Часы святой пасхи
Содержание:
- О семидневном праздновании Пасхи
- О поведении православных христиан в Пасху
- Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав
- Домашние молитвы Светлой Седмицы
- Подготовка к Причастию на Светлой Седмице
- Домашние молитвы второй седмицы по Пасхе и до Троицы
- Задостойник
- Утреннее и вечернее молитвенное правило
- Часы2 с™hz пaсхи.
- СТИХИРЫ И ЧАСЫ ПАСХИ.
- О Пасхальных часах и Литургии
- Зачем нужны молитвы перед сном и после пробуждения
- Молитва в пост перед Пасхой в вечернее время
- Как происходит крестный ход
- Почему Пасха — главный праздник года
- Как происходит Богослужение в Пасху
- О семидневном праздновании Пасхи
О семидневном праздновании Пасхи
Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим
христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь,
если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам
отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет
Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время
причащения священнослужителей.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных
поклонов не полагается.
В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все
дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и
переменами.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают
вместо «Царю Небесный» — «Христос воскресе» (трижды).
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей
торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.
О поведении православных христиан в Пасху
Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для
общественного Богослужения.
Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных:
«От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные
должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся
и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся.
Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные
дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище».
Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и
благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти,
благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных
преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду),
освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.
Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы
во всю Светлую седмицу не опускать на одного церковного Богослужения.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав
Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав»
Но, как же смерть попрана смертью Христовой, когда она доселе попирает всех и каждого из сынов Адамовых? Какой живот дарован сущим во гробех, когда они все продолжают оставаться во гробах? Подобные мысли, братие, легко могут приходить на ум, и возмущать светлость настоящих дней; потому небезполезно будет рассеять мглу сию лучами от светоносного гроба Христова.
Вспомни, каковы мы приходим в мир сей! – Все с великой наклонностью ко злу, которая, чем более живет, тем сильнее раскрывается в каждом, если не будет истреблена силой благодати Христовой. Что же служит наибольшей преградой злу, гнездящемуся в душе? Не бренность ли естества нашего? – Смерть и прямо пресекает зло во многих видах, и не прямо преграждает пути греху со многих сторон, так что если бы возможно было сложить в одно все добродетели человеческие, то оказалось бы, что большая часть их в человеке одолжена своим началом памяти о смерти. – Но вообразим, чтоб гроб перестал являться пред глаза людей, что тело наше сделалось бессмертным и все уверились, что им жить на земле вечно. Как многое у многих переменится тотчас, и все в худшую сторону! Сколько вдруг явится замыслов! Как разгорятся страсти! Все примет размер великий и вместе ужасный. Самолюбию не будет конца, притеснениям и гордости не будет конца, сладострастию и роскоши не будет конца. Все злое сделается бессмертным; одна добродетель явится кратковечной и ляжет во гроб. – Представляя все это, нельзя не почитать за великое благодеяние премудрой любви Божией, что она не снимает с нас уз бренности до тех пор, пока дух наш не сделается способным пользоваться свободой бессмертия.
По сей-то причине смерть и не уничтожена тотчас по Воскресении Господа, а оставлена до конца мира, как средство к окончательному очищению чувственной природы нашей от греха, и вместе как грозный призрак для благодетельного устрашения слишком резвых детей и для удаления их через то от вредных и безумных забав.
Но в чем же сила смерти Христовой, если мы все продолжаем умирать по-прежнему? В том, что мы все некогда, подобно нашему Спасителю, восстанем из гробов. Без принятия Спасителем плоти нашей, без смерти Его за нас на кресте, смерть, нас постигшая в Адаме, была бы смертью вечной: низходя в землю, мы никогда не вышли бы из земли, к истинной жизни, а сходили бы через всю вечность все ниже и ниже, по беспредельной глубине ада; а теперь мы сходим по лестнице смерти и тления для того, чтобы, прошед ею, выйти – на небо. В чем главное торжество наше над смертью? В том, что она разрушена смертью же Христовой, – в том, что мы и умирая, не умираем навсегда, – умираем для воскресения. Смерть теперь есть такой яд, который, будучи претворен на Кресте Кровью Христовой, сделался врачевством против себя самого.
Памятуя все эти истины, непреложность коих видна всякому, перестанем, братие, взирать на гроб очами людей, «не имущих упования» (1Сол. 4:13), познаем любовь Божию к нам в самой смерти нашей. Воскресший Господь так много сделал для нас, что, без сомнения, оказал бы и сие благодеяние, чтобы тотчас уничтожить смерть, если бы это было полезно для нас. Но настоящий порядок вещей на земле таков, что даже Он Сам, по воскресении Своем, не мог остаться на земле, а вознесся до времени на небо. Тем более нам без Него неприлично остаться в сей юдоли слез навсегда. Лучше, во всяком отношении лучше, идти к Нему – на небо, и там, вместе с Ним, ожидать, пока земля соделается способной быть небом. Аминь. 19 апреля 2021
Домашние молитвы Светлой Седмицы
Итак, давайте разберем, как меняются домашние молитвы Светлой Седмицы и чем они отличаются от привычных нам. Я допускаю, что мою страницу могут читать люди, которые только воцерковляются, и начну с малого вступления.
Одним из важных моментов церковной жизни христианина является ежедневное домашнее (т.н. «келейное») чтение утренних и вечерних молитв. Это можно сравнить с «добрым утром» и «спокойной ночи», которые любящие дети говорят своим родителям утром и отходя ко сну. Утренние и вечерние молитвы — это набор молитв, составленных разными святыми, которые Церковь рекомендует как содержащие самые необходимые для каждого православного славословия и прошения к Богу, Богородице и святым на день и грядущую ночь.
От праздника Пасхи и до праздника Троицы домашние молитвы изменяются для того, чтобы выразить почтение святому празднику на протяжении Светлой Седмицы и затем показать понимание верующим основных библейских событий, последовавших за нею.
Самое главное изменение, о котором нужно знать верующему: во все дни Пасхальной недели (Светлой Седмицы) – первой недели после праздника Воскресения Христова, до утра субботы включительно, – вечерние и утренние молитвы дома не читаются. Вместо них поются или читаются Часы Пасхи. Их можно найти в больших молитвословах и молитвословах-канонниках.
Также любые другие домашние молитвы Светлой Седмицы — каноны, акафисты и пр. обязательно предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи:
Псалмы и молитвы, обычные для домашних молитв при чтении канонов и акафистов с Трисвятого по “Отче наш…” (с тропарями после него) при этом не читаются.
Вместо молитвы «Достойно есть…», обычно завершающей чтение любых молитвенных правил читается т.н. «задостойник» (см. ниже).
Часы Пасхи поются также вместо Повечерия и Полунощницы.
На протяжении Светлой Седмицы христианином дома не читаются Псалтирь и никакие покаянные молитвенные правила.
Со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны. Подробнее о поклонах можно прочесть здесь.
Подготовка к Причастию на Светлой Седмице
Если христианин провел в воздержании и молитве Великий пост, то на Светлой Седмице он может приступать ко Причащению натощак (т.е. не принимав пищи и воды с полуночи), но без поста накануне. Разумеется, следует сделать оговорку, что перед Причастием и разговлятьсяРазговение — разрешение, по окончании поста, употреблять скоромную пищу, запрещенную во время поста нужно в меру, не переедая и не предаваясь пьянству, курению табака.
Домашние молитвы Светлой Седмицы, составляющие правило ко Святому Причащению, изменяются таким образом: вместо трех канонов (Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю) читается Канон Пасхи, затем — Часы Пасхи, Канон ко Причастию с молитвами.
Как уже говорилось выше, все молитвословия, в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении, предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи, а псалмы и молитвы с Трисвятого по “Отче наш…” (с тропарями после него) — не читаются.
Что касается исповеди перед Причастием: если вы исповедовались на Страстной седмице и не совершали тяжких грехов, тогда необходимость исповеди непосредственно перед Причастием лучше определить со священником храма, где вы хотите причаститься или своим духовником.
Домашние молитвы второй седмицы по Пасхе и до Троицы
Со второй седмицы по Пасхе (вечер первой субботы) возобновляется чтение обычных утренних и вечерних молитв, а также Правила ко Святому Причащению, включающего каноны ко Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и Последование ко Святому Причащению.
Однако необходимо обратить внимание на следующие особенности: до праздника Вознесения Господня (40-й день по Пасхе), накануне которого совершается отдание праздника Пасхи, вместо молитвы Святому Духу “Царю Небесный…” трижды читается тропарь Пасхи “Христос воскресе из мертвых…”. От Вознесения же до праздника Святой Троицы (50-й день) молитвы начинаются с Трисвятого “Святый Боже…”, молитва Святому Духу “Царю Небесный…” не читается и не поется до праздника Святой Троицы
От Вознесения же до праздника Святой Троицы (50-й день) молитвы начинаются с Трисвятого “Святый Боже…”, молитва Святому Духу “Царю Небесный…” не читается и не поется до праздника Святой Троицы.
Еще раз напоминаю, что до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны не только дома, но и в Храме, в частности — на возглас «Святая — Святым» и при выносе святой Чаши.
Задостойник
От понедельника Светлой Седмицы до Вознесения вместо обычного окончания молитв «Достойно есть…» поется задостойник:
По материалам сайтов azbyka.ru и foma.ru
Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или , чтобы сообщить мне о ней.
Утреннее и вечернее молитвенное правило
Утреннее правило после Пасхи только одну неделю не читается, а поется, для этого выделяется время перед Литургией, перед началом 3 раза поется «Христос Воскрес!», затем тропарь и канон, 40 раз «Господь, помилуй!» и вновь повторяется «Христос Воскрес!»
Чтения молитв от Пасхи до Вознесения
Со второй недели после Светлого Воскресения возвращается обычное чтение утреннего молитвенного правила.
Приходя к Причастию во время Светлой седмицы, христиане не принимают пищу и воду с полуночи до принятия Святых даров, но освобождаются в это время от поста в течение предыдущего дня. Это не означает вседозволенности в объедении и увеселениях. Перед причастием православные верующие наполняются благоговением, страхом Божьим, ограничивая себя в мирских утешениях.
Христиане, совершившие исповедание перед Светлой Пасхой, и не совершившие тяжких грехов, допускаются к причастию перед Вознесением без церковного исповедания, покаявшись в грехах во время домашней молитвы. Для полного спокойствия вопрос принятия причастия без исповедания предварительно обговаривается с духовным наставником.
Важнейшим таинством православной церкви является причастие
Ежедневная келейная вечерняя молитва является православной традицией, после Воскрешения Господнего читаются часы Пасхи, идентичные утренним чтениям с одним отличием, вместо «Царю Небесный» произносится «Христос Воскрес!»
40 дней православный народ празднует Светлую Пасху, перед Вознесением Господним служится утреня, вечерня и Литургия, при этом царские врата открыты. Перед праздником Вознесения в храмах совершаются последние крестные ходы, завершающие пасхальные празднования.
Важно! Пребывание в молитвенном состоянии от Пасхи к Вознесению подобно сеянию, Во время пасхальных утрени и вечерни христиане сеют в будущее радость, покой, мир и благополучие, дарованные нам Богом Отцом, Святым Духом через жертву и Кровь Иисуса Христа. Христос Воскрес! Воистину Воскрес!
Христос Воскрес! Воистину Воскрес!
Утренние молитвы от Пасхи до Вознесения
Часы2 с™hz пaсхи.
Подобaетъ вёдати,
ћкw t сегw2
днE сhz
и3 вели1кіz
недёли пaсхи,
дaже до суббHты,
часы2 и3
повечeріе си1це
пою1тсz.
Во и4мz nц7A, и3 сн7а, и3 сaгw д¦а. Ґми1нь.
ГDи ї}се хrтE сн7е б9ій, мlтвъ рaди пречcтыz твоеS мре, прпdбныхъ и3
бGон0сныхъ nтє1цъ нaшихъ, и3 всёхъ сhхъ, поми1луй нaсъ. Ґми1нь.
Хrт0съ воскRсе и3з8 мeртвыхъ, смeртію смeрть попрaвъ, и3 сyщымъ во
гробёхъ жив0тъ даровaвъ.
Глaсъ ѕ7:
Воскrніе хrт0во ви1дэвше, поклони1мсz с0му гDу ї}су, є3ди1ному
безгрёшному. КrтY твоемY покланsемсz хrтE, и3 с0е воскrніе твоE поeмъ и3
слaвимъ: тh бо є3си2 бGъ нaшъ, рaзвэ тебє2 и3н0гw не знaемъ, и4мz твоE
и3менyемъ. Пріиди1те вси2 вёрніи, поклони1мсz с0му хrт0ву воскrнію: сe бо
пріи1де кrт0мъ рaдость всемY мjру. ВсегдA бlгословsще гDа, поeмъ воскrніе є3гw2:
распsтіе бо претерпёвъ, смeртію смeрть разруши2.
V#пакои2, глaсъ д7:
Предвари1вшыz ќтро ±же њ марjи, и3 њбрётшыz кaмень tвалeнъ t гр0ба,
слhшаху t ѓгGла: во свётэ присносyщнэмъ сyщаго, съ мeртвыми что2 и4щете ћкw
человёка; ви1дите грHбныz пелєны2, тецhте, и3 мjру проповёдите, ћкw востA гDь,
ўмертви1вый смeрть, ћкw є4сть сн7ъ бGа, сп7сaющагw р0дъ человёческій.
Кондaкъ, глaсъ }:
Ѓще и3 во гр0бъ снизшeлъ є3си2, безсмeртне, но ѓдову разруши1лъ є3си2
си1лу, и3 воскrлъ є3си2 ћкw побэди1тель хrтE б9е, женaмъ мmрон0сицамъ вэщaвый:
рaдуйтесz! и3 твои6мъ ґпcлwмъ ми1ръ дaруzй, пaдшымъ подаsй воскrніе.
И# тропари2:
Во гр0бэ пл0тски, во ѓдэ же съ душeю ћкw бGъ, въ раи1 же съ
разб0йникомъ, и3 на пrт0лэ бhлъ є3си2, хrтE, со nц7eмъ и3 д¦омъ, вс‰ и3сполнszй
неwпи1санный.
Слaва nц7Y, и3 сн7у, и3 с0му д¦у.
Ћкw живон0сецъ, ћкw раS краснёйшій, вои1стинну и3 черт0га всsкагw
цaрскагw показaсz свэтлёйшій, хrтE, гр0бъ тв0й, и3ст0чникъ нaшегw воскrніz.
И# нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.
Вhшнzгw њсщ7eнное бжcтвенное селeніе, рaдуйсz. Тоб0ю бо дадeсz рaдость,
бцdе, зовyщымъ: бlгословeна ты2 въ женaхъ є3си2, всенепор0чнаz вLчце.
Тaже, ГDи, поми1луй.
Слaва nц7Y, и3 сн7у, и3 с0му д¦у, и3 нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.
Ґми1нь.
ЧCтнёйшую херув‡мъ, и3 слaвнэйшую без8 сравнeніz сераф‡мъ, без8
и3стлёніz бGа сл0ва р0ждшую, сyщую бцdу тS величaемъ.
Мlтвами сhхъ nтє1цъ нaшихъ, гDи ї}се хrтE б9е нaшъ, поми1луй нaсъ.
Ґми1нь.
И# пaки глаг0лемъ под0бнэ: Хrт0съ воскRсе и3з8 мeртвыхъ, смeртію смeрть
попрaвъ, и3 сyщымъ во гробёхъ жив0тъ даровaвъ.
Слaва nц7Y, и3 сн7у, и3 с0му д¦у, и3 нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.
Ґми1нь.
ГDи, поми1луй.
ГDи ї}се хrтE сн7е б9ій, мlтвъ рaди пречcтыz твоеS мре, прпdбныхъ и3
бGон0сныхъ nтє1цъ нaшихъ, и3 всёхъ сhхъ, поми1луй нaсъ. Ґми1нь.
СТИХИРЫ И ЧАСЫ ПАСХИ.
Стихиры Пасхи
Да воскреснет Бог, и расточатсЯ врази Его.
Пасха священнаЯ нам днесь показасЯ, Пасха нова свЯтаЯ, Пасха таинственнаЯ, Пасха всечестнаЯ, Пасха Христос Избавитель, Пасха непорочнаЯ, Пасха великаЯ, Пасха верных, Пасха, двери райскиЯ нам отверзающаЯ, Пасха, всех освЯщающаЯ верных.
Яко исчезает дым, да исчезнут.
Приидите от видениЯ жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения воскресениЯ Христова; красуйсЯ, ликуй и радуйсЯ, Иерусалиме, ЦарЯ Христа узрев из гроба, Яко Жениха происходЯща.
Тако да погибнут грешницы от лица БожиЯ, а праведницы да возвеселЯтсЯ.
Мироносицы жены, утру глубоку, представша гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седЯща, и той провещав им сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедше проповедите учеником Его.
Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемсЯ и возвеселимсЯ вонь.
Пасха краснаЯ, Пасха, ГосподнЯ Пасха, Пасха всечестнаЯ нам возсиЯ. Пасха, радостию друг друга обымем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь Яко от чертога возсиЯв Христос, жены радости исполни, глаголЯ: проповедите апостолом.
Слава Отцу, и Сыну, и СвЯтому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
ВоскресениЯ день, и просветимсЯ торжеством, и друг друга обымем; рцем: братие, и ненавидЯщим нас простим всЯ воскресением, и тако возопиим:
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
ЧАСЫ СВЯТЫЯ ПАСХИ
Сие последование бывает во всю светлую седмицу вместо повечерия и полунощницы, а также вместо утренних и вечерних молитв.
Иерей: Благословен Бог наш:
Мирянин: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ; и сущым во гробех живот даровав. (трижды)
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (трижды)
Ипакои (единожды):
Предварившыя утро яже о Марии и обретшыя камень отвален от гроба слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Кондак (единожды).
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшым подаяй воскресение.
И сей тропарь (единожды).
Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.
И ныне и присно и во веки веков, аминь.
Вышняго освященное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущым; благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.
Господи, помилуй (40).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Именем Господним благослови, отче.
ИерейМолитвами святых отец наших:
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ; и сущым во гробех живот даровав. (трижды)
Слава, и ныне: Господи, помилуй (трижды) Благослови. И отпуст от иерея.
Мирянин же глаголетГосподи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и Богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.
На первой Пасхальной неделе (в Светлую седмицу) вместо утреннних и вечерних молитв принято петь или читать Пасхальные Часы.
До отдания Пасхи в храмах на богослужениях поют Стихиры Пасхи.
Далее: обновление в раздел «о вере».
(пояснение к Пасхальным листочкам).
О Пасхальных часах и Литургии
Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные
часы читаются не только в храме — всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и
вечерних молитв.
Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение
алтаря и всего храма.
Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то
Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых
распространялась апостольская проповедь, — на греческом, латинском, и на языках народов,
наиболее известных в данной местности.
Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый «перебор», то есть
ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.
Зачем нужны молитвы перед сном и после пробуждения
Перед тем как узнать, какие утренние и вечерние молитвы читать после Пасхи до Вознесения, необходимо понимать, зачем вообще их произносить.
Каждый православный верующий должен придерживаться следующих правил:
- утром всегда читаются утренние молитвы;
- вечером необходимо помолиться на сон грядущий, который может дать ответы на волнующие вопросы.
Перед тем как начать читать молитву перед сном, необходимо поблагодарить Бога за день, который был прожит. Обращаться к всевышнему необходимо не только умом, но и сердцем, что самое главное
Важно осознавать смысл всех слов, которые были произнесены
Верующие читают молитвы перед сном и после пробуждения для того, чтобы поблагодарить Бога, а также покаяться, если что-то было сделано неправильно. В том случае, если текст молитвы читается на церковнославянском языке, обязательно необходимо изучить его перевод, чтобы понимать, о чем идет речь. Только в таком случае можно все сделать правильно.
Недостаточно лишь направить всю энергию только на себя во время прочтения молитв. Желательно упомянуть родных, близких, родственников, друзей, врагов, а также людей, которые совершают добрые дела ежедневно. Это могут быть люди, которые не знают лично вас. Однако вы знаете о поступках, которые они совершают.
Именно во сне человек особенно уязвим. Часто в этом состоянии людей посещают странные мысли. Иногда они могут быть не такими чистыми, как нам хотелось бы. В христианском понимании ночь – время, когда властвуют бесы. Именно по этой причине необходимо читать молитву, чтобы не поддаться влиянию нечистой силы.
Бесы, по мнению церкви, очень коварны. Они создают кошмары во время отдыха человека. После этого нередко наутро болит голова. Некоторых вовсе могут посещать нехорошие мысли.
Молитва в пост перед Пасхой в вечернее время
Среди молитв, которые читают перед сном, — предначительная и к Пресвятой Троице. Их читают и в утренние часы.
Как предаваться молитвенным размышлениям в дни Поста:
- необходимо молиться чаще и усерднее если кто-то болеет, страдает, испытывает трудности
- молиться за находящихся в унынии столько, насколько хватит сил и времени
- молиться по составленному заранее списку особо почитаемых святых, просить и говорить с ними как если бы они были вашими друзьями или помощниками (перед иконами ставить свечи)
- предаваться спокойным молитвенным размышлениям, которые помогут избежать излишних духовных взлетов или срывов
Молитва к Богу Отцу:
Молитва к Богу Отцу
Молитва ко Святому Ангелу хранителю:
Молитва Ангелу Хранителю
Готовясь ко сну, нужно говорить:
Как происходит крестный ход
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие Церкви навстречу воскресшему
Спасителю.
Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном . В светлом, ликующем,
величественном виде, при пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас
на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», Церковь, как духовная невеста, идет, как
говорится в священных песнопениях, «веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба,
яко жениху».
Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ
Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами,
диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников
идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие
предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.
Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие
несут миряне.
Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма.
Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель
храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение и священнослужители трижды поют:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Затем священнослужители поют стихи:
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его».
«Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня».
«Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся».
«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».
На каждый стих певцы поют тропарь «Христос воскресе».
Затем предстоятель или все священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию
смерть поправ». Певцы оканчивают «И сущим во гробех живот даровав».
Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм,
как и пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Почему Пасха — главный праздник года
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных
христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого
языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через
Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного
блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением
дарована нам вечная жизнь.
Воскресение Христово — это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина,
которую начали благовествовать апостолы.
Как происходит Богослужение в Пасху
Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, — поет Церковь в каноне Пасхи.
Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную
спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, — ночь светозарную светоносного дня, ожидая
времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).
Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом
исходят к и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни
«Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на
святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.
Пасхальную утреню, «веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых», начинают в 12 часов
ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у
Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи,
«Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых Царских Вратах священнослужители тихим
гласом поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли
сподоби чистым сердцем Тебе славити».
После этого отверзается завеса и священнослужители снова поют эту же стихиру громким голосом.
Открываются Царские Врата, и стихира, уже более высоким голосом, поется духовенством в третий
раз до половины «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех». Певцы, стоящие на
средине храма, заканчивают: «И нас на земли сподоби».
О семидневном праздновании Пасхи
Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.
В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» — «Христос воскресе» (трижды).Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.
Вы прочитали статью Пасхальное богослужение. Читайте и другие материалы на эту тему:
Пасхальное богослужение: фоторепортаж
О пасхальном богослужении: как происходит богослужение на Пасху