«знакомый ваш сергей есенин»: московский озорной гуляка и певец крестьянской жизни
Содержание:
Поэт на войне
В октябре 1914 года Сергею Есенину исполнилось 19 лет, и он подлежал обязательному военному призыву. Шла Первая мировая.
Сначала поэта освободили от службы, как он сам признавался, «по зрению», но через год отсрочка перестала действовать. В январе 1916 года друг Есенина, поэт Сергей Городецкий обратился к полковнику Д.С. Ломану, уполномоченному по Царскосельскому военно-санитарному поезду №143, с просьбой устроить туда товарища. Ломан пошел поэтам навстречу и таким образом «спас» Сергея Есенина от необходимости отправляться прямиком на фронт.
В годы Первой мировой войны Сергей Есенин был призван в действующую армию. 1916 год
Служба Есенина в санитарном поезде началась в апреле 1916 года, причем поезд этот был необычным – ему покровительствовала сама императрица Александра Федоровна. На погонах военной формы Сергея Есенина располагался вензель «АФ». Отныне в обязанности поэта входили переноска и размещение в вагонах тяжелораненых, поддержание чистоты и порядка, получение продуктов, раздача больным пищи и погрузка имущества. Во время службы он близко к сердцу воспринял страдания простых солдат и стал размышлять о целесообразности участия России в затяжной и кровопролитной войне. «Я не пишу патриотических стихов на тему «Гром победы, раздавайся». Поэт может писать только о том, с чем он органически связан», – заявлял Есенин.
На этом поезде поэт совершил две поездки и 15 июня получил увольнительный билет в Рязань сроком на две недели. По словам его сестры Екатерины, Сергей приехал домой уставшим и печальным, жаловался, что скучает по родным местам. Затем его устроили санитаром в Царскосельский лазарет №17, а уже в июле Сергей Есенин выступал перед императрицей и великими княжнами, заслужив от них высокую оценку и сердечную похвалу.
Сергей Александрович Есенин
Несмотря на благоговейное отношение к царской семье, Февральскую революцию поэт встретил с воодушевлением и в марте 1917 года самовольно покинул военную службу, называя себя «дезертиром из армии Керенского», а вот к событиям октября отнесся настороженно. Есенина пугали перемены в крестьянском быту и собственный разрыв с деревней, а происходящее в крупных городах и вовсе угнетало. Выход из уныния Есенин искал в кутежах и творчестве. В 1921 году он уехал в путешествие по местам пугачевского восстания, был в Поволжье и Средней Азии. Результатом многочисленных поездок стала поэма «Пугачев», которую превозносил главный пролетарский писатель Максим Горький, а режиссер Всеволод Мейерхольд планировал поставить ее на сцене театра РСФСР.
«Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист»
С 1918-го по 1923-й годы Сергей Есенин снова проживал в Москве. Вместе с поэтом Анатолием Мариенгофом они снимали квартиру по адресу Петровский переулок, дом 5, а на двери своего жилища вешали табличку «Поэты Есенин и Мариенгоф работают. Посетителей просят не беспокоить». Самым удобным местом для творчества была, как ни странно, ванная комната, где, по словам Мариенгофа, «тепло от колонки вдохновляло на лирику». Но помимо работы жизнь поэтов была полна встреч: в гости к ним ходила почти вся творческая элита Серебряного века, в числе которых – возлюбленные Сергея Есенина актриса Зинаида Райх и американская танцовщица Айседора Дункан.
Сергей Есенин и Айседора Дункан
С Зинаидой Райх Есенин даже обвенчался, но несмотря на это их брак продлился всего пару лет. Второй женой поэта стала Айседора Дункан. Интересно, что английский язык Есенин знал плохо, в то время как Айседора могла произнести всего несколько слов по-русски, однако первое время это не осложняло общения между влюбленными. Конфликты начались во время гастролей Дункан в Европе и США. Сергей Есенин отправлялся туда, заявляя: «Хочу показать Западу, что такое русский поэт», но в конце концов был обречен на статус сопровождающего. Находиться на вторых ролях он не привык и часто ссорился с женой. Спустя два года распался и этот брак. Последний раз поэт женился на внучке Льва Николаевича Толстого Софье, которая безуспешно пыталась бороться с его вредными привычками, но и этот союз не принес Есенину счастья.
Семейные драмы и переживания о судьбе любимой страны мучили поэта, заставляли его бросаться из одной крайности в другую, и в то же время давали почву для создания прекрасных стихов. Несмотря на сложившийся стереотип о балагуре и любителе крепких напитков (к 1925 году на поэта было заведено несколько уголовных дел, в основном по статье «Хулиганство»), близкие друзья Есенина утверждали, что в нетрезвом состоянии он никогда не занимался творчеством, – слишком серьезно воспринимал поэт свой природный дар.
Лирический герой
Лирический герой несколько раз переоблачается на глазах у читателя.
Сначала он «шарлатан» и «скандалист» (так окрестила его молва). Затем – «московский озорной гуляка», «хороший приятель» «для зверей». А ещё он – забавный деревенский денди, надевший цилиндр, будто в попытке прослыть настоящим городским жителем.
Все эти атрибуты – элементы игры, выстраивания собственного образа.
Лирический герой признаётся: «Каждому здесь кобелю на шею //Я готов отдать мой лучший галстук…» то есть, на самом деле цилиндры и галстуки ему не нужны. Он любит лошадей, собак – царство естественной жизни.
Перед нами совсем не скандалист, а добрый, весёлый и обаятельный человек.
Художественные особенности
Язык стихотворения прост и насыщен образами. В нём встречаются просторечия, характерные для всего цикла «Москва кабацкая»: «гуляка», «повеса», «задрипанная», «кобель».
Поэт использует антитезу «люди – животные». В этом ему помогает ирония с элементами сарказма. Так женщинам неявно противопоставлены кобылы, а друзьям мужчинам – уличные псы.
Смеётся поэт и над собой. Самоирония заставляет его создавать неожиданные образы братания с четвероногими друзьями. Герой кормит лошадей овсом из цилиндра (это оксюморон: соединение роскоши и простоты), дарит кобелю лучший галстук.
Как всегда, Есенин мастерски играет анафорой: «отчего прослыл я», «каждая, каждый», «оттого прослыл я». Она делает текст произведения мелодичным, чётко структурированным, легко запоминающимся.
1.История создания
Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» написано Есениным в 1922 году и впоследствии включено в сборник «Москва кабацкая», вышедший в 1924 году.
В нём поэт впервые задаётся вопросом о том, кто такие «шарлатан» и «скандалист».
Эти прозвища стали частью есенинского образа в 20-е годы, и поэт во многом сам спровоцировал их появление. Ему нравилось эпатировать публику, нарушать границы светских приличий. Маска «хулигана» помогала ему вести себя в стихах свободно, раскованно.
Стихотворение «Я обманывать себя не стану…» — это попытка понять, насколько эта маска срослась с его настоящим лицом, поиск себя-подлинного.
Система образов
Образы стихотворения выстроены вокруг главного героя.
Сначала речь идёт о действительно дурных людях: разбойниках, убийцах. Затем поэт примеряет прозвище «шарлатан» на себя и признаётся, что не повинен в столь страшных грехах.
Тогда кто же он? Поэт называет себя «уличным повесой», «озорным гулякой» и признаётся, что «не имеет дружбы» среди людей, отдавая свою душевную привязанность животным.
Мир города слишком чужд для него, а мир природы понятен, привычен, полон смысла. В забавных образах дружбы со «зверьём» чувствуется есенинская склонность к игре, ребячеству как проявлениям жизненной силы и душевной теплоты.
Вспомнив о тех, кого он действительно любит, герой успокаивается, словно объясняя себе и читателю, что его хулиганская повадка – всего лишь шутка, способ вырваться из бессмысленности жизни.
Есенин против Маяковского: а был ли конфликт?
В представлении многих любителей поэзии Серебряного века главными антагонистами той поры являлись Сергей Есенин и Владимир Маяковский. Считалось, что эти абсолютно непохожие друг на друга поэты испытывают взаимную неприязнь и постоянно ждут удобного случая, чтобы доказать свое превосходство перед литературным соперником. Некоторые случаи из их жизни обросли разнообразными легендами. Например, выступления Есенина и Маяковского в 1923 году на вечере в Литературно-художественном институте народная молва изобразила как ожесточенную поэтическую дуэль, хотя на самом деле они лишь поочередно читали свои стихи, будто соревнуясь в мастерстве.
Поэт с сестрой Екатериной во время прогулки по Москве. 1925 год
Кстати, знакомство поэтов состоялось значительно раньше: Есенину тогда было 20 лет, а Маяковскому – 22. Произошло это в одной из петроградских квартир, где собирались представители творческой элиты. Маяковский вспоминал, что Есенин показался ему неискренним и «бутафорским»: молодой человек, одетый в рубаху, крестьянские штаны и лапти, не впечатлил его, и он заключил с Есениным пари, что вскоре тот сменит крестьянский костюм на обычную одежду и не будет выдавать себя за поэта «из народа».
Поэты отрицали и внешний вид, и творчество друг друга. Есенин показательно рвал сборники стихов Маяковского, утверждая, что тот занимается «непонятной профессией». По-разному относились они и к событиям, происходившим в стране. Если Маяковский горячо приветствовал революцию, то Есенин относился к ней с тревогой – милее Страны Советов ему была крестьянская Русь.
И все же врагами они не являлись. Противостояние двух одаренных личностей было интересно скорее публике, чем им самим. Поэты, безусловно, признавали таланты друг друга, правда, довольно странным образом: раздавать взаимные комплименты прилюдно они категорически отказывались, а если и снисходили до похвалы, то держались подчеркнуто иронично. Есенин говорил: «Маяковского не выкинешь: ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся», на что его оппонент признавал, что Сергей Александрович «будто бы милый и смешной малый».
Выступление на открытии памятника поэту А.В. Кольцову. 3 ноября 1918 года
Точку в споре двух великих поэтов поставила трагическая гибель Сергея Есенина в декабре 1925 года. На печальное событие Владимир Маяковский отозвался острыми стихами, в которых нашлось место и сожалению, и досаде, и уважению к творческому пути его талантливого современника:
другие песни от: Александр Малинин
-
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:18Александр Малинин
Ты такая красивая, нежная,милая…* -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:47Александр Малинин
«А на том берегу» (Романсы) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:42Александр Малинин
Венчание -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:42Александр Малинин
Натали -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:34Александр Малинин
Журавли -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:54Александр Малинин
Плесните колдовства… -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:48Александр Малинин
Я тебя не покину -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:25Александр Малинин
Мне осталась одна забава (сл. С.А.Есенина. Это мой самый любимый романс в исполнении Малинина, помню -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:33Александр Малинин
Храни Тебя, Сынок -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:46Александр Малинин
Прекрасное нельзя -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:32Александр Малинин
Печали свет -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:21Александр Малинин
«Белый конь» (Романсы) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:59Александр Малинин
Дивлюсь я на небо -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:13Александр Малинин
Ой, летiли дикi гуси -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:14Александр Малинин
Цвiте терен -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:24Александр Малинин
Рождественская Русь -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:51Александр Малинин
Моя Россия -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:11Александр Малинин
Ніч яка місячна -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:16Александр Малинин
Памяти Карузо / Caruso’s Memory -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:38Александр Малинин
Я объявляю вам любовь -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
06:06Александр Малинин
Пилигримы -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:49Александр Малинин
«Пара гнедых» (Романсы) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:04Александр Малинин
Григорий Распутин (1992г.) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:14Александр Малинин
Забава -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:16Александр Малинин
Помни и не забывай -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:09Александр Малинин
Рiдна мати моя -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:26Александр Малинин
Выхожу один я на дорогу -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:14Александр Малинин
Нищая -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:35Александр Малинин
Гори, гори, моя звезда -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:31Александр Малинин
Ты не любишь меня, милый голубь (Есенин — Русалка под новый год) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
02:11Александр Малинин
Нiч яка мiсячна -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:27Александр Малинин
Чарівна скрипка -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:44Александр Малинин
Дай Бог -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:20Александр Малинин
Летняя Ночь -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:45Александр Малинин
Мне грустно на тебя смотреть(Есенин) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:38Александр Малинин
Той девушке, которую люблю -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:11Александр Малинин
Коррида -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:19Александр Малинин
Ты наверно помнишь, как мы любили. Осень не забудет, а мы забыли. Чувства льются через края, я так х -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:14Александр Малинин
Голуби -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:43Александр Малинин
Поручик Голицын -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:22Александр Малинин
Дай Бог (Р.Паулс — Е.Евтушенко) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
09:16Александр Малинин
Порутчик Галицын -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:21Александр Малинин
Ночь -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:24Александр Малинин
Когда ты сбрасываешь платье=) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:36Александр Малинин
Ностальгический романс -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:10Александр Малинин
Цвіте терен -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
03:12Александр Малинин
Отрада (муз. В.Назаров, ст. Н.Гумилев) -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:43Александр Малинин
Поручик Галицин -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
04:38Александр Малинин
Поручик Галицин -
Прослушать
скачатьдобавить в избранное
05:17Александр Малинин
Поручик Голицын
Крестьянская юность
Сергей Есенин появился на свет в старинном селе Константиново Рязанской губернии, в день, когда Рязань с размахом праздновала свое 800-летие.
Семья Есениных была среднего достатка: отец Александр Никитич происходил из крестьянской семьи, но в поле работал редко и при первой возможности отправился в Москву, где стал приказчиком в мясной лавке. Его взаимоотношения с матерью Сергея Татьяной Федоровной (в девичестве – Титовой) складывались нелегко, и воспитанием детей занимались в основном бабушка и дедушка, которые рано научили будущего поэта читать и познакомили с увлекательными русскими сказками. Федор Андреевич Титов подтолкнул внука к литературному творчеству и сыграл главную роль в его воспитании.
В девять лет Сергей пошел в земскую школу и тогда же написал свои первые стихи. Учеба давалась сообразительному мальчику легко, но преподаватели постоянно жаловались на поведение неугомонного ученика: уже тогда было ясно, что бунтарский дух Есенина практически невозможно побороть. Окончив земскую школу с отличием, Сергей продолжил образование в Спас-Клепиковской учительской школе. Родители мечтали, чтобы сын стал преподавателем, но Есенин грезил поэзией и заявил, что его цель – ни много ни мало стать самым известным поэтом в стране. От учебы в учительском институте он решительно отказался и в 1912 году уехал покорять Москву.
С.А. Есенин с матерью
С публикацией стихотворений первое время не складывалось, поэтому Сергею Есенину приходилось работать продавцом в книжном магазине, а также (как в свое время и отцу) в мясной лавке. Через год настойчивый юноша все же решил продолжить обучение, однако пошел не на учителя, а в Народный университет имени А.Л. Шанявского вольнослушателем историко-философского отделения. Шаг за шагом Есенин продолжал идти к своей мечте и начал работу в типографии Ивана Сытина, где познакомился с другими литературными деятелями тех лет. Первые стихи Сергея Есенина опубликовали в 1914 году, причем сделали это весьма специфические издания – детский журнал «Мирок» (стихотворение «Береза») и большевистская газета «Путь правды». В этот период поэт как раз увлекся социал-демократическими идеями и даже принимал участие в забастовках против гонений на пролетарскую печать.
В 1915 году Есенин признался друзьям, что испытывает разочарование в Москве, и отправился в столицу. В литературных салонах он старался воссоздать образ простого деревенского парня: носил белую рубаху с вышивкой, лапти или валенки, часто брал в руки гармошку. Уже в Петрограде вышел его первый сборник стихов «Радуница», и к поэту пришла долгожданная слава.