7 января 2021 года — четверг

Символы Рождества Христова

Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда — сочиво и кутья. Слово «сочельник» как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения.

Основным символом самого Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особое место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно.

Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары — золото, ладан и смирна.

Еще один важный символ Рождества — Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это — та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери «Неопалимая купина». Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды — это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил «новую звезду от Иакова», поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом.

Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.

Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.

Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп — это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп «приехал» в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие.

Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе. Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить «наполовину язычников» или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель. Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога. Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным».

***

В те времена в праздниках Рождества принимали участие не только певчие церковного хора, но и прихожане. На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось «Вертепным действом», а в Западной Украине просто «Вертеп».

В Европе XVI века такие мистерии проводили кукольные театры. У таких театров были декорации, напоминающие декорации сегодняшних рождественских вертепов. Их вырезали из бумаги, дерева, лепили из глины. Сейчас вертепы зачастую просто устанавливают у входа в храм или дома.

Католики и протестанты также делают адвент-календари. Адвент — это четыре недели до рождества. Для детей в таких календарях оставляют небольшие подарки.

Рождество Христово. Стихиры на стиховне.

 Стихиры на стиховне

самогласны, глас 2.
 

Перевод

Велие и преславное чудо совершися
днесь: Дева раждает и утроба не истлевает: Слово
воплощается и Oтца не отлучается. Ангели с
пастырьми славят, и мы с ними вопием: слава в
вышних Богу, и на земли мир.

Великое и высшее всяких представлений
чудо совершилось сегодня: Дева рождает и утроба не
истлевает; Слово воплощается, и не отлучается от
Отца. Ангелы славят с пастухами, и мы с ними
восклицаем: «Слава в вышних Богу, и на земле
мир!»

Глас 3:

Стих: Из чрева прежде денницы родих
Тя: клятся Господь, и не раскается.

Из чрева прежде денницы Я родил Тебя.
Клялся Господь и не раскается (Пс. 109, 3).

Днесь раждает Дева Творца всех: Eдем
приносит вертеп, и звезда показует Христа, Солнца
сущим во тьме. С дары волсви поклонишася, верою
просвещаеми: и пастырие видеша чудо, ангелом
воспевающим и глаголющим: слава в вышних Богу.

Сегодня Дева рождает Творца всего;
Эдем предлагает пещеру, и звезда указывает
погруженным во тьму на Христа, как на Солнце.
Просвещаемые в (своих) верованиях волхвы с дарами
поклонились, и пастухи увидели чудо –
ангелов, поющих и произносящих: «Слава в
вышних Богу».

Стих: Рече Господь Господеви моему:
седи одесную Мене.

Сказал Господь Господу моему: сиди
одесную Меня (Пс. 109, 1).

Господу Иисусу рождшуся в Вифлееме
Иудейстем, от восток пришедше волсви, поклонишася
Богу вочеловечшуся, и сокровища своя усердно
отверзши, дары честныя приношаху: искушено злато,
яко Царю веков: и ливан, яко Богу всех: яко
тридневному же мертвецу, смирну Безсмертному. Вси
языцы приидите поклонимся Рождшемуся, спасти души
наша.

Когда Господь Иисус родился в
Вифлееме Иудейском, волхвы с Востока, придя
(туда), поклонились вочеловечившемуся Богу, и, от
всей души, открыв сокровищницы свои, поднесли
(Ему) драгоценные дары: очищенное золото как
вечному Царю, ладан как Богу всего; мирру же как
(ожидаемому, будущему) тридневному мертвецу и
вместе Бессмертному. Все народы придите,
поклонимся Родившемуся спасти души наши.

Слава, глас 4:

Веселися Иерусалиме, торжествуйте вси
любящии Сиона: днесь временный разрешися соуз
осуждения Адамова, рай нам отверзеся, змий
упразднися: юже бо прельсти первее, ныне узре
Содетелеву бывшу Матерь. О глубина богатства, и
премудрости, и разума Божия! Яже исходатаивши
смерть всей плоти, греховный сосуд, спасения
начало бысть миру всему, Богородицы ради. Младенец
бо раждается из Нея Всесовершенный Бог, и
рождеством девство печатствует: пленицы греховныя
разрешая пеленами, и младенства ради, Eвины
врачует яже в печалех болезни. Да ликовствует убо
вся тварь, и да играет: обновити бо ю прииде
Христос, и спасти души наша.

Веселись, Иерусалим, и торжествуйте
все любящие Сион. Сегодня развязаны долговременные
узы осуждения Адама: рай для нас открыт; змей
обезврежен, (ибо ныне он увидал, что) та, которую
он прежде обманул, стала Матерью Создателя. О
глубина богатства, и премудрости, и разума Божия:
доставившая смерть всему роду (человеческому),
орудие греха, стала началом спасения для всего
мира через Богородицу, так как от Нее рождается,
(как) младенец, Всесовершенный Бог, и рождением
Своим прикладывает печать Свою к девству. Пеленами
развязывающий путы грехов через младенчество Свое
врачует Евины болезни при родах. Посему, да ликует
и придет радостное движение все творение. Ибо
пришел Христос восстановить его и спасти души
наши.

И ныне, глас тойже:

В вертеп вселился eси Христе Боже,
ясли Тя восприяша, пастырие же и волсви
поклонишася. Тогда убо пророческая исполнися
проповедь, и ангельския силы дивляхуся, вопиюще и
глаголюще: слава схождению Твоему, eдине
Человеколюбче.

Ты, Христос Бог, поселился в пещере;
приняли Тебя ясли; пастухи и волхвы Тебе
поклонились. Тогда именно и исполнислась
пророческая проповедь, и ангельские силы
поражались, восклицая и говоря: слава нисхождению
Твоему, единственный Человеколюбец.

Стихиры в исполнении хора Московского Сретенского
монастыря.

Скачать

(MP3 файл. Продолжительность 2:40 мин. Размер 1.5 Mb)

Текст службы дается с параллельным русским
переводом профессора Киевской духовной
академии  М.Н. Скабаллановича по изданию
«Христианские праздники. Рождество Христово»,
Киев, 1916.

Версия для печати

Тропарь и кондак: обиход

Тропарь и кондак Рождеству
Богородицы сегодня поются в большинстве случаев на обиходный четвертый глас,
мелодия которого хорошо знакома всем, кто регулярно посещает богослужения.

Тропарь

Кондак

Перевод на современный русский
язык:

Тропарь

Кондак

Однако даже одинаковая гармонизация звука у разных хоров может сильно отличаться по характеру и настроению. В качестве примера можно привести пение тропаря и кондака Мужским хором Минской духовной семинарии, а также хором сестер Рождество-Богородичного Александровского женского монастыря.

Степан Дегтярев (1766–1813) — русский композитор и дирижер

Кроме обиходного
гласового исполнения тропаря и кондака существуют и авторские варианты
гармонизации, возникшие еще до появления партесного обихода и напоминающие по
своей стилистике западное итальянское пение.

Например, тропарь Рождества Богородицы в обработке Степана Дегтярева. Степан Дегтярев — русский композитор второй половины XVIII века, современник Дмитрия Бортнянского.

В качестве образцов совершенно иного звучания тропаря и кондака можно привести примеры дошедшего до нашего времени традиционного пения. Это запись старообрядческого хора поморского согласия.

Киккский монастырь Кипрской Православной Церкви

И в заключение — тропарь Рождеству Богородицы византийского распева в исполнении певчих Киккского монастыря, расположенного на Кипре.

Все эти примеры — образцы храмового пения, предназначенные для богослужения. Мелодии задостойника, тропарей и кондака звучат строго и сдержанно даже в пышных гармонизациях

Их задача — помочь человеку сосредоточить внимание на слове, а не предаваться эмоциям

Все песнопения одним альбомом можно послушать здесь

7 января

Тропа́рь, гла́с 4:

Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш, возсия́ ми́рови све́т ра́зума, в не́м бо звезда́м служа́щии звездо́ю уча́хуся Тебе́ кла́нятися, Со́лнцу Пра́вды, и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка. Го́споди, сла́ва Тебе́.

Конда́к, гла́с 3.

Де́ва дне́сь Пресу́щественнаго ражда́ет, и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит. Ангели с па́стырьми славосло́вят, волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют: на́с бо ра́ди роди́ся Oтроча́ Мла́до, Преве́чный Бо́г.

Велича́ние:

Велича́ем Тя́, Живода́вче Христе́, на́с ра́ди ны́не пло́тию ро́ждшагося от Безневе́стныя и Пречи́стыя Де́вы Мари́и.

Стихи́ра, гла́с 6:

Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ ми́р, дне́сь восприе́млет Вифлее́м Седя́щаго при́сно со Отце́м, дне́сь Ангели Младе́нца, рожде́ннаго боголе́пно, славосло́вят: сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ ми́р, в челове́цех благоволе́ние.

Задостойник

Велича́й, душе́ моя́,/ Честне́йшую и Сла́внейшую Го́рних во́инств, Де́ву Пречи́стую, Богоро́дицу.

Люби́ти у́бо нам, я́ко безбе́дное стра́хом,/ удо́бее молча́ние,/ любо́вию же, Де́во,/ пе́сни тка́ти, спротяже́нно сло́женныя, неудо́бно есть;// но и, Ма́ти, си́лу, ели́ко есть произволе́ние, да́ждь.

Пребезнача́льное Нача́ло, Бо́же Святы́й и Ве́чный, и всея́ тва́ри Соде́телю! Ки́ими словесы́ возблагодари́м и ки́ими пе́сньми возвели́чим Твое́ на́с ра́ди челове́к неизрече́нное снизхожде́ние, во́лею Божества́ Своего́ не отсту́пльше, и не́др О́тчих не разлуча́яся, Бо́г сы́й, я́ко челове́к, в верте́пе безслове́снем ны́не положи́лся еси́, Христе́ Бо́же на́ш! Кто́ испове́сть неизглаго́ланнаго сего́ та́инства вели́чие и пресла́внаго сбытия́ та́инство: Сы́н Бо́жий – Сы́н Де́вы явля́ется, да свободи́т ми́р от кля́твы зако́нныя, и сы́ны греха́ и беззако́ния – ча́дами Бо́жиими, насле́дниками ве́чных бла́г соде́лает,– Себе́ же, я́ко же́ртву непоро́чную и всесвяту́ю, в зало́г спасе́ния па́дшаго челове́ка да принесе́т. Иису́се Сладча́йший, Влады́ко Всеми́лостивый! Твои́м Пребоже́ственным снизхожде́нием юдо́ль земна́я в хра́м Боже́ственныя Сла́вы Твоея́ освяти́ся, и вси́ живу́щии на не́й небе́сным весе́лием испо́лнишася. Сподо́би у́бо и на́с в де́нь пресла́внаго Рождества́ Твоего́ чи́стым се́рдцем и отве́рстою душе́ю испове́дати Тя́ и́стиннаго А́гнца Бо́жия, услажда́ющаго и укрепля́ющаго на́с наде́ждою гряду́щих бла́г в неме́ркнущем Све́те Трисия́тельнаго Божества́, И́мже вся́ живе́т и дви́жется, И́мже обновле́ние на́шего первообра́знаго бытия́ да усоверши́тся. Е́й, Го́споди, вся́каго благодея́ния бога́тый Да́телю, и Пода́телю Благи́й, за е́же та́ко возлюби́л еси́ ми́р, я́ко вся́ ско́рби и боле́зни на́ша на Себе́ понести́ изво́лил еси́, не оста́ви на́с, до́ндеже суета́ земна́я скорбьми́ и напа́стьми не изсуши́ла души́ на́ша, и не поги́бе пу́ть спасе́ния под нога́ма на́шима, да не посмею́тся о на́с врази́ на́ши, но да́руй на́м в све́те Твоего́ Боже́ственнаго Открове́ния позна́ти пу́ть ми́ра, добра́ и и́стины, и воззови́ ненасы́тною жа́ждою по Тебе́, Спаси́теле на́шем, во е́же твори́ти во́лю Твою́ преблагу́ю во стра́се Твое́м, и в похвалу́ неизрече́нному снизхожде́нию Твоему́, я́ко кади́ло благово́нное, приноси́ти Тебе́ житие́ нескве́рное и любо́вь нелицеме́рную, да в де́лех на́ших и во упова́нии ве́ры на́шея непреста́нно соверша́ется во́ля Твоя́ свята́я, и во ве́ки не умо́лкнет под небесе́м сла́ва Твоя́, сла́ва,– я́ко Единоро́днаго от Отца́, испо́лнь благода́ти и и́стины. Я́ко о Тебе́, ны́не пло́тию от Безневе́стныя и Пречи́стыя Де́вы Мари́и Ро́ждшемся, вся́ коле́на небе́сная и земна́я, ра́дости исполня́ющеся, велегла́сно испове́дуют: с на́ми Бо́г, Ему́же че́сть и поклоне́ние подоба́ет – Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Поздравления с Рождеством

Поздравьте своих близких старинными рождественскими открытками.

Даты Рождества Христова:

Рождество Христово в 2020 году — 7 января

Рождество Христово в 2021 году — 7 января

Рождество Христово в 2022 году — 7 января

О Рождестве Христовом на Правмире:

О Рождестве Христовом: история праздника

  • Прот. Андрей Ткачев. В приближении Рождества
  • Епископ Александр (Милеант) Для чего Христос пришел в мир? Рождество Христово
  • Протодиакон Андрей Кураев Дары Рождества
  • Рождественский сочельник и Рождество Христово. Ответы на вопросы
  • Архимандрит Ианнуарий (Ивлев) Полнота времени
  • Пророчества о Рождестве Христовом
  • Рождество Христово. Таинство рождественской звезды
  • Прот. Александр Шмеман Преодоление язычества

Календарь Рождества

  • Все ли равно, когда праздновать Рождество? Реформа календаря и пасхалии: история и современность
  • Рождество: почему мы празднуем его не как все люди?

Песнопения и служба Рождества Христова

  • Николай Иванович Державин: Традиции Рождества. Богослужение Рождества Христова и Патриаршая Литургия Рождества Христова
  • Ирмосы Рождества: история и перевод
  • «Предпразднуем, людие, Христово Рождество…»
  • Службы Рождества Христова

Рождественские колядки и песни

  • Сербские песни к Рождеству Христову
  • Коляда и колядки: О чем поют колядки на Рождество
  • Рождественские колядки
  • Поздравления с Рождеством Христовым

Рождественский вертеп

  • Рождественский вертеп. История его появления в России
  • Рождественский вертеп
  • Давайте устроим вертеп!

Видео

Фильм «Рождество» о Рождестве Христовом

Рождество в семье: традиции и обычаи

  • Домашняя радость церковного праздника
  • Рождественский пост и Рождество в нашей семье. Матушка Светлана Радаева
  • Апология рождественской елки
  • Подарки на Рождество

Икона Рождества

  • Иеромонах Амвросий (Тимрот) 9 икон Рождества
  • Обновился мир. Рождество

Проповеди

  • Свт. Василия Великий Гомилия на Святое Рождество Христово
  • свт. Иоанн Златоуст Слово на святое Рождество Христово
  • Свт. Лев Великий Слово II на Рождество Христово, Слово III на Рождество Христово, Слово IV на Рождество Христово, Слово V на Рождество Христово, Слово седьмое на Рождество Христово, Слово восьмое на Рождество Господне, Слово девятое на Рождество Христово, Слово десятое на Рождество Христово
  • Св. Прав. Иоанн Кронштадский: Где же мир на земле, возвещенный Ангелами?
  • Митрополит Сурожский Антоний Бога, явившегося в Вифлеемских яслях, человек придумать не мог и Чем мы отзовемся на любовь Божию?
  • Свщмч Сергий Мечев Мир или меч?
  • Свщмч. Григорий Лебедев. Слово на Рождество Христово
  • Протоиерей Алексий Уминский: Господь принес нам богатство любви
  • Начаток язычников. Размышления над Рождественским Евангелием
  • Протоиерей Сергий Правдолюбов Готовися, Вифлееме! и Рождество Христово: Господи, Ты пришел к нам и все для нас сделал!

Викторины

Рождество Христово — ВИКТОРИНА

Очерки и рассказы

  • Игумен Петр (Мещеринов): И сейчас Христу нет места в мире сем
  • Священник Александр Овчаренко: Как мы празднуем Рождество
  • Рождество в 20-е годы
  • Рождество в Гулаге. «Праздновать величайшее событие человечества в лагере было чрезвычайно опасно»
  • Рождество на Соловках
  • Протоиерей Александр Авдюгин Гость
  • Рождественское чудо. Святочный рассказ
  • Рождественская история «Посмотри в окно»
  • Зверь. Святочный рассказ

Стихи о Рождестве

  • Рождественские стихи
  • Под сенью Рождества. Волхвы русской поэзии
  • Рождественская звезда
  • Олеся Николаева. Рождество

Рождество в искусстве

  • Рождество в христианском искусстве
  • Рождественская история Земекиса: Время, деньги и Рождество
  • Открытки к Рождеству Христову
  • Старинные рождественские открытки

Рецепты к Рождеству

Рождественское печенье: пошаговые рецепты, фото, видео

Рождество Христово в мире

  • Протоиерей Игорь Пчелинцев: Ёлочка из Хайфы
  • Православное Рождество в Японии
  • Египет: Антитаранные ворота на Рождество
  • Рождество Христово в стране выходных
  • Зимняя Пасха
  • Кораблик вместо ёлки, свинина вместо гуся… Рождество в Греции (+видео)

Святки

  • Рождество Христово и Святки
  • Святочные гадания, гадания на Рождество. Как на святках не утерять святость?

О Вифлееме

Исраэль Шамир Народы Вифлеема

Фильмы о Рождестве:

Больше видео на канале Правмира

Рождественские каноны

В состав одной из рождественских служб – утрени – входят два канона. Канон – это гимнографическое произведение, образованное восемью-девятью песнями, в каждой из которых обычно имеется по две-три и более поэтических строфы. Первая строфа в каноне называется ирмосом, прочие именуются тропарями. (Не следует путать тропари канона с отпустительным тропарем, о котором говорилось выше.)

Один из канонов на праздник Рождества Христова написан гимнографом сирийского происхождения по имени Мансур ибн Серджун ат-Таглиби. Он жил в VIII веке и в молодости служил при дворе дамасского халифа. Христианскому миру он известен как Иоанн Дамаскин.

Другой канон (в порядке пения – первый) был написан другом и свободным братом Иоанна – святителем Космой, епископом Маюмским.

Канон Космы Маюмского открывается радостными, ликующими словами ирмоса:

Христос рождается – славьте!

Христос с небес – встречайте!

Христос на земле – воспряньте!

Пой Господу, вся земля

и с веселием воспойте, люди,

ибо Он прославился!

Впрочем, эти слова написал не сам Косма – он лишь перефразировал и немного расширил то, что несколькими столетиями ранее было сказано святителем Григорием Богословом в одной из его проповедей.

Приведем также фрагмент канона Иоанна Дамаскина. Первый тропарь второй песни этого канона отсылает нас к Евангелию от Луки, где описывается явление ангелов Вифлеемским пастухам, которые затем отправились посмотреть на младенца Христа:

Хор свирельщиков поражался,

необыкновенным образом удостоившись

узреть то, что превыше ума:

от Невесты пречистой всеблаженное рождение

и полк бесплотных, воспевавших

без семени воплощающегося Царя-Христа.

Кондак Рождества

В рождественские дни в храме исполняется особый кондак, гимн – «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь». До сих пор эта молитва считается одной из вершин церковной поэзии:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Русский перевод:

Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.

Задостойники

Привычный нам задостойник, глас 8-й

Перевод ирмоса на
современный русский язык:

Сегодня трудно представить, как
звучал знаменный распев в те далекие времена на Руси. В XVII веке
традиция была прервана, и сегодня ученые-исследователи и регенты-практики
предлагают множество очень сильно отличающихся вариантов интерпретаций древних
песнопений.

Задостойник Рождества Богордицы валаамского древнего распева

Этот задостойник в исполнении мужского
хора «Валаам» звучит подчеркнуто аскетично, сумрачно и сурово за счет низких
тембров, связности и неспешности.

Задостойник византийского распева

В отличие от Руси, византийская
певческая традиции в Греции не имела радикальных изменений и перерывов. В наше
время болгарские, сербские, а также русские хоры с большим энтузиазмом
обращаются к византийским распевам, стараясь подражать мелизматике (способ
распева текста, при котором на один его слог приходится много звуков мелодии) и
специфике интонирования. Один из таких примеров — задостойник Рождества
Богородицы в исполнении Мужского хора византийского пения при издательстве
«Святая Гора».

Задостойник в гармонизации Петра Турчанинова

Вошедшая в обиход церковного пения гармонизация задостойника Рождества Богородицы протоиерея Петра Турчанинова, относящаяся к первой половине XIX века, сегодня чаще всего звучит с клиросов. Именно с подобной манерой обычно ассоциируется церковное пение.

Протоиерей Петр Турчанинов (1779–1856) — русский композитор, регент

Певший в детстве в хорах под
руководством итальянца Джузеппе Сарти и его ученика Артемия Веделя Петр
Иванович Турчанинов, взявшись за реформу церковного пения уже в зрелом
возрасте, поставил перед собой цель соединить дух древних распевов с
итальянским сладкоголосием и немецкой хоральной строгостью. Его принцип «надо
уметь находить простейшие подходящие аккорды» основывался не столько на
художественных, сколько на практических задачах написать музыку так, чтобы хору
было удобно петь, и чтобы во время богослужения дух музыки не нарушал общего
благоговения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector