Ян коменский
Содержание:
- Ян Амос Коменский книги. Коменский Ян Амос. Книги онлайн
- От Адама до Гутенберга
- Деление по Я.А.Коменскому
- Когда начинать обучать
- Переезды и школьные реформы
- Он отрицал Коперника, но предложил метод познания природы, человека и Бога
- Обучение в академии и первая практика
- Дидактика – величайшее творение
- Коменский о воспитании детей в семье
- Ян Амос Коменский «Великая дидактика»
- Образовательные принципы Коменского: история и современность
- Биография
Ян Амос Коменский книги. Коменский Ян Амос. Книги онлайн
Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komenský, лат. Comenius; 28 марта 1592, Нивнице, Южная Моравия — 15 ноября 1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.
Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя — Амос.
Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618–1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618–1627).
В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников.
В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1651 году трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил Коменскому осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак.
Вскоре Коменский вернулся в Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы — союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и Ян Амос Коменский и моравские братья, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили протестантскую (лютеранскую) армию.
В 1656 году Коменский выехал в Амстердам через Гамбург.
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).
От Адама до Гутенберга
В своих эсхатологических ожиданиях, в отличие от Лютера и Кальвина, Коменский был оптимистом, указывал, что человек, опираясь на собственные силы, должен помочь восстановлению в себе образа Божьего. В контексте хилиастического торжества правды Божьей на земле он строит и свои планы по реформированию образования.
«В труде «Путь к свету» (Via lucis) Коменский формулирует подход к истории человечества как к непрерывному познанию. Историю он разделяет на несколько фаз – от Рая и состояния Адама, когда человек непосредственно видел окружающее, через зарождение речи, когда Адам начал говорить с Евой, и зарождение общества. Четвертой фазой было изобретение письменности, пятой – изобретение книгопечатания, которое, как он говорил, «соединило нашу эпоху с предшествующими столетиями», а шестой – мореплавание, позволившее нам установить связи с остальным миром. Седьмой фазой была та «держава мира и гармонии», тот «Путь к свету», который он называл пансофической реформой», – объясняет Владимир Урбанек.
Фото: Velvyslanectví ČR
Деление по Я.А.Коменскому
Опираясь на природу человека, основоположник педагогики подразделял человеческую жизнь на возрастные периоды:
- детство — от рождения до 6 лет;
- отрочество — от 6 до 12 лет;
- юность — от 12 до 18 лет;
- возмужалость — от 18 до 24 лет.
Для каждого возрастного периода, вновь учитывая естественную природу подрастающего ребенка, педагог описывал свою ступень развития и образования.
Так, дети до 6 лет, согласно его идеям, нуждаются в материнской школе, т.е. дошкольном развитии под контролем матери; в период отрочества ребенку следует обучаться в шестилетней школе родному языку; молодые люди периода юности должны окончить латинскую школу, а возмужалую молодежь ждала высшая ступень развития в академиях.
Замечание 2
Коменский основой обучения считал систематичность: необходимость идти поэтапно, переходя от фактов к выводам, от примеров к закономерностям, от конкретики к абстракции, от легкого к сложному, от общего к частному.
Коменский впервые выдвинул к образованию дидактическое требование учета возрастных особенностей: ребенку можно предложить для обучения лишь то, что будет доступным для понимания в его возрасте. Процесс обучения должен носить посильный характер при сопутствующей прочности полученных знаний. Важными методами обучения языку и другим наукам Коменский называл постоянные упражнения и повторения.
Учитель в трудах Коменского занимает видное место. Педагог настаивал, что учителю должны быть присущи такие качества как честность, доброта, активность, убедительность, развитость, объективность; учитель обязан быть примером тех характеристик, которые он будет стремиться привить ученикам.
Коменский говорил о том, что учительство – это не просто профессия, это призвание, накладывающее высочайшую ответственность по воспитанию нового поколения. Это подразумевает основательную теоретическую подготовку педагога, прежде чем он будет иметь право заниматься преподаванием. Также Коменский уточнял, что для эффективной работы и приверженности учителя делу заботу о его благополучии должна взять на себя община.
Когда начинать обучать
Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Все это, очевидно, в такой же мере — относится и к самому человеку. У него мозг, воспринимая попадающие в него через органы чувств образы вещей, похож на воск, в детском возрасте вообще влажен и мягок и способен воспринимать все встречающиеся предметы; затем понемногу он высыхает и твердеет, так что, по свидетельству опыта, вещи запечатлеваются и отображаются на нем с большой трудностью.
Отсюда известное выражение Цицерона: «Дети быстро схватывают бесчисленное количество предметов». Таким образом, и руки, и все остальные члены только в детские годы могут приспособляться к ремеслам и работам, пока мускулы еще гибки. Кто должен стать хорошим писцом, художником, портным, кузнецом, музыкантом и пр.,— должен заниматься этим с юных лет, когда воображение еще живое, а пальцы гибки, в противном случае он никогда не овладеет своим предметом.
Точно так же и корни благочестия следует насаждать в сердце каждого с ранних лет. В ком мы желаем гармонически развить изящный нрав, над тем нужно работать в нежном возрасте.
Только то в человеке прочно и устойчиво, что он впитывает в себя в юном возрасте.
Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)
Переезды и школьные реформы
В 1641 году из-за гражданской войны Коменский переезжает из Англии в Швецию, где канцлер предложил ему провести образовательную реформу. Но из-за бумажной волокиты и дипломатических дел, замысел не был осуществлён. В результате в Швеции реформу провели по примеру Упсальского университета.
В 1648 году умирает вторая жена Коменского, через год он женится ещё раз, чтобы было кому позаботиться о детях.
В 40-х годах он также активно работает над учебниками, в результате чего в 1651 году его приглашают осуществить школьную реформу в Трансильвании.
Первым городком, который попал под новации, стал Шарошпатак. После реорганизации местных школ, он снова вернулся в Лешно в 1656, где его возводят в епископы. Там пробыл год, но из-за войны на территории Речи Посполитой, решил бежать, поэтому и перебрался в Амстердам. Этот переезд был скорее побегом: пришлось оставить всё нажитое за 28 лет имущество, огромную библиотеку и множество незаконченных рукописей
В Амстердаме он наконец может спокойно вздохнуть и работать: его проекты своевременно финансируют, а разработки ценят. Наконец он завершает и издаёт свою «Великую дидактику» в четырёх томах. Книга имела большую популярность.
Из-за конфликта между Англией и Нидерландами, Коменский рисковал опять бежать из страны, но по его призыву обе стороны заключили мирный договор.
Из-за пережитого и постоянных переездов здоровье Коменского пошатнулось. Работать ему было уже тяжело, поэтому свои последние разработки за ним записывали помощники.
Ян Коменский умер в возрасте 78 лет. Его похоронили в Нардене — пригороде Амстердама.
Он отрицал Коперника, но предложил метод познания природы, человека и Бога
«Парадоксально, но если мы смотрим на Коменского с точки зрения научной революции XVII века, то он предстает как фигура в определенном смысле консервативная. Он расходится с механистическим естествознанием, которое начинает развиваться в XVII веке. Чуждой ему остается экспериментальная наука. Он всю жизнь отрицал гелиоцентрическую систему мира Коперника. Он остро полемизировал с рационалистической философией Декарта и его последователями – голландскими картезианцами. Он отрицал сформулированное Макиавелли понимание государства и власти как атеистического начала. Однако Коменский смог предложить интеллектуальному миру и культуре нечто иное. Это была попытка на философской, энциклопедической основе заново систематизировать и организовать знания своей эпохи – о природе, о человеке и о Боге и предложить метод их познания, который можно было бы применять как на уровне образования, так и на уровне метафизической системы. Так что цели Коменского были вполне универсалистские, и постепенно он пришел к мысли об «исправлении дел человеческих» в философии в целом, в политике и в религии. Эти три сферы человеческой деятельности он считал искаженными, и его целью было их исправить и реформировать».
Обучение в академии и первая практика
Закончив обучаться в латинской, Ян стал заниматься в одной из школ общины чешских братьев, которая готовила своих воспитанников в проповедники. Достигнув совершеннолетия, он прошел обряд конфирмации после чего обрел свое новое второе имя — Амос.
С окончанием школы община отправила способного юношу в Германию с целью получения высшего образования. Девятнадцатилетний Ян Амос стал студентом богословского факультета Херборнской академии.
Большое влияние на юного студента Коменского оказал профессор теологии Иоганн Генрих Альстед, который был старше своего моравского ученика всего лишь на 4 года. Коменского и других студентов Альстед привлекал невероятной широтой знаний. Под его руководством Коменский прикоснулся к произведениям многих философов античности и эпохи Возрождения.
Ян помогал Альстеду систематизировать множество выписок, таким образом он участвовал в составлении фундаментального труда — энциклопедии всех научных открытий и человеческих знаний, которые были известны тогдашней науке. Тогда в Херборне Коменский решил составить свою, чешскую энциклопедию под названием «Театр всех вещей» или «Энциклопедия всеобщей мудрости».
Из-за болезни ему пришлось оставить учебу, и он пешком без гроша в кармане возвращается домой в родную Моравию. На родине в двадцатидвухлетнем возрасте его назначили руководителем Пршеровской братской школы, в которой он когда-то сам учился.
В другом чешском городе Фульнеке, в Северной Моравии Коменский в период с 1618 по 1621 годы был ректором другой школы и одновременно выполнял обязанности проповедника. Здесь он много времени посвятил своему самообразованию, пристально изучал труды гуманистов эпохи Возрождения. В 1618 году он встретил свою любовь. Его женой стала Магдалина Визовская — падчерица местного бургомистра.
Всеми своими усилиями молодой педагог Коменский старался помочь улучшить жизнь членов общины. Он с любовью и увлеченностью занимался со своими учениками, внеся кардинальные изменения в организацию школьной работы.
Дидактика – величайшее творение
«Дидактика» 1632 г. была написана на чешском языке. После того как она была опубликована, ее автор взялся дополнять и переводить работу на латынь. Она считалась языком науки в тот временной период. Написанный труд «Великая Дидактика» состоял из 4-х томов. Даже сегодня, спустя столько лет, ее заслуженно считают не только одним из великих творений Я. Коменского, но и самой педагогики целиком. Здесь было представлено комплексный взгляд ученого на цели обучения.
Суть величайшей дидактики сводилась к стремлению науки стать универсальным искусством — всех обучить всему. И сделать это нужно было таким образом, чтобы преподаватели и ученики не могли заскучать и потерять интерес к образованию. Кроме этого, все обучение должно было проходить стремительно и быстро. Сам по себе процесс, позволяющий познавать новое, должен доставлять радость и удовольствие, как учителям, так и учащимся.
Еще немаловажным нюансом «Великой дидактики» является то, что ее создатель смотрел на образование не как на сатанинский процесс, который отдаляет от Всевышнего. Наоборот, Я. Коменский считал получение знаний за божий промысел. По его мнению, если человек появляется на свет, способным постигнуть науку, то это дает право считать его божественным. Иметь такие убеждения, будучи священником (пусть даже и протестантским), мягко говоря, было крайне неординарно в то время.
Коменский о воспитании детей в семье
Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей. Он был убеждён, что все люди — и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию. Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка. Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.
Ян Амос Коменский выдвинул идею систематического воспитания детей в семье. В «материнской школе» — так назвал он воспитание до шести лет — детям должна быть предоставлена возможность играть, бегать, резвиться. Необходимо воспитывать у них трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость. Детям следует дать широкий круг представлений об окружающей природе и общественной жизни. Они должны иметь представление о том, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, деревья, рыбы, реки, горы, солнце, звёзды в т. д. Знать, кто управляет городом; быть знакомыми с важнейшими событиями; научиться запоминать, что произошло вчера, неделю назад, в прошлом году. Последовательно нужно вооружать детей всё расширяющимся кругом трудовых навыков. Родители должны воспитывать у детей любовь и интерес к школе, уважение к учителю.
Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.
Ян Амос Коменский «Великая дидактика»
()
Великая дидактика,
заключающая универсальную теорию
учить всех всему
или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и сёлам каждого христианского государства такие школы, в которых бы всё юношество того и другого пола, без всякого где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в правах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни. Кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основания почерпаются из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается лёгкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике. Началом и концом (руководящим началом) нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились; в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха, и в христианском государстве было бы меньше мрака, смятения, раздоров, а больше света, порядка, мира и спокойствия.
Мы решаемся обещать Великую Дидактику, т.е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом; так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием для той и другой стороны; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинной науке, добрым нравам и глубокому благочестию. Наконец, всё это мы выясняем apriori, т.е. из самой настоящей неизменной природы вещей, точно заставляя вытекать из живого источника неиссякающие ручейки; затем, соединяя их в одну большую реку, мы устанавливаем некоторое универсальное искусство создавать всеобщие школы. Это искусство учить и учиться на той ступени совершенства, до которой оно, по-видимому, стремится теперь подняться, в значительной мере было неизвестно предшествующим векам, и таким образом учебные занятия и школы были полны трудов и гнёта, колебаний и самообманов, ошибок и заблуждений, так что более основательного образования могли достигнуть лишь те, кто отличался необычайными дарованиями.
, которые до сих пор большей частью были не осведомлены, чего им ждать от своих детей. Они нанимали учителей, обращались к ним с просьбами, задабривали их подарками, даже меняли их часто так же напрасно, как и с некоторой пользой. Но если метод воспитания доведён до безошибочной верности, то результат, на который не всегда надеются, не может, с божией помощью, не воспоследовать.
2. Для учителей , большинство которых совершенно не знало дидактики и вследствие этого, желая выполнить свой долг, мучило себя и истощало свои силы трудолюбием и старательностью; стремясь достигнуть успеха то тем, то другим способом, они меняли метод не без тягостной потери времени и трудов.
3. Для учеников , чтобы можно было довести их до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя.
4. Для школ , которые при правильном методе не только можно будет сохранить в цветущем состоянии, но и без конца умножить. Ведь они будут поистине местами игр, домами наслаждения и удовольствий. И когда (вследствие непогрешимости метода) из какого угодно ученика выйдет учёный (в большей или меньшей степени), никогда не будет недостатка в хороших начальниках школ и научные занятия всегда будут процветать.
5. Для государств — по приведённому ранее свидетельству Цицерона (Сноска: Имеется в виду следующая цитата из Цицерона: « Какой больший и лучший дар мы можем предложить государству, как не тот, чтобы учить и образовывать юношество, особенно при настоящих нравах и в наше время, когда юношество так испорчено, что его нужно обуздывать и сдерживать общими силами »).
С этим согласно знаменитое выражение Диогена-пифагорейца (у Стобея): « Что составляет основу всего государства? — Воспитание юношей ».
Образовательные принципы Коменского: история и современность
Наука в целом и педагогика в частности сегодня сделали в сравнении с тем временем большой шаг вперёд, но, несмотря на это, главная награда ЮНЕСКО в области научных исследований и инноваций называется «медалью Коменского». Но ещё более яркой иллюстрацией его вклада является то, что хоть Я. Коменский и жил в XVII веке, основные принципы его «Великой дидактики» легко прослеживаются в современной организации учебного процесса.
Основополагающая идея системы образования Коменского – воспитание детей в духе христианской протестантской церкви. Сегодня она неактуальна, поскольку школа и церковь разделены государством, зато успешно работают другие принципы. Например, классно-урочная система. До этого ученики обучались индивидуально, а чешский педагог предложил организовывать детей в классы, где они совместно бы занимались одним и тем же предметом, на протяжении одного и того же времени. Помимо коллективности и целостности, Я. Коменский говорил и об обоеполости образования – общем образовании для мальчиков и девочек. Также он ввёл понятие школьного года и связанного с ним понятия программы. Учёба делилась на периоды, содержание которых определялось возрастом ученика.
В наше время появляются отдельные материалы и даже экспериментальные школы, критикующие классно-урочную систему как устаревшую. Тем не менее, она во всём мире остаётся доминирующей формой организации учебного процесса (конечно же, не в первозданном виде) и таких же популярных альтернатив не имеет.
Но основные нововведения реформы «старой» школы касались не организации, а самого обучения. Помимо традиционных для школ того времени «свободных искусств», Я. Коменский вводил в гимназиях обучение естествознанию, истории и географии. Всем предметам ученики должны были обучаться постепенно, от общего к частному. Так появились учебники для каждого класса, которые писались с учётом возраста и предшествующей подготовки.
Одним из главных принципов дидактики Коменского было требование наглядности. Любые научные правила и законы должны были подводить черту под доступными и понятными примерами. С высоты сегодняшних дней это может казаться несуразным, но именно «учитель народов» потребовал от педагогов связывать житейскую практику и преподаваемую в школе теорию. И сам написал «Мир чувственных вещей в картинках» – первый учебник, в котором иллюстрации использовались как дидактическое средство. А изречение Я. Коменского: «Без примера ничему не выучишься», – даже стало крылатым.
В целом подача материала должна быть сжатой, но точной, и сопровождаться не просто примерами, а примерами разнообразными, чтобы у детей формировалось максимально широкое представление о событиях и предметах. А то, как ученики усваивают новые знания, предлагалось проверять с помощью упражнений на закрепление.
В «Великой дидактике» говорилось и о требованиях к учителям. Одним из обязательных аспектов работы педагога должно было стать умение не просто давать детям информацию, а и прививать стремление к познанию, мотивировать на обучение. Революционным было и следующее суждение: «Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий».
А в завершение – о нелюбимой многими школьниками теме дисциплины, без которой, по мнению автора, школа и образование немыслимы. Для её поддержания среди учащихся сами учителя должны были подавать верный пример. Ну а основой были наставления, увещевания, а иногда и выговоры. К слову, «иногда», как показала дальнейшая практика, трактовалось каждым по-своему – во многих странах мира физические наказания школьников отменили лишь в XX веке. Но в этом вины Я. Коменского нет.
В качестве итога отметим, что даже такой краткий пересказ основных образовательных принципов великого чешского педагога помогает оценить, насколько современная система образования построена на идеях, которым уже почти 4 столетия. Конечно, они были усовершенствованы и детализированы в ходе дальнейшего развития научной мысли, и приспособлены к требованиям времени. Благодаря этому, традиционное образование продолжает хорошо выполнять свою прямую функцию. Но тот этап развития технологий, на котором мир находится сегодня, всё больше перекраивает ситуацию. Интерактивность, геймификация, MOOC и дистанционное образование позволяют судить о том, что мы находимся в начале нового пути. И, несмотря на это, очевидно, что даже в случае революционных перемен, полностью от идей Коменского отказаться невозможно.
Биография
- Взрослая жизнь явилась продолжением дороги знаний. Молодой человек обучался в академии в Херборне, а затем в Гейдельбергском университете. В студенческие годы было положено основание его учёным трудам, которые растянулись на долгие годы.
- В 1612 году Коменский начал составлять полный словарь чешского языка, названный в 1656 году (год издания) «Сокровищница чешского языка». Он посвятил этой работе 44 года, занимаясь параллельно разносторонней научной и практической деятельностью.
- В 1614 – 1627 годы была осуществлена идея создания необычной энциклопедии, названной «Театр всех вещей».
- С 1614 по 1618 годы энциклопедист и лингвист занимался преподаванием гуманитарных дисциплин в школе Пршерова, которую сам когда-то окончил.
- С 1618 по 1621 годы Ян Коменский проживал в городе Фульнек, изучая взгляды философов Возрождения, отражённые в их произведениях. В эти три года он написал свой труд «Моравские древности» и начал составлять подробную, точную карту Моравии (закончил эту работу в 1627 году).
- В 1627 году учёный приступил к написанию главной работы своей жизни – «Дидактика», посвящённой теории обучения, положения которой не устарели и в 21 веке.
- В конце 1627 года начавшиеся гонения католической церкви на конфессии, которые не вошли в её лоно, заставили Коменского эмигрировать в Польшу. В городе Лешно он преподавал в гимназии, основанной общиной Моравского братства.
- В 1632 году была закончена «Дидактика» на чешском языке. Автор стал переводить её на международный язык учёного мира средних веков и эпохи Просвещения – латинский. В 1638 году перевод был закончен, и труд получил название «Великая дидактика».
- В 30-ые годы 17 века, наряду с основным сочинением по теории обучения, Я.А. Коменский написал учебники и пособия: «Открытая дверь к языкам», 1631 г.; «Астрономия», 1632 г.; «Физика», 1633 г.; «Материнская школа», 1632 г. – первое в своём роде руководство по воспитанию детей родителями в семье.
- 40-ые годы были посвящены продолжению работы над рядом учебников и развитию идей пансофии – о возможности обучить всех всему. Вера в успех такого подхода диктовалась гуманистическими веяниями века Просвещения.
- В 1651 году представилась возможность осуществить эти идеи на практике. Коменский был приглашён князем, владельцем трансильванских земель, для проведения реформы школ в его владениях. В городе Шарошпатак педагогу-дидактику удалось частично воплотить свои замыслы. Теоретическое обоснование пансофии, примерный учебный план образовательного заведения были даны в работе 1651 года «Пансофическая школа».
- В 1655 году Ян Амос вновь был в польском Лешно. В это время Польша оказалась во власти шведов. С приходом шведской армии католичество стало терять свои позиции. Моравские братья были рады приходу лютеранского протестантизма. Гонения на них в Европе отступили.
- С 1656 года Коменский обосновался в Амстердаме. Его идеи «обучения всех всему» получили новое направление, связанное с методикой достижения успеха. Учёный разработал метод драматизации процесса обучения – постижения знаний в ходе разыгрывания пьес. Написанные им пьесы вошли в книгу «Школа игры» (1656 г.).
- В 1658 году, распространяя свои идеи, Ян Амос Коменский выезжал и работал в Венгрии. Методологические поиски убедили учёного ещё в молодости в необходимости наглядного материала при обучении любому предмету. Так появился учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658 г.). В нём учебные тексты сопровождались рисунками.
- В 1662 году была завершена ещё одна работа, начатая в молодые годы. С 1644 года Коменский размышлял о путях преобразования человеческого общества на началах Просвещения. Были напечатаны первые две части капитального труда «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1662 г.). Остальные пять частей были обнаружены и опубликованы лишь в 20 веке – в 1966 году, в Праге.
- Итоговой книгой великого учёного-педагога стало сочинение «Единственно необходимое» (1668 г.). В ней он как мыслитель и гуманист развил мысль о том, что знание должно быть полезным и осознаваться как насущное и необходимое. В этом случае обучение принесёт плоды.
- Ян Амос Коменский умер 15 ноября 1670 года в Амстердаме, прожив 78 лет, что для эпохи средних веков считалось редким долголетием.
Портрет Рембрандта, возможно Коменского