Великий воздушный перелом. битва над кубанью

Освобождение Кавказа в 1943 г.

Советскому командованию удалось значительно пополнить и укрепить военные соединения, действующие в регионе. Серьёзную помощь им оказывали Черноморский флот и Азовская военная флотилия во время битвы за Кавказ.

Оккупантам удалось избежать окружения и отойти, с минимальными потерями, на запад Краснодарского края и севернее, в район Ростова. Но это означало, что план захвата Кавказа провалился: вновь повторять свои наступательные удары у немцев не было уже ни сил, ни возможностей.

Битва за Кавказ. Карта

Освобождение Северного Кавказа и Кубани Красной Армией в основном было закончено уже в конце зимы 1943 года. Но совсем уходить из этого региона немцы не собирались. На Таманском полуострове они подготовили для своих войск сильный плацдарм и возвели мощные оборонительные рубежи – «голубую линию». Её советские войска безуспешно пытались прорвать до октября 1943 г., когда немцы эвакуировались через Керченский пролив в Крым.

Битва за Кавказ кратко

В Битве за Кавказ, дата которой определяется как июль 1942 – октябрь 1943 гг., германское командование рассчитывало захватить богатые ресурсы юга СССР – прежде всего, нефть и хлеб, чтобы в условиях провала блицкрига обеспечить ведение затяжной войны. В то время в этом регионе добывалась почти вся нефть Советского Союза – примерно 90%.

Советские войска в битве за Кавказ

Советские войска нанесли оккупантам поражение на Кавказе, однако решительного разгрома или операции, которая позволила бы запереть гитлеровские войска в этом регионе, не получилось. Благодаря грамотному отступлению, основные силы немцев и их союзников смогли благополучно эвакуироваться в Крым и на Украину.

Подготовка и расстановка сил

► Карта кубанской военной операции.

К осени 1942 года Германия оккупировала основную часть Северного Кавказа и захватила Ростов-на-Дону. Коммуникации были нарушены, поставки нефти из Азербайджана и прикаспийских регионов в европейскую часть CCCP — прерваны. Оставался, правда, резервный путь по железной дороге, через Сталинград, где, как известно, состоялась одна из самых масштабных в истории человечества битв, в которой победила обороняющаяся сторона. Гитлеровцы отступали обратно на Запад, и Сталин собирался нанести двойной удар с Южных и Закавказских фронтов, чтобы окончательно разбить основные силы противника в этом регионе.

Немецкие части укрепились между рекой Кубанью и черноморским побережьем. Всего там находилось около 400 тысяч военных, у которых был прямой доступ к снабжению водным и воздушным путями из Крыма. Советские войска неоднократно пытались взять этот участок — к марту были освобождены Краснодар и Новороссийск. Дальше, правда, дело не шло — конечной целью этой кампании было вернуть контроль над Таманским полуостровом и вытеснить силы Германии с Северного Кавказа.

С 18 апреля командование операции взял на себя лично маршал Жуков. Вместе с главнокомандующими ВВС А. А. Новиковым и наркомом ВМФ Г. Н. Кузнецовым они разработали план по завоеванию полного господства в воздухе и поддержке наступления наземных сил на Северо-Кавказском фронте.

► Маршал Г.К. Жуков и нарком ВМФ Г.Н. Кузнецов.

А вот силам Гитлера требовалось любой ценой удержать кубанский плацдарм до кардинальных перемен на Восточном фронте — в обозримом будущем там должен был образоваться важный опорный пункт для дальнейшего наступления на Советский Союз. Преимущество в численности сухопутных войск было явно не на стороне вермахта — всего три немецких корпуса и один румынский, зато с воздухом дело обстояло совсем иначе — с северных участков фронта были переброшены дополнительные эскадры самолетов.

Перед первыми воздушными битвами за Кубань за СССР числилось от 750 до 1300 самолетов, а за Германией — от 400 до 1100. Как всегда, каждый из участников войны старался преувеличить силы противника в случае собственного поражения, и наоборот.

С 1 апреля в сражениях в основном участвовала 4-я воздушная армия — как собственные советские самолеты, так и приобретенные у союзников по ленд-лизу. К первым относились истребители Як-1, Як-7, Ла-5 и ЛаГГ-3, штурмовик Ил-2, многоцелевые бипланы По-2 и Р-5. Союзники предоставили нам американские истребители P-39 Airacobra, P-40 Warhawk, британские Spitfire Mk V и бомбардировщики (опять же из США) DB-7 Boston.

► Советские истребители Як-1, Як-7 и Ла-5 .

От люфтваффе в бой шли эскадры истребителей «Мессершмитт» Bf.109, Bf.110 и «Фокке-Вульф» FW-190, бомбардировщики «Хейнкель Хе» 111 и «Юнкерсы Ю» 88 и 87D, а еще транспортные самолеты «Юнкерс Ю» 52.

Несмотря на явное превосходство немцев перед битвой, ВВС СССР успели оправиться после потерь в начале войны. Постоянно совершенствовались технологии и применялись новые конструкторские решения. Хотя если сравнивать модели «по классам», люфтваффе все равно пока были впереди: истребитель ЛаГГ-3 уступал «Мессершмиттам» в скорости и боевом оснащении, а Яки частенько выходили из строя из-за дефектов производства.

Как ни странно, одной из лучших моделей на вооружении у Советского Союза на тот момент оказалась американская «Аэрокобра». «Спитфайры» были попроще, к тому же из-за особенностей дизайна их часто путали с немецкими самолетами и сбивали в режиме, так сказать, friendly fire. Отметим и Ил-2 — уникальный на тот момент штурмовик, в котором сочетались хорошее боевое оснащение и достойные защитные качества корпуса; этот зверь эффективно поддерживал наземные силы. Многоцелевые бипланы действовали преимущественно ночью, равно как и бомбардировщики дальней авиации Ил-4 и Ли2ВВ.

► Ленд-лизовские P-39 Airacobra, P-40 Warhawk DB-7 Boston .

А вот Германия к весне сорок третьего замедлила темпы своего технологического совершенствования — ее изначально мощную авиацию успешно догоняли силы противника. Гитлеровцам приходилось воевать сразу на несколько фронтов и рассредоточивать свои силы по разным частям континента.

Соотношение сил и средств перед началом первого этапа битвы за Кавказ

Для фашистской Германии Кавказ тоже был жизненно необходим, главным образом по причине недостатка нефти и нефтепродуктов. Техническое оснащение армии росло, росло и их потребление. Собственная германская промышленность справлялась с трудом. Даже захваченные нефтеносные территории Европы, а также производство синтетического, или «эрзац-топлива» из угля, спирта, бензола и прочих, с трудом обеспечивали потребности.

Солдаты Фашистской Германии

Планы немецкого командования

В ходе неудачной Харьковской наступательной операции советских войск гитлеровцы вышли к Дону и заняли Ростов. На базе фашистской группы армии «Юг» было создано две группы армий– «А» и «Б».

Командующим был назначен фельдмаршал Лист. Боевую задачу ему поручили решить последовательным выполнением плана операции «Эдельвейс». Позднее Лист был отозван Гитлером с фронта и вместо него назначен новый командующий, генерал-полковник Клейст. Таким образом, с ноября 1942 года бразды правления перешли к нему.

Замысел советского командования

На Кавказском направлении было развернуто 3 фронта: Южный, Северо-Кавказский, Закавказский.

Все три фронта были укомплектованы не полностью, имелись проблемы с тыловым обеспечением.

Черноморский Флот испытывал сложности в связи с потерей Крыма и основной базы – города Севастополя. В это время его заменой стал Новороссийск. К тому же авиация противника с аэродромов Крыма наносила ощутимый урон.

Порт Новороссийск

Кавказ как театр военных действий начал оборудоваться еще в 1941 году, однако работы шли крайне медленно и неэффективно. Кроме того, на перевалах Главного Кавказского хребта в фортификационном отношении ничего не было сделано. Создавалось впечатление, что в горах воевать вообще не собирались. Исправлять все пришлось в короткие сроки и уже по ходу боевых действий.

Вторая серия

Далее действие переместилось к станице Крымская и происходило с 28 апреля по 10 мая. В первый день самолеты люфтваффе совершили около 850 налетов, атакуя наземные части наступавшей советской армии. На второй день наши воздушные силы огрызнулись и нанесли превентивный удар в зоне возможного наступления врага, куда было сброшено около двухсот тонн бомб. Тогда же, 29 апреля, прошел один из самых масштабных боев, в котором участвовало около 500 советских и 250 немецких самолетов.

Наша авиация продолжала наступление на Крымскую, и к началу мая, после продолжительных бомбардировок, ей удалось прорвать наземные части немцев и продвинуться на десять километров. Тактика поведения самолетов была достаточно тривиальна: сначала над полем боя появлялись группки по три-четыре истребителя-разведчика, которые по радио сообщали воздушную обстановку. Затем прибывала более серьезная эскадрилья истребителей — они отвлекали вражеские самолеты и позволяли своим бомбардировщикам спокойнее работать. В одной локальной битве, как правило, одновременно участвовали 50—80 самолетов.

Начало боев

Первый большой бой проходил с 17 по 24 апреля недалеко от поселка Мысхако. Гитлеровцы, немного неожиданно для командования СССР, начали наступление около Новороссийска. Наземные войска прикрывали волны по двадцать пять — тридцать бомбардировщиков, которые атаковали тяжелую артиллерию. Вермахту не удалось прорвать советскую оборону — за первые два дня сражений они продвинулись лишь на километр вперед, а после этого и вовсе принялись отступать.

Но в воздухе немцы смогли захватить инициативу — в первую очередь благодаря численности: у люфтваффе было что-то около четырехсот пятидесяти бомбардировщиков и две сотни истребителей, а у нас лишь триста машин. Вдобавок советские аэродромы располагались от Новороссийска заметно дальше, чем немецкие.

► Немецкие истребители Bf.109, Bf.110 FW-190 .

На четвертый день обороняющейся стороне наконец удалось ослабить наступление врага. Двести советских бомбардировщиков били по авангарду наземных частей, и в итоге немцы понесли большие потери и вынуждены были перераспределять силы. К 23 апреля ВВС СССР получили очередное подкрепление, и общее число машин почти сравнялось у обеих сторон. Кроме того, немцы активно проигрывали в воздухе, и к концу этого дня их численность сократилась почти вдвое (от изначальных шестьсот пятидесяти единиц).

Хотя все закончилось в целом положительно и противник прекратил нападать на наши наземные войска и объекты, битва у Мысхако выявила проблемы в действиях советской авиации. Прежде всего, взаимодействие между разные командными частями было затруднено. Во-вторых, Германия удачнее расположила аэродромы — и это помогало грамотному нанесению ударов в нужных точках. А в-третьих, и это типичная для Великой Отечественной проблема, большинству советских пилотов не хватало опыта.

Битва за Кавказ 1942-1943 гг – серьезный перелом в ходе войны

Решающее значение для исхода Великой Отечественной войны имела битва за Кавказ. Проиграй Советский Союз эту битву и, вполне возможно, что вся Вторая мировая война была бы проиграна. Она явилась одной из самых продолжительных и длилась с 25 июля 1942 года по 9 октября 1943 года.

Время неумолимо. Сегодня осталось очень мало ветеранов ВОВ – участников той великой борьбы с врагом

Их вовсю стараются окружить заботой и вниманием, особенно в памятные даты этих событий. Героям посвящают стихотворения, в которых воспеваются их подвиги

Проводятся конкурсы детского рисунка на тему битвы за Кавказ, где дети нередко изображают воинов с орденами и медалями

Эти картинки в очередной раз напоминают нам о том, как важно беречь мир

Героев и рядовых участников битвы за Кавказ можно увидеть на фото 9 Мая во время шествия Бессмертного полка.

Герой Великой Отечественной войны 9 Мая во время шествия Бессмертного полка

Эта победа досталась нам огромной ценой. То, что мы называем «битвой», в действительности являлось серией войсковых операций. Битва за Кавказ имеет стратегическое разделение на два этапа – первый был оборонительным (на протяжении 1942 года), а второй наступательным (с начала 1943 года).

Военно-политическая обстановка в первой половине 1942 года

Начало военной кампании 1942 года для нашей страны развивалось неудачно. Были допущены серьезные просчеты в планировании и проведении операций на всей протяженности советско-германского фронта.

Предшествующие события

Осуществив несколько успешных операций зимой 1941 года, в частности, под Москвой, Ельцом, Ростовом и другими населенными пунктами, военное руководство Советского Союза сделало ошибочные выводы о неготовности армии Вермахта к боевым действиям в зимних условиях (которые отчасти были правдой). Военный потенциал гитлеровской группировки на Восточном фронте в целом был сильно недооценен.

Попытки перехватить инициативу зимой и весной 1942 года путем проведения множества частных наступательных операций привели к провалу. Так, Ржевско-Вяземская, Смоленская, Харьковская операции, также в Крыму, сражение за Демьянский котел и другие в ряде случаев отмечены местными успехами. В результате советским войскам даже удалось захватить часть территорий, но в целом они окончились провалом с огромным количеством потерь в живой силе и технике.

Харьковская операция 1942 года

Значение Кавказа в период войны

К 1942 году были потеряны Украина, Белоруссия, Прибалтика, Крым, Донбасс, в блокаде находился Ленинград. Экономическая база СССР сузилась. Был потерян целый ряд промышленных районов, а эвакуированные предприятия еще не вышли на необходимую мощность. Утрачены были значительные сельскохозяйственные площади. В итоге выплавка стали уменьшилась на 10 млн тонн, сбор зерновых более чем в 3 раза. Не стоит забывать о значительном сокращении мобилизационного ресурса из-за потери огромных территорий.

В сложившихся условиях для Советского Союза Северный Кавказ и Закавказье оказались ключевыми промышленными и сельскохозяйственными районами. На их долю приходилось 86,5% общесоюзной добычи нефти, 65% природного газа, 56,5% марганцевой руды. Кроме того, торговый маршрут, идущий через Персидский залив, Иран и Каспийское море, был вторым после Северного морского пути для поставок по ленд-лизу.

Прорыв

26 мая началась третья и последняя большая битва в кубанском небе — прорыв «Голубой линии» обороны Германии у станиц Киевская и Молдаванская. Наша авиация (сразу 338 самолетов) нанесла массированный удар по основным укреплениям противника. Перед Германией замаячила неприятная перспектива потерять позиции на Кавказе, и люфтваффе бросили в бой буквально все ресурсы: около 600 дополнительных самолетов с Крыма и южных регионов Украины. В этот день советская авиация совершила 1500 самолетовылетов, а немецкая — около 1000, но, несмотря на это, Германия начала перехватывать инициативу.

► Юнкерсы Ju-88, Ju-87D Ju-52 .

На следующий день немцы смогли выполнить уже около 2700 налетов. Командование ВВС СССР тоже пошло на почти отчаянные меры — наши истребители перестали сопровождать бомбардировщики и накинулись на вражескую авиацию. Нам удалось уничтожить триста с лишком немецких самолетов и в конечном итоге победить в последней из серий воздушных битв за Кавказ.

* * *

Точные цифры потерь в Кубанской битве неизвестны, но по советским данным считается, что мы потеряли 750 самолетов (по версии немцев — почти в два раза больше), а Германия — около 1100 машин (по их записям — в три раза меньше). Однако результат говорит сам за себя: гитлеровцы значительно сдали позиции на Южном фронте и к моменту начала решительных битв на Центральном подошли уже в совсем не блестящей форме.

Ну а для советской школы авиации это стало важным источником опыта: все-таки то была первая большая операция с тщательным планированием вылетов, координацией действий между наземными частями и воздухом, и, кроме того, тогда же впервые применили некоторые тактические приемы в воздухе.

От Мысхако до Крымской

Воздушную битву над Кубанью можно условно разделить на три этапа, каждый из которых соответствовал тому или иному этапу наступления на земле. Первый этап начался неожиданно для советского командования, когда немцы, от которых ждали сугубо оборонительной тактики, внезапно перешли в наступление, стремясь уничтожить захваченный нашими морскими пехотинцами 4 февраля 1943 года плацдарм на мысе Мысхако — знаменитую Малую землю. Используя традиционную тактику, немцы начали атаку с массированного налета на защитников Малой земли, и, надо признать, этот удар советская воздушная разведка предупредить не смогла. В итоге в первые дни воздушного сражения на Кубани перевес был на стороне немецких летчиков, которые имели аэродромы, расположенные ближе к линии фронта, что позволяло им выполнять по несколько вылетов в сутки. Однако вскоре ближе к месту боев подтянулась и советская авиация, усиленная приданными резервными частями, и 20 апреля наступил перелом: наши летчики сумели завоевать превосходство в воздухе. В итоге всего за неделю потери немцев составили 152 самолета, советские ВВС потеряли несколько меньше, но самое главное, без поддержки с воздуха наступление германской армии на земле захлебнулось: глубина продвижения составила не более одного километра!

После недельной передышки, 28 апреля немецкая авиация нанесла новый массированный удар по советским войскам, готовившимся к наступлению на станицу Крымскую — крупный транспортный узел на Кубани. На этот раз переломить ситуацию советским летчикам удалось всего за сутки: сказался опыт, полученный на первом этапе сражения. Надо заметить, что по инициативе командования ВВС Северо-Кавказского фронта генерал-лейтенант Константин Вершинин и координировавший действия всей авиации на Кубани главком ВВС маршал авиации Александр Новиков быстро наладили обмен накапливавшимся опытом, и найденные кем-то тактические приемы быстро перенимались остальными летчиками. В результате уже к 30 апреля активность немецкой авиации снизилась вдвое, зато настолько же возросла активность советской. Сыграли в этом роль и регулярные налеты советских бомбардировщиков и штурмовиков на немецкие аэродромы: теперь близость к фронту играла против них. И в итоге к 10 мая, когда завершился второй этап воздушной битвы, советская авиация по численности в полтора раза превосходила немецкую. 

Начало битвы за Кавказ

Первая группировка гитлеровских войск обходила Кавказский хребет с западной стороны, по черноморскому побережью: Новороссийск, Туапсе и так далее, намереваясь дойти до самой турецкой границы в Грузии. 

Вторая – с востока, и её целью были нефтепромыслы Грозного и Баку. 

Третья вторглась в центральную часть региона, захватывая плодородные земли Кубани и также стремясь выйти к турецкой границе. С той стороны этого рубежа стояла турецкая армия, которая пока ещё не решалась вступить в войну с СССР на стороне немцев.

Но на начальной стадии наступления на Кавказ немецкие и румынские войска продвигались уверенно, быстро достигнув в этом регионе значительных успехов. Советские войска были вынуждены с потерями отступать.

Карта битвы за Кавказ 1942-1943

Уже в августе агрессоры захватили важнейшие города региона: Ставрополь, Майкоп, Краснодар, Моздок, почти весь Новороссийск, Анапу. Однако осенью их наступление выдохлось: первая группировка вражеских войск была остановлена под Туапсе, вторая – под Орджоникидзе (Владикавказом). 

В центральной части фронта специально подготовленные для войны в горах отряды немцев смогли взять бо́льшую часть перевалов к западу от Эльбруса. Альпинисты из 49-го горно-стрелкового корпуса установили фашистские флаги на его вершинах. Но в итоге, на этом направлении немцы тоже были вынуждены перейти от наступления к обороне.

Вот до куда немцы дошли на Кавказе. Эти успехи стоили им тяжёлых потерь – около 100 тыс. только убитыми. Дальше, несмотря на яростные попытки возобновить наступление в конце 1942 года, прорваться им не удалось. Оборона Кавказа в годы Великой Отечественной войны продолжалась с конца июля 1942 по январь 1943 г.

«Этажерки» и «Аэрокобры»

Но главный перелом произошел в авиационной тактике, в которой оборонительный настрой сменился наступательным. К концу воздушной битвы на Кубани советские летчики смогли перенять у немцев тактику «свободной охоты»: если в начале войны нам банально не хватало самолетов и подготовленных пилотов, то теперь и того, и другого было в достатке. Появилась даже возможность выделять наиболее боеспособную и надежную технику, в первую очередь американские истребители «Аэрокобра» Р-39, в распоряжение самых опытных летчиков, которые могли полностью использовать их возможности для победы над врагом. Кроме того, переняли советские летчики и тактику групповых бомбардировочных налетов, и размещение авиакорректировщиков на передовой, которые позволяли не распылять силы, а направлять их именно в те места, где они были нужнее всего.

Наконец, именно в ходе битвы над Кубанью в арсенале советских истребителей появились такие тактические новинки, как знаменитая «кубанская этажерка», придуманная и опробованная летчиками под руководством Александра Покрышкина. Она представляла собой такой строй истребителей, при котором вслед за первой парой с превышением в сотни метров и немного позади шла вторая, над и позади нее — третья, а могли быть и четвертая, и пятая. Такой строй обеспечивал возможность быстро нарастить силы в случае встречи с врагом и иметь возможность нанести удар сверху, с наиболее выгодной позиции.

Результаты ожесточенных воздушных боев, гремевших над Кубанью с 17 апреля по 7 июля, до сих пор достоверно неизвестны. Традиционно считается, что советская авиация сбила 1100 самолетов противника, потеряв всего 750 своих, немецкие источники говорят о 1000 сбитых в воздухе наших самолетов, но и те, и другие цифры превышают общее число самолетов, которыми противники располагали на этом участке фронта. Однако смело можно говорить о том, что в результате первого крупнейшего воздушного сражения в ходе Великой Отечественной войны нашим ВВС удалось полностью завоевать господство в воздухе на южном фасе советско-германского фронта. А чуть позже за счет уроков и опыта, накопленного на Кубани, такого же перевеса наша авиация добилась на всех остальных участках, что и стало одним из залогов Победы.

Великая Отечественная война на Кавказе – итоги борьбы за регион

Битва за Кавказ началась с стремительного наступления гитлеровцев, и первый её этап остался за немецкими войсками. За отлично проведённую наступательную операцию её командующий Эвальд фон Клейст получил звание генерал-фельдмаршала. Но к концу 1942 года наступательный потенциал гитлеровских войск был исчерпан.

Медаль «За оборону Кавказа» получили более 800 тыс. красноармейцев и партизан

Освобождение Кавказа 1943 года стало отличным примером эффективного взаимодействия советских войск с ВВС, флотом и партизанскими отрядами. Важнейшие нефтеносные и сельскохозяйственные районы страны остались под контролем Советского Союза. 

Битва за Кавказ выявила проблему массового предательства некоторых народов, которая была решена радикальным образом. Советская власть, вернувшись в регион, полностью депортировала в Сибирь и Среднюю Азию чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, и ликвидировала автономии этих народов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector