Утренние молитвы от пасхи до вознесения

Содержание:

Молитва Оптинских старцев на день грядущий (на каждый день)

Оптинские старцы учили верующих, что молитвенное правило следует творить осознанно

Важно перед тем, как читать молитвы на день грядущий посоветоваться с собственным духовным наставникам. Во время чтения молитв нужно полностью отрешиться от событий внешнего мира, нужно научиться открывать душу Богу

Молитва на день грядущий располагает к духовному подвигу и вселяет уверенность.

Утренняя молитва Оптинских старцев на начало дня

Каждый добропорядочному христианин должен каждое утро читать молитвы, последовательность которых была рекомендована Оптинскими старцами. Утреннее моление духовно очищает и позволяет защититься от непредвиденных жизненных обстоятельств и поступить правильно в сложных ситуациях.

Утренняя молитва Оптинских старцев звучит следующим образом:


«Господи, Всемилосердный даруй мне душевное спокойствие для того, чтобы достойно встретить все, что преподнесет мне этот день. Верую искренне в силу Твою и принимаю волю Твою. Господи, прошу Тебя не оставлять меня в день грядущий, наставляй меня и поддерживай меня. Открой мне волю Твою и защити от дьявольских искушений. Дай мне силы принять все то, что произойдет со мной в этот день, чтобы любые известия принял я с душевным спокойствием и твердой убежденность, что на все воля Твоя Святая. Руководи мной, Господи, и направляй меня. Подскажи, как мне разумно действовать, чтобы не принести другим людям огорчения. Даруй мне силу телесную, чтобы не знал я усталости. Научи меня верить, терпеть, надеяться, прощать и любить. Аминь».

Вечерняя молитва Оптинских старцев

Обязательно следует включать вечернюю молитву Оптинских старцев в вечернее правило.

Звучит молитва так:


«Господи, Всевышний и Всеблагий! Прими благодарность раба Божьего (собственное имя) за прожитый день. Прошу прощения за мои вольные и невольные прегрешения. Я прощаю себя и душа моя любовью наполнена. Я прощаю всех близких своих. И ты, Господи прости всех нас. Господи, Всевышний и Всеблагий! Помилуй, спаси и сохрани мою душу и тело. Убери с моей головы все плохие мысли, избавь от плохих чувств и эмоций. Пусть в меня и в ближних моих в завершение этого дня вселится благодать Божья, очищающая и исцеляющая. Благослови, Господи, мой грядущий сон. Аминь».

Молитва Оптина Пустынь на день грядущий

Полный священный текст молитвы Оптинских старцев на день грядущий помогает излечить душу, дарует мудрость и способствует гармонизации внутреннего мира. Читать ее можно в любое время, но лучше это делать утром. Это позволит настроиться на хорошую, плодотворную работу. Данная молитва способствует положительному настрою, что позволит успешно осуществлять все запланированные дела.

Полный текст молитвы звучит так:


«Господи, наполни меня внутренней силой и даруй мне с душевное спокойствием принять все, что мне предначертано в грядущий день. Боже, дай мне сил полностью предаться святой Твоей воле. В любой час грядущего дня я, раб Божий (собственное имя) надеюсь на твою поддержку и наставления. Господи, чтобы не пришлось мне узнать, помоги принять мне любые известия спокойно и с уверенностью, что твое решение и Твоя воля Святы. Помоги мне умом и сердцем понять и принять Твою Святую волю. Во всех своих поступках и действиях я всецело доверяюсь Тебе. Руководи моими чувствами и мыслями, не позволь поддаться греховным соблазнам. Контролируй мое поведение, Господи, во всех непредвиденных ситуациях, не позволь мне забыть, что все случившееся ниспослано Тобой. Прошу тебя, Всевышний, научить меня разумному общению со всеми людьми, окружающими меня, подскажи как вести себя, чтобы никого не огорчать. чтобы от меня исходил только позитив и благо. Господи, даруй мне силы перенести усталость от рабочего дня. Боже, научи меня искреннему прощению и любви. Помоги мне сохранить в душе надежду и веру в лучшее, не позволь появиться в моем сердце разочарованию и неверию. Спаси меня, Всевышний, от происков врагов моих, которые стремятся мне навредить, но не наказывай заблудших, а вразуми их. Веди меня по пути жизненному, Господи и управляй мной, просветли мой разум и наполни его пониманием твоих вечных и неизменных законов, не позволь отступиться от Божьих заповедей. Господи, благодарю тебя за все, что ты даешь мне в моей жизни. Верю в то, что Твоя воля для меня, искренне любящего Тебя, будет содействовать моему благу. Прошу у тебя благословения на свои деяния, помышления и слова. Боже, удостой меня великой чести прославлять в молитвах Твое Святое имя. Аминь».

Особенности чтения молитв от Пасхи до Вознесения

Основной особенностью чтения молитвенных правил является изменение канона. В этот период не читаются покаянные каноны Спасителю Христу, Пречистой Богородице, звучит пасхальный тропарь и канон.

  1. Пасхальный тропарь: «Христос Воскрес из мертвых, смертию смерть преодолев, и всем сущим во гробах жизнь даровал».
  2. Пасхальный кондак: «Еще и к гробу сошел, как Бессмертный, адову разрушил силу, воскрес как Победитель, Христос Бог, женам-мироносицам возвестивший: Радуйтесь! И Апостолам Твоим мир подари, падшим людям воскресение».
  3. Перед молитвами не читаются тексты Псалтыря, трижды произносится тропарь.
  4. До праздника Троицы или Пятидесятницы не кладутся земные поклоны.
  5. С понедельника второй недели возвращается чтение:
    • утренних и вечерних правил,
    • канонов к Спасителю Христу, Пречистой Богоматери, святым.

Важно! Сорок дней христиане вспоминают о светлом Воскрешении Господнем, прославляют Его и благодарят Дух Святой, находясь в глубоком благоговении

Светлый четверг

В четверг Светлой седмицы в Евангельском чтении говорится о том, как к Христу пришел фарисей Никодим, которому Господь поведал о рождении свыше, о Таинстве Крещения.

Фарисеи думали, что дело Христа будет состоять в суде над иноверными народами. Господь же поясняет, что Он послан теперь не для суда, но для спасения мира. Неверующие сами себя осудят, ибо с этим неверием обнаружится их любовь к тьме и ненависть к свету, происходящая от их любви к темным делам. Творящие же истину, души честные, нравственные, сами идут к свету, не боясь обличения своих дел

(Архиепископ Аверкий (Таушев) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета»).

О живых

Помяни́, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, ми́лости и щедро́ты Твоя́ от ве́ка су́щия, и́хже ра́ди и вочелове́чился еси́, и распя́тие и смерть, спасе́ния ра́ди пра́во в Тя ве́рующих, претерпе́ти изво́лил еси́; и воскре́с из ме́ртвых, возне́слся еси́ на Небеса́ и седи́ши одесну́ю Бо́га Отца́, и призира́еши на смире́нныя мольбы́ всем се́рдцем призыва́ющих Тя. Приклони́ у́хо Твое́, и услы́ши смире́нное моле́ние мене́, непотре́бнаго раба́ Твоего́, в воню́ благоуха́ния духо́внаго, Тебе́ за вся лю́ди Твоя́ принося́щаго. И в пе́рвых помяни́ Це́рковь Твою́ Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую, ю́же снабде́л еси́ честно́ю Твое́ю Кро́вию, и утверди́, и укрепи́, и разшири́, умно́жи, умири́, и непребори́му а́довыми враты́ во ве́ки сохрани́; раздира́ния Церкве́й утиши́, шата́ния язы́ческая угаси́, и ересе́й воста́ния ско́ро разори́ и искорени́, и в ничто́же си́лою Свята́го Твоего́ Ду́ха обрати. (Поклон.)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй богохрани́мую страну́ на́шу, вла́сти и во́инство ея́, огради́ ми́ром их, и глаго́ли ми́рная и блага́я в сердца́х их о Це́ркви Твое́й Святе́й, и о всех лю́дех Твои́х, да и мы в тишине́ их ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во правове́рии, и во вся́ком благоче́стии и чистоте́. (Поклон.)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй Вели́каго Господи́на и Отца́ на́шего Святе́йшего Патриа́рха Кири́лла, и святе́йшия вселе́нския патриа́рхи, преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя, иере́и же и диа́коны, и весь при́чет церко́вный, я́же поста́вил еси́ пасти́ слове́сное Твое́ ста́до, и моли́твами их поми́луй и спаси́ мя гре́шнаго. (Поклон.)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй отца́ моего́ духо́внаго (имя его), и святы́ми его́ моли́твами прости́ моя́ согреше́ния. (Поклон.)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй роди́тели моя́ (имена их), бра́тию и сестры́, и сро́дники моя́ по пло́ти, и вся бли́жния ро́да моего́, и дру́ги, и да́руй им ми́рная Твоя́ и преми́рная блага́я. (Поклон.)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй во святого́рских монастыре́х, и в росси́йских, и во ине́х ме́стех живу́щия и пребыва́ющия отцы́ и бра́тию нашу, и сестры́, и моли́вами их поми́луй и мене́, гре́шнаго. (Поклон.)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй по мно́жеству щедро́т Твои́х вся священнои́ноки, и́ноки же и и́нокини, и вся в де́встве же и благогове́нии и по́стничестве живу́щия в монастыре́х, в пусты́нях, в пеще́рах, гора́х, столпе́х, затво́рех, разсе́линах ка́менных, острове́х же морски́х, и на вся́ком ме́сте влады́чествия Твоего́ правове́рно живу́щия, и благоче́стно служа́щия Ти, и моля́щияся Тебе́: облегчи́ им тяготу́, и уте́ши их скорбь, и к по́двигу от Тебе́ си́лу и кре́пость им пода́ждь, и моли́твами их да́руй ми оставле́ние грехо́в. (Поклон.)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй ста́рцы и ю́ныя, ни́щия и сироты́ и вдови́цы, и су́щия в боле́зни и в печа́лех, беда́х же и ско́рбех, обстоя́ниих и плене́ниих, темни́цах же и заточе́ниих, изря́днее же в гоне́ниих, Тебе́ ра́ди и ве́ры правосла́вныя, от язы́к безбо́жных, от отсту́пник и от еретико́в, су́щия рабы́ Твоя́, и помяни́ я́, посети́, укрепи́, уте́ши, и вско́ре си́лою Твое́ю осла́бу, свобо́ду и изба́ву им пода́ждь. (Поклон.)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй благотворя́щия нам, ми́лующия и пита́ющия нас, да́вшия нам ми́лостыни, и запове́давшия нам недосто́йным моли́тися о них, и упокоева́ющия нас, и сотвори́ ми́лость Твою́ с ни́ми, да́руя им вся, я́же ко спасе́нию проше́ния, и ве́чных благ восприя́тие . (Поклон.)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй по́сланныя в слу́жбу, путеше́ствующия, отцы́ и бра́тию на́шу, и вся правосла́вныя христиа́ны . (Поклон.)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй и́хже аз безу́мием мои́м соблазни́х, и от пути́ спаси́тельнаго отврати́х, к дело́м злым и неподо́бным приведо́х; Боже́ственным Твои́м Про́мыслом к пути́ спасе́ния па́ки возврати́ . (Поклон.)

Спаси́, Го́споди, и поми́луй ненави́дящия и оби́дящия мя, и творя́щия ми напа́сти, и не оста́ви их поги́бнути мене́ ра́ди, гре́шнаго . (Поклон.)

Отступи́вшия от правосла́вныя ве́ры и поги́бельными ересьми́ ослепле́нныя, све́том Твоего́ позна́ния просвети́ и Святе́й Твое́й Апо́стольстей Собо́рней Це́ркви причти. Правове́рие же утверди́, и воздви́гни рог христиа́нский, и низпосли́ на нас ми́лости Твоя́ бога́тыя. (Поклон.)

Молитва 5-я, святого Василия Великого

Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением, или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь.

Молитва в пост перед Пасхой в вечернее время

Среди молитв, которые читают перед сном, — предначительная и к Пресвятой Троице. Их читают и в утренние часы.

Как предаваться молитвенным размышлениям в дни Поста:

  • необходимо молиться чаще и усерднее если кто-то болеет, страдает, испытывает трудности
  • молиться за находящихся в унынии столько, насколько хватит сил и времени
  • молиться по составленному заранее списку особо почитаемых святых, просить и говорить с ними как если бы они были вашими друзьями или помощниками (перед иконами ставить свечи)
  • предаваться спокойным молитвенным размышлениям, которые помогут избежать излишних духовных взлетов или срывов

Молитва к Богу Отцу:

Молитва к Богу Отцу

Молитва ко Святому Ангелу хранителю:

Молитва Ангелу Хранителю

Готовясь ко сну, нужно говорить:

Главные утренние молитвы

Утреннее молитвенное правило содержит главные молитвы, с которых начинается утро православного христианина

Духовные отцы, прославленные в лике святых оставили большое наследие о том, как нужно молиться, на что обращать внимание. Практические наставления по чтению утренних молитв, помогают человеку не допускать ошибок

Потому что ошибки охлаждают желание человека делать духовные упражнения

То есть важно учесть и время, затрачиваемое на утренние молитвы, и нагрузки в течении дня, и рабочий график, чтобы молитвы не стали обязаловкой, а стали потребностью для души

Только тогда можно духовно преуспеть, укрепиться в вере, чувствовать присутствие Бога в своей жизни постоянно. А значит потихоньку приобретать опыт духовной жизни и понимать спасительную необходимость чтения утренних молитв

Поэтому соразмерив свои силы, возможности важно правильно начинать утреннее правило и найти время для общения с Богом. Не нужно искать идеальных условий, тогда их точно не будет

Важно только, чтобы вы не отвлекались и вас не отвлекали во время чтения молитвы. Такая молитва не угодна Богу, и так молиться нельзя. Как правило, искушений долго ждать не надо.

Только вы настроились на общение с Господом – начинаются «срочные» звонки, просьбы и прочее. Впоследствии, выяснится, что всё это могло подождать. Это свидетельство большинства начинающих христиан. Поставьте телефон на беззвучный режим, предупредите своих домашних, чтобы не беспокоили вас 20-30 минут. Со временем утреннее молитвенное правило можно будет изменить. Например, есть молитвенное правило преподобного отца Серафима Саровского, которое на первый взгляд облегчает утреннее правило, потому что традиционное правило содержит 27 молитв. А в правило преподобного отца Серафима включены три главные утренние молитвы: «Отче наш», «Богородице, Дева радуйся» и «Символ веры».

Важно соблюдать это правило по наставлению преподобного, а не просто прочитать каждую молитву по три раза. На самом деле эти молитвы только часть непрерывной молитвы всего дня

После прочтения главных молитв, далее в течении утра молящийся читает Иисусову молитву или «Господи, помилуй», после обеда – «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго». Поэтому правило преподобного Серафима Саровского для начинающих христиан будет им не по силам.

Светлый понедельник

Пасха продолжается, колокола звонят, в храмах проводятся праздничные литургии, совершаются крестные ходы и врата открыты до самой субботы. 

В этот день читается зачало Евангелия от Иоанна, Глава 1, Стихи 18-28, в котором говорится:

 «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» .

Евангелист замечает, что Бога на самом деле никто из людей не видал, даже Моисей: люди иногда удостаивались видеть славу Божию под какими-либо покровами, но никто не созерцал ее в неприкровенном виде (ср. Исх. 33. 20), и евангелист признает это возможным для верующих только в будущей жизни (1 Ин. 3. 2; ср.: 1 Кор. 13. 12). Только Единородный Сын, вечно − и до воплощения, и по воплощении − пребывающий в недре Отчем, видел и видит Бога в Его величии и потому в известное определенное время явил Его миру, т.е., с одной стороны, явил людям Бога как любящего их Отца и раскрыл Свое отношение к Богу, − с другой же стороны, Он осуществлял в Своей деятельности намерения Бога относительно спасения людей, и через это, конечно, еще больше разъяснял их. После Христова Воскресения воистину мы можем познать Бога через Христа, который явил нам Себя (А.П. Лопухин «Толковая Библия»).

Домашние молитвы Светлой Седмицы

Итак, давайте разберем, как меняются домашние молитвы Светлой Седмицы и чем они отличаются от привычных нам. Я допускаю, что мою страницу могут читать люди, которые только воцерковляются, и начну с малого вступления.

Одним из важных моментов церковной жизни христианина является ежедневное домашнее (т.н. «келейное»)  чтение утренних и вечерних молитв. Это можно сравнить с  «добрым утром» и «спокойной ночи», которые любящие дети говорят своим родителям утром и отходя ко сну. Утренние и вечерние молитвы — это набор молитв, составленных разными святыми, которые Церковь рекомендует как содержащие самые необходимые для каждого православного славословия и прошения к Богу, Богородице и святым на день и грядущую ночь.

От праздника Пасхи и до праздника Троицы домашние молитвы изменяются для того, чтобы выразить почтение святому празднику на протяжении Светлой Седмицы и затем показать понимание верующим основных библейских событий, последовавших за нею.

Самое главное изменение, о котором нужно знать верующему: во все дни Пасхальной недели (Светлой Седмицы) – первой недели после праздника Воскресения Христова, до утра субботы включительно, – вечерние и утренние молитвы дома не читаются. Вместо них поются или читаются Часы Пасхи. Их можно найти в больших молитвословах и молитвословах-канонниках.

Также любые другие домашние молитвы Светлой Седмицы — каноны, акафисты и пр. обязательно предваряются  троекратным чтением тропаря Пасхи:

Псалмы и молитвы, обычные для домашних молитв при чтении канонов и акафистов с Трисвятого по “Отче наш…” (с тропарями после него) при этом не читаются.

Вместо молитвы «Достойно есть…», обычно завершающей чтение любых молитвенных правил читается т.н. «задостойник» (см. ниже).

Часы Пасхи поются также вместо Повечерия и Полунощницы.

На протяжении Светлой Седмицы христианином дома не читаются Псалтирь и никакие покаянные молитвенные правила.

Со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны. Подробнее о поклонах можно прочесть здесь.

Подготовка к Причастию на Светлой Седмице

Если христианин провел в воздержании и молитве Великий пост, то на Светлой Седмице он может приступать ко Причащению натощак (т.е. не принимав пищи и воды с полуночи), но без поста накануне. Разумеется, следует сделать оговорку, что перед Причастием и разговлятьсяРазговение — разрешение, по окончании поста, употреблять скоромную пищу, запрещенную во время поста нужно в меру, не переедая и не предаваясь пьянству, курению табака.

Домашние молитвы Светлой Седмицы, составляющие правило ко Святому Причащению, изменяются таким образом: вместо трех канонов (Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю) читается Канон Пасхи, затем — Часы Пасхи, Канон ко Причастию с молитвами.

Как уже говорилось выше, все молитвословия, в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении, предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи, а псалмы и молитвы с Трисвятого по “Отче наш…” (с тропарями после него) — не читаются.

Что касается исповеди перед Причастием: если вы исповедовались на Страстной седмице и не совершали тяжких грехов, тогда необходимость исповеди непосредственно перед Причастием лучше определить со священником храма, где вы хотите причаститься или своим духовником.

Домашние молитвы второй седмицы по Пасхе и до Троицы

Со второй седмицы по Пасхе (вечер первой субботы) возобновляется чтение обычных утренних и вечерних молитв, а также Правила ко Святому Причащению, включающего каноны ко Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и Последование ко Святому Причащению.

Однако необходимо обратить внимание на следующие особенности: до праздника Вознесения Господня (40-й день по Пасхе), накануне которого совершается отдание праздника Пасхи, вместо молитвы Святому Духу “Царю Небесный…” трижды читается тропарь Пасхи “Христос воскресе из мертвых…”. От Вознесения же до праздника Святой Троицы (50-й день) молитвы начинаются с Трисвятого “Святый Боже…”, молитва Святому Духу “Царю Небесный…” не читается и не поется до праздника Святой Троицы

От Вознесения же до праздника Святой Троицы (50-й день) молитвы начинаются с Трисвятого “Святый Боже…”, молитва Святому Духу “Царю Небесный…” не читается и не поется до праздника Святой Троицы.

Еще раз напоминаю, что до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны не только дома, но и в Храме, в частности — на возглас «Святая — Святым» и при выносе святой Чаши.

Задостойник

От понедельника Светлой Седмицы до Вознесения вместо обычного окончания молитв «Достойно есть…» поется задостойник:

По материалам сайтов azbyka.ru и foma.ru

Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или , чтобы сообщить мне о ней.

Часы Святыя Пасхи — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Часы Святыя Пасхи», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

Часы Святыя Пасхи

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру; всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды)

Предварившия утро яже о Марии и обретшия камень отвален от гроба слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены: тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающего род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся! и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава: Яко живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.

И ныне: Вышняго освященное Божественное селение, радуйся. Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй (40 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.

Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.

Шрифт:

Интервал:

Закладка:

Сделать

Важные изменения: домашние молитвы Светлой Седмицы и подготовка к Причастию

Домашние молитвы Светлой Седмицы

Итак, давайте разберем, как меняются домашние молитвы Светлой Седмицы и чем они отличаются от привычных нам. Я допускаю, что мою страницу могут читать люди, которые только воцерковляются, и начну с малого вступления.

Одним из важных моментов церковной жизни христианина является ежедневное домашнее (т.н. «келейное») чтение утренних и вечерних молитв.

Это можно сравнить с «добрым утром» и «спокойной ночи», которые любящие дети говорят своим родителям утром и отходя ко сну.

Утренние и вечерние молитвы — это набор молитв, составленных разными святыми, которые Церковь рекомендует как содержащие самые необходимые для каждого православного славословия и прошения к Богу, Богородице и святым на день и грядущую ночь.

От праздника Пасхи и до праздника Троицы домашние молитвы изменяются для того, чтобы выразить почтение святому празднику на протяжении Светлой Седмицы и затем показать понимание верующим основных библейских событий, последовавших за нею.

Самое главное изменение, о котором нужно знать верующему: во все дни Пасхальной недели (Светлой Седмицы) – первой недели после праздника Воскресения Христова, до утра субботы включительно, – вечерние и утренние молитвы дома не читаются. Вместо них поются или читаются Часы Пасхи. Их можно найти в больших молитвословах и молитвословах-канонниках.

Также любые другие домашние молитвы Светлой Седмицы — каноны, акафисты и пр. обязательно предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав”

Вместо молитвы «Достойно есть…», обычно завершающей чтение любых молитвенных правил читается т.н. «задостойник» (см. ниже).

На протяжении Светлой Седмицы христианином дома не читаются Псалтирь и никакие покаянные молитвенные правила.

Подготовка к Причастию на Светлой Седмице

Если христианин провел в воздержании и молитве Великий пост, то на Светлой Седмице он может приступать ко Причащению натощак (т.е. не принимав пищи и воды с полуночи), но без поста накануне. Разумеется, следует сделать оговорку, что перед Причастием и разговлятьсяРазговение — разрешение, по окончании поста, употреблять скоромную пищу, запрещенную во время поста нужно в меру, не переедая и не предаваясь пьянству, курению табака.

  • Домашние молитвы Светлой Седмицы, составляющие правило ко Святому Причащению, изменяются таким образом: вместо трех канонов (Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю) читается Канон Пасхи, затем — Часы Пасхи, Канон ко Причастию с молитвами.
  • Как уже говорилось выше, все молитвословия, в том числе и благодарственные молитвы по Святом Причащении, предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи, а псалмы и молитвы с Трисвятого по “Отче наш…” (с тропарями после него) — не читаются.
  • Что касается исповеди перед Причастием: если вы исповедовались на Страстной седмице и не совершали тяжких грехов, тогда необходимость исповеди непосредственно перед Причастием лучше определить со священником храма, где вы хотите причаститься или своим духовником.

Домашние молитвы второй седмицы по Пасхе и до Троицы

Со второй седмицы по Пасхе (вечер первой субботы) возобновляется чтение обычных утренних и вечерних молитв, а также Правила ко Святому Причащению, включающего каноны ко Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и Последование ко Святому Причащению.
Однако необходимо обратить внимание на следующие особенности: до праздника Вознесения Господня (40-й день по Пасхе), накануне которого совершается отдание праздника Пасхи, вместо молитвы Святому Духу “Царю Небесный…” трижды читается тропарь Пасхи “Христос воскресе из мертвых…”.
От Вознесения же до праздника Святой Троицы (50-й день) молитвы начинаются с Трисвятого “Святый Боже…”, молитва Святому Духу “Царю Небесный…” не читается и не поется до праздника Святой Троицы.
Еще раз напоминаю, что до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны не только дома, но и в Храме, в частности — на возглас «Святая — Святым» и при выносе святой Чаши.

О причащении и поведении в Светлую седмицу.

Встречая великий Праздник Пасхи – Христово Воскресение – многие верующие искренне хотят всю Светлую седмицу провести в радости.

Для кого-то это личный опыт познания Христа, кто-то поступает так, выполняя 66-е правило Шестого Вселенского Собора, которое гласит о том, что «всю неделю верные должны непрестанно упражняться во псалмах, и пении, и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и внимая чтению Божественных Писаний, и наслаждаясь Святыми Тайнами».

Эти слова призывают нас причащаться на Светлой седмице каждый день. Но как выполнить это правило? Ведь перед причастием мы обычно постимся, исповедуемся и специально готовимся, читая продолжительное молитвенное правило, а Светлая седмица – это время разговения, праздничного веселья и отдыха после долгого постного воздержания.

Конечно, причащаться можно и нужно – хоть каждый день пасхальной недели. Такое частое причастие на Светлой седмице – награда тем, кто соблюдал Великий пост. Молитвенное правило в эти дни особое – пасхальное и очень короткое. Часы и вечерняя служба тоже краткие – все приспособлено к тому, чтобы любой человек мог ходить в храм каждый день. Вместо всех канонов – Пасхальный канон, вместо Последования ко святому причащению – часы Святой Пасхи и остающиеся неизменными молитвы ко святому причащению.

Пост в пище перед причастием может заключаться только в воздержании накануне вечером от мяса и с 12 ночи до причастия, как обычно, воздержании от пищи и питья. От супружеских отношений, по возможности, следует в эти святые дни воздерживаться, а накануне причастия это совсем недопустимо.

Что касается исповеди на Пасху – у каждого священника своя практика. Кто-то читает только разрешительную молитву, кто-то благословляет причащаться в первый день после Пасхи без исповеди.

Если люди постились, готовились к Пасхе, но проводят Светлую седмицу вне Церкви, не участвуют в Таинстве Евхаристии, то это все равно, что они забирались, забирались на гору – и ухнули опять вниз. Разговелись, поели мяса – и все. Если так жить, то, бывает, человек после Пасхи впадает в уныние. А если человек готовился и старается в Светлую седмицу ходить в храм, причащаться, то он остается на этой вершине и потом спускается с нее медленнее. И радость о Воскресении Христовом ярче освещает его душу, дольше веселит сердце.

Светлая седмица – это не время загула. Не стоит тратить время в кино, театре, читать запоем книги, чрезмерно есть. Пасха – это радость Царствия Небесного. А в Царствии Небесном мы не будем есть мясо, ходить в кино, не будем читать детективные романы, не будем играть в компьютерные игры – но там радости будет больше, чем здесь, на земле! К этой радости мы должны постараться приобщиться в Светлую седмицу.

В эти дни хорошо посещать болящих, поддерживать обездоленных, гулять на природе, ходить в гости – но везде нужно помнить о Христе. Настоящая радость будет со Христом.

Смысл христианства – это Пасха. Нам очень сложно постоянно находиться на этой высоте, поэтому мы поневоле спускаемся вниз, а преподобный Серафим, например, жил этой радостью всегда. «Радость моя, Христос воскресе!» – говорил он во все дни года. И апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5:16).

Христианство – это и есть Пасхальная радость. Все превосходящая радость победы над смертью, над злом, радость избавления от ада, избавления от власти диавола. Это радость о воскресении Христа.

Интересные страницы:

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО НА СВЕТЛУЮ СЕДМИЦУ.

Молитвословия Часов пасхальных

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

Тропарь:

Христос воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живот дарова́в. (Трижды)

Воскресение Христово видевше, поклони́мся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся святому Христову Воскресению: се бо прии́де Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, пое́м Воскресение Его: распятие бо претерпе́в, смертию смерть разруши. (трижды)

Ипакои:

Предвари́вшия утро я́же о Марии, и обре́тшия камень отвале́н от гроба, слы́шаху от Ангела: во свете присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что ищете яко человека? Видите гро́бныя пелены́, тецы́те и миру пропове́дите, яко воста́ Господь, умертви́вый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Кондак:

Аще и во гроб снизше́л еси, Безсме́ртне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир да́руяй, падшим подая́й воскресение.

Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Яко Живоносец, яко рая́ красне́йший, воистинну и черто́га всякаго ца́рскаго показа́ся светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь:

Вы́шняго освяще́нное Божественное селение, радуйся: Тобою бо даде́ся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в жена́х еси, Всенепоро́чная Владычице.

Господи помилуй. (cорок раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь:

Честнейшую Херувим и сла́внейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова ро́ждшую, су́щую Богородицу, Тя величаем.

Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (трижды)

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

***********************************************************************

До праздника Вознесения Господня

Праздник Вознесения наступает через 40 дней после Пасхи.

В этот период все молитвословия начинаются с тропаря Пасхи:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», который читается три раза.

Молитва «Царю Небесный не читается», так как обращена к Святому Духу.

Связано это с тем, что, начиная со Страстной седмицы, мы мысленно следуем за евангельским повествованием.

Согласно Евангелию, Святой Дух сойдет на апостолов только через 50 дней после Воскресения Христова — на Троицу.

Тогда «Царю Небесный» начнут читать вновь.

Вместо молитвы «Достойно есть» читается кондак Пасхи:

«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!

Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе.

Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».

С Вознесения до Троицы

Этот период длится 10 дней.

Уже не произносится тропарь Пасхи, но и молитва «Царю Небесный» по-прежнему не читается.

Молитвословия сразу начинаются с Трисвятого:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Молитва перед едой

До праздника Вознесения Господня вместо молитвы «Отче наш» перед едой читается тропарь Пасхи

«Христос Воскресе из мертвых». После еды вместо «Благодарим Тя» — кондак «Ангел вопияше».

Со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector