Поджигатель храма в тушино оказался «левым» и наркоманом

История

После упразднения монастыря в году шатровая Преображенская церковь стала приходской церковью сёл Спасское и Тушино. При ней была устроена деревянная трапезная, которую в — годах разобрали, а на её месте построили новую, более вместительную каменную трапезную. С западной стороны к трапезной пристроили также каменную многоярусную колокольню. В году трапезную несколько перестроили, устроив алтарь и разместив в ней придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

Многочисленность прихода требовало большего помещения церкви, поэтому неизбежно встал вопрос об расширении или перестройке. Прихожан также тревожила ветхость старинной церкви и опасность её обрушения вместе с оползанием берега реки, на самом краю которого она оказалась по прошествии трёх столетий от её основания. В конце года было принято решение о строительстве новой каменной церкви в селе Спасском — в стороне от первой и вдали от опасного обрыва берега — на противоположном и ближнем к селу Тушино конце главной улице села Спасское.

К году село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. Разрастался фабричный посёлок, земледелие отходило на второй план. Перемены в жизни села отразились и на церкви: её земля была национализирована. В году Тушино стал крупным промышленным центром — построили предприятия тяжёлой промышленности, открылся аэродром. После Сергия Буравцева священником был его сын — Александр Буравцев, а после него настоятелем храма стал Александр Соколов. В году храм был закрыт и осквернён. Последние служащие священники репрессированы и в году расстреляны. Александр Буравцев расстрелян и захоронен в Бутово. Место расстрела и захоронения Александра Соколова уточняется, он был реабилитирован в году.

Храм в Спас-Тушино в течение ряда лет использовался под клуб. В году на просьбу местных жителей о передаче храма верующим власти ответили взрывом колокольни. Тогда же был снесён главный купол. Последний арендатор храма — ремонтно-строительное управление — превратило территорию вокруг него в свалку, а церковь разгородило на множество клетушек.

В году в Тушино возобновилась приходская жизнь. 11 июня во дворе служили панихиду на сороковой день кончины патриарха Московского и всея Руси Пимена, молебен перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая была найдена на улице. 17 августа, накануне праздника Преображения Господня, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил освящение храма и его главного престола (первый в Москве храм, освящённый им после возведения в патриарший сан). 17 декабря года в пределах уже стояли иконостасы, а в центральном пределе создавалась уникальная мозаичная композиция.

При храме открылась воскресная школа, певческие курсы, проводилась работа с заключёнными, наладилась крепкая связь с армией.

В настоящее время в храме продолжает работать воскресная школа, певческие курсы, группа по связи с тюрьмами.

В приходе работает группа милосердия. Область деятельности группы милосердия очень разнообразна: беспризорные дети, подростки, многодетные семьи, инвалиды, престарелые.

Святыня — мироточивый Животворящий Крест Господень.

Приписан домовый храм иконы Божией Матери «Споручница грешных» при Краснопресненской пересыльной тюрьме.

Село во второй половине XIX — начале XX веков

В середине XIX в. в селе было 248 человек, в конце — 502 человека. Из 84 семей 83 были связаны с промыслами. 176 женщин занимались вязанием, молочной торговлей, 124 мужчины — были ломовыми извозчиками (прежде всего, перевозили грузы для окрестных фабрик) или нанимались в чернорабочие. Также зарабатывали продажей продуктов рабочим и сдачей им помещений, особенно после перевода сюда (1915 г.). В конце XIX в. в селе было два трактира и две торговые лавки. Под селом находилось сукновальное заведение, переделанное из Борисовской мельницы. Население в 1890 г. составляло 531 человек; по данным на 1912 г., указано 100 дворов.

В конце века село лишилось старой церкви Спаса Преображения, которая пошла трещинами из-за подмыва берега, на котором она стояла, и в результате в 1885 г. была запечатана и в 1890 разобрана. На её месте была поставлена деревянная часовня, а на другом конце села к тому времени (в 1886) уже была выстроена новая — существующая до сих пор (у платформы «Трикотажная»).

В 1906 г. в селе открыто начальное земское училище.

История основания

На левом высоком берегу реки Сходня расположилось два небольших села Тушино и Спасское. На территории последнего находился Спасо-Преображенский монастырь, закрывшийся в 1764 году. На территории монастыря находились две церкви:

  • Преображения, разобранная в конце XVII века;
  • каменный храм имени Андрея Стратилата.

После закрытия монастыря каменный храм получает статус приходского. К середине XIX века постройка обветшала, и начала постепенно спускаться в реку. А также в ней стало невозможно разместить прихожан из разросшихся сел. Они решили возвести новую каменную церковь, поместив её вдалеке от речных берегов на границе с селом Тушино.

Храм Преображения Господня, Тушино

Церковь, возведённую по проекту архитектора В. О. Грудзинского, освятили в 1886 году в честь Преображения Господня. В процессе строительства использовали кирпичи от разобранного здания на берегу реки Сходня.

Другие храмы в честь Преображения Господня:

  • Храм Преображения Господня в Долгопрудном
  • Храм Преображения Господня в Люберцах
  • Монастырь в честь Преображения Господня на острове Валаам

Советское время стало тяжёлым испытанием для храма Преображения Господня и его прихожан из Тушино. В 1935 году прекратились церковные службы. В 50-е годы жители окрестных поселений просили власти вернуть культовую постройку Русской православной церкви. Но она подверглась ещё большему разорению — были разрушены колокольня, купол над основным помещением, уничтожено кладбище, расположенное рядом с церковью. До 1990 года здание использовалось в качестве склада, а на месте погоста образовалась большая свалка.

Предыстория

Поскольку люди рано и охотно селились по берегам Москвы и Сходни, в районе Спаса находится значительное количество археологических памятников. Самые старые из них — курганы фатьяновской культуры бронзового века (II тысячелетие до н. э.). Далее, там находятся три городища и селище Дьяковской культуры раннего железного века (I тыс. до н. э. — I тыс. н. э.), принадлежавшей угро-финским племенам: Спас-Тушинское 1 и Спас-Тушинское-2 на западе бывшего села и Спас-Тушинское-3, или просто Тушинское, к северо-востоку от него (у бывшей деревни Петрово). Эти городища оставались обитаемы и с приходом славян, оставивших между Спасом и Братцевым курганную группу из 6 курганов (Спасские курганы XI—XIII вв.). Центром этой группы был курган Великая Могила, имевший более 7 м в высоту и около 20 м диаметром. Вокруг этого кургана складывалось множество легенд, считалось, что там лежат сокровища Лжедмитрия II, тогда как окрестные курганы считались могилами его соратников-поляков. Раскопки 1883 г. обнаружили завернутый в бересту костяк старого воина с двумя конским удилами и двумя горшками в изголовье; в окрестных курганах нашли обычные женские украшения вятичей: семилопастные височные подвески, сердоликовые красно-белые бусы и т. п..

В домонгольскую эпоху, в этой местности проходил волок, по которому переволакивали суда с Москвы-реки на Всходню (Сходню), чтобы сократить путь виду изгибов в низовье последней; далее по Сходне подымались примерно до современной станции этого имени, где суда переволакивали на Клязьму. Видимо, от того произошло и название реки. С XIV в

по этому месту проходила Волоколамская дорога (ныне шоссе), что также придавало ему важное торговое значение

История

Сёла Спасское и Тушино, располагавшиеся на возвышенном левом берегу реки Всходни (современное название — Сходня), известны с XIV века. В то время они принадлежали боярину Родиону Нестеровичу Квашне. Своим названием село Спаское обязано Спасо-Преображенскому монастырю, находившемуся там с XIV века до 1764 года. Монастырь был передан потомками Василия Ивановича Квашнина, по прозвищу «Туша», во владение Троице-Сергиевой Лавры. Первой церковью монастыря была церковь Преображения — сначала деревянная, а затем каменная, которая в середине XVII века пришла в ветхость и была разобрана. Вторая церковь монастыря — каменная, во имя Андрея Стратилата, — была сооружена в XVI веке.

В 1764 г. монастырь был упразднен, и Преображенская церковь стала приходской церковью сел Спасское и Тушино. В XIX веке вследствие многочисленности прихода встал вопрос о ее расширении или перестройке. Кроме того, церковь находилась в достаточно ветхом состоянии, а из-за оползания берега реки в течение трех столетий оказалась на краю обрыва. Поэтому в 1870 г. было принято решение о строительстве новой каменной церкви в селе Спасском — в стороне от первой и вдали от опасного обрыва берега — на противоположном и ближнем к селу Тушино конце главной улице села Спасское.

Автором проекта новой Преображенской церкви села Спас-Тушино явился архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзинский. Вскоре после утверждения проекта, в 1875 г. кирпичную трапезную и колокольню старинной церкви разобрали до основания, а кирпич использовали на сооружение ограды вокруг новой церкви. Митрополит Московский и Коломенский Иоанникий лично освятил Спасо-Тушинский храм в день праздника Преображение Господне 6 августа 1886 г.

К 1917 году село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. После революции церковные земли были национализированы. В 30-х гг. XX века Тушино стало крупным промышленным центром: в нем были построены предприятия тяжелой промышленности и открыт аэродром. В 1935 г. Преображенский храм был закрыт, последний настоятель Александр Соколов репрессирован как «враг народа», предыдущий, священник Александр Буравцев, в 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне.

В 1950-х гг. была взорвана колокольня и снесен купол, в храме размещался клуб, затем — склад и мастерские, прилегающая территория была превращена в свалку.

В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви. Богослужение возобновлено в августе 1990 г.; храм стал первым в Москве, освященным Святейшим Патриархом Алексием II после его интронизации. Колокольня храма восстановлена в 1994 году.

В настоящее время, интерьер главного храма украшен мозаиками (работы художников А.Д. Корноухова, Д.М. и И.Д. Шаховских, Л.Д. Курило, Л.Д. Царева), трапезная часть храма расписана художниками В.А. Сидельниковым и В.И. Любарским. Восстановленный храм снаружи кирпичный. Три иконостаса в древнерусской манере выполнены художницей О.Г. Клодт. К 1999 г. храм был полностью восстановлен. Возрождение церковной жизни и реставрация возглавлялись прот. Феодором Соколовым (1959-21.02.2000), погребенным у алтаря храма.

Завершение реставрации

Кроме того, над каждым придельным алтарем возвели главы, что придало выразительности силуэту храма. По немногочисленным сохранившимся фрагментам ажурной ограды удалось полностью воссоздать тот вид, который она имела первоначально. Также были отреставрированы и главные Святые ворота.

Необходимо отметить, что в ходе строительных работ были обнаружены старинные захоронения. Сейчас все останки людей погребены у ограды, с южной стороны сооружения.

Храм Преображения Господня – это не единственная церковь, расположенная в этом районе. Здесь имеются и другие святыни. Например, старинный храм Покрова в Тушино. Его строительство датируется 1672 годом. Он также был отреставрирован, и в нем постоянно проводятся богослужения.

Храм Спаса Преображения в Тушине

Главная Храмы округа Храм Спаса Преображения в Тушине

Телефон: 491-92-04 Адрес: Москва, Волоколамское ш., 128 Ближайшее метро: Тушинская Проезд: авт. 2, 266, 631, 640, 542, 549, 575, 741, платф. Духовенство: Настоятель — протоиерей Василий Воронцов, протоиерей Глеб Цвиркунов, священник Максим Запальский, священник Антоний Максимов, диакон Арсений Уланов Сайт храма

Храм был построен В 1886-1888 г. (арх. Грудзинский)

Сёла Спасское и Тушино, располагавшиеся на возвышенном левом берегу реки Всходни (современное название — Сходня), известны с XIV века. В то время они принадлежали боярину Родиону Нестеровичу Квашне. Своим названием село Спаское обязано Спасо-Преображенскому монастырю, находившемуся там с XIV века до 1764 года. Монастырь был передан потомками Василия Ивановича Квашнина, по прозвищу «Туша», во владение Троице-Сергиевой Лавры. Первой церковью монастыря была церковь Преображения — сначала деревянная, а затем каменная, которая в середине XVII века пришла в ветхость и была разобрана. Вторая церковь монастыря — каменная, во имя Андрея Стратилата, — была сооружена в XVI веке.

В Смутное время вблизи села Тушино и Спасского монастыря стоял лагерь Лжедимитрия II. Его войско, добывавшее пропитание грабежом, опустошило окрестные деревни и разорило монастырь.

В 1764 г. монастырь был упразднен, и Преображенская церковь стала приходской церковью сел Спасское и Тушино. В XIX веке вследствие многочисленности прихода встал вопрос о ее расширении или перестройке. Кроме того, церковь находилась в достаточно ветхом состоянии, а из-за оползания берега реки в течение трех столетий оказалась на краю обрыва. Поэтому в 1870 г. было принято решение о строительстве новой каменной церкви в селе Спасском — в стороне от первой и вдали от опасного обрыва берега — на противоположном и ближнем к селу Тушино конце главной улице села Спасское.

Автором проекта новой Преображенской церкви села Спас-Тушино явился архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзинский. Вскоре после утверждения проекта, в 1875 г. кирпичную трапезную и колокольню старинной церкви разобрали до основания, а кирпич использовали на сооружение ограды вокруг новой церкви. Митрополит Московский и Коломенский Иоанникий лично освятил Спасо-Тушинский храм в день праздника Преображение Господне 6 августа 1886 г. На колокольне висело 6 колоколов: большой был отлит в 1821 году, остальные в период постройки храма.

К 1917 году село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. После революции церковные земли были национализированы. В 30-х гг. XX века Тушино стало крупным промышленным центром: в нем были построены предприятия тяжелой промышленности и открыт аэродром. В 1935 г. Преображенский храм был закрыт, а его священники репрессированы и в 1937 г. расстреляны.

В здании храма в течение ряда лет находился клуб. Колокольня была взорвана, главный купол снесен. Потом здание было передано ремонтно-строительному управлению и использовалось как склад стройматериалов.

В 1990 г. в церкви возобновились богослужения. 17 августа 1990 года, накануне праздника Преображения Господня, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II освятил храм. Восстановлены главный и два позолоченных малых купола храма, интерьер украшен уникальной мозаикой. Колокольня храма восстановлена в 1994 году.

Расписание богослужений

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

В МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКОМ ХРАМЕ СЕЛА АРХАНГЕЛЬСКОЕ

на  ФЕВРАЛЬ 2019 г.

2 февраля, суббота.17.00. Всенощное бдение. Исповедь.

3 февраля, воскресенье. Неделя 36-я по Пятидесятнице.8.00. Исповедь. Часы. Литургия.

6 февраля, среда.Блж. Ксении Петербургской.8.00. Исповедь. Часы. Литургия

9 февраля, суббота. Свт. Иоанна Златоуста.8.00. Исповедь. Часы. Литургия17.00. Всенощное бдение. Исповедь.

10 февраля, воскресенье. Неделя 37-я по Пятидесятнице. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.8.00. Исповедь. Часы. Литургия.

14 февраля, четверг.17.00. Всенощное бдение. Исповедь.

15 февраля, пятница.СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ.8.00. Исповедь. Часы. Литургия

16 февраля, суббота.17.00. Всенощное бдение. Исповедь.

Важно

17 февраля, воскресенье. Неделя о мытаре и фарисее.8.00.  Исповедь. Часы. Литургия.

23 февраля, суббота.17.00. Всенощное бдение. Исповедь.

24 февраля, воскресенье. Неделя о блудном  сыне.8.00. Исповедь. Часы. Литургия. 

на МАРТ 2019 г.

2 марта, суббота.ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА.8.00. Исповедь. Часы. Литургия. Панихида17.00. Всенощное бдение. Исповедь.

3 марта, воскресенье. Неделя мясопустная, о Страшном Суде.8.00. Исповедь. Часы. Литургия.

9 марта, суббота. Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи.8.00. Исповедь. Часы. Литургия17.00. Всенощное бдение. Исповедь.

10 марта, воскресенье. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.Прощеное воскресенье.8.00. Исповедь. Часы. Литургия. Вечерня с чином прощения.

11 марта, понедельник.18.00. Великий канон преподобного Андрея Критского.

12 марта, вторник.18.00. Великий канон преподобного Андрея Критского.

13 марта, среда.8.00. Исповедь. Часы. Литургия Преждеосвященных Даров.18.00. Великий канон преподобного Андрея Критского.

14 марта, четверг.18.00. Великий канон преподобного Андрея Критского.

15 марта, пятница.8.00. Исповедь. Часы. Литургия Преждеосвященных Даров.

16 марта, суббота. Вмч. Феодора Тирона. 8.00. Исповедь. Часы. Литургия17.00. Всенощное бдение. Исповедь.

17 марта, воскресенье. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия.8.00. Исповедь. Часы. Литургия. Молебное пение Недели Православия.

22 марта, пятница.40 мучеников Севастийских.8.00. Исповедь. Часы. Литургия Преждеосвященных Даров.

23 марта, суббота. Поминовение усопших.8.00. Исповедь. Часы. Литургия. Панихида.17.00. Всенощное бдение. Исповедь.

24 марта, воскресенье. Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы.8.00. Исповедь. Часы. Литургия.16.00. ТАИНСТВО СОБОРОВАНИЯ.

27 марта, среда.8.00. Исповедь. Часы. Литургия Преждеосвященных Даров.

30 марта, суббота. Поминовение усопших. 8.00. Исповедь. Часы. Литургия. Панихида.17.00. Всенощное бдение. Исповедь.

Совет

31 марта, воскресенье. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.8.00. Исповедь. Часы. Литургия.16.00. Пассия. Акафист Страстям Христовым.

Часы работы Михаило-Архангельского храма: Февраль 2019 г. 

1  февраля, пятница 12.00 – 15.00
2 февраля, суббота 10.00 – 19.30
3 февраля, воскресенье 7.00 – 16.30
4 февраля, понедельник 12.00 – 15.00
5 февраля, вторник 12.00 – 15.00
6 февраля, среда 7.00 – 14.30
7 февраля, четверг 12.00 – 15.00
8 февраля. пятница 12.00 – 15.00
9 февраля, суббота 7.00 – 19.30
10 февраля, воскресенье 7.00 – 16.30
11 февраля, понедельник 12.00 – 15.00
12 февраля, вторник 12.00 – 15.00
13 февраля, среда 12.00 – 15.00
14 февраля, четверг 12.00 – 19.30
15 февраля, пятница 7.00 – 14.30
16 февраля, суббота 10.00 – 19.30
17 февраля, воскресенье 7.00 – 16.30
18 февраля, понедельник 12.00 – 15.00
19 февраля, вторник 12.00 – 15.00
20 февраля, среда 12.00 – 15.00
21 февраля, четверг 12.00 – 15.00
22 февраля, пятница 12.00 – 15.00
23 февраля, суббота 10.00 – 19.30
24 февраля, воскресенье 7.00 – 16.30
25 февраля, понедельник 12.00 – 15.00
26 февраля, вторник 12.00 – 15.00
27 февраля, среда 12.00 – 15.00
28 февраля, четверг 12.00 – 15.00

Проход к храму бесплатный

Описание

Надо сказать, что здание строилось в тот период, когда начали возрождаться национальные русские традиции церковного зодчества. Храм отличается тщательной продуманностью пропорций и имеет одновременно изысканный и сдержанный декор. Он представляет собой одноглавый и довольно высокий четверик. Сверху он торжественно завершается крупными красивыми кокошниками и луковичной главой, а сильно выдвинутая вперед трехчастная аспида придает храму значительный объем.

Над каждым из полукружий располагается киот с иконами. Со стороны трапезной возвышается трехъярусная колокольня. Кирпичные стены храма не оштукатурены, поэтому на их фоне ярко выделяются побеленные и белокаменные детали декора. На центральном алтаре церкви расположен пятиярусный иконостас.

Храм Спаса Преображения в Тушине стоял на самой бровке водораздельной возвышенности между Сходней и Москвой-рекой. Он хорошо был виден за несколько верст вдоль Волоколамского шоссе, а также с берегов и близлежащих деревень. Можно сказать, что церковь стала некоей архитектурной доминантой данной местности в то время.

Настоятели

Строительство храма Преображения в Тушино началось при священнике Иоанне Спасском, пожертвовавшим на его возведение значительные средства. Он не дожил до освящения собора, первым настоятелем которого стал Николай Буравцев. Его потомки возглавляли приход практически до самого закрытия храма в 1935 году. Внук первого настоятеля — отец Александр — был расстрелян в 1937 году большевиками. В 2000 году его возвели в лик святых новомучеников и исповедников Российских.

Настоятелем возрождающегося храма в 1990 году становится протоиерей Фёдор Соколов. Благодаря его усилиям к концу XX столетия церковное здание полностью восстановили, а прилегающую территорию облагородили. В 2000 году отец Фёдор трагически погиб и был погребен у алтаря Преображенской церкви. Сегодня церковный приход возглавляет протоиерей Василий Воронцов.

Интересно: в храме находится несколько почитаемых православными людьми реликвий: Животворящий Крест Господень, источающий миро, икона Божьей Матери “Всех скорбящих Радости”, икона блаженной Матроны Московской.

Осквернение

После войны в здании храма размещались различные советские организации. В середине 50-х годов жители попросили у местных властей возобновить богослужения. Но ответом на эти просьбы стало уничтожение колокольни и главного купола в 1957 году — их попросту взорвали.

Через 8 лет после описанных событий было упразднено и кладбище, примыкавшее к храму. Вся эта территория была включена в состав промышленной зоны, которая растянулась вдоль всего железнодорожного полотна. Ремонтно-строительное управление, которому перешли церковные земли, превратило их в настоящую свалку, а само здание храма — в склад стройматериалов.

Село в советские времена

В 1926 г. в Спасе проживало 897 человек, в том числе 412 мужчин и 485 женщин. Благосостояние крестьян резко упало. В 1929 г. образован колхоз «Заветы Ильича», считавшийся передовым. В 1935 г. был закрыт храм, его священник Александр Соколов и отец последнего, бывший священник того же храма Александр Буравцев, были расстреляны в 1937 г. (храм вновь был освящен в 1990 г.).

В том же 1929 г. в корпусах начала работу «Тушинская чулочная фабрика» с 4 тыс.рабочих, образовавших при фабрике рабочий поселок «Трикотажный»; соответствующее название было дано и железнодорожной платформе, открытой в 1932 г.

После проведения в 1960 г. МКАД часть села, оказавшаяся на территории Москвы, была застроена, в том числе были переведены из центра Академия коммунального хозяйства им. Памфилова и НИИ астрофизики. Часть, остававшаяся за пределами МКАД, была включена в состав Москвы в 1984 г. Жители снесенной части села в 1971 году были переселены в новостройки района Северного Тушина по адресу: бульвар Яна Райниса, дом 6, к.1 и частично в дом 2, к.1. Большинство выходцев села Спас живут там и по сей день, именуя себя «Спасскими». Например, управление домом 6, к.1 на сегодняшний день осуществляет Титова Виктория Витальевна — правнучка председателя колхоза «Заветы Ильича» Грибкова Василия Петровича.

Спасо-Преображенский монастырь

Село возникло на землях, входивших в административный округ «Горетов стан» (в XIV в. «Горетова волость», с центром на р. Горетовка . В 1332 г. «Князь великий даст <�боярину Родиону Несторовичу> село во области круг реки Всходни на пятнадцати верстах»

, с центром селом Коробовым (будущим Тушиным). Боярин был сыном Нестора Рябца, выходца из Киева; в 1304 г. он спас Ивана Калиту в битве под Переяславлем, затем, будучи назначен наместником московской половины Волока Ламского (Волоколамска), присоединил также новгородскую половину. За это он и удостоился этой награды от Калиты. Он же или его сын Иван Родионович Квашня, командовавший костромскими полками в Куликовской битве, основал Спасо-Преображенский монастырь (в память спасения Ивана Калиты?) на холме на месте городища Спас-Тушино-1. Холм представлял собой круто обрывающийся к Москве-реке треугольный мыс между двумя оврагами, из которых по северному, несколько пооддаль от холма, течёт, впадая в Москву-реку, речка Барышиха. У местных жителей он был известен как «Старая гора». Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1390 г.: «Тою же весны в великое говение преставился раб божий Иван Родивонович… и положен бысть у святого Спаса в монастыри, что на Всходне». После смерти Квашни, землю унаследовал его сын Василий Туша, давший своё имя Тушину. Затем село принадлежало его сыну Александру Васильевичу Тушину, внуку Михаилу Александровичу Тушину и правнуку Семену Михайловичу Тушину, у которого было приобретено в 1542 г. его племянником воеводой Андаканом (Евдокимом) Федоровичем Тушиным, впоследствии судьей в Московском Судном приказе. В 1562 году он постригся в Спасский монастырь. В те же годы было отстроено «всякое церковное строение старого вотчинника Андакана Тушина с братьею», а именно (по грамоте 1570 г.): «храм каменный во имя Преображения Господня, да предел Благовещения пречистые Богородицы, другой храм, каменный же, Андрея Стратилата» ; монастырь окружали «ограды каменны 53 сажени, да ворота каменные». Сестра последнего, княгиня Стефанида Федоровна Телятевская, постригшись в 1570 году (по смерти мужа) под именем Софьи, подписала дарственную грамоту Троице-Сергиеву монастырю, «на вотчину отца её Федора и брата Андакана: на монастырь Преображение Спаса да на село Тушино с приселком и с пустошами» — на помин души отца и брата. Расширявший свои владения монастырь получил в 1573 г. (от Василия Григорьевича Фомина) также сельцо Борисково и деревню Аннино по соседству с монастырем Спаса.

По писцовым книгам 1586 г. Спасо-Преображенский монастырь имел 2 церкви каменные, в честь Преображения Господня и строившаяся во имя св, мученика Андрея Стратилата, «шатром вверх», келью игумена Ивакха, да 3 кельи с черноризцами.

Село Спас в XVII — середине XIX веков

При Лжедмитрии II монастырь, несомненно разграбленный, оказался рядом с Тушинским лагерем, фактически его частью. О «тушинском царике» вплоть до XX века напоминало название одной из возвышенностей у села — «Царикова гора»; на этой возвышенности стоял дворец Лжедмитрия, окруженный валом и рвом. Склон этой горы, обращенный к Братцеву, именовался «Святые ворота» — очевидно, в воспоминание о главных воротах монастыря. Монастырь был сожжен в марте 1610 г. во время бегства поляков из Тушина. В 1618 г. вокруг его развалин был устроен лагерь польского королевича Владислава, обративших в конюшню уцелевшую церковь Андрея Стратилата; остатки укреплений этого лагеря существовали до последнего времени. Вскоре монастырь прекратил свое существование, хотя остатки его развалин были видны ещё в конце XIX в. Соборная церковь Преображения Господня «с трапезой каменною», уничтоженная тогда, так и не была восстановлена; другая же церковь, шатровая церковь Андрея Стратилата, была переосвящена во имя Преображения и стала приходской церковью возникшего на развалинах села, которое именовалось в документах «село, что был монастрь Всходня», или «село, что у Спаса на Всходне», и только в 1676 г. впервые названо «Спасским». В 1678 г. в нём было 14 дворов и 49 крестьян, из которых Кирюшка Емельянов, содержал на оброке мельницу, выплачивая Троице-Сергиеву монастырю 35 рублей ежегодно. В 1764 г., в связи с секуляризацией монастырских земель, село отошло в казну (в ведение Коллегии экономии). В 1800 г. там было 24 двора, в которых проживало 199 душ обоего пола: 94 мужчин и 105 женщин. Крестьяне, кроме земледелия, занимались ткачеством, при чём некоторые из них имели «небольшие фабрики, на которых ткут мишурные белые и красные позументы»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector