Палех: достопримечательности и интересные места

Мастерская Н. В. Дыдыкина

Еще один музей, посвященный выдающемуся палехскому художнику Николаю Васильевичу Дыдыкину расположился в центре Палеха, рядом с уютным старым садом. Помимо иконописи, Дыдыкин успел обучиться еще и скульптурному ремеслу. Наиболее известное детище мастера – памятник А. С. Пушкину, установленный во дворе последней квартиры поэта в Санкт-Петербурге.

В Палехе Н. В. Дыдыкин проводил каждое лето. Он общался с остальными палехскими художниками: Кориным, Зубковым, Голиковым.

Мемориальный музей был открыт в 1978 году через 3 года после смерти мастера. Он завещал свою мастерскую и все хранившиеся в ней работы государству. В экспозиции представлено более сотни скульптур: барельефные портреты, бюсты известных скульпторов, композиторов, ученых, космонавтов и т.д.

Музей-мастерская Дыдыкина

Адрес: ул. Ленина, 25А.Режим работы: Вт-Вс – 10:00-17:30, выходной – понедельник.

Памятник погибшему солдату

Памятник находится недалеко от Крестовоздвиженского собора. Он установлен в 1968 году, его создателем является Николай Васильевич Дыдыкин. В скульптуре увековечена память обо всех жителях поселка, которые не вернулись с войны. В их числе был и сын Николая Васильевича, погибший на фронте в 1942 году.

Памятник погибшему солдату

Памятник представляет собой высокий обелиск высотой 14 м. Рядом с ним стоит солдат и опирается на меч. На нем надеты кирзовые сапоги, плащ-палатка и пилотка. У подножья памятника лежат венки и цветы. В День Победы сюда приходят гости поселка, чтобы почтить память погибших защитников Родины.

Мастерская Н. В. Дыдыкина

Еще один музей, посвященный выдающемуся палехскому художнику Николаю Васильевичу Дыдыкину расположился в центре Палеха, рядом с уютным старым садом. Помимо иконописи, Дыдыкин успел обучиться еще и скульптурному ремеслу. Наиболее известное детище мастера – памятник А. С. Пушкину, установленный во дворе последней квартиры поэта в Санкт-Петербурге.

В Палехе Н. В. Дыдыкин проводил каждое лето. Он общался с остальными палехскими художниками: Кориным, Зубковым, Голиковым.

Мемориальный музей был открыт в 1978 году через 3 года после смерти мастера. Он завещал свою мастерскую и все хранившиеся в ней работы государству. В экспозиции представлено более сотни скульптур: барельефные портреты, бюсты известных скульпторов, композиторов, ученых, космонавтов и т.д.

Музей-мастерская Дыдыкина

Адрес: ул. Ленина, 25А. Режим работы: Вт-Вс – 10:00-17:30, выходной – понедельник.

Палехская роспись

Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Само слово палех фино-угрского происхождения. Угро-фины в свою очередь полностью растворились среди славян и их языковая культура прослеживается лишь в географических названиях — Пурех, Палех, Линдех, Сезун, Люлех…

Палех с древности славился своими иконописными мастерами.Наибольшего расцвета иконопись Палеха достигает к 18 началу 19 веков. Местные живописцы занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой Лавры, Новодевичьего монастыря.

Тонкое искусство лаковой миниатюры соединило в себе традиции иконописания и русского народного творчества.

Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы.

Уже в 17 веке палешане вышли за рамки религиозной тематики, насыщая изображения деталями из жизни отображающей быт. Одним из ранних образцов палехского стиля является икона «Всех скорбящих радости» начала 17 века.

Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д. На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряжь лошадей. Всe это изучалось палехскими мастерами и с творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи.

После революции 1917 года, из-за смены политической власти , данное направление в искусстве пришло в упадок и художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала.

И лишь после мировой войны искусство Палехской росписи получило свое развитие в новом для себя направлении. Поскольку иконописью заниматься было запрещено, то мастера нашли применение для себя в росписи шкатулок, брошек, пудрениц.

Поставец с росписью в духе «революционных агиток»

Узоры настолько филигранны, что мастерами в процессе создания приходится применять увеличительное стекло.

Разделочная доска с палехской росписью. Часы.

В 1918 г. художники создают Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются выдающиеся деятели искусств Голиков Иван Иванович и Глазунов Александр Александрович, в московской мастерской которого и была написана Голиковым Иваном первая работа в так называемом палехском стиле. В 1923 работы были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом папье-маше, являвшемся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924.

Палехская шкатулка.

В 1928 году в Палехе открылась профтехшкола древней живописи, обучение в которой длилось четыре года. В 1935 году школа была преобразована в художественный техникум. В 1936 году техникум перешёл в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем (Палехское художественное училище им.А.М.Горького), где обучение длилось 5 лет. В 2000-х годах срок обучения сокращён до 4 лет.

Все сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, классических литературных произведений, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываютсязолотом.

Шкатулка с сюжетом из сказки «Дюймовочка».

Отличительные черты палехской школы :

миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо;

  • общий мягкий тон письма;
  • многообразие элементовкомпозиции и их живописность;
  • узорчатость письма;
  • разнообразие радужных сияний;
  • вписание остроконечных гор;
  • деревья с натуральной листвой;
  • удлинённость фигур подобно строгановским;
  • тонко прописывались головы и обнажённые части фигур;
  • фоны разных тонов (вплоть до золотых).

Рабочее место палехского художника:

По материалам интернет-сайтов.

Транспорт

Палех — маленький поселок, вдоль и поперек его за полчаса обойдешь пешком. Съездить можно в соседние села Холуй (30 км) и Мстеру (110 км), где тоже есть музеи лаковой миниатюры. На автобусе в Холуй надо ехать через Южу, а в Мстеру — через Вязники. Таксисты с готовностью откликаются на просьбу показать местные достопримечательности. Цены разнятся — в среднем 15-25 RUB за км.

Не рекомендуется приезжать в Холуй весной — во время паводка река Теза так заливает село, что местные передвигаются по нему исключительно на лодках.

Велобум еще не докатился до родины жар-птицы — предложений по аренде велосипедов почти нет. Говорят, что гостевой дом на улице Зиновьева предлагает своим постояльцам двухколесных друзей напрокат.

История Палеха. «Артель древней живописи»

В 1924 году палехские художники большим успехом пользовались на выставке в Венеции. Вскоре палешанам из Италии пришло приглашение – прислать четырех мастеров для организации школы, но художники отказались покинуть Родину. Днем рождения палехского искусства принято считать основание 5 декабря 1924 года «Артели древней живописи».

Первоначально в «Артель» вошли семь человек: Иван Голиков, Иван Баканов, Александр и Иван Зубковы, Александр и Владимир Котухины, Иван Маркичев. Вскоре к ним присоединились Дмитрий Буторин, Алексей Ватагин и другие. В 1925 году работы палешан получили признание на Международной выставке в Париже.

В июне 1932 года в «Артели древней живописи» работало более 100 человек, из них 48 мастеров, 20 кандидатов в ученики.

В марте 1935 года артель преобразована в «Товарищество художников Палеха». В 1940 году оно было закрыто, в 1943 году – восстановлено.

В 1954 году «Товарищество» преобразовано в Художественно-производственные мастерские (ПХПМ). В этом же году было создано Палехское отделение Союза художников РСФСР.

В 1989 году Палехские художественно-производственные мастерские были закрыты.

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании красного, желтого и зеленого цветов, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства, книжной графике, монументальной живописи, росписи изделий из фарфора, а также реставрации монументальной живописи.

В настоящее время в Палехе работают творческие организации: АО «Товарищество Палех», кооператив «Объединение художников Палеха», Малое предприятие (МП) «Мастера Палеха», МП «Традиции Палеха», Акционерное общество закрытого типа «Палех», творческая мастерская «Палешане».

С 1926 года при «Артели древней живописи» возродилось ученичество. На рубеже 1920-1930 годов была открыта профтехшкола, реорганизованная в 1935 году в художественный техникум, а с 1936 года – в Палехское художественное училище имени М. Горького.

В настоящее время в училище ведется обучение по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (лаковая миниатюрная живопись).

В 1934 году был создан Государственный музей палехского искусства. Его коллекция насчитывает более 15,4 тысячи единиц хранения. В ее состав входят 1,5 тысячи икон XIV-XX веков, произведения западноевропейской живописи XVI-XVIII веков, более трех тысяч произведений лаковой миниатюры, скульптура, графика, старопечатные книги, строчевышитые изделия, предметы быта и этнографии.

В структуре Государственного музея палехского искусства четыре мемориальных музея: Дом-музей П.Д. Корина, Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина, Дом-музей И.И. Голикова, Музей-усадьба Н.М. Зиновьева.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Палехский Дом ремесел

Палехский Дом ремесел начал работу в 1991 году в Ивановской области в доме владельцев иконописных мастерских. Он создан с целью приобщения жителей к творчеству, культурному развитию, искусству и ремеслам.

В Доме ремесел работают следующие кружки:

  • техника лоскутного шитья;
  • мягкая игрушка;
  • глиняная игрушка;
  • художественное вязание;
  • роспись по дереву;
  • ручное ткачество;
  • художественная обработка дерева.

В преддверии праздничных мероприятий в доме ремесел проходят тематические мастер-классы, интерактивные игры и другие мероприятия.

Дом ремесел в Палехе

Адрес: ул. Ленина, 42. Режим работы: Пн-Чт – 09:00–18:00; Пт 09:00–16:00; Вс 10:00–14:00.

Общие черты палехской росписи

Как и любое народно-прикладное искусство, относящееся к определенной местности, палехская роспись имеет ряд своих особенностей и черт, основанных на традициях мастеров данной школы. Так как родоначальниками искусства палехской миниатюры были бывшие иконописцы, то этот факт не мог не отразиться на стиле написания художественных композиций, создаваемых палехскими живописцами. Палехские мастера иконописи отличались безупречным чувством цвета и тончайшей прорисовкой каждой детали, что и привнесли в рисунки на шкатулках, портсигарах и прочих предметах народного промысла. Можно сказать, что вся палехская лаковая миниатюра основана на иконописной живописи, её традициях и приемах.

Палехская роспись отличается от стиля росписи других русских народных школ тем, что художники изображают не орнаменты или отдельные фигуры, а прорисовывают цельные композиции — настоящие миниатюрные картины, изображающие тот или иной сюжет. Искусство Палеха — это поэзия в рисунке, моменты русских песен и сказок, запечатленные рукой художника на поверхности предметов. Сюжеты мастера живописной миниатюры брали из повседневного быта, русских народных сказаний, песен и былин, а также классических произведений литературы, например из сказок Пушкина и басен Крылова. Благодаря своей изысканности, богатству красок и деталей рисунка, палехские миниатюры создают ощущение легкости и праздника.

Отличительными чертами палехской школы являются:

  • миниатюрное письмо;
  • общий мягкий тон написания композиции;
  • орнаментальная изысканность рисунка;
  • насыщенность композиции элементами;
  • живописность каждой детали;
  • узорчатость письма;
  • разнообразие цветовых переходов;
  • деревья с натуралистичной листвой;
  • строгановская удлинённость и хрупкость фигур;
  • тонкость прорисовки обнажённых частей человеческого тела;
  • насыщенность движением;
  • роспись золотом;
  • пробелы;
  • фоны темных тонов.

Черный фон, выполняемый лаком и являющийся основным «пространством» для будущей композиции, в палехской миниатюре не случаен. Дело в том, что искусство лаковой миниатюры зародилось в древних странах Дальнего Востока, где материалом, на котором писалось изображение, было лаковое дерево — натуральное природное сырье. В России такового не нашлось, поэтому русские мастера стали использовать для росписи папье-маше, покрытое чёрным лаком. Это покрытие стало визитной карточкой палехской росписи. Помимо этого, черный фон для палехской миниатюры символизирует тьму, из которой в процессе работы написания картины, рождаются жизнь и цвет. К тому же черный фон обладает своим внутренним объемом, что придает готовым рисункам глубину в композиции.

Ещё одной отличительной чертой палехской росписи является то, что с начала зарождения искусства миниатюрной живописи Палеха и до сего времени художники пишут картины яичной темперой, которая использовалась для написания икон.

Золотой цвет — это не только часть цветовой гаммы рисунка и отличительная особенность работ палехских живописцев. Тонкие линии золота и серебра служат для выявления света и теней, выявляют форму фигур и отдельных элементов композиции. Кроме этого, золото символизирует свет, которое в христианском мировосприятии означает нечто Божественное, вечное.

Работа художника-миниатюриста требует филигранной точности, выверенности каждой линии, аккуратности. Частенько палехским мастерам приходится применять при написании своих миниатюрных шедевров увеличительное стекло. Неповторимая манера и изящество палехской лаковой миниатюры базируется на вековых традициях древнерусской живописи и богатого опыта народного творчества.

Особенности технологии вы можете видеть на картинках.

Государственный музей палехского искусства

Музей открылся для посещения в 1935 года в дни празднования 10-летнего юбилея артели палехских художников. Экспозицию представляли более 500 экспонатов — произведений лаковой миниатюры и графики. Большой вклад в пополнение коллекции внес Г. В. Жидков, который возглавлял музей до 1938 года. В этот период поступило множество работ на пушкинскую тему. Мастера применили этот жанр по совету самого Жидкова. Лучшими работами являются пластина «Сказка о рыбаке и рыбке», шкатулка с сюжетом из «Сказка о царе Салтане».

Чтобы сохранить иконы закрывающихся храмов, в 1930-е годы руководство музея договорилось с Наркомпросом РСФСР о передаче в фонды учреждения имущества Крестовоздвиженского храма. В последствие музей получил ценные иконы также из других закрытых церквей Палехского района.

Музей палехского искусства

Зал «Старый Палех» находился в Крестовоздвиженском храме вплоть до 1992 года. В 2014 году коллекция икон переехала в новое музейное здание.

На сегодняшний день экспонатов музея насчитывается более 1500. Они расположены в 3-ех залах. Большинство экспонатов представляют жизнь и работу художников

Внимание посетителей привлекают красивые шкатулки, расписанные сюжетами разных сказок. Большая часть экспонатов создана в начале прошлого века

На заметку! В состав музея входит несколько подразделений, которые расположены в разных местах города. Это Музей икон и дома, в которых проживали знаменитые художники: И. И. Голиков, Н. М. Зиновьев, П. Д. Корин,  Н. В. Дыдыкин.

Адрес: ул. Баканова, 50.Режим работы: Вт-Вс – 10:00-17:30, выходной — понедельник.

Памятник погибшему солдату

Постамент был установлен в 1968 году. Обелиск увековечивает память воинов, которые не вернулись домой после Великой Отечественной войны. Высота памятника составляет 14 метров. В качестве основного элемента композиции был выбран солдат, который надежно держит в одной руке меч. На фигуре можно рассмотреть кирзовые сапоги, пилотку и плащ. В период ведения боевых действий без этого нельзя было представить ни одного военного. Солдат шел смело защищать Родину.
На композиции можно также рассмотреть имитацию вечного огня. Однако в рабочем состоянии ее можно увидеть только 9 мая. На праздник здесь собираются все жители города и туристы.

Как отличить настоящие изделия из Палеха от подделок на бытовом уровне

Палехские поддельные шкатулки заполонили все сувенирные магазины и рынки, как же отличить настоящие изделия из Палеха от подделок? В музее нам рассказали некоторые секреты:
Чаще всего изделия из Палеха снаружи черного цвета (очень редко встречается зеленый и синий), но всегда внутри – красный цвет;
Высокое качество полировки как наружной, так и внутренней поверхности. Царапин, пятен и вздутий не должно быть;
Крышечки коробочек (ларцов и шкатулок) плотно подогнаны к основанию – кузовку;
Специальные отметки: в левом нижнем углу ищите золотом подпись «палех», в правом нижнем – фамилию автора;
На днище кузовка ПОД ЛАКОМ ищем фирменный знак Палеха

На подделки этот знак обычно приклеивают сверху;
Обращайте внимание на упаковку: готовое изделие при покупке должно быть упаковано в жесткую коробку, которая внутри должна быть проклеена ватой, защищающей лак и изображение;

Палехские изделия – это дорого. Шкатулка не может стоить 100 рублей, так как это ручная практически ювелирная работа.

палехские шкатулки

Крестовоздвиженская церковь

Храм построен в 1774 году в «нарышкинском» стиле на пожертвования крестьян из окрестных деревень. После революционных событий церковь была закрыта, а в помещении работал музей. Последний настоятель протоиерей Иоанн Рождественский был расстрелян.

В 1993 году церковь вновь вернулась под патронат епархии Кинешмы, а позже получила статус кафедрального собора.

Архитектура храма выполнена в стиле русского барокко. Колокольню украшает ромбовидный узор, также можно увидеть множество ярусов ниш с изразцами.

Интерьер храма украшает роспись начала XIX века с применением граффити. Над ней трудились не только палехские мастера, а и московские. В течение времени рисунки неоднократно обновлялись и реставрировались.

Иконостас выполнен в стиле барокко в начале XX века в мастерской братьев Белоусовых. Он стилизован под аналог XVIII века. Иконы здесь в основном позднего писания, но есть несколько старинных: «Спас в силах» XVIII века, «Благая весть». Также ценной реликвией является древняя скульптура «Христос в темнице».

Купола храма имеют небольшие размеры и окрашены в небесный цвет. Крыши трапезной и второстепенных построек имеют сиреневый тон.

Крестовоздвиженская церковь

Вокруг храма находится живописный сквер с большим количеством старых деревьев, дающих тень. Здесь любят прогуливаться как местные жители, так и туристы. В сквере установлена детская площадка, украшением территории является красивый фонтан «Колос».

Адрес: ул. Ленина, 16А.Режим работы: ежедневно с 8:00 до 16:00.

Развлечения и достопримечательности

Знакомство с поселком надо начинать с улиц Ленина и Баканова. В этом районе сосредоточены основные достопримечательности, и живет дух старого Палеха. Главное украшение центра — белоснежное здание Крестовоздвиженского храма, которое видно уже на подъезде. Вокруг него по обе стороны стоят двухэтажные каменные дома, построенные палехскими живописцами в начале 20 века. В поселке много и деревянных домов — тайна письма золотом по лаку по-прежнему хранится за их резными наличниками. Местные памятники деревянного зодчества — Дом культуры довоенной постройки и деревянная каланча.

Гете на склоне лет мечтал приехать в Палех и увидеть, как среди русских просторов художники, больше похожие на крестьян, пишут по дереву иконы, которым позавидовали бы старые византийские мастера.

Все о развитии местного художественного творчества расскажут в Государственном музее палехского искусства. Он объединяет несколько музейных отделов и филиалов — Музей лаковой миниатюры, Музей иконы, Дом-музей художника Н. Голикова, Дом-музей скульптура Н. Дыдыкина, Дом-музей Н. Зиновьева, Дом-музей П. Корина.

Событийный туризм представлен в Палехе двумя фестивалями: в августе проходит арт-событие «Яблочный спас», а в конце сентября — Крестовоздвиженская ярмарка «Палех — город мастеров».

В Доме ремесел (ул. Ленина, 42) можно не только увидеть экспонаты, выполненные народными умельцами, но и самим приобщиться к древнему мастерству — научиться резьбе по дереву, плетению половичков, технике лоскутного шитья. Здесь проводят экскурсии, устраивают костюмированные праздники и мастер-классы для детей и взрослых. Маленьким экскурсантам разрешают примерять лапти и кокошники, фотографироваться в старинных интерьерах.

Как спланировать поездку дешевле?

  • Бюджетно остановиться в любом городе поможет ROOMGURU. Поисковик сравнивает цены по всем базам жилья и выдает результат. Очень удобно пользоваться приложением ПО ПОИСКУ ЖИЛЬЯ через смартфон. Особенно выручает по прилету, когда нужно тут же забронировать квартиру или отель.
  • Перед каждой поездкой обязательно требуется приобрести страховой полис, рекомендуем TRIPINSURANCE, сервис работает только с лучшими страховыми компаниями, которым стоит доверять.
  • Где купить недорогие авиабилеты? Обязательно пользуемся агрегатором AVIASALES, он ищет самые выгодные варианты от всех авиакомпаний.

Достопримечательности Палеха

Все, кто слышал про город Палех Ивановской области, в первую очередь хотят посетить музей палехского искусства. Как и в любой другой музей в этом поселке, сюда можно приходить с детьми, поскольку для ребят здесь предусмотрены специальные программы, включающие даже мастер-классы.

Но для начала стоит познакомиться с городом в целом. Знакомство чаще всего начинают с улиц Ленина и Баканова, поскольку там находятся основные достопримечательности. Главное же украшение центра поселка — это белоснежный Крестовоздвиженский храм. Вокруг него еще в начале ХХ века были построены двухэтажные каменные дома. Но в поселке сохранилось немало красивых деревянных домов с резными наличниками, которые и создают особую атмосферу: кажется, что здесь остановилось время.

Помимо описанных ниже музеев, стоит посетить Дом ремесел, где посетителям предлагают не только познакомиться с историей резьбы по дереву или ивановской вышивки, но и поучиться этим ремеслам. Проводятся мастер-классы по:

  • плетению ковриков;
  • лоскутному шитью;
  • резьбе по дереву.

Здесь часто устраивают костюмированные праздники. Особенно любят музей дети, ведь здесь можно примерить красивый кокошник или настоящие лапти, да еще и сфотографироваться в таком костюме!

Лучше всего приезжать в августе, когда здесь проходит арт-фестиваль «Яблочный спас», или уже в конце сентября, когда проводится ярмарка «Палех — город мастеров».

Дом–музей П.Д. Корина

  • Дом–музей П.Д. Корина
  • Строение считается самым старым в городе
  • Музей на его территории был создан только в 1974 году

Строение считается самым старым в городе, ведь оно было построено в 1860 году. Однако музей на его территории был создан только в 1974 году. Отдельная комната в зеленом свете посвящена иконам и их создателям.
Мастерская художника до сих пор хранит его мольберт, кисти и незаконченные работы. В третьем зале представлена уникальная монументальная живопись. Здесь представлены эскизы Корина, которые были предложены для декорирования станции метрополитена. В доме была кухня, которая на сегодняшний день продолжает восстанавливаться.

Музей палехского искусства

В Музее палехского искусства выставлены уже те предметы, которые делались советскими мастерами, а также современные работы. И это не одни только шкатулки. Здесь есть мебель, настенные панно, канцелярские предметы и ювелирные украшения. Есть витрина с изделиями из фарфора. Одно время пытались применить палехскую роспись для украшения тарелок и других фарфоровых предметов, но не получилось.

Музей палехского искусства

Музей палехского искусства

Тематикой росписи изделий были былины, русские народные сказки и сказки Пушкина, а также быт советских людей, хотя сюжеты я бы назвала скорее агитационными, чем бытовыми. Не смогла сфотографировать одну замечательную работу под названием «Суд пионеров над Бабой-Ягой».

Мне понравилась шкатулка, посвящённая победе в Великой Отечественной войне.

палех

Музей палехского искусства

К сожалению, большинство экспонатов находятся в не очень хорошем состоянии: лак, покрывающий миниатюры, сильно потрескан. Дело в том, что в Палехе не было своего лака. Здесь он был не нужен. За рецептом обратились в Федоскино, но там отказали в его предоставлении. Прошло несколько лет, прежде чем в Палехе создали свой фирменный лак для изделий.

Музей палехского искусства

Музей палехского искусства

Маленький мир, где добро побеждает

Лаковой миниатюрой в Палехе сейчас занимаются в основном женщины, хотя изначально это ремесло, как и иконописание, напротив, считалось мужским. Евгения занимается миниатюрой уже около 20 лет. Как и другие, она четыре года училась в Палехском художественном училище имени М. Горького, после чего пришла в мастерскую – под крыло опытных художников. 

«У нас все так же, как было в советское время, когда учились четыре года в училище, потом приходили в мастерскую и там еще лет пять набирались опыта. В дореволюционных иконописных мастерских это только так и работало: тебя подсаживают к мастеру и ты у него учишься. Он тебе что-то подсказывает, ты смотришь, пробуешь, копируешь. Мы сейчас развиваемся, набираем новых мастеров, к нам приходит молодежь. Конечно, сразу у них не получается выдать тот уровень качества, который необходим. Это нормально, как и в любом деле», – говорит Евгений Лакеев. Каждый год палехское училище выпускает 15-16 молодых художников, которые в дальнейшем занимаются лаковой миниатюрой или иконописью. В Палехе это до сих пор одна из самых популярных профессий.

И в самом деле, атмосфера в этом месте царит творческая, сказочная и по-настоящему добрая. Это в полной мере раскрывается как в нраве местных жителей, так и в искусстве. А если сказать точнее, их нрав находит отражение в творчестве, которым они себя окружают. Недаром в лаковых миниатюрах и иконах палешане всегда использовали золото. Оно здесь не просто для украшения. Золото в палехской миниатюре – не только ключевой элемент техники письма, но и часть художественного мировосприятия. Оно связано с символом света. В христианской символике свет становится прообразом божественной благодати.

В 1920-е годы это даже порождало конфликты художников с властью. Тогда лаковая миниатюра только начинала развиваться, и, пытаясь встроиться в новую реальность, палехские мастера экспериментировали с актуальными сюжетами. Помимо привычных им бытовых, песенных и сказочных образов начали появляться и другие –идеологические. «Встреча Ленина на Финляндском вокзале», «Новая деревня», «Изба-читальня», «На страже революции», «Приезд специалиста на село», «Мандат на продразверстку», «Селькор Дуняша» и прочий так называемый «агитлак» – все эти сюжеты палешанам диктовала жизнь.  «Конечно, палехских художников 20-х-30-х годов, бывало, ругали: «Как-то у вас красноармеец слишком на апостола похож!» – смеется Евгений. И в самом деле: палехская лаковая миниатюра всегда несет в себе что-то доброе и светлое – в этом ее предназначение.

«Поскольку новый палехский стиль – это продолжение и развитие иконописных традиций, искусство это все равно духовное. Лаковая миниатюра не состоится, если что-то будет изображено слишком реалистично или будет очевидно, что произошла победа зла, какой-то страшный сюжет. Каждая миниатюра – это такой маленький мир, в котором добро побеждает, в котором светло и хорошо. Добро и какое-то любопытство по отношению к жизни, к миру – в этом сама философия лаковой миниатюры. Как и настоящая иконопись, палехская миниатюра – это высокое духовное искусство», – заключил Евгений Лакеев. Мы уезжали из Палеха с полными пакетами сувениров. Конечно, на настоящую лаковую шкатулку еще копить и копить, но, думаю, прикоснуться к волшебству этого светлого искусства нам все-таки удалось. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector