Дионисий

ДИОНИСИЙ (художник)

ДИОНИСИЙ

(ок. 1440 – после 1503), русский художник, мастер фрески и иконописи. Также по теме: ИКОНА ПРАВОСЛАВНАЯ

О биографии Дионисия практически ничего не известно. Первый крупный заказ он получил между 1467 и 1476, когда украсил фресками и иконами церковь Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре; Дионисий работал здесь под началом старшего мастера, Митрофана, однако завоевал уже достаточный авторитет, поскольку летопись упоминает обоих художников как «пресловущих паче всех» (т.е. славнейших). Известно также, что он писал фрески и иконы в Успенском соборе Московского Кремля (1481, совместно с Тимофеем, Ярцом и Коней), что свидетельствует о его высокой репутации при дворе великого князя московского Ивана III, а также в церкви Успения Богоматери Иосифа-Волоколамского монастыря (после 1485, совместно со своими сыновьями у учениками – Феодосием и Владимиром – и старцем Паисием) и в Павлово-Обнорском монастыре (близ Грязовца на Вологодчине; 1500). Среди этих произведений, сохранившихся на месте либо перенесенных в музеи, бесспорно принадлежащими кисти Дионисия считают: фрески Похвальского и Петропавловского приделов, жертвенника и алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, а также иконы – Богоматерь Одигитрию

из Вознесенского монастыря Кремля (1482),Митрополита Алексея в житии (обе – в Третьяковской галерее) иМитрополита Петра в житии (Успенский собор Московского Кремля),Распятие иСпаса в силах из Павлово-Обнорского монастыря (обе иконы – в Третьяковской галерее).

Для стиля Дионисия типичны более грациозные (в сравнении со стилем Рублева) и значительно более удлиненные по пропорциям фигуры, прохладные (в особенности во фресках) колористические гаммы с преобладанием изысканных светлых оттенков, тяготение к идеальной красоте ликов, как правило, лишенных этнической – греческой или русской – характерности. Явственней всего эти черты, вкупе с декоративным чутьем мастера, проступают в самом масштабном его творении – в исключительно хорошо, практически без поновлений сохранившихся росписях собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря, которые он создал в 1502 вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром (что касается икон из этого собора, то самые ценные их них находятся ныне в Третьяковской галерее и Русском музее). Сюжетно здесь доминируют сцены земной жизни Богородицы вкупе с символическими мотивами из ее акафиста (созданного в 6 в. Романом Сладкопевцем); все в целом слагается в зрительный гимн Свет неизреченно Родившей

, исполненный удивительной духовной гармонии и грациозного благородства форм. Краски буквально излучают свет, во многом благодаря тому, что белый цвет впервые в древнерусском искусстве обретает самоценное звучание.

Также по теме:

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Будучи человеком вполне мирским (известен исторический анекдот о том, как он согрешил в Пафнутьевой обители тем, что принес туда жареную баранью ногу, т.е. еду в высшей степени не монастырскую), Дионисий, тем не менее, прославился среди современников как «изящный и хитрый» изограф. Его высоко ценил преподобный Иосиф Волоцкий, возможно, именно ему адресовавший свое Послание иконописцу

(конец 15 в.), написанное в защиту икон против еретиков.

Влияние мастера породило в 16 в. целую традицию или «школу Дионисия», к которой принадлежал, в частности, его сын Феодосий (известнейшее произведение последнего – росписи Благовещенского собора Московского Кремля, 1508).

Также по теме:

ИКОНА

Значение Дионисия для русской иконографии

ЮНЕСКО посвятила 2002 год Дионисию-иконописцу. Значение творчества этого мастера трудно переоценить. Он развил идеи своего знаменитого предшественника, Андрея Рублева и в то же время привнес много характерных только для него черт. Например, усиление цветом и обильное использование белого после Дионисия стали использовать и другие мастера. Примечательна также его манера изображения фигур с намеренно удлиненными конечностями, что у искусствоведов принесло ему славу маньериста. Фрески и иконы Дионисия удивляют уверенным рисунком, полупрозрачным колоритом, пластичностью и совершенством композиций.

Сыновья Дионисия

Серьезную помощь и поддержку своему отцу оказывали его сыновья, которых звали Феодосий и Владимир. Вся живопись рубежа XV-XVI веков характеризуется творчеством героя нашей статьи и двух его сыновей. Интересно, что в отличие от многих своих предшественников, которые сами были монахами, работая в монастырях, Дионисий оставался мирянином. Возможно, и умер в этом статусе, хотя большинство биографов считают, что он все-таки принял монашеский постриг перед смертью.

Своих сыновей Дионисий сам обучил непревзойденному искусству иконописи, вместе они работали в разных уголках Руси. Например, вместе расписывали каменную церковь Успения Богоматери в Иосифо-Волоколомском монастыре, заложенную в 1484 году, на следующий год она была освящена. Тем же летом Дионисий и расписывал ее вместе с сыновьями.

Активным продолжателем дела отца стал его младший сын Феодосий, которого в 1508 году пригласил великий князь Василий III, чтобы расписать Благовещенский собор в московском Кремле. Там можно было увидеть лики Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, византийских императриц и императоров. Все это символизировало преемственность власти московских князей.

Феодосий также прославился, как оформитель церковных книг по библейским сюжетам. Именно с его именем многие ассоциируют появление старопечатного орнамента. А вот про творчество старшего сына Дионисия Владимира ничего неизвестно. По самой распространенной версии, он приняли монашеский постриг под именем Вассиана.

Утраченные работы

У исследователей большое сожаление вызывает тот факт, что многие известные работы Дионисия не дожили до нашего времени. Например, речь идет про икону «Страшный суд». Эта фреска была расположена на западной стене Богородице-Рождественского собора. К сожалению, фигура Иисуса Христа, которая была изображена на фреске, со временем оказалась утрачена из-за желания более поздних хозяев собора сделать дополнительное окно.

Знаковым для Дионисия стало знакомство с преподобным Иосифом Волоцким, которое произошло в Пафнутьевом монастыре. Основав свою обитель, Иосиф уговорил героя нашей статьи расписать и ее. Так, в описи монастырского имущества, которая относится к 1545 году, утверждается, что Дионисий создал для соборного храма большой деисус, то есть группу икон, в центре которых изображен Иисус Христос, а по бокам от него Иоанн Креститель и Богоматерь. Также мастер создал пророческий и праздничный ряды, украсил царские врата, изобразив на них традиционный библейский сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Всего, согласно той же описи, в обители оставалось 87 икон, написанных Дионисием или работниками его артели.

Прославился Дионисий росписями в Пафнутьево-Боровском монастыре.

Самые известные иконы написаны художником в Москве. «Митрополит Петр с житием», «Митрополит Алексий с житием» (1481) – для Кремлевского Успенского собора, икона «Богоматерь Одигитрия» (1482) – для Вознесенского монастыря.

Сохранились иконы Дионисия, написанные им для заволжских монастырей: Павло-Обнорского, Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского. Известно также, что Дионисий писал иконостас для Спасо-Каменного монастыря, находящегося под Вологдой. Русские летописи упоминают о росписях Дионисия, украшавших соборы Иосифо-Волоколамского монастыря под Москвой, Чигасова монастыря в Москве.

Расцвет деятельности знаменитого иконописца приходится на время работы в начале XVI века в северных монастырях Заволжья – в Белозерском и Вологодском краях. В этот период, в 1502 году, Дионисий вместе с сыновьями создает уникальный ансабмль фресок и икон Рождественского собора Ферапонтова монастыря – единственную сохранившуюся стенопись Дионисия.

Только здесь творчество «началохудожника» Дионисия представлено в подлинном, практически не измененном временем и людьми виде. Пафнутьево-Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы. Между 1467 и 1476 годом

Московский Кремль. Успенский собор. 1480 – 1481 годы
Спасо-Каменный монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1481 год Московский Кремль. Вознесенский монастырь. Вознесенский собор. 1482 год
Иосифо-Волоколамский монастырь. Успенский собор. После 1485 года Чигасов монастырь. Спасо-Преображенский собор. Конец 1480 годов
Павло-Обнорский монастырь. Троицкий собор. 1500 год Ферапонтов Белозерский монастырь. Собор Рождества Богородицы. 1502 год
Кирилло-Белозерский монастырь. Успенский собор. 1497 год Спасо-Прилуцкий монастырь. Спасо-Преображенский собор. 1503 год

«Белозерский» период

Знакомство и общение с преподобным Иосифом, который в то время считался одним из самых авторитетных людей в богословском отношении, многое дал Дионисию. Особенно это заметно на его работах, которые исследователи относят к «белозерскому» периоду. По мнению искусствоведов, его начало можно отнести к 1490 годам, а вот самыми поздними из дошедших до нас икон считают так называемые «северные письма» Дионисия, которые датируют 1500 годом. Их иконописец писал для Павло-Обнорского монастыря, который расположен неподалеку от Вологды.

В 1502 году Дионисий создает фрески для Богородице-Рождественского собора, расположенного на территории Ферапонтова монастыря. В этом ему помогают сыновья. А вот уже следующий год официально многими считается годом его смерти, хотя есть основания полагать, что прожил он значительно дольше.

Еще один интересный момент о судьбе Дионисия. Считается, что незадолго до своей кончины он принял постриг инока, проведя остатки своих дней в монастыре, как говорили в те далекие времени в богомыслии и безмолвии.

С уверенностью сегодня можно заявлять, что Дионисий был одной из самых выдающихся личностей того временного периода.

«Белозерский» период

Знакомство и общение с преподобным Иосифом, который в то время считался одним из самых авторитетных людей в богословском отношении, многое дал Дионисию. Особенно это заметно на его работах, которые исследователи относят к «белозерскому» периоду. По мнению искусствоведов, его начало можно отнести к 1490 годам, а вот самыми поздними из дошедших до нас икон считают так называемые «северные письма» Дионисия, которые датируют 1500 годом. Их иконописец писал для Павло-Обнорского монастыря, который расположен неподалеку от Вологды.

В 1502 году Дионисий создает фрески для Богородице-Рождественского собора, расположенного на территории Ферапонтова монастыря. В этом ему помогают сыновья. А вот уже следующий год официально многими считается годом его смерти, хотя есть основания полагать, что прожил он значительно дольше.

Еще один интересный момент о судьбе Дионисия. Считается, что незадолго до своей кончины он принял постриг инока, проведя остатки своих дней в монастыре, как говорили в те далекие времени в богомыслии и безмолвии.

С уверенностью сегодня можно заявлять, что Дионисий был одной из самых выдающихся личностей того временного периода.

Росписи собора Рождества Богородицы

Среди последних работ, о которых можно с уверенностью говорить, что они принадлежат кисти Дионисия, можно отметить настенные росписи иконостаса в соборе Рождества Богородицы на территории Ферапонтова монастыря. Их он выполнял уже вместе со своими сыновьями, которые часто помогали отцу, когда выросли.

Творчество иконописца Дионисия насчитывает десятки известных произведений. Исследователи в числе самых известных назвыают житейные иконы митрополитов Алексея и Петра, написанные в 1462-1472 годах, «Богоматерь Одигитрию» 1482 года, «Крещение Господне» 1500 года, «Распятие» и «Спас в силах» того же периода, «Сошествие в ад».

Точная дата смерти Дионисия не установлена. В разных источниках указывается 1503, 1508 год или даже после 1520-х годов.

Иконы иконописца Дионисия ценятся не только в России, но и во всем мире. Именно поэтому 2002 году был объявлен годом Дионисия по решению ЮНЕСКО.

Ферапонтова обитель (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Этот скромный монастырь, расположенный в Вологодской области (Кирилловский район), следует упомянуть особо. Здесь, в соборе Рождества Богородицы, Дионисий-иконописец работал вместе с сыновьями в 1502 году. Мастер создал уникальный по красоте и технике ансамбль икон и фресок. Это настоящий гимн Богородице в красках – торжественный, но в то же время радостный и светлый. Доминируют белые, золотистые и зеленоватые цвета, нежные полутона. В целом, изображения порождают праздничное настроение, несут надежду на всепрощение Божье и грядущее Царство Небесное. Чем же так примечательны росписи Ферапонтова монастыря? У обители впоследствии никогда не было достаточно средств, чтобы переписать фрески в угоду новой моде. Поэтому только здесь мы можем увидеть работы мастера в подлинном, неизмененном виде.

Житие философа

   Святой родился в шестом или седьмом году по Р.Х., от благородных и знатных родителей. Обучался наукам, в первую очередь, философии, в Афинах, которые славились своими философскими школами.

 Философия того времени, породив множество различных школ, пришла к скептицизму, отрицавшему возможность познания истины и даже ее существование. Античные философы пришли к этому неправомерному выводу, что истина, якобы, непознаваема или вообще не существует.

 Сомневался в этом лишь Сократ, который смиренно утверждал, что «знает, что ничего не знает». Дионисий к 25 годам достигший блестящих успехов в познании наук, в философии придерживался не общепринятого скепсиса, а именно сократического сомнения. Что впоследствии и сказалось в его богословии.

Наблюдал солнечное затмение в момент, когда распяли Христа

   Желая еще более усовершенствоваться в знаниях, святой отправился в египетский город Илиополь, где изучал астрономию. Именно там он наблюдал удивительное и страшное явление, когда, во время распятия Христа, Землю окутала трехчасовая тьма (ср.Мф.27: 45). Тогда Дионисий по наитию Духа Святого пророчески изрек:

Член Ареопага в Афинах

   После сего, возвратившись в Афины, Дионисий вступает в брак с Дамарью и, ввиду своей знатности и образованности, становится одним из видных членов афинского Ареопага.

Который представлял собой важный орган власти и судебно-политический трибунал. Поэтому вполне закономерно предположение святителя Иоанна Златоуста, считавшего, что приведшие ап. Павла в ареопаг языческие философы(ср.Деян.17: 16-19) хотели не только выслушать его учение, но и осудить его там на смерть.

   Но богомудрый апостол уловил мудрецов их же мудростью. Дело в том, что афиняне были чрезвычайно набожны, сие и отметил в начале своей проповеди в ареопаге ап.Павел (Деян.17: 22). Поэтому город был заполнен множеством капищ с самыми различными идолами, коих горожане почитали как «богов». Но при этом они настолько боялись пропустить какого-то «бога», прогневавши этим его, что даже устроили храм сему предполагаемому «неведомому Богу». Этим и воспользовался апостол, сказав, что именно сего Бога он и проповедует.

   Уже затем, наедине, ап. Павел объяснил Дионисию Ареопагиту, что этот Бог, воплотившись, уже явился на земле. И ради спасения людей Он, Иисус Христос принял крестную смерть, причем, во время Его распятия во всем мире была трехчасовая тьма. И тогда Дионисий вспомнил то необычайное астрономическое явление, свидетелем коего был в Египте, и уверовал во Христа.

Крещение Дионисия

   Еще более утвердило его веру чудо исцеления ап.Павлом некого слепца. После чего Дионисий вместе со всем своим домом принял крещение от апостола и стал христианином. Затем оставив жену и детей он в течение трех лет следовал за апостолом Павлом, будучи его учеником и помощником в деле благовестия.После чего тем же апостолом был поставлен епископом Афин.

Св.Дионисий сподобился и той великой благодати, что лицезрел Саму Пречистую Деву Богородицу, и был настолько восхищен Ее величием и благодатью, исходящей от Нее, что, по его же собственному свидетельству, только проповедь ап.Павла против язычества помешала ему назвать Ее Божеством! Святой также был свидетелем Успения Богородицы и участвовал в Ее погребении. При этом он удостоился слушать учение всех апостолом, особенно ап. Иоанна Богослова, собранных к Успению.

Иконография: Успение Богородицы Материал: Дерево, маслоРазмеры иконы:  высота 51,5 см, ширина 70 см Икона изображает евангельский сюжет Успения Богоматери. Самарский областной художественный музей

   После чего св. Дионисий, будучи епископом афинским, достаточно долгое время пребывал в сем городе, где основательно утвердил Церковь Христову, обратив множество афинян ко Христу. Однако желая еще больше послужить делу апостольского благовестия, он, поставив в Афинах другого епископа вместо себя, сначала удалился в Рим, где был принял св.Климентом Римским. А уже оттуда по просьбе последнего он, сопровождаемый другими святыми благовестниками, отправился на проповедь в Галлию (нынешняя Франция).

  Особенно долго св. Дионисий трудился в городе Лютеции (нынешнем Париже), где построил храм и основал Церковь. Посему с полным основанием может считаться просветителем Франции.

Сент-Дени, Франция

Основные направления деятельности Дионисия и их результаты.

Результатом данной деятельности стали росписи:

  • Собор Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре(1467-1477)
  • Успенский собор в Москве( 1481)
  • Работа в Иосифо-Волоколамском монастыре: роспись церкви Успения Богоматери

(фрески не сохранились, так как собор был полностью перестроен в 17 веке)

Росписи и иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (совместно с сыновьями Феодосием и Владимиром)

Другим направлением деятельности Дионисия стала иконопись. Он создавал и отдельные иконы, и целые иконостасы. И здесь проявились его особенности черты иконописания: произведения носили праздничный характер, даже парадность, отражая эпоху расцвета Руси. Краски светлы, фигуры изящны, а лики прекрасны. Образы чисты, смиренны, призывающие к духовному очищению.

Результат данной деятельности – множество икон, созданных мастером. Правда, дошло до нас лишь их небольшое количество. Вот некоторые из икон.

  • Сошествие в ад, 1495—1504 гг. Русский музей.
  • Распятие, 1500
  • Митрополит Алексий с житием( Третьяковская галерея)
  • Митрополит Пётр с житием (музеи Московского Кремля)
  • Икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля, 1492 («Апокалипсис или откровение Иоанна Богослова, видение конца мира и страшного суда».
  • «Богоматерь Одигитрия» из Вознесенского монастыря в Московском кремле, 1482

Таким образом, Дионисий — один из талантливых иконописцев, художников эпохи расцвета централизованного государства. Его росписи, иконы — свидетельство неповторимой, индивидуальной манеры, ставшей образцом для его последователей. Его творения — это песнь в красках, прославляющая добро и красоту. Идея величия России, восхваление её, прославление её истории – всё это сделало произведения Дионисия настоящим достоянием России и всего мира. Не случайно 2002 год,  когда исполнилось 500 лет росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря, ЮЕЕСКО объявило годом Дионисия.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Сошествие в ад. 1495—1504 гг. Русский музей.

Распятие. 1500

Алексий, митрополит Московский с житием, начало 16 века.

Митрополит Пётр с житием , 1480-е годы (музеи Московского Кремля)

Богоматерь Одигитрия», Вознесенский монастырь Московского Кремля, 1482

Икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля, 1492

Евангельские сцены, роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1495-1496.

Ферапонтов монастырь 1397г. Вологодская область.

Ферапонтов монастырь. Слева направо: собор Рождества Богородицы (1490), колокольня (17 в.) и церковь Благовещения (1530—1534).

Николай Чудотворец..Собор Рождества Богородицы (1495-1496)). Фрески Дионисия.

Успенский собор в Москве.1475-79.Автор проекта Аристотель Фиораванти.

Фрески Дионисия в Успенском соборе.

Голова неизвестного святого. Фреска в Соборе Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре(1467-1477)

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь( основан в 1448). Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Калужская область.

Исчезновение Дионисия

А потом Дионисий исчез. Многие историки были уверены в том, что иконописец умер, поэтому и упоминать о нем перестали. Долгое время предположительной датой смерти Дионисия считался 1508 год. Некоторые эксперты и вовсе склонялись к тому, что мастер ушел из жизни еще раньше. Как отмечает в издании «Словарь русских иконописцев XI-XVII веков» Игорь Кочетков, основания для этого у специалистов имелись. Дело в том, что именно в 1508 году была начата роспись Благовещенского собора, которая была поручена не самому Дионисию, а его сыну Феодосию. Кроме того, В.В. Дергачев сообщал, что на основании синодиков Ферапонтова монастыря он пришел к выводу, что Дионисий скончался вскоре после 1503 года.

Однако Игорь Кочетков настаивает на том, что икона «Митрополит Алексий с житием», авторство которой приписывается Дионисию, была написана в 1519 году. Именно поэтому дата смерти Дионисия после открытия Кочеткова отдвинулась по меньшей мере до указанного года. Версия Кочеткова подтверждается Н.К. Голейзовским, который так же, как и Дергачев, полагаясь на синодики, но уже Пафнутьева Боровского монастыря, пришел к выводу, что Дионисий ушел в мир иной вообще в 1520-х годах. Мало того, вполне вероятно, что в конце жизни иконописец наконец принял монашеский постриг, вследствие чего получил новое имя. Поэтому и сведения о нем до сих пор вызывают такие споры.

Утраченные работы

У исследователей большое сожаление вызывает тот факт, что многие известные работы Дионисия не дожили до нашего времени. Например, речь идет про икону «Страшный суд». Эта фреска была расположена на западной стене Богородице-Рождественского собора. К сожалению, фигура Иисуса Христа, которая была изображена на фреске, со временем оказалась утрачена из-за желания более поздних хозяев собора сделать дополнительное окно.

Знаковым для Дионисия стало знакомство с преподобным Иосифом Волоцким, которое произошло в Пафнутьевом монастыре. Основав свою обитель, Иосиф уговорил героя нашей статьи расписать и ее. Так, в описи монастырского имущества, которая относится к 1545 году, утверждается, что Дионисий создал для соборного храма большой деисус, то есть группу икон, в центре которых изображен Иисус Христос, а по бокам от него Иоанн Креститель и Богоматерь. Также мастер создал пророческий и праздничный ряды, украсил царские врата, изобразив на них традиционный библейский сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Всего, согласно той же описи, в обители оставалось 87 икон, написанных Дионисием или работниками его артели.

В чем суть мученического подвига и чему можем поучиться

   Суть этого подвига, как мы видим на примере мученичества св. Дионисия, — в любви Божией. Именно она подвигает христианина на мученичество и даже самую смерть за Христа. Об этом ап. Павел свидетельствует так:

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем»

(Рим.8: 35-39).

   Из чего можно научиться следующему: если мы имеем в себе изобильную любовь Божию, то можем взойти на подвиг мученичества. А если ее не имеем, то и рисковать не следует, но следует нам избегать преследований и поступать согласно слову Христову: «будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф.10: 23) 

Протоиерей Георгий Городенцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector