Пять православных книг, рекомендуемых для прочтения

Священное Писание: нельзя прочитать раз и навсегда

― Чтение Священного Писания отличается от любого другого?

― Да, конечно, отличается.

Необходимо, чтобы человек читал Священное Писание, особенно в первый раз, понимая, что это такое, что это за книга ― чтобы она не стояла для него в ряду «Илиады», «Одиссеи», других древних повествований о делах давно минувших дней. Надо понимать место этой книги в истории человеческой цивилизации. Поэтому до того, как ты открываешь Библию, обязательно надо прочитать что-то и о самой Библии ― историю и время ее создания, основное содержание книг, входящих в ее канон.

Тем более надо понимать, что Новый Завет — Евангелие — невозможно читать как обычное повествование. Как бывает: прочитал книгу, пусть даже очень хорошую, один раз и отложил ее в сторону. «Читал «Войну и мир»?» — «Читал, в девятом классе». А Евангелие человек должен читать всегда, всю жизнь, и тогда с каждым новым чтением ему открываются все новые и новые грани этой Книги.

Священное Писание требует гораздо большего внимания. Когда мы читаем обычную книгу, особенно если есть навык быстрого чтения, мы стараемся быстрее пробежать по сюжету, может быть, даже пропуская какие-то «излишества», вроде описаний природы, сражений и тому подобного. А Священное Писание всё богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3, 16). Каждое его слово, каждая фраза имеет определенный и достаточно глубокий смысл, не только буквальный, повествовательный, но и духовный.

Именно поэтому существует обширный пласт толкований (экзегезы) Священного Писания. Сам Господь говорит в Евангелии о необходимости «исследовать Писания» (см.: Ин. 5, 39), и христианская экзегеза возникает одновременно с апостольской проповедью: никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет. 1, 20-21). Поэтому Писание воспринимается во всей полноте только в контексте святоотеческих толкований.

Человеку, который только знакомится с церковной жизнью и ее учением, прежде всего необходимо, конечно, прочитать Новый Завет, потом уже Ветхий, несмотря на то что в Библии они расположены в обратном порядке. Очень хорошо бы почитать толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а если хватит терпения и сил, то и на апостольские послания.

― Нужны ли «особые условия» для того, чтобы читать Священное Писание, святых отцов? Сегодня многие люди читают в транспорте, потому что для них это единственное «свободное время». Дома же, особенно после рабочего дня и всех домашних дел, кажется, что уже невозможно воспринимать ничего серьезного…

― Есть такая практика, она рекомендуется достаточно большим количеством духовно опытных людей — начинать день с чтения Священного Писания, хотя бы главы Евангелия. Человек должен буквально питать им свою душу, чтобы руководствоваться Евангелием во всех ситуациях своей жизни.

Кроме того, к вечеру, действительно, люди чувствуют себя уставшими, буквально перегруженными. Классическая европейская традиция — семейное чтение Библии по вечерам, которая, кстати, нашла отражение и в художественной литературе, и в живописи. Но, увы, эта традиция относится больше к другим временам, когда жизнь была более размеренной. Ежедневный труд человека мог быть тяжелым физически, но его голова все-таки оставалась в относительном покое ― не так, как в сегодняшнем «информационном обществе», когда мы, придя домой, бывает, уже не соображаем, кто мы и где находимся.

Поэтому, на мой взгляд, Священное Писание лучше читать дома утром. Бывает, что и в транспорте люди читают серьезные книги. Это зависит, скорее, от того, имеет ли человек навык внимательного чтения. Если имеет, то можно читать и в дороге ― это гораздо лучше, чем смотреть по сторонам.

Развлечение с прорывом в вечность

Жанр фэнтези начинался как трансформация мифа, сказки и легенды – истории о героях без страха и упрека, непрерывно совершающих подвиги и крушащих своими мечами все живое и неживое. Тут же мистика, тут же где-то Чаша Грааля и рыцари короля Артура.

Но очень скоро это направление стало почти тупиковым, читателям и писателям надоело. Казалось, всё, смерть, но тут произошло скрещение фэнтези с городским реалистическим романом и романтической повестью. И тут на уровне гибридизации случилось чудо. На стыке правды и неправды, вымысла и истины стали рождаться вещи исключительно яркие и интересные.

Развлекательный жанр стал жанром серьезным, может быть, самым серьезным из существующих, даже с прорывом в вечность. По сути, к жанру фэнтези можно отнести и Гоголя с «Вием», и Булгакова с «Мастером и Маргаритой», и Гофмана, и Маркеса, и Орлова с «Альтистом Даниловым».

В колдунах, магах и всем прочем, что временами попадает на страницы книг, нет ничего дурного. Нет ничего страшного и в том, что герои выпускают из колец искры, летают на пылесосах или ныряют на двушку на пеге.

Мой же собственный внутренний рецепт такой, что христианское фэнтези – жанр хороший и полезный, если не заигрываешься и соблюдаешь определенные внутренние законы.

Главный же закон такой, что ты только подводишь к дверям храма, потому что если ты за них переступил, будет мистика, а мистика – это всегда подмес.

Фэнтези – жанр населенный. Есть сотни его вариаций самых разных. В этой статье-списке хотелось бы остановиться на православном – или, более точно, христианском – фэнтези, поскольку два основных родоначальника этого жанра Толкин и Клайв Льюис не были православными, а без их книг нашему списку не обойтись.

Художественная православная литература

Существует немало книг, написанных православными авторами и ставших бестселлерами. Они не только увлекательны своими сюжетными линиями, но и полезны для духовной работы.

Одна из самых читаемых православных книг — «Несвятые святые и другие рассказы» архимандрита Тихона (Шевкунова). Издана в 2011 году, и за год ее суммарный тираж составил 1,1 млн экземпляров. Рассказы, вошедшие в книгу, являются автобиографическими, большинство из них связаны с Псково-Печерским монастырем, где он начал свою монашескую жизнь. По словам архимандрита, он зачастую их рассказывал на проповедях, студентам по пастырскому богословию, друзьям, семье, и многие стали настаивать на том, чтобы эти истории были записаны. Книга полюбилась не только православным верующим, но даже мирским людям, которые ни разу не были в храме. Более того, признание она получила во всем мире, так как была переведена на английский, французский, греческий, польский, эстонский, болгарский, итальянский, и на данный момент осуществляется перевод еще на несколько других языков. Данная книга удостоилась литературной премии «Большая книга», став лучшей по мнению читателей, и получила награду «Книга года» как лучшая «Проза года».

Подобна вышеописанной книга «У Троицы окрыленные», авторство которой принадлежит другому архимандриту Тихону (Агрикову). В рассказах идет речь об иноках Свято-Троицкой Сергиевой Лавры абсолютно разных возрастов. Но самая важная особенность заключается в том, что в каждой описанной истории присутствует кончина героя, ведь с физической смертью он отправляется в Вечность. В книге прекрасно передается вся глубина монашеского духа, любовь, радость и чувства при прохождении испытаний. Хоть внешне она не так эффектна, как предыдущая, все же «У Троицы окрыленные» отличается большей глубиной повествования.

«Ангелы уходят, не прощаясь» — последнее произведение Виктора Лихачева, ушедшего из жизни до завершения книги. Несмотря на то, что книга недописанная, читатель все же может понять основную мысль, заключающуюся в безграничной вере в Бога и надежде на то, что наши небесные покровители ангелы не оставят нас никогда. Вместе с этим можно прочувствовать любовь автора к Родине, ведь он успел обойти и объездить даже самые отдаленные ее уголки. Благодаря искренности и простоте, с которой написано произведение, каждый сможет найти в нем себя, свой путь.

Тяжелый период для христианской церкви – времена сталинских репрессий хорошо описан в книге «Отец Арсений» неизвестного автора. Написана ли она на основе реальных событий, является ли главный персонаж настоящим человеком или выдуманным, сказать невозможно. Произведение повествует о ревностном молитвеннике, кротком святом старце, всецело посвятившем свою жизнь Богу, несмотря на тяготы и невзгоды того времени. Книга издана в английском, французском, греческом, болгарском и сербском переводах.

«Душа после смерти» иеромонаха Серафима (Роуз) – наилучшая книга, наиболее понятно, доступно раскрывающая тему жизни человека после смерти, существования ангельского, духовного мира. Основными целями ее написания послужили желание автора дать объяснение современных «посмертных опытов» и необходимость привести основные источники православного учения о загробной жизни.

Хорошо провести время, при этом духовно возрастая, помогут также следующие книги:

  • протоиерей Виктор Гурьев «Пролог в поучениях на каждый день года»;
  • Павлова Н. А. «Пасха Красная»;
  • Лихачев В. В. «Кто услышит коноплянку?»;
  • Шмелев И. С. «Пути небесные»;
  • монах Селафиил (Филипьев) «Начальник тишины»;
  • игумен Никон Воробьев «Нам оставлено покаяние»;
  • Ширяев Б. Н. «Неугасимая лампада»;
  • протоиерей Андрей Ткачев «Страна чудес и другие рассказы»;
  • архимандрит Иоанн (Экономцев) «Свет Преображения. Записки провинциального священника»;
  • Вознесенская Ю. Н. «Мои посмертные приключения».

Пониманию Православия поспособствует творчество Достоевского Ф. М., Богдановой И. А., Николаевой О. А., Сухининой Н. Е., Крупина В. Н. и других известных верующих авторов.

Как выбрать книги православному

Интернет наполнен различной информацией, выбор православных книг в магазинах и церковных лавках многообразен. беда в том, что в интернете можно купить книгу непроверенного автора, которая вместо пользы принесет вред. В церковной же лавке есть риск купить профессиональную литературу для богословов, совершенно непонятную для обычного прихожанина.


Православная литература охватывает множество тематик

Для таких случаев существует перечень книг, которые обязательно должны быть в библиотеке православного христианина. Выбирая книги для домашней христианской библиотеки, важно не ошибиться. Даже гриф «Издано по благословению…» не является гарантией того, что книга — не подделка

Многие недобросовестные издатели ссылаются на церковную цензуру, в надежде, что никто не будет это проверять.

Малоизвестным авторам лучше предпочесть книги известных богословов, пользующихся авторитетом в православном мире. Если возникают сомнения в душеполезности какой-либо литературы, лучше задать о ней вопрос своему священнику.

Закон Божий

Закон Божий и катехизис (руководство, содержащее основные положения христианского вероучения) помогут новоначальному постичь основы православного вероучения, ознакомиться с краткой историей Нового и Ветхого завета, понять, что такое молитва, узнать об устройстве Церкви и храма, смысле богослужения.

Наверное, самой известной книгой этого ряда является «Закон Божий» (О) протоиерея Серафима Слободского. Многое о жизни Церкви можно почерпнуть из таких книг, как «Закон Божий» (О) архимандрита Иова (Гумерова), «Закон Божий» (О) священника Даниила Сысоева, «Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере» (О) митрополита Илариона (Алфеева), «Православный катехизис» (О) святителя Филарета (Дроздова).

Рубрика «Закон Божий»

Книга, систематически излагающая множество аспектов Православия

«Православие. Очерки учения Православной веры» протоиерея Сергия Булгакова — первая книга о Православной вере, с которой могли познакомиться на Западе. Систематически рассматривая учение Церкви, «Православие» вобрало в себя лучшие достижения русской религиозной философии.

В «Православии» Булгаков много внимания уделяет Церкви, в полемике против западных конфессий строит православное учение о Церкви, рассматривает ее иерархию, ее единство и святость, ее как Предание

Затем Булгаков по очерку уделяет внимание вероучению православия, таинствам, почитанию Богоматери и святых, богослужению и иконам, мистике, этике, отношению православия к государству, экономике и инославию, эсхатологии и апокалиптике

Как православные понимают социально-экономические вопросы?

«Учение древней Церкви о собственности и милостыне» богослова нач. XX в. Василия Экземплярского — уникальная книга в русском богословии, кажется единственная монография, посвященная вопросам собственности у Св. Отцов (то есть ведь — вообще в православном христианстве). Обработав действительно огромный материал (Тертуллиана, Климента Александрийского, Киприана Карфагенского, Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, блаж. Августина, блаж. Иеронима и др.), Экземплярский воспроизводит цельное учение Церкви о собственности:

«Право собственности не принадлежит к области благодатной христианской жизни, к сфере Божьего Царства и потому не может быть рассматриваемо как святыня для христианской совести, и к нему не может быть прилагаем предикат «священное». Это потому, что право частной собственности, как оно осуществляется в жизни людей, принципиально противоречит началу всеобъемлющей христианской любви, не знающей границ «моего» для другого; право собственности возникает поэтому не на основе христианского братства людей, но на основе недостатка такого братолюбия, когда человек противополагает себя и свое другим. Ясно само по себе, что при таком отношении к началу личной собственности идеалом устроения материальной стороны жизни членов христианской Церкви должно явиться общение имуществ на основе свободной братской любви по примеру жизни первохристианской общины».

Татьяна Глазкова

В университете читала Остромирово евангелие. Это был текст, где надо было найти и определить типы склонений и т.д. Возникал вопрос: почему запрещена Библия? Тезис «религия-опиум для народа» не устраивал.

Шли годы. В 1979 году в руки попало Евангелие. Читала сутки, не отрываясь. Трудно передать словами всю гамму чувств, охвативших меня тогда. И радость, и смятение, и безмятежность одновременно. Мир вокруг меня стал другим. Потом еще сутки я читала Евангелие, наслаждаясь каждым словом, каждой буквой в нем.

С тех пор прошло много лет. Верю ли я? Мне кажется, что вера стала неотделимой частью меня. А вот когда это произошло — я не знаю.

Священное Писание

Центральное место на книжной полке православного христианина должно занимать Священное Писание.

Преподобный Феодор Студит:

«Великое зло не знать Писания, ибо бесчисленное зло рождается от неведения Писания…»

Изучение Православия необходимо, прежде всего, начать с чтения Нового и Ветхого завета.

Новый завет — одновременно простая и необычайно сложная для понимания книга. Несмотря на то, что Слово Божье было изначально обращено к плотникам, рыбакам, пастухам — простым людям, при каждом прочтении Евангелия человек открывает для себя что-то новое, непознанное. Поэтому читать боговдохновенные тексты следует с особым усердием и внимательностью.

Рубрика «Библия и Новый Завет»

Главная книга всех христиан

Основной книгой, которой верующий должен уделять наибольшее влияние, остается Священное Писание. Это прозвучит странно, но многие люди, искренне считающие себя верующими, смутно представляют себе содержание Евангелия. Считать себя христианином и не читать Библию — как минимум, неправильно.

Начать чтение лучше с Нового Завета. Для неподготовленного человека Библия будет довольно специфичной книгой. В ней много метафор, аллюзий, образов. Труды Святых Отцов помогают понять, что хотел донести до нас Христос.


Ветхий и Новый Завет – две составные части Библии

Новый Завет более доступен для понимания, в отношении него есть много хороших комментариев и пояснений со стороны известных служителей Церкви, поэтому трудностей с восприятием информации не возникнет даже у новоначального верующего. После его осмысления можно приступить к знакомству с Ветхим Заветом, но и здесь без толкований обойтись точно не удастся.

Важно! Лучшей книгой для понимания Священного Писания считается труд Александра Меня «Как читать Библию»

«Житие Паисия Святогорца»

Это тоже книга об афонском святом, которая была так же написана афонским монахом — а от того в ней очень хорошо переданы и дух монашества, и дух Афона, и жизнь старца Паисия.

Преподобный Паисий Святогорец умер совсем недавно. Он был удивительным монахом. Остались сотни свидетельств об исцелениях по его молитвам, случаев прозорливости и других чудесах, которые никак не вписываются в привычные нам рамки. Его видели поднимающимся над землей или находящимся сразу в двух местах. Некоторые паломники, оставшиеся в его домике на ночь, слышали, как к старцу приходили бесы — стучали по крыше и всячески шумели. Старец Паисий мог не проявиться на пленке, если фотографировали без благословения: фотография есть, все на ней изображено, а на месте святого — ничего.

Это все чудеса, которые, конечно, способны впечатлить каждого. Но главное — старец Паисий являл собой образ невероятного самоотречения, смирения и любви. Настоящий христианин. Паломникам он полюбился тем, что с каждым говорил на самом понятном, живом и современном языке. Когда уместно — старался шутить. Когда надо — был максимально прямым или строгим.

Преподобный Паисий Святогорец в окружении паломников

Книга «Житие Паисия Святогорца» состоит из двух частей. В одной из них рассказывается жизненный путь этого святого — от самого рождения до самой смерти, — и это очень увлекательный рассказ (к тому же в нем приводится много воспоминаний старца). Вторая часть состоит из рассказов о его помощи паломникам и православным христианам — как при его жизни, так и после смерти.

О преподобном Паисии написано много книг, в том числе больших житий. Но эта — лучшая.

«Несвятые Святые»

Это, возможно, лучшая миссионерская книга за всю историю христианства — если это качество мерять тиражами.

Первое издание книги вышло в 2011 году и было моментально распродано. Так же случилось и со вторым, и с третьим изданием, которые были выпущены следом.

Сейчас даже не верится — в московском метро можно было почти каждый день встретить человека с этой книгой. Ее читали и православные, и даже те, кто в храме никогда не был.

Книга переходила из рук в руки. Сначала ее читал кто-то один в семье — и после обязательно старался поделиться с близкими — особенно с тем, кто-либо не верит в Бога, либо «сомневается». Вот такой силы получилась книга — настолько она «попала в тон времени»!

Митрополит Тихон (Шевкунов) — автор самой продаваемой православной книги за всю историю (не считая, разумеется, Библии)

Митрополит Тихон (Шевкунов) рассказал на своих страницах о людях, которых встречал за свою жизнь. Это были и монахи в Псково-Печерской Лавре, где он подвизался какое-то время, и старцы, которых он там видел или о которых слышал рассказы. Несколько глав посвящено мирянам — «самым простым» и знаменитостям.

Получилась добрая и полная любви книга. Но главное (и это то, наверное, почему она полюбилась всем) — в ней нет ни капли такой вот искусственной слащавости. Это просто книга о добре и чудесах — которые действительно происходили. И на самом-то деле происходят постоянно вокруг нас!

На сегодняшний день книга «Несвятые святые» вышла уже тиражом 2 500 000 экземпляров и была переведена на множество языков.

Саша Дунаева

Три книги повлияли на мой приход к вере. Первая — Новый Завет («Гедеоновых братьев» издательство, нашла в столе у бабушки, и что он там делал? Она же так и не читала его), и я поверила в Бога и крестилась. Вторая – «Несвятые святые», которую прочла около года назад, уже далеко уйдя от Бога в язычество. Книга тронула и пробудила то, что оставалось глубоко, словно свежим взглядом я увидела христианство, что оно еще живо. Третья книга – «Сила молитвы» митрополита Антония Сурожского. Его книги и записи внезапно откликнулись во мне, читала и слушала взахлеб! Моя вера словно возродилась, я вернулась не только к христианству, но и к православию. Теперь я вновь живу. Это если кратко. Ведь еще множество книг читаю, и буду читать — вот, к примеру, взяла Шмелева. Столько о нем читала и слышала, в том числе и на вашем сайте, что решила прочесть.

Труды Святых Отцов

Со святоотеческой литературой следует знакомиться, чтобы лучше осознать суть духовной жизни. Такие труды помогают понять, что церковная жизнь — не только внешнее благочестие, но и многолетний духовный опыт подвижников и простых христиан.

Толкования святителя Иоанна Златоуста

Труды Иоанна Златоуста — своего рода букварь духовной жизни. Его толкование Священного Писания на протяжении многих лет является путеводной звездой всех христиан. Книга помогает разобраться во всех сложностях Нового и Ветхого Заветов.

Труды Феофана Затворника

«Евангельская история» Феофана Затворника занимает особое место в христианской литературе.


Феофан Затворник «Евангельская история»

В своей книге Святитель подробно изложил весь земной путь Спасителя, расположив события в хронологическом порядке. Труд «Как научиться молиться» помогает избежать ошибок во время молитвенного правила.

Книги Тихона Задонского

Тихон Задонский — крупнейший православный богослов. Его не зря считают одним из лучших христианских авторов. Его книги, написанные простым, доступным языком — это бесценные ответы на извечные вопросы о Боге и человеке, которые не теряют актуальности и по сей день.

Елизавета Ерофеева

На мой, скорее не приход, а возвращение к вере уже в зрелом возрасте очень сильно повлияла книга святого праведного Иоанна Кронштадского «Моя жизнь во Христе». Наверное, это было как прозрение: то, что ты, казалось, всегда знал душой-христианкой, но не мог выразить словами… Знаю, что писался этот труд свыше, в минуты особого «духовного вдохновения», поэтому невозможно не чувствовать и не принимать в сердце каждую мысль, каждое слово, равно как и не стыдиться не следовать тому, о чем говорит, а иногда даже просит дорогой батюшка Иоанн. В этих дневниковых записках, собираемых годами, нашлись ответы на все мои вопросы и сомнения. Воистину ценная книга на каждый день Великого поста, после Евангелия.

Алена Жилкина

Люблю читать. Я научилась читать в три года, в пять уже вовсю читала книгу А. Волкова «Волшебник изумрудного города», а лет в 8 ко мне в руки попала детская Библия с очень красивыми иллюстрациями. И я начала читать. Многого не понимала, но читала все добросовестно и по порядку. И мне было очень интересно и хорошо. Когда были какие-то контрольные, я обязательно просила помощи у Господа, и Он всегда меня слышал.

Когда мне было 11, убили моего папу. Мама пришла в храм и привела нас с сестрой. Так в моей жизни появились Евангелие и молитвослов, подаренные бабушкой. Потом мы стали покупать православную литературу, и я забыла про фантастику и приключения. Больше всего я любила читать про настоящие жизненные истории, как например «Под кровом Всевышнего».

В этот Великий пост я начала читать с первой страницы (только не смейтесь) ту самую детскую Библию, с красивыми иллюстрациями, Евангелие и Псалтирь. Читаю и другие православные книги: жития, рассказы Шмелева, «Несвятые Святые»…

Елизавета Цымбаревич

Книга «Лето Господне» Ивана Сергеевича Шмелева привела к вере. Эта повесть стала темой моей дипломной работой на художественном факультете ВГИКа. Недавно я сделала альбом с фрагментами текста Шмелева и моими эскизами. Во вступлении к этому альбому я и рассказываю, как повлияла на мою жизнь эта книга.

Как-то теплым июльским вечером, уютно расположившись в любимом выцветшем от солнца зеленом кресле на деревянном балконе старого дачного дома, я лениво открыла неприметный томик И. С. Шмелева. И чем дальше я читала, тем сильнее замирало сердце, и что-то родное, сокровенное наполняло душу. Шло лето 2009 года. Я только закончила 4-й курс института. Пора было выбирать тему для дипломной работы. На одном дыхании прочитала «Лето Господне». Простое и мудрое слово Шмелева затронуло что-то самое главное, что всегда было во мне. То, что я всегда знала, но отчего-то забыла. Возможно ли это нарисовать? Как воссоздать ушедший, но живой мир, передать дыхание московской старины, пропитанной исконными традициями? Как показать жизнь семьи и дома, полную сердечной простоты, «праздников, радостей, скорбей»?

Что может сказать Православие современным людям? (проповедь)

Митрополит Антоний Сурожский — голос православия в XX в., наверное, самый известный православный проповедник последних десятилетий. С его бесед очень многие начинали свой путь ко Христу, в Православную Церковь. Слово владыки Антония — в высшей степени и в самом хорошем смысле — простое, ясное, но и невероятно глубокое, проницающее до самых оснований своих слушателей. Из его огромного наследия выделим «Труды» (текст и аудио) — собрание творений владыки, сгруппированных по следующим разделам: «Материя и дух», «Вопрошание», «Человек», «Слово Божье», «Пути Божии», «Встреча», «Проповеди». Ольга Седакова отзывалась об этом собрании творений митрополита Антония Сурожского как об «огромном, прекрасно составленном и откомментированном томе, в каком-то отношении суммирующем четыре десятилетия жизни слова владыки Антония». Действительно, этот том показывает всю разносторонность и глубину слова митрополита Антония.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector