Егэ. история. архитектура. 10 вопросов

Украшение храма

Так как семья хозяина усадьбы была наиболее приближенной к царскому дому, прославление династии царя Петра I не могло не отразиться как на внешнем, так и на внутреннем убранстве самой церкви. Самым ярким тому подтверждением являются кресты, расположенные с восточной и западной стороны храма. Их венчают двуглавые орлы – символ государственности, а небольшой балкон с западной стороны носит название царской ложи.

Все это стало возможным благодаря тому, что Нарышкины лично участвовали в украшении нового каменного храма. Кроме того, и царь Петр I также приложил к этому свою руку. Своим приказом он выделил из казны на украшение церкви 4 сотни червонцев золотом. Как гласит легенда, сам царь иногда приезжал в Фили, но никогда не занимал отведенную для него ложу, а находился на клиросе, где пели певчие.

В 1705 году церковь Покрова Богородицы в Филях была украшена прекрасными трофейными витражами с цветными стеклами. Их привез сам Нарышкин из Нарвы, покоренной Петром I. На них были нанесены изображения растительных орнаментов, сцен из библейской жизни, а также вычурных рыцарских гербов.

Легенда

Но самым главным строительством, которым занялся Нарышкин, была церковь в Филях. Легенда говорит о том, что ее история строительства тесно связана с событиями, произошедшими во время Стрелецкого бунта в 1682 году. Тогда стрельцами были убиты старшие братья Нарышкина – Афанасий и Иван. Младшему же, Льву Кирилловичу, чудом удалось спастись. Тогда он и поклялся, что если выживет, обязательно воздвигнет храм в честь Пресвятой Богородицы и в память о своих погибших братьях.

Прошло 7 лет с момента его спасения. Получив новые земли, он не забыл о своем обещании. Нарышкин заложил новую каменную церковь Покрова Богородицы.

Софрино: Варвара Ягужинская отпустила своих крестьян на волю

Тем, кого заинтересуют жемчужины «нарышкинского» барокко, стоит посетить и подмосковное село Софрино, лежащее на старой дороге из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. Когда-то это село на берегу реки Талицы называлось Супоневым, потом — Сафариным, по имени купца, ставшего его владельцем в XVI в. Затем село отошло в государственную казну, а в 1680-х было пожаловано царскому тестю Ф. П. Салтыкову – его дочь Прасковья стала женой соправителя Петра, молодого царя Ивана Алексеевича. Салтыков затеял бурное строительство – разбил сад, устроил парк с прудом, основал ткацкую фабрику, возвел двухэтажные палаты и, рядом с ними – домовую церковь, ярусный , по образу эффектных строений Нарышкиных, посвятив его Смоленской иконе Богоматери.

Софрино. Храм Иконы Божией Матери Смоленская с пристроенными трапезной и колокольней

Сейчас храмовая композиция предстает перед нами «кораблем» – но трапезная и колокольня были пристроены уже в следующем столетии, с использованием материала от разобранной галереи-гульбища. В отличие от построек Бухвостова, здесь на четверик поставлены четыре восьмерика, причем два нижних имеют окна, освещающие интерьер. В третьем расположена звонница, на четвертом установлена чешуйчатая глава. Гребнеобразные парапеты восьмериков украшают шары (в 1-м и 3-м ярусах) и башенки-пинакли – во втором. Небольшая коронка на кресте напоминает о внимании к храму венценосных особ – царский поезд не раз останавливался здесь по пути в Лавру.

Софрино. Смоленский храм. Гребни второго восьмерика больше напоминают облака и увенчаны пинаклями. Треугольные парапеты первого и третьего восьмериков завершаются каменными шарами

Село вновь сменило хозяев: дочь Николая Салтыкова Варвара стала второй женой сына сподвижника Петра Великого Сергея Павловича Ягужинского. Отпрыск птенца гнезда Петрова дослужился до генерал-поручика, но состояние свое почти полностью промотал. Варвара Николаевна надолго пережила мужа, скончавшись в 1843 г. в возрасте 94 лет. Известно о ней то, что она отказала в беседе Пушкину, искавшему подробные сведения о петровской эпохе и сожгла архив Павла Ягужинского – на всякий случай, памятуя о том, как свекровь ее, известная нам по фильму «Гардемарины, вперед», была за политические интриги отправлена в Сибирь с вырезанным языком.

Смоленский храм. Просматриваются различия в каменном убранстве ярусов, а уровень входа напоминает о существовавшей ранее галерее

Но главное, чем запомнилась Варвара Ягужинская простым людям, так это тем, что почти за 30 лет до отмены крепостного права отпустила всех своих крестьян на волю и – с землей и угодьями! В память об этом благородном поступке на восточной стене Смоленского храма установлена мемориальная доска, сохранившаяся до наших дней.

Софрино. Мемориальная доска в память Варвары Ягужинской

В начале ХХ в. на средства купчихи В. А. Егоровой с южной стороны к храму пристроили Никольский придел. В 1938 г. храм закрыли; церковное имущество удалось сберечь в музее «Коломенское». Сохранить сам храм помогла реконструкция, проведенная в 1970-х. Сейчас он действует, хотя и не всегда открыт.

Как доехать до церкви Покрова в Филях

К храму можно добраться машиной или любым общественным транспортом. Собор Покрова Пресвятой Девы Марии находится по адресу: Москва, ул. Новозаводская, 6.

Лучше всего к приходу доехать на метро – так вы избежите пробок и не заблудитесь. Нужно выйти на станции «Фили», а оттуда метров пятьсот пройти пешком.

Архитектурный памятник, коим является Покровская церковь в Филях – не единственное детище своего зодчего. Храм Знамения, который находится между Романовым переулком и Манежной площадью, также принадлежит авторству этого же неизвестного архитектора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Граф Шереметев привез на Воздвиженку жену, крепостную актрису

Венценосный племянник Нарышкина домовые церкви не жаловал, и в 1722 году храм стал приходским. Какое-то время он даже стоял запечатанным, но позже службы в нем возобновились. Последняя владелица усадьбы, внучка Льва Нарышкина Екатерина, вышла замуж за Кирилла Разумовского, брата приближенного к императрице Елизавете Петровне Алексея Разумовского. Их свадьба проходила на Романовом дворе, и государыня почтила торжество своим присутствием.

Шереметев двор. Угловой дом Разумовского

В конце 1780-х Кирилл Разумовский перестроил нарышкинский дом, превратив его в настоящий дворец, выходящий фасадом на Воздвиженку. Напротив него был, также в классическом стиле, выстроен еще один дом Разумовских, который называли «угловым». Сын Кирилла Разумовского, Алексей, женатый на Варваре Петровне Шереметевой, в 1799 г. продал имение ее брату, графу Николаю Петровичу Шереметеву. Сюда после венчания привез Николай. Шереметев молодую жену – бывшую крепостную актрису Прасковью Ковалеву-Жемчугову. А двор, да и бывший Романов переулок стали именоваться Шереметевыми.

В память крепостной актрисы

В 1812 году дом сильно пострадал от пожара. И супруга наследника Шереметевых, Дмитрия, Анна Сергеевна Шереметева пригласила известного московского архитектора А. С. Григорьева, под руководством которого были отремонтировали фасады храма. Архитектор переделал интерьер, объединив трапезную с четвериком храма, а боковые приделы – с центральным престолом. Были увеличены оконные и дверные проемы, заложены входы с гульбища, выложены новые каменные полы и солея, сделан новый иконостас.

Внук Николая Петровича Александр Шереметев существенно изменил вид усадьбы, построив перед дворцом доходные дома. В главном доме усадьбы в конце XIX века заседала Городская Дума, позже – размещался Охотничий клуб, на сцене которого играли будущие артисты Московского художественного театра. В первые годы Советской власти усадьбу заняла Военная Академия, а затем – кремлевская больница. Шереметев переулок стал улицей Грановского.

Знаменский храм закрыли в 1930 г. Его приспособили для нужд кремлевской больницы и столовой, расположив последнюю непосредственно в церкви. Храм лишился глав, многих элементов декора, арки галереи заложили кирпичом. Облик сооружения был изуродован перекрытиями и пристройками. Вдобавок, при бомбежке в 1941 году были выбиты окна.

В 1950-х была проведена первая реставрация храма: восстановлены барабаны и три главы, белокаменный декор. Следующая реставрация проводилась в 1970-х, но состояние постройки ухудшалось, чему способствовало проседание фундамента и вибрация, передающаяся на стены от вытяжных труб. Храм все же устоял и дожил до капитального ремонта, проведенного уже после возвращения святыни церкви в 2005 году и завершившегося в 2008-м., чему немало способствовали первые лица государства.

Шереметьев двор. Знаменская церковь

А переулок вновь именуется Романовым, и многочисленных туристов приводят во двор, где возвышается Знаменская церковь, бывшая домовым храмом знаменитых родов России – Романовых, Нарышкиных, Разумовских и Шереметевых.

Уникальность архитектурного стиля

Строительство каменной церкви Покрова послужило началу эпохи нарышкинского стиля. Историки до сих пор не могут назвать имя архитектора, воздвигшего храм. Некоторые отстаивают мнение, что автором проекта был сам Нарышкин. Другие называют имя Якова Бухвостова или Петра Потапова.

В пятиярусной центрической архитектуре хорошо прослеживаются элементы стиля раннего московского барокко. Строение имеет пять куполов и ориентировано по сторонам света. Сам собор и звонница образуют одно целое. На среднем ярусе расположены колокола, нижний – соединен аркадами. К главным входам ведут три широких крыльца со ступенями.

Внешне – монументальное строение, внутри оно не отличается большой площадью. Это объясняется тем, что верхняя церковь, в отличие от нижней приходской, была домовой. Два алтаря располагаются друг над другом, а иконостас состоит из девяти ярусов.

Храмовый интерьер принадлежит авторству Карпа Ивановича Золотарева. Он расписал стены храма, жертвенник, сделал иконостас, оформил резьбу. Многие посетители отмечают некоторое сходство лика архидиакона Стефана, изображенного на воротах алтаря, с императором Петром I, который любил посещать собор и подарил ему цветные витражи.

До нашего времени оригинальное убранство не дошло. Причиной тому стало вторжение Наполеоновской армии. В 1812 году здание использовали под конюшни. Только к окончанию XIX века сильно поврежденные фрески были заново отреставрированы современными мастерами. Единственное, что сумело пережить трудную историю – дубовый престол.

Как проходят богослужения

Церковь на Славянском бульваре открыта с 7:30 (по воскресеньям и в двунадесятые дни — с 6:30) до 18:30.

Здесь регулярно проводятся все установленные богослужения:

  • 8 часов — полиелейная Утреня, исповедь;
  • 9 часов — Божественная Литургия, молебен, лития;
  • 13 часов — молебен с восхвалением святого Спиридона Тримифунтского;
  • 16 часов — Водосвятный молебен с восхвалением Боголюбской (по воскресеньям) или Смоленской иконе Богоматери (по пятницам);
  • 17 часов — Всенощная (если она предусмотрена церковным праздником), исповедь;
  • 31 декабря в 17 часов — Новогодний молебен;
  • в воскресенья и двунадесятые праздники в 7 часов — ранняя Божественная Литургия, в 9 часов 30 минут — поздняя Божественная Литургия, в 17 часов — вечернее богослужение.

Каждое воскресенье в 11:00 после Литургии проводятся занятия в детской воскресной школе. По субботам и воскресеньям ведутся огласительные беседы. В преддверии больших церковных праздников проводятся встречи-беседы с посетителями центра социального обслуживания и сотрудниками МЧС.

Из истории церкви Покрова в Филях

Заложение собора произошло в 1619 году князем Федором Мстиславским, как символ победы над поляками. Тогда была построена деревянная церковь, освященная во имя Пресвятой Богородицы. Позже она отошла дяде юного тогда еще Петра I – Льву Кирилловичу Нарышкину. Так, приход стал частью родового имения Нарышкиных.

Церковь Покрова в Филях

Во время знаменитого Стрелецкого бунта (1682 г.) богатый вельможа горячо молился Христу о спасении, обещая возвести собор, если ему удастся избежать гибели. Так, к 1694-му на месте прежней церкви появилась каменная с двумя храмами: нижний (приходской) – Покровский, и верхний (домовой) – во имя Спаса Нерукотворного. Тогда же на ее территории был разбит парк и назначен первый настоятель – Кузьма Анциферов.

Позже поселок Фили, где был расположен приход, переименовали на Покровское, а вблизи собора выложили шоссе (сейчас улица Б. Филевская). По нему паломники добирались к Звенигородской Саввино-Сторожевской обители.

Первый раз храм пострадал от наполеоновской армии во время набега французов на Москву. После этого Эммануил Дмитриевич Нарышкин, который на тот момент был владельцем, передал его Павлу Григорьевичу Шелапутину. До 1914 года зажиточный промышленник был старостой прихода, вкладывая в него немалые деньги.

Даже после Октябрьской революции церковь не преставала принимать прихожан. Несмотря на то, что верующим постоянно приходилось бороться за ее существование с руководством завода №22, там продолжали проводиться богослужения.

Так, храм действовал до начала XX века, пока летом 1941 года его не закрыли. Чтобы немецкие наводчики не воспользовались высокой постройкой для корректировки своей артиллерии, ее разобрали вплоть до нижнего яруса. Однако эти меры не помогли – церковь все же подверглась авиаударам.

Два года здание использовали как военный госпиталь, а после победы отдали под склад макулатуры. Реставрировать собор начали с 1955 года, завершив последние работы только к 80-м годам XX столетия. После проведения Олимпиады в Москве, приход отошел музею имени Андрея Рублева.

В начале 90-х, по просьбам верующих, Покровский храм возобновил богослужения. Первый молебен состоялся 14 октября 1992 года, однако верхняя церковь продолжала оставаться музеем. Спустя два года приход обрел настоятеля – им стал протоиерей Борис Михайлов. А 28 марта 2000 года был издан указ, согласно которому разрешалось проводить регулярные праздничные службы.

К собору в Филях стекаются паломники со всей России

Сейчас к собору в Филях стекаются паломники со всей России, чтобы поклониться святыням и помолиться. Также на территории прихода действуют:

  • воскресная школа;
  • церковный исторический музей;
  • паломнический центр;
  • молодежная организация «Филевцы».

Прихожане принимают активное участие в социальной деятельности, помогают бедным и нуждающимся, собирают благотворительность на храмовые нужды.

История

Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.

Документов об авторе церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некоторые искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова, зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке.

В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком — там, где был двор Л. К. Нарышкина, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим — для того же заказчика.

Храм Покрова в Филях — пятиярусная центрическая церковь, построенная в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание церкви с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трех сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе зимнюю и летнюю церкви и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.

Храм в 1888 году

На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I.

Позднее около церкви был разбит регулярный парк.

Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.

Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).

По храму село Фили было названо Покровским. Мимо храма проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.

В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него.

До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.

Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.

В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.

С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов, но регулярные богослужения не возобновились.

После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма; в нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.

В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.

Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.

На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.

Название «Нарышкинский стиль» появился после изучения церкви Покрова в 1920 годы

Нарышкинский стиль стоит рассмотреть более подробно, так как история его развития довольно интересна. Его архитектура настолько необычна, что многие любители архитектурного искусства приезжают взглянуть на великие памятники нарышкинского стиля.

Название «Нарышкинский стиль» появилось после особо пристального изучения церкви Покрова в 1920 годы. С того времени Нарышкинскую архитектуру называют именно так.

Нарышкинский стиль связан тесно с узорочьем.

Для зданий этого стиля характерно смешение противоречивых тенденций, а также внутренняя напряженность, разнородность структуры.

В таком стиле присутствуют некоторые черты европейского барокко и маньеризма, а также видны отголоски готики и даже ренессанса и романтизма. Все это слилось еще с русским деревянным зодчеством, среди которой можно и увидеть черты древнерусской каменной архитектуры.

Также для Нарышкинского стиля характерен гигантский объем. Это можно увидеть во многих зданиях Москвы за первую половину 17 века. Многие традиции такого стиля можно проследить и в проектах известного архитектора Зарудного, а также всем известного Баженова.

Самыми ранними постройками Нарышкинского стиля принято считать московские и подмосковные имения боярской семьи Нарышкиных.

На территории этого имения были многоярусные церкви с красного кирпича, в которых можно было увидеть белокаменные и декоративные элементы. Яркими образами Нарышкинского стиля принято считать храм Покрова в Филях и Церковь Троицы в Троице-Лыкове.

Церковь Троицы в Троице-Лыкове была построена в Нарышкинском стиле. Можно также увидеть и внешнее сходство с храмом Покрова в Филях. Фото: upload.wikimedia.org

Церковь в Филях – легкая кружевная сказка

Храм в усадьбе Нарышкина – домовая церковь, предназначенная для хозяев усадьбы и их гостей. Богатое внешнее убранство с белокаменным кружевом, чарующее изяществом, ярусное строение – свидетельство знатности происхождения хозяина и его добродетели.

Устройство церкви

Церковь Покрова в Филях двухпрестольная: нижний ярус – зимний отапливаемый храм в честь Покрова Богородицы, в верхнем ярусе – главный храм в честь Спаса Нерукотворного. Вопреки канонической традиции, алтари расположены вертикально друг над другом, нижний алтарь не выступает на восток, как было принято.

Пятиярусная церковь похожа на устремленную ввысь пирамиду. Ярусы отделены друг от друга узорчатыми поясами. Через большие окна каждого яруса в здание льется поток света.

К главному телу храма пристроены 4 боковые главы, ориентированные по сторонам света. Центральная глава стоит далеко и возносится вверх. Восточную и западную главы венчают двуглавые орлы под крестами, а центральную главу – еще и корона.

С двух сторон церковь охватывает открытое гульбище, куда ведут широкие раскидистые лестницы. Колокольня и церковь совмещены, ярус звона расположен над храмом: колокола висят в пролетах среднего яруса. Внутри стен – лестница, ведущая на колокольню.

Внешнее убранство

Построенный Львом Кирилловичем каменный храм оказался новым по формам в сравнении с обычными церквами. По углам здание украшают колонны, поддерживающие карнизы, над которыми установлены изящные резные гребешки.

Автор резного убранства – Карл Иванович Золотарев, мастер Оружейной палаты, в архитектуру храма ввел белокаменные детали: шпили, гребешковые навершия окон и дверей.

Белокаменные наличники окон неодинаковой формы, с тонкими колонками, дополняются ажурными крестами, которые сияют золотом граненых главок, их нарядность возрастает по вертикали.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы пышно украшена резным белым камнем. Изысканное белое кружево нарядно смотрится на фоне красных стен, создавая праздничное ощущение. Даже в пасмурные дни воздушная, затейливая стройная церковь в Филях выглядит торжественно и радостно.

Интерьер

В интерьере храма Покрова Пресвятой Богородицы звучит тема царского величия: внутреннее устройство свидетельствует о горнем: «Церковь есть небо земное!».

В центре иконостаса – храмовая икона Спаса Нерукотворного, перед которым юный Нарышкин молился о спасении. Боярин почтил образ: икону покрывала золотая риза, украшенная изумрудами, алмазами и рубинами.

Церковь небольшая, внутри – отдельная ложа, прозванная «царской»: узкий двухъярусный балкон перед иконостасом, где во время службы должны были стоять хозяин усадьбы и его венценосный племянник. Кстати, посещая храм в Филях, Петр I никогда не поднимался в царскую ложу. Царь оставался во время богослужения на клиросе вместе с певчими и пел с ними.

В Церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях нет стенной росписи, ее заменил 9-ярусный иконостас, украшенный деревянной резьбой и увенчанный распятием. Спаситель и Богоматерь изображены в царском облачении.

Над резным распятием – образ Животворящей Троицы в окружении ангельских сил. Резьба иконостаса, сверкающая позолотой, – символ райского сада, пышного и красивого. Главный символ Христа, его страданий и Святого Причастия – виноградная лоза, которую окружают символы райского изобилия: цветы, ягоды и раковины с жемчужинами, резные корзины.

Слева от царских врат – образ Успения Богоматери. Нижний ярус иконостаса посвящен дому Романовых и Нарышкиных – иконы, связанные с хозяевами дома и их августейшими родственниками:

  1. Образ «Апостолы Петр и Павел» посвящен именинам Петра I.
  2. Иоанн Предтеча и Алексий, человек Божий» посвящен именинам брата хозяина Ивана Нарышкина, убитого стрельцами, и царя Алексея Михайловича.
  3. Икона мучеников Адриана и Наталии в честь царицы Натальи Кирилловны.
  4. Образы святителя Льва, епископа Катанского и великомученицы Параскевы, посвященные Льву Нарышкину и его супруге Прасковье.

Архитектурный стиль: барокко на русский лад

Стиль, в котором Лев Нарышкин построил Покровскую церковь, носит его имя – нарышкинское барокко. Дядя Петра I, как и его знаменитый племянник, был большим любителем всего европейского, и ему нравились пышно украшенные барочные здания, но в то же время он не хотел полностью отказываться от русских традиций. В результате вся усадьба Нарышкина в Филях, включая и храм, была выстроена в своеобразном стиле: здания были богато украшенными, но при этом не казались громоздкими. 

Композиция этой церкви тоже традиционная для русских, православных храмов – ее первый этаж имеет прямоугольную форму, а второй и последующие – форму восьмиугольника. Здания этого типа называются «восьмерик на четверике», и изначально так строились деревянные церкви, а после возведения храма в Филях, стали появляться и другие каменные храмы такой формы. 

Кто был архитектором Покровского храма, точно неизвестно. В 1712 году в усадьбе Нарышкиных случился пожар, во время которого сгорело множество документов, в том числе и все бумаги, имеющие отношение к возведению церкви, в которых упоминалось имя ее создателя. Часть исследователей предполагает, что архитектором храма был Яков Бухвостов, создававший и другие здания в стиле нарышкинского барокко, но есть и другая версия – что его построил другой известный в то время зодчий Петр Потапов. 

Ложа для скромного царя

Интерьеры этого храма создал знаменитый иконописец и резчик по дереву Карп Золотарев. К сожалению, внутреннее убранство нижнего храма до наших дней не сохранилось – все было уничтожено французами в 1812 году. Зато на втором этаже почти все созданные Золотаревым произведения искусства уцелели. Там находятся уникальные резные Царские врата, позолоченный алтарь и девятиярусный иконостас, имеющие не только религиозную, но и музейную, историческую ценность. 

Поскольку храм строился в усадьбе близкого родственника Петра I, было очевидно, что царь наверняка будет время от времени посещать это место. Поэтому на втором этаже церкви была сделана «царская ложа» — маленький балкон, где российский правитель мог бы находиться во время служб. Однако Петр Алексеевич, приезжая в Покровский храм, предпочитал скромно стоять среди остальных молящихся и никогда не пользовался этим балконом. 

Сток под вопросом

«Исторически здесь всегда был естественный сток вод. Вода течет по склону, попадает в Москва-реку, – протоиерей Борис Михайлов, настоятель Покровского храма в Филях, показывает рукой в сторону набережной. – Что планируют сделать сейчас? Территорию в низине, где была промзона речного порта, хотят застроить 70-метровыми жилыми домами, провести там восьмиполосное шоссе. Под это строительство нужно будет забетонировать площадку, и она станет плотиной на пути воды. На том месте, где сегодня стоит храм, будет болото».

Отец Борис – искусствовед по образованию. Он написал книгу по истории филевского храма и влюблен в него всей душой. О грядущей застройке настоятель узнал от местных жителей, многие из которых его прихожане.

Они развернули настоящую борьбу против строительных планов. Застройка, по их мнению, повредит не только храму, но и сделает невыносимой жизнь остальных обитателей Новозаводской улицы.

Сложные грунты под местом будущего строительства приведут к разрушению соседних домов, исчезнут спортивные площадки, квартал окажется в кольце дорог.

Местные жители собрали более тысячи подписей жильцов в свою поддержку, написали письма президенту, премьер-министру, мэру Москвы, в целый ряд государственных учреждений.

Образцы этих писем выложены в соцсетях. Их предлагают подписать и отправить от своего имени всем желающим.

– Я такой пролетарской ярости не видел, воспроизвести это невозможно, – вспоминает отец Борис общественные слушания в ноябре, где жильцы встретились лицом к лицу с застройщиками.

Застройщик – ОАО «Порт-Сити», одним из учредителей которого является Михаил Хубутия, председатель Союза грузин России и председатель совета директоров торгового дома «Шатер» (управляет московскими Гостиным Двором и Манежем).

– На слушаниях застройщикам удалось получить перевес в голосах, – говорит Сергей Клычков, координатор движения «Архнадзор». – Они представили свои списки, где фигурировало более 2000 подписей за строительство. В основном в этих бумагах подписались сотрудники ближайших кафе и шиномонтажей. Сейчас местные жители обратились в прокуратуру, поскольку подозревают, что часть подписей подделали.

Судьба строительного проекта, который поставит под угрозу будущее уникального храма, сегодня не ясна. «Понятно, что застройщики не откажутся от него просто так, будут продавливать его», – говорит отец Борис Михайлов. С этим мнением согласен и эксперт «Архнадзора».

В самом «Порт-Сити» отрицают, что застройка Западного порта негативно повлияет на состояние храма. «Разговор про отсутствие стоков – это разговор дилетантов, – говорит сотрудник компании, который отказался назвать свое имя. – Понятно, что о сплошной бетонной стене, которая создаст болото наверху, речи не идет. Все-таки проект делали специалисты».

«Не нужно быть специалистом, чтобы понимать: три 70-метровые высотки и многополосная трасса нарушат исторически сложившуюся гидрологеолгическую ситуацию», – говорит отец Борис Михайлов.

По словам сотрудника «Порт-Сити», сейчас проект проходит доработку в НИИ Генплана. Сроки начала строительства пока неизвестны.

Другие церковные здания в Фили-Давыдково

Кроме собора Смоленского образа Богоматери, в архитектурном ансамбле находятся другие церковные здания, в частности, приписанный храм Георгия Победоносца при МЧС на западе на Давыдковской. Он построен по адресу: ул. Давыдковская, дом 7а. Дорога к святыне идет от станции метрополитена «Славянский бульвар», далее автобусами №104, 641 или 732 до остановки «Детский сад».

Собор Георгия Победоносца проводит следующие службы:

  • 8 часов — исповедь;
  • 9 часов — Божественная литургия, молебен, лития;
  • 16 часов — Водосвятный молебен с восхвалением великомученика Георгия Победоносца;
  • 17 часов — Всенощная, исповедь;
  • 31 декабря в 17 часов — Новогодний молебен;
  • в воскресенья и праздники в 8 часов — Божественная литургия, в 17 часов — Всенощная.

При обители работает воскресная школа для детей и взрослых, которая проводит культурно-просветительские мероприятия. В ней изучают закон Божий, Священное писание, Катехизис, историю Русской религиозной мысли, историю Русской Православной Церкви, Церковно-Славянский язык и другие религиозные предметы. Кроме этого, факультативно преподается хоровое пение, совершаются паломнические поездки.

Педагоги воскресной школы осуществляют социальную и катехизаторскую работу. Вместе с воспитанниками они участвуют в организации и проведении викариатских Пасхальных и Рождественских торжеств, художественных конкурсах, ежегодных Георгиевских играх. На базе школы создан православный молодежный клуб «Акалуф».

Выводы

Нарышкинское барокко – уникальное явление в русском зодчестве, не похожее ни на одно из мировых архитектурных стилей. Этот самобытный стиль вобрал в себя всё лучшее, что было в отечественной и западной архитектуре. К сожалению, после 1710-х годов подобные храмы больше не строились. Однако ещё до конца столетия в работах русских зодчих чувствуется влияние нарышкинского стиля и даже образуются его ветви (Строгановская ветвь).

И по сей день нарышкинское барокко украшает множество городов, а в небольших деревеньках можно встретить так называемый деревенский стиль. А более элитные постройки представлены во французском стиле шале, который отражается не только в архитектуре, но и прекрасен в интерьерах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector