Когда время не имеет значения. cвятитель афанасий исповедник, епископ ковровский
Содержание:
- Литургическое творчество
- «А тюрьмы нам нечего бояться…»
- Исправление языка и текста богослужебных книг
- Места служения / Должности
- Детство и юношество
- Монах и преподаватель
- Труды
- Незамеченная революция
- Афанасий стал монахом и участвовал в Поместном соборе
- «Молитва всех вас спасет…»
- Сбор и исправление служб отдельным русским святым
- Нелегкая судьба епископа Афанасия, череда арестов и ссылок
- Кончина
Литургическое творчество
В 1920-е годы начал дополнять и совершенствовать утверждённую Собором 1917—1918 годов службу Всем русским святым, «а вместе с тем явилась мысль о желательности и необходимости установления и ещё одного дня для общего празднования всех Русских святых, сверх установленного Собором», в связи с чем он предложил установить второй, непереходящий праздник в честь Всех русских святых, когда во всех русских храмах «могла бы быть совершаема только одна полная праздничная служба, не стесняемая никакой другой». Епископ Афанасий (Сахаров) объяснил это в предисловии к службе Всем святым, в земле Русской просиявшим: «При этом казалось бы более всего соответствующим совершать празднование Всем Святым, в земле Русской просиявшим, 16 (29) июля непосредственно за праздником просветителя Русской земли святого равноапостольного великого князя Владимира. Тогда праздник нашего Равноапостола будет как бы предпразднством к празднику Всех Святых, процветших в той земле, в которую он всеял спасительные семена веры Православной. И самый праздник Всех Русских Святых тогда будет начинаться прославлением князя Владимира на 9-м часе пред праздничной малой вечерней. Праздник Всех Русских Святых есть праздник всей святой Руси».
В 1946 году вышла в свет «Служба Всем святым, в земли Российской просиявшим», изданная Московской патриархией, отредактированная епископом Афанасием (Сахаровым), после чего началось повсеместное празднование памяти Всех русских святых во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. При публикации были допущены цензурные искажения, уничтожавшими все указания на новомучеников (по заданию советских властей эту «правку» выполнил инспектор Ленинградской духовной академии профессор Лев Парийский).
Вернувшись из лагеря и поселившись в Петушках, епископ Афанасий начал работу по сбору и систематизации служб русским святым. В его письмах, адресованных разным людям, содержались просьбы найти и прислать те или иные службы местночтимым святым. На основе полученного материала он уточнял детали житий, составлял списки местных святых. Присланные материалы были тщательно отредактированы и приведены к единообразию в языковом и стилистическом отношении.
Таким образом в архив епископа Афанасия попали несколько сот служб и акафистов, он делал правки и примечания. На основе этих материалов он готовил «Дополнительные Минеи», содержащие службы русским святым, которые не вошли в стандартные дореволюционные Минеи.
Составил несколько молебных последований, в том числе «О хотящих по воздуху шествовати», «О сущих в различных обстояниях», «Благодарение о получении милостыни», «О мире всего мира и о прекращении войн» и др.
Реализацией идей епископа Афанасия стали вышедшие в 1978—1989 годах Служебные минеи (неофициально «Зелёные минеи»), в состав которой вошёл и окончательный текст службы всем российским святым, более полный по сравнению с текстом первых изданий. Туда же было включено огромное количество богослужебных текстов, прежде не входивших в основной круг богослужебных книг. В рецензии на сентябрьский и октябрьские тома игумен Иннокентий (Просвирнин) отмечал: «Богослужебно-календарная комиссия <…>, осуществляя пожелание Богослужебного отдела Поместного Собора 1917—1918 гг., по указанию святейшего Патриарха Алексия, ставила вопрос о необходимости соединения служб русским святым со службами святым Поместных Православных Церквей, чтобы не нарушался Устав всей Восточной Церкви и вместе были учтены богослужебная практика и богатство агиологии Русской церкви. Председатель Комиссии, епископ Афанасий (Сахаров), участник Поместного Собора 1917—1918 гг. дал необходимое решение этого сложного литургического вопроса в „Богослужебных указаниях на 1957 и 1958 гг.“ Он осуществил редактирование текста всех Миней, чтобы приблизить к пониманию современников церковнославянские языковые формы. Много труда он положил также на собирание отдельно изданных служб».
«А тюрьмы нам нечего бояться…»
Архиереем он стал в 1921 году. Перед хиротонией будущего архипастыря вызывали в ГПУ и угрожали репрессиями в случае, если он согласится стать архиереем. Если до революции архиерейский жезл давал значительные социальные преимущества, то в 1920-е годы архиерейство не обещало ничего, кроме преследований и лишений.
Первый раз святителя Афанасия арестовали всего через семь месяцев после хиротонии. По его собственным подсчетам, за годы архиерейства на кафедре он провел лишь 2 года, 9 месяцев и 2 дня, а «в узах и горьких работах» (т. е. в тюрьмах и ссылках) — 21 год, 11 месяцев и 12 дней.
О том, как жили заключенные, мы знаем достаточно много. Читая письма святителя Афанасия из лагерей и воспоминания людей, видевших его там, поражаешься какому-то органическому умению не замечать нечеловеческих бытовых условий, умению оставаться монахом, несмотря ни на что.
Вот фрагмент из его письма, написанного в Таганской тюрьме, где он ожидал отправления в ссылку:
Его лагерные письма больше напоминают письма человека, отправившегося с паломническими целями в отдаленный монастырь. Вот как он описывает совершаемое на нарах Белбалтлага (1940) рождественское богослужение и мысленное посещение могил близких людей:
И в качестве комментария к этой «рождественской картинке» можно добавить, что это письмо написано 51-летним человеком с больным сердцем, задыхающимся при ходьбе, которому ежедневно приходилось совершать пятикилометровый путь до рабочего места, а сама работа заключалась в разгрузке дров, переносе только что сваленных деревьев, уборке снега и т. д. Никакие предметы, имеющие отношение к церковной жизни, в этом лагере не допускались. Отбирались не только книги, но и, например, полученное в посылке крашеное пасхальное яичко. Несмотря на официальное разрешение находящимся в заключении священнослужителям сохранять длинные волосы, владыка подвергался насильственной стрижке.
В некоторых лагерях разрешалось иметь книги. Сохранился рассказ Е. В. Апушкиной о приезде иеромонаха Иеракса (Бочарова) в Мариинские лагеря (1944):
Исправление языка и текста богослужебных книг
Афанасий был сторонником осторожного
исправления церковнослав. языка в духе Комиссии по
исправлению богослужебных книг архиеп
Сергия
(Страгородского). Афанасий себя считал продолжателем
деятельности этой комиссии, готовящим основу для буд.
систематического исправления церковнослав. книг.
Афанасий стремился сделать церковнослав.
текст понятным для носителя рус. языка. Для этого он
заменял синонимами те церковнослав. слова, к-рые в рус.
языке отсутствуют или же имеют др. значение. Изменял
порядок слов в соответствии с рус. языком, исправлял
предложно-падежные формы при глагольном управлении,
устранял местоимение иже в функции артикля. Не меняя
глагольной парадигмы, Афанасий последовательно правил
именные формы по модели рус. языка. По аналогии с рус.
языком в дат., твор., предл. падежах мн. ч.
существительные приобретают в окончании гласные -а- (-я-).
В отличие от Сергиевской комиссии,
осуществлявшей в первую очередь лексические и
синтаксические замены и оставлявшей в неизменности
грамматическую структуру церковнослав. языка, Афанасий
распространил принцип русификации на морфологию. Язык
исправленных Афанасием текстов близок языку
чинопоследований и молитв, составленных независимо от А.
в 40-80-х гг. XX в. (частично изданы в 90-х гг.).
Места служения / Должности
Дата начала | Дата окончания | Место служения, сан, должность |
---|---|---|
авг. 1899 | Владимирская и Суздальская епархия, Владимирская губ., г. Шуя, пономарь, «начал прислуживать в алтаре» | |
1902 | 1906 | Владимирская и Суздальская епархия, г. Владимир, «прислуживал при архиерейском богослужении, сначала митродержцем ректора, потом рипидоносцем» |
1906 | 1908 | Владимирская и Суздальская епархия, г. Владимир, иподиакон у архиепископа Владимирского и Суздальского Николая (Налимова). 6.5.1907 посвящен во чтеца |
нояб. 1912 | сент. 1913 | г. Полтава, Полтавская духовная семинария, иеромонах, преподаватель гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей |
1913 | 1918 | г. Владимир, Владимирская духовная семинария, иеромонах, преподаватель практического руководства для пастырей, гомилетики и соединенных с ней предметов, впоследствии преподаватель каноники. Заведующий народными религиозно-нравственными чтениями в кафедральном соборе (с 6.10.1913; чтения проходили в теплом Георгиевском храме при Успенском соборе), член Владимирской ученой архивной комиссии (с 23.4.1914) и Владимирского епархиального комитета по рассмотрению проповедей (с 13.3.1914), помощник секретаря совета Владимирского пастыро-проповеднического кружка (с 6.10.1914), член совета Братства св. благоверного великого князя Александра Невского и делопроизводитель религиозно-просветительской секции совета Братства. Помощник редактора печатного издания проповеднического кружка духовенства Владимирской епархии «Проповеднический листок» (с 1916). Член Поместного Всероссийского Собора (с 20.1.1918) |
1918 | 1920 | Владимирская и Шуйская епархия, г. Владимир, иеромонах, член Владимирского епархиального совета от монашествующих (1918–1920) |
2.2.1920 | 1.7.1921 | Владимирская и Шуйская епархия, г. Владимир, Владимирский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, архимандрит, наместник |
1.7.1921 | 10.7.1921 | Владимирская и Шуйская епархия, Владимирская губ., с. Боголюбово, Боголюбский мужской монастырь в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы), архимандрит, настоятель |
10.7.1921 | 30.3.1922 | Владимирская и Шуйская епархия, Ковровское викариатство, епископ, настоятель Боголюбского мужского монастыря в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) |
февр. 1925 | 15.1.1926 | Владимирская и Суздальская епархия, Ковровское викариатство, епископ. В мае 1925 Владимирское ОГПУ взяло с владыки подписку о том, что он не будет управлять епархией. Арестован 22.9.1925 в Гавриловом Посаде Юрьевского уезда при поездке по епархии и отправлен во Владимир для «выяснения личности»; освобожден 23.9.1925 |
нояб. 1926 | 15.1.1927 | Владимирская и Суздальская епархия, Иваново-Вознесенское викариатство, епископ. Владыке было предложено «добровольно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами», но он отказался оставить вверенную паству |
авг. 1933 | 4.9.1934 | Владимирская и Суздальская епархия, Ковровское викариатство, г. Владимир, епископ. «Был на свободе, большею частию «тайно образующем, не служил…» Уволен на покой (4.9.1934) |
1955 | 28.10.1962 | на покое. В 1956–1957 председатель Календарно-богослужебной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси Алексии I |
Детство и юношество
16 июля в 1887 году, когда православным мир отмечал христианский праздник, в семье Сахаровых родился мальчик Сергей. Его отец Григорий и мать Матрона, проживающие в Паревке Тамбовского округа, славились в округе своей добротой и благочестием. Единственного сына благочестивые родители назвали Сергеем, в честь Сергия Радонежского.
Святитель Афанасий Сахаров
Выросший в благодатной семье, наполненной беззаветной любовью к православию и Родине, Сергей с детства мечтал о монашестве. Судьба порой жестока, мальчик в возрасте 2 лет лишился отца. Всю любовь он черпал от матери, которая мечтала о дне, когда сын станет монахом.
Мальчик с радостью черпал знания в церковно-приходской школе, хотя они давались ему с трудом, никогда не уходил раньше времени с продолжительных богослужений. Его ровесники вспоминали, что с самого детства Сергей гордо заявлял, что приедет в родной город, как архиерей. Отрок, выросший без отца, старался постичь все ремесла. Он прекрасно шил и даже вышивал одежду для священников.
Пребывая в ссылках, отец Афанасий использовал приобретенное в отрочестве умение для вышивания иконных риз. Он собственноручно вышил антиминс, в котором проводил богослужения для ссыльных.
Отрок Сергий учился с трудом, поступив в 1896 году в духовное училище Шуйска, но прилежнее ученика учителя не встречали. Благословением Всевышнего святитель Афанасий считал то, что некогда ученик, с трудом воспринимавший учебу, успешно прошел 6 лет обучения (1902-1908 г.) во Владимирской духовной семинарии.
- Во время учебы в семинарии исполнял обязанности рипидоносца и иподиакона при архиепископе Николае (Налимове).
- В 1907 году посвящается в чтецы.
- 1908-1912 года — время обучения в Московской духовной академии.
- Литургика и агиология были особо почитаемыми предметами будущего святого, он буквально упивался богослужебными текстами.
- Гимнология осталась любимым детищем архиепископа Сахарова до конца жизни. Время написания первого тропаря Богородице пришлось на пребывание в училище.
Святитель Афанасий стал автором тропарей и кондаков
Своими талантами молодой Сергий обязан духовному наставнику и первому учителю архиепископу Владимирскому Николаю (Налимову).
Часто в своих письмах владыка Афанасий вспоминал известного богослова аскета, ректора епископа Феодора (Поздеевского), который совершил постриг Сергей в монахи в 1912 году, 12 октября, дав имя Афанасий, в честь патриарха Афанасия Цареградского, уже 14 октября идет рукоположение иеродиаконом, а 17 октября — иеромонахом.
В 1912 году Полтавская духовная семинария получила молодого, но талантливого преподавателя, который в полную силу раскрыл свой талант благовестника слова, в конце августа 1913 года переводится преподавателем во Владимирскую семинарию и смотрителем в духовное волынское училище в селе Клевать.
В Епархиальном совете, куда иеромонах Сахаров был введен в 1918 году, он отвечает за приходские проповеди, принимая участие в освещении злободневных вопросов текущего времени.
Революция застала отца Афанасия в возрасте 30 лет, это было время потрясений не только в политике, но и религиозных устоях. Враждебные выпады против правил православия нуждались в надежной и защите, стойким воином которой оставался свт. Афанасий Сахаров.
Рождественский монастырь во Владимире
1920 год Афанасий встречает в сане архиепископа, он назначается наместником монастыря Рождества Христова во Владимире. Во время всего своего служения уделяет много время:
- исследованию ведения богослужений;
- пишет проповеди;
- принимает участие в составлении книг по богословию;
- прорабатывает вопросы церковной дисциплины;
- составляет статуты по чествованию местных святых.
Архиепископ Афанасий Сахаров неоднократно поднимал вопросы по правилам канонизации русских святых и составлял порядки ведения службы на праздники в честь святых.
С 1921 года стал настоятелем Боголюбовской обители. 10 июля состоялась хиротонизация Афанасия, которую благословил патриарх Тихон, епископом Ковровским, викарием епархии Владимирской области.
Хиротония была совершена митрополитом Владимирским и Шуйским Сергием (Страгородским), архиепископом Нижегородским и Арзамасским Евдокимом (Мещерским), епископом Печерским, викарием Нижегородским Варнавой (Беляевым).
Монах и преподаватель
12 октября 1912 года пострижен в монашество; 14 октября посвящён в сан иеродиакона и 17 октября — в сан иеромонаха.
С 6 октября 1912 года — преподаватель пастырских предметов в Полтавской духовной семинарии.
С 28 августа 1913 года — смотритель Клеванского духовного училища Волынской епархии.
С 3 сентября 1913 — преподаватель во Владимирской духовной семинарии по кафедре гомилетики, заведующий религиозно-нравственными чтениями и народными собеседованиями при кафедральном Успенском соборе во Владимире, награждён набедренником.
С 1914 года член совета Православного братства св. Александра Невского. В 1917 году делегат епархиального и Всероссийского съездов духовенства и мирян, 2-го Всероссийского монашеского съезда, член Владимирского епархиального временного исполнительного комитета, награждён наперсным крестом, игумен.
В 1918—1920 годах — член Владимирского епархиального совета от монашествующих.
20 января 1920 года возведён в сан архимандрита.
В 1920—1921 годах — наместник владимирского Рождественского монастыря.
Участие в Поместном соборе
В 1917 году на монашеском съезде в Троице-Сергиевой лавре избран заместителем члена Всероссийского Поместного собора. С января 1918 — член Собора, работал в отделах о богослужении, о монашестве и о церковной дисциплине. В отдел о богослужении представил доклады «О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатных, так и рукописных служб русским святым», «Об усилении и узаконении чествования по епархиям местных святых». В отдел о церковной дисциплине представил доклад «О присвоении богослужебных отличий определённым церковным служителям и должностям и воспрещении раздавать их в качестве наград» (доклад был одобрен отделом). На пленарном заседании выступал в качестве содокладчика по докладу о правилах канонизации святых в Русской церкви. После восстановления Собором праздника Всех Святых, в Русской земле просиявших, принимал участие вместе с профессором Петроградского университета Борисом Тураевым в составлении службы на этот праздник.
Труды
- Настроение верующей души по Триоди Постной, 1912 (кандидатская диссертация).
- «О шестопсалмии», Журнал Московской Патриархии, 1957, № 1, сс. 28-29.
- О поминовении усопших по уставу Православной Церкви, 1955 (машинопись).
В рукописях:
- «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви». Напечатана в журнале Средне-Европейского Экзархата «Голос Православия» за 1962 г., № 2.
- Составлено несколько молебных последований, например: «О хотящих по воздуху шествовати». «О сущих в различных обстояниях». «Благодарение о получении милостыни».»О мире всего мира и о прекращении войн» и др.
- Сборник новых (свыше 100) величаний и избранных псалмов.
- Die Furbitte fur die Verstorbenen nach den Ordnungen der orthodoxen Kirche, in: Std0 1962, 2, 40-45.
- O pominovenii usopsich po ustavu Pravoslavnoj Cerkvi, in: Vestnik Eksarchata 66(1969)103-129; 69(1970)38-63; 70/71 (1970)182-214; 73/74(1971)91-111; 75/76(1971)227-239; 77(1972)76-94, 178-188; 85/88(1974)201-274; 89/90(1975)117-129; 203-214; 93/96(1976)159-181.
- Mozno li posescat’ chramy Moskovskoj Patriarchii, in: Vest. russ. chr. dv. 106(1972)92-97.
- Darf man die Kirchen des Moskauer Patriarchats besuchen? Aus dem Brief an seine geistliche Tochter, in: Ostkirchliche Studien 22(1973)327-332.
- Несколько молебных последований.
- Славы Божия ревнитель: Житие и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова) / Автор-сост. Г. Катышев. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. 512 с.
Незамеченная революция
Отличие подхода историка от подхода составителя жития, агиографа, общеизвестно. Историк занимается описанием жизни, биографией, а агиограф — агиографией, то есть описанием святости. Небольшая дистанция, отделяющая наше время от времени новомучеников, дает возможность увидеть, чем одно отличается от другого.
Сережа Сахаров родился в семье с традиционным провинциальным укладом. Ребенок охотно ходил в храм и очень любил торжественное архиерейское богослужение, а дома играл «в церковь», сооружая из материнского платка что-то вроде архиерейского облачения и изображая службу: кадил, благословлял и т. д.
И уже в юности проявилась способность обходить, а быть может, и не замечать соблазнов времени. Очень показательными в этом отношении являются годы его учебы во Владимирской семинарии. О своей семинарской жизни святитель вспоминал очень тепло. Однако семинарский быт тех лет, как его реконструировал бы историк, выглядит отнюдь не идиллично.
О Владимирской семинарии сохранились воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), который служил в ней инспектором в 1895-1897 годах. «Я отнимал водку у семинаристов и строго им выговаривал, но без огласки. Когда в епархиальном общежитии сторожа, передвигая столы, обнаружили подделанную снизу полку (оттуда вывалилась охапка запрещенных книг), я дело расследовал в частном порядке. Бывало, вечером обходишь в туфлях дортуары и вдруг слышишь: «Ах, если бы я тебе туза подсунул!» Явно семинаристы потихоньку играют в карты
А я окликну их: «Да, да, хороший ход!» Смятение».
В 1903 году, то есть в то время, когда там учился будущий святитель, в семинарии была создана подпольная ячейка Социал-демократической партии, распавшаяся после того, как один из ее организаторов погиб при неосторожном обращении со взрывчаткой. Летом 1905-го здесь проходил подпольный съезд учащихся семинарий
А в декабре того же года владимирские семинаристы объявили забастовку.
Характерно, что Сергей Сахаров, на глазах которого происходили эти события, ничего не рассказывал о них. Создается впечатление, что общественная жизнь и политические страсти его особенно не интересовали. Вспоминая о семинарских годах, он чаще всего говорил об архиепископе Владимирском Николае (Налимове), строгом аскете, любителе и знатоке уставного богослужения. Остальное, как оказалось, прошло мимо и особого значения для него не имело.
После семинарии была учеба в Московской духовной академии (здесь Сергей Сахаров принял монашеский постриг с именем Афанасий), преподавание, участие в работе Поместного собора, после которого иеромонах Афанасий вернулся во Владимирскую епархию.
Еп. Афанасий Сахаров, г. Ишим, фото 1943 г.
Афанасий стал монахом и участвовал в Поместном соборе
Житие святого в этот период бытия прошло в строгом соответствии с заветами Библии. Молодой Сахаров становится монахом в 1912 году и быстро делает духовную карьеру.
Буквально за месяц он прошел путь от простого монаха до иеромонаха и настоятеля Рождественского монастыря.
1912
в этом году Сергей Сахаров взял обет монаха
Святой Афанасий служил в непростое время. Шла Первая мировая война, в стране военное положение, начинаются проблемы с продовольствием. Потихоньку начинает подниматься народная волна. Совсем тяжко стало в феврале 1917 года. Николай II отрекается от престола, к власти приходит Временное правительство. Несмотря на видимость порядка империя катится к анархии.
Смешение царя оказалось на руку Православной церкви. РПЦ находилась в жестком контроле со стороны светских властей с момента правления Петра Великого. Тогда духовную власть преобразовали в государственный институт.
Поэтому первая революция семнадцатого года стала для церковников праздником освобождения. Еще не успели обсохнуть чернила на бумаге с отречением Николая 2, как Священный синод объявил о независимости.
Царь Николай II. Из-за его безвольности и слабохарактерности в стране настала смута и анархия, приведшая к гражданской войне и иностранной интервенции
Летом того же года собрали Поместный собор. На нем определили векторы развития Русской Церкви, принимались новые законы. Принял участие в соборе и Афанасий.
Он выступал с рядом докладов, стал содокладчиком в других. Принял участие в работе над созданием служб для возрожденного праздника Всех Святых.
«Молитва всех вас спасет…»
Последние годы жизни святитель жил на покое в подмосковных Петушках. В реабилитации ему было отказано. В хрущевские времена реабилитировали в первую очередь бывших советских и партийных функционеров, арестованных во время партийных чисток. Служители Церкви по-прежнему оставались врагами, в правильности осуждения которых власти не сомневались.
В Петушках святитель Афанасий прожил остаток своей жизни после возвращения из лагерей. Сохранился дом, где святитель скончался. Благочестивыми прихожанами этот дом превращен в небольшой музей. В комнате остались личные вещи: кровать, письменный стол, иконы, вышитые собственноручно святителем элементы облачения, деревянная панагия, вырезанная и расписанная им.
В 1958 году прокурор Владимирской области писал, что, поскольку более 30 лет назад епископ Афанасий не скрывал, что у него как «человека верующего и служителя Церкви нет и не может быть солидарности с воинственно безбожнической властью в вопросах его религиозного упования и религиозного служения», приговор был вынесен справедливо и оснований для реабилитации нет.
Последние годы своей жизни владыке пришлось ограничиться келейным богослужением, в чем, впрочем, были и свои преимущества. И дело было не только в так огорчавшем епископа Афанасия повсеместном сокращении церковных служб. Только в собственной келье можно было, например, молиться перед аналойной иконой, на которой была изображена царская семья и Патриарх Тихон, горячим почитателем которых был владыка. Только в пространстве, лишенном посторонних глаз и ушей, можно было каждый год 7 и 8 ноября (советские праздники, посвященные Октябрьской революции) проводить в строгом посте и молитве за Россию.
Вынужденная изоляция святителя не была затвором. Он вел огромную переписку, к нему постоянно приезжали люди со своими вопросами и проблемами. Церковный историк М. Е. Губонин, навестивший епископа Афанасия в 1958 году, сравнивал владыку с епископами-изгнанниками времен Вселенских соборов.
Святитель Афанасий умер 28 октября 1962 года. Его последние слова: «Молитва всех вас спасет».
Его похоронили на Введенском кладбище Владимира, примыкавшем к опутанной колючей проволокой ограде Владимирской тюрьмы, в которой ему неоднократно приходилось бывать.
Осенью 2000 года, после канонизации, мощи святителя были перенесены в Богородице-Рождественский монастырь, наместником которого он был в 1920 году. В течение долгого времени в помещении этого монастыря располагалось Владимирское ЧК. Крестный ход с мощами шел тем путем, по которому епископа Афанасия из тюрьмы водили на допросы.
Сбор и исправление служб отдельным русским святым
Ирмологий с правкой святителя Афанасия (Сахарова) Ковровского
Поместным Собором была подготовлена
программа работ по внесению в месяцеслов памятей всех
рус. святых. Подготовка полного месяцеслова «с точным
указанием всех празднеств в честь икон Божией Матери и
всех памятей святых, как вселенских, так и русских,
общецерковно и местно чтимых» была поручена комиссии под
председательством архим. Неофита (Осипова), членом к-рой
стал Афанасий. Комиссия не успела приступить к работе,
но в 50-60-х гг. XX в. Афанасий, единственный оставшийся
в живых член этой комиссии, начал работу по сбору и
систематизации служб рус. святым. Ему удалось найти и
исправить более 200 служб, в большинстве своем
неопубликованных. Результатом этой работы стали
материалы к дополнительным рус. Минеям, причем
сентябрьский том был подготовлен целиком. В кон. 70-х
гг. XX в., когда Изд-во Московской Патриархии приступило
к изданию служебных Миней, дополнительные Минеи
Афанасия, а главное, сама идея расширения состава
служебных Миней были использованы.
Нелегкая судьба епископа Афанасия, череда арестов и ссылок
В первые годы после прихода советской власти, судьба Церкви и ее служителей оставалась неопределенной. Партия коммунистов начала активную реформацию всей страны и РПЦ, в частности.
Новые веяния пришлись по нраву не всем духовным лицам. Началась череда ссылок и арестов церковных сановников. Не обошла такая участь и Афанасия, в те времена ставшего епископом.
Митрополит Сергий, стал первым Патриархом в Советском союзе. С самого начала СССР лоялен к коммунистической партии, за что осужден Афанасием и многими другими священниками
17-18 июня 1921 года Афанасий становится новым епископом Ковровским и викарием Владимирской епархии. Вместе с тем его назначают настоятелем Боголюбова монастыря.
Кончина
Последними словами владыки были: «Молитва вас всех спасет!». Перед смертью он перенес несколько ударов, не мог говорить и только вывел на одеяле пальцем: «Спаси Господи», а потом: «ВСЕ». 28 октября 1962 года в четверть девятого земная жизнь епископа Ковровского закончилась.
На похороны съехалось огромное количество народа. Всколыхнулся весь православный мир не только в России, но и за рубежом. Всем хотелось проводить святителя в последний путь. Присутствующие на похоронах отмечали, что епископ выглядит в гробу, как живой. От его тела даже исходил тонкий намек на благоухание….
Похоронен на Владимирском кладбище, рядом с могилой горячо любимой матери.
Канонизация
В августе 2000 года канонизирован лике новомучеников и исповедников Российских.
Мощи
29
Октябрь
2000 года
В этот день состоялось обретение и перенесение мощей свт. Афанасия. Крестным ходом нетленные останки святителя были доставлены во Владимирский Богородице-Рождественский монастырь, где и пребывают по сей день.
Личность епископа Афанасия была столь неординарной, что привлекала к себе при жизни святителя множество людей. Чем? Наверное, той особенной душевной теплотой, которой Господь наделяет только избранных, ведь взрастить и приумножить данное всегда сложнее, чем просто «зарыть талант в землю». Пожалуй, лучшей характеристикой земным делам исповедника могут служить слова, сказанные о нем митрополитом Зиновием (Маджугой):
«Если бы вы знали, рядом с кем живёте! Бойтесь обидеть этого человека не только словом, но взглядом! Он один из великих, таких больше нет».