513,земские органы самоуправления по реформе 1864 года

Земская статистика и самофинансирование местного самоуправления

Очень высокие результаты имела земская статистика.

Она возникла чуть позже самого земства как прямое следствие его деятельности. В соответствии с «Положением» земские учреждения получили право для покрытия расходов взимать специальный налог, именуемый земским сбором. Как известно, до отмены крепостного права обложение осуществлялось по душам, а земствам было разрешено взимать налог с имущества: земель, лесов, доходных домов, фабрик, заводов, торговых заведений и т.

д. Между тем, когда земства занялись раскладкой налога, каких-либо сведений о стоимости и доходности имуществ не существовало. В силу практической необходимости они создали специальную систему, которая занялась сбором этих данных, т.е. описанием и оценкой недвижимой собственности. Формировалась статистическая служба.

Однако во второй половине 80-х гг. в обстановке корректировки реформ именно статистика пострадала больше всего. Поставленная властями в невыносимые условия, она фактически прекратила свое существование.

Вплоть до середины 90-х гг. не было открыто ни одного статистического учреждения.

Прошло несколько лет, и само правительство почувствовало необходимость такой службы. Народное хозяйство настоятельно требовало точных данных о самых различных процессах, прежде всего экономических. 18 июня 1899 г. специальный закон обязал губернские управы развернуть сеть статистических учреждений. Более того, правительство выделило дополнительные средства на земскую статистику.

Между тем деятельность земств в течение всех лет их существования протекала в сложных условиях.

Создав земское самоуправление, правительство шаг за шагом его ограничивало. История земств чрезвычайно богата изданием различных государственных законов, циркуляров и разъяснений, принятых в связи с тем или иным их действием и нацеленных на то, чтобы ущемить их самостоятельность и усилить зависимость от бюрократии. Особенно тщательно власти следил и за общественно-политической деятельностью земств. Причина всего этого, по мнению В.

И. Ленина, заключалась в том, что «всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством».

Такие взаимоотношения между бюрократией и органами местного самоуправления неизбежно должны были породить земскую оппозицию к правительству. Она нарастала по мере усиления революционного движения сперва народников, а затем рабочих и крестьян и достигла весьма высокого уровня в начале XX в.

Самофинансирование местного самоуправления.

На их деятельности сказалось несколько благоприятных факторов.

Прежде всего они действовали в привычных административно-территориальных рамках в границах уездов и губерний. Это давало им возможность ставить крупные проблемы, касавшиеся живших там людей, и получать необходимые материальные ресурсы для их решения.

Жизнеспособность земств обеспечивалась также их самофинансированием. Основную часть поступлений они получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы.

Однако главным объектом обложения оказались крестьянские земли. Благоприятным фактором деятельности земств были принципы самоуправления. Несмотря на опеку бюрократии, земства сами формировали руководящие органы, вырабатывали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов и т.

д. Как это ни парадоксально, самоуправление земств обеспечивалось не только законом, но и той самой «демаркационной линией», которая была установлена правительством. Она была обязательной не только для земцев, но и для бюрократии. В тех сферах, которые были определены для земств, они действовали вполне самостоятельно.

И, наконец, высокая функциональная жизнедеятельность земств объяснялась высоким профессионализмом кадров.

В земстве сложился штат постоянных работников. В обшей сложности к 1912 г. земских служащих и лиц, оплачиваемых земствами, было около 150 тыс. Это — служащие, учителя, врачи, агрономы, страховые агенты, статистики, инженеры, техники и пр.

Большая часть из них имела приличное образование, профессиональные навыки, достаточно высокое общественное положение, которым дорожила и подтверждала своей повседневной работой.

Глава четвертая. Об участии земских учреждений в издании обязательных для местных жителей постановлений[править | править код]

108. Губернскому Земскому Собранию предоставляется составлять обязательные постановления для местных жителей как целой Губернии, так и отдельных ее местностей, не состоящих в ведении городского общественного управления, по следующим предметам:

1) о мерах предосторожности от пожаров в местах жилых, лесных и напольных, о тушении пожаров и о постройках в селениях;

2) о порядке содержания в чистоте площадей, улиц, дорог, сточных труб, прудов, колодцев, канав, естественных протоков, мостов и гатей;

3) об устройстве пристаней, переправ и перевозов, а также железноконных и иных усовершенствованных путей, о порядке их содержания и пользования оными;

4) о производстве извозного промысла на станциях железных дорог;

5) о чистке дворов;

6) об устройстве и порядке содержания, в санитарном отношении, боен, фабричных, заводских и других промышленных заведений;

7) о мерах к соблюдению чистоты в помещениях для продажи съестных припасов и к обеспечению безвредности оных;

8) о мерах предосторожности против порчи воды;

9) о внутреннем распорядке на ярмарках, рынках и базарах;

10) о местах, где не допускаются склады легковоспламеняющихся веществ и о порядке хранения сих веществ;

11) о мерах по ветеринарной части на основании правил, изложенных в Уставе Врачебном;

12) о мерах предупреждения и прекращения заразительных, повальных и местных болезней…

110. Составляемые Земскими Собраниями обязательные постановления не должны ни в чем противоречить существующим законам. К составлению их Губернское Земское Собрание приступает: 1) по предложению Губернатора; 2) по собственному усмотрению, и 3) по представлению подлежащих Уездных Земских и Соединенных Собраний…

111. Составленные в порядке, указанном в предшедшей статье (110) обязательные постановления представляются Губернатору, который, если не встретит препятствий к их утверждению, издает оные порядком, определенным в статье 424 Общего Учреждения Губернского…

Земство

Земство обедает. Картина художника Мясоедова Г.Г., 1872

Земство. Термин этот образован от слова « земля». Что такое земство, когда были созданы земские учреждения в России? Каковы были их полномочия? Разберёмся в этом.

Земство

Земство, или  земские учреждения, — это органы местного сельского самоуправления. Они были учреждены согласно земской реформе 1864 года в правление императора Александра II.Просуществовали земства довольно долго. До 1918 года продолжали свою работу земские учреждения в губерниях и уездах, а до 1917 года — в волостях.

Структура земств в России

Уездные земские учреждения.

Уездное собрание — избиралось на три  года  из представителей, имеющих недвижимое имущество( землевладельцы, промышленники, торговцы)  и  представителей сельских обществ. Представители назывались « гласные».Преобладающим большинством  в земствах было дворянство.

Во главе уездного земского собрания стоял предводитель уездного дворянства

Собрания собирались раз в году для решения определённых местных задач.

Постоянным действующим органом была уездная управа, избираемая земским собранием. Во главе управы — председатель и два члена управы.

Губернские земские учреждения

Губернское земское собрание созывалось раз в год для решения наиболее важных вопросов губернии. Предводитель губернского собрания был председателем на данных собраниях.

Постоянным действующим органом была губернская управа , в которую входил председатель и несколько членов.

Губернское собрание состояло не только из гласных, но и  из представителей ведомств.

Кто контролировал деятельность земств?

Земства подчинялись непосредственно губернатору и министерству внутренних дел.

Контролировалось исполнение решений земств. Эти решения носили только административно- хозяйственный характер.

С 1890 г. контроль был усилен6  создавались специальные земские присутствия.

Полномочия земств

  • Определение сборов и повинностей на земские нужды и контроль за их выплатой: на строительство школ, дорог, больниц, мостов, на благотворительность.

  • Проведение пропаганды агрономических знаний, повышения курсов повышения квалификации, на которые направлялись врачи, учителя, агрономы.

  • Земства способствовали развитию ремёсел, кустарного производства, внедрению новой техники.

  • Со временем полномочия земств расширяются. Они стали проводить вакцинацию населения (например, в конце 19 века против оспы), организовывать помощь в неурожайные годы, создавали противопожарную службу, содержали богодельни.

  • Законодательные акты земской реформы содержали конкретные пункты, в которых чётко указывалась только их административно- хозяйственная роль. Для предотвращения влияния земств на политику были введены специальные законодательные положения: запрет на занятие политической деятельностью, запрещалось организовывать связи с другими земствами.

  • Однако со временем влияние земств стало расти . Они начали постепенно принимать участие и в политической жизни страны. Так в 1871 году проводились первые нелегальные съезды земств, цель которых — консолидация сил, борьба за демократизацию общества. Созданная нелегально организация « Союз земцев-конституционалистов» начала вести деятельность по изменению общественного строя, принятию конституции (руководители – Пётр и Павел Долгоруковы и  Д.И. Шаховский). В 1905 году союз  объединился с «Союзом освобождения» и была создана  Конституционно- демократическая партия ( партия кадетов).

Значение земств

  • Значение земств велико. Хотя они решали только административно- хозяйственные вопросы, но именно во многом благодаря земствам улучшалась жизнь местного сельского населения: люди получали медицинскую помощь, образование, благоустраивалась территория.

  • Большую роль земства сыграли в годы Первой мировой войны. В 1915 году был создан Всероссийский земский союз, который оказывал большую роль раненым и больным солдатам. Чуть позже в этом же 1915 году этот союз с Всероссийским городским союзом, действия союзов стал координировать Земгор.

  • В начале 20 века партия кадетов играла значительную роль в политической жизни страны.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Упразднение земств «хозяевами новой жизни»

После прихода к власти большевиков, ликвидация земств рассматривалась ими как один из важнейших этапов разрушения всего прежнего государственного строя и передачи власти Советам. Процесс этот был начат в 1918 году и быстро охватил значительную часть страны. Первыми прекратили свое существование волостные и уездные земства, тогда как губернские еще продолжали действовать, хотя и утратили былую эффективность.

Объясняется это тем, что в состав низовых организаций входило большое количество крестьян, под давлением которых остальными членами принимались решения о добровольном самороспуске. В тех же случаях, когда мирным путем добиться желаемого не удавалось, новая власть применяла силу, которая со временем стала ее основным аргументом в решении вопросов.

Подготовка к реформе

Подготовкой городской реформы занимался Министр внутренних дел России П.Валуев, которому соответствующее поручение дал Александр 2 в июле 1862 года. В общей сложности на создание «Городового положения» ушло 8 лет.

Уже в 1862 году в более чем 500 крупнейших городах европейской части России начали работу специальные комиссии. Зада каждой комиссии заключалась в создании материалов, которые бы описывали возможности изменения системы управления городов. Все эти материалы были объединены в «Городовое положение», проект которого был передан Александру 2 уже в 1864 году. Император утвердил проект реформы, после чего проект прошел проверку Кодификационной комиссии, а в 1866 году Государственный Совет Российской Империи начал изучение проекта реформы. Здесь документ рассматривали без малого 4 года. Только 16 июня 1870 года император подписал «Городовое положение», тем самым запустив городскую реформу.

Основные функции и полномочия земств

Земства создавались для того, чтобы обеспечить эффективное заведование делами, относящимися к местной хозяйственной сфере и нуждам губерний и уездов. Обязательной функцией становилось решение вопросов содержания тюремных заведений, ремонта почтовых трактов, организации подвод для использования чиновниками и полицейскими чинами. В число необязательных полномочий входило решение проблем народного образования, медицины, статистики. Финансирование земств проводилось за счет местных сборов.

Перечень полномочий и функций земских управ определялся вопросами, относящимися к ведению земств. Земские управы главным образом выполняли функции, связанные с народным образованием, здравоохранением, строительством местных транспортных путей, развитием местной промышленности и сельского хозяйства. Решали они вопросы поземельного кредитования, земской статистики и т.д.

При создании земских учреждений правительство принимало меры ограничения их полномочий узким кругом дел хозяйственного назначения. К ведению земских учреждений были отнесены:

  • заведование проблемами обеспечения взимания земских повинностей в денежной и натуральной форме;
  • заведование вопросами капиталов и имуществом земства;
  • недопущение нехватки продовольственных средств, оказание пособий нуждающимся;
  • контроль за состоянием дорожной сети местного назначения и дорожных сооружений;
  • обустройство и обеспечение сохранности пристаней за пределами города;
  • обеспечение деятельности земской почты;
  • решение вопросов взаимного имущественного страхования в земстве;
  • обеспечение деятельности земских заведений медицинского и благотворительного назначения;
  • попечение о призрении нуждающихся, больных, психически нездоровых, сирот и людей с увечьями;
  • развитие медицинской помощи населению;
  • проведение мероприятий ветеринарно-полицейской направленности;
  • недопущение пожаров и их устранение;
  • обеспечение развития образования (школьных и иных учебных учреждений)
  • содействие местному земледелию, развитию торговой деятельности и промышленности;
  • содействие эффективному решению вопросов управления в воинской и гражданской сферах и т.д.

Земские учреждения наделялись и определенным перечнем финансовых полномочий. В их число было отнесено взимание различных повинностей. Это были местные налоги и сборы, которые не передавались в бюджет государства, а оставались в провинции и использовались для ее нужд. Поэтому земские учреждения должны были контролировать вопросы полноты и своевременности поступления денег в бюджет. При обнаружении недоимки становилось возможным привлечение к ее взысканию органов полиции.

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Земства, ставшие политической трибуной

Однако решительного успеха подобные меры не имели. Когда после гибели государя Александра II, павшего от рук террористов в марте 1881 года, началась полоса контрреформ, проводившихся его сыном Александром III, многие представители либерально настроенных дворян выдвигали требования политического характера именно через земства. В обстановке нарастания социальной напряженности в стране это стало своего рода ответом на попытку вернуть Россию в дореформенное состояние.

Исторические документы той эпохи свидетельствуют о том, что одним из основных требований, выдвигавшихся земствами, было принятие конституции, которая могла бы гарантировать всем жителям России, без учета социальной принадлежности, их гражданские и политические права.

Кроме того, на заседаниях губернских земских съездов часто звучали призывы к снижению выкупных платежей за землю, которыми было обременено в то время большинство крестьян, освободившихся из крепостной зависимости. Политическая деятельность земств носила как легальный характер, заключавшийся в письменных обращениях на высочайшее имя, так и полулегальный — к которому относились периодически созываемые общероссийские съезды.

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние.  Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права.  Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

  • Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
  • Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
  • Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем

Уездные земства

В соответствии с реформой 1864 года, все владельцы недвижимости, стоимость которой соответствовала определенному цензу, и входившие в число промышленников, торговцев, а также землевладельцев, наделялись правом избирать из своей среды представителей (они назывались «гласными») в уездные земские собрания (земства). Срок полномочий избранных лиц ограничивался тремя годами.

Функции земств состояли в осуществлении контроля за хозяйственной и общественной жизнью той государственной административной единицы (волости, уезда или губернии), к которой они относились. Для осуществления этих задач работа уездных земств проходила на двух уровнях: ежегодные собрания депутатов выполняли распорядительные функции, а управы, действующие на постоянной основе, являлись исполнительными органами. Состав их членов, получавших от государства установленное законом жалованье, был немногочисленным – председатель и два помощника.

Вариант 2

1. Создание губернских и уездных земских учреждений относится к

1) 1849 г.
2) 1855 г.
3) 1864 г.
4) 1882 г.

2. Какое из перечисленных ниже положений соответствуют содержанию «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г.?

1) ликвидация барщины
2) временнообязанное положение крестьян до заключения выкупной сделки
3) выкуп крестьянами личной свободы у помещиков
4) освобождение всех крестьян без земли

3. В ходе военной реформы 1874 г.

1) введена рекрутская система комплектования армии
2) срок службы увеличивался до 25 лет
3) введена всеобщая воинская повинность
4) созданы стрелецкие полки

4. Укажите положение Судебной реформы 1864 г.

1) отмена телесных наказаний для крестьян
2) участие в судебном процессе присяжных заседателей
3) введение сословных судов
4) отмена высшей судебной власти Сената

5. Что из названного ниже является результатом либеральных реформ 60-70-х гг.

1) укрепление сословного строя
2) увеличение количества чиновников
3) ограничение монархической власти
4) развитие предпринимательства

6. Что характеризует «диктатуру сердца» М. Т. Лорис-Меликова?

1) попытки заключить соглашение с «Народной волей»
2) жёсткое преследование как революционеров, так и либералов
3) отказ от каких-либо преобразований ради спокойствия в стране
4) шаги навстречу либералам при бескомпромиссной борьбе с революционерами

7. Стремление изменить существующие порядки в Российской империи путём осуществления серии бунтов было свойственно взглядам

1) П. Н. Ткачёва
2) П. Л. Лаврова
3) Г. В. Плеханова
4) М. А. Бакунина

8. Прочтите фрагмент из текста и укажите, о ком идёт речь.

«…апостол анархизма, идеолог бунтарского направления. Личность яркая, неординарная… гроза авторитетов и властей, дерзкий революционер и вечный изгнанник… За участие в Дрезденском восстании 1848 г. был приговорён к смертной казни, находился в заточении в тюрьмах Австрии и России, идейный противник Маркса и Энгельса».

1) М. А. Бакунин
2) П. Л. Лавров
3) П. Н. Ткачёв
4) Н. Г. Чернышевский

9. Укажите одну из целей внешней политики Александра II.

1) увеличение российских владений в Европе
2) создание антифранцузской коалиции
3) выход из международной изоляции после Парижского мирного договора
4) расширение российских территорий в Маньчжурии

10. Рассмотрите схему и выполните задание.

Укажите, какое событие отражено на данной схеме.

1) установление границы по Айгунскому мирному договору
2) присоединение Средней Азии к России
3) Крымская война
4) Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

11. Какие положения относятся к характерным чертам внутренней политики Александра II в начале его правления? Найдите в приведённом ниже списке три положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) объявление амнистии политическим заключённым
2) ограничительные меры против периодической печати
3) ликвидация военных поселений
4) ослабление цензуры, издание новых журналов
5) бескомпромиссная борьба с революционным движением
6) кодификация Российского законодательства

12. Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите ответ в виде правильной последовательности цифр, которыми обозначены исторические события.

1) реформа городского самоуправления
2) отмена крепостного права
3) введение всеобщей воинской повинности
4) судебная реформа

13. Прочтите текст и ответьте на вопросы.

«Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершённом злодеянии исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего только не говорили! По сёлам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя за, лишение их крепостных людей. В городах пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно. Рассказы о беспорядках против евреев в Елизаветграде, Киеве и других южных городах усиливали общее беспокойство … Покойного государя любили, обожали освобождённые крестьяне и бывшие дворовые люди; но душевно были к нему расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу…»

1) В каком году происходили описанные в документе события?

2) Как называлась организация, причастная к данным событиям?

Ответы на тест по истории России Россия в эпоху великих реформ 9 классВариант 1
1-3
2-3
3-3
4-2
5-1
6-1
7-2
8-1
9-1
10-4
11-235
12-2134
13.
1) 1864 г.
2) Александр II.Вариант 2
1-3
2-2
3-3
4-2
5-4
6-4
7-4
8-1
9-3
10-4
11-134
12-2413
13.
1) 1881 г.
2) Народная воля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector