Каким бывает и как применяется пение а капелла
Содержание:
- Акапелла как стиль профессионального хорового искусства
- А капелла у женщин
- А капелла – что это за пение? что такое a capella в музыке
- Кто из композиторов обращался к акапелле?
- Сложности и требуемые навыки
- А капелла коллектива Pentatonix
- Десять современных коллективов, поющих a cappella
- Композиторы
- Дискография
- Настоящее время
- Члены
- Исторический
- Как записать a капелла самому?
Акапелла как стиль профессионального хорового искусства
Пение a capella как стиль прочно закрепилось в конце средних веков в культовой полифонии. У замечательных мастеров нидерландской школы достигает высочайшего расцвета. Большой вклад в ее развитие внесли Беневоли, Палестрина, Скарлатти
Важно обратить внимание на тот факт, что пение a capella в 17-18 веках иногда сопровождалось генерал-басом либо инструментами-соло. Но затем вернулось исполнение без какого-либо сопровождения, которое стало высоко цениться
В православных церквях используется только хоровое пение a capella. Небольшое музыкальное сопровождение разрешалось в древних церквях Востока (Коптской, Малабарской, Эфиопской). В них допускалось применение как азиатских, так и африканских инструментов. В России известный композитор А.Гречанинов выступал за введение в богослужения инструментального сопровождения. Но данное решение было отвергнуто в 1917-1918 годах Поместным собором.
Пение a capella достаточно часто используется в камерной хоровой музыке композиторов 19 века. В русской хоровой культуре 20 века достигли больших высот произведения таких композиторов, как Рахманинов, Танеев, Свиридов, Шостакович, Шебалин, Давиденко, Чесноков, Коваль
Обращает на себя внимание деятельность Придворной певческой капеллы, Синодального хора и многих других коллективов. На сегодняшний день пение a capella пользуется большим спросом в разных странах
А капелла у женщин
А капелла у женщин – это также пение без сопровождения. Не только в женском хоре, но и всегда музыкальные произведения а капелла долго разучиваются. Ведь те недочеты, которые можно спрятать за аккомпанементом, в исполнении а капелла вылезут наружу. Потому при исполнении а капелла следует очень четко знать музыкальный материал.
Послушайте а капелла у ансамблей. Когда в ансамбле голоса подобраны профессионально, любая песня звучит по-особенному красиво:
Сложности сольного исполнения
В хоровом и ансамблевом исполнении за чистоту пения – ответственность коллективная.
В видео ниже а капелла поет Елена Ваенга. Интересно, что известная исполнительница волнуется и настраивается, прежде чем спеть без аккомпанемента. Очень показательный момент:
Если уж такая опытная вокалистка испытывает трудности при исполнении а капелла, то начинающим вокалистам придется совсем тяжко.
А капелла – что это за пение? что такое a capella в музыке
А капелла – это пение без инструментального сопровождения. В современной музыке, в частности, в хип-хопе, так еще называют дорожку с записью голоса, которую можно скачать и использовать отдельно от всей песни.
Термин пришел к нам из XVII века. Изначально так назывался стиль пения в папском богослужении в Сикстинской капелле в Италии. Позже этот термин получил более широкое значение: так стали называть любое пение без инструментального аккомпанемента.
Практически вся музыка на просторах Европы берет свое начало из церкви. Хоровые и ансамблевые формы пения были там в приоритете, впрочем, как и сейчас. Если светская музыка претерпела значительные изменения за прошедшие столетия, то христианская музыка почти не изменилась.
Так, сегодня в православии хоровое церковное пение – это а капелла.
А капелла – что это такое в наше время?
В наше время а капелла – это не только хор, но и дуэт, трио и ансамбль.
Исполнение без сопровождения встречается очень часто в жанре народной песни. Иногда поражает до глубины души, как люди, не получившие музыкального образования, могут а капелла спеть народную песню с двумя-тремя партиями. Русские народные песни всегда звучат очень душевно и трогают за сердце.
Народный фольклор надо беречь, ведь популярная музыка постепенно вытесняет эти душевные песни. Будем надеяться, что в памяти людей – и особенно компьютеров! – народная музыка сохранится на следующую тысячу лет.
сложность исполнения без сопровождения – удерживание заданной тональности от начала и до конца произведения. Особым шиком считается исполнение а капелла в хоровом жанре, когда голоса красиво переливаются и каждый держит свою партию.
Приведу некоторые примеры мастерского исполнения а капелла.
Примеры
Мужской хор а капелла всегда производит волшебное впечатление. Глубина, мощь и сила всегда были отличительными чертами мужского хора.
В этом примере мы видим, как хор Сретенского монастыря исполняет песню «Конь» группы «Любе».
Все привыкли к этой песне как к эстрадной, а хоровое исполнение смешивает жанры. К тому же сама песня давно стала народной.
«Хоровое пение – слушать с примерами и полным разбором видов хорового исполнения» >>>
Известный коллектив «Хор Турецкого» исполняет многие свои композиции а капелла. Солисты не боятся сложностей, каждый член хора держит свою партию абсолютно блистательно.
А капелла у женщин
А капелла у женщин – это также пение без сопровождения. Не только в женском хоре, но и всегда музыкальные произведения а капелла долго разучиваются. Ведь те недочеты, которые можно спрятать за аккомпанементом, в исполнении а капелла вылезут наружу. Потому при исполнении а капелла следует очень четко знать музыкальный материал.
Это смешанный хор с девушкой-солисткой. Очень проникновенная народная песня. Кубанский казачий хор – это что-то неповторимое: невероятная палитра звука и красивые индивидуальные голоса!
Послушайте а капелла у ансамблей. Когда в ансамбле голоса подобраны профессионально, любая песня звучит по-особенному красиво:
Сложности сольного исполнения
В хоровом и ансамблевом исполнении за чистоту пения – ответственность коллективная.
В сольном исполнении за все отвечает сам музыкант! Иногда и под музыку спеть чисто достаточно непросто, а без музыки эта задача становится и вовсе непосильной! Поэтому только опытные вокалисты могут себе позволить спеть а капелла.
В видео ниже а капелла поет Елена Ваенга. Интересно, что известная исполнительница волнуется и настраивается, прежде чем спеть без аккомпанемента. Очень показательный момент:
Если уж такая опытная вокалистка испытывает трудности при исполнении а капелла, то начинающим вокалистам придется совсем тяжко.
А капелла коллектива Pentatonix
Не могу пройти мимо прекрасного коллектива Pentatonix. Здесь связано все: и битбокс, и а капелла. Партии исполняются настолько мастерски, что голоса можно принять за звуки музыкальных инструментов:
Когда живые голоса имитируют различные инструменты, это вызывает только восторг и уважение.
Группа Take 6 – это еще одни мастера имитации. Можно только представить, какой труд стоит за этой кажущейся легкостью исполнения. Сколько времени нужно для того, чтобы добиться такого ансамбля и сливания тембров! Это действительно кропотливая и требующая времени работа!
Заключение
А капелла – это сложнейший вокальный жанр, требующий немалой подготовки. Но если вы чувствуете любовь к такому исполнению, то нет ничего невозможного!
Если вы хотите научиться петь а капелла и понять, что это такое, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>
Кто из композиторов обращался к акапелле?
Как указывалось выше, акапелла – это коллективное пение (ансамблевое или хоровое), в котором отсутствует аккомпанемент (инструментальное сопровождение). Русское, украинское, болгарское и грузинское народное творчество насыщено песнями акапелльного склада. Как стиль a capella возникла в средние века. Наивысший расцвет акапеллы пришелся в эпоху Возрождения. Среди композиторов этого времени следует отметить нидерландских полифонистов: Я.Обрехта, Ж.Депре, Г.Дюфаи, Я.Окегема, Ж.Беншуа, О.Лассо. Выдающаяся роль в развитии данного стиля принадлежит Палестрине (композитору римской школы). В России акапелльное пение изначально встречается в культовой музыке: творчество М.Березовского, Д.Бортнянского, А.Веделя. А в конце 19 века к написанию хоров a capella обращаются С.Рахманинов, С.Танеев, П.Чесноков, А.Кастальский и многие другие. Советские композиторы сочинили огромное количество хоровых произведений. Это Д.Шостакович, Г.Свиридов, А.Давиденко, В.Салманов, В.Шебалин, М.Коваль и другие.
Сложности и требуемые навыки
Произведения для исполнения в стиле a capella требуют длительного разучивания, так как любые недочеты и фальшь, которые обычно незаметны благодаря аккомпанементу, при исполнении будут сразу слышны.
Для чистого пения a капелла, помимо отличного знания музыкального произведения, от исполнителя требуется хороший музыкальный слух, правильная дикция, владение своим голосом, умение оставаться в нужной тональности и держать ритм. Все эти навыки начинающий вокалист может освоить во время базового обучения вокалу
При коллективном исполнении также важно знать свою партию
Необходимым навыком для любого певца также является умение правильно дышать
Пение происходит на выдохе, поэтому основное внимание уделяется обеспечению незаметного вдоха. Его нужно делать только в конце слова или фразы, так он не разорвет собой мелодию
Вдохи должны быть короткими и энергичными. Для обеспечения максимального наполнения легких кислородом следует дышать животом и держать ровную осанку
При исполнении a capella правильное дыхание особенно важно, так как любой шумный вдох может испортить всё звучание песни. Поэтому еще на начальном этапе обучения стоит уделить особое внимание постановке голоса и дыхания
А капелла коллектива Pentatonix
Не могу пройти мимо прекрасного коллектива Pentatonix. Здесь связано все: и битбокс, и а капелла. Партии исполняются настолько мастерски, что голоса можно принять за звуки музыкальных инструментов:
Когда живые голоса имитируют различные инструменты, это вызывает только восторг и уважение.
Заключение
А капелла – это сложнейший вокальный жанр, требующий немалой подготовки. Но если вы чувствуете любовь к такому исполнению, то нет ничего невозможного!
Если вы хотите научиться петь а капелла и понять, что это такое, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>
Десять современных коллективов, поющих a cappella
Многие думают, что только в церквях поют a cappella. Однако это ошибочное мнение. Существует огромное количество превосходных коллективов, имеющих своих поклонников. На сегодняшний день пение a cappella очень популярно и представлено в самых разнообразных музыкальных жанрах: народной музыке, джазовой, массово-популярной, ритм-энд-блюзе, рок-музыке и так далее. Ноты акапелла в связи с этим часто ищут заинтересованные слушатели. Кроме того, в Соединенных Штатах Америки весьма популярны «университетские» группы, поющие a cappella.
Вот некоторые современные коллективы:
- Ансамбль «Мужской Стиль» — «Ой, при лужку, при лужке».
- Піккардійська Терція — «Сад ангельських пісень».
- Barbatuques — Baiana.
- JUKEBOX TRIO — So, Let Me Know.
- Van Canto — The Mission (Official).
- Rockapella — Shambala.
- Sweet honey in the rock — Ella’s Song.
- Rajaton — Joululaulu.
- The Glue — «El Topo».
- The Puppini Sisters, «Jilted» (dir: Alex de Campi).
Композиторы
Среди композиторов данного периода следует отметить полифонистов: О. Лассо, Ж. Беншуа, Я. Окегема, Г. Дюфаи, Ж. Депре, Я. Обрехта. Выдающаяся роль в становлении данного жанра принадлежит Палестрине. В России подобное пение распространяется в культовой музыке: творчество А. Веделя, Д. Бортнянского, М. Березовского. В конце девятнадцатого века к написанию произведений a capella обращаются: А. Кастальский, П. Чесноков, С. Танеев, С. Рахманинов. Советские композиторы создали огромное количество подобных творений. Среди них особо выделяются: М. Коваль, В. Шебалин, В. Салманов, А. Давиденко, Г. Свиридов, Д. Шостакович.
Дискография
Альбомы
Заголовок | Детали альбома | Пиковые позиции в чарте | Сертификаты | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
AUT | ПЛАВНИК | GER | JAP | NED | ШОС | SWE | SWI | Соединенное Королевство | |||
Хелём Халиб |
|
— | — | — | — | — | — | — | — | — | |
U получил 2 знать |
|
8 | 1 | 10 | — | 11 | 9 | 12 | 1 | 10 |
|
Двигайся, детка |
|
— | — | — | 49 | — | — | — | — | — | |
Война на небесах |
|
— | 12 | — | 66 | 64 | — | — | 25 | — | |
Капелла |
|
— | — | — | — | — | — | — | — | — | |
Лучшее из Капеллы |
|
— | — | — | — | 77 | — | — | — | — | |
«-» обозначает элементы, которые не попали в чарты или не были выпущены на этой территории. |
Одиночные игры
Год | Заголовок | Пиковые позиции в чарте | Сертификаты | Альбом | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ITA | AUT | BEL | ПЛАВНИК | GER | IRE | NED | SWE | SWI | Соединенное Королевство | ||||
1988 г. | «Push the Beat / Баухаус» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 60 | Хелём Халиб | |
1989 г. | «Хелём Халиб» | — | — | — | — | — | 29 | — | — | — | 11 | ||
«Энергетическая месть дома» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 73 | |||
1990 г. | «Выйди из моего дела» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
«Все слушают это» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | Не альбомный сингл | ||
1991 г. | «Все» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 66 | U получил 2 знать | |
1992 г. | » Take Me Away » (с участием Лолеатты Холлоуэй ) | — | — | — | — | — | 12 | — | — | — | 25 | Не альбомный сингл | |
1993 г. | «U Got 2 Know» | — | — | 30 | — | 21 год | 7 | 26 год | — | 29 | 6 | U получил 2 знать | |
«U Got 2 Know» (пересмотренный) | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 43 год | |||
» U Got 2 Let the Music » | 8 | 1 | 6 | 1 | 3 | 6 | 9 | 14 | 1 | 2 |
|
||
1994 г. | » Двигайся, детка » | 3 | 3 | 7 | 1 | 4 | 9 | 1 | 9 | 1 | 7 | ||
» U & Me » | 5 | 15 | 14 | 1 | 14 | 25 | 4 | 15 | 13 | 10 | |||
» Двигайся вверх » | 8 | — | 17 | 6 | 33 | 26 год | 8 | — | 19 | 16 | |||
1995 г. | «Не гордись» | — | — | 27 | — | — | — | 26 год | — | — | — | ||
» Скажи мне дорогу » | 6 | — | 27 | 15 | — | 29 | 24 | — | 35 год | 17 | Война на небесах | ||
1996 г. | «Мне нужна твоя любовь» | 20 | 34 | — | 6 | — | — | 30 | — | — | — | ||
«Поверните его вверх и вниз» | — | — | — | 7 | — | — | — | 54 | — | — | |||
1997 г. | «Ты сбежал сейчас» | — | — | — | 10 | — | — | — | — | — | — | ||
«Будь моей детка» | — | — | — | 11 | — | — | — | — | — | 53 | Капелла | ||
«Ты разорвал мой мир на части» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | |||
1998 г. | «Выбрасывание» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
«UR Сила любви» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | Не альбомный сингл | ||
2002 г. | «U Got 2 Know 2002» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 97 | ||
2004 г. | «Ангел» | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | ||
«-» обозначает элементы, которые не попали в чарты или не были выпущены на этой территории. |
Настоящее время
С середины XX — го века, пение а капелла распространение в популярной музыке , в джазе , в R & B , в слэм . Некоторые певцы и всевозможные группы, специализирующиеся на этой вокальной технике, иногда для фразы или песни, или для всего своего репертуара.
Если в классической музыке и особенно в религиозной музыке, ни один аккомпанирующий инструмент не поддерживает певцов, этномузыкологические группы , хоры, такие как хоры жанра госпел , а некоторые современные певцы иногда сопровождаются простым ритмом, состоящим из щелчков пальцев, хлопков в ладоши , или ударный инструмент с неопределенным звуком, такой как бубен , кастаньеты , маракасы или другие бонги и конги . Оставаясь без гармонического сопровождения ( фортепиано , гитара …), они не теряют квалификатор « а капелла ».
Сегодня самые популярные группы состоят из четырех-шести певцов. Наиболее классическая организация тогда состоит из распределения SATB ( сопрано , альт , тенор , бас ) для смешанных групп и TBB ( тенор , баритон , бас ) для мужских групп. Исключительно женские группы a cappella встречаются довольно редко, в основном из-за того, что диапазон разных женских голосов не покрывает такую большую амплитуду, как амплитуда разных мужских голосов . В результате женские группы очень часто имеют инструмент аккомпанемента, предназначенный для обеспечения отсутствия басовой линии в женских голосах. Так обстоит дело с французской группой LEJ , один из певцов которой часто играет на виолончели в своих песнях. Группы также часто состоят из битбоксеров или перкуссионистов, чтобы сохранить ритм песен.
Современные певцы и группы, поющие а капелла
- Южная Африка : Ледисмит Блэк Мамбазо ;
- Германия : Ван Канто , мудрые парни ;
- Англия : певцы короля , Джезуальдо Шесть ;
- Австралия : Идея Севера (en) ;
- Бельгия : Там-Эхо-Там , залив Витлуф ;
- Бразилия : Trio Esperança ;
- Канада : Nylons (в) , В Трубочисты ада , Qw4rtz ;
- Куба : вокальные сэмплы ;
- США : The Blanks , Naturally 7 , Voiceplay, Take 6 , Pentatonix , Home Free , Voctave, Питер Холленс , Бобби Макферрин ;
- США / Армения : Зула ;
- Франция : Les Frères Jacques , Pow woW , Ommm , A4 , LEJ ;
- Финляндия : Радятон ;
- Израиль : народ Вока ;
- Польша : банановая лодка ;
- Словения : Perpetuum Jazzile ;
- Швеция : The Real Group ;
- Швейцария : Voxset .
Члены
Артисты сцены:
- Певица: Лис Биркс (2013 – настоящее время)
- Певец: Этторе Форести (1989-1991)
- Певица: Анна Росс (1992-1993)
- Певица: Келли Оверетт (1993-1995)
- Певица: Эллисон Джордан (1995-1998)
- Рэпер: Маркус Биркс (2013–2021)
- Рэпер: MC Fixx It (Рикардо Оверман) (1992-1993)
- Рэпер: Родни Бишоп (1993-1995, 1995-1998)
- Рэпер: Патрик Осборн (1995)
Художники-исполнители:
- Певица: Лис Биркс (2013 – настоящее время)
- Певица: Эйлейна Деннис (1994-1995) (вокал в песнях «Move On Baby», «U & Me» (версия из альбома), «Don’t Be Proud»)
- Певица: Джеки Рэйв (1994) (вокал на «Move It Up»)
- Певец: Зитей Массия (1995-1997) (вокал в альбоме War In Heaven)
- Певица: Эллисон Джордан (1995-1998) (иногда вокал и бэк-вокал в альбоме War In Heaven)
- Певица: Беверли Скит (1997-1998) (вокал на альбоме «Cappella»)
- Рэпер: Маркус Биркс (2013–2021)
- Рэпер: MC Fixx It (Рикардо Оверман) (1994-1996) (рэп-исполнение на «Move On Baby,» U & Me «,» Move It Up «и альбоме War In Heaven)
- Рэпер: Тициано Пагани (1997-1998) (рэп-исполнение на альбоме «Cappella»)
Большая часть вокала на альбоме U Got 2 Know и более ранних треках Cappella — это прямые сэмплы из других песен. Они не напрямую от вокалистов студии.
Исторический
До XVIII — го века, песня капелла означает религиозную вокальную работу, как правило , написанную для четырех смешанных голосов, часто извлекаемых из массы или песнопения , используя контрапункт и , в гармонии просто избежать диссонанса , иногда подкрепляться органом или по крайней мере, с помощью или других инструментов, присутствующих в часовне, где происходят повторы (отсюда и термин без сопровождения : в манере работы, выполняемой в часовне). За каждой партией может следовать монодический инструмент , но весь хор также может быть дублирован консортом инструментов. Этот стиль написания , характерный для религиозной музыки , противопоставляется другим произведениям для голоса, таким как , речитатив , кантилена или ария .
Kyrie из Missa Brevis из Лотти является частью репертуара а капелла , это может быть дублируется консорта на рекордере .
Техник и его репертуар, затем преподавали в степени магистра в католических школах , прикрепленных к крупным приходам , в княжеском , королевские или папские судах о Сикстинской капелле в Риме. В полифонические песни свойственными литургических церемоний выращены, как певцы участники приема, в дополнение к твердому общего образования, музыкальной подготовки и религиозной направленностью.
Он не был до в XIX — го века , что термин капелла используется для определения любого широкого вокального практику с несколькими голосами прилагаемая раздели , а затем и, соответственно, петь в один голос или профанного вдохновения ( григорианский хорал , мадригал на французском или итальянском Ренессанс , псалмы и гимны из реформированных или православных церквей , zemirot (ан) иудейского , Нашид мусульман ).
Как записать a капелла самому?
Для записи вокала обычно прибегают к услугам звукозаписывающей студии, имеющей необходимое профессиональное оборудование. Однако можно попробовать сделать это самостоятельно.
В случае самостоятельной записи голоса, используются специальные программы (Audacity, Free Audio Recorder, Sound Forge и другие). Для начала нужно разогреть связи и провести распевки
На курсах обучения вокалу данному аспекту уделяется особое внимание. Далее стоит прорепетировать музыкальную композицию, отрабатывая трудные места
Дальше нужно постараться изолировать все источники шума и посторонних звуков. И только тогда можно приступать к записи.
Сначала делается запись вокала в режиме моно с определёнными параметрами (16 bit/44.1 kHz), полученный файл сохраняется в формате wav.
Затем идет обработка полученной записи
- удаляют посторонние призвуки, шумы;
- выравнивают громкость, уменьшают резкие пики, подавляют второстепенные частоты, обрабатывают эквалайзером для придания голосу естественности;
- сводят вокальные партии с основным треком, исправляют фальшивые ноты;
- совершают панорамирование;
- делают «утепление» вокала;
- завершающим этапом будут реверберация и накладка дилэй.
Интерфейс приложения Audacity
Для того, чтобы добиться максимально качественной и красивой акапеллы, необходимо сохранить несколько записей пения. В самом удачном варианте могут также присутствовать недочеты, которые можно заменить на фрагмент из другой записи, где он звучал лучше.
Однако нельзя делать много дублей подряд. Вокалист не должен работать до изнеможения, так как это негативно скажется как на качестве трека, так и на здоровье исполнителя. Чтобы избежать этого, нужно делать перерывы в записи, давать связкам певца отдохнуть.
Во время записи пения также не стоит забывать о положении головы. Правильные движения головой могут отрегулировать с помощью изменения угла и расстояния от микрофона громкость пения, спрятать вдохи, устранить посторонние шумы. Нервные суетливые движения наоборот — снижают качество записи и создают множество артефактов, затрудняя процесс дальнейшей обработки трека.
Однако переживания за конечный результат не должны отвлекать исполнителя. Ему нужно чувствовать то, о чём он поёт. Целью вокалиста является передача эмоций, настроения слушателю. Так что певец не должен выходить из образа, несмотря ни на что.