Исход

Значение Исхода

Значение Исхода в эпоху Первого Храма

Исход был одним из основных мотивов исторического наследия в национально-религиозном самосознании израильтян, главным образом в Северном (Израильском) царстве

После разрушения Северного царства осознание важности Исхода как основополагающего события все более распространяется в Иудейском царстве. С обнаружением книги Второзакония в период реформы Иошияху осмысление Исхода в его широком значении становится решающим духовным фактором

Иеремия, предвещая, что в грядущем завет между Богом и Израилем будет заключен вновь, представляет картину будущего как повторение Исхода в истории: «Посему вот приходят дни, говорит Господь, когда не будут уже говорить: «Жив Господь, который вывел сынов Израиля из земли Египетской», но «жив Господь, который вывел сынов Израиля из земли Северной и из всех земель, в которые изгнал их, — ибо возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их» (Иер. 16:14–15).

Значение Исхода в эпоху Второго Храма

В период вавилонского пленения изгнанники из Иудеи были настолько глубоко проникнуты мировоззрением пророков (см., например, Дан. 9), что возвращение в Сион и строительство Второго храма они стремились осуществлять по образцу библейского повествования об Исходе, сооружении скинии в пустыне и даровании Торы (см. Нех. 9, 10). Модель Исхода настолько явственно проступает во всех действиях возвращавшихся в Сион изгнанников, что многие библеисты заключили, что значительная часть библейского повествования об Исходе в книгах Исход, Числа и Левит (так называемый источник Р) относится к периоду возвращения из вавилонского пленения и представляет собой своего рода конституцию маленького теократического государства в составе Персидской империи. В свете современных исследований эта гипотеза представляется несостоятельной.

Значение Исхода после Второго Храма

Следуя библейскому наставлению: «Дабы помнил ты день исхода твоего из земли Египетской во все дни жизни твоей» (Втор. 16:3), — законоучители Талмуда включили напоминание об Исходе во многие места литургии: в состав молитв Шма (Чис. 15:41) и hаллель (Пс. 114), в молитву после трапезы, в субботний и праздничный киддуш и др. Исход служит центральным мотивом пасхальной haгады, ежегодно читаемой в ночь седера и цитирующей слова Мишны: «Во всяком поколении обязан человек рассматривать себя так, как будто он сам вышел из Египта» (Псах. 10:5). Чтение hагады завершается пожеланием: «В будущем году в Иерусалиме».

Еврейские философы средневековья подчеркивали решающее значение Исхода в формировании еврейской религии и истории. Иехуда hа-Леви видел в Исходе доказательство бытия Бога.

В новое время история Исхода вдохновляла еврейское национально-освободительное движение, стимулировала борьбу за восстановление Государства Израиль. В период нелегальной иммиграции евреев в подмандатную Палестину одно из судов, пытавшихся прорваться сквозь блокаду английского флота, носило название «Исход из Европы» («Иециат Эйропа» — «Эксодус»).

См. также статью: Нелегальная иммиграция

Борьба советского еврейства за право репатриации на историческую родину вызвала в еврействе всего мира живую ассоциацию с Исходом и велась под лозунгом, повторявшим слова, сказанные Моше фараону: «Отпусти народ Мой».

[править] Исход по нееврейским источникам

Античные египетские, греческие и римские авторы также упоминают исход евреев во главе с Моисеем из Египта. Однако, по их данным, евреев либо изгнали из Египта (Диодор Сицилийский, XL, 3), либо они ушли без всякого сопротивления со стороны египтян.

В версии изгнания соединяются две версии: с одной стороны из Египта изгнали гиксосов, а с другой прогнали прокажённых. По версии Манефона обе группы соединились в Иерусалиме (Флавий, Прот. Апиона, I, 25 и сл.).

Версия, что евреи были потомками изгнанных из Египта прокажённых была популярна и появилась в Египте (Флавий, Прот. Апиона, I, 34), где при персах и Птолемеях евреи служили в армии, по сути были опорой власти, поэтому египетские авторы отзывались о евреях крайне негативно.

Для египетских, а вслед за ними и эллинистических авторов прослеживается традиция считать Моисея египтянином, жрецом, реформатором религии, то есть мятежником, что сближает его с Ирсу.

Моисей на священной горе

Но кульминацией всего стали события, связанные с восхождением Моисея на гору Синай. К её подножью он привёл свой народ в конце третьего месяца пути. Поднявшись на вершину и стоя среди обступавших его облаков, пророк в течение сорока дней говорил с Богом, внимал Его наставлениям и получил в дар каменные скрижали с высеченными на них десятью заповедями, – непреложным законом жизни избранного Им народа.

Однако внизу он испытал горькое разочарование. В то время, когда Моисей на горе Синай разговаривал с Господом, его соотечественники, истомлённые сорокадневным ожиданием, потребовали от его брата Аарона, выполнявшего обязанности первосвященника, показать им, наконец, истинного Бога, выведшего их из Египта. Опасаясь необузданного нрава своих соотечественников, Аарон был вынужден из золотых украшений, собранных среди еврейских женщин, отлить идола в виде тельца и указать на него как на всеобщего спасителя.

Расступалось ли Красное море?

Самым близким путем в Ханаан была дорога, которая сто лет спустя получила название Филистимской. Она вела на северо-восток вдоль Средиземного моря. Но как раз по ней двигались войска восставших против Египта сирийцев и «народов моря» (среди них и филистимлян), которые недавно вторглись на ханаанское побережье. Поэтому Моисей повел толпы беглецов на юго-восток, в район нынешнего Суэцкого канала. На пути их находился водоем, именуемый в Библии Ям Суф — «Море тростников». Так называли египтяне цепь соленых озер, которые на юге примыкали к Красному морю (но в греческом и латинском переводах Ям Суф назван просто Красным морем).

[править] Источники

  1. ↑ К ВОПРОСУ О ИСТОРИЧНОСТИ ИСХОДА ЕВРЕЕВ ИЗ ЕГИПТА
  2. ПАДЕНИЕ ГИКСОССКИХ ФАРАОНОВ И НАЧАЛО ИСХОДА ЗАПАДНЫХ СЕМИТОВ ИЗ НИЛЬСКОЙ ДЕЛЬТЫ
  3. КОГДА ПРОИЗОШЕЛ БИБЛЕЙСКИЙ ИСХОД?

Исход евреев из Египта относится к Войнам Моисея

Войны и битвы Эфиопия • Египет • Исход • Амалекитяне • Рефидим • Золотой телец • Разведка в Ханаане • Хорма • Восстание Корея • Афарим • Эдом • Аморреи • Ягац • Иазер • Васан • Едрей • Резня почитателей Ваал-Фегора • Мадианитяне 
Полководцы Моисей • Аарон • Иисус Навин • Елеазар • Корах бен Ицхар • Датан и Авирам • Он бен Пелет • Калеб • Сигон • Ог • Яир бен Менаше • Зимри бен Салу • Палти бен Рафу • Пинхас бен Элазар • Цур • Евий • Рекем • Хур • Рева

Исход евреев из Египта относится к Египетским евреям

Этносы Гиксосы • Хабиру • Чекеры • Данайцы • Колена Израилевы 
Личности Агарь • Иосиф Прекрасный • Жена Потифара • Асенат • Апер-Эль • Бифья • Моисей • Мирьям • Циппора • Ониас IV • Анания, сын Онии IV • Хелкия бен-Ония • Досифей • Филон Александрийский • Тиберий Юлий Александр • Мария Хебреа • Саадия Гаон • Якуб ибн Киллис • Юсеф Аслан Каттауи Паша • Джозеф де Пиччиотто Бей • Овадия Харари • Давид Харари • Хаим Сабан • Ролан Морено • Эли Ронен 
Войны Восстание евреев против Египта • Конфликт евреев Элефантины с египтянами • Конфликт александрийских евреев и самаритян • Конфликт евреев с самаритянами в Птолемеевском Египте • Участие евреев в завоевании Цезарем Египта • Еврейский погром в Александрии (38 год) • Еврейский погром в Александрии (41 год) • Битва в Дельте • Восстание евреев в Египте в конце Иудейской войны • Война Квиета • Аполлинополь • Мемфис • Оксиринх • Александрия • Истребление евреев в ходе Войны Квиета • При Юлиане • Битва евреев и христиан в Александрии (414) • Каирский погром 1945 года • Теракты в Каире 1948 года 
Материалы Армия гиксосов • Аварис • Гесем • Исход евреев из Египта • Исход евреев из Египта по небиблейским источникам • Евреи в египетской армии • Евреи в персидской армии • Евреи в птолемеевской армии • Храм Ониаса • Онийский округ • Телль эль-Яхудия • Евреи в государстве Фатимидов • Дахаб • Эль-Ариш • Ямит

1. Как евреи оказались в Египте?

Все началось с того, что около 1700 года до н.э. Египет завоевали племена гиксосов — семитских кочевников. Страна фараонов находилась в то время в состоянии разрухи и раздиралась междоусобицами. Поэтому боевые отряды азиатов легко завладели Дельтой и установили там свою власть. Иосиф Флавий в своих сочинениях приводит рассказ египетского жреца Манефона об этом завоевании: «Бог, неизвестно почему, прогневался, и из восточных стран внезапно напали на нашу страну люди бесславного происхождения, полные отваги, и завладели ею легко, без боя и насильно. Они покорили всех бывших в ней князей, затем беспощадно сожгли города и разрушили храмы богов. С жителями они поступили самым жестоким образом, убивая одних, а других вместе с женами и детьми обращая в рабство. После всего этого они избрали царя из своей среды, имя которого было Салитис. Последний основал свою резиденцию в Мемфисе, обложил данью верхнюю и нижнюю земли…»

Гиксосские фараоны правили около ста лет. Хотя они усвоили египетскую культуру и обычаи, их ненавидели, называли «проклятыми» и «прокаженными». По-видимому, к этому времени относится возвышение Иосифа при дворе фараона и переселение Сынов Израилевых в Египет. Не доверяя коренным египтянам, гиксосы охотно покровительствовали выходцам из Ханаана.

Но в 1580 году до н.э. гиксосы были изгнаны из Египта, их крепость Аварис была разрушена и власть перешла к туземной династии. Центром ее стал город Фивы. Успешные походы фараонов в Нубию, Палестину, Сирию и даже на Евфрат приводят к созданию египетской Империи. Все это время кланы Сынов Израилевых живут в области Гесем на востоке Дельты, где мстительные египтяне обращают их в рабов.

Примечания

  1. Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 103-110
  2. Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 131-132
  3. Исх. 13:6–7
  4. Исх. 19:6
  5. Исх. 17:9–12
  6. Исх. 20:1–17
  7. Исх. 20:18–22; 21, 22, 23
  8. Исх. 24:7
  9. Исх. 32
  10. Исх. 33:7, 8
  11. Исх. 34
  12. Исх.
  13. 1Цар.
  14. Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Главы 14-15
  15. Электронная еврейская энциклопедия, статья «Египет» на основании КЕЭ, том 2, кол. 466–474
  16. Физики подтвердили точность исторических датировок египетских царств
  17. New Dates for Egypt’s Pharaohs — ScienceNOW, 17.06.2010
  18. Компьютер показал, почему расступилось Красное море. BBC-russian
  19. Carl Drews, Weiqing Han. Dynamics of Wind Setdown at Suez and the Eastern Nile Delta. PLoS One
  20. Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, «Евразия» 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)

Образ Моисея в главных религиях мира

В современном иудаизме Моисей почитается отцом всех последующих пророков, так как уровень его пророчеств принято считать высшим. Законы, полученные им на вершине горы Синай, легли в основу Торы – Божественного откровения, регламентирующего жизнь религиозного еврея. С давних времён вошло в традицию прибавлять к имени Моисея слово «учитель». Также величайшим пророком и собеседником самого Аллаха Моисей считается и у мусульман. В исламе его имя произносится как Муса.

В христианской культуре библейский Моисей стяжал славу величайшего из пророков. Ему приписывается авторство первых пяти книг Ветхого Завета. Они так и именуются – «Пятикнижие Моисеево». Кроме того, принято считать, что именно он является главным провозвестником Христа.

Эта точка зрения основывается на том, что подобно тому, как через Моисея Господь явил миру Ветхий Завет также через Своего единородного Сына Иисуса, и Его Нагорную Проповедь, Он ниспослал людям Новый Завет. О том, насколько высок авторитет пророка Моисея в христианстве, можно судить по тому, что, согласно Евангелию, именно он был вместе с пророком Илиёй на горе Фавор в момент знаменитого Преображения Господня.

Большое внимание этому библейскому персонажу уделили в своём творчестве великие христианские богословы прошлого – Григорий Нисский и Филон Александрийский. Ими было составлено так называемое аллегорическое толкование его жизни, в котором каждый отдельный эпизод рассматривался в контексте общего высшего предназначения

Related tags : Exodus (Исход евреев из Египта)

  • Главная

  • Книга Исход
  • Исход (значения)
  • ивр.
  • /jəʦiˈɑt miʦˈrajɪm/
  • библейское
  • евреев
  • Египте
  • Бога
  • Моисея
  • теофании
  • горы Синай
  • завета
  • Ханаана
  • Пятикнижии
  • Книге Исход
  • История Израиля
  • Земля обетованная
  • Колена Израилевы
  • Завоевание Ханаана
  • Эпоха судей
  • История древнего Израиля и Иудеи
  • Израильское царство
  • Иудейское царство
  • Вавилонский плен
  • Эпоха Второго Храма
  • Античный период
  • Правление Птолемеев и Селевкидов
  • Хасмонейское царство
  • Царство Ирода I
  • История Палестины
  • Иудея под властью Рима
  • Византийская провинция
  • Арабский период
  • Иерусалимское королевство
  • Правление мамлюков
  • Палестина в Османской империи
  • Британский мандат в Палестине
  • Современный Израиль
  • Сионизм
  • Создание Государства Израиль
  • История еврейского народа
  • иудаизма
  • Песах
  • христианстве
  • протестанты
  • Аболиционисты
  • движения за гражданские права в США
  • темнокожих
  • Католические богословы
  • теологию освобождения
  • Б. Уэст
  • Иакова
  • Ханаан
  • Египет
  • Гесем
  • Быт.
  • Иосиф Прекрасный
  • фараона
  • Исх.
  • Исх.
  • Моисей
  • Иохаведа
  • Д. Робертс
  • мадианитян
  • несгорающем кустарнике
  • Десять казней египетских
  • Исх.
  • Исх.
  • Чермное море
  • Чермное море
  • византийской псалтыри
  • церковь Николы Надеина
  • Нюрнбергской хронике
  • И.К. Айвазовский
  • Станы Исхода (Библия)
  • Манна небесная
  • горы Синай
  • Исх.
  • теофании
  • десять заповедей
  • Скиния
  • левиты
  • Аарон
  • первосвященником
  • Чис.
  • Чис.
  • Чис.
  • Ханаан
  • Фаран
  • Чис.
  • Чис.
  • Моав
  • амореев
  • Иордана
  • горы Нево
  • Чис.
  • Чис.
  • Иисуса Навина
  • историографии
  • археологии
  • Ханаана
  • буквалистски
  • эпос
  • бронзовом веке
  • археологическими
  • Книге Иисуса Навина
  • древнего Ближнего Востока
  • Хар-Карком
  • Эммануэль Анати
  • упадком бронзового века
  • Иосиф Флавий
  • Манефона
  • Гиксосы
  • второго переходного периода египетской истории
  • дельте Нила
  • Азии
  • Иосифа
  • Исх.
  • Ханаан
  • Книге Иисуса Навина
  • Третья книга царств
  • храма Соломона
  • 3Цар.
  • Палестины
  • Книги судей
  • Египет переживал период расцвета
  • бронзового века
  • Ханаане
  • керамики
  • Стела Мернептаха
  • Книге Иисуса Навина
  • упадка бронзового века
  • железного
  • Ханааном
  • стелы Мернептаха
  • Исх.
  • Исх.
  • Яхмос I
  • Тутмос III
  • Рамсес II
  • Мернептах
  • Сетнахт
  • гиксосами
  • Аварис
  • Зигмунд Фрейд
  • Моисей и монотеизм
  • Атона
  • атонизм
  • XVIII династии
  • Эхнатоне
  • ветхозаветный
  • Адонай
  • Манефона
  • Осарсиф
  • Эхнатона
  • верблюдов
  • Исх.
  • Быт.
  • железном веке
  • арамеи
  • Эдома
  • Чис.
  • Чис.
  • Негев
  • Чис.
  • Книге Иисуса Навина
  • завоевания Ханаана
  • Иерихон
  • Ай
  • Кадеш Барнеа
  • Дональду Редфорду
  • Станы Исхода
  • Чермное море
  • Исх.
  • Пифом
  • Исх.
  • Гесем
  • ном
  • Пер-Рамсесу
  • Авариса
  • гиксосов
  • Нового царства
  • Рамсес II
  • XX династии
  • Пифома
  • Септуагинте
  • Ветхого завета
  • древнегреческий язык
  • Гелиополь
  • Исх.
  • Красным морем
  • дельты Нила
  • Синайскому полуострову
  • Септуагинте
  • Красное море
  • синодальном переводе
  • Чермное море
  • Джабал-Муса
  • Синайского полуострова
  • Сербаль
  • Моисей
  • Мадианитян
  • Синайском
  • Аравийском полуострове
  • Кадес
  • Чис.
  • Едоме
  • Чис.
  • Моав
  • Чис.
  • Чис.
  • Чис.
  • Суд.
  • Чис.
  • Чис.
  • Ясенец белый
  • Исх.
  • Исх.
  • Втор.
  • теофании
  • Исх.
  • Исх.
  • Санторин
  • Санторин
  • Это извержение
  • минойскую цивилизацию
  • Крита
  • цунами
  • имело 7 баллов
  • Тамбора
  • Кракатау
  • Алаль Бадр
  • Алаль Бадр
  • Яхве
  • Неопалимая купина
  • акации аравийской
  • газовой горелки
  • Моисея
  • Втор.
  • Колорадского университета в Боулдере
  • временно разделить
  • Манзала
  • дельты Нила
  • Чермном море
  • Исх.
  • Красном море
  • Исх.
  • Нилу
  • англ.
  • ураган 1-й категории
  • Нила
  • простейших
  • История евреев в Египте
  • Раши
  • Финкельштейн, Исраэль
  • Зеэв Херцог
  • Моисей и монотеизм
  • Пайков, Валерий Лазаревич
  • Воробьев Ю. Л.
  • МЧС России
  • doi
  • Ф. Г. Елеонский
  • Лопухин А. П
  • Иосиф Флавий
  • Ранович А. Б.
  • Н. М. Никольского
  • ОГИЗ
  • Государственное антирелигиозное издательство
  • Шифман И. Ш.
  • Политиздат
  • Политиздат
  • Эксмо
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • National geographic
  • Discovery
  • Айовского университета
  • Кембриджского университета
  • Университета штата Флорида
  • ZDF
  • ZDF
  • Джеймс Кэмерон
  • Десять заповедей
  • Принц Египта
  • Викитеке

Историчность Исхода Евреев.

Ранее библейское повествование о том, как Моисей вывел евреев из Египта, воспринималось как документально точное описание. Подобная точка зрения была основной до начала ХХ века. На сегодняшний день существует несколько точек зрения на историчность исхода евреев, описанного в Ветхом Завете.

  • События исхода вполне достоверны и соответствуют реальной истории, хотя и претерпели поэтическое переосмысление в Библии (точка зрения школы Библейской археологии).
  • События исхода имели место быть, однако имели меньший масштаб и со временем, переродившись в народный эпос, для которого характерно преувеличение и возвеличивание, стали основой библейского предания об исходе (точка зрения многих западных ученых-библеистов).
  • События исхода – миф, то есть исключительно народное творчество, не имеющее под собой исторических оснований.
  • Предание об исходе евреев – вымышленное и имеет исключительно имеет богословское значение. Придумано оно было в 5—4 веках до н. э в среде израильских священников (точка зрения библейского ревизионизма).

По требованию Моисея и Аарона фараон отпускает евреев в Землю обетованную

Подчиняясь воле Господа, Моисей отправился в Египет, по пути к нему присоединился Аарон. В это время Моисею исполнилось уже 80 лет, и его уже там никто не помнил. Приёмная мать пророка, дочь фараона, давно умерла.

Пророки Моисей и Аарон. Царские врата. XIII век. Первоначально посланники Божии обратились к евреям, но они не поверили тому, что Моисей сможет вывести их из египетского плена

Первоначально посланники Божии обратились к народу Израилеву, который в то время занимался тяжёлой работой по изготовлению кирпичей. Аарон, как «уста Моисея» заявил евреям о том, что Бог выведет их в Землю обетованную, где течёт молоко и мёд. Несмотря на то, что Моисей совершил несколько чудес, евреи ему не поверили и сомневались.

Когда Моисей отправился в Египет спасать евреев из плена, ему исполнилось 80 лет.

Несмотря на недоверие народа Моисей и Арон явились к фараону и объявили ему волю Бога Израилева, чтобы он отпустил евреев в пустыню для служения этому Богу: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне». Но фараон гневно отвечал:«Кто такой Господь, чтобы я слушал его? Не знаю я Господа и израильтян не отпущу» (Исх. 5:1-2). После этого фараон приказал сделать труд евреев ещё тяжелее.

«Десять казней египетских: смерть первенца фараона», картина Альмы –Тадемы.  1875 год. Египетский фараон отпустил народ Израиля только после того, как на Египет обрушилось десять казней

Тогда Моисей объявил фараону, что если он не отпустит израильтян, то Бог пошлет на Египет разные «казни» (несчастия, бедствия). Фараон не послушался – и угрозы посланника Божия сбылись.

Его упорство подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь; нашествию жаб; нашествию мошек; нашествию пёсьих мух; мору скота; болезни на людях и скоте, выразившейся в воспалениях с нарывами; граду и огню между градом; нашествию саранчи; тьме; смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им отлучиться на три дня (Исх. 12.31), и евреи, взяв скот и останки Иакова и Иосифа Прекрасного, ушли из Египта в пустыню Сур.

4Переход через море

Тем временем, узнав, что евреи уходят из Египта, разъяренный фараон во главе шестисот военных колесниц кинулся в погоню за беглецами. Испугавшись евреи, стали роптать на Моисея: «Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне» (Исх. 14.12). Но Моисей сказал народу: «не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки; Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14.13—14).

И вот облачный столп, который привел израильтян к морю, встал между конницей фараона и евреями, так что египтяне никак не могли приблизиться к беглецам. Евреи же остановились у самого берега, дальше им путь преграждали воды Чермного моря. Но по повелению Божию «простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды» (Исх. 14.21). Как только море расступилось, израильтяне поспешили перейти на другой берег. Они были уже на противоположном берегу, когда египетское войско во главе с фараоном ринулось вслед за беглецами в море. В тот момент, когда египтяне находились среди моря, Моисей еще раз простер свою руку на море, и по его знаку воды обрушились на преследователей. Так чудесным образом израильский народ навсегда покинул страну рабства.

Могла ли дочь фараона спасти младенца?

Книга Исход повествует о том, что рост населения Гесема вызвал тревогу при дворе. Область находилась на границе с враждебными народами, и в Египте боялись, что подневольные аперу соединятся с противниками Империи. Попытки заставить повивальных бабок умерщвлять младенцев мужского пола оказались тщетными: приказ убивать детей египтяне едва ли могли исполнить в точности, поскольку это вызвало бы мятеж и потерю рабочей силы, но какое-то время его, по-видимому, старались выполнять. Желая спасти сына, одна женщина из племени Левия положила его в тростниках у берега Нила. Дитя было подобрано «дочерью фараоновой» и получило имя Моисей. Еврейское предание связывает это имя со словом «извлекать». Однако более вероятно, что царевна дала приемышу египетское имя Месу, что значит сын.

Замечено сходство между рассказом о детстве Моисея и сказаниями о других древних героях: царе Саргоне Аккадском и Кире Персидском. Но это само по себе не доказывает вымышленности повествования Исхода. В окружении Рамсеса II было много лиц семитского происхождения. В частности, одна из его дочерей была замужем за сирийцем по имени Бент-Анат. Дочь одной из множества жен Рамсеса могла быть смешанного происхождения и проникнуться жалостью к израильскому ребенку.

Есть глубокий смысл в рассказе о том, что Моисей был научен «всей мудрости египетской». Более того, и другие левиты были тесно связаны с египтянами — об этом свидетельствуют их египетские имена.

Также, согласно Флавию, Моисей был сделан военачальником и участвовал в походе против Эфиопии, а после победы женился на эфиопской княжне. Достоверность этого предания ничем не подтверждена, кроме упоминания некой «ефиопки» в качестве жены Моисея.

[править] Предыстория

Согласно Библии, во времена Иосифа Прекрасного евреи переселились в Египет, где «расплодились и размножились и возросли и усилились чрезвычайно». Некоторые авторы (начиная с древних историков Манефона и Иосифа Флавия), отождествляют это событие с временным завоеванием Египта гиксосами или с хабиру.

Евреи заселили область Гесем.

И вот, согласно Библии, пришёл к власти новый фараон (вероятно, Рамсес II), «не знавший Иосифа», который усмотрел угрозу в наличии в стране многочисленного народа. Этот фараон закабалил израильтян и отправил их на строительство городов Питом и Ра‘амсес:

Это принуждение к физическому труду в виде вассальной зависимости естественно пришлось не по нраву вчерашним привилегированным жителям Египта: «И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу».

В результате вспыхнуло еврейское восстание, которое возглавили Моисей и его брат Аарон.

МОИСЕЙ – библейский сюжет для детей

Взгляните, какая хорошенькая корзиночка стоит в камыше на берегу реки! Посмотрите, какой милый крошка барахтается в ней! Что же это за ребёнок и почему он здесь в корзинке? А вот послушайте. Вы знаете, как Иосиф и его братья поселились в Египте. От них произошло очень много людей и составился целый народ, который назывался евреями.

Пока Иосиф был жив, пока помнили его заслуги, потомкам Израиля жилось в Египте хорошо. Но потом египтяне начали притеснять их, бить и изнурять тяжёлыми работами. Когда же род Израилев чрезвычайно умножился, то безжалостный египетский царь приказал убивать и бросать в реку всех новорождённых мальчиков, рождающихся у израильтянок.

И в это время у одной еврейки родился сын. Мать любила своего малютку и долго скрывала его при себе, чтобы его не убили. Но когда ребёнок подрос и мог быть замечен, она сплела корзинку, осмолила её, чтобы в неё не попадала вода, положила туда своё дитя и отнесла на берег реки. А его старшая сестра Мариам стала издали наблюдать, чтобы с ребёнком не случилось чего дурного.

Дочь фараона спасает Моисея

Скоро к реке пришла купаться царская дочь, её сопровождали служанки, которые игрою и пением развлекали царевну. Она увидела корзинку с младенцем и сжалилась над ним:

— Это, верно, еврейское дитя; бедненькое, как мне жаль его! — промолвила дочь фараона.

Мариам слышала это, вышла из-за деревьев и спросила царевну:

— Добрая госпожа, не позвать ли вам женщину покормить ребенка?

Царевна отвечала:

— Позови!

Мариам убежала и привела свою мать. Тогда дочь фараона сказала ей:

— Возьми это дитя и выкорми его, а когда подрастёт, то принеси его ко мне во дворец, и я дам тебе за это денег!

Теперь мать была спокойна за жизнь своего сына, так как сама египетская царевна была его покровительницей. Она усердно молилась и благодарила Бога за спасение своего ребёнка.

Когда мальчик подрос, она отвела его во дворец. Там дали ему имя Моисей. При дворе Моисея воспитали как египтянина и научили разным наукам. Но он всегда знал, что принадлежит другому народу. Спустя много лет, когда Моисей стал взрослым, он понял, что египтяне притесняют и мучают его одноплеменников, израильтян. И заболело сердце у Моисея: жаль ему было евреев, и он очень хотел помочь им.

Однажды Моисей пришёл туда, где работали его соплеменники, и увидел, как надсмотрщик избивает еврея. Моисей не стерпел этого, заступился и нечаянно убил египтянина.

Но об этом узнали слуги фараона, и Моисею пришлось бежать из Египта. Он поселился у священника Мадиамского Иофора, женился на его дочери и стал пасти его овец.

Неопалимая купина

Однажды Моисей, находясь со стадом далеко в пустыне, увидел чудное явление. Смотрит: перед ним стоит куст терновника, весь в огне. Куст этот горел огнём, но не сгорал. Моисей захотел ближе подойти к дивному кусту, чтобы лучше его рассмотреть, но вдруг слышит голос из пламени:

— Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал плач сынов Израилевых и повелеваю тебе вывести их из Египта!

Моисей отправился к царю египетскому и сказал, что Господь повелел ему отпустить израильский народ. Но фараон не соглашался отпустить бесплатных работников, евреев. Тогда Ангел по повелению Господа, после многих вразумлений и наказаний, умертвил всех старших детей египтян. И только после этого фараон испугался и разрешил евреям уйти из его страны.

Сыны Израилевы возблагодарили Бога за избавление и радовались тому, что у них такой сильный Господь. Этот день евреи назвали Пасхой. Бог заповедал Своему народу каждый год праздновать Пасху как день избавления от египетского рабства.

Библейская критика

Проблема исторической достоверности Исхода — один из кардинальных вопросов современной библеистики и еврейской истории. Единственным источником является библейское повествование, на котором основываются все более поздние литературные традиции. В египетских источниках Исход не упоминается, хотя некоторые египетские документы могут служить косвенным свидетельством историчности основных моментов библейской традиции. Так, папирус Анастаси (13 в. до н. э.) сообщает о восточных кочевниках, испрашивающих разрешение на пребывание в Египте во время засухи. На многих рельефах 2 тыс. до н. э. изображены племена семитского типа, прибывающие в Египет, а также семиты, работающие под надзором надсмотрщиков (ср. Исх. 1:11) на полях, на строительстве и на производстве кирпича.

Уже в эллинистической литературе Египта эпохи Птолемеев антисемитски настроенные греческие историки (Манефон, Лисимах Александрийский) пытались представить Исход либо как изгнание гиксосов, либо как удаление из страны прокаженных.

Со 2-й половины 19 в. некоторые ученые (например Ю. Вельхаузен) отрицают историчность Исхода и даже само пребывание израильтян в Египте, но большинство исследователей признает историческую достоверность ядра библейского рассказа об этом событии. Один из наиболее убедительных доводов заключается в том, что ни один народ не создает легенду о порабощении его предков на заре национальной истории и не рассматривает это порабощение как предпосылку его консолидации в народ, — если только на самом деле он не пережил подобной травмы.

Примечания

  1. Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 103-110
  2. Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 131-132
  3. Исх. 13:6–7
  4. Исх. 19:6
  5. Исх. 17:9–12
  6. Исх. 20:1–17
  7. Исх. 20:18–22; 21, 22, 23
  8. Исх. 24:7
  9. Исх. 32
  10. Исх. 33:7, 8
  11. Исх. 34
  12. Исх.
  13. 1Цар.
  14. Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Главы 14-15
  15. Электронная еврейская энциклопедия, статья «Египет» на основании КЕЭ, том 2, кол. 466–474
  16. Физики подтвердили точность исторических датировок египетских царств
  17. New Dates for Egypt’s Pharaohs — ScienceNOW, 17.06.2010
  18. Компьютер показал, почему расступилось Красное море. BBC-russian
  19. Carl Drews, Weiqing Han. Dynamics of Wind Setdown at Suez and the Eastern Nile Delta. PLoS One
  20. Сайрус Герцль Гордон. Забытые письмена. Санкт-Петербург, «Евразия» 2002 (Оригинал: Cyrus H. Gordon. Forgotten scripts. New York: Basic Boocs, Inc., 1982)

Побег из Египта

Так Моисей оказался на земле Мадиамской, где познакомился со священником и его семью дочерями, одна из которых — Сепфора — стала его женой. Вскоре у них родился сын Гирсам.

Через некоторое время умирает царь Египта. Народ Израилев вопит от несчастий, и этот вопль услышал Бог.

Однажды, когда Моисей пас овец, он увидел пылающий терновый куст, который почему-то не сгорал. И вдруг он услышал голос Божий, который приказал Моисею идти обратно в Египет, спасти от рабства сынов Израилевых и вывести их из Египта. Моисей очень испугался и начал молить Бога, чтобы Он выбрал кого-нибудь другого.

Он боялся, что ему не поверят, и тогда Господь наделил его знамениями. Он попросил бросить на землю свой жезл, который сразу превратился в змею, а потом заставил Моисея взять ее за хвост, чтобы опять сделался жезл. Дальше Бог заставил Моисея засунуть за пазуху руку, и тогда она побелела и покрылась проказой. А когда опять положил он ее за пазуху, она стала здоровой.

Странствия евреев по пустыне под предводительством Моисея.

Через три месяца после исхода из Египта, Моисей привел евреев к горе Синай. Здесь Богоизбранный народ стал свидетелем явления Господа. Здесь, на горе Синай, Бог перезаключил Завет со Своим народом и дал ему 10 заповедей и большое количество законов, описанных в главах 21 – 24 Книги Исход. Законы эти призваны были регулировать повседневные отношения евреев.

Евреи оставались жить у горы Синай в течение года. За это время здесь был построен походный храм (скиния), были назначены священники из левитов. Первосвященником стал Аарон. Здесь же была первая перепись евреев, согласно которой среди них было более 603 тысяч здоровых мужчин, которые способны воевать.

Приёмный сын фараона

Новорожденный сын, ставший первенцем в семье Амрама и его жены Йохевед, был с момента рождения обречён на смерть, так как фараон повелел уничтожать всех еврейских младенцев мужского пола. Чтобы спасти ребёнку жизнь, мать прибегла к хитрости – зная о том, что у дочери фараона доброе сердце, она сумела подбросить ей своего ребёнка.

Положив его в корзину, промазанную смолой, несчастная мать пустила её в воды Нила, там, где принцесса имела обыкновение купаться. В своих надеждах она не ошиблась, и с тех пор мальчик рос и воспитывался в дворцовых покоях как приёмный сын фараона.

История Моисея, встающая перед нами со страниц Ветхого Завета, создаёт образ юноши, оставшегося верным своему народу, несмотря на все превратности постигшей его судьбы. Заступившись однажды за своего соплеменника, и, по несчастью, став причиной смерти его обидчика-египтянина, он был вынужден бежать в землю Медиамскую, где пас скот у местного священника, дочь которого взял себе в жёны.

Израильтяне поселились в Египте из-за голода

Библейская история исхода еврейского народа из Египта начинается с того, что пастушеский род Иакова-Израиля, спасаясь от голода, поразившего Ханаан, покидает эту землю и переселяется жить в плодородный Египет.

Беглецы поселились здесь в земле Гесем (ныне Тумилат) (Быт. 46:6). Сын Иакова Иосиф Прекрасный благодаря своим способностям стал советником фараона и породнился с представителями местно аристократии.

«Израиль в Египте». Картина Эдварда Пойнтера 1867 год. Для того чтобы уменьшить количество израильтян, проживающих в Египте новый фараон приказал посылать их на тяжёлые работы. Фото: ja-tora.com

Библия говорит о том, что израильтяне жили в Египте в течение 430 лет (Исх. 12:40). Кроме того, Священное Писание также повествует о том, что за это время численность еврейского народа в Египте весьма возросла (Исх. 12:40).

В результате израильтян стал в Египте больше самих египтян. После смерти старого фараона и восхождения на престол нового, не знавшего Иосифа, начались гонения на них.

Чтобы уменьшить израильтян в Египте, фараон приказал убивать их первенцев.

Дело в том, что новый правитель испугался возможности военного столкновения и отправил сынов израилевых на тяжелые работы, стараясь таким способом уменьшить их численность (Исх. 1:10-11).

Это было безрезультатно. Чтобы исправить сложившееся положение он приказал убивать всех младенцев, рождавшихся у израильтян (Исх. 1.15-22). В это период рождается пророк Моисей. Именно Моисей вывел евреев из Египта.

Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. Тыранов Алексей Васильевич, 1808-1859 годы. Для того, чтобы спасти младенца Моисея от убийства египтянами по приказу фараона, его мать Иохаведа в просмолённой корзине пустила его по водам Нила. Фото: ippo.ru

Для того чтобы спасти младенца от убийства, его мать Иохаведа положила трёхмесячного сына в просмолённую корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Дочь фараона пошла на реку купаться, увидела плывущую корзину и взяла его в свой дом.

Иохаведа позже поступила к ней на службу и стала кормилицей своего собственного сына. Моисей рос и воспитывался при дворе фараона, но однажды вышел к израильтянам и убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал его соплеменника.

Моисей

В результате Моисею пришлось бежать из Египта и поселиться в земле мадианитян.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector