Агинский бурятский округ — agin-buryat okrug
Содержание:
Забайкалье после монголов
Между крахом Монгольской империи в середине третьей четверти XIV в. и присоединением к России в XVII в. в истории Забайкалья – «темная эпоха». Источники очень слабо освещают этот период, заставляя исследователей по многим проблемам ранней истории бурятского народа выдвигать множество самых различных, исключающих друг друга гипотез.
«Сборник летописей», составленный персидским историком Рашид ад-Дином в XIV в., подтверждает существование племени хори в XIII – XIV вв. в пределах Забайкалья и Монголии. Степные скотоводческие племена кочевали по степям и горным пастбищам по обе стороны Байкала и не представляли единого народа. Никаких письменных источников по истории бурятских племен в этот период нет. О жизни предков бурят можно судить только по фольклорным и археологическим данным.
От Хунну до Монголов
В конце III в. До н.э. территорию Забайкалья заселяют гунны. Этноним «гунны» — русский вариант произношения подлинного названия народа хунну, или сюнну. Хунский период истории Забайкалья (с 209 г. до н.э. по конец I в.) имел важнейшее значение и решил судьбу и специфику развития древних и средневековых монгольских и тюркских племен. Их воинственный и кочевой союз сложился на северных рубежах Китая в V-III вв. до н.э. Вопрос об этнической принадлежности хунну до сих пор не ясен. Скорее всего, это были прототюрки, точнее, общие до той поры предки тюрок и монголов, а также маньчжурские племена. Хунны изобрели стремя, изогнутую саблю, усовершенствованный длинный составной лук, круглую юрту. В археологических находках хуннская керамика выделяется своим разнообразием по сравнению с предшествующими культурами. Для них было характерно широкое применение и высокая техника обработки металла. Они оставили нам великолепные памятники искусства, так называемый «звериный стиль». Современные буряты, эвенки, якуты, хакасы, расселявшиеся вокруг Байкала, являются потомками древних хунну.
Во II в. До н.э. хунну потерпели серьезные поражения в столкновениях с племенами сяньби, которые часть хунну покорили, а часть вынудили уйти на запад (именно они вошли в историю европейских стран под именем «гунны»). Письменные источники свидетельствуют, что необычный облик гуннов приводил европейцев в ужас. В 452 г. под предводительством Аттилы гунны угрожали Риму, однако, получив выкуп, воинственные племена отступили. Со смертью предводителя гуннов распался и их союз, но образ Аттилы вошел в средневековые легенды.
Начиная с II в. До н.э. территория Забайкалья входила в состав государств сяньби, жужаней и древних тюрков. В 604 г. Первый Тюркский каганат распался. Из его восточной части возникло Уйгурское ханство, просуществовавшее до 840 г. В 906 г. Забайкалье вошло в состав государства киданей, бывших в свое время данниками уйгуров. Возглавляемые Елюем Амбаганем кидании покорили монгольские степи до Алтая, разгромили тунгусское государство Бохай, воевали с Китаем. Государство киданей превратилось в империю Ляо, а Елюй провозгласил себя императором. На смену Ляо в начале XII в. Пришла империя чжурчженей Цзинь, усиление которой вынудило объединиться ее западного соседа – монголов. Центром объединения монголов становятся Ононские степи.
Цыбиков Гамбожаб
Выдающийся востоковед и путешественник. Отец Гомбожаба по тем временам считался грамотным человеком, владел старомонгольской и тибетской письменностями. В 5 лет обучил сына монгольской грамоте. В 1880 г. отвез семилетнего Гомбожаба в Агинское приходское училище, где тот наряду с родным языком изучал русский. Когда в 1884 г. в Чите была открыта гимназия, Агинские буряты пожертвовали этому учебному заведению значительные средства. И при первом же наборе в гимназию среди трех мальчиков-бурят оказался Гомбожаб Цыбиков. В последствии он вспоминал: «Мне удалось быть первым бурятом, окончившим в 1893 году Читинскую гимназию». За успехи в учебе руководство Читинской гимназии решило наградить Цыбикова золотой медалью. Однако против выступил генерал-губернатор: виданное ли дело, чтобы бурят получил золотую медаль. Вместо золотой медали он был награжден серебряной.
По рекомендации педагогического совета Читинской гимназии в 1893 г. Цыбиков поступил на медицинский факультет Томского университета. Но в судьбу талантливого бурятского юноши вмешиваются родные и земляки. «… Уступая желанию моих сородичей и родных, — писал он в автобиографической заметке, — я оставил этот факультет и, пропустив еще один год, проведенный в Урге, поступил в 1895 году в Санкт-Петербургский университет на китайско-монгольско-маньчжурское отделение факультета восточных языков». Так жизненный путь Цыбикова резко изменился, и он стал не врачом, а востоковедом. В 1897 г. будучи студентом второго курса, Цыбиков принял участие в работе комиссии статс-секретаря В.Н. Куломзина по исследованию землепользования и землевладения в Забайкальской области. В 1898 г. вышла в свет первая печатная работа Цыбикова «Подати и повинности» объемом 250 страниц о положении в податном отношении крестьян, казаков и иногородцев Забайкальской области.
Окончил университет в 1899 г. с дипломом первой степени и золотой медалью. В 1899-1902 гг. на средства Русского географического общества совершил свое знаменитое путешествие в Центральный Тибет. В это время цинским правительством Китая и лхасскими властями далай-ламы XIII Тибет был закрыт для въезда иностранцев. Ослушавшихся казнили. Так, известный французский путешественник Дютрейль дэ Рэнс 5 июня 1893 г. за попытку увидеть Лхасу поплатился жизнью. Но пекинские и лхаские правители сделали исключение в пользу уроженцев стран Азии, исповедующих буддизм.
Цыбиков был первым ученым, который сумел проникнуть в Центральный Тибет и благополучно вернуться. Во время путешествия, на протяжении более двух лет он был вынужден играть роль благочестивого паломника. Цыбиков посетил крупнейшие города и религиозные центры Тибета: Гумбум, Лавран, Амдо, Лхасу. Кроме того, ученый побывал в резиденции панчен-ламы – монастыре Даший-Лхунбо, древнейшей столице Тибета Цзэьан и в монастыре Самьяй. Никто из иностранных путешественников, проникших в Тибет открыто или тайно не имел такой свободы доступа почти ко всем крупным религиозно-политическим и культурным центрам Тибета и возможности дать им обстоятельную историческую, географическую и политическую характеристику.
Цыбиков неутомимо собирал материалы из жизни и культуры Тибета. Он первым в мире составил биографию всех тринадцати далай-лам, которые в течение многих веков правили страной. Одна из главных забот ученого заключалась в комплектовании библиотеки из редких тибетских книг. Более 330 томов сочинений Ганжура и Данжура привез он в Россию. Его фотоснимки Поталы впервые в мировой печати были опубликованы в американском «National geographic». Результаты его путешествия были доложены на общем собрании Императорского Русского географического общества и изложены в фундаментальной книге «Буддист – паломник у святынь Тибета», изданной в Петрограде в 1919 г.
После смерти Цыбикова его семья была причислена к разрядку кулацких элементов. Было конфисковано и национализировано его имущество, хозяйство было обложено твердым заданием и повышенным индивидуальным налогом. Богатая библиотека вывезена в Агинское и там разграблена.
Древнейшие жители Забайкалья
Материалы, полученные в ходе археологических исследований Забайкалья, свидетельствуют, что, вероятнее все6го, первый человек появился в этих местах 100-40 тыс. лет назад. По долинам рек Онон и Иля, у озера Бальзино были открыты более 25 стоянок жителей каменного века. Обитатели мустьерских стоянок – неандертальцы – охотились на шерстистых носорогов, бизонов, лошадей. Около 40 тыс. лет назад в Забайкалье появляются стоянки человека современного вида – Homo sapiens, культура которого получила название верхнего (позднего) палеолита.
В последующую эпоху мезолита (25-10 тыс. лет назад) на территории современного Агинского Бурятского округа существовало несколько археологических культур, условно названных куналейской, санномысской, студеновской, которые различаются по технике обработки камня и формам орудий. Охотился человек уже при помощи лука и стрел, ловил рыбу с помощью гарпунов и крючков. Появляется примитивное земледелие и зачатки скотоводства.
Население
Численность населения округа на 01.01. 2002 г. составляла 141,1 тыс. человек, представляющих более 70 национальностей. Коренные жители – буряты 37,5%, преобладают русские свыше 55%. Из этнонациональных групп наиболее многочисленными являются украинцы и татары. Наряду с ними в округе проживают поляки, чуваши, белорусы, литовцы, мордва, и др. Средняя плотность – 6,4 человек на один кв.км.. Села расположены преимущественно по долинам рек, и население в целом сельское (в округе нет городов).
Округ относится к числу регионов России с относительно высоким уровнем рождаемости. В нем сложилась структура населения с высокой долей детей и подростков и невысокой долей лиц старшего возраста. Численность населения в трудоспособном возрасте составила 51%. Уровень рождаемости в 2002 г. в целом по округу составляет 13,9 на 1000 населения
УТЕС САГАН-ЗАБА
Беломраморный утес Саган-Заба выделяется среди серых скал побережья. Скала Саган-Заба от своих серых собратьев отличается тем, что похожа на утес, вытесанный из белого мрамора. Утес был открыт исследователем Окладниковым и стал известен благодаря большому количествы наскальных рисунков.
Наскальные изображения, открытые в 1881 г., сильно пострадали от времени. В 2-3 м от кромки воды на мраморной скале уцелело лишь пять фрагментов прежних больших композиций рисунков. Ученые считают, что самые древние из них относятся к новокаменному и бронзовому векам (конец II тыс. до н.э.).
Петроглифы Саган-Забы
Фигуры выполнены точечной набивкой, процарапаны на камне или нарисованы краской — охрой. Наскальный иконостас Саган-Забы включает изображения древних танцующих шаманов, увенчанных рогами, с поднятыми вверх руками, бегущих оленей и лебедей. Рисунки получили мировую известность.
Древний человек считал себя кровно связанным с определенным зверем или птицей, от них он вел свое происхождение. Предания гласят, что каждый бурятский род происходит от своего тотемного животного или птицы. У эхирит-булагатов это был бык, у ольхонских бурят — орел, у хоринского племени — лебедь. Поэтому на петроглифах Саган-Забы можно встретить изображения мифических прародителей — птиц, лебедей. Когда-то, очень давно на Байкале жили лебеди, их изображения древние люди на века запечатлели в наскальных рисунках. Коренные жители этих мест — буряты, считали их священными птицами.
Культура плиточных могил
В 1100-300 гг. до н.э. в степях Забайкалья и Монголии сформировалась культура плиточных могил, продлившаяся около 800 лет. Имя народа, который соорудил эти могильники, неизвестно, и носители этой культуры проходят для нас под названием «плиточники». Территория расселения плиточников была необычайно широка: от северных берегов озера Байкал до предгорий Тянь-Шаня на юге и от хребтов Большого Хингана на востоке до предгорий Алтая на западе. От плиточников в степях остались многочисленные погребения. На территории округа зафиксировано более 3 тыс. таких могильников. |
В ряде случаев это целые городки, которые имеют четкую планировку и строгий порядок. Монументальность погребений свидетельствует о величии некогда жившего здесь кочевого народа. Практически все могилы еще в древности или в недалеком прошлом разграблены. Немногие оставшиеся нетронутыми погребения дали не очень богатый урожай. По нормам погребального обряда умерших укладывали в могильной яме на спину головой на восток. Одежда и обувь выглядели наряднее обычной повседневной, о чем говорят различные украшения из бронзы, кости и камня: бляшки, пуговицы, бусы, пронизки, подвески, зеркала, раковины-каури. Однако орудия труда – игольники и иглы, ножи, кельты и др. – класть не полагалось, их находки очень редки. Еще реже встречено оружие, костяные и бронзовые наконечники стрел, концевые накладки луков, кинжалы. В единичных плиточных могилах найдена конская сбруя – псалии и рукояти плетей. Нет в могилах и целых глиняных сосудов. Возможно, посуда была деревянной или кожаной.
Административно-территориальное устройство и местное самоуправление
Районы и районные центры
-
Аларский район — п. Кутулик
-
Баяндаевский район — п. Баяндай
-
Боханский район — п. Бохан
-
Нукутский район — п. Новонукутский
-
Осинский район — п. Оса
-
Эхирит-Булагатский район — п. Усть-Ордынский
Муниципальные образования
С 2004 в округе существовало 83 муниципальных образования — 6 муниципальных районов (Аларский, Баяндаевский, Боханский, Нукутский, Осинский, Эхирит-Булагатский) и 77 сельских поселений.
Руководители
-
Батагаев, Алексей Николаевич (26 декабря 1991 — 19 ноября 1996)
-
Малеев, Валерий Геннадьевич (19 ноября 1996 — 26 января 2007)
-
Каньков, Олег Григорьевич (и.о., 26 января 2007 — 12 февраля 2007)
-
Ребриков, Владимир Александрович (12 февраля 2007 — 1 января 2008)
-
Дьячков, Анатолий Михайлович (с 1 января 2008)
Культура Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
До середины XIX в. в Предбайкалье господствовала традиционная бурятская культура. Основным религиозным культом западных бурят являлся шаманизм. Среди аборигенов было распространено почитание предков (онгов). В XVII — начале XVIII в. начались контакты коренного населения с христианскими миссионерами. Незначительная часть бурят приняла православие. Во второй половине XVIII в. в Предбайкалье возникли первые ламаистские духовные центры. Под перекрестным влиянием различных религий в бурятских улусах зародился своеобразный феномен поликонфессиональности — двое- и троеверие.
Во второй половине XIX в. на территории округа возникли элементы светской бурятской культуры. Значительная роль в ее формировании сыграли представители зарождавшейся национальной интеллигенции. В 1863 Я.А. Болдонов выпустил перевод книги «О мироздании», ставшей 1-м печным изданием на бурятском языке. С русского на бурятский язык были переведены произведения Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. В начале XX в. получило развитие национальное литературное творчество. В 1908-13 появилась улусная рукописная литература. У ее истоков стояли бурятские писатели А.Д. Абашеев, В.И. Барлуков, И.Г. Салтыков. В годы советской власти на территории округа развивалась сеть культурных учреждений, появилась бурятская письменность. В 1922 в Ангарском и Эхирит-Булагатском аймаках действовали 27 б-к, 9 народных домов, 7 клубов. В 1930 старомонгольская линейная письменность была заменена бурятским латинизированным алфавитом. В 1939 в его основу положена кириллица. В 1940 в округе насчитывалось 4 дома культуры, 110 колхозных клубов, 45 изб-читален. В 1944 в поселке Усть- Ордынском открыты драматический театр и краеведческий музей. В 1987 на территории округа 180 клубов и домов культуры, 240 передвижных и стационарных киноустановок. В начале XXI в. в Усть-Ордынском бурятском автономном округе функционировали Центр народного творчества, Окружная национальная библиотека, 4 музея, Государственный ансамбль песни и танца «Степные напевы». В регионе отмечаются традиционные бурятские праздники — Сагаалган (Новый год по лунному календарю), Сурхарбаан.
Лит.: История Бурят-Монгольской АССР. Улан-Удэ, 1954. Т. 1; Дамешек Л.М. Ясачная политика царизма в Сибири в XIX — начале XX века. Иркутск, 1983; Он же. Внутренняя политика царизма и народы Сибири в XIX — начале XX века. Иркутск, 1986; История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. М., 1995; Тармаханов Е.Е., Дамешек Л.М., Санжиева Т.Е. История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: Учеб. пособие. Улан-Удэ, 2003; Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 2005: Стат. сб. М., 2006.
Л.В. Лбова, Р.Е. Романов