Статья 28 конституции российской федерации

Содержание:

Толкование положений статьи 28 Конституции РФ

…из Постановления КС РФ N 16-П от 23.11.1999г.

…Этому конституционному положению корреспондируют аналогичные нормы статьи 18 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статьи 9 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Из статьи 28 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 13 (часть 4), , 19 (части 1 и 2) и 30 (часть 1) следует, что свобода вероисповедания предполагает свободу создания религиозных объединений и свободу их деятельности на основе принципа юридического равенства, в силу чего федеральный законодатель, реализуя полномочия, вытекающие из статей 71 (пункты «в» и «о») и 76 Конституции Российской Федерации, вправе урегулировать гражданско — правовое положение религиозных объединений, в том числе условия признания религиозного объединения в качестве юридического лица, порядок его учреждения, создания, государственной регистрации, определить содержание правоспособности религиозных объединений.

При этом законодатель, учитывая исторически сложившийся в России многоконфессиональный уклад, обязан соблюдать положение статьи 17 (часть 1) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Вводимые им меры, относящиеся к учреждению, созданию и регистрации религиозных организаций, не должны искажать само существо свободы вероисповедания, права на объединение и свободы деятельности общественных объединений, а возможные ограничения, затрагивающие эти и иные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

В демократическом обществе с присущим ему религиозным плюрализмом, как следует из статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им положений статьи 18 (пункты 2 и 3) Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статьи 9 (пункт 2) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подобного рода ограничения могут быть предусмотрены законом, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправомерным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п

На это, в частности, обращается внимание в Постановлении Европейского парламента от 12 февраля 1996 года «О сектах в Европе» и в рекомендации Совета Европы N 1178 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях», а также в Постановлениях Европейского суда по правам человека от 25 мая 1993 года (Series А no.260-А) и от 26 сентября 1996 года (Reports of Judgments and Decisions, 1996-IV), разъяснивших характер и масштаб обязательств государства, вытекающих из статьи 9 названной Конвенции..

Чем отличаются правовые статусы человека и гражданина

Конституция Российской Федерации разграничивает понятия «права человека» и «права гражданина». Каждый гражданин обладает правами человека, но не каждый человек в России обладает правами гражданина Российской Федерации.

<<Форма демодоступа>>

‍Права человека предопределены его социальной природой, приобретаются с рождения и неотчуждаемы. 

Например, право на жизнь, право достоинство личности.

‍Права гражданина в России обусловлены правовой связью между лицом, являющимся гражданином, и государством. Они предоставлены именно гражданам России. В другом государстве права гражданина могут отличаться. 

Например, право избирать и быть избранным, право занимать определённые государственные должности, право заниматься определёнными видами деятельности.

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучаются права человека и гражданина.

Как понять, какое право считается правом человека, а какое относится только к гражданам? Если внимательно прочесть вторую главу Конституции России, видно, что при закреплении прав человека используется термин «каждый».

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (право человека). 

А при закреплении прав граждан фигурирует именно термин «гражданин», чтобы подчеркнуть принадлежность к гражданству страны.

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (право гражданина). 

СВОБОДА СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В РФ. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ.

Конституция РФ в ст. 28 устанавливает, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода совести и вероисповедания принадлежит всем лицам, законно находящимся на территории РФ, и не зависит от гражданской принадлежности лица.

Не допускается установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от религиозных убеждений, за исключением случаев, установленных федеральными законами и только в том объеме, в каком это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности РФ.

Гражданам РФ гарантируется право на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы.

Свобода совести и вероисповедания включает в себя: 1) право лица не сообщать о своем отношении к религии, свободно участвовать в отправлении религиозных обрядов; 2) право свободно реализовывать свое право на свободу совести и вероисповедания, не допускается принуждение кого бы то ни было к исповеданию той или иной религии путем применения насилия, повреждения имущества либо угрозами подобных действий; 3) право на тайну исповеди.

РФ – светское государство. Поэтому никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ не допускается дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии. Конституция РФ закрепляет принцип отделения государства от церкви, т. е. религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В соответствии с этим принципом государство не вправе: 1) вмешиваться в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; 2) возлагать на религиозные объединения обязанности органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; 3) вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если та деятельность не противоречит конституционному строю РФ; 4) вводить в качестве обязательного образования религиозное в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Религиозные объединения граждан, если их деятельность не нарушает конституционных основ РФ, выступают наравне с другими общественными объединениями в общественных отношениях, за исключением участия в: 1) осуществлении полномочий органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; 2) выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; 3) деятельности политических партий и политических движений, оказании им материальной и иной помощи.

Другой комментарий к статье 28 Конституции Украины

Конституция закрепляет уважение к человеческому достоинству, в связи с чем устанавливает норму, за которой пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство лица, виды обращения и наказания являются грубым нарушением прав человека. Эта норма воспроизводит соответствующие положения Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой в 1984 г., участницей которой является Украина.

Согласно статье i этой Конвенции термин “пытка” означает любое действие, которым определенному лицу умышленно вызваны сильная боль или страдание (физическое или нравственное), чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действия, которые совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание вызываются государственными должностными лицами или другими лицами, которые выступают в официальном качестве, или с их подстрекательства, или с их ведома или с их молчаливого согласия.

Прежде всего следует иметь в виду, что запрет пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания согласно международному праву является абсолютным. Это означает, что даже исключительные обстоятельства, такие, как состояние или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или другое чрезвычайное положение не могут служить оправданием пыток или других указанных в Конституции видов обращения или наказания.

Во-вторых, согласно действующему законодательству совершение пыток и других видов жестокого обращения с человеком со стороны любого лица представляют собой тяжкое преступление, в отношении которого запрещены всякие ссылки на “приказ вышестоящего начальника или государственной власти”, “исключительные обстоятельства” и прочее.

Указанная выше Конвенция не содержит четкого определения, что представляет собой жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство человека обращение или наказание. Поэтому в этом вопросе есть необходимость сослаться на практику соответствующих органов.

Так, в соответствии с соображениями, которые были поданы на рассмотрение Комиссии по правам человека Экономического и Социального Совета ООН, условия, в которых содержатся подозреваемые в совершении преступлений в следственных изоляторах России, являются жестокими, бесчеловечными и унижающими достоинство; они сами по себе является пыткой. Так же подозреваемые содержатся там с целью ускорения проведения предварительного следствия, чтобы сломать их волю и получить признания и информацию, вполне можно считать, что они подвергаются пыткам.

Что касается вопроса о соответствии правового порядка в Российской Федерации нормам Совета Европы, которое рассматривалось Парламентской ассамблеей Совета Европы в 1994 г., То было подчеркнуто, что требование к подозреваемому в совершении преступления участвовать в “следственном эксперименте”, когда он снимается на фотопленку после чего видеофильм подается как доказательство в суд, – даже когда речь не идет о каком-то физическом насилии, – очевидно унижающее достоинство в том понимании, которое существует в европейской судебной практике.

Под обращению, которое запрещено ст. 28 Конституции, могут подпадать такие явления, как “дедовщина”, использование труда новобранцев офицерами армии, случаи доведения до самоубийства и т. др.

В ч. Ст. 28 на уровень конституционного права поставлена невозможность піддання ни одного лица без его согласия медицинским, научным или иным опытам. Подчеркнем. во-первых, что это положение воспроизводит соответствующую норму, которая содержится в ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах. Во-вторых, следует при его применении иметь в виду как требования о действительной добровольности получения согласия человека, включая правила по установлению дееспособности и правоспособности, так и то, что согласно высказанным выше соображениям медицинские, научные и другие опыты ни в коем случае не должны иметь характер пыток или быть связаны с жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство лица, обращением.

История[ | код]

Реформация | код

XV век ознаменовалcя в Европе началом Реформации, в рамках которой, как считает ряд исследователей, «выявилась сама идея свободы совести». Знаменитые 95 Виттенбергских тезисов Мартина Лютера  ставшие основным документом Реформации, связывали свободу совести христианина с требованием вольной проповеди и беспрепятственного распространения Священного Писания, что традиционно считалось прерогативой Церкви. Таким образом, главной задачей Реформации становилось устранение доминирующего влияния Католической церкви как адепта реакции, являвшегося, помимо прочего, крупнейшим феодалом Европы. Одним из первых вопрос о свободе совести поставил Себастьян Кастеллио в опубликованном под псевдонимом памфлете «De haereticis, an sint persequendi» («Следует ли преследовать еретиков», 1554).

Билль о правах | код

Британский Билль о правах 1689 года признавал за личностью права иметь свои собственные мнения и убеждения, следовать своим убеждениям, что бы ни советовали окружающие, и т. д.

Декларация прав человека и гражданина | код

Во Франции принцип свободы совести был впервые провозглашён в статье 10 Декларации прав человека и гражданина ( г.), в которой речь идёт о том, что «никто не может быть преследуем за свои убеждения, даже религиозные, при условии, что их обнародование не угрожает общественному порядку». В Конституции была провозглашена «свобода религиозных культов» (сентябрь г.). Французский гражданский кодекс 1804 года — кодекс Наполеона вообще не касается религиозных вопросов, демонстрируя таким образом, что государство в своих фундаментальных основах является светским.

Конституция США | код

Первая Конституция США 1787 года не содержала перечня неотчуждаемых прав, поскольку отцы-основатели исходили из того, что естественно принадлежащие человеку права не нуждаются в подтверждении в тексте Основного закона. Их перечисление могло быть воспринято как исчерпывающий перечень прав и свобод, что могло привести к ущемлению прав, не вошедших в перечень. Отсутствие в Конституции перечня федерально закреплённых прав и свобод вызвало критику этого документа. Вновь избранному Конгрессу США в 1789 году были предложены проекты поправок, содержащих положения о политических и личных правах. Десять первых поправок к Конституции США, составивших федеральный Билль о правах, были ратифицированы к концу 1791 года. Были приняты поправки, предусматривавшие свободу вероисповеданий, свободу слова и печати, право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями, неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества и другие права.

Всеобщая декларация прав человека | код

Всеобщая декларация прав человека была принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года и определила базовые права человека. В статье 18 Декларации указано:

«Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».

Почему Европейский Суд важен для граждан РФ?

ЕСПЧ – механизм защиты прав человека, органично включенный в российскую систему права с 1998 г. Этот международный суд находится в Страсбурге и уполномочен рассматривать жалобы граждан и организаций на нарушение их прав. Решения Европейского Суда являются основанием для пересмотра приговоров и решений по гражданским делам национальных судов, если установлено, что при вынесении такого приговора или решения была нарушена Европейская конвенция. Порядок исполнения решений ЕСПЧ, подразумевающий отмену или изменение обжалованного в Европейский Суд судебного акта, не отличается от порядка исполнения постановлений Конституционного Суда РФ, которые также являются основанием для пересмотра судебных решений, и прямо предусмотрен в каждом процессуальном кодексе (п. 4 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ, п. 4 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 350 КАС РФ, п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ).

Пострадавшим ЕСПЧ присуждает компенсации, которые выплачивает из своего бюджета государство, допустившее нарушение, – обычно от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч евро.

Но что наиболее важно – Европейский Суд влияет на совершенствование российского законодательства. Государственная Дума РФ ежегодно принимает несколько законов, основанных на его решениях, чтобы исключить нарушение прав человека, защищаемых Европейской конвенцией

Каждый год Министерство юстиции РФ представляет президенту доклад по мониторингу исполнения решений ЕСПЧ, в котором указывается, какие изменения в законодательство РФ были внесены на основании этих решений. С учетом собранных данных даются поручения, например:

  • проработать вопрос об обеспечении гарантий беспристрастности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, путем включения стороны обвинения (представителя прокуратуры или других госорганов) в процессы с устными слушаниями в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 20 сентября 2016 г. по делу «Карелин против России»;
  • проработать вопрос о закреплении в УПК РФ дополнительных гарантий для лиц, которые не достигли возраста уголовной ответственности и которых проверяют, задерживают и доставляют в правоохранительные органы в связи с сообщениями о совершении ими преступлений, в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 23 марта 2016 г. по делу «Блохин против Российской Федерации»;
  • проработать вопрос о включении в УПК РФ норм о незамедлительном доставлении в суд задержанного лица, в отношении которого ранее было вынесено судебное постановление о заочном заключении под стражу, в целях реализации Постановления ЕСПЧ от 31 января 2017 г. по делу «Вахитов и другие против Российской Федерации».

Что такое свобода совести

Свобода совести означает два понятия. С одной стороны, это демократическая правовая догма, она относится к правовой категории. С другой стороны, свобода совести — это философский, этический аспект. Понятие является многогранным и сложным, оно имеет политическую, социологическую, философскую подоплеку. 

Истинная свобода совести предполагает высшую степень морального развития. Человек стремится исключить все действия со своей стороны, которые могут принести малейший вред окружающим или природе. Кроме этого, он становится активным участником прогрессивного развития социума, оказывает поддержку и помощь нуждающимся людям. Что значит свобода совести? Это желание принести максимум пользы миру, не навредить собственными действиями. Различают три уровня данного понятия:

  • На ложном уровне совесть проявляется в действиях одного или нескольких индивидов, которые обусловливают эти поступки, как собственные моральные убеждения в рамках общественной или классовой принадлежности. Такие принципы не вписываются в общественное развитие и прогресс социума.
  • На относительном этапе свобода совести — это право одного индивида выражать собственные ценности и ориентиры. Это может быть также объединение, организация, партия. Их принципы и понятие совести не полностью вписываются в общественный прогресс.
  • На истинной стадии свобода совести идеально совпадает с взглядами и мнениями общества. Она может проявляться в конкретном индивиде или группе людей. Именно истинную совесть считают проявлением данного понятия.

Основываясь на данной классификации, можно судить, что право на свободу совести имеет каждый гражданин страны. Однако оно включает две стороны:

  1. Субъективный подход. Основывается на нравственных убеждениях определенной личности. Это может быть партия, группа лиц, объединение или один человек. 
  2. Объективная точка зрения. Базируется на общественных моральных принципах. Общество находится в постоянном развитии, принципы меняются, совершенствуются.

Именно за счет кардинальной разницы между двумя подходами к пониманию совести в истории человечества всегда присутствует ложный и относительный уровень. 

Верховенство Конституции РФ или мир во всем мире

Сопредседатель рабочей группы по обсуждению поправок Андрей Клишас считает, что «решения ЕСПЧ должны быть основаны на Конвенции. Только такие решения будут исполняться. Решения, которые будут основаны на толковании Конвенции, могут быть исполнены только в случае, если они не противоречат российскому конституционному правопорядку».

Если не считать рассуждений о некой теоретической возможности уклониться от исполнения решений ЕСПЧ, противоречий тут нет: такие решения всегда основаны на Конвенции и не могут противоречить Конституции. Однако давайте рассмотрим эту «теоретическую возможность».

Нужно понимать, что у стран – членов Совета Европы, в число которых входит Россия, нет выбора – исполнять, не исполнять или исполнять частично решения Европейского Суда. Либо Россия является членом СЕ и выполняет все требования подписанных ею международных договоров и соглашений, включая Конвенцию и протоколы к ней, которые сама же ратифицировала. Либо «сидит в углу, как обиженная тетя» – остается вне Совета Европы и ни на что не влияет в европейских процессах.

Никто не меняет правила по ходу игры. Международные договоры могут предусматривать оговорки, но их делают до, а не после подписания международного соглашения. Так, в 1998 г. при ратификации Европейской конвенции Россия сделала оговорку, в соответствии с которой положения п. 3 и 4 ст. 5 Конвенции не могли препятствовать применению статей Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, регулировавших порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. Указанная оговорка действовала до принятия в 2001 г. нового Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Смысл международного сотрудничества и международных договоров заключается в том, что страна сознательно отказывается от части собственного суверенитета в пользу органов международного права. Возможно, кто-то не знает или не помнит, для чего создавались Европейская конвенция и Европейский Суд, гарантирующий ее соблюдение. Это как раз то, за что миллионы солдат отдали свои жизни; то, за что мы чтим наших ветеранов. Цель Конвенции – обеспечить мирное сосуществование стран и не допустить Третьей мировой войны. Наблюдая за тем, как развязываются вооруженные конфликты и какие трагические масштабы войны приобрели в ХХ в., государства пришли к выводу о необходимости взаимного контроля и сознательного отказа от части суверенитета, чтобы не допустить появления очередного военного монстра взамен поверженной фашистской Германии. Потому при подготовке Европейской конвенции было внимательно просчитано, нарушение каких прав ведет к взращиванию агрессивных идей и созданию тоталитарного государства.

Ограничение права на свободу, искоренение права на свободу собраний и подавление тех, чьи взгляды противоречат мнению большинства, отсутствие справедливого и независимого суда, честных выборов – все это ведет к сосредоточению власти в одних руках, мобилизации военных механизмов и подавлению неугодных. Так строится мощное, хорошо управляемое, непредсказуемое в своих законодательных инициативах и агрессивное государство, опасное для других стран.

Конституция РФ — свобода вероисповедания

Свобода вероисповедания и свобода совести регулируется двадцать восьмой статьей Конституции государства. В законодательстве сказано:

  1. Данные понятия приняты российским государством, в их основе лежит светский характер РФ.
  2. Запрещается устанавливать религию, как обязательную или государственную. Она полностью абстрагирована от государства. Все религиозные направления идентичны перед законодательством страны.
  3. Совесть является душевной способностью людей самостоятельно контролировать свои поступки, жить в соответствии с правилами общества, подчиняться законам нравственности и морали.
  4. Религиозные граждане связывают понятие совести с верой. Атеисты опираются на моральные принципы и понимание ключевых понятий.
  5. Свобода совести позволяют индивиду самостоятельно определять свои взгляды, отношение к миру, окружающим людям. Главное условие – не переходить черту закона. Данный термин также трактуется, как свобода моральных взглядов. Существуют определенные ограничения, которые не допускается переходить.
  6. Свобода вероисповедания предусматривает разрешение на индивидуальный выбор религиозного направления. При этом гражданин может изменить свои взгляды, заниматься распространением собственных убеждений. 
  7. Запрещается любая дискриминация жителей РФ на основании религиозных предпочтений. Каждый человек волен сам выбирать религию. Давление или угнетение верующих карается на законодательном уровне. 
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector