Покрывать голову или нет? 1 коринфянам 11:1-16; 11:30

Мнение церкви

Тексты Библии в отношении культуры поведения и одежды в стенах храма следует трактовать согласно времени, традициям конкретной страны. Верующие должны носить в церкви одежды, не дискредитирующие христианскую веру.

Детальное учение о необходимости головного убора в храме отсутствует. Служители разных православных церквей трактуют по-своему тексты Священного писания, написанного на древнем языке. Слова «стыд» и «слава», которые использует апостол Павел в своих стихах, в разных странах имеют свои культурные особенности.

В Греции православные верующие любого пола посещают храмы и молятся Господу, не покрывая головы. Эта традиция появилась во время турецкого нашествия на страну. Мусульмане принуждали женское население страны носить во всех людных местах хиджаб — покрывало, закрывающее голову и большую часть фигуры.

Греки, принявшие христианскую веру, протестовали против принудительной исламизации. Храмы посещали в ночное время. При входе принципиально снимали головные уборы. Этой традиции более 200 лет. Современные гречанки в храмах не покрывают голову, служители церкви не признают это нарушением религиозных правил.

В православной России сложились свои исторические традиции. Начиная с XV века на их формирование влиял сборник Домострой. Он содержал наставления, касающиеся правил, главным образом религиозных и семейных. Согласно Домострою, женская голова, прикрытая платком, символизирует смирение, скромность, подчинение жены мужу. По традициям тех времен и состоящие, и не состоящие в браке женщины должны были прикрывать голову платком, входя в церковь.

Современные женщины имеют равные права с мужчинами в обществе, семье. Платок, как символ покорности, утратил свою актуальность. Служители церкви не настаивают на покрытии головы. Сами верующие сохраняют старинные христианские традиции, следят за выполнением, прививают их своим детям. Даже маленьким девочкам повязывают при входе в храм платочек.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Упоминание в Библии о необходимости для женщины во время молитвы покрывать голову относится к 1 Посланию к Коринфянам апостола Павла. Так как в этом тексте упоминается зависимость жены от мужа, то из этого делается вывод, что незамужним женщинам допустимо молиться и без головного убора. Однако этот вывод не совсем безупречен. «…если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» — говорит Апостол (1Кор 11:6). Здесь слышен призыв к приличию во внешнем виде. Естественно, что в апостольские времена было позорным для женщины быть коротко стриженной или же бритой. Поэтому отсылку к традиции можно делать и в наше время.

У нас традиционно и девушки и девочки ходят в храм в головном уборе. Это красиво и благочестиво. Зачем что-то менять, если это неплохо? Внешний вид, одежда человека настраивают его на определенный лад и очень хорошо, что для молитвы, для посещения храма у нас имеется определенная форма одежды. Это дисциплинирует, помогает духовно настроиться на молитву. Зачем же это разрушать?

Можно, конечно, посмотреть на обычаи в других православных странах. Да, в Греции женщины ходят в храм без головных уборов, причем все — как замужние, так и незамужние. Но этому есть причина: в период турецкого владычества мусульманские власти настолько навязывали для христианок стиль одежды, предписанный Кораном, что отказ от платка стал своеобразным протестом. А вот в православной Грузии чаще встретишь в храме девочку в платке, нежели без платка.

Конечно же, ношение головного убора в храме — больше традиция. Но это традиция нашей Русской Православной Церкви. И лучше следовать этой традиции, чем пытаться навязать своим братьям и сестрам во Христе своё мнение. От такой демонстрации своей независимости и широты взглядов в душе не родится смирение, да и драгоценное время молитвы будет украдено внутренним стремлением противопоставить себя окружающим, заботой о том, как ты выглядишь и как на тебя реагируют окружающие.

Впрочем, если женщина или девушка захочет зайти помолиться в храм, то неважно, в чем она одета, в данном случае намного важнее её стремление к молитве. А вот для планового посещения храма лучше следовать именно традиции

В православной вере существует очень древний обычай, когда женщина входит в церковь у нее обязательно должна быть покрыта голова. Обычай покрывать голову платком начал свое существование еще с тех времен, когда апостол Павел говорил о том, что женщине нужно иметь на голове символ, означающие покорность и власть над ней е мужем. С тех пор молится или прикладываться к иконе без покрытой головы считается не только постыдным, но и грехом. С тех пор и зародился обычай.

Платок в православии

Платок и православие… Платок и русская женщина… Эти словосочетания и слова неразрывно связаны как друг с другом, так и между собой. На протяжении многих веков, начиная с древнерусского быта, считалось недопустимым и предосудительным для православной женщины ходить с непокрытой головой, то есть — «простоволосой».

Уже более тысячи лет связаны между собой православие и обязательное ношение платка женщинами на Руси, и тому есть Библейское обоснование — замужняя женщина покрывает голову платком как символ власти своего мужа над собой. В отличие от замужних женщин, платочконошение незамужними девами не имеет прямого Библейского обоснования. Но православная позиция в этом вопросе довольно конкретна: Божественное откровение выражается не только одним священным писанием, но так же оно отображается и в священном предании, без которого не было бы и Библии. Священное предание донесло до нас обряды, традиции и таинства, такие как: богослужение, ношение нательного креста, иконопись, а так же юбконошение и ношение платков.

Люди изображаемые на иконах всегда облачены в одежды той эпохи и социального положения, в котором они жили — и если правителя изображают с элементами царской власти в одежде, воина с оружием и в доспехах, то монаха — в рясе, мантии или куколе. И если посмотреть на иконы святых дев, непознавших мужа, то сделаем ясный и прямой вывод о традициях обязательного ношения платка незамужними женщинами, так как все Святые Девы обязательно изображаются на иконах в благочестивых одеждах. Православная иконопись отвергает бесплаточность девиц не только в храме, но и в миру. Если провести параллель далее в том же направлении, то мы увидим, что православная иконопись так же говорит нам, что ношение платка не может быть прекращено и с прекращением замужества (вдовами). Ношение платка православными женщинами – это благочестивая традиция, установленная нашими предками в далеком прошлом.

На примере православных икон, мы видим, что «ортодоксальное» православие полностью неприемлет «простоволосие» русских женщин. Да, мы живем в современном светском обществе и каждый волен делать свой выбор, что носить и как носить. Но делая этот выбор, все же не стоит напрочь забывать о наших корнях и наследии наших предков. Платки основательно и, скорее всего, навсегда вошли в нашу повседневную жизнь, даже если и не как обязательный предмет женской одежды, то точно как обязательный и стильный аксессуар современной светской дамы.

*Мнение авторов статей не обязательно совпадает с точкой зрения администрации официального сайта «Павловопосадские платки» **В нашем красочном каталоге вы всегда сможете выбрать и купить именно свой, подходящий вам по размеру и расцветке, павлопосадский набивной платок.

Почему в храме женщинам следует покрывать голову?

Почему в храме женщинам следует покрывать голову?

Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: . 3:17; ср. Чис. 5:18). Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.

Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу.

Девочки и девушки голову не покрывали, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины (именно поэтому, согласно традиции незамужняя девственница может входить в храм без головного покрывала)

Итак, дома замужняя женщина снимала покрывало, выходя из дома, обязательно его надевала.

Мужчины, выходя из дома, могли голову не покрывать. Во всяком случае, если и покрывали на улице, то от жары, а не потому, что так было положено. Во время богослужения иудеи голову тоже не покрывали, за исключением особых случаев. Так, например, покрывали голову во время поста или траура. Покрывать голову обязаны были также отлученные от синагоги и прокаженные.

А теперь представьте ситуацию: Апостолы возвещают наступление новых времен. Прежнее прошло, мир подошел к черте, за которой начнется все новое! Люди, принявшие Христа, переживают поистине революционное настроение. Немудрено в таком состоянии отвергнуть старое, прежнее и стремиться к новому. Это и произошло среди христиан Коринфа. Многие из них начинают учить, что традиционные формы поведения и приличий нужно отменить. По этому поводу Ап. Павел высказывает свое мнение и говорит, что такие споры крайне вредны, ибо дискредитируют христиан в глазах окружающих. Христиане представляются для посторонних Церкви людей скандалистами, нарушителями общепринятых приличий и норм поведения.

Для того чтобы подтвердить свои слова, Апостол Павел, как он это любит и делает весьма часто, разворачивает целое богословское доказательство, что не нужно нарушать принятых норм поведения.

Вот отрывок, в котором Павел говорит на эту тему:

1. Будьте подражателями мне, как я Христу. 2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. 3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. 4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. 5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. 6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. 7. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. 8. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 9. и не муж создан для жены, но жена для мужа. 10. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. 11. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. 12. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога. 13. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? 14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, 15. но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? 16. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. 17. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. 18. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. 19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.

1-е Послание к Коринфянам 11, 1-19

На Руси сохранялся благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздает уважение и почтение к первохристианской церковной традиции, к мнению Апостола Павла. Однако не будем забывать, что речь идет не вообще о представительнице женского пола, а именно о замужней женщине. Для нее платок может быть «статусной» вещью, знаком ее замужества. Или, скажем, знаком вдовства либо просто почтенного возраста. От девочек-девушек не следует требовать покрывать голову.

о.Константин Пархоменко

О чем написано в «Домострое»?

«Домострой» — это сборник предписаний, правил, относящихся к организации жизненного уклада и быта русских людей. Появился этот свод предписаний в XV столетии и являлся фактическим закреплением того уклада, которого и так придерживалось большинство населения.

Правила, включенные в этот сборник, предписывали всем женщинам входить в храм исключительно с покрытыми волосами. Однако то, чем именно нужно закрывать голову, этот свод предписаний никак не регламентировал. Это стало причиной того, почему женщина в церкви с покрытой головой могла быть как в богатом кокошнике, так и в простом платочке.

Так нужно ли женщине покрывать голову во время молитвы (в церкви или вне её)

Как отрывок применим в наши дни? Мне не верится, что в 1-ом Послании Коринфянам 11 находится заповедь о длине волос. Хотя многие женщины предпочтут носить более длинные прически, в свете этого отрывка. Не следует делать из специфического совета Павла людям той культуры предписания для современных парикмахеров. Или нашим женщинам придется еще и вуаль надеть (или покров). Задумаемся о принципе. Вся жизнь проходит в подчинении власти Бога и тех, кто над нами. Культурные подробности о покровах и прическах первого века к 21 веку не прикладываются. Решите лично для себя как вы примените принцип подчинения Богу и Христу, а если вы – женщина, то мужу.

По поводу оформления бороды и бакенбардов христианских предписаний нет, насколько мне известно. Возможны ссылки на те предписания, которые устанавливал Ветхий Завет, но мы, как христиане, не рассматриваем их. Так или иначе, попробуем проникнуть в саму суть и смысл того, что Павел пытался донести до нас в 1-ом Послании Коринфянам 11, заглянув за строгие рамки соблюдения закона.

Традиционные мнения, зачем носить платок:

Головной убор для женщины в храме, как признак смиренности и уважение к Богу, якобы так проходит лучше общение с Богом

Для многих сие учение является абсурдом, ибо истинный храм в каждом из нас, и есть платок, аль нет платка, не имеет ни какого значения.
Якобы волосы с древних традиций считались самой яркой частью женской красоты, и лишнее внимание в церкви не к чему, тем самым зарождая в голове грешные мысли. – Тогда простите, в церкви все такие смиренные, а за порог «гуляй шальная»

Это из области грехи отмолили и можно снова, что ли грешить? Девушки не могут не показать свое превосходство в красоте, поэтому многие выбирают изысканно дорогие платки с камнями своровски и прочее. В то время как стоит жить просто и не вызывающе.
Головной убор женщина одевает, да бы подчеркнуть женскую беззащитность, и призвать Божье силы и ангелов на помощь ей и заступничество. – Опять же все в стенах храма лишь, а за его пределами можно одеваться вызывающе, подчеркивать свою фигуру и т.п. Все это на уровне обмана происходит, веря в такой постулат церкви.
Жена мужа, надевая платок в церковь, как бы показывает, что она смиренна перед супругом. – А зачем это показывать, Бог и так все видит каждый день, видя это в каждой мысли.
Платок дает удобство для церковной службы. – В головном уборе девушкам нет необходимости каждый раз поправлять волосы при поклонах на словах «Господи помилуй» или «голову преклоните». Убор на голову можно легко заменить на правильную укладку волос, или стрижкой.

Идеалом для девушек православной веры долгие столетия был образ Пресвятой Богородицы, которая изображалась с прикрытыми власами длинным покровом-омофором.

Нужно ли маленьким девочкам покрывать голову в храме?Самое лучшее воспитание новой паствы происходит с раннего детства. И не придумать лучшего воспитать, чем обучения ребенка с самого детства. Церковь трактует для девочек, которым одевают платочек, как форму легко бремя Христово возложенного на девочку. – Она еще ребенок, какое такое бремя спрашивается то?

Вопрос Магии.
Волосы ни что иное как информационное поле, которое может хранить информацию, это как подушка из пера способно накапливать информацию своего хозяина, и то что она живая подтверждает факт наличие эфирного поля. В преданиях сказано, что в женских волосах хранится огромная мистическая сила, в то же время через волосы можно подсадить к человеку много негативной информации. Неспроста многие колдуют по волосам, нагоняя всякие порчи. Покрытая голова замужней женщины и ее смирение в жизни только усиливает мужа как мужчину, а женщина с низкими показателями моральности и нравственности только отупляет своего «избранника».

А как в других религиях?
Кроме мусульманства, христианства и православия больше ни кто не одевает в храмах платки. А суть религий всех мир в помощи прийти к “богу”, а вот почему одни одевают, а другие нет?

Что делать если в храме увидели девушку без “покрывала” на голову?

Не стоит им делать замечание и учить их законов божьих, особенно в жесткой форме. Оставьте это дело Богу и старшему в церкви. Каждый вправе сам выбирать как ему одеваться и ходить в церковь. Лучше думать о своей нравственности и следить за собой, нежели замечать грехи других.

Работа церкви и ее существование во многом построена на страхах перед всевозможными наказания. А учения Христа говорят о том, что не стоит бояться, стоит помнить, как он негативно отзывался о работе храмов. Все должно строиться только на любви

Хотим сказать, что не предельно важно для храмов с каким головным убором приходит в него женщина, или вовсе нет

Во что смотрите в то и обращаетесь.

Почему женщина в церкви в платке?

Как мы говорили ранее, необходимость покрывать голову скорее всего была обусловлена традициями определенной местности и времени. В современном же мире дело обстоит немного по-другому.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Согласитесь, сейчас никто не скажет, что вы дама легкого поведения, если вы подстрижетесь или даже побреетесь на лысо. В крайнем случае, о вас отзовутся, как о весьма эксцентричной особе.

И это мы уже не говорим о наших бабушках, которые стригутся, потому что им неудобно ухаживать за длинными волосами.

А если говорить о знаке власти над замужней женщиной, то сейчас обручальное кольцо исполняет роль подобного покрывала.

В довершение всего, мы обычно не ходим везде и всюду в платках, за исключением сибирячек холодной зимой. Поэтому смысл надевать платок перед входом в храм, в общем-то тоже, теряется.

Можно ли молится дома без покрытой головы или платка?

К тому же, богобоязненные женщины молятся ещё и дома. Но нужно ли надевать платок при молитве, там, где никто вас не видит? А если у вас большое желание помолиться где-то в дороге, а платка нет? Неужели из-за его отсутствия ваша молитва не будет услышана?

Священнослужители обычно говорят, что молиться с непокрытой головой – не грех, но женщина по своему усмотрению в знак смирения может надеть платок, произнося молитву дома.

Так почему же так обязательно надевать платок или шарф на голову именно в церкви?

По словам Апостола, покрывалом для женщины являются волосы (мы не говорим здесь, что вместо платка их обязательно распускать). Но, тем не менее, из данного высказывания следует вывод о том, что платок во время молитвы не настолько важен для Бога и для вас, как, может быть, для окружающих вас людей.

И, конечно же, мы не призываем вас устраивать в святом месте революцию, мы просто пытаемся обратить ваше внимание на вещи, которые могут быть намного важнее формального ношения в храме головного убора, важнее непокрытой головы в церкви. Если бы Апостол Павел писал свое послание на современном языке и в соответствии с нашей культурой, как бы звучали его слова? Быть может, он просто сегодня говорил бы нам о вызывающей одежде, тоннах макияжа на лице и манере поведения, благодаря которой нас легко можно спутать с фривольными девицами?

Если бы Апостол Павел писал свое послание на современном языке и в соответствии с нашей культурой, как бы звучали его слова? Быть может, он просто сегодня говорил бы нам о вызывающей одежде, тоннах макияжа на лице и манере поведения, благодаря которой нас легко можно спутать с фривольными девицами?

Не резонно ли тем, кто считает себя верующим, ещё и одеваться и вести себя соответственно такому высокому званию? И делать это, конечно же, не только перед дверью храма, но и в повседневной жизни, чтобы не бесчестить себя и не гневить Бога.

А надевать ли платок при входе в церковь мы считаем что личное дело каждого, хотя, возможно, оно и должно быть согласовано с представлениями окружающих людей, для того чтобы не давать им повода для осуждения.

Церковное правило для женщин

В общем единственным весомым аргументом в пользу того, что женщинам нужен платок в церкви, является то, что приходя туда, мы принимаем и уважаем церковные правила. Ведь, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. А покрывать голову женщине – действующее церковное правило.

Думаю на этом, мы разъяснили, почему современные женщины покрывают голову в церкви и выразили собственное мнение об этой традиции. Конечно, это лишь точка зрения, но она более чем логична иимеет право на существование.

Ну и конечно не забывайте что на нашем портале саморазвития вы также можете найти ещё много другой полезной информации о разных религиях, об изначальной сути христианства, о церковных праздниках и правилах, о сути христианского поста, о том, как не попасть в секту, как правильно отмаливать грехи в церкви, как узнать волю Божью о себе и многое много другое.

Платок в культуре народов

Вся палитра одежды, ассоциирующаяся сегодня с традиционным Каиром и Багдадом, от хиджаба, никаба, паранджи и открытых нарядов, существовала у арабов и до ислама. С другой стороны, это не сугубо арабская традиция. Так, подобные порядки существовали в античной Греции (Aphrodite’s Tortoise, The Veiled Woman of Ancient Greece), в Византии (Gabriel Radle, The Veiling of Women in Byzantium) или в Иудее. Верующие иудеи до сих пор закрывают волосы, но делают это при помощи шляпки или парика (хотя есть и носящие платок).

«Покрытая танцовщица», Александрия, III—II век до н.э. Фото: metmuseum.org

Покрывало в древнеперсидской, ассирийской и месопотамской культурах было показателем высокого статуса женщины. Ношение платка рабынями и проститутками было уголовно наказуемо. Позже, как мы покажем далее, это понимание перешло в ислам.

Кроме того, покрытие головы являлось необходимым элементом отправления культа. В языческой культуре голову покрывали жрицы богини Весты. В Новом Завете строго сказано о том, что женщина должна покрывать свою голову в храме: «Но всякая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, навлекает позор на свою голову. Она подобна женщине, которая обрила себе голову» (1-е Коринфянам 11:5). Понимание покрывала как части культа также вошло в ислам, где покрытие определенных частей тела является условием действительности молитвы.

На протяжении тысячелетий покрывало было неотъемлемой частью как ближневосточной, так и европейской или даже индийской культур. Неприятие Запада закрытой одежды обострилось на фоне теракта 11 сентября 2001 года и войны в Афганистане, когда афганская паранджа — «бурка», закрывающая все тело вплоть до глаз, стала ассоциироваться с закрепощением и унижением женщины на Востоке. Все это соседствовало с необходимостью обоснования начавшейся контртеррористической войны и стало переломным моментом Новейшей истории. Изменился и образ Востока: если в колониальный период Восток больше ассоциировался с гедонизмом, удовольствием и таинственной мудростью, то теперь он стал ассоциироваться, наоборот, с ханжеством, невежеством и фанатизмом.

Подобно другим практикам, например, паломничеству-хаджу, «запретным месяцам» и обрезанию, покрытие женщин существовало в арабском обществе и до ислама. С точки зрения мусульман, до пророка Мухаммада к арабам (как и к другим народам) приходили другие пророки и, вероятно, устанавливали эти практики. Тем не менее нельзя утверждать, что ислам «обязал» женщин носить покрывало, он лишь легитимировал уже имевшиеся в обществе обычаи.

Одежда арабских женщин до ислама. Фото: siue.edu

Способы ношения

Традиционно в России женщины завязывали концы платка под подбородком или закалывали их булавкой. Последний способ историк Г. Маслова в своей книге «Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX — начале XX веков» называет одним из самых древних. Это связано с тем, что именно данный образ оказывался наиболее похожим на изображение на иконах Богородицы.

Однако иеромонах Роман (Кропотов) на сайте Свято-Пафнутьева монастыря ответил одной из прихожанок, что, по его мнению, платок можно носить, как угодно. Сам же он считает странным, когда некоторые священники утверждают для головных уборов излишне строгие правила.

О чем написано в «Домострое»?

«Домострой» — это сборник предписаний, правил, относящихся к организации жизненного уклада и быта русских людей. Появился этот свод предписаний в XV столетии и являлся фактическим закреплением того уклада, которого и так придерживалось большинство населения.

Правила, включенные в этот сборник, предписывали всем женщинам входить в храм исключительно с покрытыми волосами. Однако то, чем именно нужно закрывать голову, этот свод предписаний никак не регламентировал. Это стало причиной того, почему женщина в церкви с покрытой головой могла быть как в богатом кокошнике, так и в простом платочке.

Язычество: похороны «по правилам»

Посмертная участь человека зависела не от поступков и грехов, а от того, насколько правильно были проведены похороны: все ли обряды соблюдены, все ли заговоры сказаны. Особо знатным русичам полагались не только человеческие жертвы, когда убивали рабов или слуг, таким людям полагались «проводники» в страну мертвых, которыми часто становились дети во возрасте от четырех до 14 лет – об этом пишет историк Михаил Николаевич Козлов в работе «К вопросу о детских языческих жертвоприношениях».

Огромную роль в погребении сородича, в прощании с ним играли плакальщицы и женщины-родственницы. В традициях была демонстрация странного, бесноватого поведения, которое должно было оповещать всех о горе.

Скорбь по покойнику часто выражалась в диких истеричных криках, вое, плаче и причитаниях. В знак горя плакальщицы, родственницы и жена покойника, должны были распускать по плечам длинные волосы, вырывать их клоками, разрывать свои одежды и даже в исступлении «драть», исцарапывать себе в кровь лицо и руки. Этот обычай до сих пор сохранился в некоторых селениях Черногории и Далмации, – о нём упоминает знаменитый антрополог Джеймс Джордж Фрэзэр.

Всем ли женщинам нужно закрывать волосы?

До середины пятнадцатого столетия существовал обычай, согласно которому при входе в храм голову покрывали только замужние женщины, девушки и подростки, дети, волос не прятали. Однако, свод правил и норм жизненного уклада «Домостроя» предписывал закрывать головы всем женщинам, без каких-либо исключений. В связи с этим возникла традиция надевать на девочек белые платочки. А девушки на выданье стали носить красивые, расшитые узорами большие платки, которые при выходе из храма можно было сбросить на плечи.

Однако требование «Домостроя» прижилось не везде. В южных частях страны сохранился обычай, по которому девицы и дети волос не прятали. Однако они заплетали тугие косы, входить в храм с распущенными волосами считалось неприемлемым.

В Малороссии же то, почему женщина должна покрывать голову в церкви, в народе напрямую связывали с бесовщиной и колдовством. Поэтому там платками девушки начинали пользоваться с началом становления менструаций. Это было весьма удобно и практично, поскольку по наличию платка можно было понять, есть ли смысл засылать сватов в конкретную семью. То есть платок являлся своеобразным знаком, сообщающим о том, что девушка готова к замужеству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector