Иоанн богослов

Детство и юность

Церковная литература утверждает, что свое происхождение род Апостола Иоанна ведет еще от царя Давида. У обрученного мужа Пресвятой Богородицы Девы Марии Иосифа Плотника была дочь Саломея, которая вышла замуж за Зеведея. У Саломеи и Зеведея родились двое сыновей: Иаков и Иоанн.

Юный апостол Иоанн

Евангелист Марк упоминает в писаниях, что Иоанн со старшим братом Иаковом и отцом рыбачили с лодки, когда прозвучал зов Христа. Братья оставили улов и отца и последовали за Господом. Лука в писаниях дополняет, что новоявленные апостолы присутствовали при чудесном лове рыбы и впечатленные, обратились к Спасителю. Юноши ни мгновения не сомневались в совершенном выборе: они оставили все, что имели, и последовали за Учителем.

За импульсивный характер, обостренное чувство справедливости и мастерское владение словом Христос прозвал Иоанна Богослова «Сыном грома». Ярко проявились эти черты при девятом, последнем хождении Господа по Галилее: Иисус хотел идти в Иерусалим, но перед этим направил вестников в село Самарянское.

Братья-апостолы Иаков и Иоанн

Однако жители поселения не приняли Спасителя. Тогда Иоанн и брат его Иаков спросили Христа, можно ли им призвать огонь с неба в наказание жителям Самарянского села, но Господь остановил разгорячившихся апостолов, ведь Иисус несет людям спасение, а не кару.

Апостол Иоанн вместе с братом Иаковом были особенно близки с Петром и считались наиболее приближенными к Господу.

Любовь к ближнему

Иоанн Богослов. Икона

Иоанн Богослов принял много испытаний, но его пример любви к ближнему потрясает. Когда-то у него был один из учеников, и он уклонился на грешный путь жизни. И апостол Иоанн долгое время его искал, и когда шайка разбойников указала, что идет какой-то старец, а предводитель шайки, а это и был нерадивый ученик апостола, увидел своего наставника, то начал убегать. Иоанн Богослов забыл о старости и немощах, бежал за ним и говорил: «Чадо, вернись! Все твои грехи я беру на себя, а Господь простит и помилует тебя». Тот пришел, упал в ноги и возблагодарил Бога за великую милость. Вот что значит отеческая любовь.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, описывая Божественную природу Иисуса Христа, подчеркивает, что и человеческое и Божественное соединено, но не слито. Бог-Творец и человек, через которого произошло искупление грехов всего человечества. Именно у этого апостола Евангелие начинается со слов «Бог есть Любовь!»

Как нужно прожить жизнь, чтобы оставить после себя добрую память

«И только человек, исполненный не плотской, не выгодной любви, а любви Божественной всегда будет говорить о Божественной любви. Поэтому этот апостол – апостол любви, а Бог есть Любовь! Любовью пронизаны все его писания. Он не только пишет о неизреченной любви Бога к человеку, он призывает учеников Христовых к взаимной любви и пониманию, он раскрывает нам целое учение о любви – как мы должны относиться друг к другу, служить друг другу, жертвовать во имя друга. Его отличала от остальных апостолов наблюдательность и восприимчивость к событиям, особая чуткость по отношению к другим, особенно заблудшим и погибающим. Ни одно событие из земной жизни Христа не осталось незамеченным, каждое нашло отражение в его мыслях. Ему принадлежит рассуждения, что грех – это не слабость, а зло и отрицательное начало, что есть противоположным добру; принадлежать можно Христу или дьяволу, другого состояния быть не может», – рассказал митрополит Павел.

Сколько раз Иоанну предлагали смертоносные яды, а он осенял себя крестным знамением – и яды не вредили. Он до сегодняшнего дня является громогласной трубой проповеди Христа Спасителя, которая приводит человека к вечной, блаженной жизни.

«Поэтому будем молить и просить святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, чтобы он нам дал возможность соприкоснуться с Господом по его молитвам и ходатайствам. Потому что много может молитва праведника. «Не вкусят смерти, как увидят Царство Божие пришедшее в силе». Вот как раз Иоанн Богослов увидел то Царство, о котором говорил Господь еще на земле. Потому что более блаженства как присутствие Христа в сердце уже не может быть здесь на земле. «Вкусите, и увидите, яко благ», – говорит царь и пророк Давид. Это блаженство испытали истинно верующие люди, которые пошли на смерть и на страдания. Мы знаем, что Господь слышит Иоанна Богослова, и мы обращаемся к нему с молитвами, чтобы он умалил Господа о даровании нам мира и благоденствия, самое главное. «Сердце чисто созижди во мне, Боже и дух прав обнови во утробе моей» и сделай меня наследником вечных блаженных дней в вечности Царства Небесного», – призвал Владыка Павел.

Иоанну Богослову также приписывают авторство 3-х посланий, Откровения и ряда апокрифических текстов

Иоанна Богослова можно назвать одним из самых плодовитых авторов Нового Завета, если не спорить с тем, что он автор всех текстов, которые озаглавлены его именем.

3 Послания. Считается, что они адресованы не конкретным христианским группировкам, а всему христианскому миру в целом.

5 книг
Нового Завета приписываются Иоанну Богослову

«Считается» — потому что два последних послания аллегорично называют своих адресатов: возлюбленные «госпожа» и «Гаий». Так что тут есть место для интерпретаций.

И всё же наиболее популярно мнение, что апостол обращался к широкому кругу верующих. По строю фраз и содержанию книг очевидно, что написал эти тексты тот же человек, что оставил нам Евангелие от Иоанна.

Автора интересуют всё те же темы, а особую роль он отводит понятию любви. Поэтому его ещё именуют «апостол любви».

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Последняя книга Нового завета. Церковное предание приписывает её тому же автору, но учёные-текстологи не согласны.

Они указывают на то, что рукопись принадлежит перу другого автора. Книга содержит множество сложных для понимания образов, из-за чего есть масса её толкований:

  • аллегорически-историческое. Автор писал в осуждающем тоне о исторических реалиях своего времени. Но скрыл это всё за аллегорическими образами;
  • пророчество событий, которые к нашему дню сбылись. Образы книги сопоставляют с правителями, войнами и важными для истории христианской Церкви событиями. При должном усердии исследователи находят в минувших временах всё, что предсказывал Иоанн;
  • аллегорическое пророчество событий, которые ещё сбудутся. Автор рассказывает о политических и религиозных событиях, которые уготованы нашему миру. Но он зашифровал всё в поэтические образы казней, чудовищ, антихристов и вавилонских блудниц, из-за чего есть богатая почва для спекуляций;
  • точное пророчество событий, которые ещё сбудутся. Есть мнение, что все чудовища и ужасы, которые предсказал автор Откровения, действительно сбудутся. Многоголовый зверь в самом деле выйдет из моря, ангелы будут трубить, антихрист придёт на землю и т.д.

«Воины Апокалипсиса» (В.Васнецов) — книга Откровение Иоанна Богослова полна подобных таинственных образов

Апокрифическая литература. С именем Иоанна Богослова связано ещё несколько текстов. Они либо приписаны ему, либо повествуют о его деяниях, либо адресованы ему:

  • Деяния Иоанна;
  • Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанные Прохором, учеником его;
  • Папирус Эджертона (Неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна);
  • Откровение Иоанна Богослова (апокрифическое);
  • Послание Дионисия Ареопагита к Иоанну Богослову.

Семь печатей и четыре всадника

Далее Иоанн видит таинственную книгу с семью печатями. Снять их дано только Агнцу, то есть Христу. «Иди и смотри!» — слышит апостол. Возникают грозные всадники на конях — белом, рыжем, вороном и бледном. «И вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными».

Но это не означает победы над злом. После снятия пятой печати христианам предстоят тяжкие испытания: их будут гнать и убивать. Снята шестая печать: «И солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь. И звёзды небесные пали на землю… И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих».

Эти образы вошли в культуру, но, став массовым достоянием, утратили глубину. Богословием интересуются немногие, а вот картина тотального крушения Вселенной завораживает. Хотя главный смысл библейского текста не в этом. Только люди, далёкие от религии, воспринимают Апокалипсис как безжалостный приговор человечеству.

— В Откровении много света и святости, — говорит доктор богословия Антон Небольсин. — Да, верующих ожидают скорби, но в своём терпении они уподобляются Иисусу Христу. Им не страшны испытания и даже гибель. Их ждёт великая награда.

Воззвание Иоанна

В один из обычных рабочих дней, когда Иоанн вместе со своим отцом и братом вымывал сети после лова рыб, к ним подошел Незнакомец и велел юношам следовать за Ним, обещая сделать их «ловцами человеков». Это означало, что они будут уловлять в сети веры человеческие души.

Если верить Евангелию, братья, не раздумывая, оставили своего отца, старые сети, и последовали за Ним. В евангелии от Иоанна в первой главе также сказано, что двое учеников Иоанна Крестителя пошли вслед за Христом, когда тот свидетельствовал, что это – Агнец Божий. Один из них был Андрей Первозванный, а второй, вероятно, и есть Иоанн Богослов. В тот день они пробыли у Него в доме весь вечер и слушали Его проповедь. Значит, есть вероятность, что, когда Он позвал их у озера, братья уже знали, Кто это такой, поэтому и пошли вслед за Ним без колебаний.

Как известно, брат Иоанна, Иаков стал апостолом и был убит. Иоанн же прожил намного дольше его. Обоих братьев Христос любил и называл их «сыновьями грома», возможно, именно благодаря их сильной вере.

Иоанн, вместе со своим братом и Петром, сопровождал Своего
Учителя во время многих важных событий:

  • Воскрешения Иаировой дочери;
  • Преображения Господа на Фаворе;
  • Молитвы в Гефсимании.

Во время Тайной Вечери Христос посадил Иоанна рядом с Собой, как любимого ученика. А, будучи при смерти, на кресте, Он завещал именно Иоанну заботиться о Своей Матери, что тот и сделал. Апостол увез Ее в Эфес и ухаживал за Ней до Ее смерти.

Народно-христианский праздник Иоанн Богослов отмечается 9 октября (26 сентября по старому стилю) каждого года. Церковь в этот день чтит память апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Зеведеева).

Другие названия праздника: Шептун покровный, Иван-путник, Богослов.

В народном календаре день святого апостола Иоанна отмечают дважды в году, называя Ивана майского — пшеничником, а Ивана осеннего — Богословом.
Иоанн Богослов почитается в народе как один из самых преданных и любимых учеников Спасителя. Он был свидетелем многих чудесных деяний Господа, присутствовал при его Преображении, аре­сте и допросах, неотступно следовал за ним по Крестному пути.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии — дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Христом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя.

Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем.

У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя». С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один.

На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

Предчувствуя скорую кончину, Иоанн попросил своих учеников приготовить ему могилу в виде креста. Легши в нее, он наказал им засыпать его землей. Плача и прощаясь с учителем, ученики выполнили последнюю волю апостола Иоанна.

Память

Еще при жизни Иоанна Богослова чтили в церкви. Так, на иконе «Иоанн Богослов в молчании» апостол изображен с Ангелом, передающим ему Слово Господа, а на пандативах православных соборов Святого изображают с орлом, который символизирует парение мысли апостола.

Икона «Иоанн Богослов в молчании»

Среди подвигов апостола Иоанна церковные предания рассказывают о воскрешении Иоанном юноши Домна и отца его Диоскорида. Кроме того, на празднике, посвященном языческой богине Артемиде, Иоанн обвинил собравшихся в поклонении идолам и призвал на их головы испепеляющую жару, отчего скончались 2 сотни человек. Верою и волею апостола умершие воскресли и приняли христианство.

Память апостола Иоанна Богослова почитают 8 мая и 30 июня ежегодно. Этот праздник носит имя Собор Двенадцати Апостолов. 26 сентября в Православии отмечается преставление Иоанна Богослова (у католиков 27 декабря). В день памяти Иоанна Богослова в храмах проходят богослужения, а также горит нетленным светом, освещая путь к небу, свеча в память об апостоле. На службе священнослужители вспоминают о жизни Иоанна Богослова и прославляют его подвиги.

Внебиблейские традиции

Гравюра с изображением апостола Иоанна, сделанная ок. конец 16 в. — начало 17 в.

Византийская иллюминация, изображающая Иоанна, диктующего своему ученику Прохору ( ок. 1100 г.)

Могила Святого Иоанна Апостола, Базилика Святого Иоанна , Сельчук , Турция

В Библии нет информации о продолжительности деятельности Иоанна в Иудее . Согласно традиции, Иоанн и другие Апостолы пробыли на этом первом поприще около 12 лет. Гонения на христиан при Ирод Агриппа I (р. 41-44 н.э.) привело к рассеянию Апостолов через Римской империи «s провинций .

Мессианская община существовала в Эфесе до первых трудов Павла (ср. «Братья»), помимо Прискиллы и Акилы . Первоначальная община находилась под руководством Аполлоса (1 Коринфянам 1:12). Они были учениками Иоанна Крестителя и были обращены Акилой и Прискиллой. По преданию, после Успения Марии Иоанн отправился в Эфес. Ириней пишет о «церкви в Эфесе, основанной Павлом, и Иоанн оставался с ними до времен Траяна ». Из Эфеса он написал три приписываемых ему послания. Иоанн был якобы изгнан римскими властями на греческий остров Патмос , где, согласно преданию, он написал Книгу Откровения . Согласно Тертуллиану (в «Предписании еретиков» ) Иоанн был изгнан (предположительно на Патмос) после того, как его погрузили в кипящее масло в Риме и ничего от этого не пострадали. Говорят, что все присутствующие в Колизее обратились в христианство, когда стали свидетелями этого чуда. Это событие должно было произойти в конце I века, во время правления императора Домициана , который был известен своими гонениями на христиан.

Когда Иоанн был в возрасте, он обучал Поликарпа, который позже стал епископом Смирны

Это было важно, потому что Поликарп смог донести весть Иоанна до будущих поколений. Поликарп учил Иринея , передавая ему истории об Иоанне

Точно так же Игнатий Антиохийский был учеником Иоанна и позже назначен святым Петром епископом Антиохии. В « Против ересей» Ириней рассказывает, как Поликарп рассказал историю

Традиционно считается, что Иоанн был самым младшим из апостолов и пережил их. Говорят, что он дожил до старости и умер в Эфесе где-то после 98 г. н.э., во время правления Траяна.

Альтернативный рассказ о смерти Иоанна, приписываемый более поздними христианскими писателями епископу Папия из Иераполя в начале второго века , утверждает, что он был убит евреями. Большинство ученых-иоганновцев сомневаются в надежности его приписывания Папию, но меньшинство, включая Б. В. Бэкона , Мартина Хенгеля и Генри Барклая Суэта , считают эти ссылки на Папия достоверными. Зан утверждает, что это ссылка на Иоанна Крестителя . Считается, что традиционная гробница Иоанна находится в бывшей базилике Святого Иоанна в Сельчуке , небольшом городке недалеко от Эфеса.

Иоанн также связан с псевдоэпиграфическим апокрифическим текстом Деяния Иоанна , который традиционно считается написанным самим Иоанном или его учеником Левкием Харином . Он был широко распространен во II веке н. Э., Но был признан еретическим на Втором Никейском соборе (787 г. н.э.). В монастырских библиотеках сохранились различные фрагменты на греческом и латинском языках. В нем содержатся сильные докетические темы, но в современной науке он не считается гностическим.

Каков был последний путь Иоанна

Единственный из апостолов, кто видел ужасные гонения, пережил их и умер своей смертью, написал Благую весть потомкам, оставив свидетельство об Истинной любви — Иоанн Богослов. С приходом на римский престол императора Нерва, сменившего злобного Домициана, все заключенные были освобождены.

Иоанн вернулся в Ефес, где жил в доме воскрешенном им Дорна, крестил людей, проповедовал Слово Божье, исцелял и воскрешал силою Крови Иисуса.

Иисус пророчески предсказал Петру мученическую смерть, при этом сделал ударение на том, что у каждого апостола своя судьба. Ученики подумали, что Спаситель обещает бессмертие Иоанну, но Господь сказал, что тот не умрет.

По историческим сведениям, апостол прожил сто лет, нет описания его погребения, но в преданиях говорится о том, что еще живой Иоанн был закопан живьем по его просьбе учениками. После открытия могилы через некоторое время все нашли ее пустой. Возможно, что, подобно Еноху и пророку Илии, любимый ученик был взят на Небо живым.

Важно! 8 октября, в день, когда был погребен святой, над местом его могилы слышен запах благовония, свидетельствующий о присутствии пророка среди живых. Православная Церковь отмечает 9 октября, как день почитания Иоанна Богослова

Молитвы

Тропарь апостола Иоанна Богослова
глас 2
Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ ускори избавити люди безответны,/ приемлет тя припадающа/ Иже падша на перси приемый./ Егоже моли, Богослове,/ и належащий облак языков разгнати,// прося нам мира и велия милости.

Кондак апостола Иоанна Богослова
глас 2
Величия твоя, девственниче, кто повесть?/ Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/ и молишися о душах наших,// яко Богослов и друг Христов.

Молитва святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
О великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайновидче неизреченных откровений, девственниче и возлюбленный наперсниче Христов Иоанне! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял есть, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима, егоже славу ты во откровении зрел еси, ныне же нескончаемыя радости наслаждаешися. О великий Иоанне! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Тропарь
глас 4
Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак апостолов
глас 2
Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.

Ин кондак славных и всехвальных 12-ти апостолов
глас 2
Петра, вернии, каменя веры, похвалим/ и Павла Богомудраго,/ созывают бо всех праздновати верою,/ соборне вкупе вся дванадесяте, яко проповедники вере,/ просяща грехов оставления.

Тропарь апостола и евангелиста Иоанна Богослова
глас 2
Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ ускори избавити люди безответны:/ приемлет тя припадающа/ Иже падша на перси Приемый,/ Егоже моли, Богослове,/ и належащую мглу языков разгнати,// прося нам мира и велия милости.

Кондак апостола и евангелиста Иоанна Богослова
глас 2
Величия твоя, девственниче, кто повесть?/ Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/ и молишися о душах наших,// яко Богослов и друг Христов.

Молитва апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
О великий и всехвальный апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, наперсниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елика согрешихом от юности нашея во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы; во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Популярное за 7 дней

На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33

Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38

Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45

«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39

Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17

Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14

Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21

Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52

22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21

Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39

Возвращение в Эфес и кончина

Апостол вернулся в Эфес, будучи уже старцем. Там он написал евангелие и послания, в которых, подобно Христу, призывал учеников к взаимной любви. За это его и прозвали «апостолом любви». В Эфесе апостол продолжал проповедовать, исцелял больных и воскрешал мертвых. Преставился он в довольно преклонном возрасте, оставаясь на то время единственным свидетелем земной жизни Христа.

Кончина святого окутана преданиями. Поскольку Христос сказал, что если Иоанн захочет, то этот ученик пребудет до тех пор, пока Он снова придет. Именно поэтому существует слух, что Иоанн не умер.

Перед своей кончиной Иоанн велел своим ученикам засыпать его живого землей. Они долго сопротивлялись, но поскольку Иоанн настаивал, то, обливаясь слезами, выполнили указание учителя. Спустя некоторое время другие ученики, узнав об этом, пришли и раскопали это место. Но каково же было их удивление, когда они не нашли тело Иоанна. Однако святой не просто исчез, на этом месте появилась легкая пыль, благодаря которой больные получали исцеления.

Дни памяти святого:

  • 9 октября;
  • 13 июля;
  • 21 мая (день появления целебной пыли).

До сих пор этот апостол остается любимым святым среди православных христиан. Ему молятся об исцелении, в скорбях и ссорах.

Протоиерей Андрей Ткачев об Иоанне Богослове

Икона Иоанна Богослова

Часто в православной иконографии апостол изображается кротким и величественным старцем, с чертами глубокой духовности и нежности, с печатью величественного спокойствия на челе и пронзительным взором, который внимает изречения своего Учителя.

Главной особенностью облика Иоанна на иконе является книга, которую он держит в руках и прижимает к сердцу. Именно через неё открывается его великое учение о Любви… к Богу, к миру, к человеку.

День Иоанна Богослова

День памяти святого Православная Церковь отмечает 8 мая (по старому стилю) или 21 мая (новый стиль). Это большое празднование сопровождается исполнением акафиста и вознесением молитв к Иоанну. Особенно часто к нему обращаются люди, которые находятся по его покровительством:

  • рыбаки;
  • писатели;
  • издатели;
  • книгопечатники.

Также считается, что искренняя молитва, обращённая к апостолу, спасает от любого физического недуга, в частности от сильного отравления, и от хвори душевной. Велика сила праведного в молитвах о семейном счастье, ибо основа его – Любовь.

Известен и тот факт, что каждый год в праздник Иоанна Богослова из гроба, где хранятся мощи святого, появляется благовонное миро и дарует всем молящимся исцеление от всяческих болезней и напастей.

Что такое любовь для православного человека?

Фото: Semyaivera.ru

Просматривая сериалы и слушая песни о любви, у многих сложились понятия о ней как о доступности, страсти, неразумной жертвенности, в результате которой могут страдать даже самые близкие люди или человек готов идти даже на преступления.

Христианская любовь — это не фанатичное стремление быть с близким человеком, не страдания из-за неудовлетворённой страсти, не умопомрачительная материнская любовь к ребёнку, мужчине или женщине, а нечто иное. В ней нет места ни слепому фанатизму, так как он нарушает заповедь «не сотвори себе кумира», ни готовности пойти на всё ради любимого человека. Христианская любовь – это доброта, чуткость, понимание, готовность помочь в любой момент, отсутствие навязчивости, давления, ревности и чувства собственности:

  • В христианской любви ни один человек не поставит кого-либо выше Бога в своей душе, не сделает его своим кумиром;
  • Христианин никогда не пойдёт на нарушение заповедей Христа ради любви, в том числе и на самоубийство, убийство, как бы тяжело бы ему не было;
  • Муки не христианской и человеческой любви не свойственны христианину, так как он любит не страстной, а человечной любовью, с которой Создатель вершил все свои творения;
  • Любовь христианина – не разрушение, а созидание. В ней не будет мук ревности, чувства собственности, приворотов, заговоров, любого насилия над личностью;
  • Христианская любовь предполагает чувство долга, обязанности перед ближним;
  • В ней самое главное – милосердие.

Именно такую жертвенность и любовь проповедовал Иоанн Богослов, просвещая христиан в Азии, Эфесе. По преданию, этот апостол не вкусил физической смерти и в день собственной кончины приказал вырыть себе крестообразную могилу, в которую его закопали живым. Спустя некоторое время её разрыли, но тела не обнаружили. По преданию на ней происходит чудо каждый год, 21 мая на могиле появляется нежное вещество с приятным запахом, обладающее целительной силой. Поэтому православные христиане празднуют День Иоанна Богослова также 21 мая (по новому стилю).

Трудности толкования

Откровение Иоанна Богослова во все времена вызывало неподдельный интерес не только среди христиан, но и “светских” людей. Эта книга пропитана таинственностью, символичностью, иносказательностью. Она сложна в понимании, трудно верно истолковать значение и смысл тех или иных символов. Поэтому не существует общепринятой интерпретации, которая могла бы упорядочить и разъяснить, какие именно исторические события будут происходить в последние времена.

В Православии имеет место лишь одно святоотеческое толкование Апокалипсиса. Это труд святителя Андрея Кесарийского, который датируется VI веком. В настоящее время активное богословское изучение Апокалипсиса возобновлено. Среди толкований книги Откровения можно выделить труд архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «И увидел я новое небо и новую землю», отражающую характерное для современной Церкви прочтение Апокалипсиса. Очень интересен текст протоиерея Сергия Булгакова “Откровение: опыт догматического толкования”. Можно порекомендовать также книги «Апокалипсис святого Иоанна Богослова: Опыт православного толкования» протоиерея Николая Орлова и «Свет Откровения: Размышления над Апокалипсисом» Николая Пестова. Интересны для изучения “Беседы на Апокалипсис” протоиерея Олега Стеняева.

История апостола и евангелиста Иоанна Заведеева

В Новом Завете мы находим немало сведений о том, что апостол сам подтверждает тот факт, что именно он был любимым учеником Учителя. Возможно. Иисус чувствовал открытое сердце юноши, в котором не было лукавства. Безусловно, для Спасителя дорог каждый христианин, у Господа нет любимчиков.


Апостол Иоанн Богослов

Братья Заведеевы с готовностью оставили все, дом, работу, семью и пошли за Иисусом, сделав свой духовный выбор раз и навсегда. Иоанн с первых мгновений понял, что перед Ним Тот, Которого ожидали все евреи, Мессия. Жизненно важная встреча вела к жизни со Всевышним, она научила будущего апостола постигать каждый урок, данный Иисусом.

Именно этот юноша сумел с первого мгновения рассмотреть в Спасителе носителя Любви.

Уроки любви

Бог есть Любовь, так впоследствии напишет апостол (1 Иоан. 4:8).

По своему человеческому разумению апостолы предложили Иисусу уничтожить селение, не принявшее учение Спасителя. Однако Учитель запретил им делать это, ибо Он пришел не губить, а спасать.

Иоанн очень ревностно относился к славе Мессии, поэтому поспешил к Учителю и сообщил, что некто творит чудеса изгнания бесов Его именем. Юноша сказал, что апостолы запретили тому творить дела Божьи, ведь он не был среди учеников Христа. Вместо похвалы, младший среди апостолов ученик услышал, что Иисус просит оставить человека в покое, ибо дела его не вредят Иисусовому учению.

Важно! Порой фарисейство в христианах вызывает в них высокомерие и превозношение перед теми людьми, которые едва познали милость Творца. 

Самый молодой ученик не оставил Иисуса на Голгофе, не сбежал, не испугался, его любовь оказалась выше страха. Он стоял около столба, поддерживая Матерь Божью. Видя посвящение Иоанна, Иисус именно дает наказ заботиться о Марии, при этом оставляя Ей сына, тем самым усыновляя Богородицей весь род людской.

Апокалипсис и евангелие святого Богослова

На острове Патмос было написано Евангелие и величайшее Послание на все времена — Апокалипсис. Из рассказа Прохора, который также был сослан на Патмос, Евангелие было дано Самим Господом. Святой узник приказал всем новопокаявшимся взять пост, пока он на горе будет писать Благую весть.

Иоанн Богослов на острове Патмос

На третий день пребывания евангелиста и Прохора на горе засверкали молнии, страшный гром сотрясал вершины, от страха оба узника острова Патмос пали на землю.

Богослов услышал голос, велевший ему записывать слова, которые и стали святым Посланием. После этого он был взят на небо, где и получил «Откровение» — книгу пророчеств, предостережений и наставлений для христиан всех поколений. После отплытия с острова там остались открытые святым церкви и верные последователи учения Христа.

Апокалипсис глава 7 читать на русском языке

  1. И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.
  2. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: 
  3. не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
  4. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.
  5. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч; 
  6. из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; 
  7. из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; 
  8. из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.
  9. После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.
  10. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!
  11. И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, 
  12. говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.
  13. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?
  14. Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
  15. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.
  16. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: 
  17. ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector