7 января 2021 года — четверг
Содержание:
Символы Рождества Христова
Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда — сочиво и кутья. Слово «сочельник» как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения.
Основным символом самого Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особое место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно.
Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары — золото, ладан и смирна.
Еще один важный символ Рождества — Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба. Но Вифлеемская звезда занимает особое место. Это — та звезда, которая привела к колыбели Иисуса волхвов с дарами. Ее лучи указали путь до места рождения Спасителя. Считается, что после этого волхвы сами приняли христианство и проповедовали Христа. Эту звезду в домах крепят на верхушку Рождественской ели. Восьмиконечная звезда присутствует также на иконе Божией Матери «Неопалимая купина». Раньше ее устанавливали и на купола первых церквей. Историю звезды с Востока описал евангелист Матфей. Волхвы хорошо знали карту звездного неба и считали, чтоб звезды — это не просто космические объекты, но и знамения, которые рассказывают о судьбах людей. В Пятикнижии Моисея содержится предсказание пророка Валаама. Этот человек не относился к израильскому народу, он имел языческое происхождение. Он провозгласил «новую звезду от Иакова», поэтому волхвы ждали появления особой звезды на Востоке. Поклонение Иисус от язычников, волхвов, говорит о том, что все времена и народы, все земные цари рано или поздно преклонятся перед Христом.
Ангел и колокольчики напоминают нам о возвещении Рождения Господа пастухам. Звон колокольчиков прославляет Господа.
Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи. Их свет символизирует Божественное сияние радости Рождества Христова.
Традиции празднования Рождества отличаются в разных странах. Соответственно и символы Рождества могут быть разными. В России укоренилась традиция Рождественского вертепа. Вертеп — это пещера Рождества, ее делают своими руками и устанавливают в храмах, на площадях города и в домах верующие. Вертеп «приехал» в Россию из средневековой Западной Европы. В те времена активно боролись с языческими традициями и обрядами. Многие христиане по немощи своей участвовали в празднике бога Митры, языческого бога Солнца. Это отсылает нас к истории установления самого праздника Рождества. День Рождества совпадал с днем Солнцестояния, что имело и некий символический подтекст. Церковь начала праздновать Рождество отдельно от дня Богоявления, чтобы заменить христианскими праздниками языческие.
Пусть многие христиане и не организовывали языческие праздники, даже становясь невольными участниками застолья, они наносили вред своей душе. Так можно было подумать, что между почитанием Христа и почитанием других несуществующих богов нет существенной разницы. Церковь должна была или отлучить «наполовину язычников» или придумать способ установить настоящий христианский праздник, напоминающий о том, что к нам пришел Христос Спаситель. Несмотря на то, что в выделении Рождества из праздника Богоявления была и несомненная польза, ряд богословов считает, что в этом нашлись определенные минусы для христиан. Рождество стало не так тесно ассоциироваться с явлением в мир Бога. Блаженный Феодорит Кирский говорил: «…Сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным».
***
В те времена в праздниках Рождества принимали участие не только певчие церковного хора, но и прихожане. На специальном столике над престолом устанавливали статую Девы Марии. Мальчик из церковного хора, изображавший Ангела, возвещал рождение Мессии. А священники изображали Вифлеемских пастухов. После возвещения они входили в алтарь. Далее следовало небольшое представление на Библейскую тему, которое называлось «Вертепным действом», а в Западной Украине просто «Вертеп».
В Европе XVI века такие мистерии проводили кукольные театры. У таких театров были декорации, напоминающие декорации сегодняшних рождественских вертепов. Их вырезали из бумаги, дерева, лепили из глины. Сейчас вертепы зачастую просто устанавливают у входа в храм или дома.
Католики и протестанты также делают адвент-календари. Адвент — это четыре недели до рождества. Для детей в таких календарях оставляют небольшие подарки.
Рождество Христово. Стихиры на стиховне.
Стихиры на стиховне
самогласны, глас 2. |
Перевод |
Велие и преславное чудо совершися |
Великое и высшее всяких представлений |
Глас 3:
Стих: Из чрева прежде денницы родих |
Из чрева прежде денницы Я родил Тебя. |
Днесь раждает Дева Творца всех: Eдем |
Сегодня Дева рождает Творца всего; |
Стих: Рече Господь Господеви моему: |
Сказал Господь Господу моему: сиди |
Господу Иисусу рождшуся в Вифлееме |
Когда Господь Иисус родился в |
Слава, глас 4:
Веселися Иерусалиме, торжествуйте вси |
Веселись, Иерусалим, и торжествуйте |
И ныне, глас тойже:
В вертеп вселился eси Христе Боже, |
Ты, Христос Бог, поселился в пещере; |
Стихиры в исполнении хора Московского Сретенского
монастыря.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 2:40 мин. Размер 1.5 Mb)
Текст службы дается с параллельным русским
переводом профессора Киевской духовной
академии М.Н. Скабаллановича по изданию
«Христианские праздники. Рождество Христово»,
Киев, 1916.
Версия для печати
Тропарь и кондак: обиход
Тропарь и кондак Рождеству
Богородицы сегодня поются в большинстве случаев на обиходный четвертый глас,
мелодия которого хорошо знакома всем, кто регулярно посещает богослужения.
Тропарь
Кондак
Перевод на современный русский
язык:
Тропарь
Кондак
Однако даже одинаковая гармонизация звука у разных хоров может сильно отличаться по характеру и настроению. В качестве примера можно привести пение тропаря и кондака Мужским хором Минской духовной семинарии, а также хором сестер Рождество-Богородичного Александровского женского монастыря.
Степан Дегтярев (1766–1813) — русский композитор и дирижер
Кроме обиходного
гласового исполнения тропаря и кондака существуют и авторские варианты
гармонизации, возникшие еще до появления партесного обихода и напоминающие по
своей стилистике западное итальянское пение.
Например, тропарь Рождества Богородицы в обработке Степана Дегтярева. Степан Дегтярев — русский композитор второй половины XVIII века, современник Дмитрия Бортнянского.
В качестве образцов совершенно иного звучания тропаря и кондака можно привести примеры дошедшего до нашего времени традиционного пения. Это запись старообрядческого хора поморского согласия.
Киккский монастырь Кипрской Православной Церкви
И в заключение — тропарь Рождеству Богородицы византийского распева в исполнении певчих Киккского монастыря, расположенного на Кипре.
Все эти примеры — образцы храмового пения, предназначенные для богослужения. Мелодии задостойника, тропарей и кондака звучат строго и сдержанно даже в пышных гармонизациях
Их задача — помочь человеку сосредоточить внимание на слове, а не предаваться эмоциям
Все песнопения одним альбомом можно послушать здесь
7 января
Тропа́рь, гла́с 4:
Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш, возсия́ ми́рови све́т ра́зума, в не́м бо звезда́м служа́щии звездо́ю уча́хуся Тебе́ кла́нятися, Со́лнцу Пра́вды, и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка. Го́споди, сла́ва Тебе́.
Конда́к, гла́с 3.
Де́ва дне́сь Пресу́щественнаго ражда́ет, и земля́ верте́п Непристу́пному прино́сит. Ангели с па́стырьми славосло́вят, волсви́ же со звездо́ю путеше́ствуют: на́с бо ра́ди роди́ся Oтроча́ Мла́до, Преве́чный Бо́г.
Велича́ние:
Велича́ем Тя́, Живода́вче Христе́, на́с ра́ди ны́не пло́тию ро́ждшагося от Безневе́стныя и Пречи́стыя Де́вы Мари́и.
Стихи́ра, гла́с 6:
Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ ми́р, дне́сь восприе́млет Вифлее́м Седя́щаго при́сно со Отце́м, дне́сь Ангели Младе́нца, рожде́ннаго боголе́пно, славосло́вят: сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ ми́р, в челове́цех благоволе́ние.
Задостойник
Велича́й, душе́ моя́,/ Честне́йшую и Сла́внейшую Го́рних во́инств, Де́ву Пречи́стую, Богоро́дицу.
Люби́ти у́бо нам, я́ко безбе́дное стра́хом,/ удо́бее молча́ние,/ любо́вию же, Де́во,/ пе́сни тка́ти, спротяже́нно сло́женныя, неудо́бно есть;// но и, Ма́ти, си́лу, ели́ко есть произволе́ние, да́ждь.
Пребезнача́льное Нача́ло, Бо́же Святы́й и Ве́чный, и всея́ тва́ри Соде́телю! Ки́ими словесы́ возблагодари́м и ки́ими пе́сньми возвели́чим Твое́ на́с ра́ди челове́к неизрече́нное снизхожде́ние, во́лею Божества́ Своего́ не отсту́пльше, и не́др О́тчих не разлуча́яся, Бо́г сы́й, я́ко челове́к, в верте́пе безслове́снем ны́не положи́лся еси́, Христе́ Бо́же на́ш! Кто́ испове́сть неизглаго́ланнаго сего́ та́инства вели́чие и пресла́внаго сбытия́ та́инство: Сы́н Бо́жий – Сы́н Де́вы явля́ется, да свободи́т ми́р от кля́твы зако́нныя, и сы́ны греха́ и беззако́ния – ча́дами Бо́жиими, насле́дниками ве́чных бла́г соде́лает,– Себе́ же, я́ко же́ртву непоро́чную и всесвяту́ю, в зало́г спасе́ния па́дшаго челове́ка да принесе́т. Иису́се Сладча́йший, Влады́ко Всеми́лостивый! Твои́м Пребоже́ственным снизхожде́нием юдо́ль земна́я в хра́м Боже́ственныя Сла́вы Твоея́ освяти́ся, и вси́ живу́щии на не́й небе́сным весе́лием испо́лнишася. Сподо́би у́бо и на́с в де́нь пресла́внаго Рождества́ Твоего́ чи́стым се́рдцем и отве́рстою душе́ю испове́дати Тя́ и́стиннаго А́гнца Бо́жия, услажда́ющаго и укрепля́ющаго на́с наде́ждою гряду́щих бла́г в неме́ркнущем Све́те Трисия́тельнаго Божества́, И́мже вся́ живе́т и дви́жется, И́мже обновле́ние на́шего первообра́знаго бытия́ да усоверши́тся. Е́й, Го́споди, вся́каго благодея́ния бога́тый Да́телю, и Пода́телю Благи́й, за е́же та́ко возлюби́л еси́ ми́р, я́ко вся́ ско́рби и боле́зни на́ша на Себе́ понести́ изво́лил еси́, не оста́ви на́с, до́ндеже суета́ земна́я скорбьми́ и напа́стьми не изсуши́ла души́ на́ша, и не поги́бе пу́ть спасе́ния под нога́ма на́шима, да не посмею́тся о на́с врази́ на́ши, но да́руй на́м в све́те Твоего́ Боже́ственнаго Открове́ния позна́ти пу́ть ми́ра, добра́ и и́стины, и воззови́ ненасы́тною жа́ждою по Тебе́, Спаси́теле на́шем, во е́же твори́ти во́лю Твою́ преблагу́ю во стра́се Твое́м, и в похвалу́ неизрече́нному снизхожде́нию Твоему́, я́ко кади́ло благово́нное, приноси́ти Тебе́ житие́ нескве́рное и любо́вь нелицеме́рную, да в де́лех на́ших и во упова́нии ве́ры на́шея непреста́нно соверша́ется во́ля Твоя́ свята́я, и во ве́ки не умо́лкнет под небесе́м сла́ва Твоя́, сла́ва,– я́ко Единоро́днаго от Отца́, испо́лнь благода́ти и и́стины. Я́ко о Тебе́, ны́не пло́тию от Безневе́стныя и Пречи́стыя Де́вы Мари́и Ро́ждшемся, вся́ коле́на небе́сная и земна́я, ра́дости исполня́ющеся, велегла́сно испове́дуют: с на́ми Бо́г, Ему́же че́сть и поклоне́ние подоба́ет – Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Поздравления с Рождеством
Поздравьте своих близких старинными рождественскими открытками.
Даты Рождества Христова:
Рождество Христово в 2020 году — 7 января
Рождество Христово в 2021 году — 7 января
Рождество Христово в 2022 году — 7 января
О Рождестве Христовом на Правмире:
О Рождестве Христовом: история праздника
- Прот. Андрей Ткачев. В приближении Рождества
- Епископ Александр (Милеант) Для чего Христос пришел в мир? Рождество Христово
- Протодиакон Андрей Кураев Дары Рождества
- Рождественский сочельник и Рождество Христово. Ответы на вопросы
- Архимандрит Ианнуарий (Ивлев) Полнота времени
- Пророчества о Рождестве Христовом
- Рождество Христово. Таинство рождественской звезды
- Прот. Александр Шмеман Преодоление язычества
Календарь Рождества
- Все ли равно, когда праздновать Рождество? Реформа календаря и пасхалии: история и современность
- Рождество: почему мы празднуем его не как все люди?
Песнопения и служба Рождества Христова
- Николай Иванович Державин: Традиции Рождества. Богослужение Рождества Христова и Патриаршая Литургия Рождества Христова
- Ирмосы Рождества: история и перевод
- «Предпразднуем, людие, Христово Рождество…»
- Службы Рождества Христова
Рождественские колядки и песни
- Сербские песни к Рождеству Христову
- Коляда и колядки: О чем поют колядки на Рождество
- Рождественские колядки
- Поздравления с Рождеством Христовым
Рождественский вертеп
- Рождественский вертеп. История его появления в России
- Рождественский вертеп
- Давайте устроим вертеп!
Видео
Фильм «Рождество» о Рождестве Христовом
Рождество в семье: традиции и обычаи
- Домашняя радость церковного праздника
- Рождественский пост и Рождество в нашей семье. Матушка Светлана Радаева
- Апология рождественской елки
- Подарки на Рождество
Икона Рождества
- Иеромонах Амвросий (Тимрот) 9 икон Рождества
- Обновился мир. Рождество
Проповеди
- Свт. Василия Великий Гомилия на Святое Рождество Христово
- свт. Иоанн Златоуст Слово на святое Рождество Христово
- Свт. Лев Великий Слово II на Рождество Христово, Слово III на Рождество Христово, Слово IV на Рождество Христово, Слово V на Рождество Христово, Слово седьмое на Рождество Христово, Слово восьмое на Рождество Господне, Слово девятое на Рождество Христово, Слово десятое на Рождество Христово
- Св. Прав. Иоанн Кронштадский: Где же мир на земле, возвещенный Ангелами?
- Митрополит Сурожский Антоний Бога, явившегося в Вифлеемских яслях, человек придумать не мог и Чем мы отзовемся на любовь Божию?
- Свщмч Сергий Мечев Мир или меч?
- Свщмч. Григорий Лебедев. Слово на Рождество Христово
- Протоиерей Алексий Уминский: Господь принес нам богатство любви
- Начаток язычников. Размышления над Рождественским Евангелием
- Протоиерей Сергий Правдолюбов Готовися, Вифлееме! и Рождество Христово: Господи, Ты пришел к нам и все для нас сделал!
Викторины
Рождество Христово — ВИКТОРИНА
Очерки и рассказы
- Игумен Петр (Мещеринов): И сейчас Христу нет места в мире сем
- Священник Александр Овчаренко: Как мы празднуем Рождество
- Рождество в 20-е годы
- Рождество в Гулаге. «Праздновать величайшее событие человечества в лагере было чрезвычайно опасно»
- Рождество на Соловках
- Протоиерей Александр Авдюгин Гость
- Рождественское чудо. Святочный рассказ
- Рождественская история «Посмотри в окно»
- Зверь. Святочный рассказ
- Рождественские стихи
- Под сенью Рождества. Волхвы русской поэзии
- Рождественская звезда
- Олеся Николаева. Рождество
Рождество в искусстве
- Рождество в христианском искусстве
- Рождественская история Земекиса: Время, деньги и Рождество
- Открытки к Рождеству Христову
- Старинные рождественские открытки
Рецепты к Рождеству
Рождественское печенье: пошаговые рецепты, фото, видео
Рождество Христово в мире
- Протоиерей Игорь Пчелинцев: Ёлочка из Хайфы
- Православное Рождество в Японии
- Египет: Антитаранные ворота на Рождество
- Рождество Христово в стране выходных
- Зимняя Пасха
- Кораблик вместо ёлки, свинина вместо гуся… Рождество в Греции (+видео)
Святки
- Рождество Христово и Святки
- Святочные гадания, гадания на Рождество. Как на святках не утерять святость?
О Вифлееме
Исраэль Шамир Народы Вифлеема
Фильмы о Рождестве:
Больше видео на канале Правмира
Рождественские каноны
В состав одной из рождественских служб – утрени – входят два канона. Канон – это гимнографическое произведение, образованное восемью-девятью песнями, в каждой из которых обычно имеется по две-три и более поэтических строфы. Первая строфа в каноне называется ирмосом, прочие именуются тропарями. (Не следует путать тропари канона с отпустительным тропарем, о котором говорилось выше.)
Один из канонов на праздник Рождества Христова написан гимнографом сирийского происхождения по имени Мансур ибн Серджун ат-Таглиби. Он жил в VIII веке и в молодости служил при дворе дамасского халифа. Христианскому миру он известен как Иоанн Дамаскин.
Другой канон (в порядке пения – первый) был написан другом и свободным братом Иоанна – святителем Космой, епископом Маюмским.
Канон Космы Маюмского открывается радостными, ликующими словами ирмоса:
Христос рождается – славьте!
Христос с небес – встречайте!
Христос на земле – воспряньте!
Пой Господу, вся земля
и с веселием воспойте, люди,
ибо Он прославился!
Впрочем, эти слова написал не сам Косма – он лишь перефразировал и немного расширил то, что несколькими столетиями ранее было сказано святителем Григорием Богословом в одной из его проповедей.
Приведем также фрагмент канона Иоанна Дамаскина. Первый тропарь второй песни этого канона отсылает нас к Евангелию от Луки, где описывается явление ангелов Вифлеемским пастухам, которые затем отправились посмотреть на младенца Христа:
Хор свирельщиков поражался,
необыкновенным образом удостоившись
узреть то, что превыше ума:
от Невесты пречистой всеблаженное рождение
и полк бесплотных, воспевавших
без семени воплощающегося Царя-Христа.
Кондак Рождества
В рождественские дни в храме исполняется особый кондак, гимн – «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Он был написан святым Романом Сладкопевцем в начале VI века. Как гласит предание, святой Роман в юности не имел музыкального слуха и певческого голоса, за что подвергался насмешкам собратьев по церковному хору. Но однажды во время рождественского богослужения он обратился к Пресвятой Богородице со слезами и молитвой, чтобы научиться петь. После молитвы он задремал и видел во сне Божию Матерь. А когда Роман проснулся, то вышел на середину храма, чего никто от него не ожидал, и стал вдохновенно петь сочиненный им гимн «Дева днесь». До сих пор эта молитва считается одной из вершин церковной поэзии:
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.
Русский перевод:
Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.
Задостойники
Привычный нам задостойник, глас 8-й
Перевод ирмоса на
современный русский язык:
Сегодня трудно представить, как
звучал знаменный распев в те далекие времена на Руси. В XVII веке
традиция была прервана, и сегодня ученые-исследователи и регенты-практики
предлагают множество очень сильно отличающихся вариантов интерпретаций древних
песнопений.
Задостойник Рождества Богордицы валаамского древнего распева
Этот задостойник в исполнении мужского
хора «Валаам» звучит подчеркнуто аскетично, сумрачно и сурово за счет низких
тембров, связности и неспешности.
Задостойник византийского распева
В отличие от Руси, византийская
певческая традиции в Греции не имела радикальных изменений и перерывов. В наше
время болгарские, сербские, а также русские хоры с большим энтузиазмом
обращаются к византийским распевам, стараясь подражать мелизматике (способ
распева текста, при котором на один его слог приходится много звуков мелодии) и
специфике интонирования. Один из таких примеров — задостойник Рождества
Богородицы в исполнении Мужского хора византийского пения при издательстве
«Святая Гора».
Задостойник в гармонизации Петра Турчанинова
Вошедшая в обиход церковного пения гармонизация задостойника Рождества Богородицы протоиерея Петра Турчанинова, относящаяся к первой половине XIX века, сегодня чаще всего звучит с клиросов. Именно с подобной манерой обычно ассоциируется церковное пение.
Протоиерей Петр Турчанинов (1779–1856) — русский композитор, регент
Певший в детстве в хорах под
руководством итальянца Джузеппе Сарти и его ученика Артемия Веделя Петр
Иванович Турчанинов, взявшись за реформу церковного пения уже в зрелом
возрасте, поставил перед собой цель соединить дух древних распевов с
итальянским сладкоголосием и немецкой хоральной строгостью. Его принцип «надо
уметь находить простейшие подходящие аккорды» основывался не столько на
художественных, сколько на практических задачах написать музыку так, чтобы хору
было удобно петь, и чтобы во время богослужения дух музыки не нарушал общего
благоговения.