«встань, иди в ниневию…»

Столица переносится в Ниневию. Пророк Иона

Имя Сеннахириба связано также с переносом столицы Ассирии в
Ниневию. Дело в том, что при прежних ассирийских царях центрами
страны были города Ашшур и Кальха, в то время как положение Ниневии
мало чем отличалось от положения обычного города. Когда же
Сеннахириб пришел к власти, то решил перенести столицу царства в
Ниневию. В течение менее чем ста лет, этот город был столицей
мировой державы, превратившись из провинциального городка в
блестящий центр не менее блестящей державы. Как для всякой,
особенно восточной столицы, для него были характерны сочетания
неимоверного богатства и роскоши с умирающими от голода людьми,
особенно детей. Но особо отличали Ниневию удивительная жестокость и
безнравственность. И если во втором она, быть может, уступала
Вавилону, то в первом не знала себе равных, ибо даже увеселения
ассирийских владык, как правило, оканчивались кровавыми казнями.
Пресытившийся казнями и развратом, Сарданапал, как говорит
предание, издал указ, по которому человек, который придумает для
него новое развлечение, получит полцарства.

Ниневия состояла из двух частей: первая, как бы большая Ниневия,
представляла собой большой комплекс поселений с единой системой
обороны, которую дополняла река, размеры ее составляли около 15
километров в ширину и 50 километров в длину, включая в себя пять
крепостных стен и три канала; вторая же (малая Ниневия) была
размером около 3 километров в ширину и 5 — в длину, имея стены в 30
метров в вышину, 15 — в ширину и плюс ров, также 15 метров шириной.
Вторая Ниневия и была собственно столицей империи, получив свое имя
от богини Двуречья Нин. Город имел как бы треугольную форму, имея 7
ворот с юга, 3 — с севера и 5 — с запада. Восточная стена была 5,4
километра длиной и имела некоторый наклон, северная — 1,9
километра, и южная — 8 километров длиной. Население города
составляло около 120—150 тысяч человек. С Ниневией связана
деятельность пророка Ионы, который около 785 года до Р. Хр. посетил город. Долгое время покаяние ниневитян ставилось
под сомнение, но сегодня выяснилось, что через несколько лет после
Ионы в Ассирии произошла религиозная реформа, целью которой было
провозглашение Набу, бога Барсины, единым Богом. Реформа не была
доведена до конца — нам неизвестны ее детали, но уже сам факт
попытки в языческой стране создать поклонение единому Богу, явно
указывает на влияние иудеев (Ионы), бывших тогда в мире
единственными монотеистами. В ходе этих раскопок была также открыта
величайшая библиотека одного из преемников Сеннахириба —
Ашшурбанипала, насчитывающая много тысяч томов, которые удивительно
точно подтвердили огромное количество мест из Священного Писания. К
Ассирии и ее столице относятся десятки библейских пророчеств,
которые сбылись с удивительной точностью и которые мы анализировали
в книге «Всемирная
история и пророчества Библии». Через открытие Ниневии Бог
показал верность Своего Слова, в котором любой искренний
исследователь не может не признать того, что Библия является
вернейшим историческим документом. Но история древних держав и их
царей дана нам и в назидание. И сегодня призыв Бога к Ионе, о
котором мы говорили в начале очерка, обращен и к нам: «Встань, иди
в Ниневию». Это трехангельская весть, которую мы должны нести
ниневитянам, то есть людям, не знающим истинного Бога. Давайте же
сегодня не повторим ошибки Ионы и сразу же откликнемся на Божий
призыв.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 3–4 И встал Иона, и пошел в Ниневию по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня пути. И начал Иона входить в город по пути одного дня

Иона немедленно исполнил то, что ему было повелено. Ниневия же, в которую отправился пророк, была большим городом и столь обширным, что ее едва можно было обойти в три дня пути. Но он, помня повеление и прежнюю бурю, поспешно совершил трехдневный путь в продолжение одного дня, хотя некоторые это просто объясняют таким образом, что он проповедовал только в третьей части города, и слова его проповеди тотчас достигли до прочих жителей. О Господе же нашем в собственном смысле говорится, что Он востал из мертвых и проповедовал слово Божие, когда послал апостолов крестить тех, которые были в Ниневии, во имя Отца и Сына и Святого Духа, то есть путем трех дней. Это таинство спасения человеческого составляет также путь одного дня, то есть совершается чрез исповедание единого Бога, при проповеди Ионы не столько апостолам, сколько чрез апостолов. Ибо Он сам говорит: «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Матф. 28, 20). Никто не может сомневаться в том, что Ниневия есть город великий у Бога, потому что мир и все чрез Него произошло, и без Него ничто не произошло (Ин. 1, 3). Должно заметить также, что не сказал «трех дней и ночей», или «одного дня и ночи», но вообще, «дней» и «дня», чтобы показать, что в таинстве Троицы и в исповедании единого Бога нет ничего темного.

И возглашал он и говорил: еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена. Число три, которое стоит в переводе LХХ, ее соответствует покаянию, и я не мало удивляюсь тому, почему так переведено, когда в еврейском языке нет ничего общего между этими словами ни в буквах, ни в слогах, ни в звуках; потому что три называется salos, а сорок – аrbaim. Сверх того, и пророк, посланный в столь далекий путь из Иудеи в Ассирию, требовал покаяния, достойного его проповеди, чтобы старые и гнойные раны были врачуемы чрез долговременное прикладывание пластыря. Далее, число сорок применимо к грешникам, посту, молитве, вретищу, слезам и продолжительным молениям. Поэтому и Моисей сорок дней постился на горе Синае (Исх. 34), и Илия, когда убегал от Иезавели, по возвещении голода земле израильской и при угрожающем ей свыше гневе Божием, постился, как написано (3Цар. 19), сорок дней. Также сам Господь, истинный Иона, посланный для проповеди миру, постился сорок дней и, оставляя нам наследие поста, чрез это число приготовляет души наши к вкушению тела Своего. Что же касается выражения «возглашал», то чрез это исполняются евангельские слова: «стояше» и возглашал в храме, «глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Ин. 7, 37). Ибо все слова Спасителя, как соcтавлявшие проповедь о великих предметах, называются возглашением (сlamor).

Толкование на книгу пророка Ионы.

Литература

  • Ниневия // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Russell, John Malcolm (1992), Sennacherib’s «Palace without Rival» at Nineveh, University Of Chicago Press, ISBN 0-226-73175-8
  • Barnett, Richard David (1976), Sculptures from the north palace of Ashurbanipal at Nineveh (668-627 B.C.), British Museum Publications Ltd, ISBN 0-7141-1046-9
  • Campbell Thompson, R. & Hutchinson, R. W. (1929), A century of exploration at Nineveh, Luzac
  • Bezold, Carl, Catalogue of the Cuneiform Tablets in the Kouyunjik Collection of the British Museum
  • , 1889
  • , 1891
  • , 1893
  • , 1896
  • , 1899
  • Catalogue of the Cuneiform Tablets in the Kouyunjik Collection of the British Museum, British Museum
  • King, W. L. (1914),
  • Lambert, W. G. (1968), Supplement II
  • Lambert, W. G. (1992), Supplement III, ISBN 0-7141-1131-7
  • Liverani, Mario (2016), Immaginare Babele, De Gruyter, ISBN 978-1-61451-602-6
  • Scott, M. Louise & MacGinnis, John (1990), Notes on Nineveh, Iraq, vol. 52, с. 63–73
  • Trümpler, C., ed. (2001), Agatha Christie and Archaeology, The British Museum Press, ISBN 978-0714111483 — Nineveh 5, Vessel Pottery 2900 BC
  • Leick, Gwendolyn (2010), The A to Z of Mesopotamia, Scarecrow Press — Early worship of Ishtar, Early / Prehistoric Nineveh
  • Durant, Will (1954), Our oriental heritage, Simon & Schuster — Early / Prehistoric Nineveh

Примечания

  1. ↑ , с. 177.
  2. Ударение Нине́вия

    Ф. Л. Агеенко. Словарь собственных имён русского языка. Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2011.

    Ударение Ниневи́я:

    • Ниневия // Большая российская энциклопедия :  / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
    • Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения: Ок. 75 000 слов / Под ред. Розенталя Д. Э. — 5-е изд. — М.: Русский язык, 1984. — 804 с.

    Ниневия // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1967. — Т. 10 : Нахимсон — Пергам. — Стб. 233.

    Оба ударения как допустимые:

  3. Страбон. География. XVI, 1, 2
  4. Ashrafian, H. An extinct Mesopotamian lion subspecies (неопр.) // Veterinary Heritage. — 2011. — Т. 34, № 2. — С. 47—49.
  5. , с. 176.
  6. ↑ , с. 52.
  7. Ниневия // Никко — Отолиты. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 18).
  8.  (англ.). The Independent. Дата обращения: 13 апреля 2016.

Раскопки

Бронзовый лев из Ниневии

Местонахождение Ниневии определил Рич в 1820 году. В 1842 году холм Куюнджик, под которым были скрыты руины Ниневии, начал раскапывать французский консул Поль-Эмиль Ботта, но ничего не обнаружил и перенёс раскопки к Хорсабаду, возникшему на месте Дур-Шаррукин, столицы Саргона II.

Первым руины Ниневии исследовал в 1847 году британец Остин Генри Лэйард. В результате раскопок Лэйард нашел дворец Синаххериба. Благодаря раскопкам Лэйард стал знаменит, его двухтомник «Ниневия и её руины», а затем книга «Ниневия и Вавилон» стали крайне популярны в Европе. Однако он заболел и был вынужден покинуть Месопотамию, став английским политиком. Методы раскопок Лэйарда не были научными: он так спешил поделиться своими находками с миром, что часто разбивал найденные скульптуры на части или брал только часть их, оставляя остальные в земле. С 1852 года раскопки продолжил работник Лэйарда, айсор Рассам. Он нашёл дворец Ашшурбанипала, а в 1854 году — Куюнджикскую библиотеку, содержавшую более 30 000 глиняных клинописных табличек.

Лопухин А.П.

И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы

и встал Иона, и пошел в Ниневию, по слову Господню. Пророк послушался вторичного голоса Иеговы потому, что предшествовавшие события (буря на море, павший на него жребий, поглощение и извержение китом), были для него знамениями, убеждавшими его в истинности и непреложности получаемого им откровения.

Ниневия был город великий у Бога, на три дня ходьбы. На основании приведенных слов часто делают заключение о позднейшем происхождения книги пророка Ионы. Употребленная здесь прошедшая форма глагола: был город великий указывает, говорят, на то, что во время написания книги Ионы, Ниневия уже не существовала, иначе о ней сказано было бы в настоящем времени, как напр. в (Быт. 10:12). Затем самое замечание о величине города будто бы совершенно излишне для современников Ионы, которые и без того прекрасно знали о Ниневии и вполне уместно только в устах писателя, жившего после ее падения. Относительно прошедшей формы глагола следует заметить, что здесь употреблена форма, так называемая рrateritum. Она выражает мысль о действительном существовании предмета в описываемое прошедшее время без всякого отношения к настоящему, поэтому этой формой прошедшего нисколько не исключается существование Ниневии в момент написания книги. Она употреблена лишь в соответствии с такой же формой других глаголов, относящихся к тому же событию, поэтому все это место можно передать так: встал Иона и пошел в Ниневию и оказалось, что это великий город. Описывать величину Ниневии для современников Ионы, из которых большинство не видело этого города, а некоторые может быть не знали его и по имени, также естественно, как в наше время описывать различные большие города. Заключать на этом основании, что Ниневия в момент описания не могла существовать, можно только выходя из предубежденного взгляда.

Прямое указание на то, что книга Ионы написана была до разрушения Ниневии, мы найдем в книги Товита, (Тов. 14:8), где Товит уговаривает сына своего Товию оставить Ниневию, ибо Ниневия будет разрушена, как говорил пророк Иона. Очевидно израильские пленники в Ассирии думали, что пророчество Ионы о гибели Ниневии (Ион. 3:4) только отсрочено по причине покаяния города и в свое время, видя крайнее развращение Aссириян, ждали его исполнения. Во всяком случае с книгой пророка Ионы они были знакомы задолго до падения Ниневии.

Замечание о величине Ниневии дополнено словами у Бога. Этим писатель хотел определить положение Ниневии в отношении к Богу, сказать, что она была велика в очах Божиих, перед Богом, значит, в ней была какая-то нравственная мощь и величие. Цель такого замечания могла быть та, чтобы в глазах израильских читателей наперед оправдать описанное ниже (Ион. 3:10; 4:11) отменение Иеговою определения о погибели Ниневии.

Величина города Ниневии в 3-ем ст. определяется словами: на три дня пути. День пути, т. е. расстояние, какое можно пройти в продолжение одного дня, у древних народов, по свидетельству Геродота, определялось в 160–200 стадий, на наши меры длины — 25–30 верст. Таким образом, расстояние пути 3-х дней будет равняться 75–90 верстам. Для определения величины городов, местностей обычно берется их окружность, поэтому нужно думать, что в данном месте словами три дня пути определяется окружность Ниневии, а не протяжение в длину. Если мы возьмем для Ниневии площадь окружностью около 80 верст и в диаметре менее 30, то это будут те самые размеры, которыми измеряется величина Ниневии у многих древних писателей: Страбона, Геродота, Диодора Сицилийского, Ксенофонта. Значит, данные о Ниневии в книге Ионы находятся в согласии со свидетельствами других исторических памятников и не содержат в себе ничего невероятного, как это стараются представить те, кто выражение три дня пути понимает в смысле определения длины Ниневии. Нужно иметь в виду еще, что Ниневия была одной из самых древних городов мира, что строители ее — Нимрод по Библии (Втор. 10:10–11) или Нун по гражданской истории имели намерение построить выдающийся по размерам и великолепию город, затем, что в древности города застраивали не сплошь, а в черте города на случай осады оставляли значительную площадь под пастбищами и пашнями, чтобы совершенно не удивиться величине города по описанию кн. Ионы. Новейшие раскопки развалин Ниневии на левом берегу Тигра, близ селения Мозуля, еще раз подтверждают показания кн. Ионы.

предыдущий стихследующий стих

Краткое житие

Иона — древний пророк, оставивший письменное свидетельство о своём служении. По еврейскому преданию, он был воспитанником пророческой школы, основанной Илиею. А ещё — быстроногим юношей, посланным Елисеем, наставником Ионы, помазать на царство Ииуя (4 Цар. 9:1–10).

Существует предание, что мать Ионы — вдова из Сарапеты, у которой в дни вызванного засухой голода жил пророк Илия. Благодаря Господу еда и вода в этом доме не переводились. Его постигло иное горе: умер от болезни маленький Иона. Илия, помолившись Господу, мальчика воскресил. В Писании же имя матери не упоминается, лишь имя отца.

Фредерик Лейтон 1881 Пророк Илья, воскрешающий сына Сарептской вдовы Лондон, Дом-музей

Эти предания признаны РПЦ. Иной информации о жизни пророка нет, за исключением поведанной им истории о проповеди в Ниневии.

Также в предании описаны два финала его жизни. По первой версии, Иона не вернулся на Родину, а провёл оставшиеся годы в Ниневии. Сейчас у развалин города гиды показывают туристам холм, на котором погребён провозвестник. Вторая гробница располагается в Гефаховере. Возвращение Ионы домой подтверждает 3 кн. Маккавейская:

 Когда и где жил

Иона служил Богу в Северном царстве в период правления Иеровоама II. Известно, что тот занимал трон в течение 41 года, однако точно датировать его приход к власти библеисты не могут. Одни называют 825-й год, другие — 835-й. Следовательно, Иона жил на стыке IX и VIII вв. до н. э.

В Писании Иона назван пророком из Гафхефера:

Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера».

 (4 Цар.: 14:25)

 Это небольшое селение располагалось на территории колена Завулона, в 5 км от Сепфориса — исторической столицы Галилеи — и в нескольких часах пути от Назарета, где приблизительно через 8 столетий проживал Мессия.

Иона пророк. Купол пресбитерия. Центральный неф. ; Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XII в.

Ниневия, город, занесенный песком

В течение последующих 2000 лет бури заносили город песком, а ученые неустанно спорили: так существовала ли на самом деле библейская Ниневия?

Действительно, к нашему времени уже мало что напоминало о том, что тут стоял цветущий город. Спустя 200 лет после захвата Ниневии мидянами древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (около 430 — не ранее 356 г. до н.э.) побывал в этих местах и в своем труде «Анабасис», описывая здешнюю местность, упомянул Ниневию, приняв развалины за останки индийских городов.

Первым европейцем, увидевшим руины Ниневии, стал немецко-голландский путешественник Карстен Нибур (1733-1815 гг.), наткнувшийся на безымянные руины во время экспедиции 1761-1768 гг. Однако честь сделать первое описание руин принадлежит консулу Франции в Мосуле и археологу Полю-Эмилю Ботта (1802-1870 гг.): в 1843 г. он начал раскопки на месте бывшей Ниневии и обнаружил несколько дворцов, в том числе дворец царя Саргона II.

В 1847 г. английский археолог и искатель приключений Остин Генри Лэйард (1817-1894 гг.) продолжил раскопки и в 1849 г. обнаружил дворец царя Синаххериба и библиотеку царя Ашшурбанипала из 22 тыс. глиняных табличек. Сейчас они находятся в фондах лондонского Британского музея и музея Метрополитен в Нью-Йорке. После этого раскопки Ниневии уже не прерывались.

Самой ценной находкой стала обнаруженная в храме богини Иштар скульптурная бронзовая голова — предполагаемое изображение Нарамсина, внука царя Саргона Древнего, называвшего себя «богом Аккада» (вторая половина 3-го тыс. до н. э.). Раскопки привели к обнаружению нескольких археологических слоев. Самый нижний — пятый — представляет культуру раннего Шумера, тут найдена многоцветная керамика 5-4-го тыс. до н. э. Самый верхний — эпоха Ниневии как одной из столиц Ассирии в начале 1-го тыс. до н. э. Именно к этому периоду принадлежат монументальные дворцы, резные рельефы и клинопись.

Ниневия, как и другие ассирийские города, построена на искусственной платформе высотой 20 м, на которой сооружены храмы, дворцы и разбит большой сад. Раскопки обнаружили пять из 15 ворот городской стены. В восточной части города был проложен водопровод. Миновав ворота и пройдя широкой дорогой к дворцам, посольства, прибывшие к царю Ассирии, видели статуи крылатых быков и львов — стражников дворцовых врат.

Дворцы Ниневии различаются не столько архитектурой — она достаточно традиционна для Ассирии в целом, сколько тематикой каменных рельефов, найденных в них. Во дворце Синаххериба на рельефах, которыми облицованы дворцовые покои — 75 комнат и галерей, изображены военные походы, триумф и подвиги царя, захват городов и крепостей, изощренные пытки пленных. Мастера особенно постарались в передаче характерных антропологических и этнографических особенностей военнопленных и данников — представителей различных народов.

Вокруг дворца Синаххериба — парки, зверинцы, конюшни, склады. И еще — ворота с крылатыми быками и львами колоссальных размеров. Зато во дворце Ашшурбанипала рельефы не столь воинственны, здесь преимущественно сцены охоты. Невероятно выразительно показаны мучения раненых львов.

Рельефы в обоих дворцах были выдержаны в нарочито холодных тонах: черном, желтом и темно-лиловом. Находка всемирного значения сделана во дворце Ашшурбанипала и храме бога Набу — книги на 30 тыс. клинописных глиняных табличках, названные «библиотекой Ашшурбанипала». Самые ценные — «Эпос о Гильгамеше», содержащий историю потопа, и поэма о сотворении мира «Энума Элиш».

Сохранности раскопок угрожают боевые действия в Ираке и решимость террористов уничтожать «языческие памятники», многие из которых они уже полностью разрушили…

Истории из жизни пророка

Вероятно, при царе Иоасе пророк предсказал победу Израиля над Сирией, что сбылось при его наследнике Иеровоаме. Тот в итоге вернул завоёванные врагом земли и восстановил прежние границы своего государства. Других историй с Ионой, кроме спасения Ниневии, в Писании нет.

Самая знаменитая история

Бог открыл Ионе, что спустя 40 дней будет разрушена Ниневия, и послал его туда проповедовать, дабы указать ассирийцам путь к спасению через покаяние. Однако пророк, терзаясь муками совести, всё же ослушался и отправился из средиземноморского порта Иоппия к городу Фарсису.

Сцены из жизни прор. Ионы. Роспись церкви в г. Херкеберга, Уппланд, Швеция. Ок. 1480 г.

В пути разразился шторм, и моряки с помощью брошенного жребия выяснили, что виновник беды  — Иона. Пророк рассказал, в чём его вина, и попросил сбросить его с корабля, чтобы Господь утихомирил волны. Когда Иона очутился в воде, его проглотило огромное морское животное, и дальше он путешествовал в нём. 

Спустя трое суток Бог побудил животное оставить Иону на берегу и повторил задание. На этот раз пророк не сопротивлялся, а после его проповеди ниневитяне — в том числе и царь —  объявили пост, надели вретища и обратились к Господу в покаянной молитве.

Вседержитель помиловал Ниневию  — опасения Ионы сбылись. Он был смертельно раздосадован, не понимая, чем вызвана такая доброта к нечестивому народу. Тогда Господь сотворил то, о потере чего Иона мог бы искренне сожалеть: растение, спасавшее его тенью от зноя.

«Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»

(Ион. 4:10-11)

 Почему Иона сбежал

Иона с самого начала сомневался, что Бог уничтожит  вражеский город, ведь Он предлагал иноплеменникам возможность спастись. Иона не хотел прослыть лжецом, если грозное пророчество не исполнится. И ещё более опасался, что в обмане или бессилии обвинят в таком случае Бога. 

Иона не хотел, чтобы нечестивая Ниневия избежала кары, ведь её жители враждовали с евреями. К тому же его современники Амос и Осия, предупреждая израильтян о грядущем суде, предрекали им поражение именно в противостоянии с Ассирией:

Предсказанное сбылось в 722 г. до н. э., когда ассирийский царь Саргон II пленил большинство израильтян. Возможно, Иона отказывался призывать ниневитян к покаянию, поскольку не хотел спасать тех, кто в будущем принесёт его народу неисчислимые беды.

Как был извергнут на сушу и где оказался

Путешествие Ионы в ките завершилось близ Ниневии. Город-крепость располагался на восточной стороне реки Тигр; в 900 км от Самарии, стольного града Северного царства. Ниневию защищали 2 стены: 40-метровая внутренняя (толщиной около 20 м) и внешняя.

Археологические находки позволили учёным предположить, что перед появлением Ионы жители этого крупного города дважды перенесли голод. А 15 июня 763 года они лицезрели полное солнечное затмение. И когда Иона начал свою проповедь, ниневитяне могли принять пережитые ими бедствия и пугающее небесное явление за доказательство Господнего гнева. Скорее всего, это поспособствовало массовому покаянию горожан.

Востоковед Генри Клэй Трамбулл, ссылаясь н вавилонского историка Бероса, пишет о том, что в жители Ассирии и Вавилона с огромным почтением относились к Дагону. Этого бога изображали в виде получеловека-полурыбы. Ниневия была одним из центров поклонения этому божеству. Одним из правителей Вавилона в 19 веке до н. э. был Ишме-Даган, названный в честь Дагона. По верованиям жителей Месопотамии, начало халдейской цивилизации было связано с получеловеком-полурыбой.

Это существо вышло из моря и  даровало людям письменность, науку и все виды искусства, научило их основам земледелия и правилам сбора урожая. Время от времени Дагон посылал наставников, которые должны были передать людям его весть. Это были его аватары или воплощения, которые выглядели так же, как и сам языческий бог.

Возможно, жители Ниневии восприняли Иону, появившегося из морской пучины и вышедшего из огромной рыбы как посланника почитаемого ими божества. Конечно, Иона не стал поддерживать языческий культ и объявил волю израильского Бога. В любом случае удивительное появление пророка оказало на язычников, перед которыми трепетал весь мир, неизгладимое впечатление.

Интересный фактАрхеологи считают, что непосредственно перед падением Ассирийской империи её столица Ниневия была самым большим городом в мире.

Угроза разрушения

Humvee внизу после нападения ИГИЛ

Крылатый бык, раскопанный в Неби Юнусе иракскими археологами

Летом 2014 года боевики группировки ИГИЛ в ходе боёв с иракской армией заняли Мосул, расположенный в районе Ниневии. Они объявили о своём намерении уничтожить стены и артефакты Ниневии, если войска попытаются освободить город. В начале 2015 года взорван участок, где располагались остатки стены и городских укреплений Ниневии, в районе современного аль-Тахрира. В марте 2015 года боевики уничтожили музейные экспонаты и руины объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО — Хорсабада, Нимруда и Хатры.

13 апреля 2016 года боевики ИГИЛ при помощи тяжелой техники разрушили двухтысячелетний памятник архитектуры «Врата бога». Ворота представляли собой сооружение, охранявшее въезд в древний город Ниневия. Очевидцы сообщили, что боевики демонтировали часть стен Ниневии и продали каменные блоки.

Изображения

Среди раннехристианских мастеров искусства наибольшей популярностью с участием Ионы пользовался сюжет, где его глотает или уже извергает морское чудовище. Часто оно напоминает морского дракона. Подобные изображения встречаются на саркофагах и в неаполитанской галерее Кападимонте.

Саркофаг с Ионой,Ок.300 г. музей Ватикана

Иконы, фрески, картины

Роспись древнеримской кубикулы Времён Года в катакомбах св. Петра и Марцеллина включает 3 сцены с Ионой: моряки бросают его в пучину, он покидает чрево кита, на последнем изображении пророк отдыхает под выращенным Богом растением. Фрески с изображением Ионы украшают и другие религиозные здания, в том числе капеллу Скровеньи в итальянском городе Падуя (художник — Джотто).

Роспись. Катакомбы св Петра и Марцеллина в Риме

Господь побудил пророка описать пережитые им события, а также собственные мысли и эмоции, чтобы они тронули сердца его соотечественников и заставили задуматься о значении Бога в их жизни. Книга Ионы — урок и для всех христиан: не ставить заранее крест на тех, кто не в Боге. Господь не только грозен, но и милостив. Он никогда не отринет такое же искреннее и горячее покаяние, какое продемонстрировали пророк Иона и ниневитяне.

Виктор Глебов

Лопухин А.П.

Из сей земли вышел Ассур, и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах

«Из сей земли вышел Ассур…» Одни из толковников принимают здесь имя «Ассур» в смысле собственного имени одного из сыновей Сима (22 ст. LXX, Вульгата, Лютер, Розенмюллер и др.) и толкуют данное место в том смысле, что, семиты, недовольные деспотическим правлением Нимрода и кушитов, предпочли удалиться на север и основать там новое царство. Но по мнению других (Таргум, Делич, Кейль, Ланге, Филарет и мн. другие), имя «Ассур» служит здесь нарицательным обозначением целой страны, в зависимости от чего и сам перевод текста должен быть несколько иным, а именно: «и из земли этой (Сеннаар) вышел он (Нимрод) в Ассирию…»

«и построил Ниневию…» Вначале опорным пунктом господства Нимрода служил Вавилон; теперь он воздвигает новый центр своего владычества на север — город Ниневию. Эта впоследствии обширнейшая столица могущественнейшей ассирийской монархии (Ион. 3:3 и Ион. 4:11) лежала на берегу реки Тигра, напротив Мосула, в области раскопок современного Куюнджика.

«Реховоф-ир, Калах…» Первый из этих городов доселе остается неизвестным, хотя некоторые и склонны отождествлять его с библейским Елассаром или Ларсой — согласно клинообразных надписей, — находившейся при впадении в Тигр нижнего Заба. По буквальному же переводу с еврейского, слово Реховоф-ир — означает «город улиц», тем дается представление об его обширности. Название города «Калах» встречается в анналах царя Ассурнасирхабала (883-859 гг.), где о нем говорится, как о городе, построенном еще Салманассаром I. Местоположение его учеными определяется на юг от Ниневии, при впадении в Евфрат верхнего Заба, вблизи современного Нимруда. Другие, впрочем, предпочитают видеть его на месте современного местечка Калах-Шергат, в пяти милях на юг от Ниневии.

предыдущий стихследующий стих

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector