Апсида
Содержание:
- Крыша Дуомо (Терраса)
- Как формируются обсессии
- Эволюция апсиды
- Баптистерий
- Интерьер собора
- Снаружи
- Колокольня
- Строительство собора
- Уникальные особенности храма
- Нефы
- Информация по экскурсии «Аудиогид: Милан — Дуомо ди Милано»
- Чем характеризуются обсессии
- Что такое апсида в архитектуре
- Рекомендации
- Витраж над входом
Крыша Дуомо (Терраса)
Через подъемник можно получить доступ к террасам, с которых открывается необыкновенная панорама Милана и появляется возможность увидеть в непосредственной близости удивительный лес из шпилей, башенок и статуй. Рядом с лифтом находится шпиль Карелли, самый старый в Дуомо, датируемый 1397-1404 гг. Он был возведен благодаря миланскому банкиру-филантропу Марко Карелли и украшен статуэтками первой половины XV века. Его самая верхняя статуя, изображающая Джана Галеаццо Висконти, является копией скульптуры, изготовленной Джорджо Солари. Ее оригинал в настоящее время хранится в Музее Дуомо. Из всех шпилей только шесть датируются XV-XVI веками, остальные десять были возведены позже, в XVII-XVIII вв.
Главный шпиль Миланского собора украшает позолоченная статуя Мадонны Ассунты. Фигура высотой более 4-х метров, отлитая ювелиром Джузеппе Бини по проекту скульптора Джузеппе Перего, была водружена в конце 1774 г. и с тех пор является символом города. Во время Второй мировой войны Мадоннину для уменьшения ее видимости накрывали тканью, статуя не могла использоваться в качестве топографического ориентира. Установленная рядом алебарда выполняет функцию молниеотвода.
Дуомо: билеты на обзорные террасы
Цена | Что включено | |
---|---|---|
16 € | Билет с посещением террас + Аудиогид. Включает посещение собора, террас, музей, археологическую зону, церковь Сан Готтардо ин Корте |
Купить билет |
от 25 € | Собор и террасы с подъемом на лифте. Включает посещение собора, террас, музей, археологическую зону, церковь Сан Готтардо ин Корте |
Купить билет |
13 € | Вход на террасы Миланского собора Дуомо без посещения собора |
Купить билет |
180 € | 3-х часовая экскурсия по Милану с гидом + посещение Дуомо и террас |
Купить билет |
от 18 € | Комплексный билет. Включает посещение собора, террас, музея и археологической зоны |
Купить билет |
Как формируются обсессии
Точная причина возникновения обсессивного мышления до сих пор не установлена. Считается, что толчком к их зарождению служит сильный или длительный стресс, психотравмирующие ситуации, а также фиксация на негативных воспоминаниях и влияние окружения.
Но не каждый человек подвержен появлению навязчивостей. Предрасполагают к этому следующие черты:
- нерешительность;
- неуверенность в себе;
- мнительность;
- сверхчувствительность со скудным проявлением эмоций;
- выраженное чувство ответственности;
- завышенная или заниженная самооценка;
- склонность к доминированию.
Известно, что люди, подверженные навязчивостям, воспитывались в семьях, где особое внимание уделялось чувству ответственности и перфекционизму. Их держали в соответствии со строгими правилами, в результате чего в них подавлялась детская непосредственность
Таким индивидам приходится постоянно сдерживаться, отказывать в проявлении эмоций. У них формируется внутриличностный конфликт по типу: хочется, но нельзя.
Существует множество теорий, объясняющих появление обсессий. Одна из них принадлежит И. П. Павлову. Согласно ей, навязчивые мысли посещают людей с определенным типом высшей нервной деятельности, в частности, соотношение процессов возбуждения и торможения в головном мозге.
По мнению Павлова, образование навязчивых дум связано с патологической зацикленностью процесса возбуждения, и возникновением крупных очагов инертности, то есть бездеятельности, с повышенной концентрацией. Именно благодаря инертности возбуждения у индивида отсутствует возможность подавить навязчивые мысли силой воли.
Нельзя обойти стороной психоаналитическую теорию Фрейда, который ввел понятие невроза навязчивости. Считается, что обсессивные рассуждения находятся во власти бессознательного и совсем не контролируются сознанием. В психоанализе навязчивости тождественны чувству вины. Наличие бессознательного чувства вины заставляет человека испытать за нее наказание, коим и является навязчивость.
Согласно психоанализу, бессознательное чувство вины возникает в результате появления сексуальных желаний, не соответствующих требованиям Сверх Я. Это наивысший компонент психики, отвечающий за нормы поведения и моральные установки индивида (в рамках психоаналитической теории).
Неугодные Сверх Я сексуальные переживания поддаются вытеснению в бессознательное. Однако, до конца не подавленные, они посылают сексуальные и агрессивные импульсы. Для их нейтрализации у человека формируются защитные механизмы в виде навязчивостей.
Эволюция апсиды
Впервые апсиды появились в древнеримских общественных зданиях, которые строились в форме прямоугольника. Одна из коротких стен закруглялась, сверху возводился полукупол.
В Древней Греции, Афинах, правитель обычно заседал в галерее, которая была разделена на три части рядами колонн, объединенных полукругом. Такая форма галереи стала прототипом апсид. Позже римляне стали строить здания, которые заканчивались галереями с колоннами — базиликами.
Так выглядела в Древнем мире базилика Масенция-Константина:
Сооружения напоминали триумфальные арки. Выглядели они красиво. Поэтому их стали все чаще использовать в архитектуре. Но особое распространение они получили при строительстве храмов и стали обязательным специфическим элементом культовых сооружений.
В строительстве первых апсид использовались сложные приемы: аркады, проемы, выложенные кирпичной кладкой. Позже кладка была упрощена. И сооружения стали более устойчивыми.
В готических храмовых сооружениях стена выступа была вначале закругленной формы. Позже при постройках стали использоваться пятигранники. Они применялись в различных культовых сооружениях Европы. Но чаще встречаются в готике. Есть пятигранники и в христианских постройках. Например, храм Иоанна Предтечи (XI век) в Восточном Крыму. Боковые его выступы вытянуты, центральная имеет вид пятигранника.
Баптистерий
Нет, это не все, не уходите с соборной площади, не заглянув в баптистерий. Пятый век, товарищи! Пятый! Это когда у нас на Руси бегали в звериных шкурах и строили из дерева. Наружная облицовка поновее, 11–12 век. Новострой практически. Да…
Обратите внимание на золотые врата баптистерия (восточные). Вторая половина 15 века, 10 золоченых панелей со сценами из Нового завета работы Лоренцо Гиберти
Копии.
Две колонны из черного порфира по обе стороны от врат Рая – дар города Пизы за помощь, оказанную Флоренцией в войне с Луккой в 1117 году. Таким образом, колонны стоят здесь уже 9 веков! Вот что значит «стабильность».
Самое интересное – это как органично баптистерий вписывается в общий ансамбль. Есть ощущение какого-то единства, правильности нахождения его тут, «к месту». Основной вопрос, который приходит в голову при виде такого огромного баптистерия – зачем? Зачем такой огромный?
Все просто: обряд крещения в те ранние времена проводился лишь дважды в год, в строго установленные дни. Соответственно, баптистерий должен был оказаться достаточно просторным для того, чтобы вместить всех желающих принять новую веру.
Баптистерий внутри как будто наполнен мощью веков. Именно здесь ощущается возраст этого строения, его энергетика. Рисунок пола навевает мысли об исламском мире,
а между Порталом Рая и центром баптистерия причудливой вязью бегут зодиакальные знаки.
Величественный купол золотым блеском мозаик несет на себе отпечаток византийского влияния.
Сложенные вместе, эти элементы представляют собой удивительный, поразительный сплав величайших культур европейского средневековья.
Ну вот, пожалуй, и все кратко про Дуомо. Бесплатный аудиогид на русском языке по Флоренции можно скачать тут. Там еще больше всякого-разного интересного, неожиданного, подробного про Дуомо, колокольню, купол, баптистерий.
Интерьер собора
В интерьере собора выделяются необычные часы, созданные Уччелло в 1443 году и идущие по сей день. Стрелка этих часов движется против обычного направления (аналогично часам на ратуше в еврейском квартале Праги). На стенах собора изображены английский кондотьер Джон Хоквуд, итальянский наёмник Никколо да Толентино, Данте с «Божественной комедией». В соборе установлены бюсты органиста Антонио Скварчалупи, философа Марсилио Фичино, и Брунеллески. Следует отметить барельеф, изображающий Джотто, выкладывающего мозаику. Брунеллески и Джотто похоронены на территории собора.
-
Часы
-
Апсида
-
Купол
-
Главный неф
Снаружи
Наверное, увидев однажды, Дуомо-ди-Фиренце ни с чем перепутать нельзя. Фирменное бело-розово-зеленое сочетание мрамора из Каррары, Мареммы и Прато получилось и необычным, и шикарным, правда?
Как это принято у каждого уважающего себя средневекового собора, фасад Дуомо полон символизма. Например, розетка фронтона – это не просто витражное окно для красоты. Она олицетворяет деву Марию – которая там же и изображена на троне, – плюс цветок красуется на гербе Флоренции. Правда, лилия, но все же.
Фасад, конечно, никакая не готика, а неоготика (конец 19 века, когда вся Европа вдохновенно вдруг вспомнила о своем Средневековье и усиленно отправилась реставрировать то, что еще можно было спасти – мой любимый собор Парижской Богоматери, кстати, тоже воспрял духом именно в этот период).
Что еще интересного есть снаружи? Во-первых, мозаики над каждым из порталов (фото слева направо):
Во-вторых, фигуры флорентийских епископов – в нишах контрфорсов по обе стороны от порталов. На этом фото видны две фигуры.
В-третьих, Дева Мария с младенцем на руках в окружении 12 апостолов.
В-четвертых, известные флорентийские художники – их бюсты почти на самом верху, над главной розеткой. Сразу видно, что культурная столица!
Ну и, конечно, венчает все изображение Бога-отца (в треугольном тимпане).
Колокольня
Ну и о самой колокольне. Да, можно подняться. 414 ступеней. Высота 82 м, начало строительства – 1334. Проект Джотто – отсюда и имя колокольни, – но достраивали ее уже после смерти Джотто Пизано и Таленти.
Изящная, правда?
А вот интересный элемент: мраморные панели двух нижних уровней колокольни. Рельефы панелей отражают представление современников об окружающем мире: тут и история создания мужчины, женщины; и первая работа человека; и 4 библейских основателя различных видов деятельности человека: животноводства, музыки, металлургии, виноделия. Верхний ряд изображает 7 известных к 14 веку планет солнечной системы, начиная с Сатурна слева. Рельефы посвящены жизни, работе и искусству.
Карл Пятый Габсбург, император Священной Римской Империи 16 века, сказал по поводу колокольни так: «Такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам.»
Строительство собора
Строился собор более одного века под руководством, как минимум, шести архитекторов. Легат папы Бонифация VIII, кардинал Пьетро Валериано Дурагуерра, будучи первым папским легатом, посланным во Флоренцию, заложил первый камень в основание здания 8 сентября 1296 года в присутствии многочисленных священнослужителей, городских чиновников и большого количества горожан в праздник Рождества Девы Марии.
Арнольфо ди Камбио разработал проект и начал строительство стен (в начале южной стены, под барельефом с Благовещением видна дата: 1310 год). Он спроектировал три широких нефа, оканчивающихся под куполом восьмиугольной формы, причём средний неф был расположен на месте старой Санта-Репарата. После смерти Арнольфо ди Камбио в 1302 году строительство собора приостановилось на тридцать лет. В 1330 году в Санта-Репарата обрелись мощи святого Зиновия Флорентийского, что придало работам новый стимул. В 1331 году гильдия торговцев шерстью (итал. Arte della Lana) взяла под своё попечение строительство и назначила на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 году строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 году, был возведён лишь первый её ярус. В 1348 году работы были прекращены в связи с чумой.
На площади перед собором Санта-Мария-дель-Фьоре
С 1349 года работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который закончил кампанилу и расширил площадь строительства, апсиду и трансепта. В 1359 году пост Таленти занял Джованни ди Лапо Гини (1360—1369), разделивший главный неф арками на четыре квадратных участка. Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве: Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. К 1375 году старая церковь Санта-Репарата была снесена, к 1380 году был окончен неф, а к 1418 году оставалось только закончить купол.
К 1380 году стены здания были, наконец, возведены, но возникли проблемы со строительством купола. Возник перерыв в строительстве на 40 лет. Затем был построен купол Брунеллески. Собор был освящён в 1436 году, но фасад был недостроен. В интерьере храма было пустынно, как то отмечает посетивший собор в XVII веке стольник П. А. Толстой:
Великий герцог Франциск I приказал разобрать фасад и построить его заново. Лишь в XIX веке было решено достроить собор. В 1887 году появился существующий ныне фасад. Его автор — Эмилио де Фабрис. Значительный вклад внёс П. П. Демидов, на центральном фасаде, справа от центрального портала размещен соответствующий герб.
-
Колокольня и Дуомо
-
Собор Санта Мария дель Фьоре
-
Фасад собора
Это интересно: Дуомо — правый неф
Уникальные особенности храма
Над главным алтарем находится гвоздь, который по преданию был вколочен в ладонь Иисуса Христа. Этот предмет был переделан в лошадиные удила для императора. Позже Феодосий подарил святой гвоздь епископу Медиоланскому Амвросию. На его обозрение широкой публике дается лишь два дня в году.
Порфировая египетская ванная, в которой проводится обряд крещения принадлежит к IV в.
Каждые ноябрь и декабрь в соборе проходит выставка квадрони Святого Карло Борромео. 54 картины, выполненные итальянскими художниками XVII века, изображают сцены из жизни архиепископа.
В конце XVIII века были установлены астрономические часы, которые отмечают полдень. Металлическая лента тянется от входа в собор через всю церковь. На ней изображены знаки зодиака. В полдень солнечный луч через отверстие в крыше падает на то созвездие, которое характерно для текущего месяца.
Меридиан также помог избежать храму разрушения: ошибки в показаниях прибора в XX веке помогли обнаружить проседание фундамента.
Нефы
Если прогуляться по собору изнутри, то можно заметить всякие-разные бюсты и художественные изображения известных флорентийцев. Они остались с тех пор, когда Дуомо планировали превратить в пантеон. Но передумали.
Кого можно узнать: в частности, архитекторов собора. Справа в медальоне Арнольфо ди Камбио, который начал строительство Дуомо в 1289.
Слева – Эмилио де Фабри, автор проекта нового неоготического фасада (1864) в трех тонах, перекликающихся с цветами итальянского флага.
В правом нефе в медальонах присутствуют еще два бюста мастеров, внесших лепту в создание собора: Джотто (колокольня) и Филиппо Брунеллески (купол – о нем подробнее ниже).
А вот две интересных фрески. Они изображают не просто всадников, а памятники, возведенные в честь этих всадников
Обратите внимание на шаг лошадей: в реальной жизни они должны были бы сразу же упасть с копыт! В итоге слева – Никола Флорентийский работы Кастаньо, справа – Джованни Акуто работы Учелло. Что ни квадратный сантиметр стены, то шедевр!
Еще один знаменитый флорентиец в красной мантии с Божественной Комедией в руках. Назвал свое произведение Данте просто «Ла Комедия», а «Божественная» было добавлено позже автором «Декамерона» Бокаччо.
За спиной Данте – Флоренция 1465 года.
Информация по экскурсии «Аудиогид: Милан — Дуомо ди Милано»
Милан! И вот — знакомые пробки, и вот — любимые бутики. Вот хаос и спешка столицы, но это не все. И здесь же, укромно укрытая, «Тайная Вечеря» Леонардо, и нерушимое Кастелло Сфорцеско, и, конечно, он, белоснежный, воздушный, изящный, прекрасный готический Дуомо ди Милано. И хочется снова бродить по крыше меж шпилей, пытаясь разгадать, что видять каменные святые, устремившие свой взор на город? О чем поет золотая Мадоннина, о Мадоннина, и как же зовут того шутника, который добавил в миланское ризотто шафран вместо золота?
Дуомо ди Милано – кафедральная церковь города. Строительство собора продолжалось практически 6 веков. На сегодняшний день Дуомо ди Милано считается одной из крупнейших церквей мира и также – одной из красивейших.
Экскурсия познакомит с историей основания и строительства Дуомо и разнообразными легендами и преданиями, связанными с церковью. Экскурсия состоит из 17 эпизодов. Общая продолжительность звучания около 45 минут Продолжительность экскурсии с учетом перемещений около 1 часов 30 минут
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ
Дата основания собора: 1386 Завершение строительства фасада: 1813 Архитектурный стиль: готика и нео-готика Количество башен крыши: 135 Количество статуй снаружи: 2245
ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЕГЕНДЫ И ФАКТЫ
Позолоченная статуя Мадонны на шпиле Дуомо долгое время оставалась самой высокой точкой города. В настоящий момент по высоте Дуомо уступает только небоскребу Пирелли, на который также водрузили копию Мадоннины. Дуомо ди Милано является вторым по вместимости собором Италии после собора святого Петра в Риме.
РЕЖИМ РАБОТЫ
Собор: Ежедневно 08.30 – 18.45 Сокровищница Пн-пт: 09.00 – 13.00 и 14.00 – 18.00 Сб: 09.30 – 13.30 и 14.00 – 17.00 Вс и праздничные: 13.30 – 15.30 Крыша: Октябрь, февраль-март: 09.00 – 17.45 (запуск прекращается в 17.20) Ноябрь-январь: 09.00 – 16.45 (запуск прекращается в 16.20) Апрель-сентябрь: 09.00 – 21.00 (запуск прекращается в 20.15)
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Доступ в апсиду, дальнюю часть собора, осуществляется по расписанию. Для индивидуальных посетителей доступ открыт с понедельника по пятницу с 13.15 до 16.40. По субботам и воскресеньям доступ а апсиду ограничен только во время богослужений. Учитывайте этот факт при планировании своего визита!
НАЛИЧИЕ РОДНЫХ АУДИОГИДОВ
Имеется родной аудиогид на итальянском, английском, немецком, испанском и французском языках. Стоимость 4,00 EUR. Гид имеет форму телефонной трубки без наушников. Информация представлена качественно и интересно. Наша оценка – 4
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСМОТРУ
Весьма рекомендуем подняться на крышу Дуомо, откуда открывается необыкновенная панорама города, и можно рассмотреть в близи многочисленные статуи и башни.
Что бы воспользоваться экскурсией, Вам необходимо устройство Под управлением iOS не ниже 5.1.1 или Android не ниже 4.0.1
Чем характеризуются обсессии
В психологии этот термин в переводе с латыни означает «осаждение» или «охватывание». Действительно, обсессия прочно внедряется в психику индивида, принося ему значительные неудобства и даже страдания. Навязчивые, болезненные мысли отличают следующие критерии:
- возникают на фоне ясного сознания непроизвольно, независимо от воли человека;
- их характер не зависит от направленности мышления;
- больной воспринимает их как нечто чуждое. Бо́льшая часть пациентов отмечает, что назойливые размышления появляются из ниоткуда;
- не влияют на интеллект, сохраняя логику мышления;
- критическое отношение к навязчивостям. Осознание их нелепости;
- присутствие негативных эмоций. Развитие депрессивных состояний. Нарастание тревоги;
- вызывают чувство отвращения, непереносимости;
- часто сопровождаются боязнью нанести вред окружающим. Например, у беременной женщины появляется назойливая идея о том, что она проткнет живот ножом и убьет своего ребенка;
- больные стремятся скрыть даже от близких родственников факт наличия навязчивостей.
Но главная отличительная черта обсессивных мыслей – невозможность их устранения путем волевых усилий. Как бы ни старался человек перестать думать о нелепости, ничего не выходит. Больные применяют разные способы «освобождения», пытаются игнорировать нежелательные мысленные потоки, приказывают им остановиться. Они даже обращаются к самобичеванию: могут ударить себя, укусить или ущипнуть, но все тщетно.
Кроме того, чем сильнее желание избавиться от обсессивного синдрома, тем надежнее он атакует сознание. Таков принцип работы нашего мозга. Легко это объяснить экспериментом: запретите себе думать о чем-либо, и интерес сознания к запрещенному предмету усилится вдвойне.
Когда больному не удается совладать с коварной мыслью, у него появляется ощущение потери контроля над разумом. Нарастает тревога и даже паника, что позволяет навязчивостям закрепиться в сознании еще прочнее. Получается порочный круг.
Весь ужас подобного явления заключается в том, что человек осознает его иррациональность, но не способен контролировать и утихомирить патологические мысли. Это приводит к формированию невротической тревоги.
С одной стороны, назойливости могут быть вполне безобидны и не вызывают у их носителя чрезмерного беспокойства. К таковым, например, относят песню, звучащую в голове длительное время, или назойливый счет.
С другой стороны, обсессивные суждения способны настолько усугубиться, что больной теряет по отношению к ним рациональный подход. В этом случае говорят о том, что навязчивость переросла в бред, но подобное случается крайне редко.
Что такое апсида в архитектуре
Апсида (лат.absis) — примыкающий к основному зданию выступ, по высоте ниже основной части. По форме он бывает полукруглый, граненый, прямоугольный. Верх перекрывается полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом.
Чаще всего этот термин используется для обозначения специального помещения в церковной архитектуре. В светской архитектуре назначение этого выступа декоративное.
Существуют две формы: полукруглая, выступающая наружу и полукруглая изнутри.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Схема постройки:
Рекомендации
- Мур, готическая архитектура (Лондон, 1890)
- Bloxam, Принципы готической церковной архитектуры (11-е изд., Лондон, 1882 г.)
- Бонд, готическая архитектура в Англии (Лондон, 1906)
- Атрибуция
Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : .mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}Herbermann, Charles, ed. (1913). « Часовня Апсиды ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
Витраж над входом
Я очень люблю готические розетки в храмах. Розетки флорентийского Дуомо не входит в число моих любимцев, но они и не готические.
Главная розетка посвящена вознесению Марии (Николо ди Пьеро).
Всего в храме 44 витража, все датируются 14–15 веками. Это самая монументальная витражная программа во всей Италии.
Еще один интересный артефакт тут же над центральным порталом: часы со стрелками, которые вращаются в обратном направлении. Часы предназначаются для литургического использования и являются практически единственным работающим механизмом, показывающим так называемое итальянское время.