Новгородская республика: ее история и государственное устройство
Содержание:
- Легенда об основании города
- Новгород — древнейший христианский центр России
- Гостомысл в летописях
- Факт 6. Великий Новгород исполняет желания
- Археология
- Новгород — родина российской государственности
- Современный Новгород
- Взгляд в прошлое
- Новгород в годы Второй мировой войны
- Откуда пришли словене?
- Политическое устройство
- Литература
- Гостомысл у иностранцев
- «За Новгород и Святую Софию!»
- Новгородцы + викинги = династия
- Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде
- Легенда о застывшем голубе
- Происхождение названия (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Как словене основали Новгород
- Была ли в Новгороде демократия?
- Итоги (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Легенда об основании города
Название города — Новгород (т. е. новый город) заставляет задуматься о существовании некоего предшественника — города старого. До сих пор доподлинно неизвестно, при каких обстоятельствах был основан Новгород и почему у него именно такое имя.
Одна из наиболее правдоподобных версий гласит, что предшественником Новгорода является Рюриково городище, расположенное на правом берегу реки Волхов в двух километрах от современного города. Археологические исследования, проводимые близ городища, свидетельствуют о невозможности развития города на прежнем месте. Поэтому, скорее всего, было принято решение о возведении новой крепости на высоком левом берегу реки Волхов. Эту крепость и назвали Новым городом. Позднее это название перетекло на близлежащие селения, или «концы» — Людин, Неревский, Загородский, Славенский, Плотницкий. Новый город с его пятью «концами» был обнесен высоким валом.
Новгород — древнейший христианский центр России
В 988-989 годах князь Владимир Святославович крестил Русь по византийскому образцу. Языческие идолы были сброшены в реки и озера, а на месте древних капищ и в административных центрах стали строить христианские храмы.
Роль Новгорода в христианизации северо-западных и северных земель огромна. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены возведением их в сан архиепископов (XII в.). Это сделало новгородскую кафедру одной из наиболее важных в русской православной церкви.
Победы дружин Александра Невского 1240 и 1242 гг. над шведами и Тевтонским орденом оградили Русь, ослабленную монголо-татарским нашествием, от католической агрессии.
Вокруг Новгорода постепенно сложилось плотное кольцо монастырей, постриженники которых нередко занимали видные церковные должности в разных русских землях, включая Москву; а благие деяния основателей монастырей — Антония Римлянина, Варлаамия Хутынского и др. — служили основанием для канонизации преподобных.
В XV в. власть новгородских владык приобретает новый оттенок: она распространяется на все стороны жизни города. Архиепископ становится фактически главой боярской олигархической республики. Новгород этого времени напоминает Ватикан, где светская власть полностью подчинена духовной. В отличие от Ватикана, под управлением Новгородского архиепископа оказалась огромная территория, равная современным Франции, Бельгии и Нидерландам вместе взятым, или территории штата Техас.
Только победа Москвы и вхождение Новгорода в состав централизованного государства положили конец этой самобытной республике.
Гостомысл в летописях
Стоит отметить, что Гостомысл один из немногих известных персонажей самой древнейшей истории Руси. Академическая наука, в большей степени уверена, что Гостомысл абсолютно вымышленная личность
На это указывает, например, полное отсутствие упоминания об этой важной исторической фигуре в ранних русских исторических хрониках, дошедших до наших дней
Хотя в более поздних новгородских летописных изданиях (XV-XVI вв.) личность Гостомысла уже встречается. Здесь, стоит отметить, что в этот период летописные упоминания о знаковой фигуре в древней новгородской истории возвышали Новгород и показывали его успехи в формировании государственности на древнерусских землях.
Время написания многих северных летописных сводов приходится на попытки Новгорода претендовать на самоопределение и независимость от Московии. Кроме этого, упоминают о Гостомысле «Сказание о князьях Владимирских» XVI века и «Сказание о Словене и Русе», созданное в XVII веке. Источники ярко политизированные.
Павел Ильин «Гостомысл»
Факт 6. Великий Новгород исполняет желания
Гостям города, желающим прогуляться вдоль тихих улочек современного мегаполиса, Великий Новгород приготовил множество интересных мест и сюрпризов. Мало кого из туристов оставят равнодушным своеобразные миниатюрные скульптуры. С большинством из них связаны шуточные легенды и поверья.
Так, например, на одном из городских жилых домов расположена скульптура кошки, крадущейся рядом с птичьей клеткой. Местные жители верят, что тому, кто попадет монеткой в клетку с птицей, будет сопутствовать удача.
А вот селфи-фото на фоне шутливой композиции кошек, охотящихся на голубей, советуют поместить на первую страницу делового ежедневника – говорят, это принесет удачу в бизнесе.
Желающим разбогатеть просто необходимо отыскать в одном из дворов Великого Новгорода скульптуру капусты. Считается, что если приложить к капустному листу банкноту, то в скором времени количество денег увеличится в несколько раз.
Археология
Занимательные факты об археологии:
- Легенды об основании города гласят, что предшественником Новгорода является Рюриково городище, которое размещено в пределах города. На городище есть церковь Благовещения Богородицы, которую построил в 1103 году Мстислав Владимирович, сын киевского князя Владимира Мономаха. К сожалению, этот храм, который занимал второе по размеру место в Новгородском княжестве после Софийского собора, пребывает в руинах.
- Новгородский детинец – один из древнейших из сохранившихся русских кремлей, был построен в ХІ веке при князе Владимире.
- Благодаря влажному грунту в городе нашли множество берестяных грамот. Одну из них нашел в 1983 году житель Новгорода обнаружил в одном из своих цветочных горшков.
- Ярослав Мудрый, как сказано в летописях, жил в Новгороде в чудесном дворце, не имеющем аналогов в Европе. Однако до сих пор археологи не нашли остатков этого уникального здания.
- В древнерусские времена простые новгородцы жили в домах площадью около 16 квадратных метров, которые они топили по-черному, то есть дым шел не на улицу, а прямо в дом.
Новгород — родина российской государственности
С древнейших времен через Приильменье приходил международный Балтийско-Волжский торговый путь, который способствовал формированию у истоков Волхова центра политического взаимодействия местных финно-угорских племен и пришедших сюда в VI-VIII вв. славян.
В 862 году для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь Рюрик с дружиной. Так было положено начало династии, управлявшей всеми русскими землями более семи с половиной веков.
В начале X столетия походы князя Игоря и его воеводы Олега из Новгорода на юг позволили проложить торговый путь «из варяг в греки», что ускорило объединение восточных славян в единое государство, известное как Киевская Русь.
Память о тех далеких временах закреплена в названии реки Веряжи, а место, где было положено начало русской государственности — Рюриково городище — является одной из достопримечательностей Новгорода.
Современный Новгород
В Новгороде удачно сочетается старое и новое. После Второй мировой войны историческая часть застраивалась так, чтобы средневековые храмы не оказывались в «колодцах» многоэтажных кварталов. Сегодня Новгород, стоящий на трассе Москва-Петербург, имеет хорошие экономические и культурные связи с обеими столицами, Карелией, Прибалтикой, привлекает иностранных инвесторов. Новгород входит в число российских городов, входящих в состав Нового Ганзейского союза.
Город имеет современные средства связи, галереи, училище искусств, два театра, филармонию, балетный коллектив, музыкальные и танцевальные ансамбли. Открыты казино и дискотеки. Выходят несколько газет, есть собственные теле- и радио каналы.
Новгород — это университетский город. Университет имени Ярослава Мудрого является одним из крупнейших научных центров на северо-западе России.
В городе готовят спортсменов высокого класса в таких видах спорта, как спортивная гимнастика, гребля, плавание, бокс. Современный Новгород является центром российского и международного туризма.
Главные загадки истории Великого Новгорода
Господин Великий Новгород играл ключевую роль в геополитике Древней Руси. Наше первое «окно в Европу», город с народным управлением, оберегавший свою независимость до того, пока не был усмирен Иваном Грозным.
Взгляд в прошлое
Чем руководствуются историки, изучая прошлое такого образования, как Новгород? Древний город возник не на пустом месте – и до этого на сырых протоках Ладоги возникали и исчезали безымянные деревушки, различные городки и местечки
Историки принимают во внимание и архитектурные раскопки, и анализ фольклорных произведений. Вся информация, собранная по крохам, становится основанием для рождения исторических гипотез
Так возник и Новгород. Древний город был упомянут в летописях, датируемых 859 годом. Возникновение населенного пункта связывают с именем князя Рюрика, который пришел с северных земель управлять восточными территориями. Поначалу Рюрик даже сделал Новгород своей столицей. Но после, взяв Киев, оставил за Новгородом звание пограничного пункта – крепости, стоявшей на страже границ северных земель.
Новгород в годы Второй мировой войны
Достаточно взглянуть на картину советских художников Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода», чтобы понять, что пережил город в период с августа 1941 по январь 1944 года, оказавшись на линии фронта — руины, остовы зданий, грандиозные пепелища. Казалось, можно поставить точку в истории древнего города, покинуть его и начать обустраиваться на новом месте.
Однако судьбе было угодно дать Новгороду еще один шанс: начались его восстановление и реставрация, медленное возвращение к жизни людей и памятников. Город включили в список наиболее ценных исторических городов России. По рекомендации Правительственной комиссии, состоявшей из выдающихся ученых и архитекторов, были созданы специализированные реставрационные мастерские.
7 ноября 1944 года, когда еще шла война, в кремле был вновь открыт разобранный фашистами памятник «Тысячелетие России».
Откуда пришли словене?
Согласно экспертизе черепов из курганов, это племя имело много общего с балтами и ранним населением нынешней Эстонии. В формировании облика древнерусского населения Новгородчины силен был и финский элемент. А вот «скандинавский компонент» в их генезисе отсутствует, то есть, с варягами словене почти не смешивались.
Недавние исследования показывают, что по многим показателям, например, по особенностям челюстей, словене отличались от их соседей кривичей. Те были близки к латгалам (восточным балтам). У словен же «зубной комплекс» представлял собой сочетание реликтового онтодологического компонента, характерного для племени водь и «европеоидной основы», присущей земгалам (западным балтам).
Есть версия, что предки словен могли мигрировать в Приильменье с берегов Днепра. В «Повести временных лет» говорилось, что словене пришли с Дуная.
По другим источникам, словене пришли с Вислы и Польского Поморья. В пользу последней гипотезы говорит общность в обрядности, верованиях, сходстве строения курганов и жилищ.
Этнографическим признаком этого племени в археологических материалах считаются особые женские украшения: овально- и ромбощитковые височные кольца.
Политическое устройство
Новгородская феодальная республика формально управлялась князем, но реально система управления может быть представлена в виде перевернутого треугольника.
Реальная власть была у Вече и бояр. Достаточно сказать, что именно вече назначило князя, и оно же могло его изгнать. Кроме того на общегородском вече, которое функционировало в рамках боярского совета (300 золотых поясов) назначались:
- Князь — приглашался вместе с дружиной. Его резиденция находилась за городом. Главная задача — защита новгородской земли от внешней угрозы.
- Посадник — глава городского управления. Его задачи — наблюдение за князем, суд в городах, управление городами. В подчинении имел старост улиц города.
- Тысяцкий — глава городской администрации и городского ополчения (помощник посадника).Занимался управлением населением.
- Архиепископ — глава новгородской церкви. Задачи — хранение архивов и казны, ответственность за внешние связи, наблюдение за торговлей, составление и сохранность летописей. Архиепископ утверждался московским митрополитом.
Князь мог быть призван новгородцами, но мог быть и изгнан, что случалась часто. С князем заключали дар (договор), в котором указывали права и обязанности князя. Князь рассматривался только в качестве защитника от иностранных захватчиков, но не имел никакого влияния на внутреннюю политику, а также на назначение/смещение должностных лиц. Достаточно сказать, что за 12-13 века князья в Новгороде менялись 58 раз! Поэтому можно смело говорить, что реальная власть в этом княжестве принадлежала боярству и купечеству.
Политическая самостоятельность Новгородской республики была оформлена в 1132-1136 годах после изгнания князя Всеволода Мстиславича. После этого Новгородская земля ликвидировала власть Киева и стала фактически независимым государством с республиканской формой правления. Поэтому и принято говорить, что Новгородское государство представляло собой боярскую республику с элементами системы городского самоуправления.
Литература
- — Русский город (Архитектурно-краеведческая библиотека)
- Янин В. Л. Средневековый Новгород. — М.: Наука, 2004. — ISBN 5-02-009842-6.
- Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. — М.: Русский издательский центр, 2012. — ISBN 978-5-4249-0005-1.
- Тулупов В. Г. Русь Новгородская. — М.: Эксмо, 2009. — ISBN 978-5-699-36392-6.
- Азбелев С. Н. // Новгород и Новгородская земля. История и археология: (Материалы науч. конф.) Новгород, 23–25 янв. 2007. Вып. 21 / Сост. Е. А. Рыбина; Редколл.: Е. Н. Носов, А. С. Хорошев; Отв. ред. В. Л. Янин; Новгор. гос. объед. музей–заповедник. — Новгород: (Виконт), 2007. — 368 с. — 500 экз.
- Лукин П. В. Новгородское вече. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2018. — 674 с. (История России: Древняя Русь). — ISBN 978-5-8291-2170-9.
- Selart, Anti. Livonia, Rus’ and the Baltic Crusades in the Thirteenth Century (англ.). — Leiden: Brill, 2015. — P. 400. — ISBN 978-9-00-428474-6.
Гостомысл у иностранцев
В качестве явного аргумента реальности Гостомысла можно привести иностранные источники, которые датируются временем существования этой фигуры. Так, это Фульдские анналы и Ксантенские анналы. Там, упоминается некий ободритский «король» (Gostomuizli, или Gestimulus, или Gostomuizli).
Схожесть в произношении с именем Гостомысл натолкнула историков на отожествление с новгородским князем. Есть вероятность, что это совпадение, но отрицать, что это имя редкое не стоит, поэтому многие исследователи полагают, что все же речь идет об одном и том же человеке.
Так, данные хроники рассказывают, что вождь или князь западнославянских племен под именем Гостомысл оказал сопротивление Людвигу Немецкому, королю восточно-франкского королевства. По западноевропейским хроникам князь ободритов погиб в 844 году, но есть мнение, что он ушел в восточнославянские земли и осел там, вероятнее всего в Новгороде. Есть упоминания схожего имени с Гостомыслом и в латинских хрониках.
Кончина Гостомысла / Из книги В. Строева «Живописный Карамзин, или Русская история в картинах»
Археологические данные являются самыми объективными для интерпретации исторических событий источниками. Так, пока в Новгороде Великом не обнаружен археологический слой младше 930-х годов. Правда, раскопки в Рюриковом городище дают нам сведения о более ранних периодах. Интересно, что там найдены артефакты скандинавского и западноевропейского происхождения.
Таким образом, фигура Гостомысла продолжает быть источником исторических споров. Скудность русских древних источников и археологических сведений, склоняет думать, что это все же легендарная фигура.
Илья Глазунов «Гостомысл»
В то же время, частое упоминание в западноевропейских анналах тождественного столь редкому имени Гостомысл слова, да и некие древние источники, на которые опирался такой влиятельный историк как В. Татищев, дают понять, что такой исторический персонаж, возможно, существовал на арене дорюрикоской эпохи.
«За Новгород и Святую Софию!»
Через 30 лет после возведения знаменитого Софийского собора в Киеве новгородцы заложили свою Софию. Храм был завершен и освещен в 1050-м году, пять его высоких глав венчали традиционные древнерусские купола – «шеломы», в западном портале помещались кованые «Магдебургские ворота», сделанные в романском стиле. Ворота эти, покрытые искусными горельефами и скульптурами, служили парадным входом в собор.
Новгородцы любили свою Софию и считали, что живут под защитой «божественной премудрости». Ведь София в переводе с греческого – мудрость. Даже городскую казну новгородцы доверяли белокаменным стенам собора, и не мудрено: стены эти толщиной достигали 1,2 метров.
Новгородцы + викинги = династия
Еще из школьной программы всем известно, что жители Новгорода призвали на помощь и княжение варяжского витязя Рюрика. Это произошло в 862 году. До сих пор ведутся споры, так ли было на самом деле, или история с приглашением Рюрика — это домысел средневековых летописцев.
Скандинавские воины или викинги были отличными мореходами, хорошо вооружены, организованы и сильны. Викинги умело перемещались не только по морю, и, но и по рекам, используя волоки, чтобы преодолевать пороги и участки суши.
Во многие европейские королевские династии проникли различные ветви норманнских завоевателей.
Разве могли разрозненные славянские племена Приильменья оказаться вне поля зрения столь мощного соседа? Судя по историческим сведениям, варяги, а именно так называли русичи норманнов, эпизодически появлялись здесь и раньше и даже основывали собственные поселения.
Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде
Жемчужина архитектуры Великого Новгорода – это Церковь Спаса Преображения. Она была построена в 1374 году и завораживала многообразием декоративных мотивов и стройностью пропорций.
Примечательно, что храм является единственным сохранившимся в мире из всех церквей, расписанных великим византийским мастером Феофаном Греком, а их было около 40.
Для византийского художника был характерен экспрессивный и выразительный стиль письма. Иконы Грека не отличались проработанностью деталей и разнообразием цветов, однако, производили сильнейшее впечатление на зрителя. Белые блики отражали божественный свет, а земная красота выступала творением Высших сил. Именно поэтому Церковь считается важнейшим памятником культуры, который обязательно стоит посетить и почувствовать на себе сильнейшую энергетику самого места и революционного для своего времени творчества Феофана Грека.
Легенда о застывшем голубе
На кресте главного купола Софийского собора много лет сидит свинцовый голубь. История его появления там весьма трагична. Легенда гласит следующее: в 1569 году в Новгород пришел Иван Грозный с опричным войском, чтобы учинить расправу над новгородцами, которые, как своенравные жители независимой вечевой республики, отказывались признавать над собой власть поляков. В течение полутора месяцев по улицам города текли кровавые реки, все разворовывалось и уничтожалось. Говорят, что голубь, витавший над куполом Софийского собора, увидел ужас, который происходил в городе, окаменел от горя и навсегда остался сидеть на кресте храма. Об этом и других интересных фактах, Вы сможете узнать побывав на экскурсии в Великом Новгороде.
Происхождение названия (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Древний Новгород не всегда был древним. Само название этого населенного пункта говорит о том, что он создавался при уже существующем городе. По одной из гипотез, Новгород возник на месте трех небольших поселков. Объединившись, они огородили свое новое поселение и стали Новым городом – Новгородом.
Другая гипотеза указывает на наличие еще одного, более давнего населенного пункта. Такое поселение нашлось на холме, расположенном совсем неподалеку от того места, где сейчас стоит Новгород. Древний холм называется Городищем. Раскопки показали, что на территории холма существовали компактные поселения (возможно, местной знати и языческих жрецов). Но ни одна, ни другая гипотеза не может дать ответы на многочисленные вопросы, накопившиеся за тысячелетнюю историю существования этого города.
Как словене основали Новгород
Легенда о предках словен и основании Новгорода воспроизведена в Летописном своде Патриарха Никона. Согласно этому «Сказанию о Словене и Русе и городе Словенске» некие князья Словен и Рус еще до нашей эры мигрировали со своими родами от Черного моря к Ильменю. Там Словеном и был основан город Словенск – теперь Великий Новгород, а Русом – город Руса (Старая Русса).
В этом тексте изложены эпизоды истории племени, приведены рассказы о контактах с Александром Македонским, походах на Египет и Грецию.
В летописях более раннего времени (например, «Повести временных лет») первое упоминание Новгорода относится к 895 г., но город был основан задолго до этой даты.
Около 700 г. на месте финского деревянного укрепления вблизи устья реки Волхов словене построили Любшанскую деревянную крепость.
Первым же городищем словен была Старая Ладога. До прихода словен в 770 г. это было небольшое поселение. Там они организовали производство стеклянных бус, использовавшихся для торговли с финскими племенами. Торговали словене и с Западом, и с Востоком – в их могильниках обнаруживаются даже арабские дирхамы.
Основанный как резиденция словенских князей Новгород быстро стал ремесленным, политическим и культурным центром Руси. Новгородчина простиралась на большой территории: от Белого моря до Полесья, от Пскова до Ростова.
Была ли в Новгороде демократия?
Сегодня, когда говорят о примерах демократического устройства, любят вспоминать Новгородскую республику. Действительно, после изгнания в 1136 году князя Всеволода Мстиславовича, в Новгороде стало править народное вече. Формально в нем могли участвовать все свободные взрослые мужчины, но по факту на вечевой площади не помещалось больше 300-500 человек.
Вече выбирало новгородского епископа, посадника, тысячника, по желанию, приглашало и изгоняло князя. Идея была благая. Возможно, изначально вече и имело общенародный характер, но во времена расцвета Новгородской республики существовало 30-40 наиболее знатных родов, которые лоббировали решения вече и заставляли горожан голосовать в своих интересах. Они получили название «300 золотых поясов».
В их ряды невозможно было попасть со стороны, «золотые пояса» ревностно охраняли свой статус и благополучие, и не только при помощи народного собрания.
Так как вече собиралось нерегулярно, был необходим постоянный орган управления. Им стал олигархический по своей сути (то есть состоящий из тех же богатейших горожан) Совет Господ, число членов которого доходило до 50. Совет формально не имел своего голоса на вече, но именно новгородские аристократы выносили решения, а голосование на вече лишь придавало им законности в глазах граждан.
Итоги (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Вплоть до XV века Новгород вел вполне самодостаточное суверенное существование, принимая и навязывая собственную политику соседним государствам. Влияние Новгорода распространялось далеко за официальные границы этого княжества
Богатство его граждан и успешные торговые связи привлекали внимание всех соседних государств. Новгородцам приходилось часто отстаивать собственную независимость, отражая натиск шведов, ливонцев, немецких рыцарей и своих неуемных соседей — Московского и Суздальского княжеств
С богатым Великим Княжеством Литовским Новгород предпочитал торговать, а не воевать, торговые связи двух стран имеют давнее происхождение. Историки уверены, что именно с юга в новгородские земли пришла система образования, позволяющая каждому свободному мужу читать и писать. Исследователи находят множество берестяных грамот с бытовыми или обучающими текстами именно в новгородских землях — возможно, другие княжества, оставшиеся после распада Киевской Руси, не придавали большого значения уровню грамотности собственных жителей.
К сожалению, сильное и богатое государство не выдержало экзамена временем. Агрессивная политика насильственного присоединения русских земель сыграла свою роль. Новгород не смог устоять перед натиском сил Ивана Грозного, и в 1478 году был включен в состав Московского княжества. Богатая культура и традиции постепенно приходили в упадок, центр культур и ремесел сдвинулся в восточном направлении, и Новгород в конце концов стал обычным провинциальным городом.