18 лет без туве янссон. как жила и работала создательница муми-троллей?

Личная жизнь

Нельзя не упомянуть здесь о встрече Самуила Беспрозванного и Туве Янссон. В биографии писательницы этот человек сыграл не последнюю роль. С ним Туве встретилась в 1935 году на выставке в Хельсинки. Беспрозванный очень сильно повлиял на Янссон в художественном отношении и стал ее кумиром. Его опыт и авторитет художника были безусловны. Отец Янссон, знакомый с Самуилом, предложил ему заниматься с его дочерью живописью. Беспрозванный стал для Туве не только учителем, но и самой большой любовью. Но любовь двух творческих людей редко бывает беззаботной. Не стали исключением и они. Туве и Самуил расстались, но до конца жизни оставались хорошими друзьями.

Туве не была готова к созданию семьи, но встреча с Атосом Виртаненом заставила пересмотреть ее свои жизненные принципы. В биографии Туве Янссон имя этого человека упоминается вскользь. На самом же деле он долгие годы был рядом с ней. В феврале 1943 года писательница рассказывала в письме к подруге, что побывала на вечеринке у Атоса. Тогда она еще и не подозревала, какую роль этот человек сыграет в ее судьбе.

Атос был видным журналистом своего времени. Годы, проведенные с ним, заставили Янссон перенаправить свой интерес на литературу. Именно Атос вдохновил ее на создание сказочных существ – муми-троллей. Туве Янссон и Атос не скрывали своих отношений. Их незарегистрированный брак вызывал в обществе пересуды, но Атос не хотел связывать себя узами. Туве же, напротив, хотела и семью, и детей. Но перед Рождеством 1946 года все изменилось.

Творческая семья

Мать будущей писательницы была художницей, её звали Сигне Хаммарстен. Отец, Виктор Янссон, занимался скульптурой. Туве была первым ребёнком, её братья Пер и Ларс выбрали для себя профессии фотографа и художника соответственно

В интервью художница часто говорила о матери, произошедшей от древнего почитаемого рода, отец же не пользовался таким вниманием. Всё детство Марика проводила у бабушки в Швеции, возле моря

Ещё в 15 лет Янссон начала обучение в Швеции по специальности «искусство». Девочка с детства была окружена творческими людьми, она стажировалась в Италии, Франции и Швеции. Рисунки Туве часто представляли на выставках, кроме того, девушка участвовала в театральных постановках, и создавала иллюстрации для печатных изданий.

Мать девушки работала в журнале Garm, поэтому у дочери не было препятствий на пути к публикации собственных комиксов и иллюстраций к книгам. Особым уважением в её глазах пользовались работы Л. Кэррола и Дж. Толкина.

Список произведений

Началась карьера писательницы в 1938 году. Она написала свою первую книгу под названием «Маленькие тролли и большое наводнение». Через 6 лет после выхода этого произведения появилась еще одна повесть о милых существах – «Муми-тролль и комета» (1946 г.). Книги о приключениях забавных Муми-троллей произвели фурор в мире. Писательница не ожидала такой популярности. Но, настоящая известность к финской сказочнице пришла в 1949 году с выходом третьей книги «Шляпа волшебника». На этом серия книг не заканчивается и практически каждые 3 года писательница выпускает по повести:

  • Мемуары Муми-папы издана в 1950г.
  • Повесть «Опасное лето» увидела свет в 1954 г.
  • 1957 г. – «Волшебная зима».
  • 1962 г. – «Дитя – невидимка».
  • 1965г. – «Муми – папа и море».
  • Заключительная повесть о муми-троллях «В конце ноября» появилась в 1970 г.

После окончания работы над сказочными повестями серии Муми-тролли Туве Янссон посвятила себя написанию автобиографической повести. Книга вышла в 1968 г. под названием «Дочь скульптора».

Самые известные произведения для взрослых читателей:

  • Сборники рассказов: «Умеющая слушать», «Игрушечный дом», «Путешествие налегке», «Письма Клары», «Серый шелк».
  • Повести: «Записки с острова», «Каменное поле», «Летняя книга», «Честный обман».
  • Роман «Город солнца».

С 1977 по 1981 гг. Туве Янсон выпустила несколько комиксов, посвященных муми- троллям: «Жуткое путешествие», Муми-тролли», «Мошенник в доме муми-троллей»

Художественные работы

До 28 лет Туве проживала вместе с родителями, поэтому в душе она оставалась ребёнком в течение длительного времени. В 1942 году она съезжает в отдельную квартиру, там был написан «Натюрморт с нарциссами», олицетворяющий её отношение к жизни. Картина насыщена светлыми и приятными красками, её можно назвать солнечной.

В квартире девушки была оборудована большая мастерская в светлых тонах. В том же здании творила её возлюбленная художница Тууликки Пиетиля. Именно там они отпраздновали завершение военного периода. Девушки нередко проводили вечеринки для других представителей современного искусства. Писатели и художники гуляли до утра.

Сохранилось большое количество автопортретов Янссон, благодаря им нетрудно проследить её отношение к себе и изменения. В 1940 году была создана картина «Курящая девушка», которая олицетворяла независимость и своенравный характер женщины. Через два года после этого Туве изобразила себя в рысьем боа. Ей нравилась эта работа разницей в мягкости костюма и строгости черт лица. Мужской пиджак давал понять, что женщина не собирается уступать кому-либо в сфере искусства, она заслуживает точно таких прав, как и её коллеги мужского пола.

Некоторым критикам были не по душе картины художницы, поскольку многие из них не были до конца закончены. Также она отличалась любовью к огромному количеству деталей, которые перегружали полотна. Но после поездки во Францию и Италию в 1948 году Туве смогла исправить свои ошибки, прогресс был очевиден даже для самых придирчивых посетителей выставки.

За свою жизнь женщина успела получить немало наград. В 1952 году её премировали от лица муниципалитета Стокгольма, некоторое время спустя Туве удостоилась медалей Ганса Андерсена и Сельмы Лагерлеф. Также её наградили польским орденом улыбки. Иногда её напрягала коммерциализация произведений, поэтому со временем писательница решила направить свои творческие силы в другое русло, занявшись живописью и написанием романов.

Девушка не боялась выражать своё отношение к происходящему, она рисовала политические карикатуры, смело подписывая их собственным именем. Янссон всегда была пацифисткой. Туве запомнилась всем как человек, который отлично понимает психологию детей. Каждый из её рассказов вызывал у людей множество эмоций, начиная с раннего возраста. Девушке удавалось особенно тонко передавать все чувства, с которыми сталкивались дети, она помогала им поверить в себя, сформироваться как личность.

Книги о Туве Янссон

Ещё при жизни писательницы журналист Юхани Толванен опубликовал книгу «Клянусь своим хвостом» (швед. Vid min svans, 2000), посвященную творчеству Т. Янссон. В 2003 году журналистка Кристина Бьерк опубликовала биографию писательницы «Не только муми-тролли» (швед. Mer an mumin). Спустя год свет увидел сборник воспоминаний о Туве Янссон «По дороге с Туве: друзья и родственники вспоминают Туве Янссон» (фин. Toven matkassa). В 2007 вышла в свет монументальная работа профессора литературоведения Буэль Вестин «Туве Янссон: слово, рисунок, жизнь» (швед. Tove Jansson: ord, bild, liv), в которой на более чем 500 страницах рассказывается о жизни и творчестве Янссон.

Детство и юность

Туве Янссон появилась на свет в августе 1914 года. Мать будущей писательницы, Сигне Хаммарштен, шведка по национальности, сама была известной художницей и книжным иллюстратором. Сигне переехала из Швеции в Финляндию, где познакомилась с Виктором Янссон, знаменитым скульптором, который стал отцом Туве.

Автопортрет Туве Янссон

В семействе было трое детей, среди которых Туве была старшей. Младший брат Ларс также стал художником и позже работал вместе с Туве над комиксом о муми-троллях. А средний брат стал фотографом.

Семейство Хаммарштенов, родственников матери, было известно в Швеции. Многие знаменитые персоны и государственные деятели вышли из этого рода. Янссон охотно рассказывала о шведской родне и ее корнях в интервью. О родственниках писательницы со стороны отца-финна известно намного меньше.

Туве Янссон в детстве

Отношения с отцом у взрослой Туве были достаточно напряженными. Виктор Янссон не одобрял либерального окружения дочери и сам был достаточно консервативен и старомоден. Туве же была открытым и толерантным человеком, который превыше всего ценил свободу.

При этом Туве восхищалась работами отца, которые окружали ее в родительском доме с самого детства, будущая писательница росла в окружении произведений искусств. Отец стал первым критиком и советчиком Туве в творческих вопросах. В доме родителей будущей писательницы бывали известные люди и представители творческой элиты, скульпторы и художники. Эта среда и сформировала Туве.

Туве Янссон в молодости

Писательница оставила воспоминания о том, как в детстве проводила летние месяцы у бабушки в Швеции, под Стокгольмом. Недалеко от дома начиналось море, и шум прибоя был слышен там, где играли дети. Туве была привязана к семье и стала жить отдельно от них, уже будучи взрослой женщиной — в двадцать семь лет. Теплое отношение к родным писательница сохранила до конца жизни.

В Швецию пятнадцатилетняя Туве уехала, чтобы учиться там в Колледже Искусств. Закончив колледж, будущая писательница проехалась по художественным школам в разных странах Европы, где проходила стажировку.

Художница Туве Янссон

Вернувшись домой после учебы, Янссон принялась создавать иллюстрации для книг на заказ и рисовать для разных изданий карикатуры.

У молодой художницы уже был опыт — Янссон была известна как иллюстратор в Финляндии, поскольку с десяти лет сотрудничала с одним популярным детским журналом и создавала для него рисунки. Туве выучилась рисовать рано, практически на руках у матери.

Хемули.

     «Хемули достигают

почти двойной высоты обычного папоротника. У них вытянутые и немного

угнетенные лица. Розовые глаза. Нет ушей, но вместо них несколько

пучков синих или цвета имбири волос. Хемули — вовсе не выдающиеся

интеллектуалы и легко становятся фанатиками. Их ноги ужасно большие

и плоские. Они не могут научиться свистеть, и поэтому не любят любой

свист.» — Муми-папа, «Мемуары папы Муми-тролля«.

Коллекционер насекомых.

     Все Хемули довольно

занудны. Любят командовать и никогда не признают своей неправоты.

Как правило, что-нибудь

коллекционируют.      Этот Хемуль

присутствует в книге «Муми-тролль и комета» и впервые появляется в

пятой главе.

Филателист\ботаник.

     Этот Хемуль впервые

появляется в десятой главе книги «Муми-тролль и комета». Он

присутствует в книгах «Муми-тролль и комета», «Шляпа волшебника» и в

рассказе «Секрет хатифнаттов».

Хемулиха — директриса дома для подкидышей

муми-троллей.

     У этой Хемулихи есть

тётя. Она присутствует в книге «Мемуары папы Муми-тролля» и впервые

появляется в первой главе     Барышня с

ужасным характером, а ещё педагог… Эх, вот такие и «съели»

Макаренко.

Тётка Хемулихи.

     Тётя

Хемулихи-директрисы. Она присутствует в книге «Мемуары папы

Муми-тролля» и впервые появляется в третьей

главе     Её чуть не съела ,

а потом она нашла своё призвание в воспитании клипдассов.

Хемуль на Садовом празднике.

     Этот Хемуль

появляется в пятой главе книги «Мемуары папы Муми-тролля».

Хемули из гвардии Самодержца.

     Эти Хемули появляются

в шестой главе книги «Мемуары папы Муми-тролля».

Добровольный оркестр Хемулей.

     Оркестр появляется в

седьмой главе книги «Мемуары папы Муми-тролля».

Полицейский Хемуль.

     Этот Хемуль

присутствует в книге «Опасное лето» и впервые появляется в седьмой

главе.

Хемуль — надзиратель тюрьмы.

     У этого Хемуля есть

кузина, которая, по всей видимости, не является Хемулихой. Хемуль

присутствует в книге «Опасное лето» и впервые появляется в

одиннадцатой главе.

Самодеятельный оркестр Хемулей.

     Оркестр появляется в

двенадцатой главе книги «Опасное лето».

Хемули, сдающие напрокат лодки и проверяющие

билеты.

     Эти Хемули появляются

в двенадцатой главе книги «Опасное лето».

Хемульские полицейские силы.

     Эти Хемули появляются

в двенадцатой главе книги «Опасное лето».

Хемуль — лыжник.

     Этот Хемуль

присутствует в книге «Волшебная зима» и впервые появляется в пятой

главе.

Организатор.

     Этот Хемуль

присутствует в книге «В конце ноября», где впервые упоминается в

первой главе, а появляется в пятой главе.

Хемуль, который переодевался перед едой.

     Этот Хемуль

упоминается в рассказе «Весенняя песня».

Хемуль, который продал Филифьонке её летний

дом.

     Этот Хемуль

упоминается в рассказе «Филифьонка, которая верила в

катастрофы».

Хемуль — рыбак.

     Этот Хемуль забрал

дракона у Снусмумрика в рассказе «Повесть о последнем в мире

драконе».

Хемуль, который любил тишину.

     Этот Хемуль

появляется в рассказе «Хемуль, который любил тишину».

Родственники Хемуля.

     Доброжелательные

родственники Хемуля, который любил тишину из рассказа «Хемуль,

который любил тишину».

Малыши Хемули.

     Малыши Хемули, о

которых заботился Хемуль, который любил тишину из рассказа «Хемуль,

который любил тишину».

Хемуль.

     Появляется в рассказе

«Ёлка», так же, как и его тётя.

Тётя Хемуля.

     Появляется в рассказе

«Ёлка» со своим племянником.

Огромный Хемуль.

     Появляется в книге

«Маленькие тролли и большое наводнение». Именно он отобрал у

и

кресло, на котором они плавали.

Ý  Ý

Что легло в основу цикла о муми-троллях

С одной стороны, книги о муми-троллях — совершенно самостоятельное явление. Янссон выдумывает свой собственный мир, фактически творит миф о счастливом месте и счастливых существах. Каждое из них она придумала и назвала, пополнив бестиарий европейской детской литературы множеством удивительных персонажей. С другой — нельзя не заметить, что у «Муми-троллей» много источников.

Дронт Эдвард, вдохновленный образом Додо из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, появляется в «Мемуарах папы Муми-тролля», а потоп из первой книги серии, «Маленькие тролли и большое наводнение», отсылает к эпизоду с морем слез Алисы. Янссон очень любила Кэрролла и даже сама проиллюст­рировала «Алису» для шведского издания 1966 года. А в «Опасном путешест­вии» обыгрывается «Алиса в Зазеркалье»: на первой странице книжки-картин­ки девочка Сусанна отчитывает кота за то, что он спит, когда ей хочется приключений, а «Алиса в Зазер­калье» начинается с ее диалога с кошкой Диной и ее котятами, которых она тоже отчитывает.

1 / 4

Туве Янссон. Иллюстрация к «Алисе в Стране чудес». 1966 год Moomin Characters / Tate Publishing

2 / 4

Туве Янссон. Иллюстрация к «Алисе в Стране чудес». 1966 год Moomin Characters / Tate Publishing

3 / 4

Туве Янссон. Иллюстрация к «Алисе в Стране чудес». 1966 год Moomin Characters / Tate Publishing

4 / 4

Туве Янссон. Иллюстрация к «Алисе в Стране чудес». 1966 год Moomin Characters / Tate Publishing

Другой источник — это Библия. Отсюда и «большое наводнение», и конец света с египетской саранчой в «Муми-тролле и комете», и концепция Муми-долины как рая, и образ левиафана-Морры.

В книгах и комиксах — множество аллюзий и отсылок к книгам, картинам и фильмам. Например, в «Шляпе волшебника» Муми-тролль и фрекен Снорк играют в Тарзана, и Муми-тролль начинает говорить цитатами из фильма, на ломаном английском пародируя нескладную речь главного героя: «Tarzan hungry, Tarzan eat now».

Как появились муми-тролли

Туве Янссон. Автопортрет с героями книг о муми-троллях Moomin Characters

В 1939 году начинающая художница Туве Янссон была в ужасе от событий, происходивших в Европе и в Финляндии, и, судя по ее письмам и дневникам, понимала, что надвигается еще бо́льшая катастрофа:

Творчество стало даваться Янссон гораздо тяжелее, и, чтобы преодолеть этот кризис, она решила написать историю о необыкновенно счастливой семье. Образ главного героя она придумала еще в детстве: после спора с братом Пером Улофом об Имману­иле Канте она нарисовала его на стене уличного туа­лета на острове архипелага Пеллинки (где они летом отдыхали семьей) и сооб­щила, что это самое уродливое существо на свете. Янссон назвала его Снорком и час­то рисовала впоследствии. А вот само слово «муми-тролль» появилось в 1930-е, когда Туве училась в Стокгольме и жила у своего дяди Эйнара Хаммерштена. Тот рассказы­вал ей о неприятных и пугающих «му-у-умитроллях», которые живут за печкой и охраняют его еду от ночных набегов племянницы. Они издают протяжные вздохи — отсюда название. С тех пор в днев­никах Янссон стала использовать слово «муми-тролль» для обозна­чения чего-то ужасного или пугающего. Снорк же стал своего рода подписью Янс­сон  Например, его можно увидеть в финском политическом журнале «Гарм», где Туве начала работать еще подростком. Именно там была опубликована ее знаме­нитая карикатура на Гитлера в виде орущего младенца, которому на блюдечке подносят страны Европы.. 

Первое издание книги «Маленькие тролли и большое наводнение». 1945 год Söderström & Co

В 1939 году образ Снорка лег в основу истории о маленьких троллях и потопе. Тогда же Янссон решила дать этому персонажу и его семье общее название — муми-тролли. Книга могла так и остаться незаконченной и неизданной, если бы не друзья Янссон и в первую очередь ее возлюбленный — политик и интеллектуал Атос Виртанен, за которого она хотела выйти замуж (но так и не вышла). Именно он поддержал Туве и неоднократно говорил о том, что история муми-троллей — это детская сказка, которую должен увидеть мир. 

Туве встречает Туу-Тикки

Личная жизнь Туве тоже влияла на мир муми-троллей. В 1940-х годах она была обручена с журналистом Атосом Виртаненом, но по неизвестным причинам помолвка была расторгнута. Тем не менее для Атоса тоже нашлось место в Муми-доле: он стал прототипом Снусмумрика. Атос, как и Снусмумрик, постоянно носил зелёную шляпу и считал ее своим талисманом.

Атос Виртанен и оригинальная иллюстрация Снусмумрика, нарисованная Туве Янссон

В 35 лет Туве Янссон осознала свою бисексуальность, и после Атоса встречалась только с женщинами. В 1946 году она познакомилась с театральным режиссёром Вивикой Бандлер. Туве стремительно влюбилась, но в то время в Финляндии гомосексуальные отношения были незаконны, к тому же Вивика была замужем. Роман закончился, когда Вивика уехала в Париж по работе, но они ещё долго общались. Конечно, Туве перенесла их особую связь в Муми-дол. В книге «Шляпа волшебника» появляются Тофсла и Вифсла: они неразлучны и общаются на непонятном для остальных языке.

Туве Янссон (слева) и Вивика Бандлер

В 1954 году на рождественском празднике в Атенеуме Туве встретила талантливую художницу Тууликку Пиетилю. А спустя два года Янссон и Пиетиля стали постоянными партнёрами и больше не расставались.

Тууликка появилась в жизни Янссон, когда Туве начала терять интерес к муми-троллям, но их встреча вдохновила Янссон на написание одной из самых известных книг из всей серии — повести «Волшебная зима». Тууликка стала прототипом рассудительной и оптимистичной Туу-Тикки и очень гордилась этим фактом. Сама Туве говорила, что Тулликка заставила ее написать книгу о том, каково бывает в трудные времена.

Тууликки Пиетиля с Туве Янссон

Они прожили вместе 45 лет, работали над многими проектами, включая муми-троллей. А летнее время неизменно проводили на собственном острове Кловахарун в уединении и свободном творчестве. Туве купила его, как только позволил доход от книг.

Туве Янссон в 1956 году / Фото: Wikimedia Commons

Детство

Туве Янссон родилась в Хельсинки 9 августа 1914 года. В семье художницы Сигне Хаммарштен и известного скульптора Виктора Янссон Туве была старшим ребенком. Два ее младших брата появились на свет с перерывом в 6 лет – в 1920 и 1926 годах. Лето дети проводили у бабушки в Швеции, недалеко от Стокгольма. Писательница вспоминала, что море находилось рядом с домом, и если во время игр дети внезапно затихали, то до них доносился шум прибоя.

Учиться девочка не любила, и школьные годы стали нелегким временем для будущей писательницы. Больше всего она не любила математику, мать даже выхлопотала для нее освобождение от этого предмета. Уроки рисования, которые заключались в перерисовывании в альбом предметов и животных, тоже не приносили особого удовольствия. Школу она оставила в пятнадцатилетнем возрасте и поехала получать художественное образование в другую страну.

Самый близкий человек

Мать была для девочки центром вселенной. Отец частенько собирал в доме шумные компании друзей-художников и жил ночной жизнью. Мать же постоянно была с дочерью. Семья жила фактически на доходы Сигне, которая работала художником в типографии и сотрудничала с несколькими издательствами. Ей приходилось много времени проводить в мастерской. Девочка начала рисовать, сидя на коленях матери. Уже в детстве она поняла, как рождается рисунок, и уже в подростковом возрасте Туве стала профессиональным иллюстратором. В четырнадцать лет был напечатан ее первый рисунок, а спустя год она была уже достаточно известна как иллюстратор и сотрудничала с несколькими изданиями.

Другие муми-тролли[]

В то время как муми-семейство — единственные известные муми-тролли во франшизе, были краткие появления и упоминания других муми-троллей в других различных работах:

  • В «Маленьких троллях и большом наводнении» можно увидеть нескольких муми-троллей в рассказе Муми-мамы об их происхождении.
  • В «Мемуарах Муми-папы» Муми-папа растёт в приюте для муми-троллей, хотя ни один из других детей не был показан в иллюстрациях книги. В аниме-сериале «Приключения муми-троллей» приют сменился на обычный детский дом, где Муми-папа был единственным муми-троллем, живущим там.
  • В комиксах о муми-троллях есть более прямые появления других муми-троллей, наиболее известным из которых является Уимзи. Есть также несколько упоминаний о муми-родственниках, таких как рецепт зелья бабушки Муми-мамы, кузен Муми-папы Альфред или их богатая, но строгая тетя Джейн.
  • В «Зиме Муми-тролля» показана старая семейная фотография муми-троллей, датированная подписанная как «Хельсинки 1878 3.10.». Это, вероятно, старые родственники Муми-мамы, поскольку происхождение Муми-папы неизвестно, а Муми-мама — та, кто показал близость к семейным альбомам до этого.
  • В книжке-картинке «Кто утешит малютку Кнютта?» на заднем плане сцены вечеринки видны силуэты, напоминающие муми-троллей.
  • В «Опасном путешествии» ненадолго появляется Уимзи.

Награды

  • «Премия Нильса Хольгерсона» лучшему детскому писателю года (1953)
  • Премия имени Х. К. Андерсена за вклад в развитие детской литературы (1966)
  • Премия Шведской Академии Искусств (1972)
  • Золотая Президентская Медаль Финляндии (1976)
  • Почётное звание доктора искусствоведения Университета Хельсинки (1978)
  • Премия имени Сельмы Лагерлёф за вклад в литературу (1993)
  • Звание Почетного Профессора Финской Республики (1995)
  • Литературная Премия Американо-Скандинавского Культурного Фонда за вклад в искусство (1996)
  • Премия газеты Svenska Dagbladet (1952)
  • Медаль Н. Гольгерсона за книгу «Что дальше?» (1953)
  • Медаль Э. Бесков за иллюстрации к повести «Зима Муми-тролля» (1958)
  • Премия Р. Койву
  • Дипломы Х. К. Андерсена (1958, 1962, 1964)

Муми-тролли и прочие работы

Существует несколько легенд о том, как возник образ муми-тролля, однако все они сходятся на том, что его графическое воплощение появилось, самое раннее, в 1930 году. Впервые изображение муми-тролля было опубликовано в карикатуре в финском журнале Garm в 1940 году. Первая книга из серии работ о муми-троллях вышла из печати в 1945 году. («Маленькие тролли и большое наводнение», написана и проиллюстрирована в 1938 году), однако популярность завоевала её вторая повесть «Муми-тролль и комета» (1946 году), в которой было дано подробное описание Долины муми-троллей (Муми-дален), ставшей местом действия большинства последующих историй. Следующая книга — «Шляпа волшебника» (1949) — дала толчок «муми-буму» во многих странах мира.

Туве Янссон также иллюстрировала книги Толкина и Льюиса Кэрролла.

Янссон написала ряд повестей и рассказов, не имеющих отношения к муми-троллям.

Дочь художницы, а не скульптора

В 1968 году была опубликована автобиографическая книга Янссон «Дочь скульптора». В небольших рассказах Туве смогла передать атмосферу своего детства и дух своей семьи. Будь то влияние настроения отца в доме или удивительная натура ее матери. Сигне не только успевала следить за хозяйством и тремя детьми, но и приносила основной доход в семью своими иллюстрациями. Туве восхищалась своей матерью и была с ней очень близка.

В 17 лет она напишет ей из Стокгольма: «Я думаю, что ты понимаешь меня лучше, чем кто-либо другой». Их отношения не изменились со временем. Даже в 78 лет Туве говорила, что всегда старалась походить на маму и стремилась рисовать как она. Смерть Сигне стала для нее сильнейшим ударом и одной из главных причин, по которым она перестала писать о муми-троллях. Последняя книга «В конце ноября» получилась грустной: семья муми-троллей пропадает из Муми-дола, и никто из жителей не знает, куда, в то время как в дом муми-троллей продолжают приходить одинокие существа в поисках дружеской поддержки и уюта. В финале Туве дает нам надежду: аура муми-дома помогает странникам, а на горизонте появляется огонёк — это муми-тролли возвращаются домой на лодке.

Туве Янссон, 1967 год

Кроме историй о муми-троллях Туве написала 12 книг для взрослых, участвовала в выставках, занималась иллюстрацией и рекламой и даже расписывала стены мэрии. Несмотря на то, что все книги о муми-троллях были написаны на шведском языке, в Финляндии Янссон стала своего рода национальным героем. Её восьмидесятый день рождения в 1994 году страна отмечала с фейерверками и шествиями, а в день её похорон в Финляндии был объявлен траур. Туве оставалась художницей до конца своих дней, но мы в первую очередь помним её за добрый и удивительный мир муми-троллей.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Муми-мир

Всемирная известность пришла к писательнице благодаря книжной серии о муми-троллях. Иллюстрации к книгам выполняла сама Туве. В 50-е годы они били все рекорды по популярности и расходись многомиллионными тиражами

Успех «Шляпы волшебника» привлек внимание издательства Associated Press, и Янссон предложили контракт. В сентябре 1954 года в лондонской газете Evening News появился первый комикс

Впоследствии он публиковался уже в 58 изданиях. В 1957 году агентство заказало писательнице комикс для взрослых. Так появились «Муми-тролли на Диком Западе». Первоначально Туве рисовала комиксы сама, но вскоре ей это наскучило, и она передала эту работу брату Ларсу. Удивительно, но сама Янссон не относилась серьезно к писательской деятельности и говорила, что прежде всего она – художник. Однако ее картины привлекали меньше внимания, чем занимательные истории Туве Янссон о муми-троллях.

Первые книги

Ещё во время своей первой поездки в Германию девушка нарисовала первого муми-тролля. Этот небольшой бегемот чёрного цвета имел определённое сходство с персонажами, появившимися намного позже. Но полноценную работу над рисунками и книгой Туве начала во время войны, в 1939 году. Это и не удивительно, ведь красочные позитивные персонажи создавали неповторимую атмосферу, которая помогала отвлечься от происходящих ужасов. Писательнице захотелось создать сказку.

Первоначально персонаж муми-тролля стал своеобразной визитной карточкой Янссон, она постоянно рисовала его рядом с подписью в журнале. У создания были разные эмоции на лице, длинный хвост и небольшие ушки, напоминающие рога. Оно было слегка угловатым, но через некоторое время приобрело известные округлости.

Сам сюжет произведений в некотором роде был заимствован из фольклора, но большую часть его сочиняла сама писательница. Частично она черпала идеи из собственного детства, взрослея вместе со своими героями. Очень важен в рассказах образ дома и семьи. Это место показывается как максимально безопасное, где всегда поддержат и поймут. В следующих произведениях автор постепенно показывает, что в мире не всё так гладко и хорошо, но одновременно с этим она учит детей не разочаровываться.

Не менее важным в сочинениях Янссон является мотив свободы. Она помогает людям понять, что каждый имеет право на собственное мнение и самореализацию, нельзя навязывать другим свои представления о мире. Примечательно, что из-под её пера вышли и более взрослые произведения. Девушка описала своё детство в повести «Дочь скульптора», также в 1970-х годах было опубликовано несколько сборников — «Игрушечный дом», «Слушательница» и роман «Город солнца». Критики относили эти сочинения к стилю реализма.

Кто такая Туве Янссон

1 / 2

Туве Янссон. Автопортрет. 1940 год

2 / 2

Туве Янссон в своей мастерской. 1956 год

Туве Марика Янссон (1914–2001) — не только создательница мира муми-троллей. Ее книги«Дочь скульптора» (1968) и «Летняя книга» (1972) переве­дены на многие языки и считаются классикой финской литературы. Сама же Янссон считала себя прежде всего художницей: она писала картины всю жизнь, экспериментировала с самыми разными техниками и худо­жест­венными направлениями (от импрессиониз­ма до абстрак­циониз­ма), участвовала во многих выставках. Особенно известны ее росписи стен в административных зданиях в разных городах Финляндии и даже алтаря церкви в городе Теува. 

Туве начала рисовать в раннем детстве. Ее отец, Виктор Янссон, был известным скульптором, а мать — шведка Сигне Хаммарштен-Янссон — художницей-графиком и иллюстра­тором (она нарисовала сотни марок для Финляндии, обретшей в 1918 году независимость). Братья Туве Янссон тоже выбрали творческие профессии. Пер Улоф стал фотографом, а Ларс — графиком и иллюстратором: многие годы он помогал сестре рисовать комиксы о муми-троллях, а с 1960 года по 1975-й работал над новыми выпусками уже в оди­ночку (когда контракт закончился, Янссон устала от работы и не стала продлевать его). И все же несмотря на то, что Янссон — художница, карика­турист, иллюстратор, автор нескольких романов, сборников рассказов, пьес и сценариев, национальное, а затем и мировое признание она получила именно как автор «Муми-троллей».

Туве Янссон в Муми-доле

Мысли о первой книге про муми-троллей пришли к Туве Янссон в 1939 году во время Зимней войны. Она была потрясена войной, и ей очень хотелось дать миру (и себе) что-то доброе и безопасное. Так появился Муми-дол и его жители: муми-тролли и их многочисленные друзья и родственники.

А вдохновили её на создание этого мира семья и детство, проведённое на острове архипелага Пеллинки. Каждое лето Янссоны арендовали там дом у моря и наслаждались природой, общением и творчеством. Для Туве летние месяцы были самыми счастливыми воспоминаниями детства, а сам остров стал прообразом Муми-дола. Кроме того, именно там Туве придумала будущего муми-тролля. А нарисовала она его на стене туалета! Дело в том, что туалет в летнем доме находился на улице. Изнутри он был обклеен картоном, и вся семья Янссон рисовала и писала друг другу послания на нём, а иногда и спорила на философские темы. Однажды брат Туве написал там историю о Канте. Туве не смогла придумать ему достойный ответ. Тогда она нарисовала самое уродливое существо на свете, какое только смогла придумать, и сверху написала «Кант». Это и был первый муми-тролль. Со стены туалета он перекочевал в детские дневники Туве, а позже стал своего рода эмблемой, которой она подписывала свои работы. Впервые такая эмблема-подпись появилась на антигитлеровском плакате в журнале «Гарм» в конце 30-х годов. Это был большеносый персонаж, иногда он изображался в чёрном цвете, а звали его Снорк.

Свой окончательный образ и имя муми-тролли получили в первой книге «Маленькие тролли и большое наводнение», которая была опубликована в 1945 году, но вот их фигура продолжала меняться в каждой книге. В Финляндии даже проводили исследования изменений объёмов тела муми-троллей. Первый муми-тролль был достаточно худым. Постепенно он превратился в круглого бегемотика и достиг пика своего объёма в книге «Опасное лето». Именно эту повесть часто называют самой счастливой из всей серии о муми-троллях.

Обложка первой книги «Маленькие тролли и большое наводнение»

Семья муми-троллей очень напоминает семью Янссон. Они богемные и творческие натуры, которые иногда ругаются, но любят и поддерживают друг друга. Виктор Янссон, как и Муми-папа, был серьёзным главой семьи, иногда впадал в депрессию и считал себя одарённым и непонятым. Очень похожи Муми-мама, которая может исправить всё что угодно, и Сигне, успевающая делать сто дел одновременно. Добрый и открытый миру Муми-тролль стал альтер-эго самой Туве, а в четвёртой книге «Мемуары Муми-папы» появилась и другая сторона её личности — острая на язык, независимая и непослушная Малышка Мю.

Муми-тролль и фрекен Снорк. Рисунок Туве Янссон, 1957 год

В каждой книге с жителями Муми-дола что-то случается, они страдают, борются с одиночеством и ищут себя, но в конце неизменно возвращаются домой — в уютное и теплое место, где всегда пахнет вкусной едой. Дом, где есть место свободе и творчеству, где тебя любят и ждут, стал не только основой жизни Туве, но и ключевым образом всех книг о муми-троллях.

Это интересно: Биография и факты: Этель Лилиан Войнич. Английская писательница

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector