение его и желание с ним бороться. Зла и смерти не должно существовать, но они есть и причины их возникновения нам всем хорошо известны.

В конечном итоге на вопрос: «Почему Бог забирает лучших молодых?» – я отвечу: «Не знаю». Но одно знаю наверняка: единственный выход из этого тупика – покрыть всё молчанием и перестрадать страдание. Само страдание, претерпленное вместе со Христом, теряет свой исключительно негативный смысл и становится возвратным путем к Богу, путем к совершенству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector