50 советов и изречений святителя феофана

Житие святителя Феофана, Затворника Вышенского

Будущий святитель родился в семье сельского священника Орловской губернии Василия Говорова, и при рождении был назван Георгием. Первые шаги в церкви святитель сделал еще в детстве: мудрые родители дали ему и начальное образование, и подготовку к священническому служению. В то время многие дети священников продолжали династию, священство было особым сословием. Маленький Георгий с детства прислуживал в алтаре и любил молитву.

В 1829 году Георгий окончил духовное училище в Ливне и поступил в Орловскую духовную семинарию: преподаватели ценили его за рвение к знаниям. Как лучший воспитанник семинарии за счет государства он был отправлен Киевскую духовную академию, находящуюся по сей день на территории Киево-Печерской лавры. Здесь святитель получил и знания, и духовный рост: он много времени проводил в молитве у мощей Киево-Печорских святых, в пещерах.

Здесь к концу курса обучения года он принял монашество – пройдя ряд трудов, положенных послушнику, над ним был совершен постриг в рясофорного инока с наречением имени Феофан. Известно, что на постриг святого собрались многие: он был уже известен и любим многими людьми, учителями и учениками.

Рясофорный постриг – это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время святитель, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако святитель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни и принял затем постриг мантийный. Мантия – «малый ангельский образ», малая схима. Святитель дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания – то есть отсутствия своего имущества. Через несколько месяцев святитель был посвящен в иеродиакона (священнослужителя, который прислуживает за богослужениями священнику, но не может совершать Таинства Церкви), а затем в иеромонаха – священника, носящего монашеский сан.

Будущий святитель остался преподавать: на протяжении нескольких десятилетий отец Феофан был ректором и инспектором ряда духовных учебных заведений: Киевско-Софийского училища, Новгородской и Олонецкой семинарий, наконец, Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Как преподаватель СПбДАиС святитель в 1847 году вошел в состав созданной Церковью Духовной Миссии в Иерусалиме – своеобразного церковного посольства. Здесь святитель налаживал контакты между Православными Церквями, а также занимался научной деятельностью: изучал языки, общался с представителями различных конфессий, рукописями Святых Отцов. В 1855 году святитель был награжден саном архимандрита и должностью настоятеля храма при дипломатическом посольстве России в Константинополе.

По возвращении в Россию святитель Феофан некоторое время был ректором Санкт-Петербургской ДУховной Академии, а затем был хиротонисан в архиереи. С 1859 по 1866 он занимал кафедру Тамбовскую и Шацкую, затем Владимирскую.

В обеих епархиях он был инициатором ряда просветительских миссий:

  • Организовал издания региональных газет «Православные ведомости»,

Совершал открытия епархиальных училищ для юношей и даже девушек, что в те времена было редкостью,

Совершал посещения даже самых отдаленных приходов.

Здесь он заботился о нравственном состоянии священников, монахов и мирян, боролся с остатками языческих обычаев, пьянством, хулиганством. Современники свидетельствовали, что везде, где святитель ни появлялся, он своим спокойным нравом, заботой о людях мог поднимал нравственность, заботился о молитве и богобоязненности в городе ли, в храме, в учебном ли заведении. Известно, что святитель способствовал и просвещению людей, и сам жил более чем скромно, а многие пожертвования отдавал нищим, ходил по бедным семьям и тайно, чтобы подавать милостыню.

Немногие архиереи постоянно объезжают свои епархии, предпочитая вызывать священников в кафедральный город. Однако святитель Феофан лично, заботясь приходах, объезжал даже самые отдаленные церкви и деревни. Он посещал и богатых, и бедных людей, узнавал об их жизни и подавал архипастырские наставления: благодаря своей праведной жизни в трудах и молитвах владыка Феофан обрел от Бога дар прозорливости и чудотворений.

Всю жизнь он стремился к уединенной молитве и отшельничеству – возможно, это чувство появилось в нем после молитвенной практики в Киево-Печерской лавре. Потому в 1866 году святитель подал прошение об освобождении от управления епархией и выходе на покой. Конечно, многих это удивило. Святителя назначили настоятелем Вышенской обители в Рязани, а затем он попросил об увольнении и с этой должности, чтобы предаться молитве и трудам.

Труды

  • Краткое учение о Богопочитании, 1845
  • Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения, 1847
  • Письма о христианской жизни, 1858-1860
  • Слова С. Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана, 1859
  • Сборник слов «Внутренняя жизнь», 1860
  • Сборник Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской, 1860
  • Слова во святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели, 1864
  • Сборник проповедей «Небесный покров над нами», 1865
  • Сборник слов Феофана Затворника посвященных Богоугодной жизни вообще, 1859-1866
  • Сборник слов на разные случаи, 1866
  • Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам, 1866
  • Душа и ангел – не тело, а дух. Полемическое исследование, 1867
  • Сборник проповедей «Слова о покаянии, причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни», изд. в 1868
  • Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от погрешений против него, 1859-1869
  • Путь ко спасению. Краткий очерк об аскетике. Начертание христианского нравоучения,1868-1869
  • Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, 1870
  • Мысли на каждый день года. По церковным чтениям из Слова Божия, 1871
  • Письма о духовной жизни, изд. в 1872
  • Истолкование Псалма Давида 118-го, 1874
  • Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться, 1878
  • Начертание христианского нравоучения, изд. в 1880
  • Сборник «Святые Отцы о молитве и трезвении» (Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу), изд. в 1881
  • Толкования Посланий апостола Павла, 1873 — 1882
  • Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни, изд. в 1883
  • Толкование на книгу св. Ермы, 1884
  • Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами св. Евангелистов в указанием оснований, почему именно такой, а не другой избран порядок последования евангельских событий одних за другими, изд. в 1885
  • Два слова о святом таинстве крещения, изд. в 1886
  • Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни, изд. в 1892
  • Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике (Лк. 16, 1–13) и обетования тем, кои все оставляют ради Царствия Христова (Мк. 10, 29–30), изд. в 1893
  • Наставление о преуспеянии в христианской жизни, изд. в 1896

Переводы:

  • Добротолюбие, изд. в 1877
  • Слова преподобного Симеона Нового Богослова: вып. 1–2, изд. в 1882
  • Прп.Никодим Святогорец. Невидимая брань, изд. в 1886
  • Прп.Симеон Новый Богослов. Слово 68. О трех образах внимания и молитвы, изд. в 1893
  • Каллист Патриарх и сподвижник его Игнатий, Ксанфопулы, изд. в 1900

В чем помогает святитель Феофан

В молитвах к святителю люди просят об избавлении от любых бед и несчастий, а также при трудностях в учебе, работе, научной деятельности.

В непростые моменты жизни мы понимаем: наша судьба во многом зависит от воли Божией, Господь являет ее в обстоятельствах и случайностях. Часто мы сами уже не можем повлиять а свою жизнь – например, не можем сами избавиться от порочных привычек, не можем сами найти хорошую работу – и это самое время, чтобы попросить помощи у Господа и Его святых.

Святитель Феофан Вышенский заботился о целых городах и учебных заведениях при жизни, успевал узнать нужды каждого, исправить и изменить к лучшему людей. Вот почему и после смерти он почитается как добрый заступник, целитель и помощник – и есть многие свидетельства о помощи святителя по молитвам к нему.

Святитель Феофан, по свидетельствам молящихся ему и по записям чудес от его святых мощей, имеет особую благодать помощи

  • в исцелении недугов взрослых и детей,

в учебе,

при трудностях в работе,

ученым – в научной деятельности, создании диссертаций, монографий,

в изменении характеров человеческих,

в осознании своих грехов, покаянии,

избавлении от греховных страстей и вредных привычек,

при зависимости от алкоголя, курения, наркотиков,

в бедности, материальных трудностях,

в выздоровлении душевнобольных, бесноватых,

в скорейшем исцелении детей,

при воздействиях колдунов.

Чтобы исцелиться и духовно, и физически, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин. Эти молитвы можно найти в любом молитвослове. Обычно они занимают 10-15 минут. Ежедневно к своему молитвенному правилу можно добавлять молитву святителю Феофану Затворнику.

  • Можно посетить любой православный храм – возможно, там будет икона святителя – или приобрести икону для домашней молитвы.

Молясь дома или в храме, зажигайте перед ней тонкую церковную свечу.

После молитвы можно прикладываться к иконе: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображенного на иконе святого, перекреститесь еще раз.

Читайте молитву со вниманием, не как заговор, а как обращение к святому. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи

Молитву святителю Феофану Затворнику можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О святитель и отец наш Феофан, архиерей славный и затворник дивный, Божий избранник и Тайн Христовых служитель, умудренный Богом учитель и апостольских слов праведный исследователь, переводчик слов отец Церкви в Добротолюбии, христианского благочестия проповедник прекрасный, жизни духовной наставник искусный, подвигов монашеских усердный исполнитель и обо всех людях ходатай благодатный! Сейчас к тебе, на Небесах Богу предстоящему и о нас молящемуся, молимся и просим: проси у Щедрого Господа, да подаст Церкви Российской и стране нашей всей мир и благосостояние, святителям и архиереям Христовым — хранение в истине Божественной, пастве добрую помощь, лжеучителей и еретиков вразумление и посрамление; совершающим подвиги духовные и молитвенные – смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; всем преподавателям и учителям – мудрость и познание Божие, учащимся — старание и Господню помощь; всем же людям православным — помощь на пути ко спасению, чтобы вместе с тобой прославляли все мы Силу, Премудрость и Благодать Господа нашего Иисуса Христа вместе с Отцом Его Бесконечным и Безначальным, со Святым и Животворящим Духом Его вечно. Аминь.

Молитвами святителя Феофана да хранит вас Господь!

Личная жизнь

Частная жизнь отца Феофана оказалась столь же богоугодной, сколь и деятельность на благо Русской церкви. Ориентация на принципы аскетичности во всем предполагала довольствование малым. Кроме научной и литературной работ, монах занимался ручным трудом.

Феофан Затворник

Досуг он коротал за столярным или токарным станками, изготавливая деревянные поделки. В погожие дни гулял на свежем воздухе. Природа восхищала священнослужителя. В ней он видел венец творения. В распоряжении отца Феофана был телескоп, в который богослов наблюдал за небесными светилами. Феофан Затворник также писал иконы и самостоятельно шил для себя одежду.

Высокие посты и сан не влияли на отношение отца Феофана к окружающим. Он был демократичен и не допускал в изречениях и высказываниях лишнего. Мужчина держался достойно, но не высокомерно. Подчиненные доверяли монаху и уважали за деликатность, благородство и мудрость.

Период обучения

Продолжил обучение Георгий в Ливенском духовном училище. Учеба давалась ему легко, поэтому он благополучно окончил заведение через шесть лет и был принят в Орловскую духовную семинарию.

Все годы учебы молодой человек оставался на хорошем счету у преподавательского состава. Особый интерес у него вызывали философия и психология. Курс по философии он даже изъявил желание пройти еще раз. Окончив семинарию, Георгий втайне мечтал попасть в Киевскую духовную академию, но не надеялся, что ему это удастся. Поэтому начал уже присматривать какой-то приход. И каково же было его удивление, когда по ходатайству епископа Орловского Никодима, Георгия отправили в числе еще нескольких студентов учиться за казенный счет в ту самую академию.

Как и в предыдущие годы, студент с большим усердием и прилежанием постигал преподаваемые в академии науки. Преподавательский коллектив состоял сплошь из высокодуховных и очень образованных людей. Атмосфера в академии царила соответствующая. Это очень благотворно влияло на становление личности будущего святителя.

Как раз на этом этапе проявился писательский талант Георгия. Он часто искал уединения в Киево-Печерской лавре для молитвы. Воспоминания о святом месте на всю оставшуюся жизнь запечатлелись в памяти Георгия, исполненные теплоты. Он говорил, что, попадая в лавру, попадаешь в другой мир.

Тогда же молодой человек всерьез задумался о посвящении себя монашескому подвигу.

Служение в Тамбовской епархии

Епископская хиротония над архимандритом Феофаном была совершена 1 июня 1855 года, и уже в начале июля преосвященный Феофан, епископ Тамбовский и Шацкий принял управление епархией. Его служение в этой местности, исполненное многих трудов и забот, длилось 4 года. Святитель проявил себя необычайной кротостью, деликатностью и внимательным отношением к потребностям паствы, чем заслужил ее горячую любовь.

Владыка большое внимание уделял проповедованию Евангелия, его проповеди шли от сердца,  пробуждали религиозные чувства у слушающих.

Святитель заботился о вверенном ему священстве, побуждал его повышать уровень образованности. 

Преосвященный навещал семинарии и духовные училища, следил за их благоустройством. Трудами Владыки было открыто училище для девушек из духовного сословия. Для простого народа были открыты церковно-приходские школы, а в больших селах и городах — частные и воскресные школы.

Много забот и внимания Владыка обращал на благоустройство монастырей, в том числе Дивеевский женский. В одну из поездок святитель посетил монастырь в Выше, который понравился ему строгостью устава и красивой местностью.


Тамбовская епархия

В частной жизни Владыка Феофан был очень прост. Он много молился, занимался наукой, писал. Редко имел свободное время, посвящал его физическому труду, любил столярничать и точить по дереву. Любил Феофан Затворник природу, увлекался астрономией. 

Святитель боялся оскорбить человека недоверием, никого не ругал, и всем начальствующим советовал любовь заслуживать любовью, бояться стать страшилищем в глазах других людей. Если необходимо применить строгость, то избегать укоризны и обличительных слов.

Преосвященный Феофан содействовал открытию мощей святителя Тихона Задонского, что и совершилось к радости Владыки в 1861 году. 

В 1863 году Феофан Затворник был переведен на Владимирскую кафедру.

Вышенский затворник

В 1866 году Владыка вышел на покой. Вначале его назначили настоятелем монастыря, но святитель настоял на полном покое. Жил он в деревянном флигеле, построенном специально для него. 6 лет Феофан Затворник посещал братские службы, по воскресеньям и праздникам служил литургию соборно. Святитель был счастлив, о чем писал в письмах знакомым, о Вышенской пустыни же говорил: “Вышу можно променять только на Царство Небесное”.


Вышенский монастырь

Чтобы не отвлекаться от главной цели пребывания в Выше, святитель стал подумывать о затворе. Вначале преосвященный Феофан провел уединенно Великий пост, затем решил уединиться на год, чтобы испытать себя. Все прошло удачно, и Владыка принял решение об окончательном затворе. Впрочем, из смирения  он называл затвор запором, говоря, что просто закрылся от всех, а жизнь ведет самую обыкновенную, — ест, пьет, спит, общается с келейником. Однако за этими словами скрывался немыслимый подвиг и громаднейший труд, который сложно представить. 

Главное дело затворника была — молитва. У него была устроена домовая церковь, в которой он служил по воскресеньям и праздникам, а последнее десятилетие ежедневно.  

Очень много Феофан Затворник читал, не ограничиваясь духовной литературой. Это были исторические, научно-естественные, философские труды, книги по медицине, русские и зарубежные классики.

Занимался Владыка Феофан переводами, он был владельцем древних рукописей святых отцов-аскетов Востока. Феофан Затворник перевел Добротолюбие с греческого языка. 

Каждый день святитель Феофан отвечал на письма, писал по 20-40 писем в день. 

Кроме литературной и научной деятельности, Феофан Затворник занимался иконописью, музыкой и астрономией, продолжал столярничать, выращивал растения, шил себе одежду. 

Затвор святителя Феофана начался в 1873 году, и окончился смертью преосвященного 6 января 1894 года. 

Феофан Затворник оставил множество литературных трудов, объединенных мыслью о спасении души. 

Житие святого

Местом рождения будущего святого стала небольшая деревня Чернавка, что в Орловской губернии. Мальчик появился на свет 10 января 1815 года. Назвали его Георгием. Родители ребенка были очень благочестивыми и верующими людьми. Отец, Василий Тимофеевич Говоров, являлся священником в приходской церкви той же деревни. Мать, Татьяна Ивановна, выросла тоже в священнической семье, где воспитывалась в строгости и любви к православной вере. Она была человеком с чутким добрым сердцем и кротким характером.

С раннего детства мать и отец приобщали сына к церковной жизни. Василий Тимофеевич часто брал его с собой во Владимирскую церковь, где Георгий с удовольствием участвовал в процессе богослужения, оказывая помощь в алтаре или на клиросе. В семье еще было три сына и три дочери.


Святитель Феофан Затворник

Начальное обучение сыну родители дали дома. Глава семьи следил за ходом обучения и проверял домашние задания, а Татьяна Ивановна обучала основам грамоты. С малых лет Георгий проявлял неординарные умственные способности и отличался тягой к новым знаниям. Это замечали все в близком окружении. При этом характер у него был кроткий, сердце доброе и чувствительное.

ФЕОФА́Н ЗАТВО́РНИК

Феофан Затворник. Фото 2-й пол. 19 в.

ФЕОФА́Н ЗАТВО́РНИК (Го­во­ров Ге­ор­гий Ва­силь­е­вич) , епи­скоп, бо­го­слов, свя­ти­тель. Ро­дил­ся в се­мье сель­ско­го свя­щен­ни­ка. Окон­чил ду­хов­ное уч-ще в г. Лив­ны Ор­лов­ской губ., Ор­лов­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию. 15(27).2.1841 в Кие­ве по­стри­жен в мо­на­хи с име­нем Фео­фан, 6(18) апр. ру­ко­по­ло­жен в диа­ко­ны, 1(13) ию­ля во ие­реи. В том же го­ду окон­чил Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию и на­зна­чен рек­то­ром Кие­во-Со­фий­ско­го ду­хов­но­го уч-ща. С кон. 1842 пре­по­да­вал в Нов­го­род­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, с 1844 в С.-Пе­терб. ду­хов­ной се­ми­на­рии. С 1847 слу­жил в Рус­ской ду­хов­ной мис­сии в Ие­ру­са­ли­ме. В 1854 вер­нул­ся в Рос­сию и стал пре­по­да­ва­те­лем Санкт-Пе­тер­бург­ской ду­хов­ной ака­де­мии (СПбДА). В 1855 воз­ве­дён в сан ар­хи­ман­д­ри­та и в сен­тяб­ре то­го же го­да на­зна­чен рек­тором Оло­нец­кой ду­хов­ной се­ми­на­рии. В 1856 по­став­лен на­стоя­те­лем хра­ма при рус. по­соль­ст­ве в Стам­бу­ле, в 1857 – рек­то­ром СПбДА. 1(13).6.1859 ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­па Там­бов­ско­го и Шац­ко­го. В ию­ле 1863 пе­ре­ве­дён на Вла­ди­мир­скую и Суз­даль­скую ка­фед­ру. На­гра­ж­дён ря­дом ор­де­нов Рус. церк­ви.

По собств. же­ла­нию ушёл с ка­фед­ры, на­зна­чен на­стоя­те­лем Вы­шен­ско­го мон. (с. Вы­ша Там­бов­ской губ., ны­не Ря­зан­ской обл.) 17(29).6.1866, в сен­тяб­ре то­го же го­да ос­во­бо­ж­дён от управ­ле­ния оби­те­лью. С 1872 пре­бы­вал в за­тво­ре, не вы­хо­дил из ке­льи и не при­ни­мал по­се­ти­те­лей. Был по­хо­ро­нен в Ка­зан­ском со­бо­ре Вы­шен­ско­го мон., в 20 в. его мо­щи неск. раз пе­ре­но­си­ли в раз­ные хра­мы, в 2002 воз­вра­ще­ны в Ка­зан­ский со­бор оби­те­ли. В 1988 ка­но­ни­зи­ро­ван РПЦ, дни па­мя­ти – 6(19) и 10(23) янв., 16(29) ию­ня. До ухо­да в за­твор Ф. З. сла­вил­ся про­по­ве­дя­ми на разл. те­мы («Сло­ва ар­хи­ман­д­ри­та Фео­фа­на», 1859) и лек­ция­ми («Путь ко спа­се­нию», вып. 1–3, 1868–69). В зат­во­ре пе­ре­во­дил про­из­ве­де­ния свя­тых от­цов, из­дал пе­ре­вод на рус. яз. «Доб­ро­то­лю­бия» с до­пол­не­ния­ми (т. 1–5, 1877–90), тво­ре­ний прп. Си­ме­о­на Но­во­го Бо­го­сло­ва («Сло­ва пре­по­доб­но­го Си­ме­о­на Но­во­го Бо­го­сло­ва», вып. 1–2, 1879–82), тол­ко­ва­ния по­сла­ний ап. Пав­ла (Жизнь и тру­ды св. ап. Пав­ла: По­сле­до­ва­тель­ный ком­мен­та­рий апо­столь­ских по­сла­ний, со­став­лен­ный по тру­дам еп. Фео­фа­на За­твор­ни­ка / Сост. свящ. Н. Ру­дин­ский. СПб., 1911–1912. Т. 1–2) и вёл об­шир­ную пе­ре­пис­ку с разл. ли­ца­ми («Пись­ма о хри­сти­ан­ской жиз­ни», вып. 1–4, 1858–60; «Со­б­ра­ние пи­сем», вып. 1–8, 1898–1901). В со­чи­не­ни­ях, близ­ких к тво­ре­ни­ям прп. Паи­сия Ве­лич­ков­ско­го, Ф. З. объ­яс­нял зна­че­ние сер­деч­ной мо­лит­вы, при­зы­вал вес­ти жизнь со­глас­но ос­но­вам свя­то­оте­че­ской ас­ке­ти­ки. Его про­из­ве­де­ния, в осо­бен­но­сти пись­ма, по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние.

Посвящение в архимандриты

С началом военного конфликта миссию отозвали, и все священнослужители, входившие в ее состав, вынуждены были вернуться на родину. Путь пролегал через страны Европы. И здесь Феофан не упустил возможности почерпнуть для себя что-то новое. Природная жажда новых знаний не иссякла в нем до самых последних дней жизни.

  • В Италии святитель ознакомился с произведениями искусства великих мастеров, посетил многие музеи.
  • В Германии его заинтересовала манера преподавательского процесса основных дисциплин в учебных заведениях, в частности, богословия.


Икона святителя Феофана Затворника

Возвращение в Россию для отца Феофана ознаменовалось посвящением в сан архимандрита и направлением в Санкт-Петербургскую академию для преподавания канонического права. Затем архимандрит назначается ректором Олонецкой духовной семинарии. Здесь он взял на себя обязательства по руководству строительными работами, которые проводились в рамках кампании по обустройству заведения.

В 1856 году святителю поступило предложение возглавить Православную посольскую церковь в Константинополе, переживающую не самые лучшие времена. Дело в том, что между греками и болгарами разгорелся конфликт из-за желания последних вести службы в храмах на родном языке и назначать в священнослужители представителей из болгарского народа. Однако Константинопольский патриархат не хотел идти на уступки. Отец Феофан, искренне желавший помочь болгарам в их проблеме, снискал большую любовь и уважение со стороны этого этноса. Но, благодаря своим дипломатическим качествам, он продолжал находиться в хороших отношениях и с греками, и с членами посольства, в котором пребывал с миссией.

В дальнейшем святителем был составлен подробный отчет касательно сложившейся ситуации, который имел важное значение для болгар, когда их вопрос рассматривался Священным синодом Русской православной церкви. В 1857 году Феофана вызвали в Петербург с целью назначения его ректором духовной академии

К тому времени святитель уже приобрел известность в широких кругах и снискал большое уважение за свои аскетический взгляды и образованность

В 1857 году Феофана вызвали в Петербург с целью назначения его ректором духовной академии. К тому времени святитель уже приобрел известность в широких кругах и снискал большое уважение за свои аскетический взгляды и образованность.

А через два года состоялось посвящение архимандрита в сан епископа Тамбовского и Шацкого.

История жизни преподобного

Святитель Феофан  родился в первой декаде января 1815 года в Орловской губернии. В мирской жизни его родители называли Георгием. Отец мальчика был священником и правил в местной церкви.  Мать также происходила из  семьи священнослужителей. Первое свое образование он получил в родительском доме. Они наставляли мальца на добрую жизнь, с верой в сердце. Георгий объединил в своем характере лучшие черты родителей:

  • любовь к окружающим;
  • доброту;
  • глубокую веру;
  • разум и скромность.

Еще в юном возрасте святитель поступил в духовное училище, после окончания которого пошел учиться в академию.  После успешного окончания учебного процесса, преподобный служил священнослужителем в Орловской губернии. Среди всех священнослужителей он был самым глубоко верующим и благочестивым.

Однажды Георгий обратился к духовенству с просьбой дать разрешения на постриг в монашество. Духовенство дало положительный ответ и  посл праздника Покрова Богоматери, он посвятил себя монашеской жизни. В постриге он был с именем Феофан. Чин посвящения происходил в Святодуховской церкви ректором духовной академии Иеремией.

Всю свою жизнь преподобный посвятил вере и служению Господу. Вместе с тем он всегда был обеспокоен образованием. Преподобный старался всем желающим получить образование.

Творения епископа

Он помогал всем людям,  которые в этом нуждались. Более того как уже упоминалось выше святитель был мудрым и умным человеком. Он выпустил советов под названием «Творения святителя Феофана Затворника». В ней он философски описывает все советы и пророчества народу своему.

В один из моментов жизни Феофан подал прошения на увольнения, чтобы отдохнуть.  Но это не был запланированый отдых и покой.  Для него это стало новым этапом в жизни служения.  Он занялся письменными трудами, оформленными письменным видом.  В них давались ответы на многие вопросы людей. Можно сказать что его письма наставляли местное население на праведный путь.

Умер святой в праздник Крещения. Все кто его знал в смерти на праздник разглядели определенный знак. В православии говорится о том,что при погребении на лице преподобного была видна улыбка. Похоронен Феофан в Казансокм соборе.

Статьи на Православие.Ru

Евангелие, прочитанное жизнью, ставит нас перед Христом, подвигает нас ближе ко спасению.

Основные этапы «Пути ко спасению». Богообщение как цель христианской жизни. Понятие о молитве у святителя Феофана Затворника.

12/25 марта Церковь чтит память преподобного Феофана Сигрианского, летописца и исповедника, небесного покровителя святителя Феофана, Затворника Вышенского.

Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе.

В терпении этом есть доверие Промыслу Божию. Тогда, когда мы доверяем Богу, тогда-то мы и принимаем с благодарностью все суды, тогда мы не ропщем и не бунтуем. (MP3 файл. Продолжительность 6:11 мин. Размер 4.5 Mb)

10 / 23 января 2015 г. Пятница 33-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 1:05:03 мин. Размер 46.9 Mb)

9 / 22 января 2015 г. Четверг 33-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:11:43 мин. Размер 94.9 Mb)

В середине лета я наконец собрался в паломничество к месту упокоения святителя Феофана, куда влекло меня уже не первый год…

«Надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни…»

16 / 29 июня 2014 г. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Память святителя Феофана Затворника, Вышенского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:16:06 мин. Размер 54.8 Mb)

15 / 28 июня 2014 г. Суббота 3-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:20:00 мин. Размер 100.9 Mb)

Вечерня уже закончилась, прихожане разошлись, ушел из храма и отец Василий. А мальчик задержался на колокольне: нравилось ему забираться сюда по крутым лесенкам, чинно звонить в колокол.

Наши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика.

В наш буйный век духовного растленья / Воочию он миру показал, / Что в людях не погибли высшие стремленья, / И не померк в их сердце идеал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector